Индейское племя чероки. Индейцы чероки в наше время. О духовности чероки. Путь круга. Сила женщин чероки. Традиционный убор. Татуировки. Украшения чероки. Танец воинов. Трубки чероки


Чероки – индейская народность, исторически обитавшая на юго-востоке Соединенных Штатов (в основном в Джорджии, Каролинах и Восточном Теннеси). Лингвистически они являются частью ирокезской языковой семьи. В XIX веке историки и этнографы записали их устные предания, повествующие о том, как в древние времена племя мигрировало на юг от Великих Озер, где жили другие ирокезские народности.

В XIX веке европейские поселенцы в Соединенных Штатах называли чероки одним из Пяти Цивилизованных Племен, поскольку они охотно перенимали культурные и технологические особенности европейцев. Согласно переписи 2000 года нация чероки состоит из более 300 000 членов, являясь самым большим по численности федерально признанным племенем из 563.

Чероки называют себя «тсалаги», что значит «главные люди». Ирокезы называли ихOyata’ ge’ ronoñ (жители пещерной страны). Касательно происхождения слова «чероки» существует множество теорий, ни одна из которых, тем не менее, не считается подтвержденной. Оно может происходить от слова Cha- la- kee из языка чокто, что значит «те, кто живет в горах», или Chi- luk- ik- bi из того же языка («те, кто живет в пещерной стране»). В самом раннем упоминании о чероки в испанских источниках (1755) они называются Tchalaquei . Согласно другой теории, слово «чероки» происходит от мускогского Ciló- kki , что означает «тот, кто говорит на другом языке». Самым вероятным, однако, является мнение, что это англизированный вариант их самоназвания, «тсалаги».

Касательно происхождения чероки имеется два основных мнения. По одному чероки – народ, относящийся к ирокезской языковой семье, относительно недавно появились в Аппалачском регионе, придя в доисторические времена из северных районов, традиционно принадлежавших ирокезским народам. Исследователи XIX века записывали разговоры со старейшинами, которые пересказывали устные предания о том, как народ чероки в древние времена пришел из региона Великих Озер. Согласно другой теории, опровергаемой многими академическими авторитетами, чероки жили в южной Аппалачии на протяжении тысячелетий.

Некоторые собиратели фольклора, историки и археологи считают, что чероки пришли в Аппалачский регион не ранее XIII века. Они могли мигрировать с севера, поселиться на территории мускогов и поселиться возле курганов, воздвигнутых предками мускогов. В ранний период исследований археологи ошибочно приписали чероки некоторые поселения Миссисипской культуры, включая Маундвилль и Этова-Маундз. Исследования, проведенные во второй половине XX века, тем не менее, твердо показали, что их следует относить к мускогам, а не к чероки.

Во времена Миссисипской культуры (800-1500 н.э.) местные женщины вывели новую разновидность кукурузы, называемой сейчас кукуруза обыкновенная или маис. Она сильно напоминает современную кукурузу и обеспечивал большие урожаи, чем прежде. Успешное культивирование кукурузы позволило образоваться нескольким крупным племенам с более сложной культурой, включавшим в себе по несколько деревень и довольно многочисленное для того периода население. Кукурузы стала важным символом в религиозных церемониях многих народов (например, в Пляске Зеленой Кукурузы).

Чероки до контакта с европейцами, как правило, относят к фазе Писгах Южной Аппалачии, длившейся примерно с 1000 по 1500 год. Несмотря на то, что большинство специалистов по археологии и антропологии Юго-Запада с этим согласны, кое-какие ученые считают, что предки народа чероки жили в западной части Северной Каролины и восточной части Теннеси гораздо дольше. Во время позднего Архаического и Вудлендского периода индейцы этого региона начали культивировать некоторые специфические для данного региона растения. Люди создавали новые формы искусства, вроде резьбы по раковинам, применяли новые технологии и следовали сложному циклу религиозных церемоний.

Большая часть того, что сейчас известно об индейских культурах до XVIII века, включая и чероки, происходит из записей испанских экспедиций. Многие из этих материалов не переводились на английский вплоть до XX века и долгое время оставались мало кому известными. Кроме того, доминирование английских колонистов на Юго-востоке примело к тому, что к испанским источникам никто и не относился с особым вниманием.

О культуре и общественном устройстве чероки до XIX века писал американский писатели Джон Говард Пейн. Его записи, сделанные со слов старейшин чероки, описывают традиционное двухслойное общество. «Белая» организация старейшин, или «ани-кутани» представляла семь кланов. По словам Пейна, эта группа, бывшая наследственной и жреческой по своей сути, отвечала за религиозные действа вроде лечения, очищения и молитвы. Во вторую группу, «красную» организацию, входили более молодые мужчины, отвечавшие за военные действия. Чероки воспринимали войну как загрязняющую деятельность, так что воинам необходимо было проходить процесс очищения под руководством жрецов, прежде чем они могли вернуться к нормальной жизни в племени. Эта иерархия к XVIII веку уже давно исчезла.

Исследовали не приходят к определенному выводу на счет, почему это произошло. Некоторые историки считают, что закат власти ани-кутани произошел в связи с массовым восстанием чероки против их деспотии примерно за 300 лет до прихода европейцев. Первым, кто проследил закат традиционной иерархии к этому событию. Ко временам Муни структура религиозных практик чероки стала менее формальной и более завязанной на личных знаниях и умениях, нежели на наследственности.

Другим важным источником информации являются материалы, записанные в XIX векеdidanvwisgi , шаманами чероки, после того, как Секвойя в 1820-х создал алфавит чероки. Изначально эти материалы изучались и использовались только самими didanvwisgi и считались крайне могущественными в духовном плане. С течением времени, однако, и алфавит, и эти записи были приняты и изучены большинством народа чероки.

