Развитие речи чтение сказки серебряное копытце. Конспект урока на тему «П.П.Бажов «Серебряное копытце. Ход о. о. д


Конспект урока литературного чтения.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.

Задачи:

    проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;

    совершенствовать навык беглого чтения;

    работа над жанром «сказ»;

    обогащать словарный запас;

    развивать внимание учащихся;

    учить составлению портретной характеристики героев;

    воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы: В.Ю.Свиридова), портрет П.П. Бажова, мобильный комплект, презентация.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3 Проверка домашнего задания

4. Словарная работа.

5. Чтение части.

6. Работа над содержанием.

7. Работа над портретной характеристикой.

8. Вывод.

9. Домашнее задание к следующему уроку.

10. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

2. Постановка цели урока

2-3 слайд

На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
-Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.

Д . Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.

У . Почему не сказку, а сказ?

Д. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.

3. Проверка домашнего задания

У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.

Выборочное чтение

4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».

5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».

6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».

7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».

8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».

4. Словарная работа

9 слайд

У. Прочитайте слова, написанные на доске.

Кто сможет объяснить смысл этих слов?

Солонина – солёное мясо

Ворочайся — возвращайся

Ложок – низина

Балаган – избушка в лесу

5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.

У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Д. Предположения детей.

У . Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.

Чтение текста стр.153 – 159.

У. Ваши предположения подтвердились?

6. Работа с текстом.

У. Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?

1. Сколько раз приходил козлик?

2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?

3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?

4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)

5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?

7. Работа над портретной характеристикой

У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.

Работа в парах

Эгоистичный, добрый , ласковый , вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый , сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый , честный, самолюбивый, справедливый, простой , внимательный , жадный.

Проверка

— Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

Опишите волшебных животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

8. Вывод

У. Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

— Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?

— Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

9. Домашнее задание

У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».

10. Рефлексия

У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

— Всем спасибо!

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Серебряное копытце»

Программные задачи:
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.

3. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Познакомить с биографией П. Бажова.
4. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 - повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович - знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 - повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 - повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 - повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 - повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 - повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, - говорит педагог. - Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? - спрашивает воспитатель. - О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 - повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)

Конспект интегрированного занятия по краеведению с элементами продуктивной деятельности в средней группе на тему:
«Путешествие в сказку Бажова «Серебряное копытце»

Разработала: воспитатель
Батракова-Янц О.В.

Цель: Обобщить и закрепить представления детей среднего дошкольного возраста о творчестве уральского писателя П.П.Бажова, формировать знания детей об Урале как о родном крае, расширить знания о жизни людей, живущих на Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.

Задачи:
1. Воспитывать любовь к природе, родному краю, доброе отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
2. активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий;
3. обобщить и систематизировать знания детей об Уральских драгоценных камнях;
4. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
5. Познакомить с национальной русской одеждой и внутренним убранством русской избы;
6. Учить координировать движения с речью;
7. Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижной игры, развивать интерес к народным играм и традициям;
8. Развивать у детей чувство ритма, умение петь и двигаться под музыку.
9. Продолжать учить передавать в аппликации предметные изображения, развивать чувство композиции (учить красиво располагать изображение на листе бумаги);
10. Закреплять приемы разрезания бумажных полосок на прямоугольники и квадраты

Словарная работа:
Обогащение и активизация словаря: край — Урал, изба, рубашка косоворотка, кушак, сарафан, название убранства избы (садник, крынка, горшок, скамья, печь, половики), балалайка, название камней.

Предварительная работа: чтение и просмотр сказки П. Бажова «Серебряное копытце», беседы о П.П. Бажове и о драгоценных камнях Урала;, разучивание уральских частушек, рассматривание коллекций камней, рисование по сказке П. Бажова, изготовление каменной бумаги, организация выставки камней и изделий из них и рисунков, изготовление макета по сказке «Серебряное копытце

Материалы и оборудование:
Оборудование и инвентарь: макет избы, березы, елки, сугробы, скамейка, половики, макет печи, стол, посуда: ложки деревянные, горшок, крынка, садник, балалайка, игрушка кошки и козлика, плетеная тарелка с камнями, шкатулка с бусами, блюдце с желейными разноцветными конфетами, платок расписной, рубашки косоворотки и кушаки по количеству мальчиков, сарафаны по количеству девочек, шапочка кота и шарф для игры «жмурки», мольберт, интерактивная доска, фортепьяно, ножницы, клеевой карандаш, клеенки, заготовки для бус по количеству детей, заранее заготовленная каменная бумага, зеркало.

