Комплекс минервы. Минерва — богиня мудрости и справедливой войны. Чему учит Богиня


Богиня Минерва в италийской мифологии - богиня воинственности и молниеносности. Этруски поклонялись ей как богине изобретений, каких-либо открытий, а так же как молниеносную горную богиню.

На самый главный праздник Древних Римлян Quinquatrus , устраиваемое в честь Минервы, указывает тот факт, что она являлась воинственной богиней. Полководцы, после блистательных побед приносили дары и посвящения Минерве, что намекает на ее причастность к богиням войны. Построенный Помпеем на Марсовом поле храм был возведен в честь богини Минервы.

Кроме всего вышеперечисленного данная богиня почиталась как покровительствующая ремеслу и искусству. Минера покровительствовала врачам, поэтам, шерстобитам, ваятелям и другим.

Минерва, в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. Существует предположение, согласно которому культ Минервы имеет фригийские корни. Римляне считали богиню равной Юноне и Юпитеру, она входила в пантеон главных римских богов, так называемую капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии.

В греческой мифологии существует аналог Минервы - Афина-воительница. Так же как и Афина, Минерва была покровительницей военного дела, великие полководцы после сражений приносили ей в жертву часть своих лучших трофеев. Древние римляне приписывали Минерве покровительство врачам, учителям, скульпторам, музыкантам и поэтам. Почитатели богини устраивали празднества в ее честь - квинкватрии, на которых учителя и ремесленники получали плату за обучение детей.

Минерву обычно изображали в доспехах и шлеме с копьем в руках или с совой в одной руке и змеей в другой. Сова - символ ночных размышлений, а змея - символ мудрости. Культ богини был распространен по всей Италии, но лишь в Риме ее чтили за воинственный характер.

Название Minerva может, прибыло от индоевропейского корня "человек", из которого интелект и ум также были получены. Однако у неиндоевропейского народа Этрусков была богиня Менрва, таким образом, название может иметь полностью неизвестное происхождение.

Минерва была дочерью Юпитера и Метиса. Она, как полагали, была девственной богиней воином, покровительница поэзии, медицины, мудрости, торговли, ремесел, и считалась изобретательницей музыки. Как Минерва Медиса, она была богиней медицины и докторов.

Приспосабливая греческие мифы об Афине, римляне сказали, что Минерва не родилась обычным способом, а скорее выпрыгнула полностью вооруженная из мозга своего отца; это изображение очаровало Западных авторов и художников через века.

Овдий называл ее богиней тысячи работ. Минерве поклонялись всюду по Италии, хотя только в Риме она приобрела воинственный характер. Минерва обычно изображается, нося кольчугу и шлем, и неся копье.

В храме на Капитолийском Холме ей поклонялись вместе с Юпитером и Юноной, с которой она сформировала сильную триаду богов Древнего Рима. Другой храм ее был расположен на Холме Авентине. Церковь Санта Мария сопра Минерва основана на остатках одного из ее храмов.

Каждый год с 19 по 23 марта проводился фестиваль Квинкватрия, первично названный фестиваль - Минервы. Этот фестиваль, главным образом, праздновался ремесленниками, но также и студентами. 13 июня праздновался младший Quinquatrus. Минерва, как полагают, является изобретателем чисел и музыкальных инструментов.

Она, как думают, имела этрусское происхождение, как богиня Менрва или Менерва. Позже ее стали сравнивать и сопоставлять с греческой богиней Афиной. В начале 20-ого столетия, Мануель Хосе Эстрада Кабрера, президент Гватемалы, попытался продвинуть Культ Минервы в своей стране. Согласно легенде, игральная карта Дама пик изображает Минерву.

Римляне праздновали ее фестиваль с 19 марта до 23 марта в течение дней, которые называют, Quinquatria, праздник ремесленников. Меньшая версия, Minusculae Quinquatria, проводилась 13 июня, флейтистами, которые особенно отдавали честь ее религии. В 207 году до н.э. гильдия поэтов и актеров была сформирована, чтобы выполнить исполненные по обету в храме Минервы на холме Авентине. Среди других среди его участников был Ливий Андроницус. Храм Минервы на холме Авентине продолжал быть важным центром искусств для большой части средней римской республики.

