В чем заключается соц служение церкви. Основы социального учения. Деформация Церкви при увлечении внешним служением


В настоящее время медицинские работники открыто обращаются к православной религии — и это естественное состояние. Ученые-медики имеют православный взгляд на медицину и болезнь.

«История общин сестер милосердия» показывает, что общины сестер милосердия имели тесную связь с христианской религией. Помощью бедным, больным занимались храмы, монастыри. Они формировали мировоззрение, предполагающее Доброделание . Это когда человек считает, что творить добро необходимо и для своей души, и для блага тех, для кого он это делает. В древней Церкви были диаконисы , женщины, которые несли особое служение милосердию. И Господь Иисус Христос говорил: «Я посреди вас, как служащий». Служение Христа было обращено к слабым, больным, отверженным, к блудницам, мытарям и грешникам.
Сейчас у всех на слуху словосочетание «Социальная диакония». Если рассмотреть глубже, то социальная диакония – это собирательное понятие и включает различные виды социальной деятельности, социального служения.
Какие же виды социального служения существуют в современном обществе?
Это:

1. Милосердное служение в больницах, детских домах и приютах, домах престарелых, домах инвалидов, хосписах.
2. Патронажная служба на дому по уходу за тяжелобольными, за инвалидами.
3. Миссионерско-катехизаторское служение, это проповедь Евангелия через беседы и воцерковление людей.
4. Сбор пожертвований как для строительства богоугодных заведений, так и сбор одежды, питания, духовной литературы для малоимущих и для заключенных в тюрьмах.
Помощь бездомным.
Волонтерское служение.
Пастырское служение в тюрьмах.
Центры реабилитации наркозависимых, алкоголиков.
Центры реабилитации сирот.
Исходя из этого, можно видеть, как социальная диакония неотделима от целостной жизни человека. И для этой большой социальной работы нужны люди, специально подготовленные.
Сотрудничество государства и Церкви в области здравоохранения началось 15 лет назад, когда в Москве было создано Свято-Димитриевское училище сестер милосердия – это первое в современной России православное медицинское учебное заведение. Здесь студенты не только получают медицинское образование, но и исполняют свой долг служения ближнему. А работа, связанная с выполнением христианского долга, — это уже не наемная работа, а служение .
Сейчас во многих городах страны открыты отделения в медицинских колледжах, готовящие сестер милосердия. Чем же отличается сестра милосердия от обычной медсестры?
Действительно, сестра милосердия не только распределяет медицинскую помощь, но и проявляет интерес к духовным нуждам больного. Ведь милосердие – это тоже лечение, но лечение добрым словом, улыбкой, утешением, душевной поддержкой людей, обращающихся за помощью.
Милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет две задачи: человеческую и христианскую. Человеческая задача – в плане профессиональной деятельности и христианская – сестра милосердия посвящает себя ближнему. Таким образом, сестра милосердия и хранитель, и служитель человеческой жизни.
Служение сестры милосердия основывается на межличностных отношениях особой природы: это «встреча между доверием и знанием» . Больной, отягощенный страданием и болью, доверяет совести сестры милосердия , он обращается за помощью, за заботой и исцелением. Сестра милосердия возлагает на себя ответственность за все эти нужды больного.
Сестра милосердия имеет сочувственный подход к больному. И для этого она должна быть воодушевлена христианским духом.
Сестра милосердия — это милосердный самарянин из евангельской притчи, который останавливается рядом с раненым, становясь его «ближним» в любви ().
Сестра милосердия приносит в палату больного и на операционный стол частицу милосердия Божия, частицу любви и нежности Христовой, великого врачевателя душ и телес. Это есть любовь, устремленная ко Христу. Именно Он является больным, приняв облик страдающего брата. Служить жизни означает служить Богу в человеке, иными словами, сестра милосердия является «соработником Богу в возвращении здоровья больному телу». Поэтому терапевтическое служение должно соединяться с пастырским служением.
Для любого человека попасть в больницу всегда страшно. Для него это очень трудный момент жизни. Это почти всегда стресс. В больницу, как правило, попадают тяжело заболевшие. Переживания, связанные с таким заболеванием (что со мной, опасно ли болен, не умру ли я, не стану ли инвалидом), наслаиваются на переживания резкой смены обстановки. Больному хочется попасть в руки любящих добрых врачей и медсестер. Он, можно сказать, беззащитен, он не свободен и зависим от других людей. И, естественно, он хочет зависеть от людей милосердных. Они имеют терпение, они будут заботиться не только о теле, но и о душе больного. Даже когда больной приходит в отчаяние, верующие люди смогут помочь ему, они будут молиться о нем.
Поэтому сейчас потребность в больницах, где к больному относятся с любовью, очень велика. Таким целям может служить церковная больница. Церковная больница может решить многие проблемы современного социального служения. В церковной больнице не смогут отказать бездомному, одинокому старику, беспризорнику. Здесь милосердное служение больному будет поставлено во главу угла, и, конечно, такая больница нужна всем страдающим людям.
Такая больница также может служить методическим центром по подготовке православных медицинских кадров. Там могут проводиться конференции, где обмениваются опытом работы и медики, и социальные работники, и священники. Развитие православной больницы может стать мощным импульсом всей церковной социальной деятельности.
Вы скажете, что это утопия? Нет, такая больница существует. Это московская больница святителя Алексея, митрополита Московского. В г. Москве в Морозовской детской больнице и 21-й больнице есть отделения, где работают православные врачи, сестры милосердия, требные сестры и священник.
Требная сестра собирает сведения о больных, которые хотят участвовать в церковных Таинствах, и передает их священнику. Она подготавливает больных и помогает священнику в проведениеицерковных Таинств.
Протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности города Москвы, говорит: «Помимо больных, в помощи духовной нуждаются и врачи, и медсестры. Ведь работа с больными – очень напряженная, очень трудная работа. И если человека не поддержать, то через какое-то время он просто «выгорает» (в медицине существует даже термин «профессиональное истощение») . Это состояние переживают многие медсестры, пришедшие на тяжелые участки. Сначала – желание помочь, но после 3-5 лет работы, например в реанимации человек внутренне сдает. И надо помочь им обрести основание для своей деятельности милосердия, чтобы любовь не иссякла в душе, чтобы она возрастала. В Церкви же есть огромный опыт для утверждения в душе человека добродетели».
К сожалению, в нашем городе нет пока еще церковной православной больницы и православного больничного отделения тоже пока нет. Но в отдельных больницах главные врачи совместно с Нижегородской епархией оборудуют больничные часовни, в которых больные могут получить духовную помощь. В нашем городе работает Общество православных врачей.
Теперь разберем работу православной патронажной службы. Для верующего старого человека спасение, когда рядом с ним – православная сестра милосердия. Можно вместе помолиться, пригласить, когда потребуется, священника исповедоваться, причаститься и т.д.
Чем занимается такая служба? Патронажная служба оказывает социальную, бытовую и медицинскую помощь одиноким пожилым, больным, престарелым. Медицинская помощь и сестринский уход осуществляются сестрами милосердия.

Они выполняют:
— медицинские манипуляции по назначению врача,
— делают вызов врача для консультации,
— вызов скорой помощи в экстренных случаях,
— помогают при госпитализации.
Сестра милосердия обеспечивает пациента заботой, вниманием, организует досуг, оказывает духовную поддержку.

Большая диаконическая работа проводится в хосписах .
Слово «хоспис» связано с латинским словом hospitalis – «дружественный к странникам». Впервые хоспис организован в Англии, это был монастырский приют для тяжелобольных бродяг. Их вылечивали или хоронили за счёт монастыря. В 19-м веке в хоспис попадали безнадежно больные люди, которых отказывались лечить врачи.
В 1948 году медсестра Сесилия Сандерс разработала основные принципы, которых должна придерживаться паллиативная медицина (имеющая дело со смертельно больными людьми).
Эти принципы следующие:
рассматривать смерть как нормальный процесс,
не ускорять и не замедлять смерть,
обеспечить облегчение боли,
объединить психологические и духовные аспекты ухода за больными,
помогать больным жить активной жизнью до конца.
Сесилия Сандерс стала основательницей современного хосписного движения.
В России первый хоспис открыт в 1990 году в Санкт-Петербурге. Сейчас в России действуют около 60 хосписов для взрослых и 1 для детей в Москве.
Смертельный диагноз – это начало последнего, очень важного отрезка жизни, и его ещё надо суметь прожить. В это время человеку нужны помощники и собеседники. Умирающие имеют такое же право на любовь и заботу, как и здоровые. В хосписе очень важна духовная поддержка, духовное окормление, которое могут оказать сестры милосердия и священник (см. журнал «Нескучный сад», № 5, 2006).

