Какая наука изучает строение зародыша. Эмбриология - это наука о развитии и строении зародыша человека. Связь с другими науками


Изучение закономерности нервной, эндокринной, иммунной регуляции.

Изучение закономерностей адаптации структур всех уровней, в первую очередь связанных с проблемами экологии;

Изучение физиологии структур всех уровней;

Изучение структур на системном, органом, клеточном и молекулярном уровнях;

Современный этап развития гистологии связан с более тонким изучением структур. Благодаря применению оптической, светооптической. Электронной микроскопии, гистохимических, количественных методов, цитофотометрии, были изучены органы на клеточном уровне, субклеточные структуры, молекулярные структуры. Задачи гистологии.

Направленность советской гистологической школы была четкой в отношении клиники, поэтому большая часть гистологических работ была направлена на решение клинических задач.

В начале 20 века в гистологии наиболее усиленно стали развиваться эволюционные подходы, основывавшиеся на работах Дарвина и Геккеля. Благодаря работам эмбриологов Вольфа, Нанлсра,Мечникова и Ковалевского, были продолжены искания в области - -эмбриологии и поддержаны эволюционные подходы.

Казанская школа морфологов известна своими трудами в области изучения нервной ткани, в том числе в.н.с. Арнштейн. Смирнов и Догель стали основателями этого направления. Поэтому в России многие вопросы о структуре органов и тканей стали рассматриваться с позиции нервной регуляции. Этому также способствовали работы Боткина. Павлова и Сеченова.

3. изучение закономерностей дифференцировки и регенерации:

4. изучение возрастных особенностей тканей и клеточных структур, включая закономерности эмбриогенеза:

ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭМБРИОЛОГИИ

Задачами медицинской эмбриологии являются изучение: прогенеза, этапов эмбриогенеза (от оплодотворения и до момента рождения), механизмов эмбриогенеза. Нарушений эмбрионального развития, возникновение причин

нарушения развития, изучение критических периодов, разработка мер профилактики и изучение постнатального развития (т.е. развития после рождения) до периода полного становления всех органов и систем организма. В развитии выделяют: историческое развитие организма (филогенез) неиндивидуальное развитие организма (онтогенез). В онтогенезе выделяют эмбриогенез и постнатальное развитие. Наиболее ранним методом изучения эмбриологии является описательный метод, затем сравнительный и экспериментальный (это. прежде всего, искусственное оплодотворение) методы.

В эмбриогенезе выделяют периоды:

- оплодотворение:


- дробление:

- гаструляция:

- гистогенез;

- органогенез:

- системогенез: -

- формирование организма в целом.

} Оплодотворение является одним из этапов эмбриогенеза. В этом процессе участвует множество мужских половых клеток и одна женская. Но только ядро одного сперматозоида, сливаясь с яйцеклеткой, образует одноклеточный зародыш - зиготу, который несет материнский и отцовский наследственные генетические факторы. Оплодотворение в начале эволюции являлось внешним процессом. С выходом животных на сушу яйцеклетки стали выделяться во внешнюю воздушную среду. В связи с этим появлялись различные защитные оболочки: скорлуповая. белковая, желтковая. Через эти оболочки мужские половые клетки пройти не могут, поэтому оплодотворить такую яйцеклетку можно только до образования оболочек, т.е. внутри организма. Так возникает внутреннее оплодотворение.

Наука биология включает в себя целый рад различных разделов, потому что сложно одной дисциплиной объять все то многообразие живого и изучить всю ту обширную биомассу, что предоставляет нам наша планета.

Каждая наука, в свою очередь, также имеет определенную классификацию разделов, занимающихся решением каких-либо задач. Таким образом, выходит, что все живое находится под неусыпным контролем человека, познается им, сравнивается, изучается и используется в собственных нуждах.

Одной из таких дисциплин является эмбриология, о которой и пойдет дальше речь.

