1448 г митрополит иона событие. Самостоятельность русской церкви. Инок из Костромского края


Митрополит Иона (1448-1461 гг.)

Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в продолжительной борьбе московского князя Василия Васильевича из-за великого княжения с Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который имел претензии на великокняжеский стол по древнему праву родового старшинства. В начале, правда, Шемяка, завладевший великокняжеским столом в 1446 г., своими вероломными обещаниями склонил Иону к одному действию, направленному во вред Василию Васильевичу. Иона выдал Шемяке, за своим ручательством, сыновей Василия, но тотчас же восстал против вероломного князя, как только тот злоупотребил его доверчивостью. И сам Василий Васильевич впоследствии ничего не имел против митрополита Ионы, очевидно зная, что поступок святителя был результатом просто незлобивой ошибки. С тех же пор, как в 1447 г. Василий Васильевич согнал Шемяку с великокняжеского стола, св. Иона уже не переставал всячески помогать великому князю смирить его соперника. Писал Шемяке от лица всего русского духовенства смирительную грамоту с угрозой церковного отлучения. Такие же грамоты разослал к сторонникам Шемяки: неоднократно писал новгородцам и в мятежную колонию - Вятку. Помогал митрополит Иона московскому князю насколько мог своим авторитетом и в борьбе с внешними врагами - татарами. Татарское иго над Русью почти уже совсем ослабело, но приходилось еще считаться с частыми набегами и расплачиваться с эфемерными победителями не совсем легкой «данью». Великому князю существенно необходима была для облегчения этой борьбы согласная помощь князей удельных, о чем и просил последних митрополит в специальных к ним посланиях, стараясь иногда действовать на них и через местных епископов. Еще одно церковно-правительственное деяние митр. Ионы также может быть учитываемо, как содействие возвышению авторитета Москвы. Это - торжественное причтение к лику святых митр. Алексия, нетленные мощи которого были найдены по случаю постройки церкви в Чудовом монастыре.

Государственное значение и государственный авторитет митрополита сохраняли при св. Ионе еще прежнюю свою силу. Иона при Василии Васильевиче, как и прежние митрополиты, во всех важных делах государственных был неизменным советником. К нему, как к ходатаю и поручителю, обращались все, имевшие дипломатические дела с Москвой: польский король, псковичи, Шемяка и его союзники…

Хотя митр. Иона и был в полном смысле ставленником Москвы, однако продолжал еще некоторое время быть фактическим митрополитом всея Руси. Но об утверждении своей власти над литовской половиной митрополии он должен был предварительно особо позаботиться. После бегства митрополита Исидора из России, Литовская Русь, как мы видели, могла еще снова принять его, как своего законного начальника, о чем Исидор и вел с ней переговоры как раз пред самым поставлением Ионы. Решаясь на это поставление, великий князь Василий Васильевич сносился с великим князем литовским и вместе с королем польским Казимиром (1440-1492) и только по получении от него согласия, созвал собор, рукоположивший Иону.

Однако, русские епархии литовского государства не сразу оказались под властью митроп. Ионы. Только в следующем 1449 г. митр. Иона, пользуясь состоявшимся между Казимиром и Москвой мирным договором, выхлопотал себе у повелителя Литвы право фактического управления литовско-русскими епархиями. Для увещания православного населения этих епархий - подчиниться митрополиту, поставленному на Москве, Иона писал особые послания, из которых до нас сохранилось два: 1) ко всем князьям и панам и боярам и наместникам и воеводам и всему купно литовско-галицкому людству и 2) к киевскому князю Александру Владимировичу. Согласие населения, видимо, было получено, и Казимир грамотой от 1451 г. подтвердил за Ионой право на «столец митрополичь киевский и всея Руси, как первие было по уставлению и обычаю русского христианства».

