Подушное обложение при петре 1. Подушная подать при Петре I Великом. Увеличение размера подати


Ещё в древнем Риме для пополнения казны была введена подушная подать. Это не что иное, как взимание примерно равного налога со всех граждан, вне зависимости от их материального положения. Исключение составляли лишь особо привилегированные слои общества. Идея понравилась Петру I, и в 1724 году он ввёл эту форму пополнения бюджета в России. Известно, что в XVIII веке она приносила государству почти половину его годового дохода.

Новая форма налогообложения

До того как была введена подушная подать, Россия пополняла свой бюджет за счёт так называемого подворного обложения, при котором правительство определяло сумму, взимаемую с конкретного города или деревни, а местные общины равномерно распределяли её на каждый двор. Пётр I своим указом повелел устанавливать налог не по числу дворов, а по количеству жителей, причём выплачивать его предстояло только гражданам мужского пола. Исключение составляли представители экономически привилегированных сословий – дворяне и духовенство.

Введение подушной подати было вызвано непомерно высокими затратами на содержание армии, поэтому предполагалось, что общая сумма сборов должна быть равна той части бюджета, которая идёт на военные нужды. Эта сумма известна, следовательно, разделив её на количество налогоплательщиков, можно было без труда определить долю каждого.

Перепись будущих налогоплательщиков

На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.

Царские ревизоры, направленные во все концы страны, были вынуждены преодолевать немалые трудности, связанные не только с удалённостью мест и природными условиями, но и с нередкими случаями неповиновения и прямых мятежей. Особенную сложность представляла перепись в районах, где было сильно влияние раскольников, объявивших царя Петра антихристом, а все его деяния (а налоги тем более) - дьявольскими кознями.

Подсчёт размера планируемой подати

Так или иначе, но православные души были пересчитаны, и в итоге оказалось, что на каждую из них приходилось по восемьдесят копеек годового сбора. Это касалось только мужчин, женщины по законам того времени налогом не облагались, да и само наличие у них души часто ставилось под сомнение.

Вскоре, однако, возникли обстоятельства, благодаря которым была снижена установленная ранее подушная подать. Это произошло по той причине, что после окончания переписи ещё долго поступали в столицу сведения (и доносы, разумеется) о не вошедших в ревизский отчёт деревнях, жители которых также являлись налогоплательщиками. Был сделан перерасчёт, показавший, что нужную для армии сумму можно собрать, ежегодно взимая с крестьянских душ лишь по семьдесят четыре копейки, а затем эта сумма уменьшилась до семидесяти.

Особенности налога в отношении разных групп населения

Указ о подушной подати предусматривал некоторое разграничение в налогообложении государственных крестьян и тех, что являлись собственностью помещиков. Дело в том, что последние, кроме казённого налога, обязаны были платить еще и оброк своим хозяевам. Таким образом, они попадали под двойное налогообложение, что ставило их в худшее положение по сравнению с крестьянами, принадлежавшими государству. Чтобы никого не обижать и поставить всех в равные условия, было решено на каждую казённую душеньку добавить ещё по сорок копеек оброчной подати.

Не забыли отметить и раскольников – они за строптивость облагались двойной суммой. Посадские же люди, то есть жители городов, обязаны были вносить в казну сто двадцать рублей в год. В эту сумму входила и оброчная подать, которую они выплачивали наравне с государственными крестьянами. Известно, что введение подушной подати в таком размере приносило казне в год около четырёх миллионов рублей, что в основном покрывало расходы на армию.

Контроль численности населения страны

Стоит отметить, что роль статистики, отражавшей общую численность населения в стране, резко возросла с тех пор, как была установлена подушная подать. Это произошло потому, что каждая ревизская душа приобрела теперь значение раскладочной единицы.

Регулярно проводились проверки, и на основе их результатов корректировались налоговые суммы, причём если крестьянин умирал, то подать за его мёртвую душу помещик обязан был выплачивать до следующей ревизии. Ну как тут не вспомнить Павла Ивановича Чичикова, ловко воспользовавшегося этой прорехой в законе?

Увеличение размера подати

Со временем аппетиты казны росли. Вошло в практику использовать средства, поступавшие в неё от подушной подати, не только на военные нужды, но и затыкать ими все дыры бюджета. Кроме того, изменился курс рубля. Это привело к увеличению взимаемых с населения сумм. В 1794 году налоги, измерявшиеся прежде семьюдесятью копейками в год, выросли до рубля.

Снижение налогов в России – явление редкое, чаще всего они меняются в сторону роста. Не стала исключением и подушная подать, год от года увеличивавшаяся в размерах. В 1796 году она достигла одного рубля двадцати шести копеек, а в 1867-м в отдельных районах страны её размер превысил два с половиной рубля.

Первые шаги к экономической реформе

Реформирование национальной финансовой системы, результатом которой стала отмена подушной подати, началось в эпоху правления императрицы Екатерины II. В период её царствования в стране складывался совершенно новый тип экономики, требовавший определённых преобразований. Первым таким шагом явилось изменение налоговой политики в отношении умножавшейся в то время буржуазии.

Для них в 1775 году была введена новая форма налога, предусматривавшая ежегодное отчисление в пользу казны определённого процента от объявленного капитала. Почти через девяносто лет её правнук Александр II прибавил к этому отмену подушной подати с мещан и ремесленников.

Конец эпохи подушной подати

К концу XIX века стало вполне очевидно, что подушная подать – это отжившая свой век форма налогообложения. Главным её недостатком являлся принцип уравниловки, по которому со всех взимались равные суммы, без учёта экономического положения граждан. Такой подход был никому не выгоден. Государство теряло значительные средства ввиду того, что могло бы взимать большие суммы с представителей бурно развивавшегося в те годы капиталистического сектора, а для части малоимущих крестьян и такая подать была непосильной.

