Учет затрат по социальной сфере. Предпринимательская деятельность и налогообложение в учреждениях социальной сферы. Учет затрат объекта социальной сферы


В избранном В избранное

Печать

Белова Наталья, налоговый эксперт

Март, 2015/№ 22

https://сайт/journals/nibu/2015/march/issue-22/article-6426.html Скопировать

Здорово, когда работодатель не только прилагает усилия для того, чтобы обеспечить работников средствами производства, которые необходимы для исполнения ими трудовых обязанностей, но и заботится об их здоровье и досуге. Поэтому, если на предприятии действуют объекты социальной инфраструктуры - столовая, спортзал, теннисный корт, музей, библиотека, оранжерея, знайте: это вовсе не изыск, а скорее производственная необходимость. Ведь не секрет, что физически здоровые и духовно богатые сотрудники - залог успешной и эффективной работы любой компании.
Жаль только, долгое время расходам на содержание таких объектов дорога в налоговые расходы была закрыта*, а это, понятное дело, никак не стимулировало работодателей тратить на них деньги. К счастью, времена изменились - с 1 января 2015 года все налоговорасходные ограничения сняты! Так что теперь содержать соцобъекты, с точки зрения налогообложения, станет не так обременительно. О порядке отражения «социально-инфраструктурных» затрат в учете предприятия мы с вами, дорогие друзья, сейчас и поговорим.

основные средства

* Мы не имеем в виду объекты социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до вступления в силу Закона о налоге на прибыль, т. е. до 01.07.97 г. С расходами на их содержание и эксплуатацию все понятно - у них привилегированный статус. В фокусе нашего внимания - объекты социальной инфраструктуры, которые отражены в балансе предприятия после указанной даты.

Что за «фрукт» такой - социальная инфраструктура предприятия? Конкретной расшифровки этого понятия в действующем законодательстве мы, к сожалению, не найдем, хотя оно и встречается там довольно часто.

Традиционно под ней принято понимать совокупность подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, а также членов их семей.

То есть социальной инфраструктуре уготована обслуживающая роль: она не направлена на получение прибыли, но призвана обеспечивать нормальное осуществление производственных процессов на предприятии.

Что относят к объектам социальной инфраструктуры предприятия?

Для начала уточним, что объектами социальной инфраструктуры предприятия считаются объекты, которые:

1) находятся на балансе предприятия;

3) обеспечивают предоставление работникам социальных услуг;

4) не используются для предоставления платных услуг (включая передачу в аренду) и другой хозяйственной деятельности (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных заведений).

Какие же конкретно объекты входят в перечень объектов социальной инфраструктуры предприятия? В свое время ответ на этот вопрос в налогово-учетных целях давал п.п. 5.4.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (ср. 025069200) . А потом эстафету от него принял п.п. 140.1.8 НКУ (см. редакцию, действовавшую до 01.01.2015 г.).

С учетом этого можно сделать вывод, что к объектам социальной инфраструктуры предприятия относят, в частности:

Детские ясли или сады;

Заведения среднего и среднего профессионально-технического образования;

Заведения повышения квалификации работников;

Детские, музыкальные и художественные школы, школы искусств;

Спортивные комплексы, залы и площадки, которые используются для физического оздоровления и психологической реабилитации работников;

Клубы, дома культуры, библиотеки, музеи;

Помещения, которые предприятие использует для организации питания работников (столовые, буфеты, кафе);

Заведения здравоохранения;

Банно-прачечные комбинаты;

Многоквартирный жилой фонд, в том числе общежития, одноквартирный жилой фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства;

Детские лагеря отдыха и оздоровления;

Учреждения социальной защиты граждан (дома-интернаты, дома для престарелых).

Заметьте: хотя перечисленные объекты напрямую и не приносят предприятию экономической выгоды, сбрасывать со счетов их роль в формировании финансового результата никак нельзя. Убедитесь в этом сами.

Как классифицировать в учете?

Напомним, что до 1 января 2015 года объекты социальной инфраструктуры* в налоговом учете классифицировались как непроизводственные основные средства. Такой статус они получили из-за того, что не используются в хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим затраты на содержание, эксплуатацию, обеспечение основной деятельности таких объектов, а также на их ремонт/улучшение НКУ запрещал относить к налоговым расходам или амортизировать.

* Кроме объектов социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до 01.07.97 г.

К большому счастью, с начала 2015 года все изменилось в лучшую сторону. Объект обложения налогом на прибыль теперь зависит от финансового результата, определенного в финансовой отчетности согласно НП(С)БУ или МСФО (строка 2290 формы № 2 «Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе)». Так утверждает п.п. 134.1.1 НКУ . То есть отныне с целью расчета налога на прибыль мы с вами ориентируемся исключительно на бух­учетные правила.

А в бухгалтерском учете, как вы знаете, основные средства не подразделяют на производственные и непроизводственные

Поэтому нынче все операции с объектами социальной инфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые оно использует в процессе производства продукции, реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Тем более что привязки расходов к хоздеятельности разд. III НКУ больше не требует (хотя определение этого термина в п.п. 14.1.36 НКУ сохранилось).

Как амортизировать?

Как мы сказали выше, с 01.01.2015 г. с целью расчета налогооблагаемой прибыли все плательщики ориентируются на финансовый результат, который определен в финотчетности в соответствии с НП(С)БУ или МСФО , т. е. по бухгалтерским правилам. А значит, и амортизацию основных средств они начисляют так, как предписывает П(С)БУ 7 : по всем объектам, независимо от того, в каких целях они используются - для хозяйственной (производственной) деятельности предприятия или в непроизводственных целях.

Такой вывод следует из п. 138.1 , п.п. 138.3.1 НКУ и из консультации налоговиков в подкатегории 102.06.02 БЗ.

Значит, объекты социальной инфраструктуры теперь можно амортизировать наравне с производственными основными средствами.

Начисляют амортизацию с применением одного из пяти методов, предлагаемых п. 26 П(С)БУ 7 :

Прямолинейного;

Уменьшения остаточной стоимости;

Ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

Кумулятивного;

Производственного*.

* Этот метод для высокодоходных плательщиков с 01.01.2015 г. оказался под запретом. Поэтому замените его на любой из четырех оставшихся.

Информацию о начисленной сумме амортизации отражают по кредиту субсчета 131 «Износ основных средств». Одновременно с увеличением суммы износа увеличивают сумму расходов (п. 30 П(С)БУ 7 ). В нашем случае - это прочие операционные расходы. Показываем их по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

А еще, следуя нормам Инструкции № 291, при начислении амортизации основных средств увеличивают остаток по дебету забалансового счета 09.

Видите, как все гладко получается! ☺

Однако есть тут все-таки ложка дегтя.

Непроизводственные основные средства в налоговом учете п.п. 138.3.2 НКУ амортизировать запрещает

Не сомневайтесь, что объекты социальной инфраструктуры контролеры по-прежнему считают непроизводственными и будут наблюдать, как плательщики выполняют запрет на их амортизацию в налоговоприбыльных целях.

Но, к огромной радости, этот запрет касается не всех.

Если вы не накопите за 2015 год в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» 20 млн грн. (сумма строк 2000, 2120, 2200, 2220, 2240), ничего не бойтесь - амортизируйте себе соцобъекты в бухгалтерско-налоговом учете как ни в чем не бывало. При этом по тем основным средствам, которыми вы успели обзавестись до 2015 года, отталкивайтесь от их бухгалтерской остаточной стоимости на 01.01.2015 г.

