Расчеты по доходам учреждений. Расчеты по доходам учреждений Расчеты по доходам 020500000


"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 10

В данной статье рассмотрим вопросы бухгалтерского учета расчетов по доходам государственных (муниципальных) учреждений. Выясним, есть ли разница в учете доходов казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Рассмотрим, какие виды доходов должны учитывать указанные учреждения и как отражаются на счетах бухгалтерского учета операции по расчетам с плательщиками доходов.

Общие положения

Доходы появляются в учете государственного (муниципального) учреждения в следующих случаях:

  • если учреждение является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • если их получение запланировано сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • если учреждение получает субсидии и инвестиции из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Доходы могут поступать в учреждение как в иностранной валюте, так и в валюте РФ (в рублях). Следовательно, дебиторская задолженность по доходам учреждения может формироваться и в рублях, и в иностранной валюте. Дебиторская задолженность по доходам в иностранной валюте учитывается одновременно в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов). Переоценка расчетов по доходам в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) доходов. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (п. 203 Инструкции N 157н <1>).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Аналитический учет расчетов по поступлениям должен обеспечить предоставление информации в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам. Аналитический учет ведется в карточке учета средств и расчетов и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (п. 200 Инструкции N 157н).

Примечание. Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся учреждению от юридических или физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними (Большая советская энциклопедия).

Рабочий план счетов в части расчетов по доходам учреждения

Учет расчетов по доходам (поступлениям), начисленным учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также по суммам поступивших от плательщиков предварительных оплат ведется на синтетическом счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции N 157н).

Их группировка осуществляется в разрезе видов доходов бюджета или видов поступлений, предусмотренных соответственно сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналитическим группам в разрезе объектов учета (п. 199 Инструкции N 157н):

  • 10 "Расчеты по налоговым доходам";
  • 20 "Расчеты по доходам от собственности";
  • 30 "Расчеты по услуг";
  • 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
  • 50 "Расчеты по поступлениям от бюджетов";
  • 60 "Расчеты по социальное страхование";
  • 70 " активами";
  • 80 "Расчеты по прочим доходам".

Таким образом, в соответствии с Инструкцией N 157н указанный счет имеет восемь группировочных счетов, каждый из которых содержит соответствующий аналитический счет (соответствующие аналитические счета).

Приведем в таблице счета учета расчетов по доходам, применяемые казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

Номер счета Название счета Применяется (+),
не применяется (-)
в соответствии
с Инструкциями
N 162н
<2>
N 174н
<3>
N 183н
<4>
0 205 00 000 Расчеты по доходам + + +
0 205 10 000 Расчеты по налоговым доходам + - -
0 205 11 000 Расчеты с плательщиками налоговых
доходов
+ - -
0 205 11 560
налоговым доходам
+ - -
0 205 11 660
налоговым доходам
+ - -
0 205 20 000 Расчеты по доходам от собственности + + +
0 205 21 000
собственности
+ + +
0 205 21 560 Увеличение дебиторской задолженности от
собственности
+ + -
0 205 21 660 Уменьшение дебиторской задолженности от
собственности
+ + -
0 205 30 000 Расчеты по доходам от оказания платных
работ, услуг
+ + +
0 205 31 000 Расчеты с плательщиками доходов от
оказания платных работ, услуг
+ + +
0 205 31 560 Увеличение дебиторской задолженности по
доходам от оказания платных работ,
услуг
+ + -
0 205 31 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
доходам от оказания платных работ,
услуг
+ + -
0 205 40 000 Расчеты по суммам принудительного
изъятия
+ + +
0 205 41 000 Расчеты с плательщиками сумм
принудительного изъятия
+ + +
0 205 41 560 Увеличение дебиторской задолженности по
+ + -
0 205 41 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
суммам принудительного изъятия
+ + -
0 205 50 000 Расчеты по поступлениям от бюджетов + + +
0 205 51 000 Расчеты по поступлениям от других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации
+ - -
0 205 51 560 Увеличение дебиторской задолженности по
+ - -
0 205 51 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
поступлениям от других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
+ - -
0 205 52 000 Расчеты по поступлениям от
наднациональных организаций и
правительств иностранных государств
+ + +
0 205 52 560 Увеличение дебиторской задолженности по

