Упражнения по русскому языку на тему "Правописание приставок на з-,с-.". Сборник упражнений "правописание приставок" Гласные в приставках пре и при упражнения


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Обучающие карточки»

Карточка по русскому языку

«Правописание приставок»

Подготовила: Цыбанова И.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ - Чемерновская СОШ.

2018 г.

Пояснительная записка

Дисциплина: русский язык

Раздел: «Орфография»

Тема: «Правописание приставок»

Класс: 9-11 классы

Возраст предполагаемой аудитории : 15-17 лет

Требуемые для работы знания и умения:

знание понятий «изменяемые», «неизменяемые» приставки;

умение работать с таблицей;

умение определять значение слов (словообразовательных префиксов);

умение различать гласные звуки от согласных, звонкие согласные звуки от глухих согласных;

умение подбирать однокоренные слова для определения морфемного состава слов.

Ожидаемые результаты:

умение правильно писать:

неизменяемые приставки;

изменяемые приставки на -З, -С;

изменяемые приставки РАЗ -/ РАС-, РОЗ - / РОС -;

приставки ПРЕ-, ПРИ-;

Инструкция по выполнению карточки

Правила работы с карточкой

1. Карточка состоит из 3 разделов: «Необходимо знать», «Тренировочные упражнения», «Самоконтроль. Контрольный тест».

На выполнение тренировочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте. Если Вы хотите

изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями,

справочниками по грамматике, орфографическими словарями.

времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите

к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете

вернуться к пропущенным заданиям.

Варианты работы с карточкой

В зависимости от уровня подготовки ученика организуется работа с первым разделом.

Если ученик имеет прочную базу знаний по теме карточки, то он может пропустить задание этой рубрики и начать выполнение тренировочных упражнений (в обратном случае ученик должен проработать справочный материал рубрики «Необходимо знать»). Если при выполнении заданий возникнут трудности, ученик может обратиться к первому разделу. После окончания работы со вторым разделом можно приступать к выполнению контрольной части карточки.

Количество времени, отведенное на выполнение карточки, - 45 минут.

Желаем успеха!

Карточка «Правописание приставок»

1. Изучи рубрику «Необходимо знать»

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки на -З,

-С;

Изменяемые приставки РАЗ - / РАС-,

РОЗ - / РОС-

Пишутся всегда одинаково вне зависимости от звучания

Перед звонкими

согласными, гласными - З,

перед глухими согласными - С

Написание зависит от ударения

О- : опылить

Помните!

Иноязычная приставка А- равнозначна по значению приставке НЕ-: а моральный = не моральный

БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)

Беззаботный - бессовестный;

разгромить- расщедриться;

1. Под ударением пишется А, без ударения - О: рОзвальни - развалИться, рОспись - распИсывать

Исключение:

роз ыскнОй (от слова «рОзыск»)

ДО- : доплыть

НЕДО-: недосмотреть

ПО- : покрыть

ПРО- : прокусить

Помните!

приставка ПРА- пишется, если слово имеет значение:

1) «исконный, первоначальный, древний» пра язык,

2) «степень родства»: пра бабушка,

3) «имеющий отношение к предкам»: пра матерь.

Помните слова!

чересчур

исчезать

исчезновение

У- : укрыть

Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ: дез инфекция, диз ъюнкция

ПРА- : прадедушка

ВЫ - : вымыть

ПРЕД-: предустановка

ПЕРЕ-: переплыть

Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласными: дис баланс, дис функция

НА- : наиграть

ЗА- : забрать

НАИ-: наилучший

ОТ- (ОТО-): отбить, отойти

ОБ-(ОБО-): обхватить, обойти

В- (ВО-): въехать, войти

С - (СО-): сходить, сойти

НАД-(НАДО-): надломать, надорвать

ПОД- (ПОДО-): подстричь, подойти

К сведению!

Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ-

Иногда приставка С- стоит после приставки НЕ-: нес говорчивый

В словах ЗДРАВСТВУЙТЕ , ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕШНИЙ, не видно НИ ЗГИ буква З не приставка

Правописание приставок, зависящих от их значения

ПРИ-

ПРЕ-

1) пространственная близость, смежность: прибрежный

2) прибавление, приближение, присоединение: пририсовать, приклеить, прилететь

3) неполноты действия: присесть, приоткрыть

4) доведение действия до конца, до определенного результата: приискать, приучить, прикончить

5) совершение действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: принарядиться, приглядеться

6) сопутствующее действие: припевать, присвистывать

1) высшая степень действия, качества, превосходящего какую-либо меру (= ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА): превеселый (= очень веселый)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ: преграда (= перегородить)

К сведению!