А вот если ваш доход за 2015 год составит 20 млн грн. и более, будьте готовы к тому, что налоговики попросят вас для целей налогообложения откорректировать по итогам года финрезультат на «амортизационную» разницу. По велению ст. 138 НКУ это нужно сделать так: увеличить финрезультат на сумму начисленной бухгалтерской амортизации и одновременно уменьшить его на сумму рассчитанной налоговой амортизации. В итоге получится, что сумма амортизации по соцобъектам будет у вас равна нулю и на размере налогооблагаемой прибыли никак не скажется.

Единственная сложность во всем этом - придется, как и раньше, вести отдельно учет амортизации бухгалтерской и отдельно - налоговой. Это хоть и трудоемко, зато информативно и надежно. Отправной точкой тут будет служить в налоговом учете балансовая стоимость основных средств, определенная на 31.12.2014 г. по старым правилам НКУ , а в бухгалтерском - остаточная стоимость, рассчитанная по П(С)БУ или МСФО .

Как учитывать расходы на ремонт/улучшение?

Бухгалтерский учет. Чтобы отразить в учете затраты на ремонт и другие улучшения объектов социальной инфраструктуры, подключаем П(С)БУ 7 .

Отметим, что учет этих затрат зависит прежде всего от характера осуществляемых ремонтных работ, а точнее, от их будущего экономического эффекта. При этом решение о характере и признаках выполненных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561 ).

То есть предприятие самостоятельно определяет, на что направлены ремонтные работы:

На повышение технико-экономических возможностей объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод (речь идет о модернизации, реконструкции, достройке, дооборудовании, модификации и т. п.),

На поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (это может быть и текущий, и капитальный ремонт, а также техническое обслуживание объекта).

Вы считаете, что ремонт объекта приведет к получению в будущем дополнительных экономических выгод? Тогда на сумму ремонтных расходов увеличивайте первоначальную стоимость объекта. Так предписывает поступать п. 14 П(С)БУ 7 .

Другими словами, эти расходы вы капитализируете - группируете по дебету субсчета 151 «Капитальное строительство» или 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а по завершении ремонтных работ относите на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 «Основные средства» - Кт 151, 152). Кроме того, сумму проведенных улучшений не забудьте отразить по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка).

А что, если, по-вашему, ремонтные мероприятия помогают поддержать объект в рабочем состоянии? Тогда потраченные на это суммы на основании п. 15 П(С)БУ 7 просто включите в состав расходов отчетного периода и отразите их по дебету субсчета 949.

Бухучетные расходы показывайте независимо от уровня своего годового дохода

НДС. К сожалению, рассчитывать на то, что суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением материалов для ремонта/улучшения объектов социальной инфраструктуры, а также с оплатой услуг подрядчиков-ремонтников, попадут в налоговый кредит, пока не приходится. Причина в п. 198.3 НКУ , который в целях налоговокредитности все еще делит расходы на две категории: с хозяйственным статусом и с нехозяйственным.

Расходы на ремонт объектов соцсферы к категории хозяйственных все же не относятся. Поэтому суммам НДС дорога в налоговый кредит закрыта. Но вы можете смело включить их в расходы отчетного периода или отнести на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта - в зависимости от вида ремонтно-улучшительных работ.

Ситуация изменится с 01.07.2015 г. Тогда из п. 198.3 НКУ исчезнет «хоздеятельная» норма и вы получите право отражать налоговый кредит по такой операции. При условии, что составленная продавцом налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН (ст. 201 НКУ ). Правда, та же «нехозяйственная» окраска мероприятия заставит вас компенсировать налоговый кредит начислением НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НК У.

Как учитывать расходы на содержание?

Бухгалтерский учет. Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения в бух­учете относят к прочим операционным расходам. На это ориентирует п. 20 П(С)БУ 16 .

О каких расходах идет речь? Это, в частности, расходы на:

Оплату энергии, коммунальных услуг, услуг связи;

Техобслуживание;

Приобретение инвентаря;

Заработную плату персонала, закрепленного за соцобъектами, и на уплату начисленного на нее ЕСВ;

Оплату услуг сторонних организаций и т. п.

Для отражения этих расходов в учете Инструкция № 291 предлагает использовать субсчет 949

Фиксируют их по дебету этого субсчета в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16 ).

Чтобы иметь точную информацию о деятельности конкретных объектов, к субсчету 949 имеет смысл открыть дополнительные субсчета (второго порядка). Например, 9491 «Содержание детского сада», 9492 «Содержание столовой» и т. д.

НДС. С налоговым кредитом по расходам на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности объектов социнфраструктуры пока пролет. Помеха - их нехозяйственная направленность. Но для того, чтобы включить «входной» НДС в расходы отчетного периода, помех никаких. Да и разниц, к удовольствию высокодоходников, тоже.

С 1 июля 2015 года, как мы сказали выше, можете рассчитывать на налоговый кредит с последующей компенсацией его налоговыми обязательствами.

Пример. На балансе предприятия находится столовая, которую используют для организации питания работников.

Расходы на содержание этого объекта в учете предприятие отражает так:

Табл. Учет расходов на содержание объекта социальной инфраструктуры

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Отнесена на расходы стоимость коммунальных услуг

Оплачены коммунальные услуги

Начислена заработная плата работникам столовой

Начислен ЕСВ на суммы заработной платы работников столовой (6000 грн. х 37,18 % : 100 %)

Начислена заработная плата техническому персоналу

Начислен ЕСВ на сумму заработной платы технического персонала (1400 грн. х 37,18 % : 100 %)

Перечислена предоплата за электроплиту

Получена электроплита

Введена в эксплуатацию электроплита

Ремонт объекта подрядным способом

Перечислена подрядчику предоплата за ремонт объекта социальной инфраструктуры

Списана на расходы предприятия стоимость выполненных ремонтных работ (подписан акт приемки-сдачи выполненных работ)

Произведен зачет задолженностей

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Начисление амортизации

Начислена амортизация здания столовой и других объектов основных средств, которые имеют отношение к социальной инфраструктуре (ежемесячно)

Увеличен остаток на забалансовом счете 09 на сумму начисленной амортизации

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Вот так мы с вами теперь учитываем расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры. Здорово, что они получили право полноценно участвовать при определении объекта обложения налогом на прибыль. Побольше бы в нашей работе таких положительных моментов!

    С 1 января 2015 года все операции с объектами социнфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые использует в производственной деятельности.

    Для отражения в учете расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры используем субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

    Объекты социнфраструктуры теперь амортизируем в том же порядке, что и производственные основные средства. Только высокодоходников по итогам года ждет корректировка финрезультата на «амортизационную» разницу.

Документы статьи

    НКУ -Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

    Инструкция № 291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

    П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  1. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.
Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет Уткина Светлана Анатольевна

Объекты социально-культурной сферы

Отнесение имущественных объектов организаций к социально-культурной сфере осуществляется исходя из их фактического использования организацией для ведения соответствующего вида деятельности.

Для целей бухгалтерского учета перечень объектов социально-культурной сферы приведен в комментарии к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В перечень включены детские дошкольные учреждения (сады, ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения, столовые и буфеты, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, состоящие на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Затраты на содержание отдельных объектов социально-культурной сферы в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с утвержденной руководителем организации сметой, включающей в себя статьи доходов (поступлений) и расходов. Например, смета на содержание яслей и детских садов может иметь следующую номенклатуру статей:

1. Поступления (доходы): плата родителей (полная или частичная) и средства организации.

2. Расходы: оплата труда работников с начислениями ЕСН, страховых взносов в ПФР и страховых взносов в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, хозяйственные расходы, расходы на питание, приобретение оборудования и инвентаря, обучающие материалы, прочие расходы.

