Прибаутка федул что губы надул. Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора. Конкурс “Всех скороговорок не перескороговоришь”


Прибаутки для детей очень нужны и важны. Ведь прибаутки не только помогают развлечь и развеселить малышей. Если деточки капризничают или расстроены, прибаутки помогают деточек утешить и успокоить. А еще детские прибаутки помогают малышам знакомиться с окружающим миром. А поскольку такое знакомство происходит в процессе игры, то для малышей оно интересно, увлекательно и приятно. А, значит, и эффективно.

Ну и давайте еще окончательно определимся — что же это такое: детские прибаутки ? Прибаутки - это смешные коротенькие рассказы для детей. Они очень похожи на небольшие сказки в стихах. Поэтому в прибаутках, как и в сказках, часто используются различные фольклорные персонажи.

Между прочим, прибаутки — это не только продукт народного творчества. Посмотрите, например, написанные А. Прокофьевым

Мальчик-пальчик. (детские прибаутки)

Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
***

Зайчишка-трусишка. (Прибаутка для детей)

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл, -
Сидит, грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Туру-туру-туру-ру!
Во сыром тёмном бору
Сидит филин на дубу
Да играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу:
Бу-бу-бу-бу!
***
Идёт кузнец из кузницы,
Несет кузнец два молота.
Тук, тук, тук,
Да ударил разом вдруг.
***
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Пётр что делает?
— Да на печи лежит.
***
Гуля, гуля-голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Сам на лошадке
В красной шапке,
Жена на баране,
В красном сарафане.
Дети на телятах,
Слуги на утятах.
***
Сенька — везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком!
***
Курочка-ряба
Всё овес толкла,
Просо сеяла,
Горох веяла.
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Вскочил к Маше на шесток,
Уклюнул блинок.
***
Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей-воришка
Залез в амбаришко, -
Клевать просо
Своим носом.
***
-Девица, девица,
Сходи по водицу,
-Я волка боюсь,
Я лисицы боюсь,
Я медведя боюсь.
-Волк на работе,
Лиса на болоте
Платьице мыла,
Валек опустила.
Сама-то смеётся,
Хохолок трясётся.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
***
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
***

Кошкин дом (детские прибаутки)

Тили-тили, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Побежала на базар.
Рассказала про пожар.
На базаре мужики
Поскидали армяки,
Лаптями затопали,
Бадьями захлопали.
Поднялся кругом содом:
Тушить помчались кошкин дом.
С лейкой через улицу
Бежит рябая курица.
Лягушка прыгает с ведром.
А за ней петух с багром;
Задели за трубу багром
И растащили кошкин дом.
Скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька -
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Они сели рядком,
Посидели ладком.
Настала ночь -
Улетели прочь.
***
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А ещё хочешь?
— Хочу!
Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес-дуброву.
— Что там делал?
— Кору драл.
— Куда клал?
— Под колоду убирал.
***
Зайчик, ты зайчик,
Коротеньки ножки,
Сафьянны сапожки!..

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по устному народному творчеству;
  2. Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;
  3. Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.

Оборудование: макет паровозика, занимательный и иллюстративный материал, маршрут путешествия, выставка книг по устному народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели.

Сегодня мы отправляемся в трудное, но увлекательное путешествие – в мир устного народного творчества. А совершим путешествие на сказочном паровозике. Наш маршрут пройдет по станциям:
“Пословицыно”
“Загадкино”
“Небылицы”
“Егоркины скороговорки”
“Сказки”

3. Повторение. Жанры устного народного творчества.

Чтобы попасть на наш сказочный паровозик, вы должны определить среди произведений устного народного творчества загадку, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку, пословицу. (Названия жанров представлены на карточках на доске.)

1-й ученик:

Учись доброму, худое на ум не пойдет. (Пословица.)

2-й ученик:

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы.
Поводи поди-ка ты! (Считалка.)

3-й ученик:

Белая вата поплыла куда-то. (Загадка.)

4-й ученик:

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон. (Колыбельная песня)

5-й ученик:

Сшила Саша Саньке шапку. (Скороговорка)

6-й ученик:

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– Аеще хочешь?
– Хочу! (Прибаутка)

Молодцы! С заданием справились. Итак, начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
Дети под музыку выполняют движения:
– Завести моторы!
– Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5!
– Ту-ту! Поехали!

4. Путешествие в мир устного народного творчества.

Станция “Пословицыно”

– Прочитайте пословицу:
Пословица – всем углам помощница.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы детей.)