Иногда сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить синонимичными словами:

ПРЕВОЗМОЧЬ - ПЕРЕСИЛИТЬ

Различайте!!!

придать значение

притворить дверь

приклонить ветку к земле

приступать к делу

прибывать куда-либо

приёмник (аппарат)

приходящий (кто приходит)

призирать (давать приют)

придел храма

притерпеться (привыкнуть)

привратник (сторож, стражник)

предать друга

претворить мечту в жизнь

преклониться перед кем-то

преступать закон

пребывать (находиться где-либо)

преемник (последователь)

преходящий (временный)

презирать (не уважать)

предел желаний

претерпеть лишения

превратный (изменяющийся)

Запомните!!!

Приватный, приватизация, привередничать, привередливый, приверженец, привидение, привилегия, пригожий, придирчивый, приличие, примадонна, примитивный, приоритет, присяга, прискорбие, прискорбный, притязание, прихотливый, беспристрастный, причина, без прикрас, приумножить, неприязнь, приурочить, прибаутка, присутствовать, прилежный, приятный, пригодный.

Преамбула, презент, президент, президиум, преимущество, прекословить, прелюдия, премьера, пренебрежение, пренебрежение, препарат, препирательство, препятствие, прерогатива, пресловутый, пресмыкаться, престиж, престол, претендент, претензия, прецедент.

2. Выполни тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание приставок.

Бе_ценный, бе_церемонный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_численный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный. Во_рождать, во_действовать, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любленный, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ра_продал, ра_двоился, ра_чесал, ра_щедрился, ра_бьется, ра_пространит, ра_толок, ра_читал, ра_порол, ра_чертит, ра_крутит, ра_бег, р_звальни, р_спись. Чере_чур, чре_мерный.

Дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

Пр_мчаться, пр_украсить, пр_терпевать, пр_мётывать, пр_лунный, пр_неприятный, пр_одолевать, пр_добрый, пр_скакать, пр_секать, пр_рывистый, пр_забавный, пр_клеивать, пр_смешной, пр_вязывать, пр_таскивать, пр_града, пр_ползать, пр_вёртывать, пр_голубить, пр_бывать (в неволе), пр_высить, пр_скверный, пр_станционный, пр_землиться, пр_порошить, пр_школьный, пр_ступник, пр_зидиум, пр_зирать, пр_смыкаться, пр_имущество, пр_бывать (на вокзал), пр_вилегия, пр_зирать (нищих).

Задание 2. Выполните тестовые задания

1. Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» - сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...

2. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.

25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:

- (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе - вот и вся история.

