Бородин арабская мелодия анализ произведения. Музыкальное наследие бородина. Теория и методика дополнительного образования детей


Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887)

С именем Бородина связана эпическая линия русской музыкальной культуры, поскольку композитор создал жанр эпической симфонии, эпической оперы, эпического романса.

I. Содержание творчества обусловлено либерально-демократическими воззрениями композитора. основная тема – историческая, поскольку через историю композитор пытался осмыслить современность. Бородин обращается к древней, почти легендарной истории, представленной былиной. 1.Характерная для 60-х тема «народ и власть» в творчестве композитора реализуется двояко – с одной стороны, народ предстаёт в разных ракурсах, с другой, власть, согласно видению Бородина, также может быть разной.

а) монолит, одушевлённый единой идеей патриотизма, сам создающий свою судьбу;

б) сборище людей, лишенных моральных устоев, нравственности, идеалов, толпа, которую можно вести куда угодно.

«Лики» власти раскрываются в опере «Князь Игорь»:

а) Игорь воплощает ответственную власть, приоритеты которой заключены в благе страны и народа;

б) Галицкий – власть во имя личных удовольствий;

в) Кончак – власть во имя славы.

2. Характерная для всего 19 века тема внутреннего мира человека отражена в романсах

3. Мир сказки

4. Народный быт

II. Жанры в творчестве Бородина. Композитор оставил небольшое наследие, о в разных жанрах – романсы (16), 2 квартета, опера «Князь Игорь», симфонические произведения.

III. Музыкальный язык. Ля Бородина характерно обращение к народным ладам, архаическим пластам фольклора. В мелодике можно также обнаружить традиции европейской музыки и даже стиля bell canto.

IV. Сфера интересов Бородина не ограничивалась музыкальной деятельностью. Бородин был серьёзным учёным (химиком). Он занимался проблемой создания периодической системы химических элементов параллельно с Д.И.Менделеевым и, как считается, знаменитая таблица вполне могла бы носить имя Бородина. Бородин был также талантливым медиком, много сделала для создания в России женского медицинского образования. В сфере культуры он раскрыл себя не только как композитор, но как поэт, критик, исполнитель-виолончелист.

Камерно-вокальное творчество

Бородин отдал дань любимому жанру всех русских композиторов – романсу, – создав в нём 16 произведений. Композитор использовал разные тексты, как отечественных (Пушкин, Толстой), так и западноевропейских поэтов (Гейне), а также создавал свои собственные.

Типы романсов (по тематике):

1. Романтические: «Для берегов отчизны дальней», «Отравой полны мои песни», «Морская царевна»;

2. Образцы российской песни «Что ты красна зоренька», «Слушайте подруженьки песенку мою», «Разлюбила красна девица».

К этому типу примыкают песни в сатирическом ключе: «Спесь», «У людей-то в дому». Сатира Бородина отличается от подобных сочинений Даргомыжского или Мусоргского. У Бородина сатира предстаёт, скорее, в сказочно-фольклорном духе, она не такая трагичная, гротесковая социально направленная.

3. На русской фольклорной основе Бородин создаёт эпический романс: «Песня тёмного леса», «Спящая княжна». Образ спящей княжны – символ России, которую должен разбудить и освободить из плена богатырь. Романс написан в форме рондо: рефрен – колыбельная (образ княжны); I эпизод – нечистые силы, пленившие княжну, характеризуются они целотоновой гаммой; II эпизод – образ богатыря.

4. Восточный романс только один – «Арабская мелодия».

Камерно-инструментальное творчество

Бородин был хорошим исполнителем-виолончелистом, поэтому одним из первых уделил камерно-инструментальному жанру значительное внимание. Составы его камерных ансамблей различны – есть 2 квартета, квинтет, секстет. Бородин отталкивается от западно-европейской классической школы. Традиционность проявляется в форме ансамблей (3-х, 4-хчастные циклы). Особенностью является русский тематизм, наполняющий европейскую форму. Прежде всего, это романсовая лирика (ноктюрн из квартета №2), русская народная песня.

Конспект урока музыки в 4 «Б», 4 «В» классе.

Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: « Богатырские образы в искусстве».

Цель : показать как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с музыкальными произведениями, в которых ярко отражена тема данного урока;

Развивающая: развивать воображение на уроке музыки через музыкальные образы;

Воспитательная: воспитание нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины посредством музыки.

Музыкальный материал : А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент; А.Бородин романс «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня» обработка В.Попова русский текст

К. Алемасовой.

