Скачать проект на тему выжигание по дереву. Проект по технологии "выжигание по дереву". Общая работа Жмакина Григория и Белозёровой Екатерины


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края

Выжигание по дереву –

древнее искусство, актуальное в наше время.

ученик 3Б класса

МБОУ СОШ№1 с. п.Троицкое

Выжигание по дереву - древнее искусства, актуальное в наше время.

Предмет - технология.

Тип данного проекта:

1. по доминирующей деятельности - творческий и
информационный;

2. по предметному содержанию - монопроект;

3. по продолжительности – краткосрочный

В этом году на новогодний праздник мне подарили электровыжигатель. С помощью выжигания можно украшать деревянные предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки , фоторамки, панно, картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание-это творческий и очень увлекательный процесс. Я увлёкся этим видом искусства, заинтересовался историей выжигания и решил изготовить разделочную доску, украшенную выжиганием и акварелью .

Изделие можно кому-нибудь подарить. Мой подарок будет, практичным, интересным и очень ценным, так как изготовлен своими руками

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Цель: изготовить подарок для мамы своими руками.

Проектные шаги

Планированию этапов своих действий;

Выбор материала и способа действия;

Изготовление изделия.

Планируемый результат: разделочная доска

Из истории выжигания.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н. э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках.

Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19 века, в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно детям.

Выбор материала и инструментов

Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:

*порода не должна быть смолистой;

*на мягких породах выжигать легче;

*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;

*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

*поверхность материала должна быть ровной и чистой.

Лучшими материалами для выжигания считается ольха, липа, тополь и каштан.

Я выбрал липу.

Инструменты.

Электровыжигатель - прибор для выжигания. В качестве выжигателя можно применять торцовый электропаяльник.

Штифт - рабочая часть выжигателя, он может быть проволочным или корпусным.

Настольная лампа нужна для освещения поверхности доски под острым углом, чтобы разглядеть тени, которые отбрасывают выжженные бороздки, для контроля штриховки.

Карандаш мягкий нужен для нанесения рисунка, по окончанию работы его легче стереть ластиком

Копировальная бумага нужна для перенесения рисунка с листа бумаги на поверхность древесины, бумагу нужно брать чёрную.

Скальпель необходим для удаления небольших погрешностей в работе. Например, удалить слишком длинную линию. Для этого нужно соскоблить обожжённую древесину с помощью лезвия, скальпеля.

Стальная линейка для проведения аккуратных прямых линий (пластиковая расплавится).

Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева.

Доска пюпитра для установки дощечки для выжигания. Обычно она бывает подвижной, её можно устанавливать выше или ниже, как вам будет удобно работать.

Акварель, кисточки , лак для декорирования

Способы выжигания.

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.

Техника безопасности при выжигании по дереву.

При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.

При выжигании образуется едкий дым, из - за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.

Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.

Не допустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.

Этапы работы.

1.Выбирал материал: деревянную основу.

2.Нанёс рисунок на данную основу простым карандашом.

3.Выжигаю контур рисунка «Дракон» электровыжигателем.

4.Отшлифовывываю доску наждачной бумагой.

5.Раскрашиваю поверхность акварелью и просушиваю.

6.С помощью кисточки наношу на доску нитролак, просушиваю.

ДОСКА ГОТОВА!

Самооценка

Выполняя работу, я узнал много о выжигании.

Подарок оказался не очень затратным. Маме он очень понравился.

https://pandia.ru/text/78/244/images/image002_31.jpg" width="576" height="1024 src=">

Список литературы

1.Павлова 5 кл.- М.: Вента-Графф,с.

2.Шпаковский тех, кто любит мастерить.-М:Просвещение,190.-191 с.

Цель: разработать и изготовить из дерева красивое и недорогое панно.

Цель : разработать и изготовить
из дерева красивое и недорогое панно.

Задачи:

  • изучить виды, способы, технику выжигания по дереву;
  • изучить технику безопасности при выжигании;
  • изготовить поделки при помощи одного из видов выжигания;
  • 4. увлечь одноклассников выжиганием.

    Гипотеза: выжигание - интересное и полезное занятие.

    С помощью выжигания можно сделать недорогой, но красивый памятный подарок.

    1 этап. Информационный

    Выжигание- это один из видов художественной обработки древесины. Это популярное ремесло, связанное с традициями русского народа.

    В старину для выжигания пользовались огнём, раскалёнными гвоздями, металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с рельефным узором.

    Из энциклопедии:

    Выжигание — это один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

    Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания — фанера, заготовки из липы и ольхи.

    Способы выжигания:

    В наше время применяют многие способы выжигания:

    vпиротипию (горячее печатание),

    vпирографию (горячее рисование),

    v выжигание в горячем песке или на открытом пламени,

    vна солнце увеличительным стеклом,

    vвыжигание кислотами,

    vтрением на токарном станке.

