Макс Покровский: «Я рисую «детские картинки» для взрослых». Макс Покровский, солист группы «Ногу свело»: «Будущее страны меня не беспокоит! Ваши стихи и песни как-то взаимосвязаны


Книга лидера группы «Ногу свело» Максима Покровского «Детские рисунки» («Вагриус», 2004), по словам самого автора, для детей не предназначена. Хотя и населяют ее все больше сказочные персонажи: карлики, гномы, клоуны, черти, куклы, ведьмы и вампиры, юннаты и говорящие животные. Помимо знакомых песен, книга включает стихи, частушки, анекдоты «про Костика» и рисунки Максима Покровского.

Вот примеры творчества человека, который известен как музыкант, а оказывается – «балуется» в самых разных видах искусства.

ЧАСТУШКИ

*** Умираю от тоски, от тоскиРву на попе волоски, волоски.Пальцами живот щекочу, щекочу,Интервью давать не хочу, не хочу.

*** С неба падал холодильник,Задевая за ворон.Кашпировский, твой будильникДоведет до похорон!

«Костик решил стать артистом и поступил в ГИТИС. После окончания института было распределение: кого–то распределили во МХАТ, кого–то в Малый театр. А Костеньку распределили в Уголок Дурова. - Кого же я там буду играть? - спрашивает выпускник . - Обезьяну или осла - как решит дрессировщик».

Все произведения в книге Макса дополняют друг друга, создавая свой «параллельный» мир, пугающий и манящий.Хотя сам автор считает иначе:

Никакого «параллельного мира» нет. В стихах и рисунках - тот мир, в котором мы живем, и образы тех людей, которых мы ежедневно встречаем на улицах, вокзалах и площадях. Только все это заметно приукрашенное.

- Как появились рисунки? Вы делали их специально к выходу книги, чтобы проиллюстрировать стихи?

Нет, они появились самостоятельно. Просто я сел за компьютер и нарисовал портреты разных людей. Знаете, в жизни встречаются очень интересные типы. Например, мужчины, которые очень хотят казаться серьезными. Они ходят в остроносых ботинках (их еще называют «черевички» и не носят нигде, кроме России), в руках у них сумочки-«барсетки», рядом - не менее экзотичные женщины.

- Ваши стихи и песни как-то взаимосвязаны?

Стихов у меня мало. В книге собрано то, что я написал за 10-15 лет. Из всего этого «наследия» я выбрал одно стихотворение, из которого хочу сделать романс. А вообще есть стихи, а есть тексты песен - и они совершенно разные: на тексты пишется музыка, а стихи должны просто остаться стихами.

- Как вы думаете, кто ваш читатель?

Я не представляю своего читателя, как и своего слушателя, поскольку не делаю ничего на заказ. Конечно, когда мы приходим со своими песнями на радиостанции, нам помогают понять, какие песни могли бы быть более востребованы, но когда я работаю, то не думаю, что буду двигать на радио.

Костик - это родной брат Вовочки, только Вовочка злой, да еще и пошляк, а Костик просто дурачок. Почему «Костик»? Просто мне это имя показалось наиболее выразительным.

Это только кажется, что частушку может написать каждый. На самом деле, очень сложно сделать коротко, остроумно, с разумной долей «соли и перца». Как появились ваши частушки?

Появились - и все. Среди них есть и довольно гадкие. Но матерных нет. Матерные частушки я написал уже после того, как книга готовилась к выходу. Вроде бы у меня вообще в этой книге мата нет… (Максим говорит неуверенно, как будто даже извиняясь. - Прим. авт.) А поэтому она получилась вполне цензурной. Хотя… детям я не стал бы ее давать.

Максим, ваши стихи и песни очень образные. Да и рисунки не менее выразительные. Не хотелось самому сделать видеоклип на свою же песню?

Нет, не хотелось. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. При этом мы, конечно, всегда обсуждаем с режиссером клипа какие–то наши идеи, советуемся.

- Каковы ваши впечатления от участия в «Последних героях»?

Осталось много впечатлений. Останутся, конечно же, и фотографии, и песня, и клип… Когда мы только собирались участвовать в первой передаче, помню, Дима Певцов сказал: «Там ты проживешь маленькую, но свою жизнь!» Так и оказалось.

- Вдалеке от дома скучали по семье?

Я вообще редко бываю дома, а потому «скуки» в традиционном понимании не испытываю. Не представляю, что могу сесть, подпереть щеку рукой и … заскучать. Конечно, я думаю о доме, о своих близких, для меня важно знать, что с ними все в порядке. На переговорах о продолжении проекта другие игроки говорили и о том, что хотели бы чаще получать весточки из дома. Мне лично было достаточно «двухбитной» информации: все хорошо, значит – играем дальше.

- Для кого–то дом – место, где можно провести пару дней перед очередной поездкой. Другой – любовно обустраивает свое семейное гнездышко. А что для вас ваш дом?

