Истребление волков. Учебник: Культура письменной речи Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов


Волки наносят колоссальный ущерб народному хозяйству. Борьба с ними - прямая обязанность охотничьих коллективов и отдельных охотников. Успех борьбы с волками зависит от умелой организации работ, опыта и подготовки охотника. К работе привлекаются лица, хорошо знающие образ жизни зверя и его повадки. Уничтожение волков проводится круглый год и всеми возможными способами.

Истребление волков на логовах весной и летом. Этот способ уничтожения зверя считается основным, поскольку он нетрудоемок, добычлив и доступен каждому охотнику. Еще до работ по обнаружению логова охотнику следует осведомиться у местного населения, были ли в данной местности выводки в прошлые годы, где и в каких местах, встречались ли следы зверя зимой. Особенно это важно сделать в марте и в первой половине апреля, т. е. в период, предшествующий щенению волчиц. В это время взрослые заняты отысканием места для логова и, однажды избрав его, держатся здесь постоянно. Они предпринимают дерзкие набеги на диких животных и домашнюю птицу, оставляют следы.

Предварительная разведка нужна потому, что звери из года в год выводят потомство в одних и тех же местах, если, конечно, природная обстановка коренным образом не изменилась или в прошлые годы не были уничтожены все хищники.

Волчицы щенятся в конце апреля, в мае, чаще между 10 и 27 мая. В первые дни до щенения и после него, когда щенки питаются молоком, волчица постоянно находится у логова, отлучаясь лишь на водопой. Заботу по доставке корма берет на себя самец. За добычей он уходит вечером, к логову с ней возвращается ночью или утром в зависимости от удачи. По следам, которые он оставляет на просеках, защитных противопожарных полосах, песчанистых буграх, грязевых лужах, т. е. там, где они лучше заметны, охотник должен определить направление хода зверя. Лучше это делать утром, так как след в это время более заметен. К тому же, если он окажется свежим, то направление его укажет на движение волка с добычей к логову.

Схематически набросав карту местности и правильно ориентировав ее по отношению к странам света, делают пометку о встрече со следом, проводят на карте линию, обозначающую его направление. Иногда для этого достаточно заметить следы волка на росной траве или только отпечаток лапы. В дальнейшем, обходя угодья и находя след, на схеме делают аналогичные пометки. Район угодья, где перекрещиваются линии, и будет предполагаемым местом расположения логова. Нахождение волков и направление их перехода выдают иногда «вездесущие» вороны и сороки. Они с криком сопровождают их, скапливаются на оставшейся падали. На поведение этих птиц охотник должен обращать внимание. При недостатке точных координат логова расположение его можно уточнить, выследив волка на «под-слух» ночью. Для этого, не заходя далеко в глубь леса, выбирают место ночевки, причем с таким расчетом, чтобы ветер дул со стороны предполагаемого логова. Возвращаясь к логову, матерый подает голос. На него отвечает волчица. Направление воя волчицы засекают палкой, впоследствии направление фиксируют по компасу. Если вой волчицы был слышен слабо, «подслух» следует повторить в следующую ночь. В лесу вой слышен на расстоянии 1 км. «Ответ» волчицы можно вызвать и не дожидаясь голоса возвращающегося самца, надо только хорошо владеть имитацией его голоса.

Подслушивание волков особенно эффективно в первые 2-3 недели после щенения (примерно во второй половине мая - первых числах июня). Позднее, когда щенки начинают потреблять мясо, за добычей уходят волк и волчица. На «подслухе» очень важно соблюдать все правила, исключающие обнаружение охотника: сидеть тихо, не курить, не кашлять. Одежда и ружье должны быть натерты хвоей. Курящим даже небесполезно пожевать ее.

Изучив район расположения логова и уточнив его, приступают к его отысканию. Эту работу лучше проводить вдвоем и с ружьями. Это дает возможность, не возвращаясь домой после отыскания логова, устроить засаду на матерых.

Двухнедельные волчата, оставшиеся в логове без родителей, дают о себе знать писком, слышимым в лесу на 20-30 м. В месячном возрасте, услышав приближение людей, они разбегаются, прячутся в зарослях, затаиваются. Найти их можно с собакой - достаточно злобной дворняжкой или натравленной на зверя лайкой. Найдя волчье логово, следует взять щенков и попытаться также взять взрослых. Они непременно будут следить за происходящим в районе логова, попытаются наведать его или спустя некоторое время будут следовать в направлении уноса щенков. Засидку на взрослых делают так, чтобы ветер дул на стрелка со стороны волчьей тропы. Лучше, если стрелок расположится на дереве. При этом будет больше шансов на то, что зверь не обнаружит его и подойдет на выстрел. Можно также одному из охотников с волчатами уйти, протянув предварительно щенка по земле, другому сделать засаду на тропе. Показавшегося волка следует немедленно стрелять, иначе он быстро учует человека и скроется.

Облавы на волков летом и осенью проводятся с августа до середины октября. Они требуют значительного количества охотников, тщательной организации, осуществляются по заранее продуманному плану опытного охотника-руководителя. Подготовка к облаве состоит: в отыскании выводков зверя, сборе участников облавы, окладе зверя и его уничтожении.