Музыка: сказочная из фильма «один дома», уральский хоровод для продуктивной деятельности, частушечная- играет музыкальный руководитель.

Ход НОД:
Организационный момент в группе.
Воспитатель: Ребята. Нам сегодня пришло письмо, хотите я его прочитаю? (ответ)

Открываю конверт и достаю фотографию Коковани.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто нам пишет-узнали? (ответ)

Письмо: Здравствуйте, ребята! Прошу вашей помощи: навестите, пожалуйста, мою внучку, Даренку. Я надолго ухожу на охоту, а она очень грустит и скучает одна. Дед Кокованя.
Воспитатель: Ребята, вы помните кто такой дед Кокованя? Из какой он сказки? (ответы детей) Правильно, он из сказки «Серебряное копытце», которую написал уральский сказочник Павел Бажов. Ну что, вы согласны помочь дедушке? (ответы)

Тогда давайте нарядно оденемся, чтобы идти в гости: мальчики оденут рубашки косоворотки и подвяжутся кушаком, а девочки оденут сарафаны.
Дети одеваются и поднимаются в зал, в зале выключен свет, заходят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть платок, да платок-то непростой из бабушкиного сундука, волшебный. Вот он-то нам и поможет перенестись в сказку Бажова. Возьмите платок за края. Включается музыка- сказочная.

Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постойте
Платком ярким мы махнем
В сказку Бажова попадем
В хороводе покружились,
Где сейчас мы очутились? (дети открывают глаза, загорается свет, слайд 1-серебряное копытце )
Лес, деревья, снег кругом,
Мы поближе подойдем.

Воспитатель обращает внимание на домик. В окно выглядывает Даренка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Даренка в окно смотрит, наверное нас поджидает.
Даренка выходит.
Даренка: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли.Дед Кокованя ушел на охоту и оставил меня одну в избе ждать его прихода. Да еще и кошка Муренка убежала от меня в лес. Скучно мне одной, проходите в избу, погостите.

Даренка приглашает в избу, дети и воспитатель проходят.
Даренка: Проходите, присаживайтесь. (дети садятся на скамейку) Посмотрите, как мы живем: печку топим, чтобы было тепло и готовим в ней пищу: кашу варим, картошечку в горшке, вот посмотрите. (показывает горшок, а в нем вареная картошка), хлеб пекем, вот это садник (деревянная лопата для доставания и посадки хлеба в печь ), с помощью него мы достаем хлеб. А когда картошечка приготовится мы едим ее этими деревянными ложками (показывает) , да запиваем молочком (показывает крынку с молоком). Вот так вот мы живем, не тужим.

Воспитатель: А это, что такое у тебя в тарелочке стоит?
Даренка: А это камушки, я нашла их возле избы, это мне подарил Серебряное копытце.
Воспитатель: Это не простые камушки, а наши уральские самоцветы.
Показываю и называю камни: аметист, родонит, горный хрусталь, малахит, сердолик, лазурит, лунный камень, оникс, яшма.
Уральские камни-самоцветы очень высоко ценятся во всём мире. Из них изготавливают украшения, вазы, чаши, картины, они служат оберегами
Даренка: А я с камушками придумала интересную игру, хотите и вас научу. (ответы)

Игра «найди пару»

Воспитатель обращает внимание на стоящую в углу балалайку.
Воспитатель: Даренка, а что это у тебя стоит в углу.
Даренка: Это балалайка, на ней дед Кокованя играет, когда дома бывает.
Воспитатель: Даренка, раз есть балалайка, давай мы тебе с ребятами частушки споем, наши Уральские.

Где балалайка заиграла,
Там частушка зазвучала-
Уральская народная,
Веселая, задорная. (дети хлопают в ладоши)

Эй, Тимоша и Димьян,
Маша, Катя и Иван.
Сядем братцы все рядком,
Да частушки пропоем (дети хлопают в ладоши)

Мы с веселой песней дружим,
По уральски говорим,
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим. (дети хлопают в ладоши)

Старших мы уважаем,
Старину мы бережем,
Об Уральском нашем крае
Песни звонкие поем. (дети хлопают в ладоши)

Даренка: Спасибо вам, ребята, мне теперь совсем весело стало.
Воспитатель: Посмотрите, на наше веселье и Муренка прибежала.
Даренка берет в руки игрушку- котенка
Даренка: Муренка мне говорит, что хочет тоже с вами поиграть, она в эту игру играет с мышами в подполье.