В результате произошло то, что всегда бывает, когда закон вступает в противоречие с жизнью – его стараются не исполнять. Если в прежние времена уклонение от налогов носило характер хоть и нежелательного, но редкого явления, то теперь оно приняло всероссийский масштаб. Ежегодные недоимки доходили до 15 % и постоянно росли. Кроме того, были массовые случаи демонстративного отказа от платежей, грозившие закончиться социальным взрывом. Итогом этого стала отмена подушной подати, произведённая Александром III в 1887 году на территории европейской России, а в 1899 году его сыном Николаем II в Сибири.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

(продолжение)

Но, заботясь об увеличении народного благосостояния , Петр I не мог выжидать, пока улучшение народного хозяйства естественным путем увеличит государственные доходы. Война требовала больших средств. Потребности государственной казны становились, таким образом, в коллизию с интересами народного хозяйства. Петр против желания был вынужден увеличивать доходы казны и все более эксплуатировал платежные силы народа, создавая новые налоги и строже взыскивая старые подати. Поэтому, несмотря на постоянные заботы Петра об увеличении народного благосостояния, экономическое положение народа очень терпело от финансовых мер правительства. По мнению податного народа, при Петре стало тяжелее жить: "Тягота на мир, рубли да полтины, да подводы". И по соображениям исследователей, при Петре подати были увеличены значительно. К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей подати. Хотя Петр жестоко карал за эти злоупотребления, однако совсем прекратить их не мог. Народ от государственных тягот или уходил в казаки, или брел в пределы Польши, и побеги при Петре приняли большие размеры.

Но государственные доходы Петру I все-таки удалось значительно увеличить. Это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и реформы прямой подати. Что касается до косвенных налогов, то Петр не только не уменьшил старых платежей, но нашел еще и новые предметы обложения. После 1700 г. соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными статьями государственной казны. Система казенных монополий (например, питейной и табачной) процветала при Петре и была связана с системой откупов. Нуждаясь в средствах, Петр изобретал иногда странные, с нашей точки зрения, налоги: пошлиной были обложены бороды "бородачей", которые не желали бриться; пошлины брали с бань; очень высокую цену брали за дубовые гробы, продажа которых стала казенной монополией. Раскольники должны были нести двойной податный оклад; таким образом, не только реальные потребности, но и предметы нравственного порядка стали источником казенного дохода. При Петре была создана особенная должность "прибыльщиков", на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, впоследствии бывший Архангельским вице-губернатором: он предложил ввести гербовую бумагу). В 1710 г. у Петра явилась мысль даже об общем и постоянном подоходном налоге, не приведенная, однако, в дело. Косвенные налоги при Петре, насколько можно судить по некоторым данным, составляли больше половины доходов государства.

Другую половину (около 5 млн. руб.) доставляла прямая подушная подать. Ее установление мы уже рассмотрели. В первую податную ревизию было записано около 6 000 000 душ. Из них каждый помещичий крестьянин платил 70 коп. в год, крестьянин государственный – 114 коп., горожанин – 120 коп. По расчету (который можно произвести лишь приблизительно) подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII в., сумму.

Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил значительно сумму государственного дохода. В самом конце XVII в. доходы государства немного превосходили 2 000 000 руб.; в 1710 г. казна получила 3 134 000 рублей. По исчислению 1722 г., доходы возросли уже до 7 850 000 руб., по исчислению же 1725 г. – до 10 186 000 руб. [Чтобы правильно понять соотношение этих цифр, надобно знать, что в первые годы XVIII в. Петр "испортил" монету – с целью увеличения правительственных средств. Ранее "ефимок" (талер) равнялся в среднем русской полтине; Петр из талера чеканил целый рубль (с надписью "монета новая" или "монета добрая" – "цена рубль"), а полтину чеканил в полталера. Таким образом, количество серебра в рубле уменьшилось вдвое, а соответственно понизилось и достоинство рубля.] Громадные дефициты первых лет XVI II в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.

Рубль серебром с изображением Петра I, 1723

Итак, экономическая и финансовая политика Петра I привела к различным результатам. Руководимый мыслью улучшить обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную способность. Военные и другие нужды государства требовали немедленного удовлетворения, немедленных и усиленных сборов, а экономическое положение народа можно было поднять лишь продолжительными усилиями. Вот почему Петр добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения, – в финансах; между тем как в деле экономических реформ он успел посеять только семена плодотворных начинаний и почти не видел их всходов, напротив, чувствовал, что его финансовые меры иногда еще более расстраивают то самое народное хозяйство, процветания которого он искренно и сильно желал.

При всех неудачах в этой сфере Петр сделал, однако, большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в XVII в. только смутно чувствовали необходимость экономической реформы и лишь немногие люди сознавали, по какому пути она должна идти. Петр сделал эту реформу одной из главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал, где и как надо искать его разрешения. В этом его большая заслуга.