В отличие от большинства индейцев американского Юго-Запада, чероки говорили на языке ирокезской семьи. Поскольку регион Великих Озер является основным местом расселения тех, кто использовал эти языки, ученые считают, что чероки могли происходить именно оттуда, что подтверждается и их преданиями. Ведет это и к обратному предположению – что ирокезы пришли к Великим Озерам с юго-востока. Согласно этой теории тускарора, другое племя, говорящее на языке ирокезской семьи, и чероки откололись от основного потока во время миграции на северо-запад.

Другие историки держаться того мнения, что, судя по лингвистическим и культурным данным, тускарора мигрировали на юг от других родственных народов в древние времена. Большинство из них вернулось обратно в 1722 из-за шедших в южном регионе войн. После этого тускарора были приняты ирокезами на правах Шестой Нации их конфедерации. Исследования в области глоттохронологии указывают на то, что раздел произошел между 1500 и 1800 годами д.н.э.

Лингвистический анализ показывает довольно большие различия между языком чероки и северными ирокезскими языками. Ученые предполагают, что разделение между ними произошло примерно 3500-3800 лет назад. Сами чероки считают, что их прародиной является древнее поселение Китува.

Проблемы с индейцами, имевшие место во время первого президентского срока Хьюстона оказались подчеркнуты восстанием Кордовы. Существовали поступившие из нескольких источников сведения о том, мексиканское правительство пыталось договориться с чероки об их присоединении к войне с Техасом на уничтожение в обмен на гарантии того, что их земли останутся нетронуты поселенцами. Широко протянувшийся заговор с участием индейцев чероки и испаноязычных белых, по идее, готовил восстание против новообразованной республики Техас с тем, чтобы свергнуть правительство и вновь присоединиться к Мексике.

Жители города Накогдочес, разыскивавшие потерянную лошадь, случайно обнаружили лагерь отряда из примерно сотни вооруженных теханос (так назывались техасцы мексиканского происхождения). Президент Сэм Хьюстон (случайно оказавшийся на тот момент в городе), однако, вместо того, чтобы позволить вступить в дело местному ополчению, просто запретил обеим сторонам носить оружие. Местный алькальд (глава администрации) Висенте Кордова и восемнадцать прочих лидеров восстания выпустили прокламацию со списком требований, которые должны были быть выполнены, чтобы они сдались. Однако, после того как к ним присоединились около трех сотен индейских воинов, они двинулись в сторону поселений чероки. Вопреки запрету Хьюстона на пересечение реки Ангелина, генерал Томас Рас отправил отряд из 150 человек, который разбил мятежников.

Восстание Кордовы показало способность Хьюстона подавить беспорядки без особого кровопролития и массовых беспорядков, так что к моменту, когда Хьюстон оставил свой пост, Техас поддерживал с индейцами мир.

Тем не менее, несмотря на то, что его усилия по поддержанию этого мира были, по большей части, успешными, уже во время его правления Техасский Конгресс подписал законы, согласно которым все индейские земли объявлялись открытыми для заселения, преодолев вето Хьюстона. Фронтир быстро начал сдвигаться к северу вдоль рек Бразо, Колорадо и Гуадалупе, вглубь охотничьих угодий команчей и границ Команчерии. Вскоре отношения между Техасом и команчами сдвинулись в сторону открытых проявлений агрессии. Хьюстон предпринимал попытки восстановить мир, а команчи, встревоженные энтузиазмом техасских поселенцев, начали рассматривать возможность потребовать установления фиксированной границы, вопреки их традиционным представлениям о таких вещах. Однако Хьюстону было запрещено уступать какие-либо земли, уже занятые гражданами республики. Вопреки всему этому, в 1838 году ему все-таки удалось заключить с команчами мир, непосредственно перед концом своего президентского срока.

В 1838 году был избран новый президент – Мирабо Бонапарт Ламар, крайне враждебно настроенный по отношению к индейцам. Его кабинет открыто заявлял, что устранит с территории республики «ручных» индейцев Хьюстона.

В 1839 году Ламар следующим образом сформулировал политику своей администрации: «Белый человек и краснокожий не могут сосуществовать в гармонии. Это противно природе». Его решение индейской проблемы сводилось к следующему: «Вести против них неумолимую борьбу; загонять обратно в их логова без послабления и сострадания до тех самых пор, пока они не поймут, что лучше бежать прочь от наших границ без всякой надежды на возвращение, чем продолжать войну».

Президент Ламар был первым официальным лицом Техаса, предпринявшим попытку выселения, депортации индейских племен на территории, находящейся вне пределов досягаемости для белых поселенцев. Согласно его проекту, предполагалось, что после завершения этого процесса будет установлена постоянная линия фронтира, т.е., граница, за которой различные выселенные племена смогут продолжать вести свой образ жизни, не опасаясь прихода белых поселенцев.

Ламар окончательно уверился в том, что чероки нельзя позволить оставаться в Техасе после роли, сыгранной ими в восстании Кордовы. Война с чероки и их последующее выдворение с территории республики началось вскоре после вступления Ламара на пост президента.

Ламар потребовал, чтобы чероки, которым во время войны за независимости Техаса было обещано право собственности на их землю при условии соблюдения нейтралитета, добровольно оставили свои земли и все свое имущество и переселились на Оклахомские Индейские Территории в Соединенных Штатах. Хьюстон, во время восстания Кордовы обещавший, что их земли останутся за ними, объявил протест, но безрезультатно.

После того как в мае 1839 у агента мексиканского правительства, Мануэля Флореса, было обнаружено письмо, в котором описывались планы мексиканских властей вербовать индейцев в борьбе против техасских поселенцев, Ламар при поддержке общественного мнения, принял решение об изгнании индейцев с территории восточного Техаса. Когда они отказались повиноваться, он применил силу, чтобы принудить их покинуть эту территорию.

