Вопросу в чем заключается политический. Политические интересы. Средства политического влияния


Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Природу и характер конфликта определяют:

– условия его возникновения и протекания;

– состав участников конфликта;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– сложившийся образ конфликтной ситуации;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия.

Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

– концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

– использование объективных критериев;

– поиск взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

Для разрешения политического конфликта необходимо:

– локализовать конфликт;

– избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

– выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

– не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

Всегда участвуют как минимум два субъекта. Субъекты политики - это люди, активно участвующие в политической жизни. Ее движущая сила - интересы людей, групп, и так далее. Человек, участвуя в таких отношениях, может выступать в разных качествах, поэтому требуется классификация субъектов.

Классификация

Политические субъекты по количественному признаку подразделяются на единичные (граждане, иностранцы) и группы (элиты, сословия, этносы, фракции и другие).

По правовому признаку субъекты политики подразделяют на физические (граждане) и юридические

По направлениям политики - на субъектов внешней (государства, народы, межгосударственные объединения) и внутренней (граждане, партии) политики.

По первичности или вторичности участия субъектов в политике их подразделяют на две группы. К первой относятся граждане, нации, классы, политические элиты и другие социальные группы. Во вторую входят государства, межгосударственные движения и организации.

Под объектом политики понимается человек, юридические лица, социальные группы, которые испытывают властное воздействие со стороны субъекта. Таким образом, субъекты и объекты политики неразрывно связаны. Между ними возникают политические отношения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Первые предполагают господство и подчинение, а вторые проявляются в форме согласования и координации действий, сотрудничества субъектов.

Какие субъекты политики существуют?

  • Малые группы, то есть немногочисленные по составу общности людей, которые находятся в непосредственном личном общении, объединены общими интересами и одной деятельностью. Подразделяются на формальные и неформальные. К первым относятся семья, студенческая группа, школьный класс, бригада, парламентская фракция и т.д. Ко вторым относятся дружеские компании, кружки, секты.
  • Политические организации, то есть движения, партии, союзы, ассоциации, клубы, общества и прочие. Как субъекты политики они подразделяются на формальные и неформальные. Первые - это партии, союзы и общества, вторые - народные фронты, политические движения,
  • то есть организации, программные документы которых не содержат политических целей.
  • Элита, то есть «верхушка» общества. Политическую элиту составляют должностные лица властных органов (исполнительных, представительных, военных, правоохранительных и информационных учреждений). Часть элиты, которая непосредственно осуществляет управление государством, называется правящей.
  • Социально-политические классы. В зависимости от класса, к которому принадлежит индивид, зависит размер его дохода, характер труда и образ жизни. Класс, который находится у власти, является господствующим. Он воздействует на остальные классы через законы, экономику, СМИ и при помощи других рычагов управления.
  • Нации и этнические группы. Выделяют 3 формы общности людей: родоплеменную (первобытный строй), народность (эпоха рабовладения) и нация (капитализм). Эти исторические общности также называют этническими группами. Нация определяет принадлежность индивида к какой-либо этнической общности. Отношения между нациями и этническими группами в одном государстве носят политический характер, так как связаны с институтом власти.
  • Конфессиональные группы. Под кофессионализмом понимается образ мыслей, поступков, который соответствует требованиям и догматам определенного вероисповедания. Как субъекты политики они оказывают на нее большое влияние.
  1. Если вы хотите разгадать «загадки политики», подумайте, в чьих интересах принимаются определенные политические решения, осуществляются те или иные политические действия.
  2. Чтобы выработать собственную политическую позицию, постарайтесь выяснить, какие политические цели формируют лидеры или организации, претендующие на то, чтобы представлять социальные группы, к которым принадлежите вы сами, ваша семья (наемные рабочие или госслужащие, предприниматели или фермеры и т. д.). Подумайте, совпадают ли провозглашаемые цели и задачи с вашими интересами.
  1. Помните, что очень большой общностью является весь многонациональный народ России. Отвечают ли его интересам заявления и призывы тех или иных лидеров, партий, организаций?
  2. Постарайтесь оценить средства достижения цели, предлагаемые или используемые лидерами и организациями, привлекающими ваше внимание. Считаете ли вы эти средства достойными?
  3. Поскольку вы тоже субъект политики, определите характер своих отношений с различными политическими институтами. Склоняетесь ли вы к их поддержке, намерены ли противостоять им, предпочтете ли иные формы отношений?