Минерве также поклонялись на Капитолийском Холме как одной из Капитолийской Триады наряду с Юпитером и Юноной, в Храме Минервы Медики, и в Храме Минервы, последний храм был основан приблизительно в 50 году до н.э. в Помпеии, там где стоит современная церковь Santa Maria sopra Minerva

Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону - По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини, Уни и Менрвы.

Источники: ezoterical.ru, godsbay.ru, romana.su, otvet.mail.ru, zaumnik.ru

Офиты - предвестники гностицизма

Баллада Черных гор

Мегалиты Бретани - тайна предков

Гибель Содома и Гоморры

Битва на Куликовом поле

Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана...

Пифон

Еще юношей отправился Аполлон в поход против Пифона, порожденного злобной Герой, который преследовал его мать, Лето. еще до его...

Японские духи и демоны

Сатори. Буквальнo это переводится кaк Просветление. Сатори изображаются кaк люди среднего ростa, с очень волосатой кожей и пронзительными глазами. Живут сатори...

Старшая из богинь супруга Зевса

Гера, богиня-покровительница брака и родов, верховная богиня древнегреческого пантеона. Гера- третья дочь титана Хроноса и богини Реи, сестра и супруга Зевса. Брак...

Фемистокл

Когда афиняне вернулись в свой город и решили вновь отстроить стены, они столкнулись с сопротивлением спартанцев, которые хотели, чтобы Афины...

Межпланетная станция Эксплорер-35

Эксплорер-35 — американская автоматическая межпланетная станция. запущенная 19 июля 1967 года с мыса Канаверал. ракетой-носителем Дельта DSV 3E1. Спутник летал на...

И его первой супруги Метиды («мысль, премудрость»), которая сама предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной. Юпитер, напуганный таким предсказанием, обратился за советом к Гее (Земле), и та посоветовала ему проглотить Метиду, что он и исполнил. Спустя несколько времени Юпитер почувствовал сильную головную боль; ему казалось, что череп его готов разлететься на куски. Он попросил Вулкана разрубить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Вулкан исполнил его просьбу, как из головы Юпитера вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада (Минерва), «могучая дочь могучего отца», как ее обыкновенно называет Гомер . Несколько древних памятников искусства (между прочими – Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Минервы. Она есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Юпитера.

Это сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как она родилась не от матери, а прямо из головы Юпитера, то ей чужды все женские слабости; она отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти; она – вечная девственница, любимица Юпитера, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне , она поступает против воли отца. Здраво и ясно смотрит она на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Она всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и его жены Пенелопы , руководительницей их сына, Телемаха .

В ней как бы олицетворяется человеческая культура; она изобрела много полезных предметов, как то: плуг и грабли; научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Полагают, что она первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное. Она научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала им все время, пока продолжался их знаменитый поход . Минерва – богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель; этим она отличается от мужского бога войны Марса , которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение.

Бой Марса с Минервой. Картина Ж. Л. Давида, 1771

Минерва является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней; она обладает зорким глазом; древние поэты называли ее «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой». Ею был учрежден афинский ареопаг , и ее почитали, как покровительницу, музыканты, художники и все ремесленники.

Минерва была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения. Сохранилось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена также сова – птица, посвященная этой богине.

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия – Афина Парфенонская. Черты лица этой статуи стали прототипом всех статуй Минервы. Знаменитый ваятель изобразил ее со строгими, правильными чертами: у нее высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Минерва часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что она примирилась с Нептуном , которому была посвящена лошадь (два этих бога спорили за покровительство над Афинами). Минерва всегда носит эгиду с головою горгоны Медузы , она всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный. На одной из античных камей на богине, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей. Иногда на монетах ее шлем украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Она всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие Минервы – копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Юпитера; она также часто держит на руке статую Ники – богини победы. На самых древних памятниках Минерва изображается с поднятым щитом и копьем. Эгида, которую она всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую она прикрепила голову Медузы; эта эгида заменяет ей иногда щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Минерва должна носить эгиду как отличительный признак. На архаических статуях она употребляет эгиду вместо щита; в эпоху золотого века греческого искусства она носит эгиду на груди. Голова Медузы – также один из отличительных признаков этой богини и изображается или на эгиде, или на шлеме. Эта голова должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами богини, когда она появлялась перед ними. На одной фреске, открытой в Геркулануме , богиня одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; она закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Знаменитая статуя Фидия «Афина Парфенонская», была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой – статую богини победы Ники. На шлеме у нее был сфинкс – эмблема божественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом – восемь коней, несущихся во весь опор, – символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками , на обратной стороне – борьба богов с гигантами ; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале.

Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию Павсания , дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Целомудренная богиня Минерва никогда не изображалась древними художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют ее в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса », то это по незнанию древних традиций. До нее никогда не касались стрелы бога любви Амура , который ее всегда избегал и оставлял в покое. Венера , недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упреками. Он оправдывался, говоря: «Я боюсь ее, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у нее на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа, бегу от нее» (Лукиан ).

Минерва нашла однажды оленью кость, сделала флейту, стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие. Но, заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, она, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть. Ее нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого Аполлона на состязание с ним. Он не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Кроме мифа о Марсии с Минервой тесно связаны сказания об Арахне и о первых афинских царях – Кекропсе и Эрихтонии .

Как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).

Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.

Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .

В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.

Напишите отзыв о статье "Минерва"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Минерва

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.

Богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы.

Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались...

Этот упадок не коснулся высокой космогонии Орфея, так великолепно воспетой, хотя и ссуженной Гомером. Виновата была в том природа человека, которой так трудно удержаться на определенной интеллектуальной высоте.

Для великих умов древности боги были не что иное, как поэтическое выражение иерархических сил природы, говорящий образ её внутреннего бытия, и боги эти жили всегда в сознании человечества, как символы космических сил.

Но в мысли посвященных это многообразие богов или сил природы...

1. Природа Италии. Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы высокими Альпийскими горами.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы.

2. Этруски. До...

Амур - (Купидон) бог любви
Аура - богиня ветерка
Вакх - (Бахус) бог виноделия
Коне - бог земли
Луна - богиня ночного света

Марс - бог войны
Рома - богиня
Соль - бог солнца
Уран - бог времени
Фавн - бог лесов животных
Фоне - бог водных источников
Эрот - бог любви
Янус - бог дверей
Бахус - (Вакх) бог виноделия
Борей - бог северного ветра
Веста - богиня очага
Гений - божество
Диана - богиня луны
Карна - богиня подземного мира
Либер - бог плодородия
Палее - богиня скотоводства...

Афина (Минерва, Паллада,Тритогенея, Эргана, Полиада, Промахос, Парфенос) - первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел.

Рождение Афины

Самим Зевсом рождена была богиня Афина. Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок, необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца.

Мойры, богини судьбы открыли ему эту тайну. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя...

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера (Юнона), и златокудрый Аполлон с сестрой Артемидой (Дианой), и златая Афродита (Венера), и могучая дочь Зев-а Афина (Минерва), и много других богов.

Три прекрасные Оры ох-раняют вход на высокий небесный Олимп и подымают закрывающее рата густое облако, когда боги нисходят или возносятся в светлые ертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое без-онное небо, и льется с него золотой свет. Ни...

Вблизи источников Эбра возвышается гора Каукаион. Густые дубовые леса опоясывают ее со всех сторон. Дикие скалы и циклопические камни венчают ее. В течение тысячелетий это место считалось священным. Пелазги, Кельты, Скифы и Геты, изгоняя последовательно друг друга, приближались одни за другими к священной горе, чтобы поклоняться на её вершине различным богам.

Поднимаясь на такую высоту и созидая с таким напряжением в царстве вихрей и молний свой храм, не ищет ли человек все того же единого...

Кем-то когда-то было пущено в оборот положение, будто древние греки пренебрежительно и презрительно относились к физическому труду; и с тех пор эта нелепость безвозбранно гуляет по страницам руководств и изложений, черпающих свои материалы из вторых и десятых рук.

Конечно, и здесь нет дыма без огня; огнем, и притом очень ярким, было мнение писателя-аристократа Платона и некоторых других о неблагоприятном влиянии на умственность человека ремесленной работы, приковывающей его к станку и в то же...

Платон вырос у подножья Акрополя под защитой Афины Паллады, в той широкой долине, обрамленной лиловыми горами и окутанной сияющей лазурью, которая простиралась между Пентеликом с его мраморными боками, Гиметтой, увенчанной благовонными соснами, в ветвях которых жужжали пчелы, и между тихим заливом Элевсиса.

Насколько светла и полна тихой прелести была эта рама, настолько же мрачен и неспокоен был политический горизонт, окружавший детство и юность Платона. Он рос во времена беспощадных...

