Орфографический разбор по русскому языку пример. Памятка "орфографический разбор". Что такое серебрение зубов и как проходит эта процедура


В разборе используется упрощенная фонематическая транскрипция, достаточная для определения фонемного состава морфем и принципа орфографии.

Порядок разбора

  1. Запишите слово и выделите в нем морфемы.
  2. Запишите под орфографической записью фонетическую транскрипцию слова.
  3. Обозначьте в слове орфограммы и пронумеруйте их.
  4. Определите тип каждой орфограммы:

а) буквенное обозначение слов (какой буквой обозначить фонему, находящуюся в слабой позиции);

б) употребление строчных и прописных букв;

в) слитное, раздельное или дефисное написание.

  1. Разбор орфограмм типа (а) выполняйте в следующем порядке.

5.1. Под фонетической транскрипцией запишите фонематическую транскрипцию слова. Фонемы, находящиеся в сильных позициях, запишите сразу. Буквы в орфографической записи должны соответствовать сильным фонемам, поскольку в русском языке фонематическая графика . Отметьте каждый случай несоответствия буквы фонеме.

5.2. Выпишите морфему, в которой находится орфограмма № 1, подчеркните орфограмму.

5.3. Подобрав слово, в котором проверяемая фонема данной морфемы попадает в сильную позицию, определите «имя» этой фонемы и впишите ее в фонематическую транскрипцию.

– для проверки фонем в корне слова надо подобрать другие формы данного слова или однокоренные слова (сушки – сушек, короб – коробочка, ворон – ворона);

– для проверки фонем в приставке – слова любой части речи с этой же приставкой (подать – поданный, восприятие – возглас, отпуск – отложить);

– для проверки фонем в суффиксе можно подбирать любые слова с идентичным (не только по звучанию, но также по функции и значению) суффиксом (трудно – легко, клочок – клочки, встретился – начался);

– для проверки окончания следует подобрать слово с тем же окончанием, т. е. аналогичного грамматического класса в точно такой же форме (в речке – в реке, поле – окно, под небом – под окном, красный – большой,).

5.4. Звуки, не проверяемые сильной позицией, обозначьте как гиперфонему.

  1. Определите, какой принцип орфографии послужил основанием для данного написания (сравните орфографическую запись с фонетической и фонематической транскрипцией).
  2. Рассмотрите в таком же порядке все орфограммы в слове.

Образец орфографического разбора

отправляясь

от| правл| я| я| сь

[Λт| прΛвл’| а| ́й| ь| с’]

<от| правл́’| а|́ j | ь| с’ >

  1. 1. о т (приставка); – чтобы узнать, какую фонему представляет звук [Λ], подбираем слово, в котором эта приставка окажется под ударением: Отпуск, Отданы,.Оттепель . Под ударением звук [о ], следовательно, в этой приставке фонема <о >
  2. от- (приставка); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [т ], подбираем слово, в котором эта приставка окажется перед гласным, сонорным звуком или звуком [в]: оТыскать, оТложить, оТрез, оТвод . В сильной позиции звук [т], следовательно, в приставке фонема <т>. Буква соответствует фонеме (а не звуку), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.
  3. 3. –пра вл- (корень); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [Λ], подберем однокоренное слово, в котором корень окажется под ударением: отпрА́вить . Под ударением звук [а ], следовательно, в корне фонема <а >. Буква соответствует фонеме (а не звуку), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.
  4. я (суффикс [ь], т. к. фонема содержится в основе настоящего времени – оставляЮ, оставляЕшь, оставляЙ ); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [ь], подберем точно такую же форму – деепричастие несовершенного вида, суффикс которого оказался бы под ударением: берЯ, несЯ, кричА . Под ударением звук [а], следовательно, в суффиксе фонема <а>. Буква «я» соответствует фонеме <а>, (а не звуку [ь]), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.
  5. с ь (постфикс); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [с], подберем любое слово с возвратным постфиксом, в котором данный звук оказался бы перед гласным. Известно, что этот суффикс имеет форму «-ся », если стоит после согласной фонемы: оделСя, началСя, призналСя . В сильной позиции (перед гласным) звук [с], следовательно, в приставке фонема <с>. Буква соответствует фонеме (а не звуку), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.