Документ

Из работы русского философа И. А Ильина «О сущности правосознания».

    В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека,- необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из ее опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

    Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопросы и задания к документу

  1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чем смысл этих высказываний?
  2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?
  3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?
  4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Вопросы для самопроверки

  1. Какова структура политики как деятельности?
  2. Что входит в понятие «сфера политики»?
  3. Какие социальные отношения являются политическими?
  4. Охарактеризуйте субъектов политики.
  5. В чем заключаются политические интересы?
  6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?
  7. В чем состоит связь понятий «политика» и «власть»?
  8. Дайте характеристику партии как политического института.
  9. В чем состоит сущность власти?
  10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?
  11. В чем состоит практическое значение знаний о политике и власти?

Задания

  1. Как вы думаете, кто был заинтересован в устранении с политической сцены П. А. Столыпина? Аргументируйте свой ответ.
  2. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?
  3. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

    Наш паровоз, вперед лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

    Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

  4. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создает юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтет экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

    Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

Мысли мудрых

«Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядкам».

Ханъ Фэй (288-233 до н. э.), китайский философ

Каково соотношение политики как общественного явления и политологии?

Политология-наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Политика - означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами. Партиями, нациями и государствами.

Политика изучается системой политических наук, среди них: политология, теория государства и права, политическая философия, политическая экономия, политическая история, политическая социология. Политология занимает особое место. Она выступает как своего рода интегральная дисциплина, изучающая политику во всех ее проявлениях. Политология обобщает и систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления, функционирования и развития политической жизни общества и, прежде всего политической власти. Исходя из этого, делаем вывод, что предметом политологии являются государство и другие политические явления, т.е. политика как реальное явление.

3. Назовите основные категории политологии и раскройте их содержание?

Наиболее общими категориями политологии выступают категории «политика» и «политическое». Категория «политика» - сложная категория. Производными от нее выступают: мировая политика, международная политика, внешняя и внутренняя политика, финансовая политика, национальная и т.д. Категория «политическое» - оно более широко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса. Эта категория конкретизируется в таких понятиях, как политическое явление, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические партии, политический режим и т.д. В политологии находят отражения понятия, которые характеризуют конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности: политическое поведение, политическое лидерство, легитимность, избирательная система и т.д.

Как соотносится между собой теоретическая и прикладная политология?

Теоретическая политология изучает сущность политики, ее природу, значение для человека и общества, политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она выявляет и исследует закономерности, обуславливающие развитие политический жизни общества, отдельных политических процессов, явлений, событий. В рамках теоретической политологии исследуются способы познания политических явлений. Прикладная политология исследует частные политические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающейся в нем политической ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий, какие действия предпринимать в сложившейся ситуации. Формулируемые на основе прикладных политологических исследований выводы и рекомендации служат основанием для соответствующих теоретических обобщений. Теоретическая политология служит методологической основой проведения прикладных политологических исследований.

Основные функции политологии?

Гносеологическая, или теоретико-позновательная заключается в изучении политической реальности. Изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нем политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности и их политических отношений.

Мировоззренческая – выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмысления места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной.