Ламар потребовал, чтобы чероки, так никогда и не обзаведшиеся легальными правами на владение землей, приняли в уплату за нее и имевшиеся на ней объекты деньги и товары, после чего переселились бы за Ред-Ривер на Индейские Территории Соединенных Штатов. Для того, чтобы обеспечить исполнение процедуры, генерал Келси Дуглас с примерно 500 техасскими солдатами расположился лагерем в шести милях к югу от главного поселения чероки. 12 июля 1839 он отправил к индейцам делегацию, чтобы обсудить их мирное переселение. Изначально чероки согласились на предъявленные им условия, гарантирующие, что они получат выплаты на стоимость их урожая и затраты в связи с переселением, но на два дня затянули обсуждение аункта, согласно которому переселение должно было совершаться под вооруженным надзором техасской армии. На третий день делегаты сообщили, что ждать больше никто не станет, и что техасцы идут к их поселению прямо сейчас, так что всякий, кто хочет завершить дело миром, должен выбросить белый флаг.

15 июля 1839 техасская армия наступала вдоль Бэтл-Крик, в то время, как капитан Уиллис Ландрум пересек реку Нечес, чтобы отрезать возможные подкрепления и перехватить тех индейцев, что попробуют отступить с поля боя на север. Чероки поджидали их на возвышении и атаковали первыми, впрочем, вскоре они были отброшены и отступили в ущелье неподалеку. Ландруму не удалось заблокировать их, поскольку он оказался обманут своим проводником. Бой периодически возобновлялся в течение всего дня, к концу которого потери техассцев составляли три человека убитыми и пять ранеными против 80 у чероки.

В течение ночи чероки удалось отступить на несколько миль к северу, после чего их обнаружил разведывательный отряд полковника Джеймса Картера. Чероки снова атаковали, однако, к разведчикам успели присоединиться еще две роты, так что вскоре индейцы снова побежали. На сей раз потери техасцев составили 2 человека убитыми и 27 ранеными (3 смертельно) против около сотни убитых чероки и делаваров.

В ходе боя были ранены несколько высокопоставленных техасцев: вице-президент Дэвид Барнет, госсекретарь Альберт Сидни Джонсон, генерал Хью Маклеод и майор Дэвид Кауфман. Вождь Боулс, один из предводителей чероки и старый друг бывшего президента Хьюстона, в ходе боя погиб, по-прежнему держа в руках когда-то подаренную ему Хьюстоном саблю. Маклеод впоследствии подарил Хьюстону его шляпу.

После боя чероки еще раз попытались добраться до Мексики, обойдя техасские поселения с севера, но их все-таки препроводили на Территорию Арканзас в современной Оклахоме.

This entry was posted on Пятница, Ноябрь 2nd, 2012 at 7:26 пп and is filed under , . You can follow any responses to this entry through the feed. Responses are currently closed, but you can from your own site.

Численность первого по официальным данным доходит до 300 тысяч человек, второго – до 250 тысяч. Попробуем поближе познакомиться с ними, понять, как живется им сегодня, каковы их основные трудности и достижения.

Индейцы чероки

Основная часть представителей чероки проживает в штатах Северной Каролины и Теннеси, а также в штате Оклахома. Сами они называют себя словом «тсалага», означающим «принципиальные люди» или «настоящие люди». Когда-то в ходу были наименования этого племени «живущие в горах (или в стране пещер)», однако так называли их только чужаки, сами чероки этих выражений не использовали.

Хотя родным языком владеют немногие чероки, другие признаки своей субкультуры они бережно сохраняют. На территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис расположена крупная резервация с административным центром в городе Чероки. Здесь все вывески и указатели выполнены на языке этого племени, а продублированы на английском. Население резервации (которая, кстати, похожа вовсе не на какое-то страшное гетто, а является просто большой территориальной единицей) живет доходами от туризма (здесь можно посетить Музей племени чероки и местный центр искусств и ремесел), а с 1995 г. немалую часть бюджета племени составляет прибыль от казино.

Современные чероки владеют шестью крупнейшими игорными домами, при этом они освобождены от уплаты налогов в казну штата. Это позволяет им неплохо жить, не испытывая нужды. Впрочем, чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, именно это помогло им выстоять в нелегких условиях и приспособиться к новой власти, когда она появилась на их родной земле. Уже к середине XIX в. у них был разработан собственный свод законов, существовала своя Конституция, действовало выборное правительство.

Далай-лама с индейцами племени Чероки. Штат Виргиния, США

В 1999 г. чероки пересмотрели Конституцию и приняли новую, которая с тех пор является основополагающим документом, гарантирующим права и свободы всех представителей племени.
Современные чероки стараются возродить свой язык, обучают ему молодежь. В последнее время они очень заинтересовались исламом и создали в Википедии раздел, посвященный исламу и его истории.

Индейцы навахо

Племя навахо занимает огромную территорию – 7 млн га, которая расположена на юго-западе США. Это штаты Аризона и Нью-Мексико. Благосостояние жителей резервации растет – ведь они продолжают покупать все новые и новые земли, увеличивая площадь своих деревень и городков. Занимается этим специально созданный Трастовый фонд.

Индейцы навахо добились через суд самой большой компенсации в истории Америки для одного племени индейцев, сумма компенсации 554 млн.долларов. Более 50 лет индейцы судились с правительством США из за вероломного использования их земель, за геноцид и все прошлые грехи. Навахо завалили суды тысячями исками и в результате выиграли.

Вообще, система управления племенем отлично налажена: им управляет Президент, которому помогает Вице-Президент. Все важные вопросы коллегиально обсуждает Совет племени. Спорные вопросы решаются в Верховном суде.

Помимо туристической отрасли, здесь неплохое развитие получили добыча угля, газа. Не так давно была построена электростанция, что создало множество дополнительных рабочих мест. Не забывают навахо о традиционных занятиях – ткачестве и разведении овец.

