Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (13:8). Свт. Иоанн Златоуст: о любви к ближнему Повод для написания послания к римлянам


Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели - любовь. Апостол говорит, что она есть долг наш, не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Не оставайтесь должными никому ничем, говорит, кроме взаимной любви (Рим. 13, 8).


Свт. Иоанн Златоуст

Он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы нам все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, он открывает и выгоды любви, ибо любящий другого, говорит, закон исполнил. Ты обязан любить брата по духовному с ним родству, и не по одному родству, но потому еще, что мы члены друг для друга. Если нет в нас любви, то весь состав тела расторгнут. Итак, люби брата. Ибо если, любя его, приобретаешь пользу, потому что исполняешь чрез то весь закон, то ты обязан любить его, как облагодетельствованный им. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (ст. 9).

Апостол не сказал: дополняются, но - заключаются, то есть в этой заповеди сокращенно вмещается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что может ей равняться? Впрочем, апостол требует не просто любви, а любви в высшей степени; ибо не просто сказал: возлюби ближнего твоего, но присовокупил: как самого себя. И Христос сказал, что в любви содержатся закон и пророчества (Мф. 22, 40), и, указав два вида любви, смотри, какое высокое место дал любви к ближнему.

Сказав: Возлюби Господа Бога твоего… сия есть первая заповедь, когда стал продолжать: вторая же, - не ограничился тем, но присовокупил: подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что может сравниться с таким человеколюбием, с такою снисходительностью? Хотя бесконечно расстояние между Богом и нами, однако ж Бог взаимную любовь нашу друг к другу поставляет близ любви к Нему Самому и одну называет подобною другой. Почему для той и другой любви положил почти равную меру и о любви к Богу сказал: всем сердцем твоим и всею душою твоею, а о любви к ближнему: как самого себя? А Павел говорит, что если нет любви к ближнему, то немного пользы и от любви к Богу.

Когда любим кого, то говорим о нем: кто его любит, тот и меня любит. Это же самое выразил и Христос, сказав законоучителю: подобная ей, и Петру: если любишь Меня, паси овец Моих (Ин. 21, 17). Любовь не делает ближнему зла, продолжает говорить апостол; любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Видишь ли, что любовь имеет то и другое совершенство: как воздержание от зла - ибо сказано, что любовь зла не делает; так и делание добра - ибо сказано, что она есть исполнение закона?

Любовь не только преподает нам сокращенное учение о том, что должно делать, но и облегчает исполнение нравственных законов. Итак, будем любить друг друга, чтобы таким образом изъявить любовь к любящему нас Богу. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой любящий его вооружается против тебя.

А Бог, напротив, требует, чтобы ты вместе с Ним любил подобных себе, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви Его. Любовь человеческая исполнена зависти и ревности, а любовь Божия свободна от всех страстей. Посему Бог желает чтобы кто-то разделял с Ним любовь. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и я еще больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты, говорит, любишь любимых Мною, то из этого я вижу, что и Меня ты любишь искренно.

Из 23-й беседы на Послание к Римлянам

Сказав наперед: «не оставайтесь должными никому ничем» , он потом присовокупил «кроме взаимной любви» , желая, чтобы всякий наш долг здесь был уплачен, а этот долг оставался постоянно неуплаченным, потому что это особенно поддерживает и скрепляет нашу жизнь.

Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.

Свт. Феофан Затворник

Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга закон исполни

Пред сим указал, что должностным лицам, какою бы то ни было властию облеченным, надлежит воздавать должное, всякому свое по чину его. Рождается вопрос: а в отношении к другим согражданам что есть должное? Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга . Тут неуплатимым долгом своим имейте любовь. Поголовную или поземельную подать отдал, пошлину уплатил, - и свободен; а любовь считайте всегдашним долгом, всегда его уплачивайте, но никогда не считайте вполне уплаченным. Святой Златоуст говорит: «Апостол снова обращается к матери благ, к совершительнице всякой добродетели, - к любви, и говорит, что она есть долг наш не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Ибо он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, Апостол открывает и выгоды любви, говоря: любяй бо друга закон исполни ».

В этом и заключается ответ на вопрос, как действовать должно в отношении к другим. Люби, - и все должное в сем отношении исполнишь. Ибо любовь есть исполнение закона, - она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит все законное и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать, кроме законного, сознает ли она сие законное или не сознает. Она же есть основа мира, благоденствия и спокойствия общественного. Когда бы сделалась она общедвижущею силою, тогда не нужно было бы ни охранителей порядка, ни судов. Все спелось бы стройно само собою. А без любви общежитие не прочно. Внешно все одно, а внутренно разрознены: это куча песку несцепленного. «Если нет любви в нас, то весь состав тела расторгнут» - говорит святой Златоуст.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Никому же ничем не должайтесь, кроме того, чтобы друг друга любить, ибо кто любит ближняго , тот весь закон исполнил .