С августа до середины октября, т. е. до того времени, когда звери начинают вести бродячую жизнь, повзрослевший молодняк - прибылые, а также переярки держатся района логова. Голодные они воют на утренних и вечерних зорях. Им вторят возвращающиеся с охоты матерые. В этот период звери реагируют на голоса себе подобных, отвечают на имитированный охотником «вой», или «ваб». На подслушивании воя волков ранним утром и поздним вечером и на «вабе» основано нахождение зверей. Этой предварительной работой занимаются опытный охотник-вабельщик и 2-3 помощника. Ранним утром до восхода солнца и поздним вечером они подходят на расстояние 1-2 км к району предполагаемого логова и, разместившись в разных местах, слушают, не завоют ли волки. Если звери почему-либо не подали голоса, ва-белыцик делает 3-4 раза подвывку, вначале голосом волчицы, а затем, сменив место своего расположения, голосом самца. Услышав ответные заунывно лающие голоса молодых, вабельщик и его помощники засекают их направление, определяют нахождение зверя. Место пребывания волков уточняют на «ваб» в течение нескольких утренних и вечерних зорь. Затем наносят это место на схематическую карту местности (лесная дача, болото), обследуют границы участка, выясняют форму будущего оклада, определяют в соответствии с условиями рельефа необходимое число людей (стрелков и загонщиков) для облавы. О месте и времени ее проведения руководитель сообщает городскому или районному обществу охотников, назначает пункт сбора людей.

За день до облавы вабельщик с помощниками еще раз уточняет места нахождения волков. На месте сбора (в ближайшем к району облавы населенном пункте) руководитель дает указание участникам об их поведении на облаве, расставляет по номерам стрелков и загонщиков. Облава обычно организуется после 10-11 час. В это время взрослые волки бывают в районе логова и таким образом попадают в оклад. При окладе зверя соблюдается полнейшая тишина, поддерживается строжайшая дисциплина. Надо помнить, что малейшая оплошность любого из участников может привести к срыву облавы.

С одной стороны оклада находятся стрелки, с другой - загонщики. Длина прямой линии стрелков не менее 400 м, расстояние между стрелками 50-60 м. Стрелок должен хорошо представлять сферу стрельбы на своем номере и номерах соседей. Это предотвратит несчастные случаи. В зависимости от густоты леса загонщики расставляются в 20-30 м друг от друга на противоположной стороне оклада. Чтобы исключить уход зверя из оклада, на флангах развешивают красные флажки (на открытых местах). Если их нет или по условиям угодья (густой лес) они не эффективны, расставляют несколько охотников. Стрелки располагаются против ветра, загонщики - по ветру. Руководитель загона дает сигнал о начале облавы. Он находится в центре загонщиков, выдерживает направление движения цепи людей. Стоящие на флангах охотники, услышав крики загонщиков, начинают двигаться и, если ест* шнуры с флажками, встряхивать ими. Это отпугивает волков, и они возвращаются в оклад. При подходе цепи загонщиков к ним последовательно присоединяются фланговые и продолжают загон. Поднятые в окладе звери уходят на линию стрелков и там уничтожаются. Стрелку, если даже зверь ушел раненый, сходить с номера не разрешается. После окончания облавы ружья должны быть разряжены. Загонщики и стоящие на флангах охотники ружьями не пользуются.

Облавы на волков с флажками проводятся с выпадением снега. Основаны они на окладе зверя с флажками на дневке и уничтожении его при вынужденном уходе из оклада или внутри него. Оклад производится шнуром (бечевкой или прочной капроновой нитью) с закрепленными на всем его протяжении (через 90-100 см) красными флажками из материи или бумаги. Размер флажка 14 X 15 см. 3-3,5 км шнура достаточно, чтобы охватить примерно 1 км 2 угодий. Шнур с флажками должен быть в каждом охотничьем коллективе, храниться аккуратно намотанным на катушках (рис. 24). Облава может проводиться небольшой группой людей (6-7 человек) после предварительного выслеживания волков опытным охотником и в дальнейшем ее руководителем.

Зимой волки ведут бродячую жизнь, живут за счет падали, преследуют диких животных, домашнюю птицу и собак. В поисках добычи они рыскают возле населенных пунктов. При удачной охоте, досыта наевшись, они обязательно залягут на дневку в ближайшем лесу в кустарниках. Руководитель облавы, ориентируясь на след ушедших волков, ооходит, соблюдая осторожность, участок предполагаемой дневки волков (лесной квартал, обход). Если выходных следов из данного участка леса нет, значит, звери залегли и можно приступить к облаве. При выслеживании очень важно «понимать» следы зверя, это помогает определить число волков в выводке. Руководитель облавы сообщает участникам о замеченном, вместе с ними развешивает флажки, окладывает волков. Флажки подвешивают на высоте 60-70 см в более открытых местах, можно m двешивать на лесных дорогах и просеках. В этом случае волк заметит их и не уйдет из оклада.

Оклад можно делать разомкнутым с выходом волков на линию стрелков в проходе и замкнутым без выхода с расстановкой стрелков по кругу оклада. В первом варианте оклада гон зверя ведут с шумом несколько охотников, во втором - один, причем не особенно шумно. Он лишь постукивает слегка по деревьям, говорит, посвистывает. Всем охотникам следует хорошо маскироваться, чтобы первым обнаружить зверя и удачно выстрелить. При окладных облавах все охотники должны иметь ружья. Меры предосторожности, правила поведения участников те же, что и при облавах по чернотропу.