Услуги от деятельности объектов социально-культурной сферы могут передаваться своим сотрудникам, членам их семей, а также сторонним потребителям как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, установлено, что в случае передачи таких услуг на возмездной основе организация имеет право самостоятельно признавать поступления от оказания услуг доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными доходами) с учетом характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Объекты социально-культурной сферы могут осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность. В этом случае ее результаты будут рассматриваться как результаты по обычному виду или предмету деятельности данной организации.

В налоговом законодательстве приведен свой перечень объектов социально-культурной сферы. Статьей 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к объектам социально-культурной сферы отнесены объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Для целей налогообложения прибыли объекты социально-культурной сферы, как и в бухгалтерском учете, относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.

Налогообложение прибыли от реализации услуг от деятельности указанных объектов зависит от того, является ли данный объект обособленным подразделением организации, кто является потребителем таких услуг (сторонние потребители или свои работники) и каков характер предоставления таких услуг (возмездный или безвозмездный).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности на основании ст.275.1 НК РФ. Такая налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Если объект социально-культурной сферы является обособленным подразделением организации, прибыль от реализации его услуг облагается налогом на прибыль в составе общей суммы прибыли, полученной организацией в отчетном периоде.

Для убытка, полученного от деятельности объектов социально-культурной сферы, нормами главы 25 НК РФ предусмотрен особый порядок учета. Убыток, полученный обособленным подразделением от деятельности, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы, признается для целей налогообложения прибыли (полученной от основной деятельности) при одновременном соблюдении следующих условий:

Стоимость услуг, оказываемых организацией, которая осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов социально-культурной сферы, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, которые осуществляют аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

Расходы на содержание объектов социально-культурной сферы не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями (юридическими лицами), для которых эта деятельность является основной;

Условия оказания услуг организацией существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Кроме того, порядок признания убытка по объектам обслуживающих производств и хозяйств следует применять только в случае, если данные объекты обособленны территориально.

При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий убыток, полученный организацией от деятельности, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы, для целей налогообложения в соответствующем отчетном (налоговом) периоде не учитывается. Он может быть погашен организацией в течение 10 последующих лет, и только за счет прибыли, полученной от деятельности таких объектов.

Десятилетний срок считается предельно допустимым. На практике это означает, что если, например, в 2003 году от деятельности объекта социально-культурной сферы будет получено достаточно прибыли для погашения убытка 2002 года, убыток может быть погашен сразу в полном объеме.

Таким образом, при невыполнении приведенных выше условий убыток, полученный от деятельности объектов социально-культурной сферы, являющихся обособленными подразделениями организации, не должен уменьшать прибыль от обычных видов деятельности организации.

Например, фитнесс-центры, конно-спортивные клубы и прочие объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями организации, поскольку удовлетворяют требованиям п.2 ст.11 НК РФ. Однако нередко возникают ситуации, когда, например, тренажерный зал находится на территории организации и не является обособленным подразделением организации. Доходы от услуг тренажерного зала признаются в качестве прочих поступлений. При этом последние не покрывают всех расходов тренажерного зала. Если объекты социально-культурной сферы не являются обособленными подразделениями организации, убыток от их деятельности организация вправе учитывать при налогообложении прибыли. Главой 25 НК РФ не предусмотрены требования о соблюдении перечисленных выше условий в подобных случаях.

Рассмотрим ситуацию, когда объект социально-культурной сферы не является обособленным подразделением и при этом не предоставляет услуги на сторону.

Например, на территории организации расположен тренажерный зал. Он не является обособленным подразделением организации и при этом не предоставляет услуги на сторону. Работники посещают зал бесплатно, соответственно доходов от деятельности тренажерного зала нет. Расходы на содержание тренажерного зала составляют 200 000 руб. в месяц. Учет посещения работниками тренажерного зала не ведется.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданных услуг и расходы, связанные с такой передачей, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются (п.16 ст.270 НК РФ). Таким образом, расходы на содержание тренажерного зала в целях налогообложения прибыли не принимаются.

В составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются также расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности организации. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, организация вправе применять порядок определения расходов на содержание названных объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и на территориях, подведомственных указанным органам.

Нормами ст.275.1 НК РФ установлен также особый порядок принятия расходов на содержание объектов социально-культурной сферы для градообразующих организаций.

На основании ст.132 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 21.03.2002 № 31-ФЗ) градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Если налогоплательщик является градообразующей организацией в соответствии с законодательством РФ и имеет на балансе объекты социально-культурной сферы (не обязательно обособленные), не приносящие доход, он вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание таких объектов, но в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Если органами местного самоуправления нормативы не утверждены, градообразующие организации вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если объекты социально-культурной сферы находятся на территории иного муниципального образования, чем организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Если объекты социально-культурной сферы, находящиеся на балансе градообразующих организаций, получают выручку от реализации работ (услуг) от их деятельности, расходы по ним принимаются для целей налогообложения в общеустановленном порядке (без применения норм).

Сумма убытка по объектам социально-культурной сферы градообразующих организаций в части, превышающей предельный размер расходов, не учитывается в целях налогообложения прибыли (п.13 ст.270 НК РФ).

Градообразующие организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к объектам социально-культурной сферы.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается передача на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд. При приобретении товаров (работ, услуг), расходы по которым не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль, подлежат налогообложению по ставке 18 процентов, а уплаченный поставщикам и подрядчикам налог принимается к вычету.

В том случае, если товары (работы, услуги) используются в деятельности того, подразделения, которое их приобрело, и расходы по данным товарам (работам, услугам) не учитываются при налогообложении прибыли, то НДС уплаченный поставщикам и подрядчикам не возмещается. При этом данные товары (работы, услуги) НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ также не облагаются.

Из книги 7 стратегий для достижения богатства и счастья (Золотой фонд mlm) автора Рон Джим

Три сферы саморазвития В Ваших поисках персонального развития есть три сферы, которые вам необходимо рассмотреть. Вы можете рассмотреть собственное развитие в духовном, физическом и умственном плане.Духовное саморазвитиея должен признаться, что считаю себя самого

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Сферы развития постиндустриальной экономики Ведущим сектором современной западноевропейской экономики стала сфера услуг. В ней занято более 65 % работающего населения европейских стран. Предприятия сферы услуг обеспечивают около 70 % ВВП стран Евросоюза.ТОРГОВЛЯ.

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

72 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Культурный анализ является наиболее сложным и ответственным с точки зрения организации.Цель культурного анализа заключается в решении задачи оптимально эффективной работы фирмы с учетом особенностей национальной

Из книги Глобальный национализм автора Городников Сергей

3. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Проблема создания национальной субкультуры не решается во время подготовки и в самом начале Национальной революции, – представлять дело таким образом было бы большим заблуждением. Национальная субкультура творчески созидается не

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ III) автора Городников Сергей

ТЕЗИСЫ О ПАРАЯЗЫЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1. Власть новой государственности в России, которая придёт на смену господствующему в стране режиму, на определён­ном этапе революционных преобразований общественного сознания, при становлении

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ I) автора Городников Сергей

О Культурной революции I.От чего, в первую очередь, зависят быстрое развитие рыночной экономики и обусловленное этим процветание конкретной страны? От широкого, уверенного в своих силах и способностях, этически и культурно организованного, амбициозного

Из книги Салон цветов: с чего начать, как преуспеть автора Крутов Дмитрий Валерьевич

Распределяем сферы ответственности Сфера ответственности партнеров – еще один важный момент, который необходимо оговорить на начальном этапе проекта. Нужно договориться, кто за что будет отвечать. Можно вводить определенные штрафные санкции, которые будут

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

101. Отрасли сферы транспорта При изучении каждой из сфер использования видов транспорта следует учитывать ряд характерных технико-экономических особенностей.Железнодорожный транспорт: –?предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных

Из книги Как работать где хочешь, сколько хочешь и получать стабильный доход автора Фокс Скотт

Выпуск рассылки для сферы b2b Знакомьтесь: Эл Петерсон, издатель рассылки NTS Media Online. Он выбрал стратегию интернет-миллионера, создал электронную рассылку – и превратился из одного из тысяч сотрудников многонациональной издательской компании в начальника самому себе.