Эмбриология - биологическая наука

Что такое эмбриология? Чем она занимается и что изучает? Эмбриология - это наука, которая исследует часть жизненного цикла живого организма с момента образования зиготы (оплодотворения яйцеклетки) и до самого его рождения. То есть изучает весь процесс эмбрионального развития в подробностях, начиная с многократного дробления оплодотворенной клетки (стадия гаструлы) и до появления на свет готового организма.

Объект и предмет изучения

Объектом изучения данной науки являются эмбрионы (зародыши) следующих организмов:

  1. Растений.
  2. Животных.
  3. Человека.

Предметом изучения эмбриологии являются следующие процессы:

  1. Деление клетки после оплодотворения.
  2. Формирование трех у будущего эмбриона.
  3. Образование целомических полостей.
  4. Формирование симметрии будущего зародыша.
  5. Появление оболочек вокруг эмбриона, принимающих участие в его формировании.
  6. Образование органов и их систем.

Если взглянуть на данной науки, становится более понятно, что такое эмбриология и чем она занимается.

Цели и задачи

Главная цель, которую ставит передсобой данная наука, - дать ответы на вопросы о появлении жизни на нашей планете, о том, как происходит формирование многоклеточного организма, каким законам органической природы подчиняются все процессы образования и развития зародыша, а также о том, какие факторы и как влияют на это формирование.

Для реализации поставленной эмбриология решает следующие задачи:

  1. Подробное изучение процессов прогенеза (формирования мужских и женских половых клеток - овогенез и сперматогенез).
  2. Рассмотрение механизмов образования зиготы и дальнейшего формирования зародыша до самого момента его выхода наружу (вылупления из яйца, икринки или рождения на свет).
  3. Изучение полного клеточного цикла на уровне молекул, с использованием высокоразрешающего современного оборудования.
  4. Рассмотрение и сравнение механизмов работы клетки в норме и при патологических процессах, с целью получения важных данных для медицины.

Решая вышеизложенные задачи и добиваясь поставленной цели, наука эмбриология сумеет продвинуть вперед человечество в понимании природных законов органического мира, а также найти решение многих проблем в медицине, в частности, связанных с бесплодием и деторождением.

История развития

Развитие эмбриологии как науки идет по сложному и тернистому пути. Начиналось все с двух великих ученых-философов всех времен и народов - Аристотеля и Гиппократа. Причем именно на почве эмбриологии они выступили противниками взглядов друг друга.

Так, Гиппократ был сторонником теории, которая просуществовала очень долго, вплоть до XVII века. Она носила название "преформизм", и суть ее заключалась в следующем. Каждый живой организм только увеличивается в размерах с течением времени, но не формирует внутри себя никаких новых структур и органов. Потому что все органы уже в готовом виде, но очень уменьшенном, находятся в мужской или женской половой клетке (здесь сторонники теории точно не определились во взглядах: одни считали, что все-таки в женской, другие, что в мужской клетке). Таким образом, выходит, что эмбрион просто вырастает со всеми готовыми органами, полученными от отца или матери.

Также более поздними сторонниками этой теории были Шарль Бонне, Марчелло Мальпиги и другие.

Аристотель же, напротив, был противником теории преформизма и сторонником теории эпигенеза. Суть ее сводилась к следующему: все органы и структурные элементы живых организмов формируются внутри зародыша постепенно, под влиянием условий окружающей и внутренней среды организма. Сторонниками этой теории были большинство ученых эпохи Возрождения во главе с Карлом Бэром.

Собственно как наука эмбриология сформировалась в XVIII веке. Именно тогда случился ряд гениальных открытий, которые позволили проанализировать и обобщить весь накопленный материал и объединить его в цельную теорию.

  1. 1759 г. описывает наличие и формирование в процессе эмбрионального развития цыпленка зародышевых листков, которые затем дают начало новым структурам и органам.
  2. 1827 г. Карл Бэр открывает яйцеклетку млекопитающих. Также он издает свой труд, в котором описывает поэтапное формирование зародышевых листков и органов из них в процессе развития птиц.
  3. Карл Бэр выявляет сходство в зародышевом строении птиц, пресмыкающихся и млекопитающих, что позволяет ему сделать вывод о единстве происхождения видов, а также сформулировать свое правило (правило Бэра): развитие организмов происходит от общего к частному. То есть изначально все структуры едины, независимо от рода, вида или класса. И лишь с течением времени происходят индивидуальные видовые специализации каждого существа.