Этим актом подчинялись московскому митрополиту епархии Литвы, но оставлялись вне сферы его влияния епархии Галицкие. При тогдашнем разделении Литвы и Польши, Казимир в Польше не имел той полноты государственной власти, как в Литве, и должен был в большой степени подчиняться воле народа польского. Галичина же принадлежала к собственной Польше, как ее завоеванная часть, и там король прислушивался более уже к голосу латинского духовенства и соображался с интересами узко-национальными. Вот почему и специальные ходатайства Ионы о подчинении ему галицких епархий Казимир оставил без последствий.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1448: Оказание верующими помощи друг другу. 1933 (6026, 6027). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Запись 1448 Когда мы слышим дурные отзывы о каком-нибудь человеке, то внутренне сравнивая его с собою, говорим в сердце своем: я не таков, я, в сравнении с ним, совершенство, и мечтая так о себе и осуждая внутренне других, услаждаемся своим превосходством пред другими. Это

Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

На слова из книги пророка Ионы: Востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем по проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе. И воста Иона и иде в Ниневию, якоже глагола Господь (Иона 3:2–3). Вот проповедует Иона в Ниневии, Иудей - среди беззаконников. С грозной

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора

Митрополит Иона (1448-1461 гг.) Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора Карташев Антон Владимирович

Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец (+ 1461) Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 окт. вместе с московскими святителями и всея России

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.) Митрополит Феодосий занимал свою кафедру очень непродолжительное время с (1461 по 1464 г.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что,

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Иона II (1503-1507 гг.) Результаты победы и укрепившегося через нее положения вел. кн. Елены выразились, между прочим, и в том, что именно по ее предложению в преемники скончавшемуся еще в 1501 г. митр. Иосифу I Болгариновичу был выдвинут самой Еленой кандидат совершенно

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Русская Церковь (1448–1800) «Третий Рим». Создание Московского патриархата. На Флорентийском соборе греческий «митрополит Киевский и всея Руси» Исидор был одним из главных архитекторов унии. Подписав декрет об унии, он возвратился в Москву в 1441 г. римским кардиналом, но был

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Поучение 1-е. Св. Иона, митрополит Московский (Уроки из его жизни: а) должно служить Богу, б) помогать несчастным и в) любить свое отечество) I. Св. Иона, митрополит Московский, память коего Св. Церковь совершает в настоящий день, с юных лет возлюбил уединение и труды

Из книги автора

Митрополит Иона (+1461) Митрополи?т Ио?на (1390?е, село Одноушево близ Солигалича – 31 марта 1461, Москва) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году).Родился в 1390?х годах в селе Одноушево близ Солигалича в семье

Из книги автора

ИОНА, святый, митрополит Киевский и всея России чудотворец родился в Галиче; отец его, Федор Опаушев, прозывался Одноуша. Иона постригся 12-ти лет в одном Галичском монастыре, а оттуда перешел в Московский Симонов монастырь. В 1437 году Иона посвящен был во епископа

Из книги автора

1448. При каких условиях допускается перемена обители Милость Божия буди с вами! Не умею сказать, как вам лучше - жить в этом монастыре, в коем живете, или перейти. - Но думаю, что лучше не переменять места, когда искушения, о коих вы поминаете, суть обычные искушения, которые


Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из Галичских монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь.


Святитель Иона, митрополит Московский и Всея России. Икона XX века.

Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители - святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении слова Божия. Святитель Фотий митрополит (+1431; память 2/15 июля) однажды посетил Симонов монастырь. И когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословив спящего инока, и пророчески предсказал присутствовавшим, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.


Икона «Образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святителями Стефаном, архиепископом Сурожским, Леонтием, епископом Ростовским , Филиппом , Петром , Алексием , Ионой, митрополитами Московскими». Феодор Зубов. Ярославль. 1659 год.

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую».

Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Иосифу II (1416-1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству).


Икона «Святители Московские Петр , Алексий , Иона, Филипп , предстоящие Деисусу». Правая створка трехстворчатого складня. Конец XVII века. Школа оружейной палаты. Из собрания П.Д. Корина.

Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибывши в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии.


Икона «Святители Петр , Алексий , Иона, митрополиты Московские». Московская школа. Конец XVI века. Из собрания П.Д. Корина.

Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.


Икона «Святители Петр, Алексий , Филипп , Ермоген и Иона, митрополиты Московские». Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей.

Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения.

Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле.

Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.

Живя во заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами.

В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город.

Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей.

Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги будут скоро побеждены, только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. В память избавления Москвы от нашествия ногайского хана Мазовши святитель Иона в том же году соорудил храм в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.

Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.

27 мая 1472 года при перестройке Успенского собора совершилось обретение нетленных мощей святителя Ионы. По молитвам угодника Божия происходили исцеления. Житие святителя и два канона (один - на обретение мощей) написаны иеромонахом Пахомием Сербом, Логофетом (+после 1484 г.). Общецерковное празднование памяти святителя Ионы установлено на Московском Соборе 1547 года, при митрополите Московском Макарии (1542-1563). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе других Московских святителей 5/18 октября.

Московский период
1325-1461 гг.

Митрополит Иона

Митрополит Иона

Родился в 1390-х гг. в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор. «Иона бысть родом от места города Галича, близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве».
В 12 лет принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря.

С 1431 г. по 1448 г. - епископ Рязанский и Муромский.

Митрополит Киевский и всея Руси: 1448 - 1461 гг.

.
Был избран на Соборе 15 декабря 1448 года митрополитом Киевским и всея Руси.

Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлёк к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время. По-видимому, фигура митрополита Герасима, по непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности) требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату. И бесспорно ещё великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе. Юрий Дмитриевич Звенигородский продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433-1434 гг. дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 году князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 г. или начале 1436 г. Иона отправляется в Константинополь. Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки поставили на русскую митрополию своего Исидора.

Когда Исидор по принятии им унии был низложен, Иона был посвящен в митрополиты Киевские и всея Руси 15 декабря 1448 г. собором русских святителей в Москве. Посвящение его, по благословению Константинопольского патриарха Григория III Маммы, было впервые совершено русскими архиереями в Москве. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя.

С избранием Ионы митрополитом Москва отвергла предложение Литвы, привезённое Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.

При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году.

Иона скончался 31 марта 1461 года.
Через после смерти Пахомием Сербом была написана ему церковная служба, в 1472 г. были открыты мощи святителя (хранятся в Успенском соборе Московского Кремля) и установлено его местное почитание.
В 1547 г. при митрополите Макарии он был прославлен для общецерковного почитания.

Память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.Летописное известие 1446 г. о поездке рязанского епископа Ионы в Муром.

МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Феодосий (митрополит Московский)

Митрополит Феодосий (Бывальцев;? - 15 октября 1475) - митрополит Московский и всея Руси в 1461-1464 гг., церковный деятель и публицист.
Был архимандритом Чудова монастыря (упоминается в этом сане в 1453 г.).

23 июня 1454 г. хиротонисан во епископа Ростовского. Имел конфликт с митрополитом Ионой: в 1455 г. Феодосий разрешил в навечерие Богоявления, которое пришлось на воскресенье, мирянам есть мясо, а монахам рыбу, сыр и яйца. Епископа вызвали на церковный суд, угрожали лишением сана, но после покаяния за ним сохранили кафедру.

9 мая 1461 г. после смерти митрополита Ионы занял Московскую кафедру (Иона сам выбрал Феодосия себе в преемники). Феодосий стал первым московским митрополитом, которого утвердил московский князь, а не Патриарх Константинопольский.
Однако положение Феодосия всё ещё было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей.
С деятельностью Феодосия связана попытка повышения образовательного и нравственного уровня русского духовенства: «они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью». Данная деятельность обернулась неудачей, когда многие из священников были Феодосием отстранены от мест, а ряд лишён сана, то многие приходы остались без духовенства.
В 1464 г. Феодосий оставил кафедру «ради тяжкого своего недуга», но летописец сообщает «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь».
В Чудовом монастыре Феодосий прожил 11 лет, перед смертью удалился в Троице-Сергиеву лавру, где скончался 15 октября 1475 г. Погребён в Архангельской церкви Чудова монастыря.