Президент уделяет много внимания работе с молодежью, сознавая важность получения подрастающими навахо современного образования. Открываются новые школы, причем часть предметов преподают на родном языке. Правительство помнит: народ, который забыл свою историю и свои корни, не имеет будущего. Многие юные навахо учатся в высших учебных заведениях, например, в Dine College. Повсеместно открываются клубы для подростков, где ребята повышают уровень физической подготовки, занимаются в кружках по интересам.

Индейцы навахо в национальных костюмах

В первые годы XXI в. навахо успешно создали большую беспроводную сеть Интернет, после чего было налажено дистанционное обучение, обретена возможность быстрой связи правительства с народом. Навахо стараются устанавливать и поддерживать дружеские связи с представителями других племен, понимая, что вместе легче противостоять трудностям. А трудностей пока хватает.

Сложности и перспективы жизни индейцев

Главы индейских племен пока с сожалением вынуждены констатировать, что наркомания и алкоголизм остаются настоящим бичом современных индейцев, особенно молодых. Это неудивительно: долгие десятилетия жизни в состоянии постоянного угнетения, отсутствия возможности учиться и всяческих унижений не могли не повлиять на образ мышления и стиль жизни коренного населения Америки.

Однако сегодня индейцы ускоренными темпами наверстывают упущенное, стараясь на равных участвовать в жизни общества и сохранять при этом собственные традиции. Кстати, знаете ли вы, что родной дед любимого всеми женщинами планеты Джонии Деппа – чистокровный индеец племени чероки? Пойдем дальше: проследим родословную нынешнего Президента Америки. В числе предков Барака Обамы – индейцы чероки.

Жизненный путь индейцев никогда не был не усыпан розами. Но они умеют справляться с любыми трудностями – ведь они же «тсалага», то есть настоящие люди.

В котором «белая» группа более старших людей представляла семь кланов. По словам Пэйна, эти люди несли ответственность за религиозную деятельность , как, например, исцеление, очищение и молитвы , а места в этой группе передавались по наследству. Другая группа людей помоложе, называемая «красной», несла ответственность за военную деятельность. Военная деятельность называлась «грязной», и поэтому после битвы её участники для возвращения к обычной жизни должны были пройти очищение у представителей «белой» группы. Эта иерархия исчезла задолго до XVIII века. Причины её исчезновения обсуждались: предполагалось, что иерархия исчезла после восстания чероки против священников, известных как Ani-kutani (англ.) русск. (чероки - ᎠᏂᎫᏔᏂ, Ani- - приставка, означающая группу людей; значение части -kutani неизвестно), которые начали совершать преступления .

Другой важный источник знаний о ранней культуре чероки - материалы, написанные в XIX веке лекарями, называемыми didanvwisgi (чероки - ᏗᏓᏅᏫᏍᎩ). Материалы были написаны в 1820-х годах - после создания Секвойей слоговой азбуки для языка. Первоначально, только didanvwisgi использовали эти материалы, потому что они (материалы), как считалось, обладали необычайной силой . Позже записи были широко использованы другими представителями племени чероки.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи . После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII - начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремёслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В 1825-1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки из 85 знаков, созданную им в 1821 году, которая используется для записи языка чероки до сих пор. В 1828 году он начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки. Богатые индейцы владели плантациями и сотнями чернокожих рабов; вели аристократический образ жизни.

В начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов федеральное правительство США решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи . Во время принудительной депортации в 1838-1839 годах, получившей название «Дорога слёз », погибло около 4 тысяч индейцев.

После депортации чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, и почти все учителя были чероки. В целом, «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

Ещё до депортации по примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «верховным вождём». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тыс. граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В 1889 году разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 году открыта для иммиграции ещё другая часть.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами . Впоследствии эта гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящее время классификации, язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалаги (ᏣᎳᎩ, «настоящие люди»), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee («живущие в горах»), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто - народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи .

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon («живущие в стране пещер»).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрёл статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Численность

Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину, и в начале XIX века численность чероки, согласно переписи, не превышала 16 тыс. человек. Последующая насильственная депортация племени на индейские территории в Оклахоме уменьшила численность народа почти на четверть. Гражданская война в США , в которой племя чероки раскололось на противоборствующие фракции, вновь уменьшила численность народа.

Перепись 1990 года выявила 308 132 чероки, из них чистокровных - 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине . По данным переписи 2000 года, численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо , составляла 729 533 человек .

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек, и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

См. также

Примечания

  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. «Unrecognized Cherokee claims cause problems for nation.» Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)
  • Расселение чероки

    Первоначальное : Южная часть Аппалачских гор, включая Северную и Южную Каролину, север Джорджии и Алабамы, юго-запад Вирджинии и долину р. Камберленд в Теннесси, Кентукки и на севере Алабамы.

    В настоящее время : Основная часть чероки проживает на востоке Оклахомы. У восточных чероки есть своя резервация на западе Северной Каролины. В Миссури живет группа, известная как "северные чероки Старой Луизианы"; она насчитывает почти 12 тысяч человек и признана властями штата. Чероки живут также в Арканзасе, Джорджии и Алабаме (в частности, 2500 "чероки Северной Алабамы"), но они не имеют федерального признания.

    Численность

    Участники экспедиции Эрнандо де Сото (1540 г.) завезли на Юго-Восток США ранее неизвестные болезни, от которых вымерло как минимум 75% первоначального индейского населения. Как пострадали чероки, неизвестно. В 1674 г. они насчитывали около 50 тысяч человек.Последующие эпидемии оспы (1729, 1738 и 1753 гг.) урезали эту цифру более чем наполовину. До конца 1830-х гг., когда племя было выселено за Миссисипи, его численность оставалась стабильной - около 20 тысяч.

    Несколько тысяч человек умерло на Дороге Слез. Следующим ударом стала Война Севера и Юга 1861-65 гг., которая унесла жизни 25% членов племени. Никто другой - белый, черный или краснокожий - не понес в войну таких потерь.