Дополнение

Подушная подать и итоги финансовой реформы Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Подушная подать

Коренной переворот потерпело при Петре I прямое обложение. "Дворовое число" давно уже стало никуда не годным основанием обложения, а новая петровская канцелярия испортила его еще более. Распределять налоги по переписям 1710 и 1717 гг., показавшим большую убыль дворов против переписи 1678 г., было невыгодно. Правительственная статистика, оберегая казенный интерес, придумала остроумную комбинацию: в основу нового губернского деления 1719 г. она положила роспись дворового числа, составленную по переписям разных лет, выбирая из прежних переписей подходящие цифры. Получился блестящий результат: число тягловых дворов, по переписи 1678 г. не превышавшее 833 тысяч, теперь, после засвидетельствованной дважды убыли, перешагнуло за 900 тысяч даже без посадских дворов. Это статистическое дурачество тогдашней канцелярии лишало подворное обложение всякого практического смысла и заставляло искать другой окладной единицы, а переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра I тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения. С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов "на персоны", или на семьи.

Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его "низкие подданные" зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что "и без великого отягощения людям денег сыскать мочно"; понадобятся деньги - прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести "поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет", а где объявится растрата, "чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция". Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр I сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: "Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут". Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, "работным персонам", и Сенат , толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех "не обходя от старого до самого последнего младенца".

Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

Значение подушной подати

Эта подать, "подушина", своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих. Даже такой горячий защитник преобразователя, как Посошков , не чает в ней проку и отказывается понять ее, "понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные", земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру I в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно, только работники, а не старики и младенцы. У Петра был под руками готовый образец для обложения по рабочим силам: это - остзейское крестьянское тягло, или гак, в котором считалось 10 работников от 15 до 60 лет. Петр думал не о рациональном обложении, а о бездоимочном поступлении. При исполнителях и финансовых понятиях, какими он располагал, никакая рациональная система обложения не могла быть удачна. При невозможности мудреной регистрации производительных сил оставался простой арифметический подсчет живой наличности мужского пола, не обходя и вчера родившихся младенцев. Ревизская душа и была такой расчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. Дело шло не о народнохозяйственной, даже не о финансовой политике, а просто о податной бухгалтерии Камер-коллегии по отделению окладных сборов. Вложить жизненный смысл в эту фикцию предоставлялось самим плательщикам, и они его со временем вложили. Под ревизской душой стали разуметь известную меру рабочих сил и средств, прилагаемых тяглым человеком к соответственному тяглому же земельному участку или промыслу, с причитающейся на них по разверстке долей государственного тягла. В этом смысле крестьянин говорит о половине, четверти, об осьмухе души, не думая ссориться с психологией.

Подушная подать была преемницей подворной, распределявшейся и при Петре I по устарелой переписи 1678 г. Податная фикция, длившаяся до наших дней, не могла пройти бесследно для народного сознания. Два века податной плательщик недоумевал, за что и с чего, собственно, он платит. Посошков пишет, что даже господа дворяне не понимали, что такое крестьянский двор как платежная единица: одни считали дворы по воротам, а другие по избным дымам, не додумываясь до того, что крестьянский двор - это "земляное владение", земельный участок. Ревизская душа была еще непонятнее тяглого двора, и какие бы замысловатые толкования ни вкладывал народ в такие финансовые учреждения, оставался вопрос, зачем это приказные люди придумывают таких плательщиков, которые за себя платить не могут. Государственная повинность превращалась в своенравное требование начальства. Государство, загораживаемое канцелярией, отдалялось от народа, как что-то особое, ему чуждое: плохая школа для воспитания чувства государственного долга в народе, и чичиковские мертвые души были заслуженным эпилогом этого "душевредства душевных поборов", как ядовито определил подушную подать все тот же Посошков. Исполнение податной реформы Петра I усиливало это впечатление. В оправдание подушной подати выставлялась двоякая цель: уравнение подданных в казенных платежах и увеличение казенных доходов без отягощения народного. Но указы о подушной подати с крестьян не разъясняли, что такое ревизская душа - счетная ли только или и раскладочная единица; лишь указ 1722 г. о подати с посадских людей пояснил: "А им верстаться между собою городами по богатству". С сельского населения подушная взималась по точному смыслу ее названия: не только высчитывалась в сметах по количеству душ, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

Шли жалобы на "отягчение и неравенство в народе", на то, что скудный крестьянин с 3 малыми сыновьями должен платить вдвое больше богатого с одним сыном. Однообразный уравнительный налог на деле усиливал естественное неравенство семейных составов и состояний. Трудно определить тяжесть подушного налога сравнительно с подворным по несоизмеримости этих окладных единиц и по недостатку данных. Можно думать, что Манштейн, многопомнивший и слышавший о последних годах Петра, в записках своих передал мнение его современников о подушном налоге, написав, что Петр принужден был собирать двойную подать против прежней. Это вывод, взятый глазомером, а не точным расчетом. Подворный налог чрезвычайно разнообразился по местностям и разрядам плательщиков. Дворы посадские и дворцовые были обложены тяжелее черносошных и церковных, а эти - тяжелее помещичьих. Притом и однородные дворы в разных областях платили неодинаково: в Казанской губернии на помещичий двор падало в среднем окладных налогов 49 копеек, а в Киевской - 1 рубль 21 копейка. Этой видимой цифровой неравностью отчасти уравнивалось различие местных экономических условий. Огромная убыль дворов, обнаруженная переписью 1710 г. в центральных и северных губерниях, разрушила всякую уравнительность. Там при продолжавшемся подворном обложении по переписи 1678 г. уцелевшим дворам приходилось платить почти вдвое, оплачивая опустелые дворы, а в губерниях Киевской, Казанской, Астраханской и Сибирской, где оказался прирост дворов, подворные платежи понижались. При столь сложных и даже запутанных условиях подушная подать отозвалась неодинаково на разных плательщиках: она вообще повысила прямой налог, но иным лишь на нечувствительный процент, а другим вдвое, втрое и даже больше. Средний подворный налог на крестьянский двор по трем губерниям. Архангельской, Казанской и Киевской, около 1710 г. значительно превышал половину подушного сбора со среднего 4-душевого крестьянского двора (190 и 74х4=296 копеек).

