Депрессии у детей. Как обнаружить депрессию у детей Признаки депрессии у ребенка


К сожалению, известно не всем родителям.

Детская депрессия особенно коварна, ведь многие ее признаки часто принимают за капризность, избалованность, возрастной кризис у детей и даже лень. Как понять, что у ребенка депрессия и вовремя помочь ему - читайте в нашем материале.

Основные симптомы депрессии

Снижение тонуса организма, желание отстраниться от людей, заторможенные реакции, ощущение тоски и печали, ослабление интересов - вот основные признаки заболевания.

Часто эти симптомы слабо выражены у детей, к тому же малыши не всегда могут сказать о своих чувствах и ощущениях.

Депрессию у ребенка выдает ухудшение здоровья. Чаще всего это может быть:

  • головокружение;
  • нарушение сна;
  • тошнота;
  • слабость;
  • вялость;

Нередко взрослые обращаются с ребенком к врачам, думая, что причина недомоганий - проблемы со здоровьем . Но медики не находят никаких заболеваний внутренних органов и нарушений систем организма, так как все дело в депрессии , которую достаточно трудно диагностировать.

Причины депрессии у детей

: «В большинстве случаев расстройства психики у детей не могут появиться просто так. Они передаются генетически, появляются вследствие неправильного воспитания или негативного влияния окружающего мира».

Среди наиболее часто встречающихся причин депрессии , специалисты выделяют следующие:

  • (не дается учеба, );
  • проблемы в отношениях со сверстниками ( ( , неприятие, ссора, потеря друга, личные проблемы);
  • трудности в (непонимание, недостаток тепла, ссоры родителей, );
  • смена погоды (недостаток солнечного света и витаминов);
  • воздействие новых технологий (излишнее время у экрана телевизора, компьютера, смартфона, и неконтролируемой информации из интернета);
  • (необходимость быть популярным, стройным, богатым, модным и т.д.).

Признаки депрессии у детей разного возраста

Как и у взрослых, у детей бывает временная, хроническая и , и в разном возрасте она проявляется по-разному:

  • возраст 1-3 года : снижается аппетит, вес, ребенок становится капризным, слезливым, медлительным;
  • возраст 3-6 лет : снижается активность и интерес к окружающим, печаль, скупая мимика, старческая походка;
  • : тоска, безразличие, замкнутость, отсутствие энергии, интереса к играм со сверстниками, школьным занятиям;
  • возраст 10-14 лет : трудности с запоминанием и осмыслением учебного материала, медлительность, неловкость, неуклюжесть, вялость, отказ от секций и кружков;
  • возраст 15-17 лет : низкая самооценка, неуверенность в себе, потеря интереса к ранее любимым занятиям, появление чувства вины, безнадежности, нежелание общаться, частые разговоры о болезни или смерти, враждебность и агрессивность.

Психолог Илона Сеневская рассказывает : «Депрессивный ребенок плачет по любому поводу: замечание, поощрение, обида и даже радостноме событие. Обычно свое плохое настроение дети считают виной родителей. А при хронической депрессии, становясь старше, могут демонстративно угрожать покончить с жизнью».

Лечение депрессии у детей

Депрессивное состояние не проходит само, ни у взрослых, ни у детей. Его обязательно нужно лечить. Причем чем раньше распознать депрессию, тем быстрее ребенок вернется в нормальное состояние.

Если вы замечаете у своего ребенка признаки депрессии - проконсультируйтесь у психолога, психотерапевта или психиатра. Специалист поможет выявить причину депрессивного состояния и назначит соответствующее лечение.

Совсем не обязательно это будут лекарства, детей от депрессии обычно лечат с помощью психотерапии:

  • игровая терапия расслабляет, отвлекает, отображает внутренние проблемы;
  • с арт-терапией будет легче найти причину депрессии;
  • с помощью игры с куклами ребенок проживет свои проблемные ситуации;
  • творчество поможет раскрыться;
  • обязателен полноценный 10-часовой сон в спокойной обстановке, в темноте;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе:
  • физическая активность.

Если депрессия перешла в хроническую стадию, ребенку в качестве лечения могут назначить антидепрессанты.