Самые несчастные люди на земле – это бездомные . Они никому не нужны, их презирают, и они смиренно ждут своей участи. Всем известно о широкой русской душе с прочным основанием в Православной вере. Мы очень любим об этом говорить, но на деле никак эту широту не проявляем. Западные люди кажутся зачастую гораздо милосерднее, чем мы. Если, например, в Европе на улице видят человека, который нездоров, нуждается в помощи, то вокруг него сразу собирается толпа людей, вызывают «скорую», стараются как-то действовать. А у нас в большинстве случаев – полное безразличие. Однажды в метро милиционер выгонял бездомного из вагона, бил его дубинкой. И весь вагон смотрел на это, как будто ничего особенного не происходило.
По статистике заболеваний почти каждый третий бездомный страдает трофическими язвами конечностей. Это одно из «профессиональных» заболеваний людей, вынужденных большую часть жизни проводить на улице – в мороз, слякоть и дождь. Каждый 10-й бездомный страдает туберкулезом легких. И 13% — от 10 до 40 тыс. человек – ежегодно попадают в больницы с травмами, ожогами и обморожениями.
Это ставит перед обществом серьёзную проблему: как помочь этим людям, лишенным не только жилья, но и зачастую возможности заработать на жизнь, погибающим от голода, холода и болезней? Что надо сделать в нашем обществе, чтобы отношение к бездомному стало другим, как увидеть в нем не бомжа, а несчастного человека?
С ноября 2004 года по улицам Москвы разъезжает автобус со специалистами, которые оказывают бомжам гуманитарную и медицинскую помощь. Это Служба «Милосердие – ночной автобус». Она организована при Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.
Служба состоит из нескольких бригад. В автобусе бездомные могут получить:
необходимую медицинскую помощь,
направление в туберкулезную или инфекционную больницу, травмпункт,
консультацию опытного социального работника,
в некоторых случаях отправляют бездомных по месту жительства их близких.
Бригада помощи бездомным выезжает в ночное время. За ночь автобус объезжает вокзалы Москвы и те места, где обычно много бездомных.
В рейд обычно едут пятеро – врач (или фельдшер), медсестра, водитель и двое мужчин, чтобы переносить людей в особо тяжелом состоянии. Бригада собирает самых ослабленных. Им оказывают экстренную мед. помощь, дают поесть, отогревают, особо тяжелых отправляют по скорой в больницы. Утром сотрудники автобуса «Милосердие» занимаются дезинфекцией бездомных на санэпидстанции. Самых «плохих» отвозят в больницу, тех, у кого есть родственники, отправляют домой. Остальные же бомжи просто рады тому, что им удалось пережить еще одну ночь. Прошлой зимой было сделано более 50 рейсов, во время которых спасено 550 человек, весной и летом такую помощь получили 1800 человек, 85 из них смогли отправиться домой, им купили билеты.
При Епархиальном совете Москвы есть Комиссия по церковной социальной деятельности. В состав Комиссии входит Служба помощи бездомным в больницах. Сотрудники выявляют бездомных в больницах, им выдаются одежда, костыли, инвалидные коляски, проводят поиск родственников или устраивают в дома инвалидов.
Департамент социальной защиты приступил к реализации проекта «Чистка улиц», бездомные убирают улицы, чистят парки и зарабатывают деньги, получают обед и сухой паек в конце дня, а после 20 дней работы могут устроиться в ночлежку. Таким способом пытаются найти тех, кто хочет работать и через работу вернуться к нормальной жизни. Следующим шагом может стать его переход на квалифицированную работу.

Волонтерское движение – это ответственное служение. Оно может быть организовано в больницах, детских приютах, на дому. Работа волонтеров должна быть хорошо продумана, так как энтузиазм многих помощников может быстро угаснуть. Хорошо взять благословение у священника на эту работу. Волонтеров должен сопровождать организатор, который провел переговоры с администрацией.
Помощь волонтеров нужна прежде всего в санитарской работе и в уходе за больными или детьми. Опыт показывает, что некоторые добровольцы обижаются, когда им в руки дают тряпку: «Мы пришли за больными ухаживать, а не полы мыть!» Но в данном случае нужнее именно опосредованная помощь больным, которым будет приятнее лежать в чистой палате и дышать более свежим воздухом.
Особенно необходима помощь в отделениях неврологии и травматологии – где люди беспомощны, не могут сами себя обслужить и требуют постоянного внимания и ухода. Здесь часто оказываются бомжи или просто одинокие люди, за которыми некому ухаживать. Кроме того, больным может потребоваться и «социальная» помощь: например, сходить в магазин или позвонить родственникам. В работе волонтеров необходима дисциплина: порученное дело должно быть доведено до конца. Больного надо называть по имени и отчеству, спросить о его самочувствии и о том, не нуждается ли он в чем-нибудь. Не допускать в разговоре таких обращений, как «бабушка», «дедушка», «женщина».
Какие знания пригодятся? Самим ухаживающим, чтобы не надорваться, надо научиться правильно поднимать тяжести, перестилать постель больного, поднимать его. Нужно уметь измерить кровяное давление, пульс, частоту дыхания, уметь дать лекарство лежачему больному. Необходимо знать о профилактике пролежней и уметь их обрабатывать.
Ухаживать за больным или ребенком и физически, и морально очень тяжело. Только человек, принявший близко к сердцу боль и страдание ближнего, может помочь другому. И где взять силы, где сам ухаживающий может получить поддержку? Многолетний опыт сестер милосердия показывает, что самое сильное подкрепление душевных сил сестры черпают в Церковных Таинствах. Поддерживают и советы опытного духовника. Надо помнить, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», так говорил Господь наш Иисус Христос ()., и не забывать, что, помогая другим, мы прежде всего помогаем себе.

Центры реабилитации сирот

Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев или помыв его. С ним происходит гораздо большая трагедия: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться, только видя любовь, — в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.
Нужно признать, что большие государственные детские дома – это самая малоэффективная форма воспитания сирот. Специалисты считают лучшей формой воспитания детей-сирот усыновление , потому что только семья может восполнить то, чего ребенку не хватает.
Те, кто хорошо знает жизнь приемных семей, убеждены, что им нужна постоянная серьезная помощь со стороны государства. Протоиерей Аркадий Шатов, духовник Свято-Димитриевского сестричества, опекающего 4 детских дома, говорит: «Для семей, готовых взять на себя такой труд, нужно покупать квартиры, оплачивать содержание детей. Церковь тоже должна участвовать в материальной и моральной помощи семьям, усыновившим сирот. Священники должны заниматься с приемными детьми и родителями, потому что у них возникает масса проблем, даже если в приемной семье ребенка очень любят».
Есть форма воспитания, приближенная к усыновлению, — так называемые патронажные семьи. Семья берет ребенка на воспитание, патронажные родители получают зарплату из детского дома, ребенок знает, что это не его родители, но в остальном он является полноправным членом семьи.
Есть ещё семейные детские дома . В семье до 8 детей, «мама», которая имеет два выходных. Вместе с «мамой» дети покупают продукты, готовят, занимаются домашними делами.
Большую известность получили также «детские деревни SOS» , устроенные по австрийской модели. В России таких деревень несколько. Там условия жизни максимально приближены к семейным.
Существуют и так называемые малокомплектные детские дома . Здесь все как в обычном детском доме, только детей гораздо меньше – 20-30. Обстановка здесь ближе к домашней, чем в огромных интернатах. Очень важно, что дети ходят в обычную школу и общаются там со сверстниками.
Есть еще Православные детские дома и приюты при сестричествах, при монастырях и приходах. Протоиерей Аркадий Шатов комментирует: «Главное, на что должны быть направлены усилия окружающих, — не кормление только и одевание ребенка, а попытка вернуть ему образ Божий, который есть внутри его. Сделать это можно только любовью, только решившись на подвиг служения детям. Господь призывает и благословляет нас служить детям так, как мы служили бы Ему Самому: «…Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» ().
Может быть, кому-то покажется, что от нас требуется непосильный подвиг. Однако это не так. Ведь решать проблему детей-сирот можно на разных уровнях.
Каждый человек может в этом участвовать:
кто-то может и должен молиться об этих детях,
кто-то может жертвовать на эту деятельность деньги,
многие могут уделить время: погулять, позаниматься, пригласить в гости (для сирот пойти в гости – большая радость),
кто-то может взять ребенка в семью или пойти работать в детский дом.
Участвовать может каждый, но не забывать при этом умножать любовь в своем сердце, тогда все получится.