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блж. Августин

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Когда Павел говорит: Любящий другого исполнил закон , он показывает, что исполнение закона основано на любви. Так и Господь говорит, что весь закон и пророки основаны на этих двух заповедях, то есть любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:37-39; Мк. 12:30-31; Лк. 10:27). Потому и Тот, Кто пришел исполнить закон, даровал любовь через Духа Святого, так чтобы любовь могла исполнить то, что не смог сделать страх.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Если мы любим другого, которого считаем праведным, мы не можем не любить и образ его, показывающий, что такое душа праведная, - дабы и мы могли стать праведными. Ведь если бы мы не любили в нем образ Божий, мы бы не имели к человеку любви, поскольку она основана на образе. Но покуда мы сами неправедны, наша любовь к образу недостаточна для того, чтобы сделать нас праведными.

О Троице.

Блж. Феофилакт Болгарский

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг - любить ближнего.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Мы видим, что долг часто и во многих случаях приравнивается ко греху. Итак, Павел хочет, чтобы всякий греховный долг был уплачен и ни один греховный долг не оставался за нами; но чтобы сохранялся и никогда не упразднялся долг любви: по его словам, этот долг мы уплачиваем ежедневно и всегда остаемся в долгу.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви . Павел хочет, чтобы мы, по возможности, были в мире со всеми, братолюбивы, в почтительности предупредительны. Теперь он говорит о должниках: человеку, который достоин почести - будь то настоящей, или будущей, - достойно и возвращать должное. Возвращать следует тому, от кого обрел честь: потому он и зовется должником. А если же по отношению к начальствующему не сделаешь этого, то ты горделив; то же относится и к человеку заслуженному или в возрасте. Кто любит ближнего, тот исполнил закон, данный Моисеем, потому что закон новый обязывает возлюбить и врагов (см.

. Всякая душа да будет покорна высшим властям;

Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью – показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.

ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? – Не то говорю я, – отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но «нет власти не от Бога» . Поэтому, говорю, рассуждает о самом предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: «разумная жена – от Господа» (), высказывает не то, что соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, – все установлены Богом.

. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Дабы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: «противящиеся сами навлекут на себя осуждение» .

. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.

Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя.

. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Он, говорит, содействует воле Божией. Например: советует тебе быть целомудренным: и начальник предписывает тоже законами. Бог увещевает тебя не быть любостяжательным и вором: и начальник поставлен судьей над тем же. Следовательно, он нам поспешник в добрых делах, если предаемся ему.

Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч:

Значит, не начальник производит в нас страх, но пороки наши, по причине которых и меч начальника, то есть власть наказывать. Начальник, говорит, не напрасно опоясывается мечом, но для того, чтобы наказывать порочных.

он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

Когда начальник хвалит добродетель, исполняет волю Божию; и когда употребляет в дело меч, есть слуга Божий, защищающий добродетель и прогоняющий порок. Многие делают добро не столько из-за страха Божия, сколько по боязни начальников. Посему, когда начальник защищает добродетель и наказывает порок, то он – Божий слуга.

. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Тебе необходимо, говорит, повиноваться не потому только, чтобы не испытать гнева и Божия, и начальнического, как непокорному, и не подвергнуться несносному наказанию, но и потому, чтобы не оказаться бессовестным и неблагодарным к благодетелю. Великие благодеяния доставляют начальства государствам. Ими поддерживается благосостояние наше, а если бы не было их, давно уже все ниспроверглось бы от того, что сильнейшие поглотили бы слабейших. Итак, собственная совесть твоя, говорит, пусть убедит тебя почитать тех, которые доставляют тебе столько благ.

. Для сего вы и подати платите,

Ты говорит, сам свидетельствуешь, что начальник благодетельствует тебе, потому, что даешь ему вознаграждение, очевидно, как промышляющему о тебе. Мы не стали бы платить подати изначала, если бы не знали, что получаем пользу от начальства, проходящие которое неутомимо бодрствуют вместо нас, а мы свободны от хлопот по сему.

ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

Поэтому и Богу угодно, чтобы мы платили служителям Его подати. хочет, чтобы в гражданском обществе было мирно, жили добродетельно и поражался порок; а в этом-то и служат начальники воле Божией, ревностно заботясь об общем спокойствии, прилагая неутомимое попечение о том, чтобы мы проводили жизнь в мире и тишине. Если иной употребляет начальствование во зло, то это ничего не говорит против пользы самого начальства.

. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Благодарность к начальникам есть, говорит, неизбежный долг твой. Отдавай же должное всякому, кому вручены различные начальствования: кому следует подать, то есть подать поголовная, тому отдавай подать, а кому оброк, то есть взнос за землю, тому отдавай оброк. Но не одни только деньги давайте. Воздавайте и страх, то есть почтение, благоговение и отменную почесть. Поэтому присовокупляет: «кому честь, честь» . Страх бывает двух родов. Один страх тот, которым боятся преступники, – страх, происходящий от худой совести: этот страх еще прежде отверг апостол. Другой же страх тот, который имеют любящие к любимому, то есть высшая степень почтения, как сказано: «нет скудости у боящихся Его» () и: «страх Господень чист, пребывает вовек» (). Здесь разумеется благоговение.

. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.

Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг – любить ближнего.

ибо любящий другого исполнил закон.

. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

Кто любит ближнего, тот исполняет закон. Поэтому каждый должен любить ближнего своего потому, что получает от него и от любви к нему столько благодеяний, что исполняет весь закон. Не сказал: дополняется, но «заключается» , то есть в этой заповеди сокращенно заключается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Далее, закон требует любви в высшей степени. "Люби" – говорит, – «ближнего, как самого себя» , а Господь наш требует большего, внушив, чтобы мы любили ближнего более, нежели себя; ибо научает полагать за друга душу ().

. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Показывает, что любовь имеет то и другое совершенство. Когда говорит, что «любовь не делает ближнему зла» , обозначает, что она есть воздержание от зла, а словами «любовь есть исполнение закона» указывает, что она есть делание добра. Итак, любовь совершает в нас добродетель, указываемую законом, во всей ее полноте.

. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна.

Вы должны, говорит, весьма высоко ценить любовь, а чрез нее – все прочие добродетели. Таково уже время. Близок день воскресения, близок суд, и нам должно пробудиться от сна нерадения и быть готовыми к делам, достойным воскресения.

Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Вероятно, они в начале, по обращении своем, были ревностнейшими, а потом, с течением времени, охладели. Поэтому говорит: теперь мы ближе к будущему веку; ибо его разумеет под «спасением» , назвав его так с лучшей его стороны, потому что для грешников он не спасение, но погибель. Приближаясь же к будущей жизни, мы должны усилить свое внимание. Это и показывает далее.

Ночь прошла (προέκοψεν ), а день приблизился:

То есть ночь скоро кончится. Например: положим, что ночь состоит из двенадцати часов. Когда пройдет десять часов, то говорим, что ночь кончается (προέκοψεν ), вместо: прошла, близка к концу. Ночью называет настоящий век, потому что в нем многие находятся во тьме и житие каждого покрыто тьмой; а днем именует век будущий, как по причине светлости праведных, так и потому, что тогда откроются тайны всех. В Евангелии же днем называется настоящий век потому, что во время его должно делать, а ночью именуется будущий век потому, что тогда никто не может делать ().

итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

Делами назвал греховные действия, как нечто трудное, сопряженное с великими неудобствами, подверженное тысячам опасностей даже в нынешнем веке; а оружием света наименовал действия добродетельные: ибо они поставляют имеющего их, как оружие в безопасности, и делают светлым как оружие света. Словами «отвергнем» и «облечемся» показал удобство того и другого, то есть и удаления от злых дел и обращения к добродетели. Как не трудно отложить одежду и облечься в другую, так возможно удалиться от порока и воспринять добродетель.

. Как днем, будем вести себя благочинно,

Выше сказал: «день приблизился» , а теперь показывает, что он уже наступает, и учит вести себя в нем благочинно. Благочинством привлекает тех, которые много уважали славу народную; и не сказал: ведите себя, – но «будем вести себя» , делая свое увещание сносным. Ибо ничто так не безобразно, как грех, и ничто так не доставляет благообразия, как добродетель.

не предаваясь ни пированиям и пьянству,

Не пить запрещает, но пить без меры; не употребление вина, но пьянство. «Пированием» называется (состояние) в пьяном виде, соединенное с обидами, что называется также бесчинием в пьяном состоянии.

