Артемида и прометей. Артемида, богиня луны, охоты и плодородия. Смотреть что такое "Артемида" в других словарях


Тип и атрибуты богини Артемиды. - Диана-охотница. - Кара Актеона. - Нимфы Артемиды. - Богиня Артемида и нимфа Каллисто. - Тип Артемиды Эфесской. - Амазонки.

Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона - богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, - явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Артемида (Диана) - богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды - колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры () обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница , когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них - луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, - например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской , когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной , или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, - азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую - Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл - первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Николай Кун

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном . Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

Всем дает жизнь Артемида . Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма .

Актеон

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию , посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.

Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?

Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.

Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его тело на части рассвирепевшие псы.

Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.

Артемида – древнегреческая богиня охоты, покровительница женского целомудрия.

Миф об Артемиде

Символом Артемиды является луна , тогда как ее брат олицетворяет солнце.

Артемида остается вечно молодой и красивой, но несмотря на это дала обет безбрачия.

Любит охоту и стрельбу из лука. Отец, Зевс, подарил дочери шестьдесят нимф, чтобы они сопровождали ее во время охоты. Так же еще двадцать нимф были ее слугами, ухаживали за собаками и обувью.

Артемида была известна своей меткостью, она была самой лучшей лучницей среди богов и людей. От её стрелы не уходил никто.

После охоты богиня любила отдохнуть в уединённом гроте, никто не смел ей мешать. Все знали, что у богини тяжелый характер.

Однажды юный охотник Актеон, случайно забрел к месту отдыха Артемиды и увидел, как она купается в реке. Стоит заметить, что богиня была очень красивой, и Актеон не смог отвести от нее глаз. Когда Артемида заметила его, она впала в ярость и превратила бедолагу в оленя.

Охотник испугался и убежал, однако был убит своими же друзьями, которые, конечно же, не узнали его в образе оленя.

Артемида всегда жестоко карала тех, кто нарушает обычаи и правила, установленные в животном мире. О других людях, соблюдавших правила, а также обо всех животных, богиня заботилась.

Все нимфы Артемиды должны были принести обет безбрачия, как и их богиня. Нарушивших обет жестоко карали. Так произошло, например, с Каллисто, которая согласно мифам, была близка либо с Зевсом, либо с Аполлоном . Каллисто была обращена в медведицу. Считается, что после, чтобы спасти девушку от охотников, Зевс поместил ее на небо и она стала созвездием Большая Медведица.

Артемида облегчает роды и также облегчает момент смерти. Поэтому ассоциируется одновременно и с жизнью, и со смертью.

Храм , построенный в честь богини, в Эфесе является одним из семи чудес света.


Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te), в греческой мифологии богиня охоты. Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца". В римской мифологии Артемиде соответствует Диана. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.

Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амазонок. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Святилища Артемиды Лимнатис ("болотная") часто находились вблизи источников и болот, символизируя плодородие растительного божества. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и которые, подобно богине, очень любили охотиться. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она устремляется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову.


Артемида-охотница. Древняя мозаика


Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф (Каллимах. Гимны III 13-15). Получила в подарок от Пана 12 псов (Каллимах. Гимны III 87-97). Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови (Гигин. Астрономия II 33, 1).


Купающаяся богиня охоты Артемида, окруженная нимфами


Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами, и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной. В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе (и самого города Эфес). Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света.

В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.


Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.


Артемида-владычица зверей


Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.

Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.

Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.


Артемида, принимающая участие в гигантомахии


Мифы и предания с участием Артемиды

В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, амазонки также в Троянской войне воюют за троянцев, как и их богиня-покровительница.

В классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, нарушивших этот обет богиня жестоко наказывает. Она строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.


Аполлон и Артемида, убивающие Ниобид. Роспись на древнем краснофигурном сосуде


Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: Артемида со своим братом златокудрым Аполлоном расстреляли Ниобид - детей фиванской царицы Ниобы, которая стала насмехаться над их матерью Латоной и даже учила людей перестать приносить ей жертвы. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и еще похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где она стала жрицей богини, Артемиды Таврической, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы (чужеземцев, прибывших в Тавриду), о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший Керинейскую лань с золотыми рогами. Юный охотник Актеон, нечаянно увидевший купающихся Артемиду и нимф, был ею превращён в оленя и растерзан своими же псами. Она же убила свою спутницу нимфу - аркадскую нимфу-охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, Артемида гневалась на Каллисто за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона.