Итак, подведем итог. На Епархиальном собрании 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II обратился к пастве со словами: «…Мир все более погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма, и мы с вами призваны светом любви Христовой светить в мире и являть свою веру делом. Надо творить дела милосердия, у каждого верующего есть возможность послужить своим ближним. Рядом с нами много страдающих. Бездомные замерзают, дети-сироты не знают любви и живут по жестокому закону «каждый сам за себя», в больницах пациенты умирают от отсутствия ухода только потому, что к ним некому подойти, в домах престарелых и своих квартирах заканчивают жизнь в нужде и одиночестве старики.
Социальные проблемы для нас с вами не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не сострадать тем, кого Христос называет Своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь… Призывая всех вас к делам милосердия, хочу напомнить забытую пословицу: «Не бойся сильной грозы, а бойся убогого слезы».

Н.А. Пигалова – заслуженный учитель Р.Ф., директор Нижегородского медицинского колледжа Росздрава
Ю.А. Кузнецова — преподаватель Духовных основ милосердия

Статья из пособия «Диаконическое служение сестры милосердия страждущим. Часть I-я» — 2007 г.

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной конференции «Окраины жизни в свете Евангелия: православные и католики на пути милосердия» в Риме 21 марта 2014 года

Cоциальное служение Новозаветной Церкви, в отличие от времен Ветхого Завета, не может ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30-37). Евангельская заповедь о делах милосердия абсолютна — необходимо оказывать поддержку и помощь «всякому просящему» (Лк. 6:30).

История Церкви с апостольских времен свидетельствует о ее социальном служении. Так, в книге Деяний и посланиях Апостолов мы встречаем свидетельства систематической заботы о неимущих (Деян. 6:1-6; Деян. 9:39) и рекомендации по ее устроению (2 Кор. 8:1-24; 1 Тим. 5:16).

Совершение дел милосердия — заповедь, данная Господом всем христианам. Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13:34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (Мф. 25:40). Мы спасемся верой во Христа (Рим. 3:28), но вера должна быть живой, деятельной (Иак. 2:24), преображающей через творческое соработничество Бога и человека окружающий нас мир. Благотворение — это первичное обнаружение той любви к ближним, которая являет, по сути, «дух» христианства. Оно же является и вершиной жизненного пути — христианской святости, богоподобия, даруемого нам Творцом по благодати. Таким образом, служение ближнему — это не только практическое решение социальных проблем общества, но исполнение важнейших заповедей Господних: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), «принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:7).

Святые отцы и учители Церкви — преемники апостолов, раскрывая перед современниками и христианами всех последующих эпох глубины богословия, своей жизнью и учением свидетельствуют о том, как неразрывно связаны дела милосердия с богопочитанием, богослужением и самой тайной спасения. «Любить человека — значит воздавать честь Создателю; служить нищему — значит воздавать честь Обнищавшему ради нас», — говорит святитель Григорий Богослов. «Не верю я, что может спастись тот, кто ничего не делает для спасения ближнего», — учит святитель Иоанн Златоуст. «Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на голой земле, изнуряешь ли себя, — если ты не печешься о ближних, то не делаешь ничего важного и еще далеко отстоишь от Образа», — продолжает великий вселенский учитель.

С эпохи раннего христианства до настоящего времени епископские кафедры, монастыри и приходские общины остаются важнейшими центрами социального служения и вспомоществования страждущим, больным, неимущим. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что только Антиохийская Церковь, где он нес служение пресвитера до избрания на Константинопольскую кафедру, содержала до 3 тыс. нуждающихся «вдовиц и дев», кроме заключенных, странников, калек, «сидящих при храме ради пищи и одежды». В Константинополе 950 специально поставленных служителей несли обязанность погребения бедных горожан. О наличии огромного числа богоугодных заведений уже в Древней Церкви свидетельствует принятие Халкидонским Собором (451 г.) правила, определяющего подчиненность клириков при богадельнях, монастырских и особых «мученических храмах» епископу соответствующего города (8-е правило). 10-е правило того же Вселенского собора, определяющее порядок возможного перемещения священнослужителей из одной церкви в другую, также затрагивает статус многочисленных уже в те времена странноприимных домов и богаделен.

В тесной связи со служением милосердия навсегда вошли в историю имена святителя Иоанна Милостивого (+616-620), Патриарха Александрийского, и византийского святого Филарета Милостивого (ок. 702-792).

Среди сонма святых, прославляемых Церковью, есть особый чин бессребреников — тех, кто кроме внутреннего духовного подвига нес крест особого безвозмездного служения ближним — святые Косма и Дамиан (III—IV вв.), Кир и Иоанн Александрийские (+311), великомученик Пантелеимон (+305), его учитель Ермолай Никомидийский (+305), святые мученики Флор и Лавр (II в.).

Сразу же после Крещения христианская благотворительность получила широкое распространение на просторах Древней Руси. Уже в 996 г. Уставом равноапостольного великого князя Владимира социальное служение было препоручено Церкви. Особую роль в этом играли храмы и монастыри, при которых во множестве создавались богадельни, приюты и больницы. В голодные годы обители раскрывали свои закрома, чтобы прокормить страждущих. В «Правиле о церковных людях», относящемуся к XIII веку, можно найти подробное описание того, как духовенство и иночество подвизались на ниве помощи нуждающимся.

В Русской Православной Церкви особо почитаются также и святые миряне, совмещавшие в своей жизни служение Отечеству с организацией жертвенных дел милосердия, например, святой князь Владимир Креститель, супруга благоверного князя Димитрия Донского Евдокия (в иночестве Ефросиния) Московская (1353-1407), новомученица великая княгиня Елисавета (1864-1918) и многие другие.

Евангельское благовестие народам, входящим в состав России, обычно начиналось с дел милосердия и организации на местах разно-
образных видов социального служения. Именно так осуществляли проповедь Христа святители Стефан Пермский (ок. 1330-1396), Иннокентий (Вениаминов) (1797-1879), Макарий (Невский) (1835-1926), подвизавшиеся на Севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Яркий пример социального служения и благотворительности в России на рубеже XIX—XX вв. являет собой жертвенный подвиг св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). Его более чем полувековое священническое служение Богу и людям (1855-1909) проходило в окрестностях Северной столицы — в Кронштадте, который был в то время местом административной ссылки мелких преступников. Город-остров был переполнен беднейшим людом при полном равнодушии к этой ситуации большинства представителей имущих сословий.

Отец Иоанн сам пошел к этим падшим, несчастным, отринутым людям. Он стал посещать их убогие жилища, беседовал с бедняками, утешал, ухаживал за больными, оказывал им материальную поддержку, зачастую раздавая им все свое жалованье, так что епархиальное начальство принуждено было выдавать деньги его супруге. Вначале окружающие не понимали подвига св. Иоанна, смеялись над ним, даже преследовали, но он все превозмог своим подвигом веры и любви.

Неколебимое убеждением отца Иоанна заключалось в том, что «нужно любить всякого человека и в грехе, и в позоре его». «Не смешивай человека — это образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается».

Постепенно кронштадтцы прониклись уважением к благотворительной деятельности отца Иоанна и стали откликаться на его призывы соучаствовать в ней. В 1872 году значительный отклик вызвало опубликованное в «Кронштадтском вестнике» его обращение «Ко всем жителям, имеющим какое-либо состояние»: «Братья мои, кого интересует благо человечества, пусть соберутся и сплотятся в дружное общество, и будем посвящать свои досуги и собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, также и на устройство ремесленного училища». В результате инициативы отца Иоанна и содействия кронштадтцев в 1874 году было создано при Андреевском соборе приходское попечительство для помощи бедным.

С большими трудами создавался первый в России «Дом трудолюбия», открытый 12 декабря 1882 года. В нем прот. Иоанн Сергиев устроил рабочие мастерские, где в течение года трудилось до 25 тысяч человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школу на триста детей, детский сад, сиротский приют, загородный дом для детей, бесплатное призрение для бедных женщин, народную столовую с небольшой платой и благотворительными обедами, бесплатную лечебницу, воскресную школу. Со временем дом трудолюбия стал целым городом, полным самой кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности.