государств
+ + -
0 205 52 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
поступлениям от наднациональных
организаций и правительств иностранных
государств
+ + -
0 205 53 000 Расчеты по поступлениям от
международных финансовых организаций
+ + +
0 205 53 560 Увеличение дебиторской задолженности по
финансовых организаций
+ + -
0 205 53 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
поступлениям от международных
финансовых организаций
+ + -
0 205 60 000 Расчеты по страховым взносам на
+ - -
0 205 61 000 Расчеты с плательщиками страховых
взносов на обязательное социальное
страхование
+ - -
0 205 61 560 Увеличение дебиторской задолженности по
страховым взносам на обязательное
социальное страхование
+ - -
0 205 61 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
страховым взносам на обязательное
социальное страхование
+ - -
0 205 70 000 Расчеты по доходам от операций с
активами
+ + +
0 205 71 000 Расчеты по доходам от операций с
основными средствами
+ + +
0 205 71 560 Увеличение дебиторской задолженности по
средствами
+ + -
0 205 71 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
доходам от операций с основными
средствами
+ + -
0 205 72 000 Расчеты по доходам от операций с
нематериальными активами
+ + +
0 205 72 560 Увеличение дебиторской задолженности по
активами
+ + -
0 205 72 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
доходам от операций с нематериальными
активами
+ + -
0 205 73 000 Расчеты по доходам от операций с
непроизведенными активами
+ + +
0 205 73 560 Увеличение дебиторской задолженности по
активами
+ + -
0 205 73 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
доходам от операций с непроизведенными
активами
+ + -
0 205 74 000 Расчеты по доходам от операций с
материальными запасами
+ + +
0 205 74 560 Увеличение дебиторской задолженности по
запасами
+ + -
0 205 74 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
доходам от операций с материальными
запасами
+ + -
0 205 75 000 Расчеты по доходам от операций с
финансовыми активами
+ - -
0 205 75 560 Увеличение дебиторской задолженности по
активами
+ - -
0 205 75 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
доходам от операций с финансовыми
активами
+ - -
0 205 80 000 Расчеты по прочим доходам + + +
0 205 81 000 Расчеты с плательщиками прочих доходов + + +
0 205 81 560 Увеличение дебиторской задолженности по
прочим доходам
+ + -
0 205 81 660 Уменьшение дебиторской задолженности по
прочим доходам
+ + -
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Согласно п. 199 Инструкции N 157н в случае необходимости учреждение вправе в рамках формирования учетной политики на основании требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) установить в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) - дополнительные коды в 23-м разряде номеров счетов аналитического учета счета 0 205 00 000. Допустим следующее:

  1. учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности оказывает первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь. В такой ситуации оно вправе одним из пунктов учетной политики в отношении рабочего плана счетов предусмотреть дополнительные коды видов доходов (поступлений): например, для учета услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи - код 2, для учета услуг по оказанию специализированной медицинской помощи - код 3;
  2. финансовое обеспечение деятельности учреждения здравоохранения производится за счет трех источников: субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели (целевых субсидий) и средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Тогда в учетной политике ему можно предусмотреть дополнительные коды: для учета доходов в виде субсидий на выполнение государственного задания - код 2, в виде средств ОМС - код 3, в виде целевых субсидий - код 4.

В данном случае в рабочий план счетов учреждению также следует включить следующие аналитические счета:

  • 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания прочих платных услуг";
  • 0 205 32 000 "Расчеты с плательщиками доходов от платных услуг по оказанию первичной медико-санитарной медицинской помощи";
  • 0 205 33 000 "Расчеты с плательщиками доходов от платных услуг по оказанию специализированной медицинской помощи";
  • 0 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов";
  • 0 205 82 000 "Расчеты с плательщиками субсидий, предоставляемых на выполнение государственного задания";
  • 0 205 83 000 "Расчеты с плательщиками средств обязательного медицинского страхования";
  • 0 205 84 000 "Расчеты с плательщиками субсидий, предоставляемых на иные цели".

Как известно, для отражения операции в учете применяются два счета. Начисление дебиторской задолженности по доходам (по дебету аналитических счетов синтетического счета 0 205 00 000) происходит в зависимости от содержания хозяйственной операции посредством кредитования аналитических счетов учета доходов группировочного счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года":

  • 0 401 10 110 "Налоговые доходы";
  • 0 401 10 120 "Доходы от собственности";
  • 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг";
  • 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия";
  • 0 401 10 150 "Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов";
  • 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
  • 0 401 10 152 "Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";
  • 0 401 10 153 "Доходы от поступления от международных финансовых организаций";
  • 0 401 10 160 "Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование";
  • 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов";
  • 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами";
  • 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами";
  • 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Бухгалтерский учет расчетов по доходам казенного учреждения

Казенное учреждение, в отличие от бюджетного и автономного учреждений, является участником бюджетного процесса. Поэтому отражение расчетов по доходам в учете казенного учреждения имеет свои особенности, одна из которых относится к администрированию доходов казенным учреждением. Кроме того, в соответствии с нормами бюджетного законодательства доходы казенного учреждения, полученные в рамках приносящей доход деятельности, подлежат перечислению в бюджет (ст. 161 БК РФ). То есть казенное учреждение является также администратором доходов, полученных в рамках приносящей доход деятельности.

Исключение относится к тем казенным учреждениям, в отношении которых на переходный период законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления принято решение о предоставлении им права расходования указанных средств на собственные нужды. Казенные учреждения федерального уровня могут воспользоваться таким правом на основании ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ <5>. В этом случае принцип отражения операций по начислению доходов и их получению будет отличаться от принципа отражения операций по администрированию доходов. Далее представим корреспонденцию счетов учета операций по расчетам казенными учреждениями с плательщиками доходов в случае администрирования доходов и получения доходов от оказания платных услуг с правом их расходования на собственные нужды в соответствии с нормами Инструкции N 162н.