1-й ученик: Пословица – жанр фольклора, краткое изречение, которое заключает в себе какое-то поучение.

2-й ученик: Пословица советует, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Викторина пословиц.

– Продолжи:

  1. Кто много читает …(тот много знает).
  2. Поздно встанешь … (мало сделаешь).
  3. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Игра. По двум словам отгадать пословицу.

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень.)
  2. Труд – лень (Труд человека кормит, лень портит.)

Станция “Загадкино”

Появляется девочка – Загадка.

– Со страницы книжки
В гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась, и случилась так,
Что на куски разбилась,
Не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте,
Помните меня и знайте!

Игра. Из слов, написанных на карточках, сложить загадку и разгадать ее.

Над коромысло повисло красное рекой

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Девочка – Загадка:
– Ребята, а вы знаете загадки?
Давайте проведем конкурс “Кто больше знает загадок?”
(Дети загадывают друг другу загадки.)

Станция “Небылицы”

– А сейчас встречайте:
К нам идут два брата,
И оба с Арбата
Фома да Ерема.

Дети читают небылицы в лицах.

Фома и Ерема (вместе) : Здрасьте! А вот и мы оба, Фома да Ерема.

Фома:

Потешки услыхали, к вам, ребята, прибежали,

Ерема:

Мы ребята удалые.

Фома:

Мы ребята озорные.

Фома:

В общем, прекрасно живем!

Ерема:

Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы.

Фома:

А ну, Ерема, присядем у ворот.
Да потешим народ.
(Оба садятся.)

Ерема:

Фома:

Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой.
Ерему поднимали –
Животы-то надорвали.
(Отворачиваются друг от друга.)

Ерема (толкает Фому) : Начинай!

Фома: Нет, ты начинай!

Фома и Ерем а (вместе) : Вместе начнем, а вы подпевайте!

Фома поет частушку:

По Кетовской улице
Едет кот на курице.

Дети:

А лиса на петухе,
А Ерема на свинье!

Ерема (проговаривает):

Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из-под собаки лают ворота!

Дети:

Чепуха,чепуха!
Это просто враки.
И Ерема, и Фома –
Мастера на враки!

Ерема:

Полно вам, ребята,
Попусту болтать.

Фома:

Лучше вам, ребята,
Выйти и сплясать!

Физкультпауза.

(Исполняется танец под русскую народную песню “На горе-то калина”.)

Станция “Егоркины скороговорки”

Ученик:

Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растет трава
На траве лежат дрова” –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь.

Конкурс “Всех скороговорок не перескороговоришь”.

Класс делится на две команды.
Учитель сообщает на ухо скороговорки первым игрокам (по типу игры “Телефон”).
Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу скороговорок.

Скороговорки:

  1. Отвори, Варвара, ворота.
  2. Проворонила ворона вороненка.

Станция “Сказочная”

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

– Как вы понимаете смысл этих слов?

Ученик:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки…

Появляются в костюмах Сказочник и Сказочница.

– Отгадайте, как нас зовут.

Сказочник: Мое имя такое же, как у героя сказки “По щучьему велению”. (Емеля.)

Сказочница: А мое имя такое, как у героини сказки “Царевна – лягушка”. (Василиса Прекрасная.)

Игра “Доскажи словечко”

Сказочник:

Жили-были семь ребят –
Белых маленьких (козлят)
Мама их любила
Молочком (поила).
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый (волк).
Шкуру белую надел
Нежным голосом (запел).
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам (принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
(“Волк и семеро козлят”).

Сказочница: А с моим заданием справитесь? Здесь зашифрованы названия сказок. Расшифруйте их.

“БККЛООО” (“Колобок”)

“ЕЕТКОМР” (“Теремок”)

Сказочник: Молодцы! А теперь попробуйте закончить “крылатые” выражения, встречающиеся во многих сказках.

  1. Поди туда – не знаю куда,… (принеси то – не знаю что).
  2. Скоро сказка сказывается,….(не скоро дело делается).
  3. Я там был, мед-пиво пил, (по усам текло, да в рот не попало).
  4. В некотором царстве,………..(в некотором государстве).

– Ребята, а сейчас нам пора возвращаться. Займите свои места и в путь.

5. Итог урока:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали и назовем жанры фольклора.
Молодцы! До новых встреч!

Ольга Романовская
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»

Цели :

Образовательные : познакомить с характерными чертами русского народного фольклора ;

закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие : развивать любознательность, речевые умения.