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

Выбор сферы предпринимательской деятельности Цель этого раздела состоит в том, чтобы показать вам, что вы способны и должны зарабатывать деньги, много денег. Но выбирая дело, которым вы бы хотели заниматься в долгосрочной перспективе, ищите то, от чего у вас идут мурашки

Из книги Отличная компания. Как стать работодателем мечты автора Робин Дженнифер

Три сферы отношений Каждый день сотрудники любой компании заново принимают решение о том, как относиться к своей работе. Хотя большинство людей в конечном итоге работает ради финансовых результатов и личного удовлетворения, смешанных в той или иной пропорции, однако

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Что делать с культурной разнородностью компании и как обеспечить включенность представителей разных культур? В главе 4 «Справедливость» мы в качестве одного из важных аспектов модели работы мечты обсуждали ощущение равноправия. Там мы отметили, что выдающиеся компании

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

СФЕРЫ ПОЛИТИКИ УЧР Политика УЧР выражает как общие, так и частные (касающиеся отдельных аспектов) принципы философии организации. Основные пункты, которые могут быть включены в декларацию политики организации, изложены

Из книги Преимущество сетей [Как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений] автора Шипилов Андрей

СФЕРЫ И ЦЕЛИ КОММУНИКАЦИЙ Основные сферы коммуникаций и связанные с ними цели изложены в табл. 54.1.На отношения с работниками главным образом влияют управленческие и внутренние коммуникации, хотя внешние представляют дополнительный источник информации. Стратегия

Из книги автора

Сферы интересов Но как определить, какие аспекты важны, тем более в той сфере, в которой сам коуч не обладает специальными знаниями? Основной принцип: вопросы следуют за интересом и ходом мыслей подопечного, а не коуча. Если коуч возьмется направлять разговор, он снизит

Из книги автора

Шаг 4: оценка культурной совместимости О совместимости культур мы говорим тогда, когда у двух компаний схожие культуры, позволяющие им понимать, уважать культурные ценности и убеждения друг друга и работать в рамках этих ценностей. Иными словами, альянс эффективен тогда,

Учет затрат по содержанию социальной сферы. К социальной сфере относят объекты, которые призваны обслуживать бытовые нужды работников предприятия (столовые, пекарни, бани, прачечные, жилищно-коммунальные хозяйства, детские дошкольные учреждения, ремонтные, пошивочные и другие объекты). В состав учета затрат по содержанию социальной сферы могут быть предусмотрены следующие субсчета:

  • 1. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 2. Предприятия общественного питания;
  • 3. Лагеря отдыха и труда;
  • 4. Детские дошкольные учреждения;
  • 5. Учреждения культурно-бытового назначения;
  • 6. Подсобное сельское хозяйство.

Учет затрат объектов социальной сферы по установленной для них номенклатуре статей расходов ведется в «Ведомости учета затрат социальной сферы» или в соответствующей машинограмме. Запись в ведомость или машинограмму производят из разработочных таблиц «Распределение расхода заработной платы и материалов», «Расчет амортизации основных средств», «Распределение услуг вспомогательных производства» и других сводных таблиц и документов.

Данные, отраженные в «Ведомости учета затрат социальной сферы», используются для контроля за расходами по каждому объекту социальной сферы. По большинству объектов незавершенное производство отсутствует, либо его не принимают во внимание при калькулировании из-за незначительных размеров.

Учет брака в производстве. Количество производимой продукции является определяющим в общественной оценке результатов деятельности каждого предприятия. Забота о чести своей марки, конкурентоспособность продукции должны быть предметом профессиональной и патриотической гордости каждого трудового коллектива. Предприятие должно осуществлять контроль за качеством продукции и содействовать работе отделов технического контроля (ОТК). Выпуск недоброкачественной продукции приводит к неотвратимым потерям в доходе коллектива, заработной плате, социальных благах.

Браком продукции считают изделия (полуфабрикаты, детали, узлы, работы), которые не соответствуют качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по прямому назначению. Брак классифицируется следующим образом:

По месту возникновения - внутренний (выявленный до отправки или отпуска продукции покупателю) внешний (выявленный у покупателя);

По характеру обнаруженных дефектов - окончательный (неисправимый), который невозможно или экономически нецелесообразно исправлять, и исправимый;

По причинам возникновения - нарушение технологии производства, некачественные полуфабрикаты и т.п.

Себестоимость внутреннего окончательного брака состоит из прямых затрат, включая накладные расходы.

Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости продукции (изделий), окончательно забракованной потребителями; возмещенных покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции; расходов на демонтаж забракованных изделий; транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции; расходов на исправление забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку.

Для определения потерь от внутреннего и внешнего брака, относимых на себестоимость продукции, к стоимости внутреннего и внешнего окончательного брака прибавляют затраты на исправление брака и вычитают стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использовании; суммы, фактически удержанные с виновников брака; суммы возмещения убытков; суммы, присужденные коллегией по хозяйственным делам суда или фактически взысканные с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, вызвавших брак изделий.

Потери от внутреннего брака отражаются в издержках производства того месяца, в котором выявлен брак, а потери от внешнего брака - в том месяце, в котором получены и приняты претензии (рекламации) покупателей забракованной продукции.

Бухгалтерский учет и определение потерь от брака осуществляется бухгалтерией, а оперативно-технический контроль - ОТК предприятия.

На обнаруженный окончательный или исправимый брак ОТК составляется «Акт о браке» (ф. №Т-46). Исправление брака, допущенного рабочим по его вине, производится без выписки наряда. Если же брак исправляется рабочим, не являющегося виновником этого брака, то на такую работу выписывается в общем порядке наряд, на котором ставится штамп «Переделка брака».

Для организации надлежащего учета потерь от брака и систематизации сведений о браке на предприятиях должен быть установлен перечень причин брака и его виновников.

Перечень причин и виновников брака шифруется и доводится до всех цехов и подразделений предприятия. Шифры причин и виновников брака проставляются на документах, связанных с затратами по исправленному и неисправленному браку.

Потери от брака ежемесячно списываются из счета издержек производства, и включается в себестоимость соответствующих видов продукции. В индивидуальных и мелкосерийных производствах потери от брака могут быть отнесены на стоимость незавершенного производства при условии, что эти потери относятся к определенному заказу, выполнение которого не закончено. Во всех остальных случаях потери от брака, как правило, включаются в себестоимость готовой продукции.

Потери от внешнего брака, относящиеся к основной продукции, выработанной в прошлом отчетном периоде, списываются на себестоимость таких же изделий, произведенных в текущем отчетном периоде.

В тех случаях, если подобная продукция в текущем месяце не изготавливалась, потери от внешнего брака распределяются по видам готовой продукции в порядке, установленном для накладных расходов.