ни сладострастию и распутству,

Сказав прежде о пьянстве, теперь говорит о происходящем от него зле; ибо распутство происходит от пьянства, и здесь отсекает не сообщение с женщинами, но блуд.

ни ссорам и зависти.

Угасив зло, рождающееся от похоти, подавляет теперь и то зло, которое происходит от гнева. Ибо ничто так не возжигает похоть и не воспламеняет гнев, как пьянство и бесчиние в пьяном состоянии. От зависти происходит рвение или ссора, потому что завидующий другому доходит и до ссор. Посему-то, отъяв ссору, восходит и к началу ее – зависти. Упоминает же о ссоре и зависти вместе с распутством потому, что от последнего происходят брани и превращения домов.

. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,

Совлекши с нас одежду греховную, украшает наконец нас, облекая нас уже не в оружия света, но, что более может ужасать, делая одеянием нашим Самого Владыку. Кто облечен в эту одежду, тот имеет всякую добродетель.

и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Не запрещает попечения о теле, но "похоти" . Заботься, говорит, о теле для здоровья, а не для непотребства. Ибо то было бы не попечение, когда бы ты возжег пламень и распалил печь во вред себе. Старайся только о том, чтобы иметь тело здоровое, а что сверх того, о том не заботься, и не возжигай похоти тела, но все тщание обрати к духовному.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим. 13:8,10

У разума так много причин не любить, что шанс есть только у настоящей - поистине настоящей любви!

Глуп и жалок тот человек, который по разным причинам отказывается от любви.

Тот кто ждёт любовь, а получивши отказывается от неё, ничем не лучше женщины сделавшей аборт!

Любовь - это свобода, поэтому она не поддаётся правилам, и поэтому её так не любит разум.

Человек живущий по правилам, влюбившись, в итоге отречётся от любви т.к. любовь не входит ни в какие рамки.

Любовь - это не готовый продукт, это ингредиент-основа для создания счастья, поэтому не надо ждать от любви решение всех проблем!

Свободного человека любовь делает ещё более свободным, а ограниченный отбросит её и будет дальше расставлять всё по полочкам.

Любовь окрыляет, ненависть тянет вниз... Пройдя по улицам, посмотрев на людей, становится жаль... Откуда столько ненависти?

Бог есть любовь! Отказался от любви - отказался от Бога!

Любовь побеждает всё - не бойтесь любить!

Бог побеждает любовью, дьявол побеждает страхом - тебе выбирать!

Живущий в рамках любить не может, потому что любовь невозможно поместить ни в какие рамки.

Отказаться от любимого можно только во благо любимого, остальное самообман!

Влюблённость испытанная временем - уже любовь, любовь без жертвенности - даже не влюблённость!

Занятие любовью - это то, что происходит между двумя любящими людьми, это таинство родных друг другу сердец, слияние душ. Всё остальное-это уталение похотей плоти, или если сказать по простому - секс, животный трах.

Вера - великая сила, поэтому кто не верит в любовь, тот её и не получит! По вере вашей, да будет вам!

Любовь никогда не впишется в рамки, потому что она по определению их не имеет. Что мешает быть влюблённым вместе, разве Бог, который есть любовь? Нет. Правила на правила и показуха соблюдения внешних приличий. Бога здесь нет.

Любовь - это свет в борьбе, в которой каждый сам за себя, называемой жизнью.

Если у вас есть человек который одним своим существованием успокаивает, даёт настроение, покой и умиротворение, даёт желание жить и творить добро... Если он не требует от вас ничего, верит и ждёт - вам очень повезло, держитесь вместе, это любовь!

Если мужчина смотрит на спящую женщину - это одно из самых глубоких проявлений любви!

Играя с любовью вы рискуете поломать игрушку!

Любовь не ставшая частью жизни, становится причиной разочарования и боли.

Мы все обычные, каждый со своими плюсами и минусами, вот только кому то важно соответствуешь ли ты идеалам и требованиям, а кто то любит и отдаёт себя не за что то, а не смотря ни на что.

Кто ради любви не готов на что угодно, тот не достоин любви!

Если с милым в шалаше не рай, то либо милый не мил, либо милая по шалашу и выбирает.

Если для сохранения семьи вам нужно что то кроме любви, то семьи у вас нет!

На каждое бревно свой дятел найдётся!

Женщин злит всё, что не злит мужчин.

Зачастую мужчины способны заполнить только влагалище, зачастую женщины могут только его и предложить!

Бревно и дятел.Созданы друг для друга.

Мысли мои, любое совпадение - лишь случайность.
Любите и будьте любимы!