Минерва Минерва

(Minerva). Римская богиня, соответствовавшая греческой Афине-Палладе. Римляне почитали ее вместе с Юпитером и Юноной в Капитолии, как покровительницу городов, считали ее покровительницей ремесленников, художников, поэтов, музыкантов, учителей и женских рукоделий. Главный праздник ее в Риме назывался Quinquatrus; в нем участвовали все те, кому она покровительствовала, и он справлялся с большой торжественностью. В Риме Минерва почти утратила значение богини войны.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МИНЕРВА

(Minerva), в римской мифологии богиня, входившая наряду с Юпитером и Юноной в т. н. капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Соответствует этрусск. Менрве. Культ М., возможно, заимствован из города Фалерии, где М. издавна почиталась как покровительница ремёсел и искусств (Ovid. Fast. Ill 821). Такова же была её функция в Риме, где храм М. на Авентине стал центром ремесленных коллегий, а их "праздник квинкватр справлялся в юбилей посвящения храма. В 207 до н. э. по ходатайству старейшего поэта и драматурга Ливия Андроника при храме М. была организована коллегия писателей и актёров (Liv. XXVII 37), покровительницей которых стала богиня. Впоследствии её почитали также музыканты, врачи и учителя. М. была отождествлена с Афиной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. В римских провинциях М. отождествлялась с некоторыми туземными богинями: Суль в Британии, Сулевией в Галлии.
в. ш.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Минерва

Богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону(1). В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью(2). Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига(3) с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. (1. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы).) (2. Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру.) (3. Колесница, запряженная четверкой лошадей.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

минерва

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

МИНЕРВА

в римской мифологии богиня, воплощение вечной молодости, покровительствовавшая городам и мирным занятиям их жителей. Особым расположением Минервы пользовались ремесленники, художники и скульпторы, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, с 19-го по 23-е и назыались квинкватрии (quinquatrus, quinquatrua) в них принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини. Также Минерва являлась богиней разума. До сих пор об умных людях говорят "Его напитала сама Минерва"

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Картина П. Веронезе.
Около 1560.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Синонимы :

Смотреть что такое "Минерва" в других словарях:

    Богиня мудрости у афинян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНЕРВА в древности римская богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел, отождествившаяся впоследствии с греч. Афиной (см. это … Словарь иностранных слов русского языка

    В римской мифологии богиня, покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной Минерва составляла Капитолийскую триаду. С кон. 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой Афиной, почиталась также как богиня войны и… … Большой Энциклопедический словарь

    Минерва - Минерва. Картина П. Веронезе. Около 1560 г. Минерва. Картина П. Веронезе. Около 1560 г. Минерва в мифах древних римлян богиня, составлявшая вместе с Юпитером и Юноной так называемую капитолийскую триаду богов, которой был посвящён храм на… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Minerva) староиталийская богиня разума, покровительница искусств и ремесл. С конца III в. до нашей эры государственный культ М. подвергается сильной эллинизации. М. отождествляется с греческой Афиной (см.), перенимает ее атрибуты как богиня… … Литературная энциклопедия

    Богиня искусства и ремесла Словарь русских синонимов. минерва сущ., кол во синонимов: 6 астероид (579) … Словарь синонимов

    - – в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук и искусств, отождествляемая с греческой богиней Афиной Палладой, которая, согласно мифам, родилась из головы Юпитера (греческая параллель его – Зевс), выйдя оттуда во всеоружии – в латах … Словарь крылатых слов и выражений

    МИНЕРВА, в римской мифологии богиня покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной составляла Капитолийскую триаду. Отождествлялась с греческой Афиной и почиталась также как богиня мудрости, войны и городов … Современная энциклопедия

    Минерва, соответствующая греч. Афине Палдаде италийская богинямудрости. Особенно почитали ее этруски, как молниеносную богиню гор иполезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена М.считалась богиней молниеносной и воинственной, на… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Минерва (значения). Минерва. Римская скульптура II века, Museo nazionale del Bardo … Википедия

    Ы; ж. [от лат. Minerva] [с прописной буквы]. В древнеримской мифологии: богиня ремёсел и искусств; позднее (после отождествления с Афиной) богиня мудрости и городов. * * * Минерва в римской мифологии богиня, покровительница ремёсел и искусств.… … Энциклопедический словарь