Как правильно расставить логические ударения и паузы. Урок-конспект по литературе: "А. С. Пушкин. Зимняя дорога" (4 класс). И логическое ударение


На дугу лошадям подвешивали бубенчики или колокольчики. Считалось, что в дальней дороге, полной опасностей, колокольчик отгоняет злые силы.
- Послушайте звон колокольчика, запишите, какой он.
Афиширование. (Веселый, радостный, задорный, мелодичный, озорной).

Герой стихотворения тоже слушал звон колокольчика. Что он услышал? Прочитайте.
(Утомительно гремит).
- Объясните смысл этого слова.
- Как вы думаете, почему такое противоречие: у веселой борзой тройки утомительный колокольчик? (Тревога на сердце путника, даже веселый колокольчик его не радует).

Прочитайте 1 и 2 строфу выразительно. (Ритм, темп, громкость, логические ударения, паузы).

8. Индивидуальная работа.
- Прочитайте 3 строфу.
- Что еще услышал путник? (Песни ямщика)
- Кто такой ямщик?
Работа с толковым словарем.
("Ямщик" - возница на лошадях).
- Почему он поет? (Чтобы скрасить однообразие долгого пути).
- Каков ритм этих строк? (Замедленный, много гласных в словах ("удалое", "родное"), это передает протяжную напевность русских песен).
- О чем его песни? Почему есть и грустные? (Песни отражают жизненные невзгоды).
- Как вы понимаете слово "Удалой"?
Работа с толковым словарем.
("Удалой" - лихой, смелый, веселый, радостный, задорный).
- Какими кажутся эти песни путнику? ("Что-то слышится родное"). Почему?
- В черновиках А. С. Пушкина были такие строки:
«Чувство русское простое
Слышно в песнях ямщика».
Работа в группах.
- Подберите родственные слова к прилагательному "родной".

Афиширование. (Родина, родник, родня, народ, природа)
- Лирика А. С. Пушкина роднит человека с природой. Когда мы читаем его стихи, глубже понимаем, что человек - частичка природы.

9. Индивидуальная работа
- Прочитайте 4 строфу.
- Какие слов и предложения в этой строфе? (Короткие слова, отрывистые фразы. Они передают движение возка по зимней дороге.)
- Найдите слова, показывающие пустоту, безлюдье местности. ("Ни огня, ни черной хаты").
- Что чувствует путник на такой дороге? Запишите.
Афиширование. (Одиночество, страх, тревогу, потерянность, беззащитность, беспомощность, тоску).
Задание группам.
- Как вы думаете, дорога потеряна, или у путешественников есть надежда на то, что их поездка завершится благополучно? Докажите строчками текста.
Социализация. Выступление представителей групп.
- Что такое "Верста"?
Работа с толковым словарем.
"Верста" - 1) старинная единица измерения длины. Путевая верста -1,06 км.
2) полосатые столбики, которые устанавливали вдоль дороги через определенное расстояние.
- Какого цвета столбики?
Задание группам. Перед вами слова, обозначающие предметы черно-белого цвета. Выберите слово, созвучное стихотворению.
Социализация. (Зебра, жезл регулировщика, жизнь). Учащиеся обосновывают свой выбор.
Верстовые столбы напоминают своей окраской жизнь человека, в которой тоже есть черные и белые полосы. В стихотворении тоже соседствуют грусть и радость, тоска и надежда.

Конспект открытого урока чтения и развития речи

5 класс

Место работы: Новоропская специальная (коррекционная) образовательная

школа-интернат VIII вида

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Цели урока: воссоздать в воображении учащихся картину зимней, скучной

дороги; раскрыть чувства, которые испытывает поэт.

Задачи урока: -совершенствовать навыки выразительного чтения и устного

словесного рисования; активизировать, и расширить

словарный запас учащихся;

Корректировать и развивать представление, воображение на

основе упражнений в словесном рисовании;

Воспитывать интерес к стихам А.С. Пушкина.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина,

иллюстрация к стихотворению.

Ход урока

I Организационный момент.

Сядьте ровно. Положите руки на парту.

II Психологический настрой.