Затраты на гарантийный ремонт сверх установленной нормы затрат на гарантийный ремонт в период гарантийного срока. Гарантийный срок - одно из важнейших средств повышения качества продукции, увеличения ее надежности и долговечности, обеспечения высоких потребительских свойств изделий. Гарантийный срок устанавливается государственными стандартами или техническими условиями. Поставщик (изготовитель) обязан безвозмездно исправить недостатки продукции, на которую установлен гарантийный срок, или заменить ее, если он не сможет доказать, что недостатки возникли из-за нарушения покупателем правил пользования продукцией ее хранения.

Затраты на гарантийный ремонт покрываются за счет средств гарантийного резерва, создаваемого предприятием, производящим продукцию с гарантийным сроком ее использования. Если фактические затраты на гарантийный ремонт выше созданного предприятием резерва на эту цель, то они рассматриваются как производственный брак.

На балансе многих промышленных предприятий имеются объекты социально-культурной сферы. В нашей статье мы рассмотрим бухгалтерский учет и налогообложение услуг, оказываемых этими объектами. Для спорных ситуаций приведем арбитражную практику.

Бухгалтерский учет

Затраты, связанные с оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, в состав которых включаются состоящие на балансе предприятия объекты социально-культурной сферы (дворцы культуры, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы и т. п.), отражаются на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Выручка за услуги объектов социально-культурной сферы отражается на счете 90 субсчет "Выручка" в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации". Делается это в том периоде, в котором услуги оказаны.

Правда, работникам предприятия некоторые услуги (полностью или частично) могут оказываться бесплатно. Тогда стоимость таких услуг (иначе говоря, неполученная выручка) списывается на счет 91 субсчет "Прочие расходы".

ПРИМЕР 1

На балансе ОАО "Вымпел" находится физкультурно-оздоровительный комплекс "Волна". В июне этот комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. Услуги комплекса оплачены: наличными - 208 000 руб.; по безналу - 400 000 руб.; за счет удержаний из зарплаты сотрудников ОАО "Вымпел" - 200 000 руб. Услуги на 300 000 руб. были оказаны работникам ОАО "Вымпел" бесплатно.

Расходы комплекса в июне составили:
- амортизация основных средств, использованных при оказании услуг, - 150 000 руб.;
- использованные материалы - 200 000 руб.;
- зарплата работников комплекса (с учетом ЕСН и страховых взносов) - 100 000 руб.

В соответствии с учетной политикой ОАО "Вымпел" на счет учета затрат по физкультурно-оздоровительному комплексу относятся: общепроизводственные расходы - 124 000 руб.; общехозяйственные расходы - 300 000 руб.

В бухгалтерском учете ОАО "Вымпел" в июне будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02
- 150 000 руб. - начислена амортизация;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10
- 200 000 руб. - использованы материалы;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70 (69)
- 100 000 руб. - начислена зарплата (с учетом ЕСН и страховых взносов);

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 25
- 124 000 руб. - списаны общепроизводственные расходы;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 26
- 300 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
- 208 000 руб. - оплачены услуги в кассу;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 400 000 руб. - оплачены услуги по безналичному расчету;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 62
- 200 000 руб. - отражена стоимость услуг, которая удерживается из зарплаты работников ОАО "Вымпел";

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73
- 200 000 руб. - удержано за услуги из зарплаты работников ОАО "Вымпел";

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 62
- 300 000 руб. - списана стоимость услуг, оказанных сотрудникам ОАО "Вымпел" бесплатно.

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Правда, в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сделана оговорка: эти услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость, если их оказывает организация, которая получила лицензию на свою деятельность. На этом основании налоговики требуют доначислить НДС на стоимость оказываемых детям услуг, если у предприятия отсутствует лицензия (см. письмо УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. № 24-11/66585, от 8 августа 2003 г. № 28-11/43486).

А вот Минфин России, давая разъяснения по вопросу применения льготы, не указывает, что наличие лицензии является необходимым условием получения льготы (см. письма Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-04-11/166 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-05/02). Так нужна ли лицензия для того, чтобы можно было воспользоваться льготой по НДС?

Обратимся к Положению о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796). В подпункте "а" пункта 2 этого Положения установлено, что лицензию не нужно получать на проведение разовых лекций, стажировок, семинаров и другого обучения, по итогам которого не проводится аттестация и не выдаются документы об образовании или квалификации. Поэтому такие занятия с детьми не облагаются НДС и без лицензии.

Отметим, что с таким выводом согласны и арбитражные суды (см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. № А56-11012/04, от 15 июня 2004 г. № А05-12688/03-20).

ПРИМЕР 2

Воспользуемся данными примера 1.

Напомним, что в июне физкультурно-оздоровительный комплекс оказал услуги на сумму 1 108 000 руб. При этом выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям (занятия в бассейне, детские кружки), составила 400 000 руб.; за иные услуги - 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.).

В учете ОАО "Вымпел" бухгалтер отразит:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, облагаемых НДС"
- 708 000 руб. - отражена выручка за услуги, облагаемые НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 108 000 руб. - начислен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка от оказания услуг, не облагаемых НДС"
- 400 000 руб. - отражена выручка за услуги, оказанные несовершеннолетним детям, которая не облагается НДС.

Налог на прибыль

Если объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями предприятий, то налоговую базу по ним нужно определять отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Таково требование статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

Если по обособленному подразделению получен убыток, он принимается в целях налогообложения прибыли, если одновременно выполняется три условия:

1) стоимость услуг, оказываемых такими объектами, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;

2) расходы на содержание объектов не превышают расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями;

3) условия оказания услуг объектом существенно не отличаются от аналогичных условий специализированных организаций.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то убыток, полученный предприятием по объектам социально-культурной сферы, можно перенести на срок, не превышающий 10 лет. Причем на его погашение можно будет направлять лишь прибыль, полученную при осуществлении социально-культурной деятельности.

Как мы уже говорили выше, некоторые услуги могут оказываться работникам предприятия бесплатно. И стоит отметить, что расходы по ним не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Это следует из пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Налог на доходы физических лиц

Услуги, оказанные работникам предприятия бесплатно, считаются их доходом в натуральной форме. Поэтому стоимость таких услуг (причем по их рыночной стоимости) включается в налогооблагаемый доход работников (п. 1 ст. 211 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными предыдущих примеров.

Предположим, что рыночная стоимость услуг, оказанных физкультурно-оздоровительным комплексом работникам предприятия бесплатно, составляет 300 000 руб. Причем на каждого работника приходится доход по 6000 руб.

Тогда в учете предприятия бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 780 руб. (6000 руб. x 13%) - начислен налог на доходы физических лиц (с каждого работника, которому были бесплатно оказаны услуги);

ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 72 000 руб. (300 000 руб. x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

Со стоимости услуг, оказанных работникам бесплатно, данные платежи начислять не нужно. Потому что расходы по оказанию таких услуг не принимаются в целях налогообложения прибыли (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).

ЕСЛИ ФИРМА ОКАЗЫВАЕТ РАЗНЫЕ УСЛУГИ

Причем часть из них может облагаться НДС, а другая - нет. Тогда организации нужно вести раздельный учет затрат по таким услугам (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Иначе она не сможет предъявить к вычету из бюджета "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг, облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

РАСХОД НЕ ПРИНИМАЕТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Если какой-то расход (например, по безвозмездной передаче имущества, товаров, работ, услуг) в целях налогообложения прибыли не принимается, то в бухучете возникают постоянные разницы. Это следует из пункта 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

В том отчетном периоде, когда возникает постоянная разница, предприятием признается постоянное налоговое обязательство. Оно рассчитывается так: постоянная разница, возникшая в отчетном периоде, умножается на ставку налога на прибыль. В бухучете это обязательство отражается записью по дебету счета 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" в корреспонденции со счетом 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" (п. 7 ПБУ 18/02).