После подобных открытий и описаний дисциплина начинает набирать обороты в развитии. Формируется эмбриология позвоночных и беспозвоночных животных, растений, а также человека.

Современная эмбриология

На современном этапе развития главной задачей эмбриология видит вскрытие сущности механизмов дифференцировки клеток в многоклеточных организмах, выявление особенностей влияния различных реагентов на развитие эмбриона. Также большое внимание уделяется изучению механизмов возникновения патологий и их влияния на развитие зародыша.

Достижениями современной науки, позволяющими более полно раскрыть вопрос о том, что такое эмбриология, являются следующие:

  1. Д. П. Филатов определил механизмы взаимного влияния клеточных структур друг на друга в процессе эмбрионального развития, связал данные эмбриологии с теоретическим материалом эволюционного учения.
  2. Северцов развил учение о рекапитуляции, суть которой заключается в том, что онтогенез повторяет филогенез.
  3. П. П. Иванов создает теорию ларвальных сегментов тела у первичноротых животных.
  4. Светлов формулирует положения, осветившие самые сложные, критические моменты эмбриогенеза.

На этом современная эмбриология не останавливается и продолжает изучать и открывать все новые закономерности и механизмы цитогенетических основ клетки.

Связь с другими науками

Основы эмбриологии тесно связаны с другими науками. Ведь только комплексное использование теоретических данных всех смежных с ней дисциплин позволяет получать действительно ценные результаты и делать важные выводы.

Со следующими науками тесно связана эмбриология:

  • гистология;
  • цитология;
  • генетика;
  • биохимия;
  • молекулярная биология;
  • анатомия;
  • физиология;
  • медицина.

Данные эмбриологии являются важными основами для перечисленных наук, и наоборот. То есть связь двусторонняя, взаимная.

Классификация разделов эмбриологии

Эмбриология - наука, изучающая не только формирование самого эмбриона, но также закладку всех его структур и предшествующее его образованию происхождение половых клеток. Кроме того, в область ее изучения входят и физико-химические факторы, оказывающие влияние на плод. Поэтому такой большой теоретический объем материала позволил сформироваться нескольким разделам данной науки:

  1. Общая эмбриология.
  2. Экспериментальная.
  3. Сравнительная.
  4. Экологическая.
  5. Онтогенетика.

Методы изучения науки

У эмбриологии, как и у других наук, есть свои методы изучения разных вопросов.

  1. Микроскопия (электронная, световая).
  2. Метод окрашенных структур.
  3. Прижизненное наблюдение (отслеживание морфогенетических движений).
  4. Применение гистохимии.
  5. Введение радиоактивных изотопов.
  6. Препарация частей зародыша.

Изучение эмбриона человека

Эмбриология человека является одним из наиболее важных разделов этой науки, так как благодаря многим результатам ее исследований людям удалось решить множество медицинских проблем.

Что конкретно изучает данная дисциплина?

  1. Полный поэтапный процесс образования зародыша у человека, который включает в себя несколько основных стадий - дробление, гаструляция, гистогенез и органогенез.
  2. Формирование различных патологий во время эмбриогенеза и причины их появления.
  3. Влияние физико-химических факторов на эмбрион человека.
  4. Возможности создания искусственных условий для образования зародышей и введение химических агентов для наблюдения за реакциями на них.

Значение науки

Эмбриология дает возможность узнать такие особенности формирования эмбрионов, как:

  • сроки образования органов и их систем из зародышевых листков;
  • самые критические моменты онтогенеза эмбриона;
  • что влияет на их формирование и как можно этим управлять для нужд человека.

Ее исследования совместно с данными других наук позволяют человечеству решать важные задачи общечеловеческого медицинского, а также ветеринарного плана.

Роль дисциплины для людей

Что такое эмбриология для человека? Что она ему дает? Зачем необходимо ее развитие и изучение?