<5> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Содержание операции Дебет Кредит
Администрирование доходов
Начисление администрируемых доходов, в
частности:
1 205 11 560 1 401 10 110
- доходов от собственности 1 205 21 560 1 401 10 120

работ (услуг)
1 205 31 560 1 401 10 130
1 205 41 560 1 401 10 140

организаций и правительств иностранных
государств
1 205 52 560 1 401 10 152

финансовых организаций
1 205 53 560 1 401 10 153

обязательное социальное страхование
1 205 61 560 1 401 10 160
- доходов от операций с активами 1 205 71 560 -
1 205 75 560
1 401 10 172
- дохода от прочих доходов 1 205 81 560 1 401 10 180
Начисление сумм возвратов плательщикам
излишне полученных доходов в части:
- налоговых доходов бюджетов 1 401 10 110 1 205 11 660
- доходов от собственности 1 401 10 120 1 205 21 660
- доходов от выполнения (оказания) платных
работ (услуг)
1 401 10 130 1 205 31 660
- доходов по суммам принудительного изъятия 1 401 10 140 1 205 41 660

бюджетной системы РФ
1 401 10 151 1 205 51 660
- доходов по поступлениям от наднациональных
организаций и правительств иностранных
государств
1 401 10 152 1 205 52 660
- доходов по поступлениям от международных
финансовых организаций
1 401 10 153 1 205 53 660
- доходов от страховых взносов на
обязательное социальное страхование
1 401 10 160 1 205 61 660
- дохода от прочих доходов 1 401 10 180 1 205 81 660

плательщикам со счета финансового органа в
части:
- налоговых доходов бюджетов 1 205 11 560 1 210 02 110
- доходов от собственности 1 205 21 560 1 210 02 120
- доходов от выполнения (оказания) платных
работ (услуг)
1 205 31 560 1 210 02 130
- доходов по суммам принудительного изъятия 1 205 41 560 1 210 02 140
- доходов по поступлениям от других бюджетов
бюджетной системы РФ
1 205 51 560 1 210 02 151
- доходов по поступлениям от наднациональных
организаций и правительств иностранных
государств
1 205 52 560 1 210 02 152
- доходов по поступлениям от международных
финансовых организаций
1 205 53 560 1 210 02 153
- доходов от страховых взносов на
обязательное социальное страхование
1 205 61 560 1 210 02 160
- дохода от прочих доходов 1 205 81 560 1 210 02 180
Перечисление сумм возвратов доходов бюджета
плательщикам со счета бюджета в части:
- налоговых доходов бюджетов 1 205 11 560 1 210 04 110
- доходов от собственности 1 205 21 560 1 210 04 120
- доходов от выполнения (оказания) платных
работ (услуг)
1 205 31 560 1 210 04 130
- доходов по суммам принудительного изъятия 1 205 41 560 1 210 04 140
- доходов по поступлениям от других бюджетов
бюджетной системы РФ
1 205 51 560 1 210 04 151
- доходов по поступлениям от наднациональных
организаций и правительств иностранных
государств
1 205 52 560 1 210 04 152
- доходов по поступлениям от международных
финансовых организаций
1 205 53 560 1 210 04 153
- доходов от страховых взносов на
обязательное социальное страхование
1 205 61 560 1 210 04 160
- дохода от прочих доходов 1 205 81 560 1 210 04 180
Начисление сумм доходов, требующих уточнения:
- при их поступлении 1 210 02 180 1 205 81 660
- при их выяснении 1 205 81 560 1 210 02 180
Администрирование доходов от предоставления межбюджетных трансфертов
Начисление сумм доходов по полученным
межбюджетным субсидиям, субвенциям, дотациям
и иным межбюджетным трансфертам <*>
1 205 51 560 1 401 10 151

неиспользованных межбюджетных трансфертов в
доход соответствующего бюджета, из которого
предоставлен трансферт
1 205 51 560 1 205 51 660
Начисление расчетов по возврату
неиспользованного остатка межбюджетного
трансферта прошлых лет, предоставленного в
форме субвенции, субсидии, иного
межбюджетного трансферта, имеющего целевое
назначение
1 205 51 560 1 206 51 660
Принятие сумм восстановленного в текущем
финансовом году неиспользованного остатка
межбюджетного трансферта прошлых лет,
полученного в форме субсидии, субвенции,
иного межбюджетного трансферта, имеющего
целевое назначение <*>
1 401 10 151 1 205 51 660
Поступление сумм администрируемых доходов, в
частности:
- налоговых доходов бюджетов 1 210 02 110 1 205 11 660
- доходов от собственности 1 210 02 120 1 205 21 660
- доходов от выполнения (оказания) платных
работ (услуг)
1 210 02 130 1 205 31 660
- доходов по суммам принудительного изъятия 1 210 02 140 1 205 41 660
- доходов по поступлениям от других бюджетов
бюджетной системы РФ
1 210 02 151 1 205 51 660
- доходов по поступлениям от наднациональных
организаций и правительств иностранных
государств
1 210 02 152 1 205 52 660
- доходов по поступлениям от международных
финансовых организаций
1 210 02 153 1 205 53 660
- доходов от страховых взносов на
обязательное социальное страхование
1 210 02 160 1 205 61 660
- доходов от реализации основных средств 1 210 02 410 1 205 71 660
- доходов от реализации нематериальных
активов
1 210 02 420 1 205 72 660
- доходов от реализации непроизведенных
активов
1 210 02 430 1 205 73 660
- доходов от реализации материальных запасов 1 210 02 440 1 205 74 660
- дохода от прочих доходов 1 210 02 180 1 205 81 660
Отражение операций по начислению дохода от оказания платных услуг
Начисление сумм заказчикам в соответствии с
договорами и расчетными документами за
выполненные, сданные им отдельные этапы
работ, оказанные услуги, готовую продукцию
(отражение дохода будущего периода)
2 205 31 560 2 401 40 000
Зачисление в доход текущего периода
договорной стоимости выполненных и сданных
заказчику отдельных этапов работ, оказанных
услуг, готовой продукции
2 401 40 000 2 401 10 130
Начисление дохода текущего периода 2 205 31 560 2 401 10 130
Возврат излишне полученных доходов в рамках
приносящей доход деятельности
2 205 31 560 2 201 11 610
2 201 21 610
2 201 27 610
Поступление сумм доходов в рамках приносящей
доход деятельности
2 201 11 510
2 201 21 510
2 201 27 510
2 205 31 660
Списание дебиторской задолженности по
доходам, нереальным к взысканию
1 401 10 173 1 205 31 660
<*> Основание - Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817).

