Карл Юнг: основные направления работы. Философия юнга Карл густав юнг основные идеи


Jung С. G., 1875-1961). Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. В юношеские годы увлекался философией и свою будущую профессию видел на грани соприкосновения философии и медицины. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 г. работал ассистентом в психиатрической клинике Цюриха, возглавляемой Блейлером (Bleuler E.). В 1905-1906 гг. преподавал психиатрию в Цюрихском университете. С 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с Фрейдом (Freud S.), вместе с ним совершил поездку по университетам США. В 1909-1913 гг. Ю. становится виднейшим последователем Фрейда, первым президентом Международного психоаналитического общества. Он председательствовал на III и VI психоаналитических конгрессах; в 1911-1913 гг. редактировал психоаналитический журнал "Jahrbuch"; читал лекции по введению в психоанализ в Цюрихском университете. Отход Ю. от Фрейда относится к 1913 г. и связан с выходом его книги "Метаморфозы и символы либидо", в которой он отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейда. С 1913 г. занимался частной психоаналитической практикой, много путешествовал, посетил Северную Африку, США, Мексику, Кению, Индию и Цейлон. Интересовался даосизмом, буддизмом, сохранил интерес к философии. "Вопреки растущим научным интересам, - писал он, - я время от времени вновь возвращаюсь к моим философским книгам". В 1921 г. вышла работа Ю. "Психологические типы". В 1933 г. он стал президентом Международного психотерапевтического общества, в 1948 г. открыл в Цюрихе Институт аналитической психологии.

Определяющее место в аналитической психологии Ю. занимает положение о коллективном бессознательном, в котором в виде архетипов отражен предшествующий опыт человечества. Архетипы находят свое выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, фольклоре, сновидениях, невротических симптомах и т. д. Он рассматривал аналитическую психологию как "западную йогу", как "путь освобождения", что отражает существенное влияние на творчество Ю. восточной философии.

Ю. - создатель ассоциативного эксперимента (1906) и концепции интро- и экстраверсии.

ЮНГ Карл Густав

1875–1960) – швейцарский психолог, первый президент Международного психоаналитического сообщества, основатель аналитической психологии. Родился 26 июля 1875 года в швейцарском местечке Кессвиль (кантон Тюргау), недалеко от Базеля. Его отец Пауль Ахиллес Юнг был доктором филологии, интересовался классическими языками и древнееврейским, в совершенстве владел латинским языком, которому стал обучать своего сына, когда ему исполнилось шесть лет, но, отойдя от науки, стал пастором евангелической реформаторской церкви и протестантским капелланом в одной из психиатрических больниц в Базеле. Его мать Эмилия Прейсверк была чувствительной, но не терпящей возражений женщиной. В семье было трое детей, но К.Г. Юнг не видел своего старшего брата, который прожил всего несколько дней и умер за два года до его рождения. Его младшая сестра родилась, когда ему было девять лет.

К.Г. Юнг колебался в выборе профессии между философией, археологией и естественными науками, но в конечном счете в 1895 году поступил на медицинский факультет Базельского университета, где начал специализироваться в области психиатрии.

В возрасте двадцати четырех лет, увлекшись спиритизмом, К.Г. Юнг объединил вокруг себя группу и стал проводить спиритические сеансы, в которых участвовали четыре женщины, включая молодую девушку – родственницу по материнской линии, Элен Прейсверк, обладавшую способностями медиума. Во время этих сеансов девушка впадала в транс, рассказывала о духах, говорила голосом своего деда о тех событиях, о которых в то время никто не мог знать, но которые позднее подтверждались. К.Г. Юнг записывал результаты спиритических сеансов и штудировал литературу по оккультизму, паранормальным явлениям, месмеризму, ясновидению.

По окончании Базельского университета в 1900 году К.Г. Юнг переехал в Цюрих, где начал работать в качестве ассистента Э. Блейлера в психиатрической клинике Бургхольцли. На протяжении двух лет он занимался изучением природы психических расстройств, знакомился с литературой по астрологии и нумерологии, завершил офицерский учебный курс и получил звание лейтенанта Швейцарской армии. В 1902 году К.Г. Юнг завершил работу над докторской диссертацией «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», в основу которой легли наблюдения над девушкой-медиумом в процессе проводимых им спиритических сеансов. Взяв отпуск, поехал в Париж, где в период зимнего семестра 1902–1903 годов прослушал курс лекций П. Жане. По возвращении из Парижа вступил в брак с Э. Раушенбах, являвшейся дочерью богатого промышленника. В 1904 году он основал лабораторию экспериментальной психологии, разработал ассоциативный тест, выдвинул представления о присущих человеку комплексах.