Рис. 1. Катушка для наматывания флажков

Для успеха облав в окрестностях населенных пунктов можно выкладывать приваду - туши павших животных, однако незаразных.

Уничтожение волков на приманку из засады дает лучший результат зимой. Приманка - туша павшего животного - кладется в удобном для засады месте: где-нибудь на задворках недалеко от сараев в 20-25 м от стрелка и непременно задней частью или головой к нему. Волки начинают трапезу с живота, становятся к стрелку боком и в ночное время лучше заметны. Чтобы зверь не учуял охотника по запаху, между приманкой и стрелком раскладывают овечий или конский помет. К приманке следует подъезжать на лошади, идти пешком нельзя, так как осторожный и хитрый зверь это обнаружит. Засаду на волков лучше делать в дни, когда идет снег.

Истребление волков капканами проводится по чернотропу и зимой с выпадением снега, у привад и на переходах по тропе. Капканы (№ 3, 5) приобретаются в магазинах или изготовляются кустарно. Они бывают рамочные и тарелочные, снабжены сильными пружинами, весят обычно 3 кг (рис. 2). Дуги гладкие без зубцов, высота их 11-12 см. При большей высоте дуг капкан охватывает ногу выше первого сустава, дробит кости, и зверь, потеряв ногу, может уйти. Чтобы волк не утащил капкан, к нему крепят цепь 100-120 см, якорь или волок. Перед установкой капкан очищают от ржавчины, 20-30 мин. кипятят в воде. В воду кладут хвою сосны, ели, можжевельника, добавляют траву. Капкан из воды вынимают в чистых холщовых рукавицах, хранят в нежилом помещении. К месту установки капкан приносят в мешке или корзине; с собой захватывают небольшую деревянную лопаточку, метелку, а еще лучше кисть. Желательно иметь лапу зверя. При неглубоком снеге капкан ставят на волчьей тропе или у привады «в след». Лопаточкой выгребают снег (площадь ямки немного больше площади раскрытого капкана) и в освободившуюся ямку (лунку) ставят капкан. Следят, чтобы тарелочка была точно под отпечатком лапы. Спусковой механизм должен быть свободным от снега, поэтому капкан можно накрыть марлей и присыпать снегом. Сбоку от тропы кладут цепь и волок. Отпечаток следа воспроизводят осторожным надавливанием лапы.

Рис. 2. Капканы для волков: а - рамочные; б - тарелочные

Рис. 3. Установка капкана «под след».

Затем метелкой или кистью тщательно маскируют место установки капкана и свои следы. При глубоком снеге (иногда с образовавшейся после оттепели коркой) капкан ставят «под след». Отпечаток лапы зверя на тропе в этом случае не нарушается (рис. 3), так как капкан ставят через заранее вырытую сбоку нишу, оставляя его под поверхностью снегового покрова.

Капканы лучше ставить в местах, где тропа волков ближе подходит к кустарнику. Это облегчает маскировку своего следа. Установка капканов по чернотропу «в след» требует большей внимательности и тщательной маскировки, чем их установка зимой. Независимо от того, где и когда расставлены капканы - на тропе или у привад, зимой или летом, о месте их установки охотник должен сообщить местному населению. Это исключит несчастные случаи среди людей, предотвратит гибель и травмирование скота, охотничьих собак. Время своей работы охотник должен согласовать с районным или городским обществом охотников.

Истребление волков химическими препаратами. Используемые для борьбы с волками химические препараты - стрихнин, фторацетат бария и люминал - относятся к сильнодействующим ядам и наркотическим веществам, опасным для здоровья человека. Применять их должны лица, имеющие специальное разрешение. При этом соблюдается строгая отчетность о расходовании препаратов при обязательном уведомлении по месту работы местных властей.

Стрихнин добывается из семян рвотного ореха, произрастающего в Южной Азии. Для борьбы с волками в настоящее время используется не чистый стрихнин, а его соль - азотнокислый стрихнин, представляющий собой кристаллический порошок белого цвета, горький на вкус. Попадая в небольшом количестве на слизистую оболочку рта, носа, глаз, он приводит к опасному отравлению. Пилюли со стрихнином изготавливаются в специальных лабораториях аптекоуправлений с соблюдением всех правил предосторожности. Оболочка пилюли состоит из смеси воска и парафина, внутри находится 0,2-0,3 г яда порошка и красящее вещество кармин. Оно примешивается к яду для того, чтобы определить отравление волка. У волка, взявшего пилюлю, выделяется слюна, и его потом легче найти.

Пилюли хранятся в закрытых стеклянных банках и в таком виде выдаются. Для туши собаки, используемой в качестве привады, достаточно 24 пилюли. Перед закладыванием пилюль в тушу привады их осаливают смесью говяжьего и бараньего жира, предварительно вытопленного, слегка застывшего.

Осаливание и раскладка пилюль производятся с помощью деревянных щипцов. Пилюли в тушу заделывают равномерно, вводя деревянной палочкой через разрезы в мясе, смотрят, чтобы они не выпали.

Выложенную тушу (приваду) закрывают снегом, чтобы ее не расклевали птицы. У отравленного волка смерть наступает от паралича дыхания. Снятие шкуры производится сразу же после оттаивания с соблюдением осторожности, исключающей попадание частиц яда на кожу (лучше в резиновых перчатках). Неиспользованные пилюли собираются, сдаются по акту.