Бухгалтерский учет расчетов по доходам бюджетного и автономного учреждений

Одна из особенностей деятельности бюджетных и автономных учреждений связана с получением субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций. В учете бюджетных и автономных учреждений получение указанных бюджетных средств отражается как получение дохода, то есть в деятельности учреждений возникают операции по расчетам с плательщиками этих доходов. Учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность по программе ОМС, отражают в учете получение дохода в рамках указанной деятельности. Кроме того, бюджетные и автономные учреждения имеют право на ведение приносящей доход деятельности и использование полученных средств на развитие материально-технической базы учреждения. Это означает, что в учете данных учреждений должны быть отражены операции по начислению и получению дохода от приносящей доход деятельности, то есть операции по расчетам с плательщиками доходов в рамках оказания платных услуг. Рассмотрим, как отражаются эти и другие операции в учете бюджетных и автономных учреждений.

Операции по начислению дохода (формирование дебиторской задолженности плательщиков доходов)

Бюджетные учреждения
(Инструкция N 174н)
Автономные учреждения
(Инструкция N 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит
Начисление дохода в сумме субсидии, предоставленной на лицевой счет
учреждения на выполнение государственного (муниципального) задания
4 205 81 560 4 401 10 180 4 205 81 000 4 401 10 180
Начисление дохода по предоставленной в установленном законодательством
РФ порядке субсидии на иные цели (в сумме подтвержденных отчетом
расходов) <*>
5 205 81 560 5 401 10 180 5 205 81 000 5 401 10 180
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели
5 205 81 560 5 201 11 610 5 205 81 000 5 201 11 000
Начисление дохода по предоставленным в установленном законодательством РФ
порядке бюджетным инвестициям (в сумме подтвержденных отчетом капитальных
вложений, затрат, расходов)
6 205 81 560 6 401 10 180 6 205 81 000 6 401 10 180
Возврат неиспользованного остатка бюджетных инвестиций
6 205 81 560 6 201 11 610 6 205 81 000 6 201 11 000
Начисление дохода медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую
деятельность по программе ОМС
7 205 81 560 7 401 10 180 7 205 80 000 7 401 10 180
Начисление иных доходов за реализованную продукцию (выполненные работы,
оказанные услуги) в рамках видов деятельности учреждения, предусмотренных
уставом
2 205 21 560 2 401 10 120 2 205 30 000 2 401 10 130
2 205 31 560 2 401 10 130
2 205 52 560
2 205 53 560
2 401 10 140
2 205 71 560 -
2 205 75 560
2 401 10 172
2 205 81 560 2 401 10 180
Начисление дохода на сумму предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных
санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального)
договора на нужды учреждения
2 205 41 560 2 401 10 140 2 205 41 000 2 401 10 140
Возврат плательщикам излишне полученных доходов (сумм предварительных
оплат)
2 205 21 560,
2 205 31 560,
2 205 52 560,
2 205 53 560,
2 205 71 560 -
2 205 75 560,
2 205 81 560
2 201 11 610
2 201 27 610
2 201 34 610
2 205 21 000,
2 205 31 000,
2 205 52 000,
2 205 53 000,
2 205 71 000 -
2 205 75 000,
2 205 81 000
2 201 11 000
2 201 27 000
2 201 34 000
Начисление дебиторской задолженности заказчикам в соответствии
с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им
отдельные этапы работ, оказанные услуги, готовую продукцию (отражение
дохода будущего периода)
2 205 31 560 2 401 40 000 2 205 31 000 2 401 10 130
Зачисление в доход текущего периода договорной стоимости выполненных
и сданных заказчику отдельных этапов работ, оказанных услуг, готовой
продукции
2 401 40 000 2 401 10 130 2 401 40 000 2 401 10 130
Увеличение задолженности плательщиков доходов, начисленных в иностранной
валюте на дату поступления дохода от плательщика либо дату формирования
бухгалтерского регистра (отражение положительной курсовой разницы)
2 205 21 560
2 205 31 560
2 205 41 560
2 205 81 560
2 401 10 171 2 205 21 000
2 205 31 000
2 205 41 000
2 205 81 000
2 401 10 171
Начисление доходов от аренды имущества, переданного арендаторам согласно
заключенным договорам
2 205 20 560 2 401 10 120 2 205 20 000 2 401 10 120
Начисление доходов в виде пожертвований, грантов, благотворительных
и безвозмездных перечислений
2 205 52 560
2 205 53 560
2 205 81 560
2 401 10 152
2 401 10 153
2 401 10 180
2 205 52 000
2 205 53 000
2 205 81 000
2 401 10 152
2 401 10 153
2 401 10 180
<*> Основание - Справка (ф. 0504833).