Ответ: ___________________________

3. Из предложений 45-51 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

Ответ: ___________________________

3. Самоконтроль. Контрольный тест

1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_забавный, пр_тупился

бе_честный, бе_грамотный

бе_правный, ра_чёт

бе_пощадный, бе_жалостный

пр_следовать, пр_шить

Ответ: ___________________________

2. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_стыдить, беспр_рывно

и_колесить, сни_хождение

ра_фасованный, ра_мытый

пр_вередливый, пр_града

и_далека, не_говорчивый

Ответ: ___________________________

3. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и_коверкать, бе_жизненный

пр_мудрый, пр_образовать

пр_брежный, пр_кратить

во_хождение, бе_рассудный

н_рекание, пр…гулка

Ответ: ___________________________

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...буженный, бе…граничный

не...валенные, бе…дельник

пр...купить, пр…красный

под…зревать, н…писать

пр…кратить, пр_чудливый

Ответ: ___________________________

Правописание приставок
Упражнения
I . Вставьте пропущенные буквы.
З..бежать, в..одушевлять, п..ехать, о..да­ча, по..тянуть, р..счет, н..блюдать, подорож­ник, подойти, об..рвать, н..друбить, п..друбить, н...драть, над..рвать, преддве­рие, о..ветшалый. и..дарить. з..ананаться, вооружение, з..рядка. ..тпирать, пр..делки, пр..ветрить, о...делка, п..спешность, пр..бег, пр..бабка, пр..смотр, пр...извол, пр..будить, пр..водник, пр..ступок, п..вздорить, в..сход.
II.Вставьте пропущенные буквы.
Пр..мочить, пр..внук, пр..катить, пр..родина, пр..пр..внучка, пр..писка, пр..дух, пр.тур, пр..езд, пр..ем (в стене), пр..от­цовский, пр..зелень, пр..иски, пр..кол, пр..лет, пр..лог, пр..история, пр..образ, пр..матерь, пр..рыв, пр..славянский, пр..ток, прародитель, пр..язык.
Ш. Перепишите слова, вставляя про­пущенные буквы. Поставьте ударение. Ус­тановите зависимость написания гласной от ударения.
Рассказать, р..ссказни, р..зыграть, р..зыгрыш, р.звалить, р.звалины, р..ссы­пать, р..ссыпь, р..списать, р..спись, р..спу­стить, р..спуск, р..зыскать, р..зыск. р. зли­вать, р..злив, р..зыскной.
IV. Вставьте пропущенные буквы.
1. Ра..делать, растревожить, ..делать, и.дать, и. держать, и..дание, бе..заботный, ни... вергнуть, ни..падать, ра..жать, ..жать, сни..ходительный, ...шить, ра.шить, че­ре..чур, чре.вычайно, ра.делить, ра.трево­жить, ..десъ, ..дача, бе..радостный, ра.счи­тывать, ..доровье, ..доба, и..чадье.
2. Бе.чувственный, бе..вкусный. бе..жизненный, бе..словесный, ра..сердить, и..пить, и..подтишка, бе..печно, бе..церемонный, бе..ценный, бе..людный, бе.форменный, ра..крыть, бе..предельный, во..делать, во..наградить, во..клицать, и..мучить, и.бить, и.ведать, и. .черпать, и..пробовать, мирово.зрение.
V. Выберите правильное написание
Бе(с,сс)мысленный; ра(с,сс)чет; ра(с,сс)таться пред ра(с,сс)ветом; ра(с,сс)читывать бе(с,сс)полезно; бе(с,сс)конечные ра(с,сс)просы; во(с,сс)тановить ра(с,сс)ледование; бе(с,сс)трашные во(с,сс)тавших; неи(с,сс)ледованный и(с,сс)точник; предра(с,сс)ветные звезды; бе(с,сс)причинная, безра(с,сс)удная (с,сс)ора; ра(с,сс)четливый ра(с,сс)клад; ра(с,сс)елины гор; бе(с,сс)пощадная ра(с,се)права; ра(с,сс)читывать ра(с,сс)тояние; бе(с,сс)мысленно ра(с,сс)траченное время; ра(с,сс)чистить место ра(с,сс)копок; бе(с,сс)четный.
VI. Вставьте пропущенные буквы.
Пр..следовать противника, пр..рвать раз­говор, пр..двинуть стул, пр..открыть окно, пр...высить скорость, пр..вокзальная пло­щадь, пр.ступить к работе, пр..одолеть пр..пятствие, пр.неприятное известие, пр.градить дорогу, пр..шить пуговицу, пр..спокойно спать, пр..ломленне лучей, пр..амурский регион, пр..встать со стула, пр..вратиться в лед, сердечная пр..вязанность, пр..вышение полномочий, пр..водной ремень, пр..важный вид, пр..морский кли­мат, пр..мкнуть к движению, пр..мирить спорящих, пр..мерзкая погода, пр..небречь опасностью, пр..наряженный гость, пр..не­сти плоды, пр..опасная ситуация, пр..обре­сти билет, пр..ображенный край, пр.остановиться на полпути, пр. образователь тока.
VII. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..вращать, (знаки) пр..пинания, пр..звание, пр..зидиум, пр...урочить, пр..мьера, пр..неприятный, пр..тязание, пр..ступление, пр..града, пр..внесение, Пр..морье, пр..сыщение, пр..ставиться, пр..рваться, пр..личный, пр..мерный, пр..старелый.
2. Пр..подавать, (власть) пр..держащее, пр..ход, пр..оритет, пр..вратность, беспр..дельный, пр.украшивать, пр.сяжный, пр..спустить, пр.обладать, пр..брежный, пр.амбула, пр..цедент, пр..стиж, пр..позиция, пр..беречь.
3. Пр..горье, пр..успевать, пр..вилегия, пр.одолевать, пр..передливый, пр..мьер, пр..пятствовать, пр..красный, пр..мадонна, пр..мешать, пр.словутый, пр..смыкаться, пр.забавный, пр.спешник, не пр.минул (воспользоваться)
VIII. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..бывать к станции, пр..бывать в ре­зиденции, пр..давать силы, пр..давать со­ратника, пр..зирать труса, пр..зреть сиро­ту, пр..клоняться перед талантом, пр..кло­ниться к земле, пр..клонный возраст, пр..ходящий успех, пр..ходящая уборщица, пр..ступить закон, пр..ступить к работе, пр..даное невесты, старинное пр..дание.