РАССКАЗ

РАС| С| КАЗ

[РΛСКАС]

<РОЗ| С| КАЗ>

жд| ёшь

Практическое занятие № 17.

Практическое занятие № 16.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ. ГРАФИЧЕСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ

Теоретические вопросы

1.Грамматические и семантические основы употребления прописных букв.

2.Фонетическое и морфемное членение как основа правил переноса.

3. Другие основания правил переноса.

4.Принципы и типы графических сокращений.

Упр. 41. Раскройте скобки. Устно объясните соответствующими правилами написания прописной и строчной букв. Какие правила лежат в основе этих написаний.

1. В газете опубликован (У,у)каз (П,п)резидента (Р,р)оссийской (Ф,ф)едерации.2.Прошли вступительные экзамены в (Н,н)овгородский (Г,г)осударственный (У,у) университет имени(Я,я)рослава (М,м)удрого.3.В (В,в)еликом (Н,н)овгороде жил (Г,г)ерой (С,с)оветского (С,с)оюза (Я,я)ков (П,п)авлов. 4. На (В,в)олжском (А,а)втомобильном (З,з)аводе выпустили новую модель.5.Выставка картин художника организована в (Г,г)осударственной (Т,т)ретьяковской (Г,г)алерее. 6. Корабль обогнул (М,м)ыс (Д,д)оброй (Н,н)адежды. 7. Астрономы открыли новую звезду в (Т,т)уманности (А,а)ндромеды. 8.В ночале октября страна празднует (Д,д)ень (У,у)чителя. 9. Древнейшими письменными памятниками (Д,д)ревней (Р,р)уси являются (Н,н)овгородская (П,п)салтырь и (О,о)стромирово)Е,е)вангилие. 10. В университете прошли (Л,л)омоносовские чтения.

Упр. 42. Разделите вертикальными черточками слова для переноса. Какие основы лежат в основе этого деления? Подчеркните слова, перенос которых со строки на строку вообще невозможен. Объясните, почему!

Авиация, Азия, апелляция, беззастенчивый, безоговорочный, безударный, больной, братский, визг, детский, заводоуправление, МГУ, можжевельник, мойка, областной, предоставление, предыстория, продлить, рассориться, сверхъестественный, территория, чайка, экспрессия, ЮНЕСКО, Яна, яблоко.

Упр. 43. Выполните графические сокращения слов и словосочетаний. Устно объясните, какими принципами вы руководствовались. Укажите тип каждого графического сокращения.

Город, год, век, страница, почтовое отделение, общество, Санкт-Петербург, Москва, заочное отделение, хорошо, экзамен, зачет, зачтено, русский язык,

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Теоретические вопросы

1.Принципы русской орфографии.

2.Цель и последовательность орфографического анализа

Понятийный аппарат

Орфография. Орфограмма. Принцип орфографии. Морфологический принцип. Фонетический принцип. Исторический (традиционный) принцип. Дифференцирующие написания. Орфографический разбор.

Схема разбора

I. Записать слово, подчеркнуть все орфограммы



2. Назвать каждую орфограмму. Сформулировать правило, которым мы руководствуемся при выборе каждого сомнительного написания.

3.Определить, какой принцип русской орфографии лежит в основе каждого написания..

Образец разбора

1а до вод

2.Первая орфограмма – правописание безударных гласных, проверяемых ударением. В безударном слоге пишется та же буква, что и в ударном слоге однокоренного слова. Проверочное слово сад. В основе написания лежит морфологический принцип, так как фонема корня обозначается одинаково, и не зависит от позиции, в которой она находится.

Вторая орфограмма ‒ соединительная гласная (интерфикс). Пишется во всех случаях одинаково. Морфологический принцип, сохраняется единообразное написание морфемы.

Третья орфограмма – правописание звонких и глухих согласных. Чтобы проверить, какую согласную следует писать, надо изменить слово так, чтобы сомнительная согласная стояла перед гласной. Проверочное слово садоводы. В основе написания лежит морфологический принцип, поскольку при выборе написания не отражаются фонетически обусловленные позицией чередования звуков по глухости/звонкости и в слабой позиции звук обозначается той же буквой, что и в сильной.