Дополнительный материал: репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» и И.Глазунова «Два князя»

Оборудование: учебная доска, фортепиано, компакт-диски, плеер.

Ход урока

1.Слушание и разучивание шведской народной песни «Три парня».

Слушание.

Учитель: - 1.Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?

2.Что выражает и изображает мелодия?

3. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.

4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?

5.Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

Разучивание песни.

2. Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»

Учитель: - Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом темной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Спит. Спит.

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мертвым сном,

Спит. Спит.

Слух прошел, что в лес дремучий

Богатырь придет могучий,

Чары силой сокрушит,

Сон волшебный победит

И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,

Годы идут за годами….

Ни души живой кругом,

Все объято мертвым сном.

Так княжна в лесу глухом

Тихо спит глубоким сном;

Сон сковал ей крепко очи;

Спит она и дни и ночи.

Спит. Спит.

И никто не знает, скоро ль

Час ударит пробужденья

Дети: - А. Бородин

Учитель: - Правильно!

Как музыкальный язык романса помогает увидеть нам сказку?

Слушание фрагмента «Спящая княжна» А.Бородина.

Дети: - Форма рондо. Богатырский характер эпизодов.

Учитель: - Молодцы!

«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

3.Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.

Слушание. Вторая симфония А.Бородина.

Учитель: - 1.Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?

2.Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?

3.А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?

4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?

Демонстрация репродукций.

Учитель: - Какая картина наиболее созвучна музыке А.П.Бородина?

Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» В.Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М.Васнецова была закончена в 1990 году, а А.П.Бородин умер в 1887г. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины. Летом 1881 гола В.М.Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет тому назад, но так и не исполненному – картине «Богатыри». Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он ни делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому что своим тонким чутьем художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленький будущий художник вслушивался в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня…» Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина, но и о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.

4.Итог урока

Учитель: - Вторая симфония А.П.Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П.Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П.Бородину виделось на только славное прошлое нашего народа, но и его еще более славное будущее. Наш современник, ученый и композитор Б.Асафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко 2-й симфонии Бродина, я с каждым разом все сильнее понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Это произведение было современным не только 100 с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой».

Незлобивость и добродушие А.П. Бородин считал лучшими качествами русского человека. Поэтому в мировой музыке А.П.Бородин занимает ему одному надлежащее место – Богатыря русской музыки

Повторное слушание 2-й симфонии А.П.Бородина.


А.П. Бородин

ВКЛАД В ИСТОРИЮ
Профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор. По мнению одних, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других - он ученый большого таланта. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы. Бородин напечатал 21 химическое исследование; автор более 40 работ по химии. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объему, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Еще при жизни Бородина его произведения были известны и в России и за рубежом. Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь" - является образцом национального героического эпоса в музыке. Автор заменил в ней драматические черты эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония. Широкой известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии. После смерти (1887 г.) его творческое наследие оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом “женском вопросе”. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно, бесспорно, занимать одно из первых мест. Недаром на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: “Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин-врачей десяти курсов 1872-1887 годов”.

Музыкальное наследие Бородина

Музыкальные способности Бородина обнаружились очень рано; девятилетним ребенком он по слуху играл на фортепиано всевозможные пьесы, слышанные им в исполнении военных оркестров, а 13 лет написал первое сочинение: концерт для флейты, на которой довольно бойко играл;


Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; она много играла ему Шумана, Шопена и Листа. В 1863 г. она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела на его творчество самое благотворное влияние. Сохранилось много писем Бородина к ней, в которых он давал подробные отчеты о своей жизни и своем творчестве. Эти письма и некоторые другие являются драгоценным источником не только для биографии Бородина, но и для истории русской музыки вообще.