Особлива частина

Підручник

За редакцією професорів В. В. Сташиса та В. Я. Тація

4-те видання, перероблене і доповнене

Редактор С. А. Латинська

Коректори М М. Поточняк, Ю. В. Статкевич

Комп"ютерна верстка В. М. Зеленька

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.


1) О…бить,

2) на…строчный,

3) пре…намеренно,

4) по…ставить,

5) по…березовик,

6) по…рубить,

7) о…пирать,

8) о…дача,

9) по…тянуть,

10) на…водный,

11) о…стегнуть,

12) о…росток,

13) о…клонить,

14) пре…горный,

15) о…скакать,

16) на…резать,

17) пре…выборный,

18) по…таявший,

19) по…писать.

20) по…толкнуть,

21) по…дакивать,

22) по…держка,

23) на…бавка,

24) на…кусить.


Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы з или с , подчеркните слова, в которых вставленная буква з входит в состав корня.


1) Бе…выходное положение,

2) бе…численное множество,

3) бе…связный ра…сказ,

4) и…ношенный механизм,

5) первые в…ходы,

6) удачная …делка,

7) в…лететь ввысь,

8) …гущенное молоко,

9) ра…бросать вещи,

10) бе…ветренный день,

11) во…звание к народу,

12) во…становить справедливость,

13) во…глас удивления,

14) бе…следно исчезнуть,

15) преступный …говор,

16) …дать сессию,

17) …жечь документы,

18) бе…цветные глаза,

19) …держать слово,

20) и…тратить деньги,

21) в…дремнуть ненадолго,

22) в…бираться на гору,

23) ра…ставить капканы,

24) научные и…следования,

25) громкий ра…говор,

26) бе…брежное море,

27) предра…светный час,

28) ра…говорить собеседника,

29) ни …ги не видно,

30) ра…пахнуть дверь,

31) и…коренить зло,

32) беречь …доровье,

33) …бить с толку,

34) ни…посланная милость,

35) во…вести …дравницу,

36) …ломанная ветка,

37) ра…плескать воду,

38) во…вести …дание,

39) …доровый вид,

40) ра…жать кулаки


Упражнение 3. Запомните значение слов с заимствованными приставками. Вставьте пропущенные буквы з или с .

1) де…информация («ложная информация»),

2) де…ориентировать («ввести в заблуждение, лишить правильной информации»),

3) де…инфицировать («произвести обеззараживание чего-нибудь»),

4) ди…гармонии («не имеющий гармонии»),

5) ди…квалифицировать («лишить квалификации»),

6) ди…комфорт («ощущение неудобства, тревоги),

7) де…организация («нарушение порядка, организованности»),

8) ди…пропорция (отсутствие пропорциональности»),

9) де…информировать (ввести в заблуждение ложной информацией»).


Упражнение 4. Вставьте пропущенные гласные.


1) за бежать,

2) по ехать,

3) по друбить,

4) по дарок,

5) про ветривание,

6) пра дедушка,



7) пра история,

8) про исхождение,

9) про нестись,

10) пра бабушка,

11) обо рвать,

12) про говориться,

13) по наблюдать,

14) пра правнучка,

15) пра матерь,

16) пра язык,

17) про вести,

18) ра збег,

19) ро зданный,

20) ра звеселить,

21) ро звальни,

22) ра здатчик,

23) ро ссказни,

24) ра згрести,

25) ра змахивать,

26) ра зыграть,

27) ра скатать,

28) ро ссыпь,

29) ра спаковать,

30) ра ссеивание,

31) ро зыгрыш,

32) ро зыск,

33) ро спуск,

34) ра збраковка,

35) ра зведать.


Упражнение 5. Определите значение приставок и выберите правильный вариант написания.


1) пр…амурский регион,

2) пр…встать со стула,

3) пр…вязать к столбу,

4) пр…думать отговорку,

5) пр…смешной анекдот,

6) пр…рвать беседу,

7) пр…неприятное сообщение,

8) пр…обрести абонемент,

9) пр…спокойно спать,

10) пр…слушаться к разговору,

11) весело пр…хлопывать в ладоши,

12) пр…высить полномочия,

13) пр…вокзальная площадь,

14) пр…мирить врагов,

15) пр…мять траву,

16) пр…ручить зверя,

17) пр…морские города,

18) пр…спустить флаги,

19) пр…учить к порядку,

20) пр…возносить заслуги,

21) пр…грубый ответ,

22) пр…ломление лучей,

23) пр…много благодарен,

24) пр…рвать разговор,

25) пр…гладить локоны.


Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы Е или И . Выделите приставки (если они в слове есть). (Выполнить правильно это задание вам помогут справочные материалы, содержащиеся в таблицах, приведенных выше, а также небольшой словарь, расположенный после упражнения 8.)