На раннем этапе своей профессиональной деятельности К.Г. Юнг прочитал работу З. Фрейда «Толкование сновидений», которая сперва не вызвала у него особого интереса, хотя в своей докторской диссертации он сослался на идеи основателя психоанализа. Позднее он вновь обратился к данной работе З. Фрейда, в 1906 году послал ему одну из своих работ о шизофрении и в 1907 году по приглашению основателя психоанализа приехал к нему в Вену, где в течение 13 часов имел возможность общаться с ним. К тому времени он уже читал курс по психиатрии в Цюрихском университете и был главврачом университетской клиники. После встречи с З. Фрейдом он еще больше укрепился в значимости психоаналитических представлений о психических расстройствах и наряду с лекциями по гипнозу стал читать курс лекций по основам фрейдовского психоанализа. В 1907 году К.Г. Юнг принимал участие в работе Международного психиатрического конгресса в Амстердаме, где выступал в дискуссиях по истерии в качестве сторонника З. Фрейда.

Основатель психоанализа настолько проникся доверием к К.Г. Юнгу, что, несмотря на возражения со стороны ряда венских психоаналитиков, захотел его сделать своим кронпринцем, духовным наследником, который бы не только подхватил идеи психоанализа, но и способствовал его выходу на международную арену. В 1908 году они оба были приглашены в США, где в сентябре 1909 года прочитали свои лекции в Кларкском университете. До поездки в США К.Г. Юнг покинул свою должность в Бурхгольцли и стал принимать пациентов в своем новом доме в Кюснахте, расположенном недалеко от Цюриха.

В 1910 году по рекомендации З. Фрейда К.Г. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. В то время швейцарский психиатр не только осуществлял большую организационную работу по распространению психоаналитических идей, читал в Цюрихском университете курс лекций «Введение в психоанализ», но и выступал с резкой критикой тех ученых и врачей, кто подвергал сомнению ценность психоаналитических теорий и клинических данных.

После публикации книги «Метаморфозы и символы либидо» (1912), в которой пересматривалось психоаналитическое представление о сексуальной энергии, между ним и основателем психоанализа стало нарастать напряжение. И хотя в августе 1913 года З. Фрейд доверил К.Г. Юнгу отстаивать идеи психоанализа в полемике с П. Жане на проходившем в Лондоне Международном медицинском конгрессе, тем не менее вскоре между ними произошел окончательный разрыв, в результате которого в октябре того же года К.Г. Юнг сложил с себя полномочия президента Международной психоаналитической ассоциации, а затем и редактора «Ежегодника психоаналитических исследований».

Последующие за разрывом с З. Фрейдом пять-шесть лет были столь болезненными для щвейцарского психиатра, что ему пришлось отказаться от активной общественной деятельности, порвать связи с Цюрихским университетом, где он читал лекции в должности приват-доцента, и погрузиться в свой внутренний мир сновидений и фантазий с целью разбирательства со своим бессознательным. В период внутренних колебаний, отчаяния и поиска выхода из кризиса он предавался воспоминаниям детства, пытался разобраться с потоком различного рода видений, начал рисовать и работать с камнем, заниматься йогой.

Позднее соответствующие видения К.Г. Юнга привели его к рассмотрению архетипов, изучению алхимии, созданию рисунков с изображением мандалы, которые, наряду с записями различных видений и бесед с мертвыми, он поместил в свои дневники – «Черную книгу» и «Красную книгу». Понадобилось несколько лет, прежде чем его субъективный опыт приобрел концептуальные очертания и научные формы, составившие остов аналитической психологии.

На протяжении 1918–1926 годов К.Г. Юнг знакомился с литературой гностиков, изучал труды по религии и философии. Позднее он обратился к китайским и тибетским трактатам, литературе по восточной медитации, средневековым текстам алхимиков. Изучая труды европейских алхимиков, он более тридцати лет работал над книгой по алхимии, которую завершил в конце жизни.