Практически – прогностическая – она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

· разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

· руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

· интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

· политическая социализация,

· обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Роль политологии в формировании гражданских качеств человека

Политология имеет большое значение для формирования гражданских качеств и политической культуры. Для честных людей политика может быть привлекательна возможностью приобщения к власти и обладания властными полномочиями, что серьезно расширяет возможности служения благу общества, страны и осуществления своих политических идеалов. Политика многих привлекает и тем, что она обычно связана с широким и повседневным общением с людьми. Политология учит ориентации в широком и разнообразном спектре человеческих ценностей.

Идеалы соблюдения прав человека и народов, демократии и гуманизма, гражданского общества и правового государства не менее важны и значимы, чем идеалы цивилизованной рыночной экономики и всеобщего благосостояния, социальной гармонии и справедливости, высокой нравственности и духовности. Они способны привлечь к служению им многих.

Значение обладания научными основами политической жизни и политики закономерно и резко возрастает, когда, как в современной России, речь идет о глубоком, сложном и трудном реформировании общества и государства, о переходном их состоянии на пути движения от сплошного огосударствления экономики и всей общественной жизни и тоталитаризма к рыночной экономике и подлинной демократии, свободе и гуманизму.

Понятие политического лидерства и его специфика.

Лидер – авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах. Политическое лидерство включает в себя неформальный аспект (предполагает общественное признание) и формальный (приоритетное влияние на членов лица определенной организации) Полит лидерство это: разновидность власти, влияние на других люде, управленческий статус, особого рода предпринимательство. Политическое лидерство – это постоянное и легитичское влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

В чем заключается сущность политологии как науки?

Политология-наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Политика - означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами. Партиями, нациями и государствами.

Первоначально политология существовала как часть философского знания, как совокупность

представлений об идеальном государстве, способах достижения общественного блага, о высшем благе человека и государства и т.п. но античные авторы еще не выделяют предмет политологии в ее современном понимании, не проводят дифференциацию между нею, философией и этикой. Это удалось сделать лишь в эпоху Возрождения. В Новое время политические исследования приобретают относительную самостоятельность. К середине ХIХ столетия политология окончательно сформировалась как самостоятельная наука. Параллельно идет процесс превращения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. В 1880 г. в Колумбийском колледже в США (позднее он стал уни-

верситетом) была создана школа политической науки. К началу ХХ века этот процесс, в основном, завершился.

Реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

Категория «политический интерес» позволяет определить направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так,политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий. Роль политических интересов заключается в том, что: 1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; 2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; 3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы. Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласованияинтересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции: 1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем; 2) диверсификация политических интересов, т.

е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной

Интересы в политике

Интересы в политике

(от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация высту­пает в качестве объективной основы интересов. Так, абсолютное выраже­ние этой основы содержится в принципе материалистического понимания истории Маркса, согласно которому общественное бытие формирует соци­альные и политические интересы. Субъективная основа интересов заключа­ется в осознании внутренних потребностей человека, формирование кото­рых исследовалось различными школами идеализма (Платон, Гегель) и мыс­лителей, пытавшихся объединить обе основы в одно целое (Юнг).

В самом общем плане политические интересы осознаются и направля­ются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных меха­низмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общест­венной психологии, приобретают статус мощной политической силы. Инте­ресы во времени можно разделить на текущие, направленные на трансляцию реальности, и перспективные, выражающие моменты возможности, будущего. Реализация перспективных интересов является предметом политической де­ятельности нарождающихся элит и политической оппозиции. Реализуются они сложным способом через различные формы социально-политической ак­тивности, являются предметом исторического действия. Неосознанные ин­тересы находятся в коллективном бессознательном (Юнг), из него они «поднимаются» в виде символов и идеологий. Они могут носить реалисти­ческий, утопический и антиутопический характер.

Исторический опыт позволяет сделать вывод, что полной реализации интересов в политике не бывает. До сих пор политика реализуется как единство сознательного и бессознательно-стихийного. Судьба России ха­рактеризуется утопичностью идеологических, осознанных интересов и действием в реальной политической жизни вуалируемых и бессознательных интересов.

Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для письма) - устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого–либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.