Во-первых, эмбриология изучает и позволяет решать современные проблемы оплодотворения и образования зародышей. Поэтому сегодня разработаны методы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и так далее.

Во-вторых, методы эмбриологии позволяют спрогнозировать все возможные аномалии плода и предотвратить их.

В-третьих, эмбриологи могут сформулировать и применить положения о профилактических мерах по выкидышам и внематочным беременностям и осуществлять контроль над беременными.

Это далеко не все плюсы рассмотренной дисциплины для человека. Она является интенсивно развивающейся наукой, будущее которой еще впереди.

Эмбриология - это наука о закономерностях эмбрионального развития зародыша. Термин "эмбриология" возник от греческого словосочетания - em bryo, что означает "в оболочках". Эмбрион, или зародыш, - это организм, развивающийся под покровом яйцевых оболочек или внутри материнского организма в специализированном органе - матке. У человека развивающийся организм до 8-й недели эмбриогенеза называется зародышем, далее - плодом. В задачи эмбриологии входит изучение развития зародыша от момента оплодотворения до рождения (вылупления из яйцевых оболочек или выхода из материнского организма), а также изучение прогенеза - процесса образования мужских и женских половых клеток. Медицинская (клиническая) эмбриология изучает закономерности эмбрионального развития человека, причины нарушений эмбриогенеза и механизмы возникновения уродств, а также пути и способы влияния на эмбриогенез.

Эмбриональное развитие , или эмбриогенез, - это сложный и длительный морфогенетический процесс, в ходе которого из отцовской и материнской половых клеток формируется новый многоклеточный организм, способный к самостоятельной жизнедеятельности в условиях внешней среды. Чтобы представить масштаб процессов, происходящих в развитии человека, достаточно вспомнить, что яйцеклетка диаметром 0,15 мм оплодотворяется спермием диаметром 0,005 мм, общая масса оплодотворенного яйца составляет всего лишь 5х10-9 г. Доношенный плод рождается со средним размером 500 мм и массой 3400 г. От зиготы до рождения масса плода возрастает примерно в миллиард раз.

Эмбриологические исследования домикроскопического периода давали лишь общую картину развития организмов и не могли раскрыть суть зачатия и развития эмбриона и плода. С общебиологических позиций, однако, эти исследования оказали существенное влияние на последующую трактовку многих научных фактов, открытых с помощью микроскопических методов исследования.

Развитие эмбриологии как науки

История эмбриологии тесно связана с борьбой двух течений, зародившихся еще в античные времена - преформизма и эпигенеза. Преформизм, означающий предобразование, утверждает, что развитие организма является лишь ростом имеющегося зародыша. Теоретиком преформизма является Ш. Бонне (1740-1793), утверждавший, что все органы тела настолько тесно связаны между собой, что невозможно допустить существование такого момента, когда тот или другой из них отсутствовал бы. С позиций преформизма, вопрос заключался лишь в том, где находится этот зародыш. По мнению овистов (М. Мальпиги), зародыш находится в женской половой клетке, а по мнению анималькулистов - в мужской половой клетке. Сторонники эпигенеза, например, Ж. Бюффон (1707-1788), отрицали предопределение, однако не смогли подтвердить свои убеждения фактами. Спор разрешил русский академик К. Вольф (1733-1794), опубликовавший в 1759 г. диссертацию "Теория зарождения", в которой доказал, что для развития зародыша необходимы женские и мужские половые клетки. К. Вольф экспериментально обосновал концепцию эпигенеза - учение о развитии, согласно которому новые разнородные части организма появляются из исходного однородного материала яйца под влиянием факторов, стоящих над зародышем (иными словами, происходит нововобразование структур). Данная концепция укрепилась благодаря работам X. Пандера (1794-1865) и К. Бэра (1792-1876).

Идеи преформизма вновь стали обсуждаться в литературе , когда развитие зародышей начали изучать методами молекулярной биологии. Так, по мнению А. Спирито (1984), в яйцеклетке содержится не анатомическая, а химическая миниатюра взрослого организма (различия химического состава разных участков яйца и в последующем - цитоплазмы клеток зародыша, которые морфологически идентичны).