Артемида заменяет Ифигению на лань. Древняя скульптурная группа


Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся свергнуть богов, занять Олимп, взять себе в жены Артемиду и Афину Палладу и тем самым нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.


Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, помощница при родах, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.


Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица.
Артемида, изображенная в виде Потнии Терон ("Повелительница зверей") Беотийская амфора, ок. 680 г. до н.э.


Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123).

Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 году Гудоном).

Другие предания об Артемиде

Согласно Котте, Артемид было три (Цицерон. О природе богов III 58): дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.

По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры (Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6). Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку (Овидий. Метаморфозы V 330).

Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания.

Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».


Артемида как лунная богиня

Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем.

Поскольку Артемида ассоциировалась с Луной (как Аполлон с Солнцем), то ее образ стал сближаться и отождествляться с образом светлой богини Луны Селены.


Геспер, Селена и Фосфор (Лувр, Париж)


Селена (др.-греч. Σελήνη) — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи (Гесиод. Теогония 371; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2), сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны (Гомер. Одиссея IX 144). Согласно аркадянам, они родились ранее Луны (Лукиан. Об астрологии 26).

Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней (Гомер гимн, 32).

Селену обычно изображали в виде крылатой женщины в серебрянных одеждах с золотым венцом на голове, она главенствует над ночными небесами, передвигаясь по ним в своей колеснице. В колесницу запряжены сияющие крылатые белые кони, быки или буйволы (их рога символизируют полумесяц).

Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша (либо царь) Эндимион (Проперций. Элегии II 15, 15-16), рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде.

По одной из легенд, богиня Луны Селена повстречала в горах Латмос в Малой Азии пастуха Эндимиона и полюбила его с первого взгляда. Узнав о том, что у неразлучных влюбленных родились 50 девочек(число недель греческого года), Зевс выдвинул пастуху ультиматум: "Либо ты останешься человеком и однажды умрешь, либо будешь жить вечно, словно во сне". Эндимион, по преданиям, избрал второе.


Виктор Полле, Эндимион и Селена, 1850


Но благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.

Геката (др.-греч. Ἑκάτη) — древнегреческое божество лунного света, а также мрака, ночных видений и чародейств, покровительница магии и волшебства. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. У неё три значения: богиня плодородия и изобилия; богиня луны; и королева ночи, привидений и теней. Как богиня Луны, она часто входит в союз с Селеной и Артемидой (Дианой) как тройная богиня. По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения (Гесиод. Перечень женщин, фр. 23b М.-У.). Ферекид называл её дочерью Аристея (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 467 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 245). Гекатой иногда называют Артемиду.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединённых статуй в Афинах (Павсаний. Описание Эллады II 30, 2). Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

По Гесиоду, Геката - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу. По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.

Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков, ее сопровождают не охотничьи псы, а красноглазые стигийские собаки, и ее спутницы не нимфы, а чудовища из подземного царства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. В образе Гекаты тесно переплетаются темные древние черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии.

Римская Диана

Диана - богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева - богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия - это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны - Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты - лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства - аллегорический поединок, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости.

Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.

Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).

Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны Селены, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.


Emil Wolf. Диана. Эрмитаж


Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии". В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов. Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.


Тройственная Геката. Рим


Диана носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровительницей Латинского союза.

Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies.

Первоначально человеческих жертв требовал культ Дианы Неморензис, что отразилось и на обрядах, посвященных Диане Арицийской. Святилище богини располагалось невдалеке от Рима в Ариции на берегу вулканического озера Неми, известного как озеро Дианы. Жрец храма носил имя Рекс (царь) и по обычаю должен был быть беглым рабом. В священной роще при храме мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для получения убежища он должен был стать жрецом богини, убив своего предшественника.


Антон Рафаэль Менгс. Селена-Луна (ночь)


Интересные факты

В честь Артемиды назван астероид (105) Артемида который был открыт 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории.

В честь Артемиды назван также астероид (395) Делия, открытый в 1894 году.

В греческой мифологии боги и герои являются центральными персонажами. Боги занимают отдельное место – в те времена процветало язычество, и каждый город-полис страны, каждая область поклонялись своему богу-покровителю, а в целом – всему пантеону. Главой у них был Зевс-громовержец, его дети также были божествами. Одна из них, любимица народа – Артемида. О ней и пойдет речь ниже.