Воспитательные : воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, чтение

художественной литературы.

Словарная работа :

Активизация : потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, народные игры.

Обогащение : фольклор .

Предварительная работа : знакомство с жанрами и видами русского народного

творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок) .

Оборудование : маршрутная карта, письмо, снежинки картинки со сказочными

персонажами, проектор.

Ход занятия

Организационный момент :

Воспитатель : Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём ?

Дети : Россия.

Воспитатель : Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах ?

Чем она богата?

(Ответы детей : знаменита самоварами, пряниками, оружием, промыслами, народными

игрушками.)

Воспитатель : А чем еще знаменита Россия, Вы узнаете, отгадав загадку :

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. Матрешка)

Воспитатель : А ещё наш край богат фольклором . А вы знаете, что такое фольклор .

(Фольклор народное творчество , чаще всего именно устное; художественная

коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь.)

Дети : Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки,

игры, хороводы, сказки.

Воспитатель : А кто их сочинил?

Дети : Народ :

Основная часть :

Воспитатель :

Как у нас уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни - шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо) .

Воспитатель : Дети, нам письмо принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем и

узнаем, от кого оно.

(Воспитатель открывает письмо , достаёт маршрутную карту).

Воспитатель : Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает) .

Здравствуйте, дорогие внучата! Знаю, что вы очень любите сказки и хотите попасть в гости к моей сестрице Сказке. Выполните мои задания и я проведу Вас к ней в гости. А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи! Ваша бабушка Загадушка.

Воспитатель : Мы сегодня попутешествуем и лучше познакомимся с нашим фольклором .

Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети : Это план нашего путешествия !

Воспитатель : Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети : Стрелочка указывает, что квадрат со смайликом. Это значит, что нас ждет что-то веселое, забавное.

Воспитатель читает задание : Скажите, что такое потешки и прибаутки? Расскажите их.

Потешки :

И та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича.

Стали кошку хоронить,

Во все колоколы звонить.

Ти-ли-ль дон,

Ти-ли-ль дон,

Загорелся козий дом,

Коза выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Побежала к дубу,

Прикусила губу,

Прибежала к городу,

Опалила бороду.

Еду - еду к бабе, к деду.

На лошадке, в красной шапке,

По ровненькой дороженьке,

В старом лапоточке ,

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг. в ямку

Прибаутки :

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

Починить можно?

Да иглы нет!

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Воспитатель : Ребята, кто скажет, что такое потешка? (Потешка песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.)

А что такое прибаутка?

(Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу.)

Воспитатель : Ребята, Вы выполнили задание. Молодцы! Можно идти дальше. Куда

указывает нам стрелочка?

Дети : Квадрат, в котором нарисована снежинка.

Отправляемся в путь!

Воспитатель : Как много снежинок! Целый сугроб! Давайте их соберём!

Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом,

хозяйство, про людские отношения.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

Много будешь знать - (скоро состаришься ) .

Что на уме (то и на языке) .

Хорошо в гостях, (а дома лучше) .

Старый друг - (лучше новых двух) .

Без труда не (вынешь рыбку из пруда) .

Любишь кататься - (люби и саночки возить) .

Не копай другому ямы : (сам в нее попадешь) .

Воспитатель : Хорошая получилась игра. А еще какие пословицы и поговорки вы знаете?

Физминутка :

В темном лесе есть избушка (руки домиком над головой)

Стоит задом наперед (повороты кругом) .

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет (опускают руки вниз) .

Нос крючком (показывают на нос,

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят (покачивают головой!

Ух, сердитая какая (грозят пальчиком,

Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх!

Дети : Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? Ничего не

написано. Может быть, бабушка Загадушка хочет, чтобы мы подразнили друг друга?

(Дети показывают друг другу языки.)

Воспитатель : Я знаю смешную дразнилку :

Ваня, Ваня - простота, купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед и поехал в огород!

А Вы знаете?

Вова, Вова - карапуз!

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается!

Это, бабушка, не я!

Это - кошечка твоя.

Антошка - картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Борис - барбарис,

На веревочке повис.

Как веревка оборвется,

Так Борис перевернется.

Воспитатель : Я знаю скороговорку :

От топота копыт пыль по полю летит.

Разомнем наши язычки!

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки? А какие Вы знаете скороговорки?

Проговорите их.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У бела быка губа была тупа.

У Елки иголки колки.

Ехал Грека через реку.