1и повник

2. Первая орфограмма ‒ правописание гласных после шипящих.. В соответствии с правилом после согласных Ш иЖ пишется И, а не Ы. Исторический (традиционный) принцип, поскольку выбор написания регламентирован традицией.

Вторая орфограмма ‒ правописание суффикса –ИК. Данный суффикс пишется в существительных в том случае, если гласный суффикса сохраняется во всех формах слова: шиповника, шиповнику, шиповником…Морфологический принцип.

Упр. 44. Выполните орфографический анализ подчеркнутых слов.

Вот и солнце . Ещё никогда, никто ‒ ни человек, ни зверь, ни птица не сумел уловить момента , когда оно появляется , и пометить секунды, когда всё в мире становится из бледного, розового ‒ розово-золотым, золотым. Вот уже золотойогонь пронизал всё: и небо, и воздух, и землю (А. Куприн).

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

  1. две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или гла­голов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

Орфографический разбор (разбор под цифрой 5)

Первая задача - опознать орфограмму .
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м"и]ры, е менять [м"и]нять, я пятак [п"и]так, а [и] часы [ч"и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])...
Распечатайте файл "Фонетический разбор", пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет файл "Орфограммы" (см в документах ).

Вторая задача - выбрать нужное правило .
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи .
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет презентация "Морфемный разбор" (см в документах ).
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже ).
Правила сгруппированные по морфемному принципу (приставка, корень, суффикс, окончания; остальные касаются слитного и дефисного написания, разделительного Ъ и Ь ) есть в файле "Орфограммы" (см в документах ).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами .

Скош енн ая - правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н » пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс -енн -пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный.

Тр а ва, р я дами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)

дож д ь - правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.

пр о ш е л - правописание приставок; правописание о - ё после шипящих в корне

про есть, приставки пра нет

2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (проше дший); зажег, чёрный

о свеж и л - правописание приставок; сочетания жи, ши в корне

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет

2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо

в о кру г - правописание приставок; звонкие и глухие согласные

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет

2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.

В этом году у меня появился новый класс – 5-й, в котором работаю по программе М.В. Панова. Безусловно, осваивать новый учебник сложно: отчасти он меняет наши представления о преподавании русского языка, к тому же учебнику пока явно не хватает заданий на отработку правил, – но вместе с тем и интересно (Сборник упражнений И.А. Громова к этому учебнику уже в печати. Прим. ред. ).

Для программы Панова характерно то, что она требует от учащихся осмысленного, а не механического написания слова, то есть ребенок должен в первую очередь научиться видеть, распознавать орфограмму, уметь ее объяснять и только потом выполнять упражнения, традиционные в нашем понимании, например: “Вставить пропущенные буквы”. Поэтому к каждому уроку я подобрала задания, позволяющие отрабатывать те или иные правила, развивающие орфографическую зоркость. В начале года дети получили памятки для так называемого орфографического анализа текста, по этим памяткам мы и работали первую и вторую четверти, пока не выучили понятия “сильная и слабая позиция”.

Мой класс самый обычный, скорее слабый, чем сильный, и орфографический анализ многим детям помогает увидеть свои ошибки. Мне кажется, что подобную работу можно проводить в любом классе с любым учеником.

Бесспорным достоинством программы Панова является фонемный принцип написания слов. Мне нравится, как вводится правописание приставок. После объяснения сильной и слабой позиции звуков разбирается правописание согласных в корне и приставках, затем – гласных.

Задания могут варьироваться: сделать орфографический анализ или вставить пропущенные буквы.

Подобранные задания могут пригодиться и при повторении орфографии в старших классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Орфографический анализ текста

ПАМЯТКА,
как правильно выполнить орфографический разбор слова

1. Перепишите предложения через строчку.

2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.

Например:

Над безударными гласными – проверочное слово;

Над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;

Над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;

Над глаголом с -тся или -ться – вопрос, на который он отвечает;

Чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;

Чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать);

Чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;

Слитно–раздельно: условия выбора;

Прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть), над наречием пишем, что это наречие;

Если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках).