    Прошло еще сто лет, и перепись 1990 г. выявила 308 132 человека, считающих себя чероки. Из них только 15 тысяч являются чистокровными индейцами. Собранные данные показали, что 95 435 чероки проживает в восточной Оклахоме, а 10 114 - в Северной Каролине. Правительства чероки установили довольно либеральные законы о принятии в племя, поэтому, по одним данным, численность чероки в настоящий момент превышает 370 тысяч человек. Если это так, то чероки можно назвать самым многочисленным индейским племенем в США.

    Этнонимы

    Самое известное название племени, “чероки”, происходит от слова “челоки”: на языке криков это значит “Говорящие не по-нашему”. Сами себя чероки раньше именовали “аниюнвийя” (или “аннияйя”) - “Высший Народ” - или “китува” (аникитуваги - "Народ Китува"). Сейчас многие предпочитают имя “члаги” (“Первые среди воинов”), хотя и не возражают, когда их называют “чероки”.

    Другие известные названия:

    Аллегени (аллегеви, таллигеви) /делавары/
    Баниато /арапахо/
    Кайаки /оседжи и канза/
    Чалаку /испанцы/
    Чилукку (“Собачий Народ”) /чокто и чикасо/
    Энтарироннен (“Горцы”) /гуроны/
    Киттува /алгонкины/
    Матера (мантеран, “Вышедшие из Земли”) /катавба/
    Насьон-дю-Шайен /французы/
    Очиетарироннен /вайандоты/
    Ойатагеронон (ойода, уватайоронон - “Пещерные Люди”) /ирокезы/
    Шанаки /кэддо/
    Шаннакиак /фокс/
    Чейке /тонкава/
    Черокиэко /уичита/

    Язык

    Относится к ирокезской группе, но значительно отличается от других ирокезских языков.

    Племенные подразделения

    Англичане делили племя чероки на три группы в зависимости от места жительства и диалекта (с востока на запад) - “нижние”, “срединные” и “горные” (Lower, Middle, Overhill Cherokee). Обособленными группами были атали, чикамога, этали, оннонтиог и куолия.

    На федеральном уровне признаны три группы: чероки Оклахомы, китува (тоже Оклахома) и восточные чероки (Северная Каролина).

    Культура

    Бытует мнение, что когда-то чероки проживали у Великих Озер и были изгнаны на юг ирокезами и делаварами. В преданиях делаваров действительно имеется нечто подобное, однако ирокезы, со своей стороны, ничего на сей счет не помнят. Разумеется, делаварские легенды могут иметь под собой реальную основу. Однако представить себе такое многочисленное и могущественное племя, как чероки, в незавидной роли беженцев довольно сложно. Хотя не исключено, что часть своих исконных владений на севере они действительно потеряли в ходе войн с соседями - сусквеханноками, эри, теми же делаварами. Учитывая обособленность языка чероки от других ирокезских языков, можно предположить, что их разрыв с ирокезами произошел давно. Вероятно, чероки поселились в своих горах задолго до появления европейцев.

    Первые белые путешественники застали чероки оседлым, земледельческим народом. У индейцев было около 200 больших и благоустроенных поселений. Типичный город чероки состоял из 30 - 60 домов и здания совета. Дома (полуземлянки) обычно строили по “принципу корзины”: округлый каркас оплетался прутьями и цементировался глиной. Конструкция в готовом виде действительно напоминала перевернутую корзину. Впоследствии на смену традиционным жилищам пришли бревенчатые хижины - крытые корой, с одним входом и дымовым отверстием. Большие здания совета часто возводили на курганах (маундах), оставшихся от миссисипской археологической культуры. О том, чтобы сами чероки строили маунды, данных нет. В доме совета горел священный огонь, который чероки поддерживали с незапамятных времен. Помимо собраний, там проводили и религиозные обряды.

    Как и другие ирокезоязычные племена, чероки вели счет родства по матери и делились на семь матрилинейных кланов. Правда, в обществе чероки женщина не достигла столь высокого статуса, как в Лиге ирокезов. Во многом чероки были схожи с криками и другими племенами индейского Юго-Востока. В частности, они (как и крики) отмечали праздник Зеленой Кукурузы. Индейцы выращивали кукурузу, бобы и тыкву (“Три Сестры”), дополняя рацион охотой и собирательством.

    В повседневной жизни отдельные города чероки были практически независимы друг от друга. Все племя собиралось только на религиозные празднества или в случае войны. Чероки использовали принцип разделения властей: военная власть находилась в руках “красных” вождей, гражданская - “белых”.

    Из “Пяти цивилизованных племен” Юго-Востока чероки были единственным ирокезоязычным. Хотя какие привилегии от американского правительства получили “цивилизованные” индейцы в отличие от всех прочих, сказать сложно. Тем не менее, на “пути белого человека” чероки, несомненно, добились выдающихся успехов - причем самостоятельно. В начале XIX в. они создали собственное правительство, деятельность которого регулировала конституция. Они построили свои суды и школы, а их уровень жизни вызывал зависть даже у белых соседей. Одним из главнейших достижений чероки стало создание своего письменного языка. Эта честь принадлежит индейцу Секвойе (Джорджу Гисту). В 1821 г. он разработал азбуку чероки из 86 букв, и в скором времени почти все племя обучилось грамоте. В феврале 1828 г. начала выходить племенная газета “Феникс”. Множество этнических чероки нашли свое место и в “белом” мире - например, сенатор Роберт Оуэн и Уилл Роджерс. Несмотря на все, что чероки довелось пережить, по уровню образования и общему уровню жизни они сейчас занимают одно из первых мест среди индейских племен США.

    История

    Скорее всего, первая встреча чероки с белыми состоялась в 1540 г. Тогда, на р. Теннесси, испанский конкистадор Эрнандо де Сото впервые увидел индейцев “чалаку”. В 1566 г. испанцы снова посетили эти места (экспедиция Пардо), а небольшие рудники и рыболовецкие базы содержали здесь еще целых полтора века. Однако чероки в своей горной стране какое-то время оставались в сравнительной изоляции.