Литературное наследие

Феодосий является автором следующих сочинений:
- Слово на Рождество Богородицы;
- похвальное слово апостолам Петру и Павлу;
- Сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия;
- кондаки и икосы на Успение Богородицы;
- послания в Новгород и Псков в 1463-1464 гг. о неприкосновенности церковного имущества.

Филипп I (митрополит Московский)


Митрополит Московский Филипп I

Митрополит Филипп I (ум. 18 апреля 1473 г.) - митрополит Московский и всея Руси.
Избран на первосвятительскую кафедру в 1464 г. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.
Канонизирован Русской православной церковью.
Память святителя празднуется 5 (18) апреля, в день его кончины.
Происхождение его неизвестно. Первое умоминание о нём относится к 1452 г., когда он был хиротонисан во епископа Суздальского.
В феврале 1459 г. был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы. В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева).
В 1464 г. митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси.
При святителе Филиппе I в Московском Кремле началось строительство нового Успенского собора - главной святыни Русской Церкви. Во время строительства в 1472 г. было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.

Литературная деятельность

Автор ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468-1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г. против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони, послание во Псков.
По инициативе Филиппа крещёный еврей Феодор перевёл с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»).

Геронтий (митрополит Московский)

Митрополи́т Геронтий (? - 28 мая 1489 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси с 29 июня 1473 г. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 28 мая по юлианскому календарю.
Незадолго до 1445 г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
С 1447 г. - архимандрит.

Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
В 1453 г. хиротонисан во епископа Коломенского.
29 июня 1473 г., по смерти митрополита Филиппа, был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 г. был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 г.; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.
Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 г. благословил карательный поход великого князя на Новгород.
В 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси жидовствующих, но никаких серьёзных мер принято тогда не было.
Скончался 28 мая 1489 г.; погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Написанные им несколько грамот и посланий не имели успеха, так как не отличались ни глубиною мысли, ни красноречием.

Зосима (митрополит Московский)

Митрополит Зосима Брадатый (?-1496 г.) - митрополит Московский и всея Руси (1490-1494 гг.). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.

С 1485 г. - архимандрит Московского Симонова монастыря.
Возведён на Московскую кафедру 26 сентября 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До того, с 1485 г., был архимандритом Симонова монастыря в Москве.
Находился в близких отношениях с Иваном III, вращался среди таких людей, как дьяк Фёдор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому был заподозрен в еретичестве.
Иосиф Волоцкий сообщает в «Просветителе» слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих «слухов», записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси.
Список «богоотметных» книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора «Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству», прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - всё это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

В 1492 г. (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» он впервые сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», авторство которой длительное время ошибочно приписывается старцу Филофею.
В 1494 г. «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 г., «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Симон (митрополит Московский)

Митрополит Симон (? - 28 января 1512 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси (1495- 30 апреля 1511 гг.).
С 1490 г., был игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Возведён на Московскую кафедру в 22 сентября 1495 г., после смещения митрополита Зосимы, по воле великого князя, собором русских епископов. Во время его первосвятительства под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения вопросов церковной жизни. Собор 1503 г. занимался вопросами дисциплинарного характера. Были рассмотрены вопросы о ставленнических пошлинах и «о вдовых попах». Вместе с другими иерархами выступил против планов великого князя Ивана III секуляризации церковных земель. На Соборе в ноябре 1504 г. была окончательно осуждена ересь жидовствующих. На Соборе в июле 1509 г. по распре с преп. Иосифом Волоколамским был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Андроников монастырь архиепископ Великоновгородский Серапион, имевший, видимо, лично неприязненные отношения с митрополитом. 30 апреля 1511 г. оставил митрополию.
Скончался 28 января 1512 г.; был погребён в Чудовом монастыре. Мощи его находятся в Московском Успенском соборе.
Остались два его учительных послания в Пермь, написанные 22 августа 1501 г., в которых он обращается к духовенству, ко всем православным христианам и новокрещённым.