«Жмурки» русская народная игра.

Одному из игроков завязывают глаза шарфом (шапочка кота)и отводят в сторону, где он несколько раз поворачивается вокруг себя.
После чего спрашивают: «Кот, кот, на чем стоишь? » (На квашне)
«Что в квашне? » (Квас)
«Ищи мышей, а не нас! »
После этого все разбегаются, а водящий ловит игроков, широко расставив руки.

Даренка: Спасибо, ребята, с вами так весело. Я хочу вам показать свою шкатулку со своими украшениями.
Показывает шкатулку с бусами.
Даренка: Ребята, эти украшения сделаны из камней. Я тоже умею собирать каменные бусы, хотите и вас научу? (ответы) Тогда пойдемте в мастерскую

слайд 2 (разные бусы из камней), музыка
Дети вместе с Даренкой делают бусы из каменной бумаги, сделанной заранее.
Воспитатель: Ребята, пока вы делали бусы, к домику прибежал Серебряное копытце и оставил нам еще камней, но они не простые, не самоцветные, а вкусные и съедобные. Вот они посмотрите.
У домика стоит игрушка козлика, правая передняя ножка обмотана фольгой,а рядом на блюдце лежат разноцветные желейные конфеты.
А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Возьму я опять свой волшебный платок.

Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постоите.
Платком ярким мы махнем
В детский сад попадем.
(Играет музыка- сказочная)

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? А с кем мы встретились в сказочном лесу? Что узнали нового? Храните бусы в память о путешествии в сказку П. Бажова.

Название: Конспект занятия по краеведению в средней группе «Путешествие в сказку Бажова «Серебряное копытце»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ- детский сад №22 «Кораблик»
Месторасположение: г. Верхний Тагил

Учитель: Серебрякова Татьяна Алексеевна

ЦО Первая Европейская гимназия Петра Великого

Технологическая карта урока – по литературному чтению

по теме: «П. П. Бажов «Серебряное копытце» в рамках ФГОС

Класс: 4 класс

УМК " Школа России"

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение»

4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце

Цель: обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте,

1.Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока

Познавательные:

Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,

Поиск необходимой информации в книге,

Умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

Развивать умения учащихся составлять характеристику героев,

Умение составлять синквейн

Коммуникативные:

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника

Осмысление правил взаимодействия в паре

Личностные:

Формирование системы нравственных отношений (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни,

Проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Развитие речи, мышления, воображения школьников

Знать биографию писателя

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

Интерактивная доска, компьютер;

Выставка книг по теме урока,

Костюмы для инсценировки

Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

    Организационный (1минута)

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Позвенел звонок, начинается урок.

На уроке не зевать думать, слышать, отвечать.

    Речевая разминка (2 минуты)

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути. (Гимнастика проводится стоя.)

А) Дыхательная гимнастика

На доске на листке написаны буквы, которые дети произносят сначала очень тихо, а потом усиливая звук - громко, и наоборот.

Игра «Горка»

аааааааа, ууууууу.

Учитель: Посмотрите на доску и произнесите гласные звуки, взбираясь на горку сначала очень тихо, а потом громче.

Б) Развитие артикуляционного аппарата и умение читать про себя.

Учитель: подойдите ко мне и выберете листочек с заданием.

Дети берут из рук учителя листок, на котором написано скороговорка с индивидуальным зданием.

    Прочитай про себя, потом вслух медленно.

    Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией

    Прочитай про себя, потом с раздражением

    Прочитай про себя, потом с радостью

    Прочитай про себя, потом выразительно

    Прочитай про себя, потом скороговоркой

В зимний холод всякий молод,

Всякий молод в зимний холод.

3. Проверка домашнего задания.(5 минут)

Цель: проверить знания о биографии писателя и содержания сказа

А) Учитель: С жизнью и творчеством, какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? (Слайд №1)

(Мы знакомились с творчеством П.П.Бажова)

Показать портрет П.П.Бажова.

Учитель: - Где и в какой семье родился П.П.Бажов?

(Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера.)

Что привлекало Павла Петровича с детства?