Получив международное признание, К.Г. Юнг неоднократно приглашался для чтения лекций в Англию и США, вел обширную частную терапевтическую практику (среди его пациентов была дочь Дж. Рокфеллера Эдит Рокфеллер-Маккормик, которая проходила у него курс лечения в 1913–1914 годах, но оставалась в Цюрихе до 1921 года), получил почетные степени доктора Гарвардского, Йельского, Оксфордского университетов, стал почетным президентом Германского психотерапевтического общества (1933), основал и стал президентом Международного медицинского психотерапевтического общества (1934), был избран действительным членом Королевского медицинского общества (1938).

В 1920-е годы он совершил несколько путешествий по Северной и Восточной Африке, включая Алжир, Египет, Кению, Тунис, а также побывал в Мексике, где имел возможность познакомиться с индийцами Пауэло в штате Нью-Мехико. К.Г. Юнг наблюдал за повседневной жизнью представителей первобытных племен, вел беседы с вождями и шаманами, вбирал в себя мудрость Востока. В те же годы он познакомился с известным синологом Р. Вильгельмом, пригласив его прочесть серию докладов в Психологическом клубе в Цюрихе, который объединял вокруг себя юнгианцев с 1916 года. В 1923 году он приобрел участок земли в Боллингене, на берегу Цюрихского озера, где построил Башню и проводил время в условиях, максимально приближенных к природе, обходясь без центрального отопления, света и телефона.

Начиная с 1930-х годов К.Г. Юнг стал принимать участие в ежегодных собраниях общества «Эранос», проходивших в Асконе (Швейцария). В 1932 году в Цюрихе ему была присуждена премия по литературе. В 1934 году он стал соучредителем Общества анонимных алкоголиков, в 1935 году был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе и основал Швейцарское общество практической психологии, в 1938 году совершил путешествие по Индии и Цейлону.

В 1943 году К.Г. Юнгу было присвоено звание профессора в Базельском университете и он был избран почетным членом Швейцарской академии наук. В 1944 году он сломал ногу и перенес инфаркт. Находясь на грани смерти, он имел различные видения, пребывал то в состоянии депрессии, то в состоянии эйфории и блаженства. Возвращение к жизни сопровождалось у него периодом, по его собственному признанию, наиболее плодотворной работы, когда им было написано и опубликовано много работ. В 1945 году ему было присвоено звание почетного доктора Женевского университета. В Англии стал издаваться «Журнал аналитической психологии», а в США семья Мэллонов основала фонд, финансировавший публикацию английского перевода Полного собрания сочинений его работ. В 1948 году в Цюрихе открылся юнговский Институт, в котором проходило обучение аналитической психологии, проводился учебный анализ, осуществлялась научно-исследовательская деятельность.

В 1960 году в возрасте 85 лет К.Г. Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта. Смерть настигла его 6 июня 1961 года в Кюснахте, где он обосновался примерно год спустя после своего знакомства с З. Фрейдом.

К.Г. Юнг – автор многочисленных статей и книг, включая «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Структура бессознательного» (1916), «Психологические типы» (1921), «О психической энергии» (1928), «Йога и Запад» (1936), «Психология и религия» (1940), «К психологии восточной медитации» (1943), «Психология и алхимия» (1944), «Психология переноса» (1946), «Aion. Исследование феноменологии Самости» (1951), «Символы трансформации» (1952), «Синхронистичность» (1952), «Ответ Иову» (1952), «Mysterium Conjunctions» (1955), «Нераскрытая Самость» (1957), «Современный миф» (1958) и другие.

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в Швейцарии в семье лютеранского пастора. В нем рано развилась страсть к познанию, однако в школе учился посредственно.

Поступил в университет на медицинский факультет. Позже он увлекся психиатрией (парапсихологическими феноменами) и написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В 1900 г. Юнг был принят интерном в руководимый Э. Блеклером Бюрккельцевский госпиталь (Цюрих), который в те годы был одним из наиболее прогрессивных психиатрических центров Европы. Несомненное влияние на Юнга как на ученого оказал в эти годы известный французский психиатр Пьер Жане, у которого он учился.

В 1904 г. Юнг организовал по существу первую в мире психологическую лаборатории} на базе психиатрической клиники, где разработал и применял с диагностической целью свой ассоциативный тест. В 1905 г. в возрасте тридцати лет он стал профессором Цюрихского университета.

Работы оказали несомненное влияние на научное мышление Юнга - помогли Юнгу найти свой подход к анализу сновидений и символики, прийти к мысли об «архетипах», «коллективном бессознательном», «индивидуации». В 1911 г. Юнг и основали Международное психоаналитическое общество, первым председателем которого стал Юнг.