"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 15, 2004

Многие акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, получили в составе приватизируемого имущества объекты социальной инфраструктуры. В данной статье мы рассмотрим общий порядок учета затрат объекта социальной сферы, вне зависимости от его вида, а также на примере детского оздоровительного (спортивного) лагеря - порядок учета выручки и финансового результата.

Объекты социальной сферы могут оказывать самый обширный спектр социальных услуг. В своей практической работе бухгалтеры сталкиваются с необходимостью отражения операций по оказанию услуг санатория (профилактория), спорткомплекса, оздоровительного (спортивного) детского лагеря и других социальных объектов.

В организационной структуре предприятий чаще всего встречаются два варианта организации взаимоотношений объектов социальной сферы с собственником;

  • создание учреждения для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. За учреждением закрепляется имущество объекта социальной сферы на праве оперативного управления, а деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником;
  • выделение в организационной структуре предприятия объекта социальной сферы в виде обособленного структурного подразделения.

В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением порядка бухгалтерского учета в обособленном структурном подразделении, оказывающем услуги социального характера как работникам предприятия, так и сторонним потребителям.

Учет затрат объекта социальной сферы

Для учета затрат обслуживающих производств и хозяйств, в состав которых включаются и состоящие на балансе объекты социальной сферы, Планом счетов бухгалтерского учета ФХД организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (в ред. от 7 мая 2003 г.), выделен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Независимо от вида оказываемых услуг, все затраты, включаемые в себестоимость услуг объекта социальной сферы, целесообразно поделить аналогично другим видам деятельности на прямые и косвенные. Прямые затраты отражаются непосредственно по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". В зависимости от характера понесенных расходов производятся следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 29 К-т сч. 70 - учтена заработная плата работников предприятия, обслуживающих объект социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 69 - отражены суммы ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Д-т сч. 29 К-т сч. 10 - списаны на затраты объекта социальной сферы использованные материалы, хозяйственный инвентарь, другие материальные ценности, в том числе медикаменты

Д-т сч. 29 К-т сч. 02 - отражены амортизационные отчисления по объектам ОС, используемых при оказании услуг объекта социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 01 - списаны основные средства стоимостью не более 10 000 руб. или иного лимита, установленного в учетной политике

Д-т сч. 29 К-т сч. 60 - отражены работы, услуги сторонних организаций, непосредственно связанных с деятельностью объекта социальной сферы

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - выделен НДС по работам, услугам сторонних организаций, непосредственно связанных с деятельностью объекта социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 79 - отражены работы, услуги других структурных подразделений, непосредственно связанных с деятельностью объекта социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 76 - учтены прочие прямые расходы, непосредственно связанные с деятельностью объекта социальной сферы.

Помимо указанных расходов в ходе оказания услуг объектами социальной сферы возникают также затраты на организацию и управление его деятельностью, в состав которых включаются:

  • оплата труда и отчисления на социальные нужды персонала управления объектом социальной сферы;
  • амортизационные отчисления по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • другие аналогичные по назначению расходы.

Если объект социальной сферы оказывает только один вид услуг, то указанные затраты также будут прямыми и могут учитываться непосредственно по дебету счета 29.

Если же объект оказывает несколько видов услуг социального характера, затраты на организацию и управление являются косвенными и включаются в состав общепроизводственных расходов с последующим их распределением между видами услуг. Предварительно эти расходы учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а по окончании отчетного периода списываются в дебет счета 29.

В зависимости от учетной политики организации чаще всего база для распределения общепроизводственных расходов выбирается либо пропорционально заработной плате производственных рабочих, занятых в данном виде деятельности, в общей сумме заработной платы производственных рабочих, либо пропорционально сумме прямых затрат по данному виду деятельности в общей сумме прямых затрат. Формирование затрат общепроизводственного характера аналогично формированию прямых затрат отражается следующими проводками:

Д-т сч. 25 К-т сч. 70, 69, 02, 01, 10, 60, 76 и др. - отражено формирование общепроизводственных расходов

Д-т сч. 29 К-т сч. 25 - включены управленческие расходы в затраты объекта социальной сферы.

Особенности определения выручки объекта социальной сферы

Являясь объектом организации детского отдыха, детский оздоровительный (спортивный) лагерь чаще всего используется лишь в период летних каникул школьников. Если в остальной период года этот объект не используется, то затраты по его поддержанию, в том числе на ремонт и оплату коммунальных услуг, могут значительно превысить суммы дохода, полученного в летний период.

Более того, для закрепления на предприятии работников, занятых в основных видах деятельности, решения их социальных проблем руководство предприятия может реализовывать услуги оздоровительного детского лагеря своим работникам по цене ниже себестоимости, а для определенных категорий работников - безвозмездно. При этом решение об оказании услуг по пониженной цене может быть закреплено в коллективном договоре.

В целях привлечения дополнительных ресурсов, достижения самоокупаемости объекта социальной сферы, а также для организации отдыха своих работников руководство предприятий часто использует детские оздоровительные лагеря в ранний осенний, зимний и поздний весенний периоды в качестве базы отдыха. В этом случае предприятия неизбежно сталкиваются с необходимостью документального оформления различных видов услуг, оказанных объектом социальной сферы. Как правило, организация и проведение детского отдыха в летний период оформляются путевками, являющимися бланками строгой отчетности, в то время как путевки на базу отдыха такими бланками не являются. Кроме того, оздоровительный (спортивный) лагерь также может использоваться для проведения различных коллективных мероприятий без оформления каких-либо путевок.

Расходы по изготовлению бланков путевок включаются в состав общехозяйственных расходов и отражаются следующими проводками:

Д-т сч. 25 К-т сч. 60 - отражены расходы по изготовлению бланков путевок

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - выделен НДС, подлежащий уплате (уплаченный) поставщику при изготовлении бланков путевок

Д-т сч. 006 - отражено получение бланков путевок оздоровительного лагеря (базы отдыха).

В период работы оздоровительного (спортивного) лагеря по назначению, то есть когда он используется для отдыха детей и подростков, а путевки в лагерь оформлены по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 г. N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности", оказываемые этим объектом услуги освобождаются от обложения НДС в соответствии с пп.18 п.3 ст.149 НК РФ.

В случае когда данный объект социальной сферы также используется в качестве базы отдыха, операции по предоставлению услуг которой подлежат налогообложению в общем порядке, необходимо организовать раздельный учет облагаемых и необлагаемых (освобожденных от налогообложения) операций (п.4 ст.149 НК РФ).

Подпунктом 1 п.2 ст.170 НК РФ установлено, что сумма "входного" НДС включается в стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей при их использовании для операций, освобожденных от налогообложения. В случае принятия к вычету "входного" НДС по ТМЦ, которые в дальнейшем были использованы в не облагаемых НДС операциях, эти суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (п.3 ст.170 НК РФ).

При осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, можно предложить следующую методику расчета сумм налога, подлежащих вычету или включению в стоимость ТМЦ или непосредственно в затраты, связанные с оказанием освобожденных от НДС услуг.