    Конец этому положило основание в 1609 г. английской колонии Вирджиния. За двадцать лет британские первопроходцы и купцы продвинулись далеко на запад, в Аппалачи. Там они и нашли чероки, а с основанием колоний в Каролине взаимные контакты стали постоянными. В 1673 г. купец из Вирджинии Абрахам Вуд послал двоих своих людей - Джеймса Нидэма и Гэбриэла Артура - в Эчоту, столицу “горных” чероки. Он намеревался добиться единоличного права вести дела с индейцами, но уже через год группа чероки встретилась на р. Саванна с купцами из Каролины. В 1684 г. власти Южной Каролины заключили с чероки договор, который положил начало бойкой торговле оленьими кожами и туземными невольниками. Эти события вызвали в племени серьезные перемены: власть перешла от жрецов к воинам, а сами воины стали охотниками за наживой.

    Зависимость чероки от европейских товаров с годами все усиливалась, и чероки пошли на более тесное сближение с англичанами. С 1689 по 1763 гг. они выступали как верные союзники “красных мундиров” в борьбе с французами и испанцами. Стоит отметить, что чероки и до этого времени не всегда ладили с соседями - общение с англичанами лишь усугубило прежние разногласия и окончательно дестабилизировало положение в регионе. Например, в 1673 г. чероки устроили серию набегов на испанские владения во Флориде и поселения индейцев каролинского побережья. Но уже через несколько лет большая часть местных племен обзавелась огнестрельным оружием, и чероки пришлось самим подумать об обороне. На востоке они то и дело сталкивались с катавба, на юге - с чокто, на западе - с чикасо (тоже, кстати, союзниками англичан). А на севере бушевали Бобровые Войны, и могущественная Лига ирокезов начала быстро распространять свое влияние во все стороны от Великих Озер.

    В 1660 г. ирокезы вынудили бежать на юг значительную часть племени шауни. Чероки попытались извлечь из этого выгоду: одну группу шауни они пригласили поселиться в Южной Каролине (как заслон против катавба), другую - в Теннесси, в долине р. Камберленд (против чикасо). Результат, однако, оказался “хуже, чем ничего”. Ирокезы бросились преследовать шауни и ополчились как на беглецов, так и на тех, кто их приютил. Да и сами шауни оказались для чероки слишком беспокойными соседями. Ведь рабовладельцы Южной Каролины платили за “живой товар” всем “поставщикам”, независимо от того, кто и кого приводил. Демон легкой наживы обуял и шауни, а за рабами они отправились прямо к своим “благодетелям”. В 1692 г. их отряд внезапно напал на большой город чероки. Момент был выбран удачно - все мужчины как раз ушли на зимнюю охоту, и город остался беззащитным. Оба племени имели общих врагов, но после такого предательства о совместной борьбе с ними не могло быть и речи.

    Через год - в 1693-м - делегация чероки посетила Чарльстон и потребовала больше ружей для самообороны. В 1705 г. ситуация стала настолько взрывоопасной, что власти Северной Каролины попытались урезонить своих “южных” соседей: по их соображениям, продолжать работорговлю в прежнем объеме значило рисковать массовым восстанием индейцев.

    На самом же деле англичанам была просто невыгодна война между их союзниками и торговыми партнерами. Поэтому они для начала попытались помирить чероки с ирокезами. В 1706 г. было достигнуто мирное соглашение, а после него британские власти могли смело рассчитывать на благодарность чероки. Правда, соглашение оказалось недолговечным - Лига не оставила попыток подчинить чероки, правда, на сей раз использовала дипломатию. Когда требования ирокезов были отклонены, пограничные столкновения возобновились.

    В 1708 г. чероки вместе с алибаму и катавба участвовали в походе на племя мобиль - проводника интересов Франции в южном течении Миссисипи. В 1713 г. 300 воинов-чероки в составе армии полковника Джеймса Мура участвовали в подавлении восстания тускарора. Вместе с тем часть "нижних" чероки присоединилась к восстанию против каролинцев племени ямасси (1715 г.). После этого мирные переговоры возобновились. Чероки обещали хранить англичанам верность в обмен на большое количество ружей и боеприпасов.

    Не простив шауни предательства, чероки решили проучить зарвавшегося соседа. По принципу “враг моего врага - мой друг” они пошли на союз с чикасо, которым работорговцы-шауни, по-прежнему нападая на всех подряд, тоже успели досадить. В 1715 г. объединенные силы чероки и чикасо нанесли шауни сокрушительное поражение в долине р. Камберленд. Эти события привлекли к чероки внимание французов и их союзников-алгонкинов к северу от р. Огайо, и на юг потоком хлынули военные отряды французского блока. Чероки оказались в щекотливом положении: они вели войну и с ирокезами, союзниками англичан, и с алгонкинами, которые поддерживали французов. Однако, несмотря на это и на две опустошительные эпидемии оспы (1738 и 1753 гг.), которые выкосили примерно половину племени, чероки выстояли. Сама по себе национальное бедствие, оспа также подкосила престиж индейских жрецов. Их магия оказалась здесь бессильной, и они лишились остатков своего влияния.

    Второй союз с чикасо 1745 г. позволил чероки окончательно отбросить шауни за р. Огайо, а затем (в 1750 г.) разгромить ценного союзника французов, племя чокто.

    В 1721 г. чероки подписали с англичанами важный договор. Историки считают, что именно тогда они уступили своим “друзьям” первый участок племенной земли. Соглашение упорядочивало торговые операции и проводило границу между индейскими и английскими владениями. Однако каролинских поселенцев это ничуть не тронуло: скваттеры целыми отрядами вторгались во владения "нижних" чероки к востоку от Аппалачских гор, а изумление индейцев быстро сменилось возмущением и открытым недовольством. На этой почве они могли вообще порвать с англичанами и подыскать другого союзника. Как раз тогда французы уладили разногласия с племенем алибаму (помните события 1708 года?), а в 1717 г. основали торговую факторию и форт Тулуза близ современного г. Монтгомери (Алабама). Французские купцы также совершили путешествие по р. Камберленд и достигли владений "горных" чероки.