Операции по поступлению доходов от плательщиков, а также по уменьшению дебиторской задолженности

Бюджетные учреждения
(Инструкция N 174н)
Автономные учреждения
(Инструкция N 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит
Поступление дохода в рублях на лицевой счет учреждения
0 201 11 510 0 205 21 660 -
0 205 41 660,
0 205 52 660,
0 205 52 660,
0 205 71 660 -
0 205 75 660,
0 205 81 660
0 201 11 000 0 205 21 000 -
0 205 41 000,
0 205 52 000,
0 205 52 000,
0 205 71 000 -
0 205 75 000,
0 205 81 000
Поступление дохода в кассу учреждения
2 201 34 510 2 205 21 660 -
2 205 41 660,
2 205 71 660 -
2 205 72 660,
2 205 74 660,
2 205 81 660
2 201 34 000 2 205 21 000 -
2 205 41 000,
2 205 71 000 -
2 205 72 000,
2 205 74 000,
2 205 81 000
Поступление на счет учреждения доходов в иностранной валюте
2 201 27 510 2 205 21 660 -
2 205 41 660,
2 205 52 660,
2 205 53 660,
2 205 71 660 -
2 205 72 660,
2 205 74 660,
2 205 81 660
2 201 27 000 2 205 21 000 -
2 205 41 000,
2 205 52 000,
2 205 53 000,
2 205 71 000 -
2 205 72 000,
2 205 74 000,
2 205 81 000
Списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам,
признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию
0 401 10 173 0 205 21 660 -
0 205 41 660,
0 205 52 660,
0 205 53 660,
0 205 71 660 -
0 205 72 660,
0 205 74 660,
0 205 81 660
0 401 10 173 0 205 21 000 -
0 205 41 000,
0 205 52 000,
0 205 53 000,
0 205 71 000 -
0 205 72 000,
0 205 74 000,
0 205 81 000
Уменьшение задолженности плательщиков доходов, начисленных в иностранной
валюте на дату поступления дохода от плательщика или дату формирования
регистра бухгалтерского учета (отражение отрицательной курсовой разницы)
0 401 10 171 0 205 21 660 -
0 205 41 660,
0 205 81 660
0 401 10 171 0 205 21 000 -
0 205 41 000,
0 205 81 000
Поступление в кассу учреждения пожертвований, грантов
2 201 34 510 2 401 10 180
2 205 81 660
2 201 34 000 2 401 10 180
2 205 81 000

Пример. Бюджетное медицинское учреждение осуществляет деятельность в рамках ОМС. Согласно договору со страховой организацией оно получило на лицевой счет денежные средства в размере 1 580 000 руб.

В учете учреждения операции по начислению и получению дохода отражаются следующим образом:

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

С 01.01.2018 операции с доходами государственных (муниципальных) учреждений следует отражать в соответствии с положениями обновленных инструкций № 157н, № 162н, № 174н и № 183н. Напомним, что изменение инструкций последовало за принятием ряда федеральных стандартов бухучета, разработанных для госсектора, а также утверждением поправок, внесенных в Указания № 65н. Рассмотрим основные нюансы учета поступлений по новым правилам.

Вкратце о новшествах

В связи с детализацией статей 120, 130, 140, 170, 180 КОСГУ отдельными подстатьями план счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений дополнен новыми аналитическими счетами к синтетическим счетам:

    020500000 «Расчеты по доходам»;

    0 209 00000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;

    040110000 «Доходы текущего финансового года»;

    040140000 «Доходы будущих периодов».

Также введены счета, предназначенные для отражения бухгалтерских записей по ошибкам с доходными операциями прошлых лет, корректирующих финансовый результат, формируемый в прошлых годах (п. 298 Инструкции № 157н):

    040118000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» – в части ошибок, допущенных в году, предшествующем году их исправления;

    040119000 «Доходы прошлых финансовых лет» – в части ошибок, не подлежащих отражению на счете 040118000.

От редакции: подробнее о порядке применения счетов 040118000 и 040119000 читайте в следующих выпусках журнала.

Доходные операции и их учет

Организация учета доходов.

Государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход (при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах), только если она соответствует целям, ради которых созданы эти учреждения, и служит их достижению (ст. 298 ГК РФ).

При этом следует знать, что доходы от такой деятельности, полученные бюджетными и автономными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение, а доходы казенных учреждений должны быть направлены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК РФ).

Зачислены доходы будущих периодов в доход текущего отчетного периода

* В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции отражаются с указанием в 24 – 26-м разрядах номеров счетов нулей (за исключением счетов 040110 ххх, 040140 ххх).

** Данные корреспонденции счетов отражаются в учете казенных учреждений.

Ситуации из практики

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций с доходами.

Пример 1.

Государственное бюджетное учреждение культуры в декабре 2017 года заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания в сумме 12000000руб. В январе 2018 года эта сумма поступила на лицевой счет учреждения.

Исходя из Указаний № 65н доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (ранее применялась статья 130 КОСГУ).

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н отражаются следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение госзадания до наступления даты предоставления субсидии на основании соглашения

Межотчетный период (01.01.2018)

Отражен перенос остатка по счету в связи с изменением рабочего плана счетов и порядка применения КОСГУ

Январь 2018 года

Поступили денежные средства в сумме субсидии на выполнение госзадания

4 201 11 510

Признаны доходы текущего отчетного года за счет ранее начисленных доходов будущих периодов по субсидии на госзадание

Пример 2.