Чтобы ребенок выздоровел как можно скорее, родителям важно:

  • уделять ему как можно больше внимания,
  • сочувствовать,
  • сопереживать,
  • отвлекать от мрачных мыслей,
  • чаще бывать с ним среди людей,
  • больше разговаривать, чтобы он не держал в себе переживания.

А еще - , как утверждают канадские исследователи.

Депрессия - одно из тех аффективных расстройств, которые в наше время неуклонно прогрессируют в количественном отношении. Данное состояние классически включает в себя триаду симптоматических признаков: гипотимию (снижение настроения), брадипсихию (замедление мышления с затрудненными ассоциативными характеристиками, порой имеется наличие чувства вины или фиксация на психотравмирующей ситуации) и снижение двигательной активности.

Согласно статистическим данным ВОЗ на данный момент депрессией страдает порядка 350 миллионов человек (причем, необходимо учитывать, что это здесь имеются в виду лишь диагностированные случаи, когда пациент обращается за помощью к врачу). Многие исследователи отмечают, что депрессия в настоящее время «молодеет» и в отдельной категории сейчас рассматривается депрессия у детей.

В каком возрасте может появиться депрессия у ребенка и что ее вызывает

Тема изучения такого явления, как детская депрессия была открыта еще вначале ХХ века Крепелином, отмечавшим в частности, что 1,5% всех случаев диагностированной депрессии приходятся на первые 10 лет жизни пациентов. Впрочем, точной картины проявления детской депрессии в своих работах Крепелин не описал, а позже появились научные данные об особенностях депрессивных проявлений у детей раннего возраста (до 3-х лет). (В.В. Ковалёв, 1985 г.).

То есть, депрессия в детском возрасте - это вполне реальное явление, наблюдаемое психиатрами во всем мире. Как правило, такие дети пассивны, вялы, не проявляют интереса к окружающему, имеют плохой аппетит, выражение лица - страдальческое, а в движениях характерны однообразные и ритмичные движения. В зарубежной литературе (Матейчек, Лангмейер, 1984 г.) нередко признаки детской депрессии /их появление/ связывается с психической депривацией ребенка, его изоляцией от матери или другого значимого взрослого, например, в силу помещения его в какое-либо специализированное учреждение или неправильное отношение к нему в семье. Следовательно, для того, чтобы вывести ребенка из депрессии, необходимо, в первую очередь, поменять его жизненную ситуацию и начать лечение как можно раньше.

Здесь необходимо отметить, что перечисленные признаки могут внешне показаться тождественными проявлениям раннего детского аутизма (РДА - это сугубо наш, отечественный термин, в мировой практике признан термин «аутизм»; данное обстоятельство связано, скорее, не с медицинскими категориями, а с тем, что существует проблема в отечественной медицине в плане классификации и определения термина аутизма по отношению ко взрослым). Итак, не стоит путать указанные выше проявления детской депрессии с аутизмом или спектром аутистических расстройств, так как здесь есть весьма значимые и четкие различия.

Лангмейер и Матейчек отмечают, что «дети, бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися в дружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметно плаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть...» Аутичный ребенок очень редко (в тяжелых случаях - никогда не настаивает на контакте даже со значимым взрослым, порой остро и негативно реагирует на тактильные (физические) прикосновения к нему, а подобные проявления нередко хорошо заметны уже в самом раннем возрасте и данное состояние у аутичного ребенка никак не бывает связано с внешними факторами воздействия, то есть причина аутизма никак не бывает вызвана разлукой с матерью, психотравмирующим переживанием и проч.

Каковы же симптомы детской депрессии в детском возрасте?

Потеря жизнерадостности, любознательности, сниженный фон настроения, плаксивость, безынициативность, печальное выражение лица, чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими, пугливость, кошмарные сновидения. Со стороны соматики: симптомы вегетативной дисфункции пищеварения, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, нарушение сна и аппетита.

Естественно, любой внимательный и ответственный родитель, наблюдая изменение поведения своего ребенка и видя нетипичные для него черты, задумается и попытается справиться с ситуацией. Если же Вы видите, что самостоятельно помочь ребенку не получается, то имеет смысл как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам. Проблемой детской депрессии занимаются психотерапевты, психиатры, и, как вспомогательное звено - психологи.