Варлаам (митрополит Московский)

Сведения о митрополите Варлааме скудны, и о ранних годах его жизни ничего неизвестно. По всей видимости он был иноком Кириллова Белозерского монастыря. В июне 1506 г., после того как Вассиан (Санин), игумен московского Симонова Нового монастыря, был хиротонисан во архиепископа Ростовского, Варлаам в сане архимандрита стал настоятелем Симонова. В том же году участвовал в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве перед великим князем за Константина Острожского.
27 апреля 1507 г. великий князь Василий III дал Варлааму грамоты, которыми предоставлялись определенные льготы владениям Симонова монастыря в Московском, Владимирском, Коломенском и Переславском уездах и на Белоозере, однако привилегии были незначительны - монастырь от уплаты налогов не освобождался. Щедрым пожалованием была выданная великим князем 8 января 1510 г. проезжая грамота монастырю, давшая право безналогового провоза 20 видов товаров.
Во время настоятельства Варлаама монастырь не приобрёл новых владений.
В 1510 г. Варлаам вместе с Коломенским епископом Митрофаном сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков.
В годы настоятельства Варлаама в монастыре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги. В обители жил вернувшийся (в 1509-1510 году) с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев).
Через 3 месяца после кончины митрополита Симона Варлаам по воле великого князя был избран предстоятелем Русской Церкви, 27 июля наречён митрополитом, хиротонисан Собором русских епископов 3 августа 1511 г. с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Интронизацию возглавляет архиепископ Ростовский Вассиан (Санин), брат преподобного Иосифа Волоцкого.
Ко времени предстоятельства митрополита Варлаама относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с Константинопольским Патриархатом (в 1517 г.), прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором русских епископов на Московский митрополичий престол святителя Ионы).
Был близок к нестяжателям. В 1515-1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Князя-инока с митрополитом связывают доверительные отношения.
«Несомненно, митрополит Варлаам знал о его (Вассиана) письменных трудах против преп. Иосифа», - отмечает архм. Макарий.
Впоследствии пытался защищать Максима Грека против обвинений его в ереси.
В декабре 1521 г. митрополит Валаам был вынужден оставить свой пост. Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Часто причиной опалы московского митрополита называют отказ благословить незаконный развод великого князя с

Особое место занимает митрополит Иона (1390-1461), приложивший немало сил к провозглашению ее независимости от Константинопольской патриархии. Посвятив всю свою жизнь служению Богу и России, он вошел в отечественную историю как пример истинного патриотизма и религиозного подвижничества.

Предательство Киевского митрополита

В 1439 году в Италии был подписан договор между представителями греко-православной церкви и римско-католической. В историю он вышел под названием Флорентийской унии. Формально преследовавший цель объединения двух ведущих направлений христианства, он фактически послужил еще большему их разобщению, поскольку предполагал, хоть и с некоторыми оговорками, главенство римского папы над православной церковью.

На Руси этот документ, подписанный большинством представителей византийской делегации, восприняли как предательство и попрание основ православной веры. Когда же главный инициатор заключения унии митрополит Киевский и Всея Руси Исидор, ставший к этому времени папским легатом (полномочным представителем), прибыл в Москву, то был немедленно арестован по приказу великого князя Василия II и заточен в Чудовом монастыре, откуда затем бежал в Литву.

Борьба за великокняжеский престол

После его ареста и дальнейшего побега место главы российской митрополии оставалось вакантным ввиду целого ряда политических и военных потрясений, обрушившихся на государство. В 1445 году русские земли охватила за великокняжеский престол, вспыхнувшая между Василием II и Дмитрием Шемякой, чем не преминул воспользоваться хан Улуг-Мухаммед. Полчища татар вторглись в пределы Московского княжества и, разбив в сражении под Суздалем русскую дружину, самого князя захватили в плен. В результате великокняжеский престол стал легкой добычей его конкурента.