Становление эмбриологии как науки и систематизация фактического материала связаны с именем ординарного профессора Медико-хирургической академии К. Бэра. Он выявил, что в процессе эмбрионального развития раньше всего обнаруживаются общие типовые признаки, а затем появляются частные признаки класса, отряда, семейства и, в последнюю очередь, признаки рода и вида. Данное заключение было названо правилом Бэра. Согласно этому правилу, развитие организма происходит от общего к частному. К. Бэр указал на образование в эмбриогенезе двух зачатковых листков, описал хорду и др.

В развитии сравнительной эмбриологии ведущее место принадлежит русскому эмбриологу А.О. Ковалевскому (1840-1901). Он изучал многочисленных представителей типов первично- и вторичноротых и установил единый план развития многоклеточных животных - ланцетника, асцидий, червей, кишечнополостных. А.О. Ковалевский обосновал теорию зародышевых листков как образований, лежащих в основе развития всех многоклеточных организмов. Опираясь на работы А.О. Ковалевского, немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) сформулировал основной биогенетический закон, который гласит, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Это означает, что в индивидуальном развитии можно наблюдать предковые признаки (или палингенезы) - например, образование у эмбрионов млекопитающих зародышевых листков, хорды, жаберных щелей и др. Однако в ходе эволюции появляются новые признаки - ценогенезы (образование провизорных, или внезародышевых, органов у рыб, птиц и млекопитающих). Явление повторения в ходе эмбрионального развития высших организмов тех или иных признаков более низкоорганизованных животных получило название рекапитуляция. Примерами рекапитуляции в эмбриогенезе человека являются смена трех форм скелета (хорда, хрящевой скелет, костный скелет), образование и сохранение до трехмесячного возраста плода хвоста, развитие практически сплошного волосяного покрова (на 5-м месяце внутриутробного развития), образование жаберных щелей и др.

Учение о рекапитуляции развил А.Н. Северцов (1866-1936), который сформулировал положение о том, что онтогенез не только повторяет филогенез, но и творит его (теория филэмбриогенезов). Так, если изменение индивидуального развития идет путем добавления новых стадий к предковым - это надставка, или анаболия; изменения, начинающиеся со средних стадий, называются отклонением, или девиацией; наконец, развитие может измениться с самых ранних стадий, тогда это архаллаксис (древний). В последнем случае определить предковые признаки в индивидуальном развитии практически невозможно.

Большой вклад в развитие эмбриологии внесли П.П. Иванов (1878-1942) - автор теории о ларвальных и постларвальных сегментах первичноротых, П.Г. Светлов (1892-1974)- автор теории о критических периодах эмбриогенеза и другие исследователи.