К сожалению, дома, как я уже сказал, мне удается побыть редко. Но вообще дом – это, в первую очередь, закрытая дверь. Это мой мир, куда посторонним вход воспрещен.

Лариса Суетенко

Пресс-конференция группы "Ногу свело" в преддверии торжеств, связанных с 15-летием коллектива (см. МУЗЫКА от 25 и 30.03 и 11.04.04), состоялась в Театре Эстрады 19 апреля.
Разговор с журналистами проходил в более чем неформальной обстановке, которую лидер "Ноги" Максим Покровский всячески подчеркивал. На театральных подмостках шли активные работы по подготовке праздничного концерта, а именно установка декораций и настройка звука. Посему музыканты (Максим Покровский, Максим Лихачев, Виктор Медведев, Игорь Лапухин и Антон Якомульский) сидели на авансцене, журналисты - в зале, а микрофоны в разговоре почти не были задействованы. После формального озвучания тройного повода для сбора (15-летие коллектива, выход альбома "Откровенные фотографии" и, наконец, публикация издательством "Вагриус" книжки Покровского "Детские рисунки") Максим предложил начать разговор: "Мы просто хотим поговорить без всяких официальных моментов и прочего". Музыканты сразу отметили, что им присуща некоторая "легкая безалаберность, которая сопровождает творчество", так как они не вняли логике и просьбам со стороны менеджмента "не валить все в одну кучу" - то есть разделить во времени эти три информационные повода. Однако, подчеркнул Максим Покровский, в данном случае "Ногу свело" поступили так, как хочется им. Надо заметить, что 20 апреля применительно к 15-летию коллектива - дата несколько условная. "Мы вообще их не фиксируем",- сказал Покровский, но Антон Якомульский вспомнил, что есть все-таки одна точная дата: "9 января 1989 года - первое прослушивание коллектива с данным названием в Московской рок-лаборатории". Такая память вызвала неподдельное восхищение коллег.
Сразу несколько вопросов прозвучало относительно книги "Детские рисунки". Выяснилось, что название этому произведению дало одно из любимых стихотворений Максима, а содержание делится на четыре части: тексты песен, стихи, пока не положенные на музыку (коих набралось, к удивлению Покровского, немало), частушки ("они почти без мата, но потрясающе гадкие") и серия анекдотов про Костю ("Это как Вовочка, но смешнее"). Оформлена книжка фотографиями и рисунками, причем последние принадлежат перу самого Покровского. Максим даже продемонстрировал собравшимся обложку и иллюстрации собственного авторства, выполненные на компьютере в свободное от основной деятельности время. В настоящее время тираж лежит в типографии ("Плохо сохнет!") и ждет своего часа. Что касается альбома "Откровенные фотографии", то и здесь музыканты пошли несколько вразрез с законами шоу-бизнеса. По словам Покровского, изначально пластинка задумывалась действительно как банальный сборник лучших песен, тем более что просьбы издать таковой альбом звучали со всех сторон, однако такой шаг показался "Ноге" скучным, и в "Откровенные фотографии" вошли, наряду с хитами, композиции, теоретически предназначенные для следующего номерного диска ("Я не последний герой", к примеру).
Журналисты не оставили без внимания и общую тему творчества "Ногу свело". Так, внимание телевидения к ансамблю - и наоборот, - резко увеличившееся за последние несколько лет, Максим Покровский прокомментировал следующим образом: "Мы поняли, что телепередачи станут лучше, только если мы туда придем", но потом, настроившись на серьезный лад, добавил, что только поучаствовав в двух крупнейших телепроектах: "Форте Боярд" и "Последнем герое", - он убедился, что в телевизионном искусстве есть место и творчеству, и доброте, и уважению. На вечные вопросы, сводящиеся к фразе: "Ваши внутренние ощущения в связи с юбилеем" Максиму Покровскому помогали отвечать гг. Лапухин и Якомульский. Музыканты пришли к единому мнению, что прожить долгую биологическую жизнь значительно проще, нежели существовать в виде коллектива; как таковых творческих застоев группа не испытывала и не собирается; музыка их со временем меняется и развивается, сохраняя при этом некий общий стержень. К тезису о застое Покровский прибавил, что понятие востребованности группы очень относительно: "Самым невостребованным с коммерческой точки зрения стал альбом "Бокс" - при том, что он для нас наиболее цельно звучит и записывался вовсе не во время творческого затишья".
Наконец, о предстоящем концерте Покровский рассказал, что представление будет состоять из двух частей. В первой ожидается некое театрализованное шоу, в котором группа скроется от глаз зрителей, а во второй музыканты сыграют свои песни, руководствуясь скорее "клубной" спецификой: без всяких декораций, просто стоя перед публикой.
Юлия Конторова, InterMedia