Дом культуры, являющийся автономным учреждением, сдает торговой организации в аренду помещение. Первоначальная стоимость помещения (прописана в акте о приеме-передаче объекта) равна 350 000 руб. В договоре аренды предусмотрены следующие условия: срок аренды – два года, ежемесячная арендная плата – 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.), за арендатором закреплена обязанность по возмещению расходов на электроэнергию согласно фактическим показаниям счетчика. За текущий месяц сумма возмещаемых арендатором расходов составила 2 500 руб. Арендные платежи и средства в возмещение расходов на электроэнергию поступают на лицевой счет учреждения.

В рассматриваемой ситуации объект учета относится к операционной аренде (см. СГС «Аренда»). На основании Указаний № 65н:

    доходы от арендных платежей, являющихся платой за использование арендованного имущества (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, отражаются по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ;

    доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде согласно договору аренды, в том числе доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, отражаются по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Что касается операций автономных учреждений по начислению НДС и налога на прибыль организаций, то они отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в зависимости от решения учреждения, принятого в рамках его учетной политики.

Операции по арендным отношениям согласно Инструкции № 183н отражаются в учете арендодателя следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача здания в аренду

Забалансовый счет 25*

Начислены доходы от арендных платежей за весь период пользования имуществом (24 мес. x 17 700руб.)

Признаны доходы текущего года в размере ежемесячного арендного платежа

Начислен НДС

Начислены доходы от возмещения арендатором расходов на электроэнергию

Поступили на лицевой счет учреждения суммы:

– арендного платежа

2 201 11 000
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 121)

– возмещения расходов на электроэнергию

2 201 11 000
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 135)

Уплачен НДС в бюджет

2 201 11 000
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 131)

* На основании п. 381 Инструкции № 157н.

** Исходим из того, что учетной политикой учреждения предусмотрено применение в целях начисления НДС подстатьи 131 КОСГУ.

Пример 3.

Театр (бюджетное учреждение) заключил контракт на поставку светотехнического оборудования. Поставка оборудования произведена с нарушением установленного срока. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 4500руб. Сумма неустойки перечислена поставщиком в добровольном порядке на лицевой счет учреждения.

Согласно Указаниям № 65н доходы бюджетного учреждения в виде неустойки (пени) за нарушение условий контракта относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 174н данные операции следует отразить такими корреспонденциями счетов:

Пример 4.

В результате ДТП автомобилю, принадлежащему казенному учреждению культуры, причинен ущерб. Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО в размере 50000руб. перечислена страховщиком напрямую в доход бюджета. Учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет.

В силу Указаний № 65н полученное страховое возмещение по договору ОСАГО относится на подстатью 143 «Страховые возмещения» КОСГУ.

В бюджетном учете в соответствии с Инструкцией № 162н отражены следующие записи:

* Полученная казенным учреждением сумма страхового возмещения подлежит включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209).

В Инструкции по бюджетному учету счета учета расчетов четко подразделяются на две группы (активные и пассивные): расчеты с дебиторами, включенные в раздел 2 «Финансовые активы» и расчеты с кредиторами, включенные в раздел 3 «Обязательства» Плана счетов.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Для учета расчетов с дебиторами предусмотрены счета с 020500000 «Расчеты по доходам» по 021500000 «Вложения в финансовые активы».

Расчеты по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступлений по приносящей доход деятельности учитываются на счете020500000 «Расчеты по доходам» .

Аналитический учет расчетов по платежам в доход бюджета ведется в Журнале операций расчетов по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501560, 020502560, 020503560, 020504560, 020505560, 020506560, 020507560, 020508560, 020509560, 020510560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения»;

начисление сумм возвратов плательщикам излишне полученных доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» (040101110, 040101120, 040101140, 040101151, 040101152, 040101153, 040101160, 040101172, 040101180) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020510660);

перечисление сумм возвратов доходов бюджета плательщикам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501560, 020502560, 020503560, 020504560, 020505560, 020506560, 020507560, 020508560, 020509560, 020510560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами», соответствующих счетов аналитического учета счета 021004000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства»;

возврат излишне полученных доходов в рамках приносящей доход деятельности отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020502560, 020503560, 020509560, 020510560) и кредиту счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов»;

начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг отражается по дебету счета 020503560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» и кредиту счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;

начисление сумм доходов, требующих уточнения, органами казначейства администраторами невыясненных поступлений, отражается при их поступлении - по дебету счета 021002180 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам» и кредиту счета 020510660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам», при выяснении - дебет счета 020510560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» кредит счета 021002180 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»;

начисление администратором доходов от предоставления межбюджетных трансфертов согласно Уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм доходов по полученным межбюджетным субсидиям, субвенциям, дотациям и иным межбюджетным трансфертам отражается по дебету счета 020505560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 040101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

начисление администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов (администратором возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) расчетов по возврату неиспользованных остатков межбюджетного трансферта в доход соответствующего бюджета, предоставившего трансферт, отражается по дебету счета 020505560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 020505660 «Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

начисление администратором доходов от возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, расчетов по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта, отражается по дебету счета 020505560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 020612660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

поступление сумм доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020503660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020509660, 020510660) и дебету счетов 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на счета», 020104510 «Поступления в кассу», соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами»;

списание в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, нереальной ко взысканию, отражается по дебету счета 040101173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020503660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020509660, 020510660);

принятие на основании Уведомления по расчетам по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм восстановленного в текущем финансовом году неиспользованного остатка межбюджетного трансферта прошлых лет, полученного в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, отражается по дебету 040101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 020505660 «Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Учет расчетов с дебиторами по доходам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

Счет 020500000 «Расчеты по доходам» включает следующие счета:

020501000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;

020502000 «Расчеты с плательщиками по доходам от собственности»;

020503000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг»;

020504000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;

020505000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

020506000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;

020507000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;

020508000 «Расчеты с плательщиками взносов на обязательное социальное страхование»;

020509000 «Расчеты по доходам от реализации активов»;

020510000 «Расчеты по прочим доходам».