Что такое "эмбриология"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

эмбриология наука, изучающая развитие организма на самых ранних стадиях, предшествующих метаморфозу, вылуплению или рождению. Слияние гамет - яйца (яйцеклетки) и сперматозоида - с образованием зиготы дает начало новой особи, но прежде чем стать таким же существом, как родители, ей предстоит пройти определенные стадии развития: клеточное деление, образование первичных зародышевых листков и полостей, возникновение осей зародыша и осей симметрии, развитие целомических полостей и их производных, образование внезародышевых оболочек и, наконец, появление систем органов, функционально интегрированных и образующих тот или иной узнаваемый организм. Все это составляет предмет изучения эмбриологии. Развитию предшествует гаметогенез, т.е. образование и созревание сперматозоида и яйца. Процесс развития всех яиц данного вида протекает в общем одинаково. Гаметогенез. Зрелые сперматозоид и яйцо различаются по своему строению, сходны у них только ядра; однако обе гаметы образуются из одинаковых на вид первичных половых клеток. У всех организмов, размножающихся половым путем, эти первичные половые клетки обособляются на ранних стадиях развития от других клеток и развиваются особым образом, готовясь к выполнению своей функции - продуцированию половых, или зародышевых, клеток. Поэтому их называют зародышевой плазмой - в отличие от всех других клеток, составляющих соматоплазму. Совершенно очевидно, однако, что и зародышевая плазма и соматоплазма происходят из оплодотворенного яйца - зиготы, давшей начало новому организму. Таким образом, в своей основе они одинаковы. Факторы, определяющие, какие клетки станут половыми, а какие - соматическими, до сих пор не установлены. Однако в конечном итоге половые клетки приобретают достаточно четкие отличия. Эти отличия возникают в процессе гаметогенеза. У всех позвоночных и некоторых беспозвоночных первичные половые клетки возникают вдали от гонад и мигрируют к гонадам зародыша - яичнику или семеннику - с током крови, с пластами развивающихся тканей или посредством амебоидных движений. В гонадах из них образуются зрелые половые клетки. Ко времени развития гонад сома и зародышевая плазма функционально уже обособлены одна от другой, и, начиная с этого времени, на протяжении всей жизни организма половые клетки совершенно независимы от каких бы то ни было воздействий сомы. Именно поэтому признаки, приобретенные индивидом на протяжении его жизни, не оказывают влияния на его половые клетки. Первичные половые клетки, находясь в гонадах, делятся с образованием мелких клеток - сперматогониев в семенниках и оогониев в яичниках. Сперматогонии и оогонии продолжают многократно делиться, образуя клетки таких же размеров, что свидетельствует о компенсаторном росте как цитоплазмы, так и ядра. Сперматогонии и оогонии делятся митотически, и, следовательно, у них сохраняется первоначальное диплоидное число хромосом. Спустя некоторое время эти клетки прекращают делиться и вступают в период роста, в течение которого в их ядрах происходят очень важные изменения. Хромосомы, полученные исходно от двух родителей, соединяются попарно (конъюгируют), вступая в очень тесное соприкосновение. Это делает возможным последующий кроссинговер (перекрест), в ходе которого гомологичные хромосомы разрываются и соединяются в новом порядке, обмениваясь эквивалентными участками; в результате кроссинговера в хромосомах оогониев и сперматогониев возникают новые комбинации генов. Предполагается, что стерильность мулов обусловлена несовместимостью хромосом, полученных от родителей - лошади и осла, из-за которой хромосомы не способны выжить при тесном соединении друг с другом. В результате созревание половых клеток в яичниках или семенниках мула прекращается на стадии конъюгации. Когда ядро перестроилось и в клетке накопилось достаточное количество цитоплазмы, возобновляется процесс деления; вся клетка и ядро подвергаются двум разного типа делениям, определяющим собственно процесс созревания половых клеток. Одно из них - митоз - приводит к образованию клеток, аналогичных исходной; в результате другого - мейоза, или редукционного деления, в ходе которого клетки делятся дважды, - образуются клетки, каждая из которых содержит лишь половинное (гаплоидное) число хромосом по сравнению с исходным, а именно по одной из каждой пары (см. также КЛЕТКА). У некоторых видов эти клеточные деления происходят в обратном порядке. После роста и реорганизации ядер в оогониях и сперматогониях и непосредственно перед первым делением мейоза эти клетки получают названия ооцитов и сперматоцитов первого порядка, а после первого деления мейоза - ооцитов и сперматоцитов второго порядка. Наконец, после второго деления мейоза клетки, находящиеся в яичнике, называют яйцами (яйцеклетками), а находящиеся в семеннике - сперматидами. Теперь яйцо окончательно созрело, а сперматиде предстоит еще проделать метаморфоз и превратиться в сперматозоид. Здесь необходимо подчеркнуть одно важное различие между оогенезом и сперматогенезом. Из одного ооцита первого порядка в результате созревания получается только одно зрелое яйцо; остальные три ядра и небольшое количество цитоплазмы превращаются в полярные тельца, которые не функционируют как половые клетки и в дальнейшем дегенерируют. Вся цитоплазма и желток, которые могли бы распределиться по четырем клеткам, концентрируются в одной - в зрелом яйце. В отличие от этого один сперматоцит первого порядка дает начало четырем сперматидам и такому же числу зрелых сперматозоидов, не теряя ни одного ядра. При оплодотворении восстанавливается диплоидное, или нормальное, число хромосом. СХЕМА СПЕРМАТОГЕНЕЗА у человека.