Мишка взял бутылку, в которой было подсолнечное масло. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли... Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мы пошли к тете Наташе, рассказали ей все, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у нее на огороде выполем. Только пусть она нам кашу сварит. Тетя Наташа пожалела нас: напоила нас молоком, а потом усадила завтракать. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (глагол).

На даче было раздолье! Делай, что хочешь, иди куда хочешь! Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться – так лови рыбу! Когда у мамы закончился отпуск и нужно было собираться домой, мы даже загрустили. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (-тся у глаголов), объясните постановку знаков препинания.

Неужели они не собираются отдыхать? – в ужасе думал Юстас. Он решил немного размяться. Но насладиться покоем ему не удалось. Юстас вскочил в панике и стал спускаться вниз. (К.С. Льюис)

Сильная – слабая позиция согласных по звонкости – глухости

1. В корне

Эти правила не позволяли заменять мытье пола поверхностным маханьем тряпкой.

Пахло недавним дождиком, сырым асфальтом и мокрыми увядшими лопухами.

Переулок был древний, с покосившимися домишками и старинным колодцем.

Мишка ответил все тем же грустным шепотом.

2. В приставке

Больше всех растерян был сам Коптилка: его смутил Кирилкин вскрик.

Не понимал он, что это бесполезно.

Вселенная бесконечна, в ней раздувайся хоть до каких размеров, все равно с Бесконечностью не сравнишься.

Локки взлетел на спинку стула, сделал стойку на руках и от восторга заболтал ногами.

Из речки Голован выбрался и даже раскисшую книжку не потерял.

Зло, к сожалению, рассеяно по всему свету, поэтому с ним так трудно бороться.

“Про это вообще бессмысленно говорить”, – вставил Голован.

Жители здешних кварталов давно не обращали внимания на ребят из “Эспады”.

Начальник этот, исходя из мореходного опыта, рассуждал так.

Дувший с озера ветер вскидывал дым над огненной круговертью.

За это они был назван бессовестным эксплуататором.

Школа в тупике, за которым раскинулся пустырь с остатками разобранных домов.

Этим летом его сделалось не меньше, чем желтого осота и лилового иван-чая.

И цветочек благородно раскидал вокруг созревшие семена.

Коптилка сперва растерялся.

Бурей разнесло фигурное ограждение полубака, расщепило тонкую приставную мачту у грота.

Кирилка закричал звонко и бесстрашно: “Все по местам боевого расписания!”.

Остались над синей водой лишь расщепленные обломки мачт.

Сильная – слабая позиция гласных
(по произведениям В.Крапивина)

1. Чередование гласных в корне

Найдите слова с чередованием гласных, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. Прежняя штурманская нашивка Словко блестела с золотыми ткаными полосками.

2. Раньше он горшков не обжигал.

3. Мы понемногу набирали скорость.

4. Мы часто собирались кружком на носу корабля.

5. Прожектор высветил ряд блестящих бортовых орудий.

6. Они сделаны из такого же твердого пространства, как прижигательные линзы.

7. Ствол заблестел желтой медью.

8. Когда он учился в школе, порядков не нарушал, успехами в учении не блистал.

9. Мы ничем не болели, не обдирались, не расшибались.

1. Он шел среди зарослей и радовался поздним бабочкам и теплу.

2. Митька посеял и вырастил на своей планете высокую траву.

3. “Венерин башмачок” – это большое, не ниже репейника, растение.

4. И вот из космической почвы полез росток.

5. Я за несколько минут залатал парусину и срастил поломанный рангоут.

1. Все подскочили, а Дон поморщился.

2. Утром я заскочил к Миньке на заросшую цветами планету.

3. Там Рыкко вскочил и завопил страшные слова.

4. Про таких, как Аленка, говорят: “Загорала сквозь решето”.

5. Я и правда начал там загорать, только неровно.

6. Доня наморщил лоб и сотворил над своею планетой небесную голубизну.

7. Коптилка наклонил ствол, выкатил оттуда снаряд.

1. Аленкины веснушки сидели на лице равномерно, однако не очень часто.