Юная богиня охоты

Артемида была вечно юной богиней охоты, целомудрия, плодородия. Хотя, казалось бы, это вещи абсолютно несочетаемые. Она является сестрой бога Аполлона, покровителя искусств и олицетворения Солнца (впоследствии и Артемида стала олицетворением Луны). История ее рождения и ранних лет довольно запутана и по большей части неизвестна. Считается, что богиня родилась на острове Делос и была старшим ребенком Зевса и титаниды Лето (Латоны).

Через несколько минут на свет появился ее брат-близнец Аполлон (это наглядный пример огромной любвеобильности Зевса, не стеснявшегося при жене Гере постоянно ходить «налево»), причем Артемида сама помогла матери разрешиться от бремени.

Во многих источниках Артемида предстает доброй богиней, которая покровительствует браку, успешному рождению детей. Это, конечно, так, но не совсем. Артемида могла и наказать, причем мало не покажется. Гнев богини был страшен. Недаром энтомология ее имени – «медвежья богиня». Да и «профессия» обязывает – охота была главным занятием Артемиды. Наказание за неповиновение или провинность следовало незамедлительно. Например, суровая кара постигла охотника Актеона, который подглядел за Артемидой, когда она купалась в реке.

В наказание она превратила его в оленя, и Актеона растерзали бешеные псы. Артемида рьяно защищала себя и свою семью. Царица Ниоба, имевшая 7 сыновей и 7 дочерей, однажды неосторожно высказалась о матери Артемиды и Аполлона и похвалилась перед ней количеством детей. Месть богини последовала незамедлительно – все дети Ниобы были расстреляны из луков. Та же участь ждала тех, кто отказывался почитать Артемиду – охотник Бротей поплатился за это жизнью. Богиня наслала на него безумие, и тот бросился в огонь. Еще один пример – Орион, мифологический охотник (в честь него названо созвездие).

Поклонники богини

Здесь нужно сделать отступление и упомянуть о том, что Артемида обратилась к отцу, Зевсу, с просьбой сохранить девственность, как некоторые другие богини (например, ). Естественно, такой ценный дар притягивал многих – как богов, так и смертных. Артемида ловко отбивалась от назойливых поклонников. Один из них, Орион, пытался силой принудить богиню к интимной близости, за что и был убит ею (это одна из версий). Однако есть варианты, что Артемида сама была влюблена в своего спутника-охотника. Из-за того, что он грозился истребить все живое на земле, мать-земля Гея наслала на него скорпиона.

Оплакав потерю спутника, Артемида вознесла его на небо и сделала созвездием. Так что моно смело утверждать, что многие мифы показывают — Артемида совсем не та кроткая богиня, которую многие представляли.

Везде Артемида появлялась со своими спутниками – нимфами. Их было около 20. Перед тем, как начать служить богине, нимфы дают обет безбрачия и вечной девственности (по примеру самой Артемиды). Тех, кто нарушит обет, ожидает суровое наказание. Самый яркий пример – нимфа Каллисто. Как известно, Зевс был очень любвеобилен и не пропускал ни одной юбки (или туники).

Ему пригляделась прекрасная нимфа, и он приняв облик , разделил с ней ложе (по другой версии, Зевс превратился в Артемиду, хотя в этом случае становится непонятно, как Каллисто могла потерять свою невинность). Артемида узнала об этом и пришла в ярость, ведь Каллисто не только нарушила обет, но и забеременела.

В гневе богиня выпустила стрелы по бывшей спутнице. Зевс понимал, что не в его силах спасти возлюбленную, но ребенок еще может уцелеть. Он послал Гермеса, чтобы он вытащил младенца из чрева матери и унес подальше от гнева Артемиды. По другой версии, превратил Каллисто в медведицу и спрятал. Однако Гера убедила Артемиду убить медведя (все-таки дикий зверь). Испугавшись, что бедной Каллисто не будет покоя нигде на земле, Зевс вознес ее на небо и превратил в созвездие, которое мы знаем, как Большую медведицу.

Богине посвящались многочисленные храмы, но самый большой и известный находился в греческом городе Эфесе (сейчас территория Турции). В этих краях Артемиду изображали своеобразно – с несколькими грудями, символизирующими плодородие и плодовитость. В большей степени храм стал печально известен из-за местного жителя, Герострата, который решил вписать свое имя в историю и сжечь храм.

Зачастую Артемиду изображали в виде юной девы, в короткой тунике, с луком в руках и стрелами за плечами. Ее иногда сопровождали олени или собаки. Также на картинах можно увидеть Артемиду в окружении медведей. Отметим, что Артемида была одной из наиболее почитаемых богинь, несмотря на свой темперамент и мстительную натуру.