эмбриология - ЭМБРИОЛОГИЯ, Ци, ж. Раздел биологии, изучающий образование и развитие эмбрионов.... Толковый словарь Ожегова

эмбриология - или учение о развитии животных и человека - разработана, главным образом, в XIX столетии. Первые по... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

эмбриология - (от Эмбрион и...Логия) буквально - наука о зародыше, однако содержание её шире. Различают...

Задания 1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей
1. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине
Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
3) определить видовой состав обитателей аквариума
4) описать форму аквариума
Пояснение.
К биологическим исследованиям относится определение видового состава.
От в е т: 3.
2.. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органическо­
го мира?
1) анатомия
2) эволюционное учение
3) генетика
4) экология
Пояснение.
Эволюционное учение - комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой
природы.
Анатомия - раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организ­
мов и их частей на уровне выше клеточного.

окружающей средой.
От в е т: 2.
3. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) Ч. Дарвина
2) И. П. Павлова
3) Л. Пастера
4) И. И. Мечникова
Пояснение.
Теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит
фагоцитозу, принадлежит И. И. Мечникову.
От в е т: 4.
4. Система наиболее общих знаний в определённой области науки - это
1) факт
2) эксперимент

3) теория
4) гипотеза
Пояснение.
Теория (3) - учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных
положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического
знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю авто­
номность и становятся элементами целостной системы.
Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в
отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого
в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Наблюдаемый факт - это описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях.
Условия проведения наблюдения - описание того, при каких условиях можно наблюдать
описанное в первой части утверждения.
От в е т: 3.
На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспыта­
5.
тель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал
1) учение о доминанте
2) клеточную теорию
3) учение о биосфере
4) теорию возникновения человека
Пояснение.
На портрете изображен В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере.
От в е т: 3.
6. Сформулировать гипотезу - значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных данных
4) провести эксперимент
Пояснение.
Гипотеза - это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказатель­
ство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
От в е т: 2.
7. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) физиология
2) гигиена
3) анатомия
4) медицина
Пояснение.
Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распозна­
вания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспо­
собности людей, продления жизни.

Физиология - о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем
разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных откло­
нений от неё.

Анатомия - раздел биологии, изучающий строение организма, его систем и органов. Пред­
метом изучения анатомии являются форма и строение, происхождение и развитие организ­
ма.
От в е т: 4.
8. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
1) эволюционного учения
2) клеточной теории
3) рефлекторной теории
4) генной теории
Пояснение.
Цитология - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение,
функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Изучение клетки ускорилось в 1830­х годах, когда появились усовершенствованные микро­
скопы. В 1838-1839 ботаник Маттиас Шлейден и анатом Теодор Шванн практически од­
новременно выдвинули идею клеточного строения организма. Т. Шванн предложил термин
«клеточная теория» и представил эту теорию научному сообществу. Возникновение цито­
логии тесно связано с созданием клеточной теории - самого широкого и фундаментально­
го из всех биологических обобщений.
От в е т: 2.
На рисунке изображён великий английский естествоиспыта­
9.
тель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал
1) рефлекторную теорию
2) теорию эволюции
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Пояснение.
На портрете Чарльз Дарвин (в молодости), выдвинувший теорию эволюции.
От в е т: 2.
10. Систематика - это наука, изучающая

1) функции организмов в природе
2) родственные связи организмов
3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов
Пояснение.
Задачей систематики является описание и обозначение всех существующих и вымерших ор­
ганизмов, установление родственных отношений и связей между отдельными видами и
группами видов.