2. Вероника промокала глаза кончиком тощей косы.

3. На Веронику глянули так, что ее глаза сразу начали намокать.

2. В приставке

Найдите слова с приставками, в которых и – е находятся в слабой позиции, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. К этому имени он привык так же, как ко всей отрядной жизни.

2. Жизнь приучила их, что добросовестно дежурить надо только под присмотром.

3. Ольга велела ему снять рубашку и принялась тонкими стежками рукодельницы пришивать к черному сукну третий треугольник.

4. Пришлось поднапрячься.

5. Теперь надо было приподнять колесо.

6. К багажнику “Камы” было что-то приторочено.

7. В начале сентября ребятам прислали на практику студентку.

8. Чего мне придумывать, если я и так могу.

9. Минька закопал семечко, все полили его из пригоршни.

10. Вот тогда Минька пригласил соседей.

11. Он орал, что обязательно поймает малолетних преступников.

12. А Локки даже пританцовывать стал.

13. Рыкко мог принимать любой облик, мог превратиться в комара или осьминога.

14. Все потерянно и виновато примолкли.

15. Он привык, что по своим придумкам можно строить и мастерить как угодно сражения.

16. Голован придумал большой орден и прицепил мне на рубашку.

17. Вероника стояла на палубе и прислонилась к мачте.

18. Был еще припев, его срифмовала Аленка.

19. Ровный пассат превратился в бешеные вихри космических излучений.

20. За пределами этого шара буря бесновалась по-прежнему.

21. Над площадью поднялся ветер, который пригибал пыльные цветы.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Он пр_жимал его к груди и что-то пр_говаривал.

2. Тебе пр_снилось убежденно сказал я.

3. Мы сидели рядом у Кирилки на щеке трепетала от тепла пр_клеившаяся ленточка бересты.

4. Оказалось что пр_ключения еще не кончились.

5. Когда мы пр_чалили к обломку мачты никакого корабля уже не было.

6. Собаки были добродушные поиграли с нами поласкались но не пр_ставали к нам.

7. Я несколько часов пр_лаживал обратно реи пр_тягивал к ним новые тросы и канаты.

8. Я сипло закричал Пр_готовиться к постановке парусов!

9. Все поняли что он хотел сказать о пр_дательстве.

10. Первое время не оставляли его одного чтобы не плакал по ночам а потом он пр_жился.

Работа с текстом

“Чудеса не понарошку”

2) – Мама, а я придумал, как сделать так, чтобы ты все успела! – радостно сообщил он.

3) – Я тоже, – сказала мама, – для этого нужно, чтобы ты не вертелся у меня под ногами, когда я занята, и убрал бы за собой игрушки.

4) “Вот всегда так с этими взрослыми. 5) Нельзя поговорить ни о чем серьезном. 6) Сразу им в голову лезут всякие пустяки вроде неубранных игрушек”, – с досадой подумал Митя, но решил предпринять еще одну попытку.

7) – Я научное открытие сделал.

8) – И какое же?

9) – Оказывается, время не одно, а их много.

10) – Кого много?

11) – Времен. 12) Ведь бывает же время быстрое, так что не успеешь оглянуться, а оно уже пролетело, а бывает медленное, что тянется и тянется?

13) – Бывает, – согласилась мама.

14) Вот я и придумал, что надо просто сделать такой прибор, чтобы можно было включать время, какое захочешь. 15) Например, включишь медленное время и все успеешь сделать!

16) – Вот если бы сделать такой прибор, чтобы ты хотя бы на уроках от своих фантазий отключался, – сказала мама.

17) Вдруг она принюхалась и бросилась к духовке:

18) – Ой! У меня все горит! 19) Пошел бы ты погулять!

(Т.Крюкова)

1. Выпишите предложения с прямой речью.

2. Предложения, выделенные курсивом, переделайте в предложения с прямой речью.

3. Из предложения 1 выпишите слова с гласными, которые стоят в слабой позиции, поставьте их в сильную.

4. Из предложений 1, 2 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по звонкости–глухости.

5. Из предложений 14, 15 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по твердости–мягкости.

Е.В. ДАВЫДОВА,
г. Сочи