1) пр…творить дверь,

2) избрать пр…зидиум,

3) пр…ходящий по вызову врач,

4) пр…скорбный факт,

5) ставить пр…поны,

6) пр…гожий денек,

7) пр…ватизационный чек,

8) пр…близиться к школе,

9) пр…ручить дикую кошку,

10) пр…зентовать книгу юбиляру,

11) пр…вратник замка,

12) пр…манить рыбку,

13) пр…вилегированное положение,

14) пр…обрести знания,

15) пр…противный разговор,

16) пр…норовиться к обстановке,

17) пр…лег отдохнуть,

18) пр…школьный участок,

19) пр…вередливый покупатель,

20) пр…зентабельный вид,

21) пр…тендовать на призовое место,

22) пр…сутствовать на премьере,

23) пр…вилегированное положение,

24) пр…наряженная девушка.


Упражнение 7. Определите значение слов с пропусками, вставьте буквы Е или И .


1) Пр…дать осмеянию,

2) пр…дать оттенок,

3) пр…бывать в санатории,

4) пр…бывать на вокзал,

5) пр…бытие поезда,

6) пр…бывал в неведении,

7) пр…клонить ветви к земле,

8) пр…клоняться перед красотой,

9) пр…клониться к дереву,

10) непр…ходящая слава,

11) пр…ходящая домработница,

12) пр…ходящее явление,

13) непр…ступный замок,

14) пр…ступная халатность,

15) обезвредить пр…ступника,

16) пр…подать урок,

17) пр…падать к плечу,

18) пр…емник традиций,

19) старый радиопр…емник,

20) пр…ступить закон,

21) пр…ступить к занятиям,

22) пр…зреть сироту,

23) пр…зирать трусость,

24) пр…вратный взгляд на вещи,

25) служил пр…вратником,

26) пр…вратности судьбы,

27) народные пр…дания,

28) невеста с пр…даным,

29) пр…терпеть изменения,

30) пр…терпеться к лишениям,

31) пр…переть к стене,

32) пр…пираться с соседкой,

33) пр…вратно понять сказанное,

34) пр…твориться спящим,

35) пр…творить мечты в реальность.


Упражнение 8. Найдите слова с ошибками, исправьте их.


1) предаваться воспоминаниям,

2) знаки препинания,

3) притупленный звук,

4) предъявлять претензии,

5) прегладить волосы,

6) непременное условие,

7) презабавный мальчишка.

8) примитивные взгляды,

9) камень преткновения,

10) члены призидиума ,

11) президент страны,

12) прекратить спор,

13) превозмочь боль,

14) преодолеть расстояние,

15) допрос с пристрастием,

16) присвоить звание,

17) преклонный возраст,

18) превозносить заслуги,

19) превратный смысл,

20) престижный вуз,

21) ставить препоны,

22) создать прецедент,

23) причудливый узор,

24) в преватной беседе.


Упражнение 9. Вставьте буквы И или Ы . Подчеркните сложные слова.


1) Сверх…зобретательный человек,

2) под…грать на гитаре,

3) без…дейное произведение,

4) пред…юльская жара,

5) раз…скать родственников,

6) меж…мпериалистические противоречия,

7) пост…нфарктное состояние,

8) с…грать на рояле,

9) уголовный роз…ск,

10) студенты мед…нститута,

11) транс…ранская магистраль,

12) вз…мание налогов,

13) без…скусный рассказ,

14) неудачная контр…гра,

15) рассказать пред…сторию,

16) сверх…зысканные манеры,

17) в пред…дущей главе,

18) новый спорт…нвентарь,

19) под…скать помещение,

20) чувство без…сходности,

21) из…скать средства,

22) провести дез…нфекцию,

23) об…ндевевший куст,

24) без…мянный палец,

25) выпускники пед…нститута.


Тест «Правописание приставок. Буквы И/Ы после приставок на согласный»

1. На месте всех пропусков пишется И в рядах:

1) стоит пр…задуматься, врач по пр…званию,

2) известный пр…думщик, пр…смотреться повнимательнее,

3) пр…ступная небрежность, пр…глушить звук,

4) пр…близиться на шаг, пр…вокзальная площадь,

5) пр…дать храбрости, пр…забавный случай.

2. На месте всех пропусков пишется Е в рядах:

1) невеста с пр…даным, вос пр…имчивый к болезням,

2) пр…морский климат, пр…обрести абонемент,

3) непр…ходящий успех, пр…бывать в неволе,

4) стать камнем пр…ткновения, турнир пр…тендентов,

5) пр…емственность поколений, пр…встать с места.