Сложность дифференциальной диагностики данного состояния заключается в том, что часто проявления депрессии выглядят как детские капризы; в семье ребенок может вести себя грубо, становится непослушным, либо предъявляет соматические жалобы. То есть симптоматический спектр достаточно широк, проявления весьма разнообразны, а клиническая картина может быть насыщена множеством расстройств, оказывающихся часто фрагментарными и синдромально незавершенными. (Иовчук Н.М.) Именно в этом заключается сложность постановки диагноза.

Еще больше может усугубить положение недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей: многие из подобных проявлений часто становятся предметами замечаний и упреков родителей, что вполне объяснимо, ведь постоянно лежащий на диване школьник, отрешенно смотрящий в экран телевизора или дошколенок, который кричит на свою мать вызывают чаще всего желание прекратить подобное поведение путем наказания, назидания или упреков, что только усугубляет ситуацию, а внутренние переживания ребенка делает просто непереносимыми.

Это обстоятельство еще больше омрачает статистика детских самоубийств, по количеству которых мы, к сожалению, уже на протяжении долгого времени лидируем среди всех стран мира. В мире очень мало стран, где уровень смертности по причине суицида детей то 5 до 14 лет превышал бы 1 на 100 тыс. детей. В России же этот показатель в 2 раза выше, то есть 2 ребенка на 100 тыс. детей. Отмечается, что больший процент из них - это дети, страдавшие именно депрессивными расстройствами.Особенно, остро эта проблема выделяется в пубертатном периоде, так как именно депрессия у подростков - нередкая причина суицидальных намерений или актов суицидального поведения.


Что делать, если есть депрессия у детей, лечение депрессии у детей?

При малейшем подозрении на наличие у ребенка депрессии обращайтесь к специалистам. Чем быстрее будет проведена диагностика и назначено лечение, тем меньше вероятность возникновения печальных последствий. Нужно помнить, что большинство вовремя диагностированных депрессивных расстройств успешно лечатся современными методами.

При этом необходимо отметить, что здесь крайне важна именно комплексная диагностика , начиная от психологического анализ семейной ситуации и определения характерологических личностных особенностей ребенка (психологические опросники, проективные методы и т. д.) до исследования работы структур мозга (ЭЭГ, МРТ, нейронный тест и проч.), а так же - консультация невролога, эндокринолога и других специалистов. Обобщенные данные результатов комплексной диагностики, слаженная работа нескольких специалистов позволяют правильно построить целостную картину развития нарушения, а так же - составить грамотный план лечения и максимально быстро и эффективно вывести ребенка из депрессии.

Зачастую лишь своевременное обращение к опытным специалистам способно сохранить здоровье и жизнь ребенка.

В нашей клинике работают врачи - детские психиатры , психотерапевты, неврологи и психологи с большим опытом работы в области лечения депрессии именно у детей. Мы прекрасно осознаем всю ответственность такой работы, а потому обеспечиваем ее качество комплексным подходом к диагностике, лечению и социально- психологической реабилитации детей, а так же психологическому и медицинскому просвещению родителей. Только таким образом можно вернуть ребенку и его семье радость и полноценною жизнь. Детская депрессия излечима. Обращайтесь!

  • Симптомы детской депрессии
  • Лечение детской депрессии

Мы привыкли употреблять слово депрессия в отношении взрослых (уже писали о том, как бороться с депрессией ). Однако, в некотором смысле, его можно использовать и в разговоре о детях. Как взрослым понять, что творится в душе малыша? Порой, детям пережить личное горе оказывается намного сложнее: они не могут рассказать, что именно с ними происходит.

Депрессия у детей - это совсем не «просто плохое настроение» и не обычный всплеск эмоций, характерный для детского возраста. Если ребенок грустит в течение длительного периода, или в его состоянии замечается агрессия - это подозрительно. Если неожиданно начинают проявляться другие негативные факторы, влияющие на его общение, интересы, учебу (плач, «уход в себя», потеря аппетита) - все это, вполне вероятно, является признаками начинающейся депрессии, и по этому поводу нужно обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Депрессия - это проблема, нуждающаяся в корректировке. Но результат консультаций, в подавляющем большинстве случаев - благоприятный. По мнению врачей, наиболее подвержены депрессии дети, родители которых тоже страдают этим недугом. В опасности - дети из неблагополучных семей, например таких, где родители слишком заняты и не уделяют своим детям времени.