  • Определяем долю выручки, облагаемую НДС, как отношение выручки от продажи облагаемых НДС услуг к общей сумме выручки от продаж, полученной объектом социальной сферы.
  • Доля выручки, не облагаемая НДС, рассчитывается как отношение выручки от продажи необлагаемых (освобожденных от налогообложения) услуг к общей сумме выручки от продаж, полученной объектом социальной сферы.
  • Определяем сумму НДС, подлежащую налоговому вычету, путем перемножения общей суммы НДС, уплаченной поставщикам и подрядчикам по материалам, работам и услугам, использованным для оказания услуг, на долю выручки от оказания услуг, облагаемых НДС.
  • Рассчитываем сумму НДС, подлежащую отнесению на затраты по оказанию услуг, путем перемножения общей суммы НДС, уплаченной поставщикам и подрядчикам по материалам, работам и услугам, использованным для оказания услуг, на долю выручки от оказания услуг, не облагаемых (освобожденных от налогообложения) НДС.

Операции, связанные с вычетом НДС, отражаются бухгалтерскими записями в общеустановленном порядке. Включение "входного" НДС в состав затрат отражается проводкой:

Д-т сч. 25 К-т сч. 19 - включен НДС в состав общепроизводственных расходов в части, относящейся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения) услугам.

В конце отчетного периода (месяца) затраты, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", в полном объеме списываются в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

При расчете величины выручки от услуг оздоровительного лагеря бухгалтеры неизбежно сталкиваются еще с одним вопросом: в какой момент необходимо признать доходы от предоставления услуг оздоровительного детского лагеря (базы отдыха), если продажа путевок осуществляется в одном отчетном периоде, а фактическое оказание услуг - в другом?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организаций". В них предусмотрено, что доходы и расходы признаются в бухгалтерской отчетности с учетом взаимосвязи между ними (соответствие доходов и расходов) (п.12 ПБУ 9/99 и п.19 ПБУ 10/99).

В момент получения оплаты за путевку услуги еще не оказаны, а расходы будут понесены позже, в момент фактического оказания услуг. Следовательно, условия признания выручки, полученной объектом социальной сферы, в том числе принцип соответствия доходов и расходов, не выполняются. Поэтому полученные денежные средства за путевку в бухгалтерском учете должны быть признаны доходами будущих периодов с последующим их списанием в состав доходов в период фактического оказания услуг.

В своей практической работе бухгалтеры чаще всего встречаются со следующими услугами оздоровительного лагеря (базы отдыха) в зависимости от условий продажи путевок (формирования стоимости предоставляемых услуг):

  • продажа путевок сторонним организациям или физическим лицам по рыночной стоимости;
  • продажа путевок своим сотрудникам по льготной цене;
  • безвозмездное предоставление путевок своим сотрудникам.

В рассматриваемых ситуациях списание затрат объекта социальной сферы в бухгалтерском учете должно производиться не только в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", но и со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" и 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Для определения выручки в разрезе отчетных периодов и соответствующей ей доли затрат предприятию необходимо разработать специальные методики. В первую очередь для правильного распределения затрат и выявления финансового результата в зависимости от условий продажи путевок возникает потребность в определении единицы измерения услуги. Наиболее логично принять за единицу измерения услуги один койко-день.

  • выручка от продаж услуг, оказанных каждому отдыхающему (каждой путевке), определяется с учетом количества койко-дней, приходящихся на отчетный период, и продажной стоимости каждой путевки;
  • стоимостная оценка реализации за отчетный месяц в целом по оздоровительному лагерю (базе отдыха) определяется путем суммирования стоимостной оценки выручки от продаж услуг, приходящейся на отчетный период по каждому отдыхающему (каждой путевке).

Помимо расчетов, связанных с определением ежемесячной суммы выручки, необходимо произвести расчеты фактической себестоимости предоставляемых услуг. Можно порекомендовать следующую методику расчета фактической себестоимости одного койко-дня. В оперативном учете определяется суммарное количество койко-дней, приходящихся на отработанные в отчетном периоде (месяце) путевки. При делении фактических затрат, учтенных по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", на количество отработанных койко-дней в отчетном периоде определяется себестоимость одного койко-дня.

Сумма затрат по безвозмездно переданным путевкам определяется исходя из фактической себестоимости одного койко-дня и количества отработанных койко-дней переданным путевкам. Затраты по безвозмездно переданным путевкам списываются с кредита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Оказание услуг базами отдыха" или "Оказание услуг оздоровительными лагерями" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Внереализационные расходы".

Сумма затрат по проданным путевкам определяется исходя из фактической себестоимости одного койко-дня и отработанных койко-дней по проданным путевкам. Затраты по проданным путевкам списываются с кредита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Оказание услуг базами отдыха" или "Оказание услуг оздоровительными лагерями" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость оказанных услуг объектами здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения".

Еще одной особенностью оказания услуг объектом социальной сферы на многих предприятиях является выдача оформленных бланков путевок своим работникам на условиях удержания стоимости путевки из заработной платы, а сторонним организациям и лицам - на условиях предварительной оплаты. Особенно актуальным этот порядок становится при оказании услуг базой отдыха.

При реализации услуг базы отдыха оформляются путевки, не являющиеся бланками строгой отчетности, поэтому согласно НК РФ при поступлении денежных средств необходимо исчислить и уплатить НДС. Этот налог в момент получения оплаты за путевку подлежит отражению по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты по отложенным обязательствам" аналогично расчетам с бюджетом по полученным авансам.

В бухгалтерском учете операции по реализации услуг оздоровительного лагеря (базы отдыха) отражаются следующими проводками:

Д-т сч. 70 К-т сч. 73 - удержана стоимость путевки из оплаты труда работников организации

Д-т сч. 50 К-т сч. 73 - полученные денежные средства в оплату за путевку

Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - отражены доходы будущих периодов (если реализация путевок своим работникам и фактическое оказание услуг приходятся на разные месяцы)

Д-т сч. 50, 51 К-т сч. 62 - отражена оплата путевок сторонними организациями

Д-т сч. 62 К-т сч. 98 - отражены доходы будущих периодов (если реализация путевок сторонним организациям и фактическое оказание услуг приходятся на разные месяцы)

К-т сч. 006 - выданы путевки работникам (сторонним организациям)

Д-т сч. 76 К-т сч. 68 - исчислен НДС при оплате путевки (если услуги оказаны базой отдыха)

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - отражена выручка от оказания услуг детского оздоровительного лагеря (базы отдыха)

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - начислен НДС (если услуги оказаны базой отдыха)

Д-т сч. 76 К-т сч. 68 - методом "красное сторно" предъявлен к вычету исчисленный с аванса НДС

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - списаны затраты в части, приходящейся на реализацию услуг по рыночным или льготным ценам

Д-т сч. 99 (90) К-т сч. 90 (99) - выявлен убыток (прибыль) от оказания услуг объектом социальной сферы

Д-т сч. 91 К-т сч. 29 - списаны затраты, приходящиеся на путевки, переданные безвозмездно.

В случае если реализация путевок и фактическое оказание услуг осуществляются в одном и том же периоде, счет 98 "Доходы будущих периодов" не используется. Отражение указанных операций осуществляется с применением счета 90 "Продажи" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", если путевки реализуются своим сотрудникам, и в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", если путевки реализуются сторонним организациям.

Пример 1 . На балансе АО "Импульс" как отдельное структурное подразделение числится оздоровительный детский лагерь "Ласточка". Основное назначение лагеря - организация отдыха детей работников АО в летний период. При этом часть путевок для отдыха детей реализуется сторонним организациям.