3. На месте всех пропусков пишется З в рядах:

1) полная бе…вкусица, во…нести молитвы,

2) во…торжествовать над врагом, во…ненавидеть клеветника,

3) оказать во…действие, бе…звездное небо,

4) бе…смысленные споры, бе…заботная жизнь,

5) действовать и…подтишка, и…мерить длину.

4. На месте всех пропусков пишется С в рядах:

1) бе…смертный подвиг, бли…стоящий дом,

2) …держанный тон, бе…форменная масса,

3) бе…ценный подарок, ди…пропорция в фигуре,

4) бли…сидящие пассажиры, во…родить города,

5) и…топтанная обувь, во…становить связи.

5. На месте всех пропусков пишется Ы в рядах:

1) дез…нфекция помещения, предъявить контр…ск,

2) сверх…нтересный роман, с…грать в супер…гру,

3) от…грать первый тайм, без…сходная тоска,

4) пред…гровая тренировка, дез…нформировать население,

5) из…скать средства, об…грать противника.

6. Ошибки допущены в рядах:

1) воссоздать картину прошлого, обнести забором участок,

2) сделать зарядку, здуть пылинку,

3) испепеленные города, строгий субынспектор,

4) пригреть у себя сироту, план претерпел изменения,

5) поддержать в трудную минуту, обскакать соперников.

7. На месте всех пропусков пишется И в рядах:

1) пр…дворный чин, пр…двинуться к столу,

2) пр…терпеться к боли, пр…норавливаться к обстоятельствам,

3) наложить вз…скание, новый спорт…нвентарь,

4) сверх…зобретательный человек, пр…дел мечтаний,

5) вз…мание налогов, под…грать на гитаре.

8. Ошибки допущены в рядах:

1) россудительный юноша, расположиться на поляне,

2) беззащитный ребенок, поздравить прабабушку,

3) получить вознаграждение, безынициативный работник,

4) отыскать клад, безшумная походка, приглушить звук,

5) прелюбопытный сюжет, приободрить друга.

Ошибки в правописании приставок повторяются у обучающихся на протяжении всех лет обучения, поэтому эта тема требует периодического повторения.

Предлагаемый тренировочный материал может быть использован при закреплении и повторении темы. Учитывая коррекционную направленность обучения, автор старался связать обучение орфографии с умением определять значение слова и его состав.

Наибольшую трудность вызывает правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-. Правила написания этих приставок могут закрепляться при выполнении следующих упражнений.

Упражнения для закрепления навыка написания приставок на З/С

1. Образуйте слова с приставками:

без/бес

цена -

забота -

страж –

мера –

цель –

форма –

совесть –

защита –

радость –

дом –

воз/вос/вз/вс

создать –

ход –

бегать –

награждение –

гордиться –

глянуть –

можно –

дрожь –

рыхлить –

грусть –

раз/рас

рыть –

щедрость –

спрашивать –

счёт –

шуметь –

двинуть –

стелить –

двигать –

из/ис

следовать –

сечь -

чертить –

резать –

бежать –

жить –

черпать –

клевать –

пробовать –

колоть -

2. От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания:

3. Замените в словах приставку с- приставками, оканчивающимися на з-, и наоборот: сгибать – разгибать, изгибать.

Сдирать, сдавить, сгиб, сжарить, сдвигать, сгрести, сготовить, сделать, срастись, сжечь.

Развернуть, изгонять, воздавать, разбрасывать, разжечь, избежать, расклевать, низводить, излить, расколоть.

4. На каждую приставку на з- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить, распилить. Использовать приставки: без\бес, воз/вос, вз/вс, из\ис, низ/низ, раз/рас, через/черес.

5.Разберите слова по составу:

Раззвонить, расслаблять, бесстрашный, беззаботный, бесспорный, беззащитный, иззябнуть, беззубый, бессмысленный, восседать.

6. Подбери антонимы с приставкой на з/с.

Собрать (разбросать), затворить (распахнуть),добрый (бессердечный),смотать (размотать), завернуть (развернуть), соединить (расколоть), соединить (разъединить), похвалить (разругать), сужается (расширяется), собирать (разбирать), обрадоваться (рассердиться), завянуть (расцвести).

7.Замени слова синонимами с приставками на з/с.

Волнение (беспокойство),жестокий (безжалостный),тихий (бесшумный),равнодушный (бесстрастный),собрать (расшвырять),успокоить (расшевелить), много (бесчисленно),появиться (исчезнуть),яркий (бесцветный), приказ (распоряжение), слишком (чересчур).