Фторацетат бария (бариевая соль фторуксусной кислоты) - сильный яд, растворяется в воде, не имеет запаха и вкуса. Оказался эффективным при истреблении волков и используется охотниками. 0,2-0,3 г достаточно для отравления зверя. Фторацетат охотники получают расфасованным в желатиновые капсулы и крахмальные облатки. Капсулы вводят в куски мяса (1 - 2 кг) павших животных, раскладывают на тропах зверя и у привад. Мясо присыпают снегом. Волк, принявший полную дозу яда, через 5-10 мин. теряет способность к передвижению. Он гибнет у привады, а если и уходит, то недалеко. Действие яда сопровождается жаждой и рвотами, зверь жадно ест снег.

Люминал - сильнодействующее наркотическое вещество, требующее внимательного с ним обращения и соблюдения предосторожности. Препарат используют в двух видах: в смешении с мясным фаршем, в пилюлях. Одному волку нужно не менее 14 г. Смесь фарша с препаратом готовят в отдельном помещении без посторонних лиц. Смешивают деревянной палочкой на куске фанеры или доски. Во время приготовления смеси нельзя принимать пищу, курить, руки должны быть чистыми. Для работы нужны мясорубка, весы. Куски мяса пропускают через мясорубку два раза. К фаршу добавляют порошок люминала в соотношении 1: 10. На одну дозу препарата требуется 140 г фарша. Фарш с порошком тщательно перемешивают и начиняют куски мяса (2-3 кг) или тушу привады. Если туша заморожена, ножом (длина лезвия 12 см) или буравом (диаметр 18 мм) проделывают отверстия и вводят фарш. Для закладки одной дозы отравленного фарша необходимо 10 отверстий. Каждое из них на 2-3 см закладывается кусочками мяса. Отверстия на туше располагаются равномерно с таким расчетом, чтобы зверь, поедая мясо, принял полную дозу препарата.

Для приготовления пилюль порошок люминала смешивают с растопленным говяжьим и бараньим жиром (в равных количествах), дают смеси остыть до образования твердой массы и развешивают. Пилюля с полной дозой люминала весит 28 г. Ими начиняют приманки и туши для привад. Затем их закладывают, присыпают снегом. У волка, съевшего дозу снотворного, наступает общий (до 3 суток) наркоз. Зверь засыпает у привады или отходит до 2 км, иногда больше, если не взял дозы полностью. Препарат окрашивает слюну зверя в синеватый цвет. Следы ее на снегу хорошо заметны и облегчают розыски зверя. Найденного волка добивают из ружья. Снятие шкуры с волка, добытого при помощи снотворного, опасности для человека не представляет.

Во всех случаях борьбы с волками при помощи химических препаратов места разложенных приманок и привад проверяются ежедневно. На участках должны быть предупредительные объявления. После окончания работ оставшиеся туши или их части, как и туши добытых зверей, закапываются на 1,5 м в землю.

Лица, нашедшие павших от отравления зверей, должны сообщить об этом команде или охотнику, работающему с химическими препаратами.

Волчий садок - самая распространенная ЛО’ вушка. Проста в изготовлении. Из кольев 5-8 см толщины, 2,5 м высоты строят два круга изгороди: внутренний (диаметр от 3 до б м) и внешний (расстояние между кругами 50-60 см). Для придания прочности садку изгородь сверху скрепляют ивовыми прутьями. Расстояние между кольями 8-10 см (просвет в ладонь). В изгороди делают дверки: во внутреннем кругу для размещения приманки, во внешнем для прохода волка. Дверку наружного круга высотой 1,5 м подвешивают так, чтобы под тяжестью своей она свободно открывалась внутрь. Ширина ее больше расстояния между кругами. Во внутренний круг для приманки сажают козленка, поросенка, овцу, гуся и закрывают их. Чтобы уберечь животных от стужи, делают настил и навес. Волк, учуяв приманку, заходит через открытую дверь садка, движется по кругу, не в состоянии из него выбраться. Чтобы зверь не пятился, в изгородь вплетают заостренные прутья ив. Садок следует готовить до наступления зимы, ставить в местах, которые часто посещаются волками.

1. Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. 2. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные. 3. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. 4. Случаи пропажи книг в интернате обычно замалчиваются. Поэтому мы особо на них остановимся. 5. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. 6. Чем сильнее различие языков, тем труднее составить словарь. Например, составить словарь французских слов на английском языке не так сложно (благодаря значительному сходству языков и культур), как составить словарь языка зулусов на английском языке.

2. Определите, в каких предложениях омоформа употреблена неправильно. Ошибку исправьте.

1. Смелость – это не грубость матери и не побеги из дома. 2. Сахар почти полностью заменяет в рационе абхазцев мед. Поэтому они не страдают от зубных болей. 3. Обоз с продовольствием сопровождал взвод автоматчиков. 4. Прыжок зверя опередил выстрел. Туркин оказался метким стрелком. Тигр тяжело рухнул наземь. 5. Больной в первый день ходить по комнате не разрешили. 6. 1 400 спортсменов обслуживали 10 столовых.

3. Найдите ошибочную смысловую связь слов. Ошибку исправьте.

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 3. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Ивановой, которая находилась в стадии брожения. 4. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 5. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферменторы, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Краткость речи

1. Среди приведенных ниже словосочетаний найдите следующие их виды: а) тавтологические сочетания, в которых одно из слов является лишним; б) словосочетания, которые не являются тавтологическими, но одно из слов можно исключить во избежание избыточности; в) словосочетания, в которых нельзя исключить ни одного слова.