Тщетные труды Рязанского епископа

Чтобы укрепиться на княжеском престоле, Шемяке необходима была поддержка духовенства, и с этой целью он задумал сделать епископа Рязанского Иону митрополитом Московским. Такой выбор был отнюдь не следствием его личных симпатий, а результатом тонкого расчета. Дело в том, что епископ Иона ранее дважды пытался возглавить русскую церковь, но оба раза неудачно.

В 1431 году, когда скончался он претендовал на его место, но лично возводивший в митрополичий сан, отдал предпочтение смоленскому епископу Герасиму. Через 4 года, когда ввиду его смерти место предстоятеля русской церкви вновь стало вакантным, Иона поспешил в Константинополь за патриаршим благословением, но опоздал. Его опередил тот самый митрополит Исидор, который, подписав Флорентийскую унию, подло предал интересы православной церкви.

Избрание Московского митрополита

Таким образом, ставя епископа Иону митрополитом Московским, Шемяка вполне мог рассчитывать на его благодарность, а следовательно, и на поддержку со стороны возглавляемого им духовенства. Возможно, подобный расчет и оправдался бы, но жизнь внесла свои коррективы. В 1446 году Москва была захвачена сторонниками свергнутого им Василия II, а вскоре и сам он, выкупленный за огромные деньги из татарского плена, пожаловал в столицу. Злосчастному Шемяке ничего не оставалось, как бегством спасать свою жизнь.

Тем не менее начатое им дело было продолжено, и в декабре 1448 года собравшийся в Москве церковный собор официально избрал рязанского епископа Иону русским митрополитом. Историческое значение происшедшего события было необычайно высоко, поскольку впервые кандидат на этот пост был утвержден без санкции константинопольского патриарха, в подчинении которого до той поры пребывала Русская православная церковь. Таким образом, избрание митрополита Ионы может рассматриваться как установление ее автокефалии, то есть административной независимости от Византии.

Исследователи отмечают, что такой шаг был во многом вызван крайне негативным отношением российского духовенства к руководству византийской церкви, совершившему, по общему мнению, предательство на Флорентийском соборе. Этим оно всецело подорвало собственный авторитет и спровоцировало российский епископат на недопустимые прежде шаги.

Инок из Костромского края

Учитывая ту роль, которую митрополит Иона сыграл в истории Русской церкви, следует несколько подробнее остановиться на его личности. Родился будущий архиерей в селе Одноушево, неподалеку от Костромы. Точная дата не установлена, но известно, что на свет он появился в последнем десятилетии XIV века. Не дошло до нас и имя, данное ему при рождении матерью и отцом - служилым землевладельцем Федором.

Однако доподлинно известно, что будущий митрополит Иона с раннего детства ощущал стремление к служению Богу и в 12-летнем возрасте принял монашеский постриг в небольшой обители вблизи города Галича. Прожив в нем несколько лет, он перешел в московский Симонов монастырь, где исполнял послушание пекаря.

Пророчество святителя Фотия

К этому периоду его жизни относится эпизод, описанный в житие, составленном вскоре после причисления почившего в 1461 году митрополита Ионы к лику святых. Однажды Московский первосвятитель Фотий (также впоследствии стяжавший венец святости) посетил Симонов монастырь, и заглянув в пекарню, увидел там уснувшего от сильной усталости инока Иону.

Дело, в общем, житейское, но первосвященник был поражен тем, что во сне молодой монах держал свою десницу (правую руку) в благословляющем жесте. Прозревая внутренними очами будущие события, митрополит обернулся к сопровождавшим его монахам и во всеуслышание заявил, что Господь уготовил юноше стать великим святителем и предстоятелем Русской церкви.

О том, как в последующие годы складывалось его служение и шел процесс духовного возрастания, сегодня говорить сложно, поскольку сведения о его дальнейшей жизни относятся к 1431 году, когда инок, столь привлекший к себе внимание святителя Фотия, был поставлен епископом Рязанским и Муромским. Так начало сбываться данное в отношении его предсказание.