Причиной детской депрессии также может стать повышенная чувствительность к сезонным колебаниям климата. Такие ее виды легко распознаются и самими родителями, и врачами. Они лечатся изменением схемы приема лекарств и укрепляющими организм препаратами.

Иногда депрессия вызывается определенными жизненными факторами, болезнью или генетической предрасположенностью.

Пример из практики

На прием к психологу пришла бабушка 6-летней Кати. Бабушка жаловалась, что Катя все время грустит. Девочка мало играла со сверстницами. Психолог попросил ее нарисовать свою семью. Девочка изобразила себя в одном углу листа, а родителей - в другом. Бабушка объяснила: родители - бизнесмены, у них нет времени возиться с ребенком. У психолога состоялся долгий разговор с родителями, в результате выяснилось, что они не понимали, что происходит с ребенком.

Американская медицинская статистика утверждает, что депрессией страдает 2,5 % детей, причем, в младшем возрасте, до 10 лет, намного чаще заболевают мальчики, а после 16 лет - девушки.

Симптомы детской депрессии

Основными проявлениями депрессии у ребенка принято считать:

  • страхи, возникающие без видимой причины;
  • ощущение беспомощности;
  • резкие смены настроения;
  • проблемы со сном, такие как бессонница, постоянная сонливость, или же постоянные ночные кошмары;
  • чувство усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • тяжелые тревожные мысли.

Еще одна группа симптомов депрессии - это ее соматические проявления: жалобы на головные боли или резь в животе, которые не проходят при приеме соответствующих лекарств. Опасны и панические проявления с головокружением, ознобом, сердцебиением, часто сопровождающиеся сильным страхом.

Чаще всего такие проявления сопровождаются апатичностью или постоянной повышенной тревожностью.

Родители и взрослые отмечают и нестандартное поведение, не свойственное ранее ребенку: отказ от любимых игр, раздражительность, агрессивность, проявления тревожности, усиливающиеся вечером и ночью.

У детей младшего возраста более выражены нарушения двигательной активности, жалобы на плохое самочувствие, частый плач. В более старшем возрасте к слезливости и грусти добавляется раздражительность, рассеянность и вялость.

Пример из практики

К психологу обратилась мама 10-летней школьницы Ани. Она рассказала, что Ане ничего не интересно, она перестала делать уроки, дома часто плачет, на вопросы не отвечает. Психолог попросил Аню слепить то, о чем она мечтает. Она стала лепить фигурки гаджетов: планшет, смартфон, компьютер. Оказывается, девочка очень завидовала своим одноклассницам: у них были «крутые» гаджеты, которых она была лишена. Однако мама не хотела с девочкой говорить на эту тему и не могла объяснить ей все так, чтобы девочка успокоилась. А вот одноклассницы с удовольствием дразнили Аню, называя ее «нищей», что очень обижало девочку.

Душа болит и у взрослых, и у детей

У ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.

О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые - так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика. Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.

Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.

Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности. Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки. Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.

Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.

Пример из практики

Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу. Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно. Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…

Лечение детской депрессии

К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью - как с самим ребенком, так и с его родителями.

Основным методом лечения детской депрессии являются психологические сеансы; если депрессия длится долго, возможно назначение антидепрессантов. В этом методы лечения депрессии у взрослых и у детей не отличаются. Однако детский психиатр для лечения депрессии в первую очередь назначит психотерапевтические сеансы, или, например, игровую терапию для малышей. И только убедившись, что она не приносит достаточного эффекта, назначает антидепрессанты. Риск детских депрессий ощутимо ниже в семьях со спокойной обстановкой, тех, где уважают ребенка, его настроения и желания. Воздействие на депрессивного ребенка требует настойчивости, и, в то же время, предельной корректности, а также сопереживания в эмоциональном плане.

Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?

