Где находится ныроб. Путешествие пермь-пянтег-чердынь-ныроб-камни ветлан и полюд. Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать


НЫРОБ

Пермь - 350 км.

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова. В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха.

После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать. В 1997 году расчистили фундамент часовни и яму, в которой сидел Михаил Никитич. В 2000-х над романовской ямой снова поставили небольшую металлическую часовенку. К сожалению, в 2010 году она куда-то пропала. По рассказам очевидцев ее зачем-то перевезли в Чердынь. В настоящее время исторически значимое место, в котором обрел свою гибель Михаил Романов, представляет собой печальное зрелище – необихоженную яму под открытым небом.

К 400-летней годовщине дома Романовых власти Пермского края обещают установить над ямой новую часовню, а также превратить Ныроб в значительный туристический центр.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни.

Как доехать до Ныроба?

Ныроб находится в Чердынском районе Пермского края. Чтобы в него попасть, нужно ехать на автомобиле или автобусе через Пермь, Соликамск и Чердынь От Чердыни до Ныроба – 41 километр.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет . Население - 4945 чел. (2016). Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей) .

Исторические места и архитектура

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

Население

Численность населения
1869 1875 1926 1970 1979 1989 2002
476 → 476 ↗ 896 ↗ 5911 ↗ 5952 ↘ 5526 ↗ 7500
2006 2007 2009 2010 2012 2013 2014
→ 7500 ↘ 7300 ↘ 7234 ↘ 5523 ↘ 5331 ↘ 5291 ↘ 5224
2015 2016
↘ 5152 ↘ 4945

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района .

Радиостанции

Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

Культура и досуг

Известные уроженцы

  • Ю. А. Берг - губернатор Оренбургской области .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ныроб"

Ссылки

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. См. ОКТМО .
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа .
  4. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV - начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - 2009. - № 6. - С. 194
  5. Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  6. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  7. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  8. . .
  9. . .
  10. . Проверено 25 января 2015. .
  11. . Проверено 2 января 2014. .
  12. . Проверено 10 сентября 2014. .
  13. . Проверено 31 мая 2014. .
  14. . Проверено 16 ноября 2013. .
  15. . Проверено 2 августа 2014. .
  16. . Проверено 6 августа 2015. .
  17. на сайте .

Отрывок, характеризующий Ныроб

В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.

Выкладывал, тогда же хотел и Ныроб выложить. Ведь ездили-то мы туда в один день. Но не выложил. А сейчас спохватился. И решил, что лучше уж поздно, чем никогда.
В Чердыни мы остановились у памятника Ленину и стали спрашивать дорогу в Ныроб. Впрочем, об этом я уже писал. А потом мы долго ехали через проливной дождь, грязь, заросли огромного борщевика. И думали, а не свалится ли нам на голову бревно с проезжающего лесовоза. Раньше, когда я служил в этих краях, такое бывало. Но за двадцать с лишним лет крепления на лесовозах стали надёжнее. А ещё мы думали, а не повернуть ли нам назад, уж слишком мокрым, грязным и гиблым казалось место.
Но любопытство пересилило. И вот, мы въезжаем в Ныроб.

В нескольких постах я уже писал о древней истории Ныроба. Писал и о том, что название Ныроб переводится с коми-пермяцкого как "Поле Носа". Одного из четырёх первых жителей крошечной тогда (в начале 17-го века) деревушки звали Иванко Нос. Впрочем это имя у Белдыцкого упоминается, можете прочесть сами.
А скульптурный портрет того Иванки Носа я тоже как-нибудь выложу. В чердынском музее имени Пушкина этот портрет есть, только вот пост про него я так и не написал.

Мы едем по посёлку. Ныроб - посёлок длинный. Он состоит из трёх частей. У каждой части - своё предназначение. Первая часть называется Люнва. Здесь тюрьмы. Зоны жилые и рабочие. Лесопилки и огромные кучи опила за высокими заборами. Здесь же была и наша часть внутренних войск.

Следующая часть - историческая, деревянная. Собственно Ныроб. Здесь стоят храмы и старинные дома, здесь находится та самая яма, в которой томился Ныробский узник - Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из династии Романовых, тоже Михаила. Здесь же музей. И ещё одна часть посёлка называется Городок. Там стоят довольно большие по деревенским меркам каменные дома, в которых раньше жили офицеры внутренних войск, а теперь живут сотрудники ГУФСИН.


И где-то там же, в Городке было Управление Ныробских лагерей, которое раньше называлось "Ныробспецлес" или Ш-320. Спецлес - потому что там использовали труд "спецконтингента" - заключённых. "Спецлесу" подчинялись тюрьмы и лагеря на огромной территории Чердынского района. Теперь многие из этих тюрем уже покинуты людьми, заброшены.
А мы едем и едем мимо длинных заборов с колючей проволокой и вышками. Говорят, что здесь, в Ныробе живёт людей больше чем в райцентре, в Чердыни. Причём большая часть их живёт здесь, за колючей проволокой.

Проезжаем допотопную заправку, которую построили ещё, наверное, при Брежневе.