Какое у вас сегодня настроение?

(Хорошее).

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

Если урок начинается с улыбки, то можно надеется, что он пройдет удачно.

III Проверка домашнего задания.

С каким стихотворением вы познакомились на предыдущем уроке?

(Мы познакомились с стихотворением «Береза»)

(Сергей Есенин).

Что было задано вам на самоподготовку?

(Выучить стихотворение наизусть).

Ученики поочередно читают стихотворение наизусть. Учитель оценивает их чтение.

IV Вступительное слово.

Сегодня мы совершим путешествие в далекое, далекое прошлое, когда жил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот его портрет.

(Портрет прикреплен на доске).

В это время не было ни железных дорог, ни машин, ни автобусов.

Как вы думаете, на чем тогда ездили люди?

(На лошадях).

Верно. Люди ездили на лошадях в кибитках. Лошадьми управлял ямщик.

А.С. Пушкину приходилось много раз и не по своей воле переезжать с одного места на другое.

Зимней скучной дорогой ехал поэт в ссылку из Петербурга в свое имение Михайловское. Эта дорога навела на него тоску и одиночество.

В одном из своих стихотворений Пушкин и нарисовал картину зимней дороги.

V Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока «А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

VI Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.

Уточнение некоторых слов и объяснение непонятного выражения.

В стихотворении, которое мы будем читать сегодня, встречается слово туманы. Все вы знаете, что такое туман. Скажите предложения с этим словом. (Утром был сильный туман. Из-за тумана ничего не видно).

Двести с лишним лет назад слово «туман» употреблялось в значении «облако» («туманы-облака»).

Еще в стихотворении встречается слово поляны. Где вы видели поляны? (В лесу).

Полянами называются также широкое ровное пространство – равнины.

А еще встретится выражение «версты полосаты». Вёрсты полосаты – это столбы, окрашенные в белый и черный цвет, стоящие вдоль дороги через каждую версту.

(Учитель показывает их на иллюстрации).

Верста – мера длины чуть больше километра. Раньше расстояние измерялось не километрами, а верстами.

VII Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» учителем и учащимися.

А сейчас я вам прочту это стихотворение. Послушайте внимательно, как я буду читать.

Учитель читает стихотворение.

Какая картина представилась вам, когда слушали это стихотворение?

(Ученики рассказывают).

Теперь вы прочитайте это стихотворение про себя. При чтении отметьте слова, которые вам непонятны.

Какие слова вам непонятны?

- Мне непонятно слово «глушь»?

- Глушь – глухое место, удаленное от людей.

- Я не понимаю слово «борзая»?

- Борзая (тройка) – быстрая.

VIII Беседа по содержанию стихотворения с выборочным чтением и попутной словарной работой.

Вопросы и задания.

1) Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

(Потому что она описана в зимнее время).

2) В какое время суток описывается зимняя дорога?

(Ночью).

3) Как Пушкина описывает небо, луну? Прочитайте.

4) Как описана местность, по которой пролегает дорога? Прочитайте. Как вы понимаете выражение черная хата?

В старину курная изба, которая топилась по-черному, т.е. без трубы. При отоплении дым заполнял всю избу и стены были закопченные, черные, поэтому и название «черная хата».

5) - Посмотрите на иллюстрацию. Опишите изображенную на ней местность.

(Однообразная снежная равнина, пустынная, безлюдная, глухая, не видно ни одной хаты, только одни полосатые версты).

Пушкин несколькими словами нарисовал картину: широкие, занесенные снегом равнины. Среди них пролегает столбовая дорога. Луна выглядывает из-за облаков, и её печальный свет струится на дорогу. Не видно ни хаты, ни огонька. Глухо, пустынно, безлюдно.

И вот тишина нарушается.

Кого вы видите на этой иллюстрации?

(Трех белых запряженных коней).

Как можно назвать их по-другому?

(Тройка).

Посмотрите, какие они красивые. К дуге средней лошади прикреплен колокольчик.

Что они делают?

(Они бегут по дороге).

Кто управляет лошадьми?

(Ямщик).

Как вы думаете, кто едет в кибитке?