Больнее всех пострадали и без того наиболее обездоленные помещичьи крестьяне. Прямой подворный налог щадил их во внимание к их тяжелым господским повинностям. Подушная подать легла на них в одинаковом размере с лучше устроенными дворцовыми и церковными крестьянами, увеличив втрое и по местам даже вчетверо их окладные платежи. Справедливость требовала, чтобы помещики соразмерно понизили свои поборы с крестьян, и этого, кажется, ожидало правительство. В интересе уравнительности предположено было государственных крестьян, свободных от господских требований, обложить сверх общей подушной подати дополнительным платежом, применяясь к тому, "как помещики получать будут с своих крестьян или иным каким манером, как удобнее и без конфузии людям". Этот дополнительный сбор высчитан был в 40 копеек. Но помещики и не думали довольствоваться какими-нибудь 4 гривнами. Напротив, усиленные расходы по службе и по оплате казенных повинностей, какие легли на бездоходных дворовых людей, помещики полностью и даже с избытком переложили на своих крестьян и подняли крестьянский оброк до непомерной высоты, пользуясь отсутствием законной оброчной нормы: в эпоху ревизии, по Посошкову, с крестьянского двора сходило помещику "рублев по 8 или малым чем меньше", а брауншвейгский резидент Вебер, собравший за время своего пребывания в России (1714 - 1719 гг.) хорошие сведения о ее положении, в своих записках (Das veranderte Russland) замечает, что редкий крестьянин платит помещику свыше 10 - 12 рублей оброку, следовательно, крестьянин, плативший около 10 рублей, был не редок. Принимая только 7 рублей с чем-нибудь (рублей 60 на наши деньги) на двор, найдем, что при 4-душевом составе двора помещичий оброк слишком вдвое превосходил подушную подать и почти впятеро был выше 40 копеек, нормальной по указу суммы помещичьего оброка.

Можно только недоумевать, откуда брались у крестьян деньги для таких платежей при тогдашнем тесном пространстве денежного крестьянского заработка, хотя бы половина их покрывалась хлебом или работой. Значит, подушная подать, сглаживая старые податные неровности, усиливала или вводила новые, подтягивала под одну схематическую, канцелярски составленную мерку возникшие из жизни разнообразные местные и классовые уровни налогоспособности, в общем итоге значительно отягощала бремя прямого обложения и, таким образом, не достигала ни одной из своих целей - ни уравнительности казенных платежей, ни увеличения доходов казны без отягощения народа. Есть и официальное, притом очень яркое свидетельство о неудаче в достижении этой последней цели. В упомянутой ведомости Камер-коллегии 1726 г. читаем, что в 1724 г. недобрано подушного 848 тысяч, а это - 18% всего подушного сбора по смете того года. К своей ведомости Камер-коллегия приложила такое жалобное примечание: "А о вышеописанной доимке в Камер-коллегию губернаторы и вице-губернаторы, и воеводы, и камериры, и земские комиссары доношениями и репортами объявляют: тех де подушных денег по окладам собрать сполна никоторым образом невозможно, а именно за бесконечною крестьянскою скудостью и за хлебным недородом и за выключением из окладных книг написанных вдвое и втрое и за сущею пустотою и за пожарным разорением и за умерших и беглых безвестно и за взятых в рекруты и за престарелых и увечных и слепых и сирот малолетних и бездворных бобылей из солдатских безпашенных детей". Это как бы посмертный аттестат, выданный Петру за подушную подать главным финансовым его учреждением.

Бюджет 1724

В других налогах, окладных и неокладных, повторились те же явления: преувеличенные требования казны, внушенные нуждой и предрассудком, будто деньги всегда найти можно, и молчаливый ответ плательщика - огромный недобор. Прибыльщики поусердствовали в изобретении разных пошлин и поборов с промыслов и угодий, и оклады налогов этого разряда приблизительно с 1,5 миллиона первых годов столетия взогнаны были в 1720 г. почти до 2,6 миллиона, но поступления, даже за вычетом перебора, дали полмиллиона недобора, почти 20% против сметы. Финансовые успехи, достигнутые Петром, открываются из его последнего доходного бюджета за 1724 г., составившегося из подушной подати, которую начали собирать в этот год, и из прочих сборов, таможенных, кабацких, промысловых и т. п. Из расходного бюджета приведу только главную статью - военный расход.

Ревизские души :

Крепостных людей.............................4364653 (78%)

Государственных крестьян................1036389 (19%)

Посадских людей. .............................. 169426 (3%)

Итого......................................................5570468

С них подушной (с 40 к.) ...................4614637 рублей

Прочих доходов...................................4040090 рублей

Итого......................................................8654727 рублей

Военный расход :

На сухопутное войско (из подушной) 4 596 493 рубля

На флот……...........................................1 200 000

Итого.......................................................5 796 493 рубля

Итоги финансовой реформы

Эти неполные, минимальные цифры документов 1724 г. дают, однако, несколько выразительных итогов финансовой реформы; в ведомостях дальнейших лет количества увеличиваются, но пропорции изменяются мало. Резко выступает связь этой реформы с военной, как ее двигателем: расход на войско и флот доходит до 67% всего сметного дохода, а по отношению к действительным поступлениям того года поднимается до 75,5%. Войско стало обходиться стране гораздо дороже, чем оно стоило 44 года назад, когда на него шло меньше половины тогдашнего дохода. Далее, сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех достигнут был подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Но в первый же год подушная по упомянутой мною камер-коллежской росписи дала недобора 848 тысяч. Значит, 15-летняя борьба с дефицитом 1710 г. в 13% расхода завершилась недобором 18% подушного оклада, т. е. значительной порчей самого орудия борьбы. В-третьих, Петр к концу царствования был в 3 1/2 раза богаче своего старшего брата: переложив бюджеты 1680 и 1724 гг. на наши деньги, найдем, что первый простирался до 20 миллионов, а второй - до 70. Но Петр разбогател крутым переломом системы налогов: подушная перегнула обложение в другую сторону. До нее прямые налоги уступали косвенным (конец лекции LI).