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку - цап!

Воспитатель : Хороши ваши язычки, справились со скороговорками! Пришло время

поиграть.

Люди в старину любили играть в игру «Золотые ворота» . Давайте и мы поиграем.

Сначала надо выбрать водящих. Кто знает считалку?

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой. Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Народная игра «Золотые ворота»

Ход игры:

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки

и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Остальные игроки встают цепочкой (берутся

за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами, произнося

слова :

Золотые ворота -

Проходите господа!

Первой мать пройдет -

Всех детей проведет!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

Воспитатель : А какие еще народные игры Вы знаете?

Дети : Народную игру «Маланья» .

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку

Маланью (на него можно надеть платочек) . Дети в кругу начинают петь смешнуЮ

песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки ,

Жили в маленькой избушке :

Семь дочерей да семь сыновей!

Семь дочерей да семь сыновей!

Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)

С такими глазами, (широко раскрывают глаза,

С такими ушами, (оттягивают уши.)

С такими носами, (показывают нос) .

С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)

С такой бородой (кланяются в пояс) .

Ничего не пили, ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает "рожки" и т. д.

Дети повторяют ее движения.)

Дети : Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.

Воспитатель : Следующее задание - загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки :

Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца.

Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» )

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Зеленая подружка - Царевна.. .. (Лягушка)

Кто в нарядно теплой шубе,

С длинной белой бородой.

Помогает добрым людям

И румяный и седой! («Морозко» )

Уплетая калачи

Парень ехал на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. («По-щучьему веленью» )

Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.

Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой» )

Дом построили друзья,

Жили весело, пока не пришёл под вечерок

Мишка, Мишенька -дружок

Был и низок и высок расчудесный. («Теремок» )

Воспитатель : Ребята, вы отлично справились с заданием!

Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.

Как в народе говорят : Кончил дело - гуляй смело!

Мы вспомнили, что такое фольклор , вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,

считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к

сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси - лебеди» .

Просмотр мультипликационного фильма «Гуси - лебеди» .

- Ты пирог съел? - Нет, не я!

А вкусный был? - Очень.

Где ты, брат Иван? - В горнице. –

А что делаешь? - Помогаю Петру.

А Петр что делает? - Да на печи лежит.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

- Что мама прислала?

Оладушки.

Где они?

Я их под лавку положил.

Ах ты, Филя, чудак.

-А ты бы, Уля, как?

Я бы их в печку положила , ты бы пришел, я бы тебя накормила.

Ладно, в следующий раз так и сделаю.

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали и смотрели, все пенечки оглядели.

Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить.

На что тебе сено? - Коровок кормить.

На что тебе коровки? - Молоко доить.

А зачем молоко? - Ребяток кормить.

Кисонька-мурысонька

Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.

Где кони? - За ворота ушли.

Где ворота? - Огонь сжег.

Где огонь? - Вода залила.

Где вода? - Быки выпили.

Где быки? - За гору ушли.

Где гора? - Черви источили.

Где черви? - Утки склевали.
Кисонька


  • Кисонька-мурысонька, ты где была? - На мельнице.

  • Кисонька-мурысонька, что там делала. - Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

  • Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.

  • Не ешь одна, не ешь одна.
Волк и лиса

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.


  • Лизавета, здравствуй!
    Как дела, Зубастый?

  • Ничего идут дела, голова еще цела.
- Где ты был?

На рынке.

Что купил?

Свининки.

Сколько взяли?

Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке...

- Кто отгрыз?

Собаки.

Жив ли, милый куманек?

Еле ноги уволок.

Как твои, лиса, дела?

На базаре я была.

Что ты там видала?

Уток я считала.

Сколько было?

Семь с восьмой.

Сколько стало?

Ни одной.

Гдe же эти утки?

У меня в желудке.

Воробей, чего ты ждешь? (А. Тараскин)


  • Воробей, чего ты ждешь?
    Крошек хлебных не клюешь?

  • Я давно заметил крошки,
    Да боюсь сердитой кошки.
Сапожник (в обработке Б. Заходера) (Польская песенка)

Был сапожник?

Шил сапожки?

- Шил!

Для кого сапожки?

Для соседской кошки!

Кошка (Г. Сапгир)

Кошка, как тебя зовут? - Мяу.

Стережешь ты мышку тут? - Мяу.

Мяу, хочешь молока? - Мяу. –

А в приятели - щенка? - Фрр!

Пирожок

- Мы с тобой шли? - Шли. - Пирожок нашли? - Нашли.