    2 этап. Исследовательский.

    Получение линий

    На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Вести перо следует без нажима.

    Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро.

    Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка.

    Материалы и инструменты:
  • наждачная бумага;

    электро-выжигатель;

    копировальная бумага;

    карандаш,ластик, линейка;

  • деревянные или фанерные заготовки.

    Прибор для выжигания состоит из пера, понижающего трансформатора и шнура с вилкой. Существуют разные современные модели электровыжигателей.
  • Техника безопасности
    • Включать электровыжигатель можно только в присутствии взрослых.
    • При работе нельзя сильно нажимать на перо.
    • В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.
    • Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
    • Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
    • После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
    • Тонкости выжигания

      Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.

      Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

      Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.

      Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

      Результаты опроса одноклассников
    • У 6 из 20 моих одноклассников есть дома выжигательный аппарат.
    • 6 из 20 ребят умеют выжигать поделки.
    • И абсолютно все мои одноклассники хотели бы научиться пользоваться таким аппаратом!!!
    • 3этап. Практический.

      Перед выжиганием поверхность шлифую наждачной бумагой.

      Рисунок перевожу на деталь через копировальную бумагу.

      Выжигаю рисунок с помощью электровыжигателя.

      Правила выжигания

      Ручку с нагревательным пером держу, как карандаш. Прибор включаю в сеть и переключателем устанавливаю необходимую степень накала пера. Начинаю работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

      При выжигании нужно сидеть прямо, рука должна лежать на столе.

      Через 10 - 15 мин работыэлектровыжигатель выключаю на2 - 3 мин для остывания.

      Выжигать можно только по сухой древесине.

      Окончательный этап

      Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чищу мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой произвожу тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.

      Роспись дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.

      Поделка на конкурс готова!

      Мои работы можно использовать в качестве подарка

      Выжигание по дереву, это очень увлекательное занятие.

      Экономия и экология

      Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

      Стоимость изделия в основном определяется затратами на материалы и электроэнергию.

      Стоимость фанеры = (отходы и обрезки)

      Наждачная бумага = 30 руб.

      Краски гуашь = были в наличии.

      Лак бесцветный(100 гр.) = 30 руб.

      Кисть (расписывать красками) = была в наличии

      Кисть (покрывать лаком) = 40 руб.

      Итого = 100 руб.

      Выполнив свою работу по выжиганию, я ни чем не нарушил экологию. Моя гипотеза подтвердилась.

      Выводы

      Заглянув в прошлое, я узнал, как наши предки занимались таким делом, как выжигание по дереву. Я считаю, что в наше время актуально возродить данную направленность. Ведь технические навыки и умения развивают фантазию, мышление, творческие способности, внимание.

      Меня увлек столь кропотливый и интересный процесс выжигания, за которым можно провести очень много времени. Причем провести это время с пользой и большим удовольствием. Свои умения и знания в своем увлечении, я хотел бы разнообразить и развивать в дальнейшем.

      Спасибо за внимание!

Кострюкова Майя

Руководитель проекта:

Журкина Светлана Александровна

Учреждение:

МБОУ Никитинская средняя школа Починковского района Нижегородской области

В данном творческом проекте по технологии на тему "Выжигание по дереву" учащаяся начальных классов школы изучает материалы, связанные с необычным для девочки хобби - пирографией . В творческой работе представлены авторские работы на выжигание по дереву ученицы 4 класса школы.

В исследовательской работе по технологии "Выжигание по дереву" ученица 4 класса начальной школы исследует историю возникновения выжигания по дереву, изучает технологию изготовления панно и основные инструменты, необходимые для работы.


Автор исследовательского проекта по технологии "Выжигание по дереву" выясняет основные виды выжигания, дополняет работу наглядными иллюстрациями и приводит весомые аргументы в пользу данного хобби.

Авторская творческая работа по технологии "Выжигание по дереву" полезна для читателей тем, что позволяет изучить основные правила техники безопасности при работе с выжигателем, и, вдохновившись, сотворить настоящий шедевр своими руками.

Введение
Глава 1. История выжигания по дереву.
1.1. Откуда нам известно выжигание?
1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам.
1.3. Выжигание по дереву в наше время.
Глава 2. Технология изготовления панно.
2.1. Подготовка материала к выжиганию.
2.2. Инструменты и приспособления.
2.3. Различные виды выжигания.
Глава 3. Польза выжигания.
Глава 4. Техника безопасности.
Заключение
Использованная литература.

Введение

Выжигание по дереву , или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву - это целая философия! Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души, свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений своего искусства.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет - шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

1. История выжигания по дереву


В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.

Декоративное украшение деревянных изделий было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

1.1. Откуда нам известно выжигание?

