Игровые задания на уроках русского языка. Занимательные вопросы по русскому языку Сложные вопросы по русскому


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • Слова бык и пчела - однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно - на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить . Он победит , ты победишь, я ... победю ? побежу ? побежду ? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем» . Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Тридцать три сестрички

Ростом невелички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

(Буквы)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)

Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)

1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)

2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре)

3. Назовите трехсложные слова (Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. (Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.

2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.

3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи ; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт ; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

5) Корова говорит «Му!», собака? «Гав!», кошка? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

(А) браты; (Б) брата; (В) братья ; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт ; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук ; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова - 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ


9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы - не обращать внимания ни на что

Море по колено - ничего не бояться

Тянуть кота за хвост - долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову - (быстро)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)


10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

Задача №1 (ДА - НЕТ)

Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте.

  1. В русском языке всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.
  2. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами бегемот, гиппопотам - называется одно и то же животное.
  3. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями, окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке - морфемике.
  4. Большинство существительных изменяется по падежам, то есть спрягается. Отдельные группы существительных спрягаются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа спряжения. Спряжение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.
  5. В прошедшем времени перед суффиксом - л - пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.

Задача №2 (Крылатые выражения)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

В ответе напишите букву соответствующую числу.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 7.

1. Заткнуть за пояс.

А. Большая часть.

2. И гроша ломаного (медного) не стоит.

Б. Ничтожно мало.

3. Изобретать велосипед.

В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы.

4. Капля в море.

Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо.

5. Ломать голову.

Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые.

6. Львиная доля.

Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад.

7. На авось.

Ж. Не имеет никакой ценности.

Задача №3 (Спрятавшиеся слова)

Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта).

Например

Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека».

Ответ: нос - Носов.

  1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.
  2. Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.
  3. Подарок, пожертвование; способность, талант.
  4. Насекомое с жёсткими надкрыльями; ловкий человек, плут.
  5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.
  6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.
  7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
  8. Мастер по выделке глиняной посуды.
  9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.
  10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.

Задача №4 (Буквомиксер)

Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы.

Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Буратино

А. Лококоб

2. Мальвина

Б. Алеймбра

3. Дюймовочка

4. Колобок

Г. Отианбур

5. Бармалей

Д. Алишастр

6. Мойдодыр

Е. Иванальм

Ж. Мокчайювод

8. Страшила

З. Урачебшка

9. Чебурашка

И. Отошкат

10. Тотошка

К. Дырдомой

Задача №5 (Сделай выбор)

Максимальное количество баллов - 5.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Выберите строку...

1. Все слова, в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.

2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ), и который является днём рождения великого поэта:

3. Все слова, в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.

4. Все слова, в которой называют музыкальные инструменты:

А) жалейка, варган, йоухикко, дутар;

Б) мелофон, патефон, микрофон, аккордеон;

В) виолончель, канифоль, арфа, балалайка;

Г) контрабас, зурна, тесситура, гусли.

5. Все слова, в которой называют жанры кино:

А) комедия, драма, мелодрама, фантастика;

Б) джангл, детектив, аниме, фэнтези;

В) боевик, исторический фильм, вестерн, готика;

Г) приключенческий фильм, рококо, комедия, драма.

Задача №6 (Шифровка)

Олимпийцам и паралимпийцам посвящается

В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Вместо букв они писали числа. Вам предстоит расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я).

В некоторых словах детьми были допущены ошибки (включая пропуски букв, дописывание лишних), вам же нужно написать абсолютно правильно.

За каждый правильный ответ (если одно из слов написано верно, а второе или третье неверно, балл не засчитывается) - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 10.

1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15

2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13

3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20

4. 2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33

5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13

6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31

7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6

8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6

9. 22, 21, 5, 2, 16, 13

10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6

Задача №7 (Оглянись!)

Все слова, здесь представленные, встречались вам в ходе выполнения олимпиады.

Ваша задача по лексическому значению определить, что это за слова, и написать их. Возможно, ответы, которые вы получите, помогут в чём-то скорректировать выполненные ранее задания (или убедить в собственной правоте).

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 5.

  1. Зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозных санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырёх заездов.
  2. Командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»).
  3. Финский и карельский традиционный смычковый инструмент. Для изготовления используется ель, сосна или берёза.
  4. Преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента.
  5. Хрупкое, стекловидное, аморфное вещество, с характерным роговистым изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета.

Задача №8 (Детский лепет)

Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами. В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 10.

1. Сердитки

А. Не проснулась

Б Почтальон

4. Почтаник

Г. Морщинки

5. Отмухиваюсь

6. Вертутия

7. Не отсонилась

Ж. Отмахиваюсь от мух

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9 Ухаживаешь

10. Всколькером

К. Уходишь

Задача №9 (Перевёртыши)

Фаине Раневской и Году российского кино посвящается

В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 - 1984). Вам предстоит их разгадать.

Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании.

Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отвсюду».

«Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда».

За каждый разгаданный фильм - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 10.

  1. «Осень»
  2. «Найдёныш»
  3. «Белоснежка»
  4. «Ближе - гром»
  5. «Внимание, внучка!»
  6. «Моська и канат»
  7. «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»
  8. «Зверь на свободе»
  9. «Роман-эпопея о крестьянине Лансате...»
  10. «Старик и Энгельссон»

Задача №10 (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова).

Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные - придуманы.

Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его.

За каждый правильный выбор - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 8.

1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.

2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.

3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.

4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.

5. Молескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.

6. Изоглосса - это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.

7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал - кристаллический глинозём.

8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)