Усиленные заботы Петра о развитии торговли и промышленности, народнохозяйственного оборота подавали надежду на дальнейший рост косвенного обложения. Случилось иное: подушная одержала решительный перевес, дошла до 53% сметного дохода. Значит, при недостатке доступных обложению капитала и оборота приходилось обременять все тот же голый простонародный труд, тех же "работных персон", и без того достаточно обремененных, и в этом направлении дойти до непереступаемого предела. Между тем свои и чужие наблюдатели выносили из положения дел впечатление, что при обширности государства и при его естественных богатствах царь без народного отягощения мог бы получить гораздо больше дохода. Сам Петр думал так же; по крайней мере в регламенте Камер-коллегии 1719 г. высказана оригинальная или заимствованная мысль, что "никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет".

Введение подушной подати в России связано с именем Петра Первого. Однако подобная форма налога существовала задолго до ее появления в нашей стране, на территории Древнего Рима, позднее - во многих европейских государствах, и была отменена в конце 19 столетия после введения новой подоходной формы налога.

В 1724 году в России была завершена поголовная перепись населения, в которую не вошли духовные лица и дворяне. По результатам данного мероприятия и был определен налог, который отныне должен был выплачиваться всеми мужчинами страны, включая новорожденных детей и престарелых. Подушная подать - это особая форма налога, взимаемого с определенных жителей страны в пользу государственной казны. Следует напомнить, что подобный налог (подать или тягло) существовал на Руси уже с 15 века, от его уплаты также освобождались служители церквей и высшие привилегированные сословия.

Осенью 1718 года император потребовал собрать ревизские «сказки», то есть провести перепись всего мужского населения страны. «Сказками» в то время назывались специальные документы, в которых и отражались результаты проведения переписи. В данном документе указывались владельца определенного двора и членов его семьи отчество, возраст). Составлением ревизских «сказок» в городской местности занимались представители управы города, в сельской - старосты, помещики либо их управляющие. Ревизские «сказки» подлежали обязательному уточнению, в периоды между их сбором проводилась фиксация отсутствия или присутствия лица на месте его жительства. Если лицо отсутствовало, указывалась причина (смерть, побег, служба в армии). Все уточнения относились к последующему после сбора «сказок» году. Говоря простым языком, человек мог умереть, а его семья обязана была выплатить за него подать на следующий год после смерти. Подобная система проведения переписи позволяла государству повышать собираемость налога и неплохо наживаться на так называемых «мертвых душах».

Начатая в 1718 году перепись была окончена лишь к 1724 году, в результате ее проведения было насчитано около пяти миллионов человек (душ). Некоторые историки считают, что подушная подать, введенная Петром Первым, имела только одну цель - сбор денежных средств с населения на содержание действующей российской армии. Первая ставка данного налога равнялась 80 копейкам в год с одного члена семьи (мужчины), в последующие годы она снизилась до 74 копеек. Старообрядцы платили двойную ставку подушной подати до 1782 года, за счет чего простое население окрестило их «двоеданами». До 1775 года купеческое сословие было обязано платить налог наравне с остальными, затем специально для них были введены процентные сборы с имеющегося в собственности капитала.

Постепенное увеличение расходов государства не могло не сказаться на размере налога, взимаемого с простого населения страны. К 1794 году подушная подать выросла до одного рубля. С середины 19 века размер налога стал полностью зависеть от места проживания его плательщика. Жители городов обязаны были ежегодно платить государству подать в размере 2 рублей 61 копейки. Подушная подать селян составила к этому времени 1 рубль 15 копеек.

На протяжении нескольких десятилетий подобный вид налога являлся основным источником доходов государства. С введением (надбавка к цене за товар или услугу) его значимость для поддержания государственной казны значительно снизилась. В 1863 году был прекращен сбор подушной подати с мещан (низшего городского сословия) и цеховых (ремесленников, мастеров, их учеников и помощников) практически на всей территории Российской Империи (за исключением Сибири и Бессарабии).

Большие задолженности населения перед государством, сложность со сбором налога привели к тому, что в 1887 году подушная подать в России перестала существовать. Исключением стала Сибирь, где данный налог взимался с населения вплоть до начала двадцатого столетия.