Первое боевое крещение, свой автограф, значительно улучшить, максимально использовать, скрытые резервы, современные требования, выпускаемая продукция, большие усилия, дальнейшее развитие, в данный момент времени, впервые знакомиться, отступить назад, первый дебют, новое возрождение, в марте месяце, необычный феномен, будущая перспектива, тысяча человек народу, опять возобновить, умножить во много раз, путеводная нить, проводить в последний путь, камень преткновения, железная дорога, закадычный друг, восходящая звезда, впасть в отчаяние, главная суть, бесполезно пропадать, предчувствовать заранее, ценные сокровища.

2. Укажите, какое слово лишнее.

1. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 2. В тачке везли железный лом: старый примус, старый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 4. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью. 5. Вдруг Софья теряет свое сознание. 6. Всегда спокойный, неизменно корректный, он заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

Чистота речи

Каждое время имеет своих героев и свои символы. Конец второго тысячелетия в бывшем СССР символизирует словечко «как бы». Причем «как бы -вирус» распространился буквально в последние два года. Ниче­го подобного раньше не было: достаточно послушать записи радиопе­редач прошлых лет или посмотреть старые кинофильмы. А сейчас? При­слушаемся к речи своих друзей, знакомых, родственников. Дома и в об­щественном транспорте. По радио и на телевидении. На уроках в школе, лекциях в институте, на научных сессиях, в магазинах. Особенно это за­метно в ток-шоу ТВ, в передачах, где главные действующие лица - говоря­щие головы, где идет свободный обмен мнениями и слышится разговор­ная речь. «Герой дня», «Час пик», «Тема», «Мы», «Поле чудес» и многочис­ленные интервью. «Как бы» - любимое словосочетание представителей самых разных слоев населения: и высокообразованных, и не очень, артистов, писателей, инженеров, политических деятелей, чиновников, обычных людей. Даже дикторы, как только отходят от гладких, заранее написанных комментариев и пытаются импровизировать, тут же встав­ляют это слово.

… Что же отражает это словосочетание? Мне кажется, что это отраже­ние нестабильности, неопределенности времени, в котором мы живем, когда ни в чем нельзя быть уверенным. То ли придется искать работу, то ли нет, то ли выплатят зарплату, то ли нет, то ли в капитализме живем, то ли в социализме, а может, при военном коммунизме, то ли будет дождик, то ли снег. Все в нашей жизни зыбко, то несемся скачками, то встаем как вко­панные. А может, правители у нас теперь такие деликатные: боятся народ обидеть и сообщают плохие новости с застенчивой улыбкой, вставляя «как бы» и оставляя лазейку для отступления.

… Зигмунд Фрейд доказывал, что оговорки в обычной речи и описки при письме не случайны, а отражают то, что человек пытается скрыть. Возможно, причина столь частого употребления словосочетания «как бы» лежит в русле этой концепции. И что, похоже, мы начнем избавлять­ся от этого словечка-сорняка лишь тогда, когда ситуация в нашем обще­стве будет стабилизироваться, появятся определенные перспективы и для конкретного человека, и для конкретной фирмы.

А пока предлагаю поиграть: ведь из всего можно извлечь пользу. Сядь­те перед телевизором и подсчитайте, в какой передаче люди чаще всего употребляют это словосочетание: кто, в связи с чем и сколько раз его упо­требил. А в результате можно будет вывести «индекс какбыстости»: коли­чество употребления «как бы» в единицу времени. А почему бы и нет? (Рас­сказывают, что известный физик, академик Ландау, по собственному оп­ределению, был «красивистом» и вывел «индекс красивости города». Этот индекс выражался через частное от деления количества красивых жен­щин, которых академик встретил за свое пребывание в том или ином го­роде, на общее количество встреченных там женщин.) В итоге можно вы­брать и «суперкакбыста». Придумать премию «Золотой какбыст».

Как говорится, «устами младенца глаголет истина». Недавно услы­шала, как маленькая девочка, рисуя что-то на подтаявшем весеннем сне­гу, приговаривает: «Это как бы собака, а это как бы кошка от нее бежит». «Почему как бы кошка?» - спросила я. «Но ведь они не настоящие, а по­нарошку», - ответила девочка. Может быть, и вся наша жизнь сейчас понарошку... (Невское время. 12.04.2007).

2. Прочитайте предложения и прокомментируйте употребление в них иностранных слов. Всегда ли оно оправдано? Исправьте предложения.

1. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

2. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс».

3. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов.

4. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства.

5. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

Упражнения к §3

1. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов.

Образец: «Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток».

ОС«людей, которые удалялись»; ПС самолетами, которые удалялись (ОС ошибочная смысловая связь, ПС правильная смысловая связь).

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения (ОС сидя на поля сражения; ПС добьется на поле сражения). 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей (ОС о новом судне для наших читателей; ПС несколько слов для наших читателей). 3. Выпол-| нены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока (ОС -~" птичьего молока; ПС по поставке молока). 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов (ОС честных и мужественных карьеристов; ПС показывает карьеристов). 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования (ОС официальное предложение в письменной форме; ПС в письменной форме представить). 6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина» (ОС был там, в романе; ПС рассказал в романе).