И ни одного знакомого места. А ведь я прожил здесь около года, когда служил в армии. Осталось только смутное общее впечатление. Низкорослые северные сосны, дождь, туман и пропитанный водой песок под ногами. Может быть, тут всё изменилось после того, как построили дорогу? Но дорога была здесь и раньше. И насколько я помню, она проходила прямо под окнами нашей части.
Вдруг вижу - почта. Вот. Это именно та почта, куда я ходил получать посылки и переводы из дому. Значит воинская часть совсем недалеко.

И тут я увидел водонапорную башню. В восьмидесятых годах её построил полковник по фамилии Ганаба. И этот офицер словно Демидов в Невьянске решил увековечить с помощью башни своё имя. На каждой грани шестигранной башни он установил щит с одной буквой своей фамилии. Когда я приехал впервые в часть, то сразу увидел эту башню и спросил:
-А что здесь написано?
-Написано "Ганаба", это фамилия нашего бывшего зампотылу.
Вон она, эта башня, совсем немного выглядывает справа из-за забора. Не знаю, сохранились ли на ней те самые буквы. А часть наша была вон там, где белые дома. Сейчас после расформирования той части внутренних войск, которая охраняла заключённых, эти здания принадлежат ГУФСИН. Мы хотели дойти дотуда, но решили, что далеко, дождливо и грязно. И не пошли.

К тому же нам больше хотелось увидеть темницу Михаила Никитича.
Тут из дверей почты вышел пожилой мужчина в серой куртке. Он был единственным здесь человеком кроме нас. И Аля спросила его:
-А где тут храм, где темница Михаила Никитича?
Мужчина только развёл руками.
-Не знаю.
Я заметил на груди этого человека довольно большую беленькую табличку. Человек с табличкой действительно мог не знать, где тут и что. Это был заключённый-бесконвойник. Хоть его уже не держат взаперти в зоне, но скорее всего, он так и живёт тут в этом довольно большом тюремном мирке и нет у него необходимости выходить в посёлок. Он туда и не ходит, вот ничего и не знает.
А я вспомнил, что дорога тут одна, что если ехать строго по ней, то как раз туда, куда нужно и приедешь.

А это ворота зоны. Вон та зелёная дверь служит для пропуска людей в зону. Коричневая дверь ведёт внутрь периметра. Зайдёшь туда и окажешься между двумя высокими заборами. А на воротах для транспорта скорее всего написаны разные грозные предупреждения. "К воротам не подходить, с караулом и заключёнными не разговаривать, ничего им не передавать. Карается тем-то и тем-то".

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Координаты для GPS-навигатора

60.73310432730281, 56.71605600000001

Ныроб на карте

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры — Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают).

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы — забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха. После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни. 22 мая и 19 января в это место совершаются крестные ходы.

Около Ныроба находится самая длинная пещера Урала — пещера Дивья (ее длина 10100 метров).

Как доехать до Ныроба?

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.








OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Выпуск программы «По святым местам». Телеканал «Союз»



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Исторические места и архитектура
  • 3 Население
  • 4 Экономика
  • 5 Культура и досуг
  • Примечания

Введение

Ны́роб - посёлок городского типа, расположенный в Чердынском районе, на севере Пермского края России.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет .

Население 7234 человека (2009) .

Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныроб входит в Перечень исторических городов России.


1. История

Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году .

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

В периоды 27 февраля 1924-10 июня 1931 года и 20 октября 1931-4 ноября 1959 года был центром Ныробского района .


2. Исторические места и архитектура

Никольская церковь

В Ныробе сохранился памятник архитектуры - каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году). Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Фасад отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа.

К западу от Никольской церкви находится Богоявленская церковь (1736). Наружный вид церкви более сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви была гробница и хранились цепи Романова - главная святыня Ныроба . В настоящее время в помещении церкви находится отделение банка.

Часовня над ямой боярина М. Н. Романова

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

До 1917 года помолиться в яме-темнице и припасть к оковам Романова стремились до 6000 паломников в год . В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.


3. Население

По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7 % и 30,3 % соответственно).
По оценке на 1 января 2009 года численность населения пгт. Ныроб составляла 7234 человека.

Численность населения ранее :

  • 476 чел. (1869 год)
  • 896 чел. (1926 год)
  • 7,3 тыс. чел. (2007)

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.


4. Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

5. Культура и досуг

В Ныробе имеется Культурно-досуговый центр, расположенный на ул. Дзержинского, д. 11 [источник не указан 474 дня ] .

Примечания

  1. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm
  2. См. ОКТМО.
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа.
  4. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 г. - www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/Main.htm. Росстат - www.gks.ru.
  5. 1 2 3 4 5 6 Ныроб в электронной энциклопедии «Пермский край» - enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866&idParentObject=1803674775
  6. 1 2 3 4 5 Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  7. «Оценка численности постоянного населения Пермского края на 1 января 2007 года» - www.oblstat.permregion.ru/pub_p/021-01-2007.doc (бюллетень территориального органа Росстата по Пермскому краю)