На счете 020500000 администраторами поступлений производятся начисления поступлений в доход бюджета, а именно:

Суммы налогов, сборов и платежей;

Суммы доходов за выполненные учреждением и сданные заказчикам продукцию работы и услуги, прочие доходы;

Суммы, вырученные от реализации нефинансовых активов, если иное не предусмотрено законодательством;

Суммы, вырученные от реализации финансовых вложений (акций, иных форм участия в капитале, облигаций, веселей, иных финансовых вложений);

Суммы целевых средств и безвозмездных поступлений.

Указанный счет применяется администраторами поступлений и отражает начисленные суммы поступлений (налоговых, неналоговых доходов, сумм от реализации активов и т.п.).

Таким образом, указанный счет предназначен для учета сумм доходов, подлежащих уплате плательщиком.

Пример. Учет доходов у администратора.

Федеральная налоговая служба начислила штраф за нарушения налогового законодательства в размере 140 000 руб. В бюджет перечислено только 100 000 руб. В бюджетном учете данная операция будет отражена следующими бухгалтерскими проводками:

Плательщики в соответствии с законодательством могут в судебном порядке оспорить действия администраторов поступлений в бюджет. В этом случае необходимо сделать следующие проводки в бухгалтерском учете.

Пример. Возврат штрафных санкций из бюджета.

Федеральная налоговая служба наложила на бюджетную организацию денежное взыскание за нарушение налогового законодательства в размере 54 000 руб. Штраф перечислен в бюджет. Впоследствии бюджетная организация обжаловала решение налоговой службы. Сумма штрафа возвращена из бюджета. В бюджетном учете данные операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками:

Операция Дебет Кредит Сумма
Начислен штраф 54 000 руб.
Отражено поступление штрафов в бюджет 54 000 руб.
Начислена сумма возврата 1 401 01 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» 1 205 04 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» 54 000 руб.
Сумма возврата перечислена плательщику 1 205 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» 1 210 02 140 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия» 54 000 руб.

Учет доходов учреждения от приносящей доход деятельности

Для отражения доходов от приносящей доход деятельности бюджетные учреждения используют различные счета. Так, при отражении доходов, полученных от выполнения работ или оказания услуг, используют счет 0 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Пример. Учет доходов от оказания услуг.

Бюджетное учреждение оказало услугу сторонней организации на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Заказчик произвел расчеты с бюджетным учреждением в полном объеме. В бюджетном учете данные операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками:

Одновременно данная сумма отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» с указанием кода бюджетной классификации.

Определение 1

Дебитор – это физическое или юридическое лицо, которое имеет имущественную задолженность. Иными словами, дебитор – это человек или предприятие, которое получило товар или услугу, но еще не заплатило заемные средства по договору. К примеру, оформляя кредитную сделку в банковском учреждении, клиент становится дебитором перед кредитной организацией. Если задолженностью являются ценные бумаги, то дебитор – это эмитент.

Списание дебиторской и кредиторской задолженности

Определение 2

Дебиторская задолженность – это задолженность других сотрудников и подотчетных лиц организаций перед данным предприятием.

Определение 3

Кредиторская задолженность – это задолженность данного предприятия другим компаниям, работникам или должностным лицам, которые именуются кредиторами.

Дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском балансе отражаются по их видам. Оба вида задолженностей подлежат списанию по истечению срока исковой давности. В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса, общий срок исковой давности составляет три года. Действующим законодательством установлены специальные сроки исковой давности (сокращенные или более длительные) для отдельных видов задолженности.

Замечание 1

Если определен срок исполнения обязательств, то срок исковой давности начинает исчисляться по окончанию его действия, или же с того момента, когда кредитор предъявляет требование исполнить обязательство.

Дебиторская задолженность, которая была списана, не считается аннулированной. Она должна быть отражена на внебалансовом счете списанных задолженностей неплатежеспособных дебиторов на протяжении пяти лет с момента списания. Данное требование необходимо выполнять с целью наблюдения за данным долгом, поскольку его можно будет взыскать в случае изменения имущественного состояния должника.

Учет расчетов с дебиторами по доходам

Учет расчетов по доходам с дебиторами производится на счете «Расчеты с дебиторами по доходам» (номер 020500000). Расчеты по начисленным доходам, которые произведены органом местного самоуправления, органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом, считываются именно на данном счете.

Помимо вышеперечисленных органов расчет доходов производится следующими структурами:

  1. Центральный Банк Российской Федерации;
  2. Бюджетные учреждения, которые созданы органами государственной власти и органами местного самоуправления, что осуществляют контроль над правильностью исчисления, своевременностью уплаты долгов, а также взыскание, учет, начисление и решение о возврате излишне уплаченных платежей. Также принимаются решения о возврате переплаченных штрафов, пеней и других поступлений в государственный бюджет.

Во время проведения учета расчетов доходов с дебиторами принимается во внимание классификация операций государственного сектора управления.