Угроза потери западной части митрополии

Однако вернемся к тому дню, когда главой Русской православной церкви был избран Митрополит Иона (1448 год). Несмотря на всю историческую целесообразность происшедшего, положение новоизбранного предстоятеля было весьма сложным. Проблема состояла в том, что в работе церковного собора принимали участие только епископы, представлявшие северо-восточные районы Руси, тогда как представители Литовской православной церкви приглашены не были, поскольку в большинстве своем поддержали Флорентийскую унию.

Сложившаяся в связи с этим обстановка могла иметь весьма негативные последствия, так как провоцировала возникновение на западе митрополии сепаратистских настроений. Опасения, что православное оскорбленное пренебрежением, проявленным по отношению к их епископату, пожелает отколоться от Москвы и полностью отдаться во власть римского понтифика, были вполне обоснованными. В подобном случае тайные и явные враги новоизбранного митрополита Московского и всея России Ионы вполне могли возложить на него всю ответственность за происшедшее.

Благоприятное стечение обстоятельств

К счастью, вскоре сложилась таким образом, что исключила возможность развития столь негативного сценария. Прежде всего на руку митрополиту Ионе сыграло то обстоятельство, что провалом закончились попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести из-под контроля Московской митрополии западные епархии и склонить их население к принятию унии. Ему в этом помешал польский король Казимир IV, по стечению обстоятельств именно в этот период порвавший отношения с римским папой Евгением I.

Когда в 1447 году он умер, главой католической церкви стал папа Николай V, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и в этой остановке беглый Исидор не смог реализовать свои коварные замыслы, поскольку идея унии нашла яростных противников в лице представителей польского духовенства.

Поддержка польского короля

По этой причине, а возможно, в силу неких политических соображений, в Кракове приняли решение поддержать митрополита Иону и установление автокефалии Русской Церкви. В 1451 году Казимир IV издал именную грамоту, в которой официально признал легитимность решений Московского церковного Собора 1448 года, а также подтвердил права новоизбранного предстоятеля на все храмовые постройки и прочее имущество Русской православной церкви, находящееся в пределах польского государства.

Великокняжеское послание

Исидор еще как мог пытался интриговать и даже обращался за военной помощью к киевскому князю Александру, но его уже никто не воспринимал всерьез. Гораздо важнее было для митрополита Ионы добиться своего признания Константинополем, поскольку от этого во многом зависело отношение к нему всего православного мира. Инициативу в решении данного вопроса взял на себя великий князь Московский Василий II.

В 1452 году он направил византийскому императору Константину XI послание, в котором весьма обстоятельно изложил причины, побудившие российских епископов избрать митрополита в обход бытовавшей тогда традиции. В частности, он писал, что «не дерзость» заставила их пренебречь благословением Константинопольского патриарха, а лишь сложившиеся на тот момент чрезвычайные обстоятельства. В заключение Василий II выражал желание и впредь поддерживать с Византийской церковью тесное евхаристическое (богослужебное) общение ради торжества православия.

В обстановке новых исторических реалий

Важно отметить, что автокефалия митрополитом Ионой провозглашена не была. Более того, князь Василий II - человек весьма искусный в дипломатии, повел дело таким образом, что Константинополь не сомневался в его намерении возродить у себя прежнюю традицию избрания митрополитов угодных их патриарху. Все это помогло избежать тогда ненужных осложнений.

Когда же в византийская столица оказалась захваченной войсками турецкого султана Мехмеда Завоевателя, то избранный с его дозволения новый Константинопольский патриарх Геннадий II был вынужден умерить свои притязания на духовное лидерство, и непровозглашенная автокефалия Русской церкви установилась самим ходом исторических событий. Свое юридическое обоснование она получила в 1459 году, когда очередной церковный Собор постановил, что для избрания первосвятителя необходимо лишь согласие московского князя.

Прославление в лике святых

Свой земной путь митрополит Иона завершил 31 марта (12 апреля) 1461 года. В житии говорится, что сразу после его блаженного успения при гробе начали совершаться многочисленные исцеления недужных, а также происходить иные чудеса. Когда же через десять лет останки митрополита было решено перезахоронить в Успенском соборе Кремля, то, извлеченные из земли, они не несли на себе никаких следов тления. Это неоспоримо свидетельствовало о Божьей благодати, ниспосланной на усопшего.