Я тебе его дал? - Дал.

Ты его взял? - Взял.

А где же он? - Кто?

Пирожок. - Какой еще пирожок?
Хозяйка и кот (В. Левановский)


  • Почему ты черен, кот?

  • Лазил ночью в дымоход.

  • Почему сейчас ты бел?

  • Из горшка сметану съел.

  • Почему ты серым стал?

  • Меня пес в пыли валял.

  • Так какого же ты цвета?

  • Я и сам не знаю это.
Еж (В. Фетисов)

    Ты скажи мне , милый еж ,
    Чем ежиный мех хорош?


  • Тем он, лисонька, хорош,
    Что зубами не возьмешь.
Заяц (Г. Сапгир)

Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. - А чему ты, заяц, рад? - Рад, что зубы не болят.

Здравствуй, киса (Настя Емельяненко)


  • Здравствуй, киса! Как дела?
    Что же ты от нас ушла?

  • Не могу я с вами жить,
    Хвостик негде положить.
    Ходите, зеваете...
На хвостик наступаете.
Зачем?

(Шутка)

Для чего нужны нам уши?

Для того, чтоб сказки слушать.

А глаза?

Смотреть картинки.

Надевать ботинки.

Чтоб в футбол играть.

Чтоб не болтать.
Который час (перевод с фр. Н. Гернет и С. Гиппиус)
- Который час? - Двенадцать бьет.

Кто нам сказал? - Знакомый кот.

А мышка где? - В своем гнезде.

Чем занята? - Штанишки шьет.

Кому? - Супругу своему.

А кто ее супруг? - Барон Кукарекук.

Яма (О. Григорьев)


  • Яму копал? - Копал.

  • В яму упал? - Упал.
- В яме сидишь? - Сижу.

Лестницу ждешь? - Жду.

Яма сыра? - Сыра.

Как голова? - Цела.

Значит, живой? - Живой.

Ну я пошел домой.
Английская песенка (в обработке С. Маршака)


  • Маленькая девочка, скажи, где ты была?

  • Была у старой бабушки на том конце села.

  • Что ты пила у бабушки?

  • Пила с вареньем чай.

  • Что ты сказала бабушке?

  • «Спасибо» и «прощай».

Лягушкины покупки (В. Орлов)

    Откуда идешь ты,

    Лягушка-квакушка?


  • С базара домой,
    Дорогая подружка.

  • А что ты купила?

  • Всего понемножку:
    Купила ква-пусту,
    Ква-соль и ква-ртошку.

Обновка

Кто купил в горошек ситец? - Папа - вот кто.

Сшила что за мастерица? - Мама - вот кто.

Кто и обновку нарядился? - Маша - вот кто.
Медведь (Г. Виеру)


  • Ты куда идешь, медведь?

  • В город елку присмотреть.

  • А зачем тебе она?

  • Новый год встречать пора.

  • Где поставишь ты ее?

  • В дом возьму к себе, в жилье.

  • Что ж не вырубил в лесу?

  • Жалко, лучше принесу.

Муравей (А. Тараскин)


  • Муравей, постой, постой.
    Почему спешишь домой?

  • Что ж не видишь, стрекоза ,
    Надвигается гроза.
Если я спешу домой, Будет дождик проливной.
Снегирек (Ю. Капотов)

  • Ты откуда, снегирек, прилетел в наш лесок?

  • С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.
Юч- юч-юч, чу-чу-чу, звонко песенку пою.

У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться?

Я не буду их бояться, пусть метут и злятся.

Для зимы я приберег теплый красный кожушок.
Весна (О. Высотская)

Ну, весна, как дела? У меня уборка.


  • Для чего тебе метла?

  • Снег смести с пригорка.

  • Для чего тебе ручьи?

  • Мусор смыть с дорожек.

  • Для чего тебе лучи?

  • Для уборки тоже.
    Все немного просушу -
    Вас на праздник приглашу.
Трус (Е. Чарушин, Е. Шумская)

Зайку спрашивает еж:


  • Что ты, заинька, ревешь?

  • Очень я перепугался,
С диким зверем повстречался,

Он зеленый, пучеглазый,

Не видал таких ни разу.

Ты скажи мне , реченька... (В. Орлова)


  • Ты скажи мне ,
    Реченька лесная,
    Отчего ты
    Звонкая такая?

  • Утром надо мной
    Поет синичка -
    Оттого и звонкая
    Водичка!

