Отечественная психология предмет исследования. Отечественная психология. III. Методы обработки результатов


4 страница. 138. Предметом отечественной психологии является

138. Предметом отечественной психологии является …

Поведение

Сознание

139. Свойство, отличающее живую материю от неживой, называют …

Чувствительностью

Научением

Рецептивностью

Раздражимостью

140. Австрийский анатом Ф. Галль предложил __________, в которой попытался разместить все умственные качества, разработанные психологией способностей.

Модель анализа поведения

Теорию локализации мозговых функций

Карту головного мозга

Теорию локализации органов чувств

141. Установите соответствие между основными понятиями психоаналитического направления и их определениями.
1. Либидо
2. Архетипы
3. Компенсация

2 формы, организующие и канализирующие психологический опыт индивида

1 специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни

чувство неполноценности специальный механизм, помогающий развитию стремления к превосходству, вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим

3 бессознательное чувство тревоги, беспокойства, доминирующее в структуре личности

142. Л. С. Выготский связывал кризис 7-и лет с утратой детской непосредственности и возникновением …

Внутренней позиции

Обобщения переживаний

Самоопределения

Сравнения себя с другими людьми

143. Одним из самых легких, но опасных способов достижения взрослости в подростковом возрасте является …

Социальная зрелость

Подражание внешним признакам взрослости

Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины»

Интеллектуальная взрослость

144. Потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлении дружбы и любви называется …

Апперцепцией

Аттракцией

Аффилиацией

Эмпатией

145. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, является …

Флегматиком

Холериком

Сангвиником

Меланхоликом

146. Идея о _________ характере восприятия принадлежит известному физиологу И. Мюллеру.

Рефлекторном

Цветовом

Рецепторном

Символическом

147. Основателем метода формирующего эксперимента является …

П. Я. Гальперин

А. Гезелл

Л. С. Выготский

М. Я. Басов

148. В основе теории рекапитуляции С. Холла лежит закон …

Гетерохронности

Социогенеза

Биогенетический

Сохранения незавершенных действий

149. Эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления называется …

Убеждением

Интересом

Установкой

150. Свойства и особенности раздражителей являются факторами, обусловливающими _______ внимание.

Послепроизвольное

Непроизвольное

Произвольное

Внутреннее

151. Самообладание, скромность, достоинство, строгость относятся к чертам, характеризующим отношение личности к …

Обществу

Другим людям

152. Установите соответствие между научными психологическими течениями и областями их исследования.
1. Когнитивная психология
2. Гештальтпсихология
3. Гуманистическая психология

3 целостная личность, способная к созиданию, реализации своего уникального потенциала

ПСИХОАНАЛИЗ неосознаваемые побудители сознательных действий

2 сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур

1 познавательные процессы

153. К механизмам взаимопонимания в процессе общения относятся _______ и _______.

Визуальный контакт

Жестикуляция

Идентификация

154. Установите соответствие между компонентами структуры личности и их содержательными характеристиками.
1. Способности
2. Темперамент
3. Характер
4. Мотивация

4 совокупность побуждений к деятельности

2 динамическая характеристика психических процессов человека

3 качества, определяющие отношение человека к себе, другим людям и к миру

1 индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности

социальную установку человека субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности

155. Установите соответствие между познавательными психическими процессами и характерными для них свойствами.
1. Внимание
2. Ощущение
3. Восприятие

3 константность

ОБЩАЯ ДЛЯ ВСЕХ динамичность

2 интенсивность

1 устойчивость

156. Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление …

Самосознания

Темперамента

Задатков

Устойчивого образа «Я»

157. Первоначальную концепцию детерминизма изменили ________ и ________, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека.

Аристотель

Р. Декарт

Д. Гартли

158. Психолог Освальд Кюльпе является основателем и представителем _____ школы психологии.