В 1888 году благодаря заботам отца Иоанна был выстроен ночлежный дом, а в 1891 году — странноприимный дом. Ежедневно перед его домом выстраивалось до тысячи нищих, которым он раздавал деньги, достаточные для того, чтобы купить 4 килограмма хлеба на каждого.

Святой Иоанн Кронштадтский придавал огромное духовное и социальное значение христианскому образованию и воспитанию, особенно детей.

Вся социальная деятельности святого Иоанна Кронштадтского начиналась в храме и имела молитвенно-литургическую основу. Известно, что почти каждый день он совершал Божественную литургию. «Литургия — писал он, — постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Во время Литургии священник весь должен быть объят любовию к Богу и ближним, искупленным Кровию Христовой».

После революционных событий в России Церковь пыталась продолжить дело благотворительности вплоть до начала 1920-х годов, когда Патриарх-исповедник святитель Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако в 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные пожертвования верующих — конфискованы.

Окончательный запрет в Советской России на дела милосердия церковных организаций нашел свое место в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. (ст. 17). Только во время Великой Отечественной войны, не изменяя действующих законодательных норм, власти вынуждены были разрешить Церкви централизованно в приходах проводить сборы средств на нужды обороны, подарки воинам, содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.

В условиях гонений ХХ века верные чада Русской Православной Церкви, клирики и миряне, проникнутые духом веры и милосердия, несмотря на репрессии и запреты, продолжали инди-
видуально и по мере сил осуществлять социальное служение ближним. Типичным является пример священномученика Павлина (Крошечкина)
(+ 1937), который, будучи Курским епископом, регулярно все свои деньги и продовольствие раздавал нуждающимся.

Потрясает подвиг милосердного служения заключенным и обездоленным, который на протяжении многих лет несла молодая учительница из Сибири — новомученница Татьяна Гримблит, пострадавшая за Христа в 1937 году на подмосковном расстрельном Бутовском полигоне. Деятельность христианки, тратившей почти все свое жалованье на милостыню, была так организована и последовательна, что следственные органы, обратившие на нее свое внимание, надеялись «раскрыть» целую подпольную благотворительную организацию, хотя на самом деле речь шла о доброделании одного человека.

В послевоенное время, несмотря на запреты, в ряде епархий неофициально создавались церковные фонды для поддержки малоимущих, священники и миряне продолжали помогать нуждающимся соотечественникам.

Изменение политической ситуации в России в конце ХХ века способствовало развитию церковной жизни. В этих условиях никогда не прекращавшееся в годы гонений служение милосердия нуждалось в восполнении путем организации полноценного координирования и информационной поддержки. За последние двадцать лет Русская Православная Церковь достигла определенных достижений в возрождении широкомасштабной свободной деятельности в области социального служения, накопила достаточный потенциал для реализации программ в данной области.

Десятилетия гонений на веру и последующий период распространения вседозволенности, культа эгоизма и безудержного потребления, происходившего на фоне тяжелейших социально-экономических и политических потрясений, не прошли бесследно. Духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размывание и распад нравственных ориентиров проявляются в таких уродливых явлениях, как массовые детоубийства (аборты), разводы, сиротство, нежелание даже близких родственников заботиться друг о друге, своих детях, а детей — о родителях, алкоголизм, наркомания. Как известно, раскрепощение нравов со временем полностью уничтожает народ, лишая его душу, как и души отдельных людей, чистоты и цельности. В первую очередь при этом страдает семья. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнутся государства». Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) (+ 1918) в своих трудах отмечал: «Все человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость».

В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» -
документ, отражающий общецерковную позицию в области взаимодействия с государственной властью, современным обществом по всем ключевым направлениям. Проблематика христианского социального служения в совершенно новых исторических условиях нашла отражение в таких разделах документа, как «Церковь и государство» (Разд. III), «Труд и его плоды» (Разд. VI), «Собственность» (Разд. VII), «Здоровье личности и народа» (Разд. XI).

В 1991 г. при Священном Синоде Русской Православной Церкви был создан Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, координирующий общецерковную деятельность данного направления.

Масштабы возрождения церковной жизни требовали особого целостного осмысления и регламентации стремительно развивающейся социальной деятельности, что нашло отражение в целом ряде Патриарших обращений к полноте Русской Православной Церкви последних лет.

4 февраля 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», в котором были изложены богословские основания социального служения и систематизирована реальная многогранная деятельность в этой области.

«Социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30-37). <…> Милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели», — говорится в преамбуле.

Предварительное обсуждение этого важного документа проходило не только в рамках масштабного общецерковного совещательного органа — Межсоборного присутствия, но и на уровне епархий Русской Православной Церкви. В итоге были сформулированы принципы организации социального служения на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

Таким образом, масштабное открытое социальное служение в настоящее время осуществляется всей полнотой Церкви, в том числе в виде решений Собора, которые затем воплощаются на местах в епархиях под непосредственным руководством правящих епископов. «Собор единогласно принял решение, что социальная работа в Церкви должна осуществляться строго в соответствии с принимаемыми церковными документами и быть обязательной для всей Церкви. Это постановление отталкивалось от соборной традиции многовековой давности. Может быть, место социальной работы в жизни Русской Православной Церкви никогда не определялось так ясно и конкретно, но мы знаем, что Церковь наша всегда заботилась о нуждающихся, о болящих, об одиноких, об инвалидах, о заключенных. И это было частью общецерковных трудов, к которым призывается каждый верующий, — не по должности, не по положению, не по указанию Священноначалия, а по ясному требованию Самого Христа Спасителя, ибо именно совершением добрых дел, как свидетельствует Евангелие, и связано оправдание или осуждение людей в вечности», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению 9 июля 2012 года.

Хочу отметить, что все, без исключения, инициативы и рекомендации, отраженные в решениях архиерейских соборов и прочих документах высшей церковной власти, усилиями правящих епископов восплощались в жизнь на местах, в том числе в нашей Московской епархии, окормляющей Подмосковный регион, в котором проживает более 7 миллионов жителей.

Координацией социальной работы Московской епархии занимается Епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению, который в 2013 году отметил 15-летие со дня своего образования. Деятельность Отдела, аккумулировавшего за годы плодотворной работы опыт разнообразных форм и видов служений, регламентируется «Положением об Отделе». Административную структуру возглавляет председатель, который осуществляет постоянное взаимодействие с клириками, ответственными за социальное служение в каждом церковном округе — благочинии. Деятельность Отдела отражена, кроме официального сайта Московской епархии, на специализированном интернет-сайте.

Привлечение клириков и мирян к практическим делам милосердия реализуется в Московской епархии через их участие в работе Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, регулярных благотворительных акций и мероприятий, а также разносторонней социальной деятельности приходов и монастырей. Среди епархиальных акций, начиная с Рождественских и Пасхальных праздников, можно отметить такие, как «Согреем детские сердца», приуроченную к национальному празднику 4 ноября — Дню народного единства, акции ко «Дню пожилого человека», «Дню социального работника», «Дню семьи» и др. На протяжении многих лет повсеместно священнослужители наших храмов являются активными участниками социальных программ, направленных на оказание помощи нуждающимся, а также вышеупомянутых акций-мероприятий как регионального, так и местного уровня.

Акция «Согреем детские сердца» является наиболее успешным и в своем роде показательным социальным проектом Московской епархии, привлекающим наибольшее число участников. Фактически каждый приход становится во время ее проведения центром оказания всесторонней помощи тысячам детей-сирот, нуждающихся во всеобщей помощи и поддержке.

Социальная деятельность приходов и монастырей Московской епархии основывается на материальной базе, которая образуется путем аккумуляции пожертвований прихожан, религиозных и светских организаций, а также средств из отчислений на благотворительность от каждого храма или обители в благотворительных фондах собственно Московской епархии и ее благочиннических округов.

Церковь и общество стараются объединять свои усилия в деле борьбы с сиротством. В ряде церковных округов налажены контакты священнослужителей с государственными органами опеки и попечительства — осуществляется регулярное консультирование, проводятся беседы с представителями органов опеки, организуются паломнические поездки для сотрудников учреждений.

Попечительские советы в Московской епархии действуют в церковных приютах, данное направление продолжает свое развитие.