2. Подчеркните два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная связь. Соедините ее элементы дужкой с крестиком. Проверьте правильность своего решения, опираясь на сформулированные выше общие закономерности смыслового объединения слов при первоначальном восприятии.

1. И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. 2. Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, чтобы лежать в чужих песках. 3. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. 4. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно. 5. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Тро-шиным. 6. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения.

3. Какой непредвиденный, нелепый смысл возникает при восприятии следующих стихотворных строк начинающих авторов? Чем спровоцировано неправильное объединение слов в каждом случае?

1. За плечами центрального боя

Одноствольные наши друзья.

2. Верю я, словно зорька ясна,

Ты придешь, как приходит весна.

3. Круто развернувшись, как стрела,

Проскочила быстрая «Победа».

(Пример И. Л. Сельвинского)

4. Здесь мажет дом повешенный

На воздухе маляр.

(Пример Н. А. Добролюбова)

5. Я теперь такой рабочий,

Чей историк впишет след.

(Пример В. М. Жирмунского)

4. Определите, к какой из трех буквенных схем относится каждая конструкция.

1. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь в поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 2. Театр кукол заключает договоры на проведение новогодних елок с участием Деда Мороза, Снегурочки, баяниста и кукольного спектакля. 3. Начато строительство коровника на 200 голов с силосными башнями. 4. Эта мысль не нова, на это еще указывал М.В. Ломоносов. 5. Проводятся регулярно консультации, оборудованы кабинеты, наглядные пособия, приборы также подготовлены. 6. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7. Крахмал это не растворимый углевод в воде. 8. Эта группа, в которую вошли фармакологи и клиницисты, в течение двух десятков лет целенаправленно изучает нейрогенные механизмы повреждений внутренних органов оригинальным методом фармакологического анализа.

5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

1. Десятки студентов из учебных заведений, направленных на работу, не прибывают на место назначения. 2. В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром. 3. Петя побежал отворять калитку, и, обогнув по закругленной дороге огромную лужу, пес бросился ему под ноги. 4. Высылаем вам лыжу на левую ногу, которая не нуждается в смазке. 5. На вчерашнем заседании обсуждены Законы о высшем образовании, о пограничных войсках," которые находились на доработке.

Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.

7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

8. Укажите знаком Y (птичка) место, куда нужно вставить слово при устранении ошибочной смысловой связи способом «вставка слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово.

1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. ...в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль;5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

1. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 2. На митинге была принята резолюция, требующая немедленной передачи крестьянам помещичьей земли без всякого выкупа и усиленного обложения налогами капиталистов. 3. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 4. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

Ключ. 1. ...вызванные для задержания преступников. 2. ...требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. ...и был пойман на месте преступления. 4. ...бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет... Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

Упражнения, подобные приведенным, обеспечивают пооперационную отработку общего приема устранения ошибочной смысловой связи слов, его осмысленное усвоение. Они активно развивают стилистическое мышление, поскольку моделируют деятельность пишущего в типичной, повторяющейся проблемной ситуации письменного общения.

Охота на волков и их истребление разрешаются нашим законодательством

В течение всего года и всеми способами, кроме обще опасных (разбрасывание отравы, волчьи ямы, настораживание самострелов и т. п.).

Истребление волков -- одна из главных задач охотников и охотничьих организаций Советского Союза, ибо волки являются страшнейшим бичом колхозного и совхозного животноводства. Они приносят колоссальный вред и охотничьему хозяйству. Вместе с тем волк -- один из интереснейших объектов охоты. Охота на волков, как один из видов коллективной охоты, прививает охотнику ряд полезных в полевой обстановке навыков: охотничья разведка местности, выслеживание и оклад зверя, ориентировка в лесу, стрельба по быстродвижущейся цели, согласованность действий, дисциплинированность.

Охота на волков делится на три сезонных вида: I) весеннее истребление волков и матерых на гнездах; 2) осенние облавы и охоты с гончими по черной тропе; 3) зимние охоты с флажками.

Уничтожение волчьих выводков на гнездах. Конец апреля и весь май -- лучшее время (в средней полосе РФ) для истребления волков на логовищах.

Весенний период истребления волков на логовищах основан на том, что в это время волчата неспособны отходить от логова. Время щенения у волков в средней полосе РСФСР длится с апреля до июня. Сначала щенятся старые волчицы, в мае молодые. Поэтому истребление волков следует начинать с мая. Выслеживание зверей производится утренними и вечерними зорями вблизи предполагаемого логова. Волки устраивают свои гнезда в торфяных болотах, в заболоченном мелколесье, в оврагах, поросших кустарником, в тростниках и по берегам рек, озер и т. д.

Главным условием при устройстве волком гнезда является близкое присутствие воды. В росистое утро можно легко обнаружить наброды (тропы) старых волков, которые регулярно уходят и приходят к гнезду. Так же легко можно видеть на мягкой почве следы волков, отправляющихся к водопою. Когда отыскан лаз от водопоя или выходной след, рекомендуется подходить к гнезду, учтя направление ветра. Волчьей тропой идти не следует, нужно держаться в стороне. Приближение к логову всегда сопровождается специфическим неприятным запахом. Осмотрев место и установив расположение логова, надо избрать пункт для засады. Рано утром (еще до зари) следует быть уже на месте, с тем чтобы одновременно с захватом щенков можно было подкараулить и убить приходящих старых зверей. Устраивают засаду так, чтобы ветер дул от гнезда на стрелка.