"Князь Игорь" - не музыкальная драма с непрерывно текущей музыкой, основанной на определенных для каждого действующего лица лейтмотивах; это скорее драматизированный эпос, а не драма. Не воспринял Бородин полностью и оперной реформы Даргомыжского, выразившейся в "Каменном Госте", с последовательно применяемым вокальным речитативным стилем. Музыка "Игоря" состоит из ряда закругленных номеров оркестровых, хоровых, ансамблей и сольных. Преобладает ариозное пение, но встречается и мелодически-речитативный стиль, чрезвычайно выразительный. Старые формы не мешают, однако, Бородину осуществить в опере логику действия и логику чисто музыкальную. Его либретто, получающее значение только в связи с музыкой, написано превосходным, характерным языком; действие развивается естественно, свободно. Действующие лица - живые люди, каждое из них имеет яркие вокальные партии, дающие совместно с богатым оркестром целый ряд превосходных, рельефных характеристик. Хоры обрисовывают не менее ярко настроение народных масс. Оркестр то рисует природу (сцена затмения, жгучий колорит половецкой степи), то служит могучим выразителем народного характера (половецкий марш, пляски). Чисто лирический элемент находит широкое применение в ариозном пении. Бородин, преимущественно композитор программной музыки, не писал симфонических поэм. Его прелестная музыкальная картина "В Средней Азии" строго программная, но музыка, предназначавшаяся для живой картины, не могла здесь получить широкого развития, какого бы она заслуживала. Его симфонии тоже программны; хотя программа и не дана композитором, но они не отступают от классических форм. Стасов со слов Бородина говорит, что во второй симфонии в Adagio автор изображает "баяна", в 1-й части - собрание русских богатырей, в финале - сцену пира богатырей при звуке гусель, при ликовании народа. Но, может быть, именно потому Бородин и не дал программы своим симфониям, чтобы не стеснять композиторской свободы в симфоническом развитии, в котором он проявляет громадную творческую фантазию и мастерство. Квартеты Бородина, обнаруживая глубокое знание особенностей квартетного стиля и контрапунктическое мастерство, замечательны как высокие образцы русской музыки в этом роде. Большая часть романсов Бородина - своеобразные эпические картинки ("Песня темного леса", "Морская Царевна" и пр.), иногда с сильно развитым описательным элементом ("Море"). "Спящая княжна", один из оригинальнейших романсов Бородина, есть, вместе с тем, довольно прозрачная аллегория: княжна - это Россия, которую пробудит от сна богатырская сила. Музыкальный эпос Бородина в опере, симфонии и романсе составляет одну из характернейших сторон его таланта, роднящую его с Глинкой. Это особенно сильно сказывается в его опере "Князь Игорь" (посвященной памяти Глинки), многие страницы которой могут быть поставлены наряду с лучшими страницами "Руслана". Объективность музыкальных образов и характеров в симфонии и опере уживается вполне с другой стороной творческого таланта Бородина - с субъективностью, с лиризмом, то нежным, то страстным, иных его романсов ("Отравой полны мои песни", "Арабская песня", "Для берегов отчизны"), многих страниц "Князя Игоря" ("Каватина Кончаковны", "Песня Ярославны", романс княжича Владимира и пр.) и квартетов (прелестный ноктюрн в квартете D-dur). Мелодическое творчество Бородина неиссякаемо, оригинально, типично. Наряду с короткими характерными мотивами, удобными для тематической разработки, составляющей одну из сильных сторон его музыкальной фактуры, он создает и широкую кантилену, льющуюся непринужденно и легко. Он в высшей степени разнообразный и тонкий гармонист, последователь Шумана и Листа, но давший и свое, новое в этой области. Он более склонен к мажору, чем к минору. Его модуляции часто поражают неожиданностью, смелостью, но всегда красивы, логичны. Чрезвычайно богата, часто своеобразна и капризна его ритмика, вносящая в его музыку разнообразие, бодрость, жизненность. Бородин - прирожденный контрапунктист и инструментатор. Соединение разнородных тем встречается у него нередко и отличается естественностью и рельефностью (восточная и русская темы в картине "В Средней Азии", такие же темы в половецких плясках в "Игоре" и пр.). Он часто применяет, и с большим мастерством, имитационный стиль (ноктюрн в квартете). Его оркестровка отличается богатейшей звучностью, пластичностью, вкусом в подборе тембров и их комбинировании и только изредка впадает в излишнюю грузность. Форма у Бородина всегда законченна и совершенно лишена длиннот. Индивидуальность композиторского таланта Бородина характеризуется грандиозностью и цельностью концепции (особенно типична вторая симфония и "Игорь"), жизнерадостностью, здоровой уравновешенностью духа, не исключающей стихийной страстности и изящной нежности. Юмор и комизм одинаково доступны ему; драматизм - менее. Яркий национальный характер, то русский, то восточный, часто грузинский (здесь сказалось грузинское происхождение Бородина) - основная особенность всех сочинений Бородина.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890г., Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881). Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

С миром русских образов в творчестве Бородина соседствует яркий и полнокровный мир Востока.

Для стиля Бородина характерна эпичность. Его музыка подобна неторопливой летописи, где чередой предстают события и люди. Основной принцип музыкальной драматургии Бородина - сопоставление контрастных образов. Мелодии льются спокойно и плавно, родственны русским крестьянским песням. Гармония отличается насыщенностью, красочностью, необычным строением аккордов, предвосхищая К. Дебюсси и И.Ф. Стравинского.

