Тест бентона стимульный материал. Психодиагностика процессов памяти: проведение и интерпретация теста Бентона. Тест зрительной ретенции Бентона


Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоми-нания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто-чек-образцов. На карточке


изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспро-извести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правиль-ное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выпол-ненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умствен-ного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.


особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследо-вании практически здоровых лиц и страдающих органической це-ребральной патологией. Получены также статистически досто-верные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчет-ливо выявляет органическую патологию. Исследование, прове-денное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что ука-занная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представ-ляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психи-чески здоровых. Например, на картинке для исследования по Бе-тону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обсле-дуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и ос-тавил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фи-гуры, но все они не считаются патогномоничными для органиче-ского поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи-гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых об-следуемых: перестановка главной фигуры справа налево, непра-вильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот во-круг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот во-круг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный про-пуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубли-кация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.


Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фи-гур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

При исследовании памяти используется тест зрительной ретенции Бентона. Тест заключается в запоминании и воспроизведении 10 рисунков, состоящих из геометрических фигур различной степени сложности. Рисунки предъявляются последовательно, каждый в течение 10 секунд.

Оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна: правильное воспроизведение оценивается в 1 балл, неправильное – в 0 баллов. Сравнивая количество правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного дефекта.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста результатов. Автором теста составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образа. При этом различаются ошибки, наблюдаемые у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии. Получены статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию.

Понятие внимания

Без внимания психическая жизнь человека представляла бы собой хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей. Внимание является той структурой, которая направляет этот поток по определенному руслу. Однако природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Большинство специалистов сомневаются в существовании внимания как самостоятельной функции, считая его только стороной или моментом других психических процессов. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание не существует само по себе, оно сопровождает такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, представление. Человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит логические рассуждения и т.д., то есть благодаря вниманию он может сосредоточиться, сконцентрироваться на объекте, который при этом становится более четким и более ясным.

Таким образом, внимание создает условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам более эффективно отражать окружающую действительность. Внимание тесно связано с направленностью личности, ее установками, интересами и потребностями. Оно характеризует степень изменения личности к объекту или явлению. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности повышается. Следовательно, внимание, не имея своего содержания, проявляется в других психических процессах, осуществляя взаимосвязь деятельности личности и объекта, на который эта деятельность направлена. Следует также обратить внимание на двусторонность этого процесса, которая проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, и, с другой стороны, объект привлекает внимание.

Внимание, как и память, является познавательным психическим процессом и относится к предпосылкам интеллекта. Внимание также называется «сквозным» психическим процессом, так как присутствует при выполнении любых видов психической деятельности, как бы «пронизывая» всю психику человека.

Внимание – это избирательная направленность сознания на объект, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью. Внимание – своеобразный психический «фокус», фиксирующий в своем поле тот или иной предмет. Это свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

В отличие от всех других познавательных психических процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – способ организации психической деятельности: так, например, на уровне ощущений феномен внимания дает повышение чувствительности, приводит к снижению порогов различных видов ощущений. Внимание связано с изменением структуры и других психических процессов, с превращением их в направленную деятельность.


Похожая информация:

  1. I. Подготовка к практическому занятию. 1. Изучите инструкционно-методические документы по подго­товке и проведению аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ

Методика исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия. Предложена А. Бентоном в 1952 г. Тест может применяться для обследования детей и взрослых. В нем используют 10 карточек, на которых изображены одна или несколько простых геометрических фигур. При стандартном применении каждая карточка предъявляется испытуемому в течение 10 с, после чего он воспроизводит нарисованное на карточке изображение на чистом листе бумаги или специальном бланке. Успешность выполнения оценивается по числу правильно воспроизведенных изображений и общим числом ошибок. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативами, однако, значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуски или дополнения, искажения, стереотипии, повороты и неправильное размещение фигур, а также ошибки в их размере, повторения фигур, инверсии и нарушения последовательности элементов комбинации изображений, выраженные деформации, “слияния” изображений и др.

Методика может проводиться и с некоторыми процедурными изменениями. Например, может быть предложено копирование фигур. В этом случае карточка с изображением фигур не убирается по истечении 10 с, а остается перед испытуемым, пока он не выполнит предложенный рисунок. Такая процедура позволяет отделить ошибки восприятия от ошибок памяти.

Основное использование - психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого возраста. В клинической, психодиагностике накоплен положительный опыт применения данной методики при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, с эмоциональными расстройствами, умственной отсталостью. Однако для установления диагноза клиницисту необходимо сопоставить низкие, специфические показатели этого теста с данными по другим тестам, подтверждающими диагноз, а также со сведениями из истории болезни и от окружающих испытуемого.

Имеются три эквивалентные формы данного теста - С, Д, Е, коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны также две дополнительные усложненные формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Это создает большое удобство, так как позволяет проводить ретестирование спустя непродолжительное время. В отечественной психодиагностике эта методика малоизвестна, однако успешно применяется в качестве вспомогательного приема в диагностике мозговых поражений. (В. Каган )

следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

Тест зрительной ретенции Бентона

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто- чек-образцов. На карточке

изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинкиобразца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весь-

ма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом,

особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи- гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

Складывание картинок из отрезков

Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны поразному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.


Бентона тест зрительной ретенции . Экспериментальная методика исследования памяти по репродукции предъявляемых больному геометрических фигур. Производится количественная и качественная оценка результатов. Различают ошибки, типичные для здоровых людей, и так называемые «органические», наблюдающиеся у больных с органической церебральной патологией.

  • ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (англ. visual performance) - характеристика способности человека-наблюдателя к выполнению зрительной работы; измеряется скоростью и точностью выполнения зрительной раб...
  • НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ - НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ (англ. reliability of measurement) - воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при идентичных условиях. Количественная оценка Н. и. осуществляется, напр., при по...
  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (ввозрастной психологии) - СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (ввозрастной психологии) (англ. sociometric method) - прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Син. социометрический тест...
  • ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ - ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ документ, дающий право на вырубку и вывоз определенного количества древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В Л.б. определяются место нахождения участка лесного фонда, ...
  • ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК - ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК неотъемлемый компонент рыночной экономики: коммерческая, производственная деятельность в ситуации неопределенности из за недостатка информации, не гарантирующая в таких условиях дос...
  • ИНТЕНСИВНОСТЬ - ИНТЕНСИВНОСТЬ – 1. Качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. Качественная или количественная характеристика м...
  • МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тес...
  • МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ - МЕТОДИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.
  • МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННАЯ - МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННАЯ – методики, основанные на количественном анализе экспериментальных данных. Позволяют применять количественные меры и методы количественной обработки результатов, оценивают диа...
  • МЕТОДИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ - МЕТОДИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ – группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной.
  • НОРМА ТЕСТОВАЯ - НОРМА ТЕСТОВАЯ – усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры – показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценив...
  • ТЕСТ АППАРАТУРНЫЙ - ТЕСТ АППАРАТУРНЫЙ – тест, предполагающий применение специальной аппаратуры – различных технических устройств для предъявления тестовой информации или обработки результатов теста. В качестве аппаратур...
  • ТЕСТ ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ - ТЕСТ ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ – относятся к тестам проективным. Предполагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Среди них особенно популярен тест апперцептивный тематическ...