осн. прямой налог в России 18-19 вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. П. п. облагалось все муж. население податных сословий. Введению П. п. предшествовали переписи тяглого населения с кон. 1718 (см. Ревизии). Для определения размеров П. п. были взяты не хоз. ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого, первонач. размер П. п. был установлен в 80 коп. с души муж. пола, что составило бы в сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения П. п. была снижена для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души. С гос. крестьян, кроме того, взимали 40 коп. с души муж. пола оброчной подати. Вплоть до 1782 раскольники платили П. п. в двойном размере, посадские люди - 80 коп. П. п. и 40 коп. оброчной подати. Ревизская душа получила значение раскладочной единицы. При этом сохранялась мирская раскладка налогов внутри крест. и посадской общины, т. к. она обеспечивала более исправное поступление податей в казну. Введение П. п. сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и нас. вновь присоединяемых терр. Фискальные интересы казны, а также падение курса рубля вызвали увеличение П. п. в 1794 с 70 коп. до 1 руб. с души муж. пола для крестьян. В дальнейшем П. п. продолжала увеличиваться (в 1796 - 1 руб. 26 коп. ассигнациями, в 1839 - 95 коп. серебром). В 1867 ее размер в разных р-нах колебался от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп. Вынужденное считаться с нуждами формирующейся буржуазии, пр-во в 1775 заменило для купечества П. п. процентным сбором с объявленного капитала. В 1863 была отменена П. п. с мещан и цеховых (кроме Бессарабии и Сибири). В 18 в. П. п. составляла ок. 50% всех доходов в бюджете гос-ва. В 19 в. ее уд. вес падает в связи с развитием косвенного обложения. И. п. была тяжелым феод. налогом. Ее взимание сопровождалось огромной недоимкой (10-15% оклада в 18 в.), принявшей хронич. характер. Огромная недоимка по П. п. и отказы населения ее платить привели к отмене П. п. в Европ. России (1887), а затем в Сибири (1899). Лит.: Руновский И. П., Историко-статистич. сведения о подушных податях, Тр. Комиссии для пересмотра системы податей и сборов, т. 1, СПБ, 1866; Алексеенко М., О подушной подати в России, X., 1870; его же, Действующее законодательство о прямых налогах, СПБ, 1879; Ключевский В. О., Подушная подать и отмена холопства в России, в его кн.: Опыты и исследования, 3 изд., П., 1918; Милюков П. Н., Гос. х-во России в первой четв. XVIII ст. и реформа Петра Великого, 2 изд., СПБ, 1905; Чечулин Н. Д., Очерки по истории рус. финансов в царствование Екатерины II, СПБ, 1906; Троицкий С. М., Финанс. политика рус. абсолютизма в XVIII в., М., 1966. С. М. Троицкий. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - пря-мой лич-ный на-лог.

Взи-ма-лась в Древ-нем Ри-ме в пе-ри-од рес-пуб-ли-ки и прин-ци-па-та с жи-те-лей рим-ских про-вин-ций, а в эпо-ху до-ми-на-та, пос-ле про-ве-де-ния все-об-щей пе-ре-пи-си на-се-ле-ния 289-290 годов, - со всех городских жи-те-лей. В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя су-щест-во-ва-ла в Западной Ев-ро-пе: пе-рио-ди-чес-ки вво-ди-лась в Анг-лии в XIV и XVI века; в ви-де ка-пи-та-ции (от латинского caput - го-ло-ва) взи-ма-лась во Фран-ции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Ана-лог подушной подати с не-му-суль-ман-ско-го на-се-ле-ния в Ха-ли-фа-те и Ос-ман-ской им-пе-рии - джи-зия. В Рос-сии сме-ни-ла сис-те-му под-вор-но-го об-ло-же-ния. Вве-де-на ца-рём Пет-ром I в Ев-ропейской Рос-сии и Си-бири Пла-ка-том о сбо-ре по-душ-ных де-нег от 26.6(7.7).1724 года с це-лью обес-пе-чить со-дер-жа-ние но-вой ре-гу-ляр-ной ар-мии; со вре-ме-нем бы-ла рас-про-стра-не-на на Сло-бод-скую (1765), Ле-во-бе-реж-ную (1783) и Пра-во-бе-реж-ную (1795) Ук-раи-ну, При-бал-ти-ку (1783), а так-же на вновь при-сое-ди-нён-ные тер-ри-то-рии.

Подушной податью бы-ли об-ло-же-ны все ка-те-го-рии кре-сть-ян (по-ме-щи-чьи, государственные, двор-цо-вые, мо-на-стыр-ские, позд-нее - удель-ные), по-сад-ские лю-ди, раз-но-чин-цы, а так-же од-но-двор-цы и дво-ро-вые лю-ди, ко-то-рые до вве-де-ния подушной подати не не-сли тяг-ла в поль-зу го-су-дар-ст-ва, с 1775 года - ме-щан-ст-во. От уп-ла-ты подушной подати бы-ли ос-во-бо-ж-де-ны дво-рян-ст-во, ду-хо-вен-ст-во , ка-за-чест-во, с 1775 года - фор-ми-ро-вав-ше-еся ку-пе-че-ст-во (за-ме-не-на сбо-ром с объ-яв-лен-но-го ка-пи-та-ла), с 1863 года - ме-щан-ст-во (кро-ме Си-би-ри; для не-го подушная подать за-ме-не-на на-ло-гом с городского не-дви-жи-мо-го иму-ще-ст-ва). Со-сло-вия, пла-тив-шие подушную подать, на-зы-ва-лись «по-дат-ны-ми» (около 90% от об-щей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния в Ев-ропейской Рос-сии в середине XIX века).