В 1547 году решением очередного Собора русской церкви митрополит Иона был причислен к лику святых. Днем поминовения стало 27 мая - годовщина перенесения его нетленных мощей под своды Успенского собора. В наши дни память святителя Ионы митрополита Московского и Всея Руси отмечается также 31 марта, 15 июня и 5 октября по новому стилю. За свой вклад в становление русского православия он признан одним из наиболее заслуженных религиозных деятелей России.

Святитель Иона родился в одной из деревень близ города Солигалича в Костромской земле. В 12 лет он принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. Позднее, согласно пророчеству митрополита Фотия (1408–1431), он был рукоположен в епископа Рязани и Мурома (1433), где крестил многих язычников.

По смерти митрополита Фотия Великий князь Василий Васильевич (1425–1434) созвал Поместный собор Русской Церкви. Его участники единодушно избрали митрополитом Иону, известного добродетелями и святостью. Он поехал в Константинополь, чтобы по обычаю получить от Константинопольского патриарха утверждение своего избрания. Но прежде чем Иона достиг места назначения, он узнал, что митрополитом Киевским был поставлен Исидор. Патриарх сказал Ионе, что уже поздно отказываться от этого назначения, но пообещал, что если Исидор умрет, Иона получит право на титул митрополита Киевского и всея Руси.

Во время Флорентийского собора (1439) Исидор более всех выступал в пользу объединения Церквей – скорее из соглашательства, чем по действительному убеждению. В конце концов он вернулся на Русь в сане кардинала и с титулом «папский легат всех северных земель». Однако Великий князь и народ отвергли унию. Собор провозгласил решения Флорентийского собора несовместимыми с учением Православной Церкви и сослал Исидора в монастырь, после чего снова избрал Иону митрополитом Киевским (1448). Церковное общение с Константинополем было тогда прервано, а святитель Иона стал первым предстоятелем, поставленным без разрешения Константинопольского патриарха, и тем самым не по своей воле ввел автокефалию Русской Церкви.

Митрополит Иона тесно сотрудничал с Великим князем Василием Васильевичем, чтобы упрочить власть Москвы над прочими русскими княжествами. Он заботился также, чтобы повсюду царили благочестие и чистота нравов. Будучи истинным пастырем, он учил народ, являя собой образец евангельских добродетелей. И Бог для созидания Своей Церкви наградил его дарами пророчества и чудотворения. Так, например, по его молитве исцелилась дочь Великой княгини, которая была на пороге смерти. Но благодать, обитавшая в нем, могла также покарать нечестивых: один человек, который осмелился кощунствовать, сомневаясь в чуде исцеления княжны, был внезапно поражен смертью.

В 1451 году, из-за грехов народа и по попущению Божию, татары вторглись на Русь и осадили Москву. Блаженный Иона вместе с клиром пошел крестным ходом, вознося со слезами молитвы ко Господу, дабы Он смилостивился над городом и его обитателями. Старец, вопрошенный епископом, предсказал, что Матерь Божия вскоре спасет город. И действительно, в день праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы татары бежали от города, как будто их гнала невидимая сила.

Митрополит Иона, преисполненный благодати Святого Духа, во главе своей Церкви достиг глубокой старости. Согласно откровению, которое было одному из священников, святого поразила язва на ноге, ставшая причиной его смерти 31 марта 1461 года.

Рассказывали, что его лик не был похож на лицо обычного умершего, но митрополит имел вид человека, который заснул. Несколько лет спустя, при постройке нового кафедрального собора, его останки были обретены целыми и нетленными, так же как и мощи митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия. Один расслабленный мальчик исцелился во время панихиды, которую совершали в честь митрополита Ионы. Празднование его памяти было установлено Русской Православной Церковью в 1547 году, при митрополите Макарии.