Так уж устроен человек, что помимо удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного.

Именно отсюда и берет, наверное, свое начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание, органично вплетающаяся в практически каждую культуру совершенно, казалось бы, различных народов мира. Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при раскопках на самых разных континентах.

Интересно, что возраст некоторых предметов быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.

А вот древние китайцы традиционно употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних иероглифы или элементы окружающей природы. Согласно одной из легенд, родоначальником этой техники в Китае был мастер У Тянь из провинции Юньнань, живший во времена династии Цин, который однажды, находясь вблизи печки слегка подшофе, впервые (и совершенно случайно) использовал выжигание для нанесения на палочки изображений цветов, птиц и животных.

1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам

Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по коже, а также - шелку).

Изначально для этой техники основным инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра, жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.

Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт) начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема.

Но особую популярность в массовом искусстве выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным электрическим приборам для выжигания.

1.3. Выжигание по дереву в наше время

Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.

Как правило, художественное выжигание лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина). Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости.

Как видите, все достаточно просто, но только в руках настоящих мастеров на свет появляются удивительные, вызывающие неподдельное восхищение произведения декоративно-прикладного искусства!

2. Технология изготовления панно

2.1. Подготовка материала к выжиганию


Выбираем деревянную основу для первых работ

На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву.

Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.

Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости.

Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево.

Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.

Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов.

2.2. Инструменты и приспособления

Как правильно выбрать инструмент для выжигания

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы.

Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому.

Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону.

К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета.

Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

2.3. Различные виды выжигания

Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким образом, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины.

Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам, когда линиями выжигаются только контуры предметов.

Часто применяется силуэтное выжигание, при котором силуэты людей, животных, растений, геометрических фигур, букв или фон, на котором силуэты показаны, выжигаются сплошь.

Абидова Дилора
Творческий детский проект «Выжигание по дереву»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»

Выжигание по дереву

Творческий проект

Участники :

П. Глеб Андреевич,

Р. Анастасия Дмитриевна

(подготовительная к школе группа №5)

Руководитель :

Абидова Дилора Аскаровна

(воспитатель)

г. Нягань

1. Введение…. ….…3

2. Основная часть…. ….…. 4

дереву… . 4

2.2. Виды выжигания , материал и инструменты для выжигания по дереву… .….6

2.3. Техника выжигания по дереву . …8

выжигания по дереву… .…. 10

3. Заключение….12

4. Список использованной литературы…. …13

5. Приложение…14

1. Введение

У моей мамы был осенью день рожденья, и мне захотелось сделать для нее подарок своими руками. Я попросил помощи у папы, и он мне предложил выжечь на фанерке картинку. Мы выбрали картинку белочки, перенесли ее на фанерку, и затем папа научил меня работать выжигателем . Мне очень понравилось создавать рисунок выжиганием , получилась очень красивая белочка. Я принес в группу свою поделку, и показал детям. Им очень понравилась моя поделка, но они не знали, что такое выжигание по дереву , и как выжигают . Я предложил детям познакомиться с техникой выжигания по дереву и выжечь своим мамам подарки на 8 марта.

Увидев поделку и книгу «Выжигание по дереву » , Настя тоже решила сделать маме подарок. Но она не знала, что еще можно выжечь по дереву , и как выжечь. Мы задумались : когда появился такой прибор - выжигатель , и используют ли сейчас люди такой способ - выжигание по дереву . С этим вопросом мы обратились к воспитателю Дине Аскаровне.

У нас появилась цель : как можно больше узнать о выжигании по дереву и научиться выжигать изделия по дереву .

Задачи :

Познакомиться с историей появления выжигания по дереву выжигателя (его основными частями) ;

Узнать о материалах и инструментах для выжигания по дереву ;

Ознакомиться со способами работы выжигателем по дереву ;

Овладеть простой техникой выжигания по дереву .

2. Основная часть

2.1. История появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву

Из книг мы узнали : выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э.

Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.

Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями , декоративно украшенными выжиганием .

В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры , надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву , нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки , их называли «троицкие» , а украшали их выжиганием . Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек .

В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева . В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.

Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания , и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором , проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.

В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.

Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.

2.2. Виды выжигания , материал и инструменты для выжигания по дереву

Существует несколько видов выжигания . Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски :

1. Выжигание по контуру : линиями выжигается только контур предмета.

2. Силуэтное выжигание : полностью выжигаются либо фигурки людей , животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.

4. Выжигание с передачей светотени : этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию .

Оказывается, тем, кто только начинает постигать азы выжигания , лучше всего выжигать не штрихами , а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.

Выжигать можно на любой деревянной поверхности , но лучше всего подходит бук (деревянные ложки , лопатки, разделочные доски, идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.

Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.