Взрослые не всегда в состоянии ясно понять, насколько серьезно состояние ребенка, поскольку на детские проблемы склонны смотреть со своей «взрослой» точки зрения. Тем не менее, не так мал процент детей, которым трудно справиться с самыми обычными нагрузками. Даже если взрослому кажется, что проблемы ребенка незначительны, самому ребенку они могут казаться непреодолимыми. Не думайте, что вы точно понимаете то, что чувствует ребенок в данный момент, серьезно отнеситесь к его страхам:

  1. Важно уметь управлять собственными эмоциями и поведением. Так как причины не всегда понятны родителям, они могут чувствовать свою вину в состоянии ребенка, страдающего депрессией, и, сами не желая этого, передавать - «транслировать» такое состояние ребенку. В результате он будет чувствовать, что его не понимают. Действительно, общаться с ребенком в таком состоянии очень непросто, поэтому рекомендуется пройти курс семейной терапии.
  2. Проводите с ребенком каждый день какое-то время наедине, ребенок должен понять, что вы всегда готовы его выслушать без осуждения.
  3. Занятия спортом укрепят здоровье, причем, не только физическое, но и психическое. Если ребенок слабый, можно начать с прогулок в парке или бассейна. Как показывают современные исследования, лучшим средством от детской депрессии является аэробика. Это одновременно - бодрая музыка, разнообразные движения и быстрый ритм. Все это поможет ребенку преодолеть депрессию.
  4. Важную роль играет рацион питания. Яркие овощи и фрукты, например, апельсины и морковь - хорошее подспорье в борьбе с депрессией. «Антидепрессивная» диета должна включать в себя бананы и шоколад, в которых есть эндорфины, а также продукты, содержащие тиамин: гречку, орехи и бобовые. Зимой необходимы солнечные ванны и прием поливитаминов.
  5. В семье должно быть радостно. Можно дарить друг другу подарки, устраивать совместные игры или шутливые конкурсы, приглашать гостей, дурачиться под веселую музыку. Знаете, как сказал один из знаменитых врачей прошлого? Когда в город приезжает цирк, для здоровья его жителей это не менее важно, чем открытие нескольких аптек: дарите ребенку веселье.
  6. Следует внимательно следить, что именно читает ребенок, и ограничивать просмотр агрессивных телепередач. Рекомендуется внести изменения и в интерьер комнаты ребенка, сделав его более ярким и радостным.
  7. Действенным способом борьбы с депрессией является песочная терапия.
  8. Японцы постоянно улыбаются - такую привычку вырабатывают у японских малышей с раннего детства. Ученые доказали, что не только радость и веселье вызывает улыбки, но и улыбка сама по себе приводит к улучшению настроения - рефлекторно. Научите улыбаться своих детей.

Пример из практики

Маленького Женю привели к психологу, потому что мальчик был очень раздражен. Родители сказали, что собираются разводиться - и мальчик об этом узнал. Психолог попросил 11-летнего Женю нарисовать свою семью. Выяснилось, что папа для мальчика на рисунке - однозначно «черного» цвета. Ребенок перенял негативный взгляд мамы на мужчину в семье и был очень расстроен. Психолог помог провести процедуру развода в семье так, чтобы у Жени осталось положительное отношение к обоим родителям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Печаль, тревога, нервозность, апатия — эмоции естественные. Потому-то признаки депрессии у детей не сразу привлекают внимание родителей. В сложных житейских ситуациях они присущи всем, в том числе и взрослым. Не будет тяжелых обстоятельств — не будет и негативных эмоций. Но нельзя оставлять без внимания ситуации, когда депрессивные симптомы настолько интенсивны, что жизнь ребенка ни дома, ни в школе, ни среди сверстников не складывается, и фактор времени не срабатывает тоже. Выход один — обращение за профессиональной помощью.

Депрессия — состояние, выраженное длительным упадком настроения и другими психологическими и соматическими симптомами. Специалисты трактуют ее, как заболевание, являющееся сигналом тревоги об утрате способности радоваться жизни, о заниженной самооценке, усталости, превалировании пессимизма над другими эмоциями. Термин «депрессия» используется для описания трех уровней этого явления:

  • депрессия;
  • депрессивный синдром;
  • депрессивные расстройства.

Детская депрессия по базовым показателям не отличается от аналогичных проявлений у взрослых, но ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с подобным дисбалансом чувств и надеется на помощь близких.

Оставить его без внимания, относя его состояние к издержкам взросления и капризам, преступно.