Далеко за пределами Московского региона известен действующий в течение двух десятков лет приют «Никита» при Никитской церкви села Бывалино Павлово-Посадского района. В нем проживает несколько десятков детей в возрасте от нескольких месяцев до 14 лет, а также подростки от 14 до 18 лет. Приют растет, в этом году из фонда Московской епархии были выделены средства на строительство нового корпуса. В приходе действует гостиница для беременных, и попавших в трудную жизненную ситуацию родителей с детьми. Настоятель и его помощники с радостью делятся накопленным опытом, принимают гостей, паломников, проводят на базе социального центра психолого-педагогические семинары.

В России, как и, некоторых других странах, наблюдается демографический кризис. Для поиска выхода из этой ситуации немалые усилия предпринимаются на уровне государства и Церкви. Духовенство Московской епархии своим примером показывает ценность большой семьи, где воспитывается, порой до десяти детей.

На сегодняшний день в нашей епархии насчитывается 447 многодетных семей священно-
служителей. В некоторых священнических семьях Подмосковья воспитываются и приемные дети. В большинстве случаев уже многодетная священническая семья берет на воспитание еще одного, двух или даже трех детей.

Число семей многодетных или где воспитываются усыновленные и удочеренные дети растет и среди других жителей Подмосковья. Например, в Талдомском районе был упразднен целый детский дом «Надежда», так как горожане при активном участии Церкви взяли в свои семьи всех проживавших там детей.

Чадам Церкви постоянно разъясняется значение благотворительности как особого душеполезного духовного поприща. Это осуществляется не только в рамках церковной проповеди, но и в процессе проведения масштабных благотворительных мероприятий, в том числе и в соработничестве с государственными структурами. Важно учитывать, что Церковь не имеет возможности подменить собой систему социального обеспечения, но, взаимодействуя с властью, одухотворяет благотворительную деятельность государства.

В Московской епархии проводятся и епархиальные целевые денежные сборы для оказания помощи нуждающимся не только в России, но и за рубежом, причем независимо от их религиозной принадлежности. Среди последних проведенных акций можно указать на следующие:

— оказание помощи пострадавшим в результате военного конфликта жителям Южной Осетии в 2008 г.;

— оказание помощи населению Подмосковья и других регионов России с целью ликвидации последствий от природных пожаров в 2010 г.;

— оказание помощи пострадавшим в результате землетрясения и цунами в Японии в 2011 году;

— помощь оставшимся без крова и бедствующим жителям Краснодарского края на Юге России после наводнения в 2012 г.;

— оказание помощи пострадавшему в ходе военных действий народу Сирии в 2013 г.;

— а также помощь бедствующим при навод-
нении на Дальнем Востоке в 2013 г.

На значение подобных акций указывает Святейший Патриарх Кирилл: «Совершение добрых дел превращает людей, не знающих друг друга, отдаленных друг от друга, в ближних. Ради чужого человека тяжело чем-то жертвовать, а вот ради ближнего пожертвовать уже можно. Но ближний познается не по родословной, не по записям в паспорте, а по опыту жизни. Когда мы делаем друг другу добро, мы становимся ближними, а ради ближнего можно сделать очень многое. Что же означает, когда люди, не являясь родственниками и даже знакомыми, начинают делать друг другу добро? Это означает, что общество становится солидарным, объединяясь вокруг скорби каких-то людей».

Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Московской епархии с Министерством социальной защиты населения Московской области заключено в 2002 году, а подобное Соглашение с Федеральной службой исполнения наказаний по Московской области — в 2001 году. Аналогичное взаимодействие с государственными учреждениями соцзащиты систематически осуществляется на благочинническом и приходском уровнях. Общий контроль при этом осуществляется Епархиальным отделом по благотворительности и социальному служению.

Исходя из многолетнего опыта сотрудничества Московской епархии и практически всех государственных социальных учреждений Подмосковья, необходимо отметить повсеместное стремление к соработничеству наших священнослужителей с сотрудниками данных учреждений путем проведения духовно-просветительской работы, организации паломнических поездок, совместных конференций и семинаров, темами которых являются обсуждения форм, результатов и перспектив нашей совместной работы в деле оказания помощи социально незащищенным категориям граждан в городах Московской области.

В частности, работники государственных социальных учреждений, в большинстве своем на безвозмездной основе, трудятся и в наших детских церковных приютах, группах воскресных школ для детей-инвалидов, благотворительных детских летних лагерях. Штатные сотрудники епархиальных социальных учреждений имеются во всех таких учреждениях, причем в каждом из детских приютов и церковных богаделен штатными в обязательном порядке являются несколько (от 2 до 20) разнопрофильных социальных работников, педагогов и представителей медицинского персонала.

Новаторской разработкой Епархиального отдела стали карты социальной работы приходов благочиний нашей епархии, позволяющие оптимально распределить обязанности приходов при реализации социального служения. Такие карты имеются абсолютно во всех благочиннических округах епархии.

Широко практикуется привлечение учащихся духовных учебных заведений и воскресных школ к социальной работе. Например, учащиеся епархиальной Коломенской православной духовной семинарии опекают престарелых и инвалидов на дому.

Ежегодное расширение социальной сферы деятельности Церкви привело к необходимости введения в штате прихода должности социального работника, обязанностью которого является организация и координация социального служения на приходе. В настоящее время на базе семинарии организован двухгодичный курс обучения приходских социальных работников из числа священнослужителей и мирян. В 2013 году состоялся первый выпуск Епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов, действующих на базе Коломенской православной духовной семинарии. Продолжение деятельности миссионерско-катехизаторских курсов, а также сотрудничество с государственными социальными учреждениями обеспечивает регулярное пополнение штата приходов Московской епархии специалистами по социальной работе для более эффективного осуществления социального служения на приходах.

Особо стоит отметить попечение о людях, оказавшихся в местах лишения свободы. Во всех колониях в Подмосковье и в следственных изоляторах еженедельно проходят встречи подследственных, осужденных и сотрудников с духовенством. На территории тюрем находятся храмы и молельные комнаты для духовной беседы с подследственными. В тюремном служении в епархии помимо священнослужителей участвуют церковнослужители и прихожане.

Продолжается работа священнослужителей в Общественной наблюдательной комиссии Московской области по соблюдению прав человека в местах ограничения свободы. Клирики епархии, являющиеся членами комиссии, ежемесячно участвуют в комиссиях по оценке степени исправления осужденных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, а также в проведении круглых столов и семинаров по различным темам, связанным с соблюдением прав и улучшением содержания подследственных и осужденных.

На уровне церковных округов — благочиний межприходское сотрудничество, координацию, планирование и контроль в области социального служения осуществляют ответственные в каждом округе за данный вид церковной деятельности. Это клирики, являющиеся членами Епархиального отдела и имеющие специальную подготовку. Приходские координаторы или приходские социальные работники имеются на сегодняшний день на 472 приходах Московской епархии.

На местном уровне привлечение добровольцев в основном из числа прихожан наших храмов и обителей проводится в Московской епархии преимущественно путем повсеместных благотворительных благочиннических и приходских акций, приуроченных к церковным и государственным праздникам и датам. Примером является ежегодная акция, проводимая во Владимирском храме города Мытищи «Был в темнице, и посетили Меня», проходящая с недели о Страшном суде и на протяжении Великого поста, когда прихожане этого храма привлекаются к помощи заключенным, отбывающим наказания в различных исправительно-трудовых учреждениях, отвечая на письма осужденных, отправляя им посылки под руководством приходского центра помощи заключенным.

Важен и интересен опыт трудоустройства лиц, освободившихся из мест заключения, а также бездомных, который успешно реализуется на приходах Мытищинского и Коломенского благочиний.

Во всех церковных округах Подмосковья на протяжении последних лет совместно с органами социальной защиты проходят мероприятия, посвященные Дню семьи, любви и верности. Ярким событием этого года стало празднование Дня семьи в городе Балашихе, подготовленное администрацией города при содействии Балашихинского благочиния. Накануне праздника в центре города была организована благотворительная ярмарка изделий ручной работы и православной литературы о семье, выступили творческие коллективы города, состоялось чествование супругов, долгие годы проживших в браке, а также молодоженов и многодетных семей. В Преображенском храме города Балашихи была организована фотовыставка «Крепкая счастливая семья. Связь поколений». Возле храма был устроен информационный пункт, где все желающие могли получить консультацию по вопросам семьи.