Электровыжигатель состоит из вилки , трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки : вправо-больше, влево-меньше.

Мы узнали некоторые правила пользования электровыжигателем :

Не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;

Не подносить раскаленную насадку к лицу;

Не вскрывать коробку трансформатора;

Не скручивать и не сгибать электрический провод;

Не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;

Не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.

2.3. Техника выжигания по дереву

Из прочитанной литературы мы узнали, что существует различная техника выжигания по дереву .

Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.

Силуэт должен всегда выглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки : на них фигуры изображены в профиль, с резко очерченным носом и лбом. Портретное сходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия. Силуэтный портрет изображается только в профиль

Прочертив контур, заполняем его темным тоном. Для достижения такого эффекта водим перо медленно, и в случае необходимости обрабатываем поверхность несколько раз.

Прошло много времени, и люди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов. Они стали называться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов.

Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется для того, чтобы варьировать глубину тона. Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.

КОМПОЗИЦИЯ

Эскиз – это предварительный рисунок. Сюжет – это предмет изображения, т. е. то, что будет изображено на картине : городской, деревенский или морской пейзаж . В переводе с французского языка – «пейзаж» означает «местность, страна» , но этим же словом обозначают и изображение природы в искусстве.

Следующий этап в создании эскиза – это подбор элементов композиции : деревья , кустарники, дома, мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. В создании эскиза учитывается все : количество изображаемых предметов, их взаимное расположение на плоскости, в зависимости от их удаления от наблюдателя, т. е. перспектива, и даже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то все предметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположены не только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонта находится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем и дальнем плане с учетом перспективы : чем дальше, тем предметы становятся меньше.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.

Из семи цветов радуги только три считаются основными – красный, синий и желтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешивания основных цветов : красный + синий = фиолетовый; синий + желтый = зеленый; красный + желтый = оранжевый. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. К теплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые – красные цвета, к холодным – сочетание различных оттенков синего цвета.

2.4. Овладение плоской техникой выжигания по дереву

В нашем детском саду узнали , что мы интересуемся выжженными по дереву изделиями и организовали выставку «Выжигаем по дереву » . Нам стали приносить разные вещи, картинки, книги, журналы.

Мы узнали много интересного, собрали альбом с изделиями, выжженными по дереву . Стали думать, что можно выжечь по дереву . И решили выжечь на доске куклу Акань, про которую узнали, когда знакомились с бытом коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Мы решили подарить нашему детскому саду эту поделку , так как в этом году мы выпускаемся в школу.

Северная кукла Акань была символом семьи, дома. Куклу любят, с ней делятся обидами и лакомствами. Когда она рядом, быстрее приходит сон. Женщины хранят свои детские куклы и создают новые, как когда-то их прародительницы оберегали домашних идолов, охранявших дом, род. У каждой девочки был собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с нарядами. И кукол, и платья для них девочка шьет только сама. Дети любили играть с куклой, лежащей в берестяной люльке. Для кукол делали постели, подушки, сумочки и другие предметы.

Для выжигания куклы Акань мы воспользовались плоским выжиганием , когда изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек.

Двигая насадкой медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал насадки, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии : от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать насадку с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение насадки было слишком медленное или насадка не в меру перегрета. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник насадки можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав её некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева . Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, насадку держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис, а затем внутри него жгут широкой стороной насадки. При обработке фона можно пользоваться различными приемами : нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

3. Заключение

В процессе творческой работы мы узнали много интересного, получили ответы на все интересующие нас вопросы. Познакомились с историей появления выжигания по дереву , с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями) ; узнали о материалах и инструментах для выжигания по дереву ; освоили способы работы выжигателем по дереву ; овладели простой техникой выжигания по дереву .

От работы с деревом и электровыжигателем мы получаем только удовольствие, радуемся результату своего труда. Ведь ни для кого не секрет, что занятия с деревом и электровыжигателем способствуют развитию творчества , воображения, развивают тонкую ручную координацию. Теперь с помощью электровыжигателя мы сможем выжечь по дереву не только куклу Акань, но и герб нашего города – красоту и гордость наших сердец. Вот какой секрет открыл нам электровыжигатель !

Свою выставку мы решили показать всем детям нашего детского сада «Веснянка» .

В дальнейшем хотим научиться другим техникам выжигания по дереву .

4. Список использованной литературы

1. Васнецова Н. Ю. 365 советов юному мастеру – М. Т68 ООО «Издательство Астрель» , 2001 – 264 с.

2. Подарки для друзей : Поделки из природных материалов своими руками. – С. Русич, 2002 – 656 с.

3. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М. Просвещение, 1988 – 128 с.

4. Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву . – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.

5. Журнал «Девчонки и мальчишки» №4 – М. ООО «Формат – М» , 2011 – 53 с.