(В кибитке едет Пушкин).

6) - Что сказано в стихотворении о тройке?

(«По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит»).

7) - Какие звуки вы слышите?

(Скрип полозьев, колокольчик, песню ямщика).

Как гремит колокольчик? Прочитайте.

Учитель объясняет слова:

однозвучный – издающий один и тот же, монотонный звук;

утомительно – вызывает утомление, усталость.

Пушкин подчеркивает этими словами утомительность и однообразие дороги.

Что за песни поет ямщик? Прочитайте.

Как вы понимаете выражение «разгулье удалое» ?

(Буйное веселье).

Какие песни поет ямщик?

(Веселые и грустные).

Русский народ создал много грустных песен, в которых говорится о его невеселой жизни. Но русский народ любит и веселые песни, ему хотелось иногда забыть о своем тяжелом житье. Поэтому в одних песнях слышится «разгулье удалое», в других – «сердечная тоска».

Как Пушкин говорит об этих песнях? Прочитайте.

(«Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика»).

Почему в них слышится что-то «родное»?

Родное – это русское.

Пушкин любил русский народ, его песни и сказки.

8) - Какой же представляется поэту вся эта картина дороги?

(Унылой, скучной, грустной, печальной).

9) - Какие слова и выражения помогают вам представить однообразие и скуку зимней дороги? Найдите их в тексте стихотворения, прочитайте.

(Луна льет печально свет, печальные поляны, колокольчик однозвучный утомительно гремит, глушь и снег).

Зимняя и скучная дорога навевала на поэта тоску. Эту тоску усиливал унылый голос ямщика, поющего грустные песни.

10) - Какие чувства испытывает поэт?

(Чувства печали, грусти, усталости, одиночества).

11) - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Грустное, печальное).

Видите, как замечательно Пушкин подобрал слова и выражения: картина зимней, скучной дороги встает перед нашими глазами, когда мы читаем стихотворение, и настроение поэта, его чувства передаются нам.

IX Тренировка учащихся в выразительном чтении стихотворения.

Учащимся предлагается подумать над тем, как читать стихотворение, чтобы можно было лучше представить унылую безлюдную местность, печальный свет луны, песню ямщика, чувства поэта.

Приводится работа над чтением каждой строфы, обосновывается интонация, логические ударения, паузы, темы, тон голоса.

X Задание на самоподготовку.

Выучите стихотворение наизусть.

XI Итог урока.

С каким стихотворением А.С. Пушкина вы сегодня познакомились?

Вам понравилось это стихотворение?

Учитель оценивает чтение и работу учащихся на уроке.

Урок окончен.

Логическая пауза и логическое ударение .

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать. Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.Вот как можно расставить в тексте логические паузы:«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими.

Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.

Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».

В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.

Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.

Возьмем, например, такую фразу:

«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).

В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).

В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.

Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.

Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.

Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), - тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление.

Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.

Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, - ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.

Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.

Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).

В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.

Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными.

Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ".

Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой - |,

Более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||.

И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами - |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77-78.).

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.

Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.

Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».

Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю, сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
См. "Азбука эмоций"на сайте http://мастерэмоций.рф

Тема : А. С. Пушкин. "Зимняя дорога"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Развивать творческие способности учащихся;

Расширить лексический запас;

Развивать умение работать в группе, индивидуально;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского "Времена года. Зима", колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева "Зимняя дорога", картина Саврасова "Зимняя дорога", лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:


1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: "Царствуй, лежа на боку"?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: "Ему лиру передаю"?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

Ответы учащихся

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина "Зимняя дорога". Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский "Времена года. Зима"

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

(Картина Саврасова "Зимняя дорога" )

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Жужжащее чтение

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

Тройка борзая - тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

Колокольчик однозвучный - к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

Ямщик - тот, кто управляет лошадьми.

Разгулье - веселое гуляние.

Версты - старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А "полосаты версты" - потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов "звуковые". Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы - туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны - поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово "Печальный, печально"?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово "утомительно"? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову "удалое". (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова "удалое"? Почему?

Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй - быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина "Зимняя дорога". Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.