С первого года жизни болезнь диагностируется у 2% мальчиков и девочек и примерно у 8% подростков (чаще у девочек). Депрессивные расстройства наблюдаются у 20% подростков, а симптомы депрессии встречаются у каждого третьего из них.

Табл.1. Возрастные различия в проявлении депрессии

Возраст Проявление
От рождения до 3 лет Проблемы с питанием, задержки развития (без видимых физических причин), истеричное поведение, отсутствие тяги к играм и др.
От 3 до 5 лет Наличие чрезмерных страхов и фобий

Остановка или регресс в развитии, гипертрофированное чувство вины за мелкие ошибки и просчеты

От 6 до 8 лет Жалобы на физическое состояние без конкретики, на агрессию иных лиц

Ребенок цепляется за родителей, сторонится новых людей

От 9 до 12 лет Болезненная реакция на школьные проблемы, чувство вины за разочарование в нем родителей и педагогов, отказ посещать школу
От 12 до 16-17 лет Нетерпимое отношение к конфликтам в семье, переживания о несправедливости в мире, бедности, насилии, лицемерии

Попытки «восстания», в итоге — страх, безнадежность, боязнь

Эти проявления не означают, что у ребенка депрессивное расстройство. Но если они усложняются, и увеличивается их протяженность по времени, нужно проконсультироваться у специалиста. Ранняя диагностика и лечение предотвратят членовредительство или суицид.

Причины

Причины депрессии у детей связаны с эмоциональной нестабильностью детской психики, физиологическими изменениями и трудностью осознания их новизны. В итоге они срабатывают, как разрыв сформировавшихся в неокрепшем сознании устоев с реальностью.

Дети — легкая добыча для болезни, когда теряют близких, любимых, домашних питомцев. На детей младшего возраста влияют семейные проблемы, на ребят постарше — переезды, расставания, предательство. Для подростка причиной депрессивных переживаний может стать отсутствие социальной группы, в которой его удовлетворяло бы все: родители друзей, модная одежда и гаджеты, деньги, интересы. Наиболее вероятна депрессия у ребенка, чьи эмоциональные потребности семьей не замечены из-за перегрузки родителей работой.

Конкретики причин не существует. Считается, что депрессия рождается из комплекса биологических причин:

  • генетических: частые заболевания, сбои в работе нейротрансмиттеров в головном мозге, гормональные нарушения;
  • психогенных: индивидуальная ментальная структура (низкая самооценка, незащищенность), депрессивные модели мышления, слабые социальные навыки.

К ним присоединяется внешняя окружающая среда с проблемами семейными и социальными, такими как развод, нехватка финансов, сексуальное насилие, школьные проблемы и т.п. Депрессия у детей — это следствие воздействия факторов окружающей среды и биологической предрасположенности.

Детская депрессия возможна и на фоне гормональных нарушений или заболеваний ЦНС. Ребенок может иметь иные психические расстройства, диагностированные еще до начала депрессии:

  1. Тревожные расстройства (75% детей и подростков).
  2. Отклонения в поведении, дистимия (дисфункции, схожие с депрессией).
  3. Синдром дефицита внимания.
  4. Расстройства пищевого поведения.

Сосуществование дополнительных психических расстройств и депрессивных факторов затрудняет лечение депрессии. Требуется поставить правильный диагноз.

Проявления

Признаки депрессии у детей, в отличие от взрослых, проявляются неспецифическими, чаще психосоматическими симптомами: боли в животе, головная боль, одышка, сухость во рту, тошнота, диарея, невралгия; или социально значимыми: отказ от контактов с родителями, сверстниками, проявление агрессии.

Табл.2. Симптомы депрессии и их проявления

Снижение интереса к жизни Нет стимула к активизации действий, исчезает способность радоваться, наслаждаться хобби, встречаться с друзьями и др.
Депрессивное мышление Потеря смысла жизни, пессимизм, низкая самооценка, чувство бесполезности, обвинение родителей в своих проблемах
Скука, уныние Сокращение или прекращение ранее важной деятельности, нежелание работать в доме, отказ выходить из него, ходить в школу, пренебрежение личной гигиеной и т.п.
Снижение активности Заторможенность, вялость, нежелание противостоять депрессии
Трудности с концентрацией внимания Ощущение «интеллектуальной инвалидности», проблемы с запоминанием
СХУ Чувство постоянной усталости, отсутствие энергии
Проблемы со сном Бессонница или повышенная сонливость
Тревога Чувство внутреннего напряжения, тревожность
Печаль Сопровождается плаксивостью в сочетании с раздражительностью, переходом к отчаянию
Неадекватная реакция на замечания Излишняя эмоциональность (от отчаяния до гнева) на критику, даже вполне деликатную
Потеря веса или его набор Одни «заедают» ситуацию, другие, наоборот, отказываются от пищи, запираясь в своей комнате