Лейпцигской

Чикагской

Берлинской

Вюрцбургской

159. Установите соответствие между теориями гуманистического направления и подходами к рассмотрению личности.
1. Теория личностных черт
2. Теория самоактуализации
3. Психотерапевтическая теория
4. Экзистенциальная теория

Эпигенетическая концепция Эриксона рассматривает личность с точки зрения ее цельности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором человек живет

4 рассматривает личность с точки зрения учения о стремлении к смыслу

1 Рассматривает личность как открытую и саморазвивающуюся систему

3 рассматривает личность с точки зрения иерархии потребностей, приоритета бытийных или дефициентных потребностей

2 рассматривает человеческую личность с точки зрения ее ценности и уникальности

160. Установите соответствие между понятиями и их содержанием.
1. Развитие психики
2. Созревание
3. Научение

СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения

2 запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом

1 закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях

3 процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленного или стихийного

161. Установите соответствие между отдельными стадиями психосоциального развития по Э. Эриксону и видами ритуалов.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие
2. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность
3. Юность: эго-идентичность / ролевое смешение

3 импровизационная ритуализация

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ драматическая составляющая ритуала

1 взаимное узнавание

2 совершенство исполнения

162. К особенностям развития речи ребенка раннего возраста относятся …

Переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи

Снижение показателей ситуативности и нарастание черт контекстности речи

Первое языковое «открытие»: ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название

Возникновение новых форм речи: указания, оценки, согласование действий

163. Открытие своего внутреннего мира в юношеском возрасте связано с (со) …

Осознанием внешнего мира

Осознанием своих чувств, сопутствующих действиям

Осознанием себя во внешнем мире

Способностью погружаться в свои переживания и наслаждаться ими

164. Прием самовоспитания, при котором происходит систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий, называется …

Самопознанием

Самообязательством

Самоотчетом

Самоконтролем

165. Установите соответствие между уровнями поведения и их характеристиками.
1. Таксисы
2. Инстинкт
3. Научение

2 совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека

3 процесс и результат приобретения индивидуального опыта

1 врожденная ориентация движений низкоорганизованных животных

РЕФЛЕКС ответ организма на внешнее воздействие, опосредованный нервной системой

166. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, по крайней мере, в двух формах: ________ и ________.

Позиционные мотивы

Широкие социальные мотивы

Личностные смыслы

167. Установите соответствие между компонентами структуры личности (по К. К. Платонову) и их содержанием.
1. Подструктура направленности
2. Подструктура социального опыта
3. Подструктура форм отражения

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТУКТУРА типологические свойства личности, половые, возрастные особенности, патологические изменения

2 знания, умения, навыки, привычки

3 индивидуальные особенности психических процессов

1 отношения и моральные черты личности

168. Установите соответствие между механизмами создания новых образов и их характеристиками.
1. Агглютинация
2. Гиперболизация
3. Схематизация

3 сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов

2 увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей

ТИПИЗАЦИЯ выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях

1 присоединение частей или свойств одного объекта другому

Мировоззрении

Интересах

Индивидуальных особенностях психических процессов

Возможностях

170. Установите соответствие между составляющими механизма психического развития и их характеристиками.
1. Социальная ситуация развития
2. Ведущая деятельность
3. Психологическое новообразование

КРИЗИС сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка

1 та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни

2 та деятельность ребенка, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития

3 психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка

171. Понимание природных явлений дошкольниками по аналогии с деятельностью человека называется …

Анимизмом

Реализмом

Артификализмом

Эгоцентризмом нравственные нормы, убеждения и жизненные цели

4 способность личности к созиданию

178. Установите соответствие между закономерностями ощущений и их характеристиками.
1. Адаптация
2. Сенсибилизация
3. Явление контраста

1 изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям

СИНЕЗТЕЗИЯ возникновение под влиянием одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора

2 обострение чувствительности вследствие изменения условий организма или в результате взаимодействия анализаторов

3 изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя

179. Успехи человека в различных видах деятельности обуславливают его индивидуально устойчивые свойства, которые определяются как …

мотивация

темперамент

способности

характер

180. Важнейшей задачей возрастной психологии является …

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого

Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека

Прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования

Контроль за ходом и динамикой психического развития

181. Установите соответствие между стратегиями формирования психических процессов и их разработчиками.
1. Культурно-историческая концепция
2. Теория деятельности
3. Концепция учебной деятельности

3 Д. Б. Эльконин

Дата публикования: 2015-01-24 ; Прочитано: 1476 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

В первые годы советской власти отечественная психология развивалась во взаимодействии с мировой психологической наукой. При наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуют практически те же закономерности: рост интереса к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. Например, в области психологии трудовой деятельности возникает одно из направлений практической психологии – психотехника, в области психологии обучения – педология, в области общей психологии – реактология и т.п.