Пришедшие с добычей старые волки направляются прямо на логово. Волчица, которая приходит раньше волка, начинает вблизи гнезда скулить, вызывая щенков. Самец приходит за ней.

Этим моментом и следует воспользоваться, чтобы убить волчицу и старого волка, а затем уничтожить щенков.

Облавные охоты по черной тропе. Лучшее время для организации облавных охот -- сентябрь и октябрь. Волчьи выводки в это время держатся еще в районе своего логова, где проследить их тропы и лазы не представляет большой трудности.

Облаву лучше всего проводить в пасмурную погоду, так как волк не любит пасмурных дней и обычно ходит мало, стараясь забраться в густые места, где становится сонливым и менее чутким.

С августа волки по зорям начинают выть, чем и пользуются охотники для определения места обитания волков и их примерного количества. Егерь (окладчик), подготовляющий охоту, должен заблаговременно определить ход (лаз) зверей и накануне дня охоты еще раз проверить путем подвывки наличие зверя на местах логова.

Волки начинают выть вскоре после захода солнца, т. е. когда наступят сумерки. Воют они обычно не более 15--20 минут с небольшими перерывами.

Определив местонахождение волков, вабильщик начинает выть

Выпавший снег, особенно когда бывают частые пороши, очень облегчает работу по выслеживанию волков. Установление мест лежек производится путем обхода или так называемого оклада зверей. Сначала нужно взять след с привады и идти вдоль его дорогой по направлению к предполагаемому месту лежки (дневки) волков. Повороты и обход избранного участка следует делать по пролескам или по дорогам. Как только будет замечено, что след волков вошел в подходящее место для лежки (болото и застил заросли с травой), нужно начать обход от входного следа, сделав на снегу для ориентировки заметку. Для этого необходимо использовать просеки, поляны, визиры и особенно дороги, так как передвижение дорогой, если волк лежит даже вблизи нее, менее тревожит зверя, чем если человек идет сплошным лесом и зверь от него находится на более далеком расстоянии. Следует стремиться делать оклад по прямым или дугообразным линиям, как можно меньше ломая линию обхода; в противном случае встречаются трудности при затягивании флажками.

После того как волки обойдены и выходного следа из сделанного круга не окажется, производится подготовка оклада к предстоящей охоте, а именно: обрезается круг; намечается линия стрелков в соответствии с направлением ветра, лазом зверя и местностью; определяются линии, по которым будут растянуты флажки, и, наконец, определяется место, откуда надо начинать гон.

Обрезка круга производится за счет пустых и ненужных мест (поляны, редкий лес и т. п.) и преследует цель сделать место оклада небольшим и удобным для затягивания его флажками. Обрезку производят крайне осторожно, так как малейший звук может потревожить зверей, которые, вскочив с лежки, покинут оклад. Волки должны быть обложены перед самой охотой.

После того как волки обложены, хорошо изучены местность оклада, волчьи лазы и обрезаны ненужные места круга, остается затянуть волков флажками, расставить стрелков на номера, поставить загонщиков; тогда можно начинать охоту.

Прибывшие к месту охоты в условленный срок охотники расставляются на номера одновременно с затягиванием круга флажками. Круг может быть затянут флажками и до прибытия охотников.

Флажки -- это шнур с прикрепленными к нему одним концом красными лоскутами. Шнур должен быть очень прочным. Наиболее подходящим является крученый шпагат. К шнуру пришиваются лоскутки красной материи. Обыкновенный размер флажков: 13-- 18 см ширины и 30--35 см длины. Расстояние между флажками на шнуре 50--60 см. Нормальной величиной оклада следует считать круг в 2 км; поэтому и запас флагов на волчьих охотах должен быть не менее 2 км. В зависимости от местности, оклад может быть меньше. Чтобы было удобно носить флаги, не спутывая их, и легко и быстро их развешивать, а затем по окончании охоты собрать, употребляются катушки, на которые шнур с флагами наматывается (рис. 99). Можно, однако, обойтись и без катушек, наматывая шнуры мотками на руку. Этот второй способ имеет свои преимущества, которые выражаются в упрощении процесса наматывания и разматывания шнура и в отсутствии лишнего шума и скрипа, которые может издавать катушка.

Затягивание флажками производится так, чтобы флажки начинались в 25--30 м от крайнего номера и круг линии флажков, постепенно расширяясь, окружил весь оклад. Ни в коем случае не следует начинать вести флажки (от крайнего номера) так, чтобы они были продолжением прямой стрелковой линии, так как волк, идущий на крайние номера из-под гона, вдоль флажков, вдруг увидит перед собой опасность как раз на линии стрелков.

Там, где флажков для обтягивания всего круга нехватает, их можно использовать как заслоны на флангах с боковых сторон по ветру.

Стрелки маскируются на номерах с помощью растительности, которая имеется около их номеров. Встав на номер, стрелок ни в коем случае не должен допускать никакого шума (кашлять, разговаривать, ломать сучья и т. п.). Он должен твердо помнить, что нередки случаи, когда волки появляются на линии стрелков еще до того, как начался гон.

После того как подготовка круга и номеров закончена, окладчик расставляет стрелков по номерам. При этом он показывает каждому стрелку направление гона, предполагаемый ход зверя и стрелковую линию. Расстояние между стрелками не должно превышать двух средних дробовых выстрелов (75--85 шагов). Расставив стрелков, окладчик и его помощник занимают места на флангах в противоположном стрелковой линии конце круга, ставят между собой 3--5 загонщиков (в зависимости от ширины круга), и гон по сигналу окладчика начинается.