В тяжелых случаях депрессия у детей проявляется психотическими симптомами, характеризующимися аномальным, деформированным ощущением реальности:

  1. Галлюцинации: слуховые, зрительные и обонятельные.
  2. Бредовые идеи в сочетании с чувством вины, греховности, обреченности, ожиданием наказания.
  3. Психомоторное возбуждение — результат беспокойства и напряженности. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на конкретных действиях, непроизвольно осуществляя бессмысленные.
  4. Аутоиммунная активность: членовредительство (умышленное повреждение своего тела), прием сверх нормы препаратов, для того чтобы отравить себя, но без суицидальных мыслей.
  5. Суицидальные тенденции (планирование и подготовка), а в крайних случаях — попытка самоубийства.

У подростков наиболее часто наблюдаются изменения в поведении, у малышей — соматические симптомы. У детей младшего возраста диагноз установить сложнее: они они не могут рассказать, что с ними происходит.

Диагностика и лечение

У депрессивных расстройств детей и взрослых одинаковые диагностические критерии. Для оценки психического состояния маленького пациента психиатр проводит беседы с ним, его родителями, опекунами и тестирование. Результаты тестов обретают смысл, если они — часть полноценной психиатрической экспертизы.

Психологическое обследование позволяет посмотреть на ментальные характеристики ребенка и найти в них уязвимое место. Важно, чтобы психотерапевт, психолог и педиатр работали вместе. Их совместная оценка будет более объективной, поскольку депрессия у детей прогрессирует при отдельных заболеваниях соматического плана (гипотиреоз, опухоли мозга, эпилепсия), при применении ряда препаратов (стероиды, интерферон, противораковые препараты) или психотропных веществ.

Основные методы лечения — не медикаментозные, хотя иногда желателен и даже необходим прием лекарств.

Нефармакологические методы лечения:

  1. Психологические. Состоят в обеспечении ребенка и его опекунов знаниями о симптомах болезни, ее истоках в конкретике случая. Обучение действиям в определенных ситуациях, в случае ухудшения психического состояния, появления побочных реакций.
  2. Психотерапевтические. Проводятся в рамках индивидуальной терапии, семейной или групповой. По силе воздействия особое значение имеет семейная терапия, особенно в группе детей младшего возраста. Групповая — более всего подходит подросткам.

Медикаментозное лечение применяют лишь при симптомах, препятствующих нормальному функционированию организма ребенка, не отказываясь при этом от психотерапии. Это лекарства дополняют психотерапию, а не наоборот. Антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина относительно хорошо переносятся, побочные эффекты незначительны.

Родители должны знать, что:

  • препарат должен приниматься в одно и то же время ежедневно;
  • положительный эффект следует ожидать через 4-6 недель;
  • поначалу лекарство может ухудшить общую картину болезни;
  • лекарство принимают по назначению врача даже при улучшении состояния.

Иногда целесообразно использовать препараты с седативным эффектом или снотворные. Кроме того, нужны сбалансированная диета, физические упражнения, правильный режим и доброжелательная поддержка социума.

Депрессия — болезнь хроническая, и даже при эффективном лечении симптомы могут проявиться через год и более. Поэтому ребенок должен оставаться под системным контролем психиатра или психолога.

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от "печальных, меланхолических, грустных" настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под "депрессией" у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни "депрессивное расстройство".

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно "депрессия"). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона "стресса" (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. "зимних" депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. "социального отступления" у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды "мятежа" и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
- постоянное состояние печали (уныния);
- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
- "социальное отступление" (например, желание ограничить число социальных контактов);
- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
- пониженный или повышенный аппетит;
- чувство постоянной усталости;
- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.