Для под-го-тов-ки к вве-де-нию подушной подати по ука-зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про-из-ве-де-на пе-ре-пись на-се-ле-ния муж-ско-го по-ла, под-ле-жав-ше-го об-ло-же-нию (вы-яви-ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - про-вер-ка её ре-зуль-та-тов (ре-ви-зия), ко-то-рая уч-ла 5,4 миллионов ре-виз-ских душ. Не-по-сред-ст-вен-ная от-вет-ст-вен-ность за взи-ма-ние подушной подати воз-ла-га-лась у государственных кре-сть-ян на об-щи-ну по прин-ци-пу кру-го-вой по-ру-ки, в по-ме-щичь-их име-ни-ях - на по-ме-щи-ка, в го-ро-дах - на ор-га-ны по-сад-ско-го (ме-щан-ско-го) са-мо-управ-ле-ния и городскую ад-ми-ни-ст-ра-цию. Ве-ли-чи-на подушной подати за-ко-ном ус-та-нав-ли-ва-лась в рав-ном раз-ме-ре с ка-ж-дой ре-виз-ской ду-ши, не-за-ви-си-мо от воз-рас-та, но об-щи-на и ме-щан-ское об-ще-ст-во осу-ще-ст-в-ля-ли рас-клад-ку подушной подати в со-от-вет-ст-вии с тяг-лы-ми воз-мож-но-стя-ми ка-ж-до-го дво-ра (хо-зяй-ст-ва); при рас-клад-ке по-да-ти в по-ме-щичь-их име-ни-ях, как пра-ви-ло, так-же учи-ты-ва-лось бла-го-сос-тоя-ние отдельных дво-ров. Об-щая сум-ма по-да-ти, ко-то-рую еже-год-но вы-пла-чи-ва-ли кре-сть-ян-ская об-щи-на или ме-щан-ское об-ще-ст-во, рас-счи-ты-ва-лась ис-хо-дя из за-фик-си-ро-ван-но-го фис-каль-ны-ми до-ку-мен-та-ми (ре-виз-ски-ми сказ-ка-ми) чис-ла ре-виз-ских душ и ос-та-ва-лась не-из-мен-ной вплоть до сле-дую-щей ре-ви-зии. Из-ме-не-ния, про-ис-хо-див-шие в ес-те-ст-вен-ном со-ста-ве на-се-ле-ния ме-ж-ду ре-ви-зия-ми, не учи-ты-ва-лись, в свя-зи с чем по-дат-ное об-ло-же-ние бы-ло не-рав-но-мер-ным. В ме-ст-но-стях, где в си-лу к.-л. при-чин на-се-ле-ние со-кра-ща-лось, по-дат-ная тя-го-та воз-рас-та-ла и, на-про-тив, умень-ша-лась там, где про-ис-хо-дил при-рост муж-ско-го на-се-ле-ния.

Пер-во-на-чаль-ный раз-мер подушной подати был ус-та-нов-лен пу-тём де-ле-ния сум-мы, не-об-хо-ди-мой для со-дер-жа-ния ар-мии, на чис-ло на-ло-го-пла-тель-щи-ков. В 1724 году подушная подать оп-ре-де-ле-на в 74 копейки. С 1725 года для кре-сть-ян подушная подать со-став-ля-ла 70 копеек, для по-дат-но-го городского на-се-ле-ния - 80 копеек (кро-ме это-го, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не пла-ти-ли об-рок или не-сли бар-щи-ну, государственные кре-сть-я-не и городское на-се-ле-ние бы-ли об-ло-же-ны до-пол-нительным об-роч-ным сбо-ром в поль-зу го-су-дар-ст-ва в раз-ме-ре 40 копеек с ре-виз-ской ду-ши). До 1782 года ста-ро-об-ряд-цы пла-ти-ли двой-ной по-душ-ный ок-лад (один шёл в до-ход го-су-дар-ст-ва, дру-гой по-сту-пал Русской пра-во-слав-ной церк-ви), по-ло-ви-ной по-душ-но-го ок-ла-да бы-ли об-ло-же-ны и жен-щи-ны в ста-ро-об-рядческих об-щи-нах (за ис-клю-че-ни-ем ста-ро-об-ряд-цев, ко-то-рые жи-ли в при-гра-нич-ной по-ло-се, что-бы не про-во-ци-ро-вать их бег-ст-во из стра-ны). В 1740-1750-е годы 70-ко-пе-еч-ный ок-лад не-од-но-крат-но сни-жал-ся на отдельные го-ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе-ри-од пра-ви-тель-ст-во уве-ли-чи-ва-ло кос-вен-ные на-ло-ги (та-мо-жен-ные сбо-ры, по-сту-п-ле-ния от вин-ной мо-но-по-лии и другие). С начала 1760-х годов, ко-гда воз-мож-но-сти уси-ле-ния кос-вен-но-го на-ло-го-об-ло-же-ния бы-ли ис-чер-па-ны, подушная подать воз-рас-та-ла, к 1798 году со-ста-ви-ла 1 рубль 26 копеек для по-ме-щичь-их кре-сть-ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре-сть-ян и близ-ких к ним ка-те-го-рий и 2 рублей для ме-щан (вклю-чая об-роч-ный сбор). С учё-том па-де-ния кур-са ас-сиг-на-ций, боль-ших во-енных рас-хо-дов по-душ-ный ок-лад в 1810 году уве-ли-чен до 2 рублей для кре-сть-ян и до 5 рублей для ме-щан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со-от-вет-ст-вен-но. В 1839 году, с на-ча-лом де-неж-ной ре-фор-мы министерства фи-нан-сов Е.Ф. Кан-кри-на, по-душ-ный ок-лад пе-ре-ло-жен на се-реб-ро (для кре-сть-ян со-ста-вил 95 копеек, для ме-щан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве-ли-чен, но вме-сто урав-ни-тель-но-го об-ло-же-ния ре-виз-ских душ по-душ-ные ок-ла-ды бы-ли диф-фе-рен-ци-ро-ва-ны по отдельным ме-ст-но-стям, со-ста-вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве-де-ние подушной подати при-ве-ло к зна-чительному рос-ту государственных до-хо-дов, по-ступ-ле-ния от неё со-став-ля-ли 54,1% государственных до-хо-дов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В даль-ней-шем роль подушной подати сни-жа-лась за счёт рос-та кос-вен-ных на-ло-гов и вве-де-ния но-вых пря-мых на-ло-гов - с городских не-дви-жи-мых иму-ществ (1863), государственного по-зе-мель-но-го на-ло-га (1875). К 1881 году подушная подать со-став-ля-ла око-ло по-ло-ви-ны всех пря-мых на-ло-гов, а те, в свою оче-редь, да-ва-ли 18% государственных до-хо-дов.