Использованная литература:

    Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.

    Н.Г. Ткаченко. 300 диктантов. М., Айрис Пресс, 2010.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: технология деятельностного метода

Цели урока:

- обучающие: формирование представления о способе выбора написания согласных букв з и с на конце приставок; формирование навыка морфемного разбора;

- развивающие: закрепление знаний об этапах учебной деятельности и их содержании; развитие умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

- воспитательные: формирование коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока:

-дидактическая: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний.

- учебная: создать условия для усвоения учащимися условий выбора согласной з и с на конце приставок.

Оборудование: алгоритм действий; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация.

Ход урока:

    Самоопределение к учебной деятельности. (слайды №1 и2)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим путешествие по стране морфем. Ребята, а что должен сделать путешественник, прежде чем отправиться в дорогу?

(Проверить свой багаж)

Что нам нужно сделать, чтобы проверить наш багаж?

(Повторить необходимый материал)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (слайд № 3)

Заглянем в чемодан уже накопленных о стране морфем знаний. Всё ли на месте?

(Нет.)

Чтобы навести порядок, необходимо завершить данные высказывания: (слайды № 4 – 8)

    Приставка, корень, суффикс, окончание – это ……….

    Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – ……….

    При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ……………. значением.

    Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют ………………….

    Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют…………..

Молодцы, ребята! Вы навели идеальный прядок в чемодане знаний. (слайд № 9)

Скажите, ребята, а связана ли морфемика с орфографией?

А что вы знаете об орфографии? Что представляет собой этот раздел науки о языке?

(Это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

Какие орфограммы в приставках вам уже известны?

(Правописание гласных и согласных в приставках.)

Чтобы сесть на поезд, который повезет нас дальше по стране Морфемике, нам нужен билет. Купить билет мы сможем, вспомнив это правило и выполнив задание на его повторение. (слайд № 11)

Задание. Запишите данные словосочетания, вставив пропущенные буквы. Объясните их написание. (слайд№ 12)

Н..писать сочинение

С..рвать цветок

П..ласкать котёнка

Пр..дсказывать погоду

Тправиться в поход

Д..ехать до деревни

Кто хочет поработать у доски?

(Учащиеся по очереди выходят к доске, также задание выполняется в рабочих тетрадях.)

Отлично, билеты в путешествие по стране Морфемике мы приобрели. Занимаем места в вагонах поезда и отправляемся.

А вот и первая станция. Узнать название станции мы сможем, если обратим внимание на то, что написано на здании вокзала. Оно зашифровано, некоторые буквы пропущены. (слайды № 13 – 14)

Задание. Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их написание.

Ра..писать стены

Ра..ровнять землю

В..лететь по облака

В..кинуть руки

Бе..людный парк

Бе..платный вход

(Учащиеся выполняют задание в карточках.)

Удалось ли вам справиться с задание?

(Нет.)

Почему вам не удалось выполнить задание? В чём затруднения?

(Мы не можем объяснить написание букв з и с.)

    Постановка учебной задачи. (слайд №14)

В какой части слова находятся пропущенные буквы?

(В приставке)

Всё ли мы знаем о правописании приставок?

(Нет. Нам неизвестно правило написания букв з и с на конце приставок.)

Какова же цель нашего путешествия сегодня?

(Узнать условия написания букв з и с на конце приставок.)

Как же называется станция, на которую мы прибыли? Её название и будет темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

(Буквы з и с на конце приставок.)

Запишите тему урока в рабочих тетрадях.

(слайд №15)

    Построение проекта выхода из затруднения. (слайд № 16)

Какие знания о стране Морфемике нам понадобятся для достижения цели нашего путешествия?

(Умение выделять приставку в слове, знания о том, что морфемы могу иметь варианты, умение видеть условия выбора варианта морфемы, умение комментировать написание приставок)

Для определения условий написания букв з и с на конце приставок предлагаю вам поработать в группах. Но что мы должны сделать, прежде чем вы приступите к работе?

(Составить план действий.)

Каким будет ваш первый шаг? (Выделить приставку)

Второй? (Определить, какая буква пишется после приставки)

Третий? (Сделать вывод)

(План действий выводится на слайде презентации.)

    Реализация построенного проекта. (слайд №16)

Разделитесь на четыре группы и, следуя алгоритму, поработайте в карточках. Выделите приставку в слове и обратите внимание на то, какая буква пишется после приставки.