Каждый приход Московской епархии имеет свою социальную специализацию в соответствии с реальной востребованностью того или иного направления церковной благотворительной работы в конкретном населенном пункте или районе. Объем социальной деятельности каждой церковной общины регламентируется картами социальной работы приходов благочиния. Регулярно обновляемые списки нуждающихся в помощи имеются во многих приходах нашей епархии. Соответствующая информация предоставляются нам также и местными муниципальными социальными службами. Накопленный опыт социальной миссии Православной Церкви не только систематизируется, но и находит освещение в церковных и светских средствах информации.

В Московской епархии на сегодняшний день действует 117 групп милосердия, несущих разнообразные виды служений, направленных на оказание помощи ближнему. Отрадно отметить, что данные группы милосердия включают в себя преимущественно православную молодежь, с усердием участвующую во всех видах социальной работы. Увеличение их числа является приоритетным направлением социальной работы епархии в рамках каждого прихода. Обучение волонтеров-добровольцев, несущих послушание социальной направленности на приходах, проводится под руководством настоятеля и приходского социального работника. Некоторые группы милосердия носят имена новомучеников, пострадавших за Христа в годы гонений в ХХ веке (например, «Сестричество во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в городе Жуковский).

В Домодедовском благочинии при храме мучеников Флора и Лавра села Ям действует « Флоро-Лаврское сестричество милосердия», деятельность которого выходит далеко за пределы благочиния. Сестры ведут активную работу в Подольском, Химкинском госпиталях и госпитале имени Бурденко, а также оказывают помощь женщинам, отказавшимся от греха детоубийства, матерям-одиночкам, многодетным семьям.

В каждом храме есть прихожане, которые по возрасту или по болезни не имеют возможности самостоятельно добираться до храма. Тем более они не имеют возможности посетить окрестные места, поклониться святыням, побывать на концертах и праздничных встречах. Огромным подспорьем в таких случаях являются храмовые автобусы, которые постепенно появляются в разных благочиниях. Ряд автобусов специально приспособлен для перевозки инвалидов.

Повсеместно в нашей епархии воспитанники воскресных школ и приходская молодежь посещают государственные социальные учреждения, окормляемые приходами. Организация праздников и концертов в социальных учреждениях, помощь в уходе за одинокими больными, посещение пожилых людей и инвалидов на дому под руководством священника или приходского социального работника — вот далеко не весь перечень мероприятий, проводимых при храмах и монастырях. Кроме помощи нуждающимся, одной из основных целей этой многогранной деятельности является воспитание юных прихожан в делах милосердия и любви к ближнему.

Ежегодно в Московской епархии организуются все новые и новые православные лагеря отдыха. Только в одном Мытищинском церковном округе в православных лагерях, действующих на благотворительной основе, в 2013 году отдохнуло около 400 детей. Летние православные выездные лагеря — это не только отдых на природе, яркие впечатления и экономия семейного бюджета. Результатом этой деятельности является осознанное вхождение в Церковь не только детей, но и их родителей.

В настоящее время на базе приходов и монастырей Московской епархии действует 1024 благотворительные столовые, 489 пунктов раздачи одежды, продуктов питания, медикаментов и предметов первой необходимости.

Еще одним видом церковной благотворительности является работа бесплатных юридических и медицинских кабинетов, действующих при ряде монастырей и приходов Московской епархии. В них нуждающиеся могут на благотворительной основе получить медицинскую, социально-психологическую и юридическую помощь.

Для лишенных слуха организуются регулярные богослужения с сурдопереводом. На территориях государственных социальных учреждений для инвалидов возводятся соответствующим образом оборудованные церковные здания.

В данном сообщении я постарался в самом общем виде рассказать о том, как в Русской Православной Церкви, и в частности в Московской епархии, в условиях возрождения церковной жизни осуществляется социально-благотворительное служение.

Мне дорога возможность выступить перед столь уважаемой аудиторией, где присутствуют люди, представляющие не прекращавшуюся на протяжении веков традицию милосердного служения ближнему.

Надеюсь, что в ходе конференции смогу узнать о многом и ознакомиться с вашим многоценным опытом благотворительной деятельности.

Адвентисты убеждены в праве каждого человека избирать вероисповедание в согласии со своей совестью без какой-либо дискриминации, всегда уважая права других людей (см. Ин. 6:66-68). Несмотря на наличие общих ценностей, исповедуемых иудаизмом, христианством, исламом и другими религиями, каждая из них все же имеет свои особенности в учении о Боге и человеке, о его жизни, смерти и пути спасения. Мы считаем, что христиане призваны быть миротворцами, и убеждены, что для достижения мира и согласия в обществе необходимо воспитывать в людях толерантность по отношению к представителям различных мировоззрений. К сожалению, в ходе истории многие люди пострадали из-за религиозной нетерпимости. Церковь Адвентистов Седьмого Дня призывает всех к миру, взаимной терпимости и уважению к последователям различных религиозных учений, ко всем людям доброй воли, независимо от их мировоззрения. Мы верим, что все люди сотворены по образу и подобию Божьему, для Его славы и что после грехопадения Бог Сам открыл человеку путь спасения через Господа Иисуса Христа. Поэтому христиане, движимые любовью к Богу и ближним, призваны делиться со всеми людьми открытой им истиной о спасении, не оскорбляя ничьих религиозных чувств.

Трансформация современного общества ведет к такой ситуации, что и жизнь Церкви меняется, однако Церковь сохраняет свои сущность и задачу: нести миру Слово Божие и исполнять свою спасительную миссию. В тоже время в 90-е годы прошлого столетия, ознаменован возвращением Церкви в число социальных институтов, которые определяют стратегии социальной политики в стране. В последние годы существует устойчивая положительная динамика в развитии церковной благотворительности.

Социальная работа и социальное служение: общее и отличное.

Социальная деятельность Церкви является одним из видов деятельности, имеющий свою специфику, так же как и светская социальная работа .

В настоящее время Церковь активно формирует свое представление об собственном участии в общественной жизни, благодаря чему активно развивается церковная социальная деятельность. Это является внутренними причинами, которые побуждают верующих людей заниматься социальным служением, с одной стороны, это обусловлено внутренними причинами. В результате развития рыночной модели благотворительности происходит делегирование ответственности со стороны государственного сектора в пользу частного. При этом предполагается, что решение социальных проблем должно базироваться на неоплачиваемой волонтерской работе или на деятельности общественных организаций, а также на развитии собственных ресурсов человека, а не программах, финансируемых государством. Предполагается, что нуждающиеся в скором времени станут выбирать, где именно и у кого получать социальные услуги, в том числе появиться возможность получать помощь у религиозных организаций.

Однако не следует воспринимать социальное служение со светской точки зрения. Есть ряд положений которые не позволяют церковным социальным работникам, идентифицировать себя, как часть корпорации социальных работников и видеть социальное служение как ответвление, но более позднего времени, от социальной работы. Как отмечает отец Олег Вышинский это связано с несколькими причинами.

Во-первых , датировка рождения церковного служения. Церковное социальное служение возникло с рождением Церкви. Следовательно, социальное служение Церкви древнее, чем корпорация социальных работников - светских профессионалов.

Во-вторых , само понимание церковного социального служения как вида социальной работы.

Термин социальное служение служит, как правило, для обозначения деятельности, осуществляемой религиозными организациями, в отличие от социальной работы, выполняемой государственными организациями, – социальным обслуживанием населения, социальной защитой, социальной политикой.

Социальное служение - это исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия (Устиненко В. Б.).

Социальное служение рассматривается как один из каналов распространения религиозными организациями своих воззрений, в том числе, среди неверующих либо последователей иных религий, т.е. миссионерской работы. Православная точка зрения в этом вопросе приближается к тому, что благотворительная деятельность не должна быть плацдармом для целенаправленного миссионерства, не должна умалять потенциал бескорыстия и гуманности этой деятельности.

Третье - истоки. Гуманистические и демократические идеалы не являются предпосылками нашего социального служения, хотя и радикально не противоречат ему. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви» , «по мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Богом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия (до тех пор, пока оно не вредит иным индивидуумам), а также в требование от государства гарантий определенного материального уровня существования личности и семьи. В системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Божий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект. Однако вне Бога существует лишь человек падший, весьма далекий от чаемого христианами идеала совершенства, явленного во Христе («се, Человек!»). Между тем для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину, прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к «подобию Божию», исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами . (Основы Социальной Концепции РПЦ).