Не-об-хо-ди-мость обес-пе-чить ис-прав-ную уп-ла-ту подушной подати ста-ла од-ной из при-чин вве-де-ния пас-порт-ной сис-те-мы. На про-тяже-нии всей ис-то-рии подушной подати её сбор со-про-во-ж-дал-ся зна-чительными не-до-бо-ра-ми. Так, к 1740-м году об-щая сум-ма не-дои-мок до-стигла 5 миллионов рублей. Вла-сти, с од-ной сторо-ны, не-од-но-крат-но пред-при-ни-ма-ли жё-ст-кие ме-ры по их взы-ска-нию, с дру-гой - пе-рио-ди-че-ски про-ща-ли их из-за не-воз-мож-но-сти взы-скать пол-но-стью по при-чи-не сла-бо-сти бю-ро-кра-тического ап-па-ра-та и ра-зо-ре-ния кре-сть-ян-ских хо-зяйств (осо-бен-но ха-рак-тер-но-го для 1-й половине XVIII века).

Со-глас-но Пла-ка-ту 1724 года, сбор подушной подати осу-ще-ст-в-лял-ся зем-ским ко-мис-са-ром (вы-би-рал-ся дво-ря-на-ми ди-ст-рик-тов - во-енно-администртивных ок-ру-гов) со-вме-ст-но со штаб-офи-це-ра-ми и под на-блю-де-ни-ем ко-ман-ди-ра пол-ка (в 1727-1730 годы зем-ские ко-мис-са-ры и штаб-офи-це-ры под-чи-ня-лись про-винциальным вое-во-дам). С 1736 года сбор был пе-ре-дан уезд-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции, ко-то-рая со-би-ра-ла подушную подать при со-дей-ст-вии «офи-це-ров у по-душ-но-го сбо-ра». По-сле гу-берн-ской ре-фор-мы 1775 года им за-ни-ма-лись ка-зён-ные па-ла-ты. В XVIII веке сбо-ром подушной подати ве-да-ли как во-ен-ные (Во-ен-ная кол-ле-гия, Ге-не-раль-ный кригс-ко-мис-са-ри-ат), так и гра-ж-дан-ские (Ка-мер-кол-ле-гия и ряд других) центральные уч-ре-ж-де-ния под кон-тро-лем Се-на-та, в XIX веке - Министерство фи-нан-сов, а так-же МВД, ко-то-рое осу-ще-ст-в-ля-ло кон-троль за дея-тель-но-стью гу-берн-ско-го на-чаль-ст-ва по взы-ска-нию не-дои-мок.

Пра-ви-тель-ст-во не раз офи-ци-аль-но при-зна-ва-ло не-дос-тат-ки по-душ-ной сис-те-мы на-ло-го-об-ло-же-ния (1727, 1810, 1832). Ко-мис-сия для пе-ре-смот-ра сис-те-мы по-да-тей и сбо-ров при Министерстве фи-нан-сов в 1859 году при-шла к вы-во-ду, что «без со-вер-шен-ной от-ме-ны по-душ-ной сис-те-мы нель-зя дос-тиг-нуть су-ще-ст-вен-но-го улуч-ше-ния в уст-рой-ст-ве пря-мых по-да-тей». Подушная подать в Ев-ропейской Рос-сии по-сте-пен-но от-ме-не-на императором Алек-сан-дром III . По ука-зу от 18(30).5.1882 года пре-кра-ти-лось с началом 1883 года взи-ма-ние подушной подати с без-зе-мель-ных кре-сть-ян, бывших дво-ро-вых лю-дей и с кре-сть-ян, по-лу-чив-ших в хо-де кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года зе-мель-ный на-дел в раз-ме-ре 1/4 от выс-шей нор-мы (так называемых кре-сть-ян-дар-ст-вен-ни-ков). За-ко-ном от 14(26).5.1883 года раз-мер подушной подати по-ни-жен, а для бывших фаб-рич-ных и за-вод-ских кре-сть-ян она от-ме-не-на. За-ко-ном от 28.5(9.6).1885 года взи-ма-ние подушной подати пре-кра-ще-но с началом 1886 года с боль-шин-ст-ва кре-сть-ян, а с началом 1887 года - со всех бывших по-дат-ных со-сло-вий, кро-ме жи-те-лей Си-би-ри, где подушная подать за-ко-ном от 18(30).1.1898 года уп-разд-не-на с началом 1899 года. От-ме-на подушной подати бы-ла ком-пен-си-ро-ва-на рос-том по-зе-мель-но-го на-ло-га, на-ло-га с городских не-дви-жи-мых иму-ществ, на-ло-гов за пра-во тор-гов-ли и про-мы-слов, уве-ли-че-ни-ем ак-ци-за со спир-та, а так-же об-роч-ной по-да-ти с бывших государственных кре-сть-ян с по-сле-дую-щим её пре-об-ра-зо-ва-ни-ем в вы-куп-ные пла-те-жи.