Рисунок 1. Учет расчетов с дебиторами по доходам. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Расчеты с дебиторами производятся на следующих бухгалтерских счетах:

  • 020500000 – по доходам;
  • 020501000 – по налоговым доходам;
  • 020502000 – по доходам от собственности;
  • 020503000 – по доходам от продаж готовой продукции или услуг на рынке;
  • 020504000 – по суммам принудительного изъятия;
  • 020505000 – по другим бюджетным поступлениям бюджетной системы Российской Федерации;
  • 020506000 – по поступлениям от иностранных государств и от наднациональных организаций;
  • 020507000 – по поступлениям от международных организаций;
  • 020508000 – по взносам и отчислениям в социальные службы;
  • 020509000 – по доходам от реализации активов;
  • 020510000 – по прочим доходам.

Рисунок 2. Классификация расчетов с дебиторами. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

В карточке учета расчетов и средств, а также в журнале операций по доходам ведется аналитический расчет с дебиторами. Журнал расчетов с дебиторами по доходам используется для учета тех операций, которые содержат начисление средств, что произведены на основании первичных документов по поступлению и начислению доходов.

Графа «Наименование показателя» должна содержать наименование дебитора либо наименование организации – для юридического лица, и фамилию, имя, отчество – для физического лица. В Главную книгу записываются итоговые суммы по кредиту и дебиту в конце расчетного месяца.

Бухгалтерское оформление операций по счету «Расчеты с дебиторами по доходам»

Аналитический учет счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» содержит на счетах 020501560 – 020510560 начисление доходов, которые отображаются по дебиту, а на счету «Доходы учреждения» (040101100) данные доходы учитываются по кредиту. На счет 040101100 «Доходы учреждения» плательщикам дебетуются соответствующие счета аналитического учета (040101110, 040101151 – 040101153, 040101120, 040101160, 040101140, 040101180), начисляя суммы возвратов доходов. А на счет 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» - кредитуют соответствующие счета (020501660, 020504660 – 020508660, 020502660, 020510660).

По кредиту счета «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов» (020101610) и дебету счета «Расчеты с дебиторами по доходам"» (020500000) возвращаются излишне полученные доходы в рамках той деятельности, что приносит прибыль.

В соответствии с расчетными документами и договорами при расчете с заказчиками и начислении им сумм за выполненные работы, кредитуется счет «Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» (040104130), а счет «Увеличение дебиторской задолженности по доходам продаж готовой продукции, заслуг, работ» (020503560) – дебетуется.

Начисляя суммы доходов, которые нуждаются в уточнении, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и администраторы невыясненных поступлений отражают их поступление по кредиту аналитического счета «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» (020510660) и дебету счета «Расчеты с органами, которые организуют исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам» (021002180). Уточняя суммы доходов, кредитуется счет «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам» (021002180) и дебетуется – «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» (020510560).

Вложение имущества отражается по дебету счета 020402530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале", соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407420) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101410, 010102410, 010103410, 010104410, 010105410, 010106410, 010107410, 010109410, 010110410), соответствующих счетов аналитического учета счета 010200000 "Непроизведенные активы" (010201430, 010202430, 010203430), счета 010301420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов";
- списание первоначальной стоимости реализованных акций и иных форм участия в капитале отражается по кредиту счета 020402630 "Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале" и дебету счета 040101172 "Доходы от реализации активов".

Счет 020403000 "Облигации, векселя"


137. На счете учитываются вложения средств бюджета в облигации, векселя, иные ценные бумаги, кроме акций.
Указанные вложения принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение облигаций, векселей, иных ценных бумаг, кроме акций.
138. Аналитический учет по счету ведется по видам финансовых вложений и по объектам, в которые осуществлены эти вложения, в Реестре учета ценных бумаг.
139. Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:
- вложение средств отражается по дебету счетов 020403520 "Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций" и кредиту счетов 030405520 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению ценных бумаг, кроме акций", 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов";
- списание первоначальной стоимости реализованных облигаций, векселей отражается по кредиту счета 020403620 "Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций" и дебету счета 040101172 "Доходы от реализации активов".

Счет 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам"


140. На счете учитываются расчеты по начисленным органом государственной власти, органом управления государственным внебюджетным фондом, территориальным государственным внебюджетным фондом, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - администраторы поступлений в бюджет), суммам доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам.
141. Аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов.
142. Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:
- начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам" (020501560, 020502560, 020503560, 020504560, 020505560, 020506560, 020507560, 020508560, 020509560, 020510560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 "Доходы учреждения";
- распределение сумм поступивших регулирующих доходов органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 "Доходы учреждения" и кредиту счета 020501660 "Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам";
- начисление сумм возвратов налогов, распределенных между бюджетами разных уровней, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 "Доходы учреждения" и кредиту счета 020501660 "Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам";
- начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ отражается по дебету счета 020503560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" и кредиту счета 040104130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг";
- начисление сумм доходов по субвенциям, субсидиям и прочим текущим трансфертам на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) отражается по дебету счета 020505560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и кредиту счета 040101151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- поступление сумм доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам" (020501660, 020502660, 020503660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020509660, 020510660) и дебету счетов 020101510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета", 020104510 "Поступления в кассу", соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов".
143. Учет расчетов с дебиторами по доходам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:
Счет 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам" включает следующие счета:
- 020501000 "Расчеты с дебиторами по налоговым доходам";
- 020502000 "Расчеты с дебиторами по доходам от собственности";