В-четвертых , церковные социальные работники, не могут ограничить цели нашей деятельности достижением всяческого благополучия адресатами нашего служения.

Церковное социальное служение - деятельность, являющаяся неотъемлемой стороной жизни Церкви, как Богочеловеческого организма, в которой непостижимым для нас образом сочетаются человеческие усилия верующих с действием Божественной Энергии. Задача этого служения – практическая помощь людям в несении их жизненного креста, вне зависимости от их отношения к вере, - подчинена главной цели пастырского душепопечения – Спасения человека через веру. Другая задача – активное участие в «благих делах, направленных на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира», - подчинена целям Миссии Церкви и направлена на деятельное свидетельство о вере Церкви перед окружающим миром.

Самостоятельной цели у церковного социального служения нет. Вся наша деятельность подчинена общецерковным целям, которые сводятся к главной - Спасение человечества в целом и отдельных людей - в частности. Достижение же гармонии и благополучия в человеческом обществе нами предполагается в рамках чаяний, выраженных в Молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое...» и «... да будет воля Твоя, яко на Небеси и на Земли». Тем не менее, мы не обольщаемся возможностью построения Рая на земле в нынешнем веке .

Также важно отметить и еще одно отличие . Критерием практической эффективности социальной работы, как профессиональной деятельности обычно служит общественная польза. В случае церковного социального служения помимо общественной пользы может иметь значение нравственное благо. Эти две категории друг другу не противоречат, но и не идентичны. Например, усердие св. ап. Павла по сбору средств для помощи Иерусалимской общине с точки зрения общественной пользы было неэффективным, ибо последняя через небольшой промежуток времени прекратила своё существование, что было вполне предсказуемым событием. Однако, нравственное благо, которое извлекли из этого христиане Коринфской и Македонской Церквей состоявшее в укреплении духа братолюбия и милосердия, и нравственные уроки апостольских посланий пережили современников первохристиан.

В-шестых , отличаются также подходы к адресатам социального служения и клиентам социальной работы. Социальная работа, как профессиональная деятельность, часто использует персональный подход к клиенту, т.е. такой подход, когда адресат социальной работы рассматривается исключительно как конкретная личность с конкретными проблемами и запросами. Эти проблемы и запросы занимают основное внимание социального работника, решение проблем и удовлетворение запросов составляет задачу его работы. Хорошо, если личность подопечного при этом не упускается из виду, это во многом зависит от личности социального работника, от его нравственного лица, культурного уровня.

В отличие от светских социальных работников мы воспринимаем адресат социального служения прежде всего с архетипической точки зрения. Мы в подопечном обязаны в первую очередь видеть «меньшего брата» или самый образ Христа. Только мысленно изъяв человека из контекста мiра сего с его наносной шелухой, мы способны увидеть подлинное лицо нашего подопечного. Социальные работники – профессионалы не успевают или не ставят своей задачей видеть в человеке глубины, которые открываются христианину, в первую очередь пастырю. Когда же мы увидим в человеке образ Божий, архетипический подход уже может уступить место персональному.

Задача церковной социальной работы - не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой - вернуть человека в общество, дать радость жизни.

Субъекты социального служения.

Если говорить об общем развитии церковной социальной деятельности, то она уже имеет и некоторые признаки институционализации и распределении по уровням, так как от этого зависят функции, формы и методы работы церковных социальных работников.

В настоящее время наблюдаются признаки институционализации социального служения: создаются специальные структуры, через которые реализуются социальные программы.

Осуществление социальной диаконии Церкви происходит в основном через епархии, деятельность которых в данной сфере координируется Отделом по церковной благотворительности и социальному служению, в настоящее время возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Отдел стремится проводить не столько масштабную, сколько адресную социальную работу, помогая наиболее нуждающимся слоям населения (многодетным семьям, инвалидам, пожилым, сиротам, одиноким матерям) и желая «стать полноправным субъектом той социальной политики, которая могла бы изменить нынешнюю кризисную ситуацию ».

С 2010 года с приходом на должность Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова начинает активно развиваться общецерковный уровень: разработана концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, определены его цели и миссия. Создана четко организованная структура во главе с ОЦБСС, осуществляющим общую координацию церковного социального служения, оказывающим помощь в социальном служении на местах и организующим общецерковные проекты. Сестричества милосердия объединяются в Ассоциацию. Сформулирован первосвятительский заказ на подготовку специалистов для приходов: открывается обучение по направлению «социальная работа» в ПСТГУ.

Это период, учета церковных социальных организаций, их классификации, проведение контроля за качеством их работы, тиражирование методик, обобщения опыта. Созданная база данных по церковным социальным объектам насчитывает более 2700 церковных социальных объектов. Сегодня Церковь способна оказывать социальную и благотворительную помощь не только на территории России, но и за рубежом, там где происходят природные и социальные катаклизмы.

Институционализации церковного социального служения способствует подписание соглашений на федеральном уровне: подписаны Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью, между Русской Православной Церковью и МЧС России, о сотрудничестве между Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Таким образом, видны следующие признаки институционализации церковной социальной деятельности:

  1. Осознание в обществе потребности в социальной деятельности, основанной на христианских заповедях любви и милосердия.
  2. Создан управленческий аппарат (вертикаль: ОЦБСС, епархиальные отделы, приходские социальные работники).
  3. Рост документооборота, в связи с созданием новых структур, необходимость регламентации документооборота, его формализация.
  4. Формирование четкой иерархии социального служения (общецерковный, епархиальный, благочиннический, приходской уровни).
  5. Развитие взаимодействия с другими институтами, например, государственными социальными службами и органами законодательной и исполнительной власти.
  6. Усиленный процесс специализации и дифференциации учреждений по типам, видам деятельности, применяемым методикам (выход специализированной литературы вод грифом ОЦБСС, где данный опыт описан).
  7. Консолидация профессионального сообщества, создание ассоциаций, проведение съездов.
  8. Появление собственных уникальных методик, отличных от существующих, использующих принципиально иной подход, признанный экспертами.
  9. Наличие профильных СМИ (www.miloserdie.ru www.diaconia.ru)
  10. Признание государством социальных служб и социальных проектов РПЦ. Подписание совместных соглашений о взаимодействии
  11. Участие в формировании законодательства (начиная с 2003 г. представители Церкви участвуют в слушаниях по социальным вопросам сначала в Мосгордуме и сейчас в ГДРФ)
  12. Открытость социальной деятельности (вывешивание годовых отчетов на сайте, отчетов о расходовании средств по акциям, бОльшая доступность учреждений по сравнению с периодом становления)
  13. Теоретическое осмысление церковной социальной деятельности. Появление новых теологических подходов к осмыслению церковного социального служения православными учеными.
  14. Появление факультетов, кафедр, дисциплин, учебников, программ, формирование собственного понятийно-категориального аппарата в области церковного социального служения.

За последние десятилетия Церковью накоплен новый опыт социального служения. Появились новые структуры, имеющие разные цели, находящиеся в разных регионах, по-разному развивающиеся. Этот опыт требует описания, анализа, ждет своего исследователя для выработки общей терминологии, единых понятий, доступных, ясных и для богословов, и для специалистов светских вузов, и для представителей государственных структур.

Основные направления церковной социальной работы.

В рамках церковной социальной работы должны развиваться два направления: профессиональная церковная социальная работа и добровольное социальное служение.

Распространение идей милосердия, сострадания, любви друг к другу через общецерковную проповедь (макродименция) будет приводить к смягчению отношений в обществе, в тоже время без профессионализации церковной социальной работы невозможно будет решать те современные социальные проблемы, которые стоят перед всем российским обществом. Однако это будет невозможно без создания открытого информационного пространства (подробнее см.п.4.1.).

Согласно итоговому документа Третьего общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве 23-25 сентября 2013 года, видятся следующие актуальные задачи, ориентированные на формирование структуры церковной социальной деятельности :

Формирование разных уровней церковного социального служения. Необходимо более четко определить ведущие направления деятельности на каждом из уровней. В связи с общей реорганизацией церковной структуры необходимо особо помогать организаторам социального служения новых епархий, входящих в митрополии.

Формирование многоуровневой системы церковного социального служения невозможно без повышения уровня управленческих кадров церковных НКО, чтобы не проигрывать в конкуренции со светскими НКО, иметь возможность получать гранты, отчитываться на должном уровне, без чего невозможно системное финансирование в дальнейшем.