    Однако у дружбы с французами с самого начала не было будущего. Французы были слабее англичан не только в военном, но и в экономическом отношении. Товары, которые они могли предложить чероки, были дороже и худшего качества, чем английские. К тому же их приходилось ввозить из Канады, а во время Войны короля Георга 1744-48 гг. англичане легко блокировали канадское побережье с моря и перерезали французские коммуникации. На юге же, помимо “красных мундиров”, французам противостояли многочисленные и вооруженные до зубов индейские союзники англичан. Особенно опасного врага они обрели в лице племени чикасо, и именно оно не дало французам закрепиться в регионе.

    Но что самое важное, сами англичане ценили расположение чероки слишком высоко, чтобы спокойно лишиться его. В 1725 г. британское правительство отправило к индейцам полковника Джорджа Чикена с особой миссией - любыми средствами “задобрить” чероки, помешать франко-индейскому сближению. Дело Чикена продолжил сэр Александр Каминг. Он объездил главные города чероки и убедил индейцев избрать единого вождя, чтобы он представлял их интересы на переговорах с англичанами. Каминг даже сопровождал делегацию чероки в Лондон, на встречу с “Великим Отцом” - королем Георгом II. По договору, подписанному в Чарльстоне в 1743 г., англичанам удалось добиться примирения чероки с их извечными врагами-катавба; более того, чероки обещали впредь торговать только с англичанами.

    Через два года чероки заключили мирное соглашение с вайандотами, важным союзником французов к северу от р. Огайо. Тогда они узнали, что во французском блоке далеко не все благополучно: целый ряд его членов сильно недоволен своими хозяевами (прежде всего из-за того, что французы обязали своих союзников торговать только с ними), и даже больше - готовит против них заговор. Вероятно, тогда чероки окончательно решили, что от союза с французами только проиграют. Правда, они все же позволили построить у себя французскую факторию, но и только. Тем не менее, у англичан сомнения в лояльности чероки все равно остались.

    Желая получить компенсацию за земли, захваченные белыми поселенцами, чероки вступили в войну с криками (1752-55 гг.) Камнем преткновения между двумя “титанами” индейского Юго-Востока стали охотничьи угодья в северной Джорджии. Разгромив криков в решающем сражении при Таливе (1755 г.), чероки вышли победителями. Видимо, на моральном подъеме они и согласились поддерживать англичан в начинавшейся Семилетней войне с Францией (в Америке она велась в 1754-63 гг.).

    Хотя в 1754 г. чероки подтвердили свою лояльность королю Георгу и даже разрешили строить на своей земле английские военные базы, белых “союзников” продолжали грызть сомнения в индейской искренности. Более того, британские власти до сих пор подозревали чероки в симпатии к французам. Индейцам же действовала на нервы все возраставшая жадность поселенцев. Стычки между чероки и скваттерами в 1758 г. вызвали к жизни новый союзный договор, но годом позже сотрудничеству пришел конец. В 1759 г. отряд в 100 чероки сопровождал вирджинскую экспедицию против шауни. Переправа через реку была организована настолько плохо, что индейцы потеряли все свои припасы, а их белые “друзья” не пошевелили и пальцем, чтобы им помочь. Раздосадованные индейцы решили “позаимствовать” у вирджинцев нескольких лошадей; завязалась потасовка, в которой более двадцати чероки погибли. Вирджинцы оскальпировали и изуродовали тела, а затем выручили за скальпы награду - как если бы это были скальпы враждебных индейцев.

    Обычно такие инциденты на Границе решались дипломатически - виновные выплачивали компенсацию семьям пострадавших. Однако, пока вожди чероки пытались замять дело “законным” путем, разъяренные воины взялись за томагавки и устроили несколько набегов на близлежащие английские поселения. Для британских же властей вирджинцы были вне подозрений. Индейские набеги были объявлены “актом вероломства”, спровоцированным французскими шпионами. Губернатор Южной Каролины Литтлтон собрал армию в 1100 человек и двинулся на города “нижних” чероки. Ошеломленные вожди “нижних” быстро пошли на мировую, двоих воинов по обвинению в “убийстве мирных граждан” казнили, а 29 вождей взяли в заложники и заключили в форт Принц-Георг. Литтлтон остался доволен, однако чероки пришли в неописуемую ярость. Не успела армия каролинцев вернуться в Чарльстон, как разразилась Война Чероки 1760-61 гг.

    Индейцы устроили резню колонистов у Лонг-Кэйнс, разгромили отряд ополченцев на Броуд-Ривер, а в феврале 1760 г. осадили форт Принц-Георг, надеясь вызволить заложников. Они подстерегли и убили коменданта форта, однако новый начальник тут же казнил всех пленных вождей и смог организовать оборону. Гарнизон “форта-96” тоже отразил атаку, но другим каролинским форпостам повезло меньше, и Литтлтон оказался в отчаянном положении.

    Он обратился за помощью к самому лорду Джеффри Амхерсту, главнокомандующему английскими войсками в Северной Америке. Для Амхерста же все индейцы были одинаковы - что враги, что друзья. После взятия Квебека и фактического поражения Франции англичане могли бросить против чероки хоть весь североамериканский контингент. Амхерст для начала ограничился малым. В мае 1760 г. в поход выступил отряд в 1200 солдат-колонистов и шотландских горцев под началом полковника Монтгомери. Он шел с намерением не щадить никого, кроме женщин и маленьких детей, однако война пошла по-иному. Спалив несколько городов “нижних” чероки (население заблаговременно скрылось), Монтгомери не смог развить наступление и в конце концов приказал отходить. Затем, в августе 1760 года, чероки после долгой осады овладели фортом Лоудон в восточном Теннесси и перебили весь гарнизон. Тогда в начале 1761 г. Амхерст сместил Монтгомери и назначил на его место полковника Джеймса Гранта.