  • Ты скажи мне,
    Реченька лесная,
    Отчего ты чистая
    Такая?

  • Чистым голоском
    Поет синичка -
Оттого и чистая Водичка!

  • Ты скажи мне,
    Реченька лесная,
    Отчего ты
    Синяя такая?

  • В родничке
    Купается синичка
    Оттого и синяя
    Водичка!

Разговор лягушек (в переводе С. Маршака) (Чешская народная песенка)

Кума, ты к нам?

К нам, к вам, К нам, к нам!

К воде скачу, ловитхочу.

Кого-кого, кума?

Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

Как не дать? Конечно, дам!

Бычок-новичок (В. Викторова)

Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок.

Здравствуйте, я бычок,
На лугу я новичок.

Вы покажите скорей,

Где здесь травка повкусней.

Ме-е, - скажу я тебе в ответ, -
Травки невкусной нет.

Травка всегда хороша, Если жевать не спеша.
Уши (Э. Мошковская)

- Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

Отвечает доктор гневно:

ЕЖЕ... ЕЖЕ... ЕЖЕДНЕВНО!
Почемучки (А. Власов)

Почему колючий еж так на елочку похож?

Потому, что еж иголки одолжил у нашей елки.

Почему за белкой хвост растянулся во весь рост?
-Для того, чтоб белка эта полетела , как ракета.


  • Почему повсюду крот роет свой подземный ход?

  • Знать, на свете для крота всего милее темнота.

  • Почему же у бобров нет ни пил, ни топоров?
-Не нужны им топоры, зубы у бобров остры.

  • Почему лишь носорог на носу растит свой рог?

  • Чтобы, нос украсив рогом, называться носорогом.

Лис и мышонок (В. Бианки)

Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? - Землю копал.

Для чего копал? - Норку делал.

Для чего норку делал? - От тебя, лис, прятаться. - Мышонок, я тебя подстерегу. - А у меня в норке спаленка.

Кушать захочешь, вылезешь. - У меня в норке кладовочка.

Мышонок, мышонок, я Ведь твою норку разорю. - А я от тебя в отнорочек - и был таков.

Сорока и медведь (по Н. Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (играющий ребенок встает с o своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.

Сорока легко слетает с дерева (играющий ребенок спрыгивает со свое-го стульчика), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову набок). Ау, Медведь, ты утром что дела-ешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то ?(Остановился, задумался.) Да ем!

Сорока (удивленно моргнув). А днем?

Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером? Медведь (махнув лапой). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью? Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь? Медведь. Да когда сыт бываю!
Сорока (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь? Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами
Почта

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:


  • Динь-динь-динь.

  • Кто там?

  • Почта.

  • Откуда?

  • Из Рязани. (Называется любой город.)

  • И что там делают?

  • Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
    крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

Маковое зернышко

Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них , развивать тему разговора.

Материал. Элементы костюма Вороны.

Ход игры

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:


  • Ворона, Ворона, куда полетела?

  • К кузнецу на двор. (К ковалю.)
Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

  • На что тебе кузнец? - Косы ковать.

  • На что тебе косы? - Траву косить.

  • На что тебе трава? - Коровок кормить.

  • А на что коровы? - Молоко доить.

  • А на что молочко? - Пастухов поить.

  • На что пастухи? - Кабанов пасти.

  • На что кабаны? - Гору рыть.

  • На что горы? - На тех горах маковое зернышко.

  • Для кого зернышко? - Отгадайте!
Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

Краски

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

Тук-тук!

Кто там? - Покупатель.

Зачем пришел? - За краской.

За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель , разговорс хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. В ыигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Фанты

Цели. Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.

Ход игры

Ведущий обходит играющих и говорит:

Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий

Ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» -

"Хлеб», «Какой?» (черный и белый) - «Мягкий». - «А какой хлеб ты б ольше любишь, черный или белый?» - «Всякий» и т.д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все , кто остался без фанта, выкупают его.

Дидактические игры, в которых дети конструируют диалоги
Все ли мы увидели? 5

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информа ции, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материей. Картинка с изображениями различных предметов фишки.

Ход игры

Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто боль ше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повто рять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Время на обдумывание - 1-2 минуты.

Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делает ся для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек , то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, ска зать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

5 Э. Баранова. Учимся задавать вопросы //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 12-20.
Что в чудесном мешочке?

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч

Или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход игры

Играможет проводиться в дополнение к занятию.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос , берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Воспитательдает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если неугадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Вопрос с подсказкой