Но позже в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке этим путем можно достигнуть истинно научных психологических знаний с целью обеспечить передовые позиции советской психологии перед зарубежной. Реализация официальной установки потребовала активного применения административных методов. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) и Объединенная научная сессия АН СССР и АМН СССР, посвященной павловскому учению (1950) на долгие годы затормозили развитие отечественной психологии.

К началу 60-х гг. психологии была отведена роль раздела в физиологии ВНД и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это отрицало психологию как самостоятельную науку. Запрещены почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. Но вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижничеству многих ученых-психологов были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Вклад в мировую психологию сделали советские ученые: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, П.И. Зинченко и др. Прежде всего, этот вклад обусловлен разработкой деятельностного подхода как самостоятельного направления в психологии.

Деятельностный подход или теория деятельности - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (Тема № 6).

Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основной предмет исследования - деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.



Главное положение: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого в 30-х гг. С.Л. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности» . Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривают как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

А.Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. А.Н. Леонтьев совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна предмет анализа - психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований через деятельность. В соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирование в результате свертывания «внешней» практической. Согласно принципу детерминированности психики: внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предмет анализа - деятельность. Психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, потому что сама психика является формой предметной деятельности. В соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий по механизму интерирризации. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями.

В дальнейшем исследования в отечественной психологии проводились в рамках деятельностного подхода. Было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Но далее все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике – свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, прозвучала в книге Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (1968) и получила большее признание.

Пусковым моментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества. Наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств. Иначе говоря, психология была востребована системой производительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов – технике.

Начало «прорыва» психологии в производство было заложено в психологической школе ЛГУ, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1959 г. Б.Ф. Ломов создает лабораторию инженерной психологии, где была проделана огромная работа по становлению инженерной психологии как психологической отрасли, проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и др. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Активизация инженерной психологии имела резонанс во всех психологических направлениях. Наиболее восприимчивым оказалось социально-психологическое направление. В 1962 г. Е.С. Кузмин создал в ЛГУ первую в стране лабораторию социальной психологии.

Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки для жизнедеятельности общества. Возникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не могла выйти на качественно новый уровень.

Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственном университетах создало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Психологию включили в официальный классификатор наук, создан Институт психологии АН СССР и система подготовки психологических кадров, психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.

Следующий этап развития отечественной психологии – это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов в результате смены общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Т.о., прогресс психологии зависит от потребностей общества в психологическом знании и его практической полезности и обусловлено уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.

В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, ко­торая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только раз­личных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие дру­гие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину ми­ра, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее вре­мя. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

Ø смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

Ø смещение акцентов с объяснения на описания;

Ø от всеобщности к уникальности, неповторимости;

Ø с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобра­зованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнени­ем предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и тех­ническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на обще­принятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

1) уровень философской методологии;

2) уровень методологии общенаучных принципов исследования;

3) уровень конкретно-научной методологии;

4) уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа че­ловека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъ­ект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную фило­софскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интере­сов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потен­циал таких образов человека, как:

1) «человек- ощущающий» (интроспективная психология);

2) «человек- потребность» (психоанализ 3. Фрейда);

3) «человек- «стимул-реакция»(поведенческая психология);

4) «человек-деятель» (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и др.);

5) «человек-целостный феномен» (В. М. Бехтерев, Б. Г.Ананьев, А. А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую

очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л. С. Выготский, рассуждая о при­чинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него - опора на философию и прак­тику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конст­руктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектиче-

ское единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, - судьба и удел... психологии».

2. Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение сово­купности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют опреде­ленную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целост­ность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках об­щей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгорит­мов и технологий.

3. Конкретно-научный уровень методологии - уровень конкретной науки - психоло­гии. Данный уровень, согласно взглядам Л. С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень - это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень - уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть соз­даны несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня - это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня - это психологические школы - конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:

1) ощущения (ассоциативная психология);

2) фигура-фон (гештальтпсихология);

3) реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);

4) установка (школа Д. Н. Узнадзе);

5) поведенческий акт (бихевиоризм);

6) обратимые операции (школа Ж. Пиаже);

7) значения, переживания (школа Л. С. Выготского);

8) предметная деятельность (школа А. Н.Леонтьева);

9) ориентировочная основа деятельности (школа П. Я. Гальперина);

10) действие, акт отражения (школа С. Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая спо­собность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «не протяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии - это история разрешения противо­речий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение - это использование научных категорий, по­нятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельно­сти, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К. К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутрен­ними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие законо­мерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психо­логии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». По­скольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объ­яснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».