Учащимся раздаются карточки со совами.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Безбрежный

Взглянуть

Возлагать

Бесценный

Раскидать

Вспылить

Воспарить

Время вышло. Посмотрим, что у вас получилось. Вывесите результаты своей работы на доску. Все ли группы справились с заданием? (Да.)

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание букв з и с на конце приставок?

(Да. Написание букв з и с зависит от того, какая буква пишется после приставки.)

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания букв з и с на конце приставок.

Как нам оформить правило, чтобы было легче его запомнить?

(Составить цепочку действий, алгоритм.)

Каким будет первый шаг?

(Учащиеся проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его, выводит на слайд презентаци) )

(слайд №17)

Теперь проверим правильность наших выводов. Откройте учебник, внимательно прочитайте правило и проверьте цепочку. Все ли верно?

Вернёмся к названию нашей станции и выполним в тетрадях задание, с которым в начале вы не смогли справиться. (слайд № 18).

Ученики вставляют пропущенные в приставках буквы и комментируют условия их написания, работу выполняют в тетрадях.

    Первичное закрепление во внешней речи. (слайд № 19)

- Теперь ваша задача научиться применять это правило на практике. Выполним упражнение.

(Учащимся предлагается выполнить упражнение на новое правило из учебника. (Упр. 423) Учащиеся выполняют упражнение рабочих тетрадях, проговаривая по цепочке условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А теперь проверим, насколько внимательными вы были в путешествии и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно. Для вас оставлено несколько заданий, решив их вы сможете продолжить путешествие по стране Морфемике.

Задание. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

Бе..ропотный

Ра..сердить

Ра..статься

Бе..звучный

Ра..считывать

В..хлипнуть

Бе..толковый

И..царапать

Бе..предельный

Бе..жалостный

Ра..чесать

Ра..винтить

Бе..сердечный

Ра..плести

И..следовать

В..лететь

Ра..сказать

И..черпать

Ра..ведать

Ра..чистить

Ра..крутить

Образец проверки. (Слайд № 20)

I вариант

II вариант

Эталон проверки.

I вариант

II вариант

Безр опотный

Расс ердить

Расс таться

Безз вучный

Расс читывать

Всх липнуть

Бест олковый

Исц арапать

Бесп редельный

Безж алостный

Расч есать

Расс вет

Разв интить

Изл ить

Бесс ердечный

Расп лести

Исс ледовать

Разж ечь

Взл ететь

Расс казать

Исч ерпать

Разв едать

Расч истить

Раск рутить

(Учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках, затем проверяют его по образцу и оценивают свои работы, используя образец проверки и критерии оценивания.)

    Включение в систему знаний и повторение. (слайд № 21)

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

(Это правило останется в нашем багаже знаний, оно пригодится нам в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

Тем, кто справился с самостоятельной работой отлично и уверен в своих знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.

Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы и запишите данные слова в два столбика:

1) с приставкой, оканчивающейся на –з и –с (объясните условия выбора согласных на конце приставки);

2) с приставками, неизменяющимися на письме.

Ра..считывать, о..блеск, от..брать, бе..хитростный, з..лепить, бе..шумный, з..держать, ра..ведать, в..бежать, ра..думать, пре..почтение, и..подтишка, в..бросить, н..думать, бе..звездный, п..бежать, ра..дразнить, п..дбегать.

(Учащиеся получают карточки с заданием, 2-3 минуты работают самостоятельно)

Тем, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, я предлагаю обратиться к эталону проверки, проанализировать свои работы и выполнить упражнение из учебника №424. (слайд № 22)

(Ученики допустившие ошибки выполняют упражнение из учебника, по которому идёт работа, аналогичное заданию из самостоятельной работы. Один из учеников работает у доски.

Учащиеся, получившие дополнительное задание, по цепочке озвучивают ответы.)

    Рефлексия учебной деятельности. (слайд № 23)

Наше путешествие заканчивается, пора подвести итоги.

Какую цель мы поставили в начале путешествия?

(Узнать условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

Достигли мы этой цели? (Да.)

Что мы узнали? (Учащиеся озвучивают изученное на уроке правило)

С какими трудностями мы столкнулись в путешествии?

(Учащиеся называют затруднения, вызванные на этапе пробного действия.)

    Домашнее задание.

- Учитывая полученные вам сегодня знания и те затруднения, которые вы испытали в путешествии, я предлагаю вам выполнить дома следующие задания:

1) выучит правило и алгоритм действия;

2) выполнить упражнение 427,

(Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу без ошибок, выполняют данное в тексте упражнения творческое задание; учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, вставляют пропущенные буквы и объясняют условия их выбора)

Наше путешествие окончилось. Спасибо всем, кто принял в нем участие.