    К тому времени индейцы уже удовлетворили жажду мести и выразили готовность пойти на переговоры, но Грант оставил это без внимания. В июне 1761 г.его армия в 2600 человек (в том числе разведчики-катавба) захватила 15 городов “срединных” чероки и уничтожила все запасы продовольствия, припасенные индейцами на зиму. Оказавшись под угрозой голода, в сентябре чероки подписали мир, по которому отказывались от своих владений на востоке Каролин. Второй мирный договор индейцы заключили с Вирджинией в ноябре 1761 г.

    Верные данному слову, чероки воздержались от участия в восстании Понтиака 1763 г. Как оказалось, это не избавило племя от людских потерь (на тот год пришлась очередная эпидемия оспы), но вместе с тем на какое-то время сделало чероки едва ли не единственными, кто даже выиграл от восстания. Оно измотало и воинов Понтиака, и англичан, поэтому был достигнут компромисс в виде Прокламации 1763 года: поселенцам запрещалось селиться за Аппалачами. Однако давление со стороны колонистов быстро заставило правительство пересмотреть свое решение. Переговоры с Лигой ирокезов в форте Стенвикс (1768 г.) снова открыли для колонизации обширные территории к западу от Аппалачских гор. Ирокезы щедро даровали англичанам права на земли, которыми не владели сами - в частности, угодья в Западной Виргинии, восточном Теннесси и Кентукки. Чероки считали их своими, и им пришлось снова договариваться с англичанами о границах (договор в Хард-Лэйбор, 1768 г.).

    Наступление белых поселенцев снова привело чероки к мысли о компенсации за счет “братьев по крови”. В свое время у них получилось с криками, а на сей раз они покусились на чикасо. И сделали фатальную ошибку - как, впрочем, и все, кто когда-либо поднимал руку на “спартанцев индейского Юга”. Одиннадцать лет локальных боев закончились сокрушительным поражением чероки у Чикасо-Олдфилдс (1769 г.). Урок они усвоили и предпочли заняться другим делом - поисками потенциальных союзников для защиты от общего врага, скваттеров. Делегации чероки и криков присутствовали на двух советах племен долины Огайо на р Сиото - в 1770 и 1771 гг. - но в конфликте между своими северными соседями и вирджинцами (“война Данмора” 1773-74 гг.) не участвовали - в спорном регионе у них не было своих интересов.

    Напряжение между колонистами и британскими властями все усиливалось. Назрела реальная угроза мятежа, и представители королевской администрации, чтобы успокоить колонистов, попытались “узаконить” их права на землю, отторгнутую у индейцев явочным порядком. На переговорах с индейцами средств не выбирали - вплоть до прямого подкупа и шантажа. С чероки было подписано два новых соглашения - “покупка Локабера” 1770 г. и договор в Огасте 1773 г. “За долги перед белыми торговцами” 2 миллиона акров земли из индейских владений в Джорджии отчуждались в пользу колонистов.

    Открытие Америки европейцами положило начало жесточайшим войнам и попыткам порабощения местных племен. Аборигенов изгоняли из коренных мест обитания, считали людьми второго сорта, загоняли в резервации, убивали и продавали в рабство. Не многие индейские народности сумели пережить гонения, лишения и открытый геноцид, сохранив при этом свою самобытность, традиции, культуру и национальную идентичность. Среди этих немногих наиболее многочисленными являются племена индейцев чероки и навахо.
    Сегодня мы расскажем подробнее о людях народности чероки. Как они адаптированы в современном мире, чем занимаются, с какими трудностями им приходится бороться и чего им удалось достигнуть.

    Как живут индейцы чероки сейчас
    Историческим местом обитания чероки были Аппалачи. Поэтому основная часть представителей этого народа до сих пор проживает в штатах Теннеси, Северная Каролина и Оклахома.
    В настоящее время численность чероки составляет около 300 тыс. человек. Из них чистокровными являются только 15 тыс. Всего же потомков чероки, включая метисов и самбо, насчитывается около 730 тысяч.
    Сами чероки именуют себя «тсалага», что означает «честные люди». Однако этимология слова, скорее всего, восходит к «чалаке» — «живущие в горах», как их называли соседи из племени чокто.

    Чероки – народ родственный ирокезам. Их язык – единственный ещё употребляемый из южноирокезских языков. В нём используется слоговое письмо из 85-ти знаков, которое изобрёл в 1826 году вождь чероки по имени Секвойя.
    Сейчас немногие чероки умеют говорить на родном языке, но другие составляющие своей культуры они хранят очень трепетно.
    Крупнейшая резервация индейцев этого племени находится на территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис, расположенного в Аппалачах. Её административным центром является город Чероке. Все вывески и указатели в нём написаны на языке чероки и продублированы на английском. Сама резервация больше похожа на деревню. Основным доходом её местных жителей является сфера туризма.
    С 1995 года чероки владеют шестью игорными домами, доходы от которых освобождены от налогов и составляют значительную часть бюджета племени.

    Чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, это и помогло им приспособиться к новым условиям и выжить в соседстве с завоевателями. Помимо собственной письменности, в первой половине 19 века они утвердили свою конституцию и свод законов, выборное правительство и президента. Тогда же они создали сеть бесплатных школ с учителями чероки.
    В 1999 году чероки приняли новую конституцию. Также у них появилась возможность реализовать своё право иметь представителя в Конгрессе США.
    Чероки продолжают хранить традиции предков и обучать молодёжь родному языку.
    Что касается религии, то большинство чероки приняли христианство в результате активной работы миссионеров в прошлом. Однако в последнее время они всё больше интересуются исламом.