ЛЕКЦИЯ 3

Тема: ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие о психике человека

2. Развитие психики

3. Психическое отражение и деятельность человека

4. Деятельность и психика

5. Функции психики

6. Механизмы психики человека

7. Психика и организм.

8. Эволюция мозга человека

Понятие о психике

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как во­прос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.

Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру су­ществования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким обра­зом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, фор­ма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой экви­валент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологиче­ского аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бы­тие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется че­ловек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.

В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена со­став атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место по­ставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. От­куда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.

Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.

Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и со­циального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?

Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубин­штейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написан­ное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осу­ществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной де­терминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодей­ствия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.

Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информаци­ей. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное рас­положение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - матери­альна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация по­пала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель пси­хики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это суб­страт, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собст­венную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонталь­ной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессозна­тельное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

Развитие психики

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психоло­гии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и фи­логенез. Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle - род, вид, племя, genos - происхождение) - историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повто­ряет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раз­дражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

Ø системность,

Ø целостность,

Ø нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровне­вую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение раз­ного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из законо­мерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории пси­хофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое состав­ляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возни­кают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное каче­ство мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека - психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), че­ловеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

1) внешний мир, природа, ее отражение;

2) полноценная деятельность мозга;

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последова­тельно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), спо­собы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется.

На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при силь­ном влиянии среды.

Отечественная психология, как наука начала развиваться в конце XIX - начале XX веков, она имеет естественнонаучное направление и следует традициям, идущим еще от М.В. Ломоносова.

Исследовательская работа В.М. Бехтереву, невропатологу, психологу, психиатру, позволила создать ему направление в психологии, которое называется "рефлексология".

В.М. Бехтерев, создал В России первую экспериментально-психологическую лабораторию и Психоневрологический институт, в котором осуществлялись комплексные исследования человека. В дальнейшем, традиции комплексного подхода были развиты отечественным психологом Б.Г. Ананьевым. Рефлексология стремилась быть объективной наукой и, поэтому, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке этот подход связан с именем И.М. Сеченова Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: МПА, 1994. - 152 с..

И.М. Сеченов определял психологию как науку о происхождении психической деятельности, к такой деятельности он относил память, восприятие, мышление и т.п. И.М. Сеченов считал, что психическая деятельность строится также как и рефлекс, которая включает в себя после восприятия среды и его переработки головным мозгом ответную работу двигательного аппарата.

В трудах Сеченова впервые в истории психологии предмет данной науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1996. - 496 с.. И.М. Сеченов считал, что именно поэтому для психологии единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод.

В отношении русской психологии, которая следовала в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, "чистого сознания". Вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов. Получалось, что "объективная психология" отбрасывала "субъективную". Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова, оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: МПА, 1994. - 152 с..

Парадигмы отечественной психологии:

  • · материя первична, а сознание вторично;
  • · психика есть свойство высокоорганизованной материи, а именно - сложно организованной нервной системы;
  • · сущность психики состоит в отражении окружающей действительности и активном воздействии на нее;
  • · в процессе эволюции возникло сознание - высший этап развития психики;
  • · психика и сознание социально обусловлено.

В России, в советский период, в первые 15-20 лет власти, произошел взлет наук, таких как биология (особенно в генетика), математика, физика, лингвистика. Особенно большой прорыв произошел в психологии, появились новые направления: педология (психология обучения), психотехника (психология трудовой деятельности), также проводились работы по зоопсихологии, дефектологии, судебной психологии.

Одним из наиболее важных направлений, которые сформировавшихся в 20-30 годах, стала "культурно-историческая теория", основоположником которой является Лев Семенович Выготский. Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и других науках, таких, как педагогика, дефектология, языкознание, культурология, искусствознание Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. - 376 с..