Формирование многоуровневой и разноплановой церковной социальной деятельности невозможно без развития партнерских отношений между церковными социальными службами и различных отделов и структур (включая епархиальные отделы религиозного образования и катехизации, тюремного служения, миссионерские службы и др.) и между светскими и церковными социальными службами.

Основные направления практической деятельности, актуальные в настоящий момент :

Защита материнства и детства. Формирование центров/отделов/инициатив по защите материнства и детства с возможностью оказания комплексной помощи семьям: духовной, социальной, психологической, педагогической, материальной помощи всей семье, включая и отцов. Данный вид работы должен быть направлен на создание мира и гармонии в семье в целом, включая предотвращение домашнего насилия, повышение ответственности родителей, а также повышение статуса отца в семье.

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Здесь необходимо выстроить взаимодействие епархий с Синодальным отделом по церковной благотворительности во время ЧС федерального значения и со светскими структурами МЧС.

Помощь инвалидам. Предполагается создать систему полноценного окормления инвалидов, живущих в семьях или находящихся в социальных учреждениях, чтобы люди с ограниченными возможностями стали полноценными членами церковной общины. Работа с инвалидами должна базироваться на постоянном повышении уровня образования участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев. Церковные социальные работники и священники ориентируются на оказание духовной, социальной, педагогической, психологической, а также материальной поддержки инвалидам и их семьям, а также на создание в храмах и православных организациях доступной среды для разных категорий с целью обеспечения их полноценного участия в богослужениях и интеграции в церковную жизнь приходов.

Помощь наркозависимым. На сегодняшний день уже функционируют несколько реабилитационных центров, которые оказывают помощь, базируясь на собственных методиках. Однако, не до конца решены проблемы кадров, организации новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение реабилитации наркозависимых.

Популяризация трезвости. В рамках данного направления создаются при монастырях и приходах братства, общества, общины трезвости, информационные и консультационные центры, горячие телефонные линии, дома трудолюбия, реабилитационные центры, клубы и школы трезвости, группы само- и взаимопомощи; разрабатываются профилактические и реабилитационные программы с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников; развивается сотрудничество с государственными и общественными организациями;

Помощь бездомным. Создаются православные приюты для бездомных и социальные столовые. Подготовка специалистов и дополнительная специализация приходов по видам деятельности позволит создавать комплексные центры срочной социальной помощи бездомным, включающий в себя благотворительную столовую, консультационный кабинет, а также кабинет социальной помощи и стационар. Однако Церковь видит, что кроме срочной социальной помощи необходимо организовывать многоступенчатую систему реабилитационных мероприятий для бездомных, ориентированных на их возвращение в социум. Также необходима и популяризационная работа по предотвращению бездомности и ориентированный на смягчение отношения общества к данной категории.

Помощь тяжелобольным (создание хосписов, выездных паллиативных бригад)

Помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения взрослых.

Практически не идет речь о работе с мигрантами, безработными на общецерковном уровне, хотя отдельные проекты, направленные на решение самых разнообразных проблем. Программы помощи заключенными, военнослужащими, молодежи разрабатывают специалисты других Синодальных отделов.

Социальные учреждения Русской Православной Церкви на микроуровне

Православные социальные службы РПЦ создаются и действуют как некоммерческие организации – учреждения или автономные некоммерческие организации. В своей деятельности они руководствуются законодательством Российской Федерации и наставлениями Церкви. К основным законодательным актам, регламентирующим структуру и формы деятельности этих служб относятся:

Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ.

Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 08.02.98 № 17-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ

Постановление Правительства РФ «О Федеральном Перечне гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25.11.1995 № 1151.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ,

а также действующие в настоящее время государственные Стандарты социального обслуживания населения.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание в рамках Русской Православной Церкви представляет собой деятельность социальных служб, созданных религиозными организациями РПЦ в целях социальной поддержки граждан преимущественно православного вероисповедания, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. (см. другие разделы данной главы).

  • О проекте
  • Благодарности
  • Слово к читателям
  • Введение
  • Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 1.1. Библейское, святоотеческое и богословское понимание социальной и благотворительной деятельности

Поддержка семьи, создание региональных центров защиты материнства и развитие практики усыновления сирот относятся к числу основных направлений социального служения Церкви. Документ, определяющий приоритеты деятельности Церкви в социальной сфере, был принят в ходе первого общецерковного съезда глав и представителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Съезд собрал более 300 человек из 92 епархий России и зарубежья.

«Во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт. - Говорится в итоговом документе съезда «О перспективах развития церковного социального служения». - При этом задача церковной социальной работы — не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: ее участники призваны научиться любви». Делегаты съезда признали, что происходит процесс разрушения института семьи: «До сих пор для множества наших сограждан является морально приемлемым детоубийство, называемое абортом. Необходимо направить особые усилия на защиту жизни», - говорится в итоговом документе съезда. В качестве ключевых направлений социального служения в нем определяются поддержка семьи, развитие епархиальных центров защиты материнства, поддержка усыновления сирот, развитие сестричеств милосердия, а также реабилитация алко- и наркозависимых, помощь бездомным и жертвам чрезвычайных ситуаций, развитие добровольчества.

Итоговый документ был рассмотрен участниками первого общецерковного съезда по социальному служению, который собрал более 300 представителей 92 епархий Московского Патриархата в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Латвии, Эстонии, Франции, Литве, Узбекистане.

Работа съезда началась 7 июля и была совмещена с международным фестивалем в защиту семейных ценностей «За жизнь» . 7 июля прошло совещание, посвященное созданию епархиальных центров защиты материнства, призванных помочь беременным женщинам в трудной жизненной ситуации. С инициативой организации таких центров в епархиях выступил Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе 2011 года. Главы социальных отделов, представители общественных организаций в защиту жизни и координаторы направления защиты материнства в епархиях обсудили практические аспекты организации таких центров.

Основной день работы Съезда, 8 июля, начался с Божественной Литургии в Покровском храме Марфо-Мариинской обители. Возглавил совершение Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам Съезда с приветственным словом: «Помните, что вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел, — отметил Святейший Владыка. — Самое главное, что вы должны сегодня вынести из нашей встречи, — это то, что вы на передней линии борьбы за души людей, за действенное христианство по образу христианства первенствующей Церкви».

По окончании Литургии Предстоятель Церкви и министр здравоохранения и социального развития подписали Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития.

После трапезы со Святейшим Патриархом Кириллом представители социальных отделов епархий начали работу в секциях. Участники секций обсудили, как организовать добровольческое служение, помощь бездомным, алкоголезависимым, наркозависимым, выстроить взаимодействие с прессой и организовать работу с просителями при храме.

В тот же день прошло пленарное заседание глав и представителей сестричеств. В рамках заседания, которое возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, участники обсудили задачи Ассоциации сестричеств милосердия, перспективы развития школы сестер милосердия в Марфо-Мариинской обители и других региональных обучающих центров. По итогам заседания был принят протокол съезда духовников и старших сестер сестричеств.

Заключительный день съезда, 9 июля, был посвящен знакомству региональных делегатов съезда с социальными проектами в Москве. Главы и представители епархиальных социальных отделов, духовники и сестры сестричеств милосердия смогли познакомиться с работой добровольцев и сестер милосердия в больнице святителя Алексия и в Свято-Спиридоньевской богадельне, узнать, как функционирует центр гуманитарной помощи и церковная мобильная служба помощи бездомным. Также были представлены справочная телефонная служба «Милосердие», служба добровольцев и работа с просителями (в Марфо-Мариинской обители), работа православного реабилитационного центра для алкоголезависимых при Свято-Даниловом монастыре.

Сегодня социальное служение Церкви это:

  • более 500 групп милосердия и служб добровольцев;
  • более 150 сестричеств милосердия в России и около 60 сестричеств в Белоруссии и Украине;
  • более 100 детских приютов;
  • более 30 богаделен;
  • более 80 домов временного пребывания и социальных гостиниц;
  • более 30 реабилитационных центров для наркозависимых;
  • 11 приютов для бездомных и 3 мобильные службы помощи бездомным;
  • более 30 центров защиты материнства.

Информация по церковным социальным проектам собрана в базе данных по социальному служению Русской Православной Церкви , которая продолжает пополняться.

Полный текст итогового документа съезда доступен по адресу