Бородин нигде не цитирует народные мелодии, он создает собственные музыкальные образы, используя самые характерные особенности фольклора.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь" (завершена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор соединил в ней драматические черты эпическими, выдвинув на первый план защиту Руси от завоевателей.

Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его 2-я симфония получила название "Богатырская" (1876) и стала вершиной русского эпического симфонизма.

Известностью пользуются 2 квартета Бородина, его фортепианные миниатюры и романсы.
Еще при жизни Бородина его произведения были известны и пользовались в России и за рубежом.

После смерти (1887 г.) его творческое наследие оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов.

Характеристика творчества

Александр Порфирьевич Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. В музыковедении давно стало традиционным сравнивать Бородина с Бояном – легендарным певцом-сказителем времён Киевской Руси. Однако, обращаясь ко временам давно минувшим, Бородин отражал и осмысливал сомнения и надежды, радости и беды своего века. В итоге главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.

Наследие композитора можно проследить по этапам эволюции творчества :

60-е гг.: Первая симфония, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса». Данный период характеризуется становлением эпической темы.

70-е гг.: Вторая симфония, опера-балет «Млада» (совместно с кучкистами), романс «Море», романсы на стихи Гейне, струнный квартет № 1, часть оперы «Князь Игорь». Для периода характерен расцвет эпоса и лирики.

80-е гг.: симфоническая картина «В Средней Азии», «Князь Игорь», струнный квартет № 2, «Маленькая сюита» для фортепиано, Третья симфония, романсы. В данный период продолжается прежняя линия творчества, а также наблюдается усиление черт камерности, появление трагических образов.

При изучении творчества Бородина исследователи сталкиваются с парадоксом: несопоставимость количественного состава наследия с его огромной важностью для истории мировой музыкальной культуры. Существует множество объяснений данного факта. Бородин, будучи композитором и учёным-химиком одновременно, подобно великим художникам прошлого, стремился к цельности научно-художественного осмысления мира. Осознанно или интуитивно он не мог без вреда для себя отказаться от одной из своих духовных склонностей. В противном случае цельность личности нарушится.

Для творчества Бородина характерны следующие темы, образы:

Русское богатырское.

Восток. Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.

Лирика. Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.

Природа. Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).

Юмор. Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.

Стиль. В творчестве Бородина воплощены как общекучкистские идеалы, так и своё собственное, индивидуальное. С кучкистами его объединяла приверженность идее создания русской школы на основе развития традиций Глинки. Также был глинкианцем в плане введения в драматургию своих произведений славянских и восточных тем в их контрастировании и противопоставлении. Мастерски владеет вариантно-вариационным методом развития. Увлечён романтическим искусством, один из русских шуманистов. Разделял интерес кучкистов к программной музыке.

С другой стороны, Бородин обладал умом объективно мыслящего учёного. Он более всех кучкистов был влеком к классическим произведениям. С юношеских лет играл партию виолончели в квартетах Гайдна, Моцарта. Он прекрасно владеет формой, первым среди кучкистов написал симфонию. В отличие от кучкистов его влекут формы замкнутые и репризные. С Глинкой его сближало отрицательное отношение к говорной музыке. Музыку стиха он слышал в совершенстве. Даже декламация основана на кантабельности.

Таким образом, в искусстве Бородина объединилось стремление к романтическому высказыванию и строгий рационализм учёного. От Балакирева ему передалась тенденция к долгому обдумыванию своих произведений.

Музыкальный язык: Истоки. Римский-Корсаков определил формулу стиля Бородина: «Глинка+Бетховен+Шуман+своё».

Мелодия. Опора на русское народное песенное творчество различных жанров: былина, протяжная песня, плясовые и хороводные песни, также восточные интонации.

Гармония. С одной стороны – опора на старинные элементы осьмогласия, натурально-ладовые обороты, усиление чувства архаики через параллельные октавы, кварты, квинты. С другой стороны – развивает красочную, колористическую сторону. Очень выразительны «бородинские секунды и кварты». Использует септ- и нонаккорды побочных ступеней, альтерацию доминанты, целотоновую гамму, большетерцовые сопоставления тональностей, длительные органные пункты.

Драматургия. Неконфликтная, эпическая. Интересен метод синтеза, сближения первоначально контрастных элементов на основе заложенного внутреннего единства тем.

Оркестр. Характерна прозрачность, культивирование соло деревянных духовых. Оркестр «чистых тембров».