(Его интересовали люди, работающие на горном заводе, местные предания, сказки и песни родного Урала.)

Кто был Бажов по профессии?

(Школьный учитель, журналист, писатель)

Чем занимался Бажов в свободное от работы время?

(Он бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал в тетрадь все, что они ему рассказывали- были и небылицы, подлинные истории народные предания, песни сложенные столетия назад,)

С какими людьми ему было интересно общаться? (С простыми уральскими мастерами, которые лили сталь, делали оружие. Павла Петровича влекли душевная красота и достоинство трудового народа)

Какие произведения Павла Петровича вы знаете?

(Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Каменный цветок, Горный мастер, Две ящерки, Голубая змейка…)

Учитель: А какое произведение вы читали на прошлом уроке?

(Серебряное копытце) (Слайд №2)

Учитель: Можете назвать идею произведения? (заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Учитель: А как вы хорошо читали, я проверю следующим способом. (Открываем учебник по закладке)

На слайде вы увидите иллюстрацию. Необходимо найти в тексте и зачитать отрывок, подходящий к слайду.

4.Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Поработаем в парах. Вы получаете один тест на двоих и обводите в кружок верный ответ.

ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

3.Кошка Мурёнка была…

А) серой Б) белой В) бурой

4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

А) 1 Б) 2 В) 3

5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

А) голубого Б) розового В) зелёного.

6.Как назывались камни- самоцветы, о которых рассказывается в сказе Бажова?

А) горный хрусталь Б) хризолит В) малахит

В) -Какое это произведение по жанру?

А) Сказка Б) Рассказ в) Сказ

Что такое сказ? Определите тему урока.

Учитель: Как вы думаете, эти слова однокоренные? (да)

Докажите.

Что такое сказка? Вспомните признаки сказки.

Набрасывает определение сказки на листке.

Вымысел, волшебные предметы, герои, троекратный повтор, добро побеждает зло.

Рассказ- повествование о случае, эпизод, реальные события, герои обычные люди.

А во сказе- элементы вымысла, главные герои – рабочий завода, сиротка,

Учитель включает интерактивную доску. Таким образом, распределите определение сказки, рассказа и сказа.

А сам П.П.Бажов говорил о сказе….(Слайд №

Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.

Есть волшебные предметы.

Есть сказочные герои и события.

Рассказчик.

5. Физминутка

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

    Работа над характеристикой главных героев.

Учитель: Прекрасное и забавное время года- зима!

Может потому все чудеса зимой происходят…

Какое чудо произошло в сказе Бажова?

(Что из под ног серебряного копытца выскакивали камешки.)

1. Характеристика главных героев.

Почему оно произошло именно с Даренкой и Кокованей?

Давайте охарактеризуем героев по плану.

Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Почему Кокованя решил взять Даренку себе в дом?

(Чтобы веселее жилось).

А Кокованя это его имя? Почему его так могли его назвать?

Учитель: Если исходить из этимологии, то слово "коко" в диалекте Вологодской области означает слово "крестный". Следовательно, у Бажова в сказке имелось в виду "коко Ваня" - крестный Ваня.

Охарактеризуйте Кокованю.

Опишите героя по плану.

План. (каждого на листке)

    Семейное положение. (Одинокий)

    Опишите его внешность. (Старик большой да бородатый)

    Какой характер у героя? (Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту)

    Чем занимается герой? (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, мастер сказки сказывать)

    Какие поступки совершает? (Добрые, например, взял сироту и ее кошку. Комил, поил, веселил, сказки сказывал, взял с собой на козлика посмотреть)

Учитель: Охарактеризуйте главную героиню. Как ее звали? Даренка – какое это имя? Даренка –мужественная, храбрая, а наша Даренка такая? Докажи.

    Семейное положение. (Сирота)

    Внешность (Маленькая, по шестому году, носишко пуговкой)

    Характер (Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту)

    Чем занимается герой? (В избе прибирается, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любит сказки слушать)

    Какие поступки совершает? (Подобрала кошку брошенную, не побоялась остаться одна в балагане, не собирала камешки драгоценные, а лишь любовалась ими..)

    Как вы относитесь к герою? (Суважением)

    Рефлексия.

    Подведение итогов.

Синквейн Главный герой.

    Домашнее задание.

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».


Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!

1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)

Презентация на тему: Бажов "Серебряное копытце"