В концепции Л.С. Выготского, важным является то, как он относился к проблеме взаимосвязи развития и обучения. В концепции рассматривается вопрос, должно ли обучение идти за развитием ребенка или же, наоборот, развитие должно идти за обучением. Л.С. Выготский считал, что все-таки развитие должно идти за обучением, это представление было раскрыто им в понятии "зона ближайшего развития". Л.С. Выготский определил, что существует расхождение в решении ребенком задач, какие-то задачи ребенок может решить сам, а есть задачи, которые он может решить только под руководством взрослого. Л.С. Выготский подчеркивает, что общение ребенка с взрослым, это путь развития одного через другого, и это является основным.

Обучение - это созданное, особым способом общение. Общение с взрослым, усвоение способов обучения под руководством взрослого - это ближайшее будущее развития ребенка, то есть зона ближайшего развития. Обучение, которое на ступень выше развития, является результативным.

С именем ученого-психолога А.Н. Леонтьева связано развитие "теории деятельности". Он являлся учеником Л.С. Выготского, и поэтому он начал развивать важнейшие идеи своего учителя, уделяя больше внимания - проблеме деятельности, так как считал, что эта тема бала менее разработанной Л.С. Выготским.

Общий принцип А.Н. Леонтьева в своем подходе, является таким - в процессе интериоризации внешней практической деятельности, возникает внутренняя психическая деятельность и имеет тоже строение.

Из этого положения следует:

  • · при изучении практической деятельности, человек осваивает и закономерности психической деятельности;
  • · управляя организацией практической деятельности, человек управляет организацией внутренней, психической деятельностью.

Кроме А.Н. Леонтьева, к данной школе принадлежат также и другие ученые, исследуя другие области психологии:

Основателем другой отечественной психологической школы является С.Л. Рубинштейн, который разработал деятельностный подход при рассмотрении принципа "творческой самодеятельности". Он считал, что любая деятельность является самостоятельной и творческой.

Любая деятельность является самостоятельной и творческой - это одна из самых важных мыслей С.Л. Рубинштейна: "...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого" Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: "Питер", 2000, - 712 с.: ил.

Если для школы Л.С. Выготского основным является процесс интериоризации, а в теории С.Л. Рубинштейна основным является действие, "проникающее" в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: МПА, 1994. - 152 с..

С.Л. Рубинштейн, считал, что деятельность выводит человека в мир и, творя мир, чловек творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Различия С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в подходах к рассмотрению деятельности:

  • · А.Н. Леонтьев - деятельность является универсальным объяснительным понятием;
  • · С.Л. Рубинштейн - не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.

Школы С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского являются крупными школами в отечественной психологии.

Важным направлением в советской психологии явилась "теория установки" Д.Н. Узнадзе, он рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы, так как его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении. Любое поведение, по мнению Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на "пустом месте". Центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность - является основой целесообразной избирательной активности человека Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию "психолог": Учеб. пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 464 с...

"Теория отношений", созданная В.Н. Мясищевым, представляет особый подход в условиях марксистской методологии к проблемам личности. В.Н. Мясищев считал, что принцип изучения объектов природы в процессе взаимоотношений с окружающим миром, есть главный принцип ее изучения.

Психическая деятельность человека проявляется из его отношения к окружающему миру. В таких отношениях человек является субъектом, осознанно преобразующего действительность. Отношения человека - система индивидуальных, сознательных, избирательных, связей личности с различными сторонами объективной действительности.

В.Н. Мясищев предполагал, что психические процессы, состояния, отношения, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге - основные стороны психической жизни. Система отношений - психологическая основа личности, через это понятие в теории В.Н. Мясищева, стал возможен анализ различных психических явлений.

Б.Г. Ананьев выступил инициатором комплексных исследований, и выступил с идеей создания новой, особой дисциплины - человекознания, которое включает в себя данные психологии, медицины, антропологии, физиологи и других наук о человеке, тем самым развивал отдельные положения в психологии В.A. Бехтерева.

Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений:

  • · анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;
  • · изучение человека, как биологического вида;
  • · изучение человека как личности;
  • · анализ проблем человечества.

Таким образом, мы раскрыли некоторые основные психологические направления отечественной психологии, которые определяют проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Кроме того осветили основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем.

Представители:

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт

Предмет изучения.

Психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи.

Практика.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Аналитическая психология.

Представители:

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Практика.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

Индивидуальная психология.

Представители:

А.Адлер, З.Фрейд.

Предмет изучения.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

    дифференциальная психология

    исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей.

    одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.