Лучше всего гнать волков не по ветру, а по возможности поперек ветра, так чтобы ветер шел не от загонщиков, а от фланга в оклад. Надо иметь в виду, что если волка гонят по ветру, он идет неохотно, уклоняясь в бок. Это обстоятельство должно быть учтено при подготовке оклада к охоте и особенно при определении номеров.

Загонщики, начав гон, должны обязательно некоторое время (3--5 минут) оставаться на месте, негромко перекликаясь между собой; затем они начинают медленно и тихо подвигаться вперед, соблюдая равнение цепи. Если этих условий не соблюдать, вспугнутый зверь может пойти на быстром карьере, что затрудняет стрельбу по зверю на номерах.

Волк очень крепок на рану; поэтому стрелять в него далее 30 м (45--50 шагов) не следует. Лучшей картечью будет такая, которая укладывается в гильзе 12-го калибра по 7 штук в ряду, а всего 28 штук на заряд.

Волка, идущего боком, нужно целить в переднюю часть (переднюю лопатку), учтя необходимое упреждение.

Когда волк идет на стрелка, торопиться с выстрелом не следует, -- лучше подпустить его как можно ближе. Стоять на номере надо очень осторожно, не выдавая своего присутствия, не шевелясь, так как волк очень реагирует на движение предмета. Стрелять волка в момент, когда он повернется боком, можно лишь, в крайнем случае; следует стрелять в грудь, подпустив его на близкое расстояние.

1. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов.

Образец: «Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток».

ОС- «людей, которые удалялись»; ПС - самолетами, которые удалялись (ОС - ошибочная смысловая связь, ПС - правильная смысловая связь).

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения (ОС - сидя на поля сражения; ПС - добьется на поле сражения). 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей (ОС - о новом судне для наших читателей; ПС - несколько слов для наших читателей). 3. Выпол-| нены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока (ОС -~" птичьего молока; ПС - по поставке молока). 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов (ОС - честных и мужественных карьеристов; ПС - показывает карьеристов). 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования (ОС - официальное предложение в письменной форме; ПС - в письменной форме представить). 6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина» (ОС - был там, в романе; ПС - рассказал в романе).

2. Подчеркните два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная связь. Соедините ее элементы дужкой с крестиком. Проверьте правильность своего решения, опираясь на сформулированные выше общие закономерности смыслового объединения слов при первоначальном восприятии.

1. И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. 2. Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, чтобы лежать в чужих песках. 3. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. 4. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно. 5. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Тро-шиным. 6. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения.

3. Какой непредвиденный, нелепый смысл возникает при восприятии следующих стихотворных строк начинающих авторов? Чем спровоцировано неправильное объединение слов в каждом случае?

1. За плечами центрального боя

Одноствольные наши друзья.

2. Верю я, словно зорька ясна,

Ты придешь, как приходит весна.

3. Круто развернувшись, как стрела,

Проскочила быстрая «Победа».

(Пример И. Л. Сельвинского)

4. Здесь мажет дом повешенный

На воздухе маляр.

(Пример Н. А. Добролюбова)

5. Я теперь такой рабочий,

Чей историк впишет след.

(Пример В. М. Жирмунского)

4. Определите, к какой из трех буквенных схем относится каждая конструкция.

1. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь в поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 2. Театр кукол заключает договоры на проведение новогодних елок с участием Деда Мороза, Снегурочки, баяниста и кукольного спектакля. 3. Начато строительство коровника на 200 голов с силосными башнями. 4. Эта мысль не нова, на это еще указывал М.В. Ломоносов. 5. Проводятся регулярно консультации, оборудованы кабинеты, наглядные пособия, приборы также подготовлены. 6. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7. Крахмал - это не растворимый углевод в воде. 8. Эта группа, в которую вошли фармакологи и клиницисты, в течение двух десятков лет целенаправленно изучает нейрогенные механизмы повреждений внутренних органов оригинальным методом фармакологического анализа.

5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

1. Десятки студентов из учебных заведений, направленных на работу, не прибывают на место назначения. 2. В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром. 3. Петя побежал отворять калитку, и, обогнув по закругленной дороге огромную лужу, пес бросился ему под ноги. 4. Высылаем вам лыжу на левую ногу, которая не нуждается в смазке. 5. На вчерашнем заседании обсуждены Законы о высшем образовании, о пограничных войсках," которые находились на доработке.

Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.



7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

8. Укажите знаком Y (птичка) место, куда нужно вставить слово при устранении ошибочной смысловой связи способом «вставка слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово.

1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив - рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. ...в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль; 5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

1. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 2.На митинге была принята резолюция, требующая немедленной передачи крестьянам помещичьей земли без всякого выкупа и усиленного обложения налогами капиталистов. 3. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 4. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

Ключ. 1. ...вызванные для задержания преступников. 2. ...требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. ...и был пойман на месте преступления. 4. ...бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет... Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

Упражнения, подобные приведенным, обеспечивают пооперационную отработку общего приема устранения ошибочной смысловой связи слов, его осмысленное усвоение. Они активно развивают стилистическое мышление, поскольку моделируют деятельность пишущего в типичной, повторяющейся проблемной ситуации письменного общения.