Путевки в детский лагерь проданы в марте на две летние смены, каждая из которых является переходящей: первая смена - с 15 июня по 8 июля, вторая - с 12 июля по 4 августа. Полная стоимость путевки - 9000 руб., время пребывания - 24 дня, всего отдыхающих в каждой смене - 30 детей, из которых 10 человек оплатили полную стоимость путевки (сторонние покупатели), 15 человек - по льготной цене 3600 руб. (свои работники), а 5 человек получили путевки бесплатно (свои работники). Затраты по содержанию оздоровительного лагеря в июне составили 122 400 руб., а в июле - 273 000 руб.

Для расчета финансового результата сначала рассчитываем себестоимость одного койко-дня:

Июнь: 122 400 руб.: (16 дн. х 30 чел.) = 255 руб.

Июль: 273 000 руб.: ((8 дн. + 20 дн.) х 30) = 325 руб.

Реализация путевок в марте

Д-т сч. 50 К-т сч. 73 - 108 000 руб. - полученные денежные средства от своих сотрудников в оплату за льготные путевки (15 чел. х 2 см. х 3600 руб.)

К-т сч. 006 - переданы путевки своим работникам

Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - 108 000 руб. - отражены доходы будущих периодов по путевкам, оплаченным по льготной цене

Д-т сч. 50 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - полученные денежные средства от сторонних покупателей в оплату за путевки (10 чел. х 2 см. х 9000 руб.)

К-т сч. 006 - переданы путевки сторонним покупателям

К-т сч. 006 - переданы путевки бесплатно своим работникам

Оказание услуг в июне

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 36 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июнь от реализации путевок своим работникам по льготной стоимости (3600 руб.: 24 дн. х 16 дн. х 15 чел.)

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 60 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июнь от реализации путевок сторонним организациям (9000 руб.: 24 дн.: 16 дн. х 10 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 102 000 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы (25 чел. х 255 руб. х 16 дн.)

Д-т сч. 99 К-т сч. 90 - 6000 руб. - выявлен убыток от реализации услуг оздоровительного лагеря (36 000 руб. + 60 000 руб. - 102 000 руб.)

Д-т сч. 91 К-т сч. 29 - 20 400 руб. - списаны затраты по безвозмездному оказанию услуг во внереализационные расходы (5 чел. х 255 руб. х 16 дн.)

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - 2652 руб. - удержан подоходный налог с сотрудников, которым услуги оказаны безвозмездно

Оказание услуг в июле

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 63 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июль от реализации путевок своим работникам по льготной стоимости (3600 руб.: 24 дн. х 28 дн. х 15 чел.)

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 105 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июль от реализации путевок сторонним организациям (9000 руб.: 24 дн. х 28 дн. х 10 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 227 500 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы (25 чел. х 325 руб. х 28 дн.)

Д-т сч. 99 К-т сч. 90 - 59 500 руб. - выявлен убыток от реализации услуг оздоровительного лагеря (63 000 руб. + 105 000 руб. - 227 500 руб.)

Д-т сч. 91 К-т сч. 29 - 45 500 руб. - списаны затраты по безвозмездному оказанию услуг в состав внереализационных расходов (5 чел. х 325 руб. х 28 дн.)

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - 5915 руб. - удержан подоходный налог с сотрудников, которым услуги оказаны безвозмездно.

Взаимоотношения с ФСС

В 2004 г. средства обязательного социального страхования могут быть направлены на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, загородные стационарные детские оздоровительные лагеря (ст.10 ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2004 год").

При частичной или полной оплате путевок за счет средств обязательного социального страхования стоимость путевок и соответственно выручка от оказания услуг объектом социальной сферы отражается в бухгалтерском учете в полном размере с учетом сумм, компенсированных фондом.

В учете эти операции отражаются проводками:

Д-т сч. 62, 73 К-т сч. 98 - отражена стоимость путевки в полном размере как доходы будущих периодов

Д-т сч. 69 К-т сч. 62, 73 - стоимость путевки частично или в полной сумме оплачена за счет средств социального страхования.

Пример 2 . В примере 1 продажа путевок своим сотрудникам производилась по льготной цене. Однако возможна ситуация, при которой погашение части стоимости путевки берет на себя ФСС. По сравнению с примером 1 в примере 2 за счет средств социального страхования оплачивается разница между рыночной и льготной стоимостью путевок, а также в полной сумме оплачивается стоимость бесплатно предоставленных путевок. Тогда операции по реализации путевок отражаются следующими записями.

Реализация путевок в марте

Д-т сч. 50 К-т сч. 73 - 108 000 руб. - полученные денежные средства от своих сотрудников в оплату за льготные путевки

(15 чел. х 2 см. х 3600 руб.)

Д-т сч. 69 К-т сч. 73 - 162 000 руб. - частично, за счет средств социального страхования оплачена путевка, предоставленная своим сотрудникам

(15 чел. х 2 см. х (9000 руб. - 3600 руб.))

Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - 270 000 руб. - отражены доходы будущих периодов по путевкам, оплаченным по льготной цене

Д-т сч. 50 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - полученные денежные средства от сторонних покупателей в оплату за путевки

(10 чел. х 2 см. х 9000 руб.)

Д-т сч. 62 К-т сч. 98 - 180 000 руб. - отражены доходы будущих периодов по путевкам, оплаченным сторонними покупателями

Д-т сч. 69 К-т сч. 73 - 90 000 руб. - полностью, за счет средств социального страхования оплачены путевки, предоставленные своим сотрудникам

(5 чел. х 2 см. х 9000 руб.)

К-т сч. 006 - переданы оформленные путевки.

Оказание услуг в июне

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 180 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июнь от реализации путевок

(9000 руб.: 24 дн. х 16 дн. х 30 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 122 400 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы

(30 чел. х 255 руб. х 16 дн.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 99 - 57 600 руб. - выявлена прибыль от реализации услуг оздоровительного лагеря

(180 000 руб. - 122 400 руб.)

Оказание услуг в июле

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 315 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июль от реализации путевок

(9000 руб.: 24 дн. х 28 дн. х 30 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 273 000 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы

(30 чел. х 325 руб. х 28 дн.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 99 - 42 000 руб. - выявлена прибыль от реализации услуг оздоровительного лагеря

(315 000 руб. - 273 000 руб.).

Особенности исчисления налога на прибыль

Статьей 275.1 НК РФ установлен особый порядок обложения налогом на прибыль операций, осуществляемых в рамках деятельности объектов социальной сферы. База по налогу на прибыль по деятельности таких объектов, выделенных на обособленный баланс, определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В указанной статье Кодекса дан исчерпывающий список объектов социальной сферы, на которые распространяется ее действие. В частности, в этот список включены детские оздоровительные лагеря (детские лагеря отдыха).

Для признания убытка при осуществлении деятельности объекта социальной сферы необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • стоимость услуг, оказываемых таким объектом, должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с их использованием;
  • понесенные расходы объекта социальной сферы не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
  • условия оказания услуг объектом социальной сферы существенно не должны отличаться от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то полученный объектом социальной сферы убыток в отчетном периоде не будет принят для целей налогообложения. В то же время у налогоплательщика имеется право направить на его погашение прибыль, полученную им в последующие отчетные периоды при осуществлении указанного вида деятельности. Срок, в течение которого можно погашать убыток, не должен превышать 10 лет.

Особый порядок установлен для градообразующих организаций, в состав которых в качестве структурных подразделений входят объекты социальной сферы. Эти организации вправе принять фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Однако имеется существенное ограничение. Понесенные расходы могут быть признаны только в пределах утвержденных органами местного самоуправления нормативов на содержание аналогичных объектов.

Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления.

Если вышеуказанные объекты находятся по отношению к головной организации на территории иного муниципального образования, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Н.Андрианова

компания ENERGY CONSULTING

компания ENERGY CONSULTING