Вскоре обнаружились существенные расхождения во взглядах этих двух выдающихся ученых: Юнг не мог полностью принять фрейдовский нансексуализм, а Фрейд отрицательно относился к юнговскому пониманию мифологии и оккультных феноменов. Окончательный разрыв произошел в 1912 г., после того как Юнг опубликовал свою работу «Символы трансформации», в которой его разногласия с Фрейдом обозначились более резко. Юнг тяжело переживал, но пошел своим путем, так как во всем, что касалось научных убеждений, он был так же непримирим, как и Фрейд.

Круг научных интересов Юнга был достаточно широк: он увлекался алхимией, парапсихологией, мифологией, восточной культурой...

С этой целью совершил два путешествия в Африку, ездил в Нью-Мехико к индейцам пуэбло, был в Индии. Он серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую философию.

В 1944 году в возрасте 69 лет Юнг перенес тяжелый инфаркт,но постепенно выздоровел и после этого прожил долгую и плодотворную жизнь.
Именно этот период (с 70 до 85 лет) был самым высокопродуктивным в его творческой жизни. В это время он написал наиболее интересные работы, ряд которых был издан уже после его смерти: «Воспоминания, сны, размышления» (1961), «Подход к бессознательному» (1964), «Аналитическая психология» (1968) и др.

Основные положения учения Юнга

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверсия) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверсия). Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, хотя и склонен к той или иной ориентации.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг расценивал как способы принятия решения, ощущение и интуицию - как способы получения информации. Мыслительный тип - способность к обобщениям, абстрагированию, логическим построениям. Чувственный тип - предпочтение эмоциям. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция - способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций.

Коллективное бессознательное. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. Психика ребенка при рождении содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип - это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Структура личности: персона, Эго, тень, Анима (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость. Персона - это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Эго - центр сознания, играет основную роль в сознательной жизни. Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. Тень - центр личного бессознательного (желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д.). Анима и Анимус - это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) - маскулинистическое содержание. Самость архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго - центром сознания.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. 1 этап инди-видуации - это анализ персоны. 2 этап - осознание тени. 3 этап -встреча с Анимой и Анимусом. 4 этап - анализ самости. В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в сознательное.

Согласно Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, оптимизацию их динамического взаимодействия.

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2-3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.

Введение

Цель моего реферата раскрыть мнение психолога Карла Юнга об архетипах культуры. юнг культура архетипический критика

Основными задачами для описания раскрытия цели считаю: привести краткую биографию Карла Юнга, для того чтобы понять какие факторы повлияли на его теорию об архетипах, проиллюстрировать воззрения Карла Юнга на вопросы культуры его времени, описать концепцию культуры Карла Юнга, и привести некотурую критику его теории.

Актуальность темы не следует и описывать, согласно теории Юнга, которая имеет важное место в психологии и на сегодняшний день, мы можем говорить о том что архетипы будут актуальны, еще крайне долгое время.

Соверщенно очевидно что главным исследователем по теме выступает сам Карл Густав Юнг, однако помимо него, мы можем выделить многих исследователей в области культурологии, которые несомненно обращались к работе Юнга. Такими будут Е. В. Попов или Л. И. Бондаренко

Краткая биография Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая -- сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая -- взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки -- зоология, антропология, палеонтология, а с другой -- гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно -- медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание -- психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее -- дружба.

Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии , в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа , несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.
В 1921 году Карл Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию (1).

Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.
Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное (2).

Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.
«Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений», – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению (2).
«Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу» (3, заключение).
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах. Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.
Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания (3, ч. 1).

Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.
Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного, оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни (термин импринтинг был предложен ). Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.


По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста. Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему (3, ч. 3).

Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:
Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.
Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.
Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях (3, ч. 3).
Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

«Я пытаюсь описать словами нечто,
не поддающееся точному определению по самой своей природе»
, – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами. Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья» (4, гл. 2, с. 106).
«Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом» (5).



В своей работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» Карл Юнг дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.
«Так называемый "научный взгляд на мир" вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования», – писал Карл Густав Юнг.

Литература:
1. Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного.
2. Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное.
3. Юнг, К. Г. Человек и его символы.
4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. – М., 2003. – 174 с.
5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Юнг, Карл Густав.