От в е т: 2.
11. Законы наследования признаков организма установил
1) И. П. Павлов
2) И. И. Мечников
3) Г. Мендель
4) Ч. Дарвин
Пояснение.
Г. Мендель - основоположник генетики;
И. П. Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о про­
цессах регуляции пищеварения;
И. И. Мечников - фагоцитарная теория иммунитета;
Ч. Дарвин - эволюционная теория.
От в е т: 3.
12. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
1) генетика
2) физиология
3) экология
4) систематика
Пояснение.


От в е т: 2.
На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и
13.
биолог конца XVIII - начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1) хромосомную теорию
2) теорию эволюции живого мира
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Пояснение.
На портрете изображен Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк, известный тем, что стал
первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции жи­
вого мира.
От в е т: 2.
14. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования
2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом
4) гибридологическим методом
Пояснение.
Линька - смена покровов тела у животных - была установлена путем наблюдения. На­
блюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью
их изучения в определённых условиях.
От в е т: 2.
15. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента
2) наблюдения
3) моделирования
4) анализа
Пояснение.
Экспериментальный метод позволяет активно изучать то или иное явление. Любой экспе­
римент (лат. experimentum - проверка, опыт) связан с наблюдением, однако эксперимент
и наблюдение не тождественны. В отличие от описания и сравнения, основу которых со­
ставляет наблюдение, эксперимент позволяет изучать не только то, что бросается в глаза и
сразу видно экспериментатору, но и то, что скрыто в глубине предмета, явления. Экспери­
мент позволяет изучать явления целенаправленно, в условиях, которые можно точно учи­
тывать качественно и количественно, а также воссоздавать заново.
Если нужно установить дозировку удобрений, влияние на рост и развитие растений - это
эксперимент.
От в е т: 1.
16. Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу
выделения желудочного сока?
1) описание
2) наблюдение
3) эксперимент
4) моделирование
Пояснение.
Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления.
Описательный метод является самым старым методом и основан на наблюдении организ­
мов. Он заключается в сборе фактического материала и описании его.
Наблюдение - целенаправленное изучение объектов или явлений (метод собирания ин­
формации)
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение
моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объ­
яснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

От в е т: 3.
17. Задание 1 № 641. Выдающийся русский физиолог, учёный­энциклопедист конца XIX в.
И. М. Сеченов известен тем, что объяснил
1) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
3) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процес­
сы - рефлексы

Пояснение.
И. М. Сеченов в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал ре­
флекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе
психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объ­
ективными методами. Открыл явления центрального торможения.
1. У. Гарвей - два круга кровообращения;
2. И. П. Павлов - природа образования условных рефлексов;
3. М. В. Ломоносов, впервые в монографии «о трех материях дна ока», сформулировал
трехсоставную теорию цветового зрения.
От в е т: 4.
18. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что
это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или
опровергнуть это предположение методом
1) измерения
2) описания
3) сравнения
4) эксперимента
Пояснение.
Метод эксперимента - метод активного воздействия на объект исследования. Экспери­
мент - помещая насекомых в разные условия (на разные ветки), можно подтвердить пред­
положение.
От в е т: 4.
19. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов
2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок
4) описание нового вида организмов
Пояснение.
Эксперимент - активное воздействие на объект изучения, значит, формирование условно­
го рефлекса на звонок.
От в е т: 3.
20. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) антропология
3) экология
4) молекулярная биология
Пояснение.

От в е т: 1.

21. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
1) молекулярно­генетический
2) органоидно­клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно­видовой
Пояснение.
На фотографии изображена стая фламинго. Популяционно­видовой уровень организации
жизни состоит из группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и
специфическим взаимодействием с окружающей средой (популяций и видов).
От в е т: 4.
22.. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1) агроном
2) зоотехник
3) селекционер
4) ветеринар
Пояснение.
Ветеринар - специалист с высшим или средним специальным образованием, занимающий­
ся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.
От в е т: 4.
23. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
1) палеонтология
2) генетика
3) эмбриология
4) систематика
Пояснение.



логической эволюции.
От в е т: 1.
24. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких
поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным
2) генеалогическим
3) наблюдения
4) гибридологическим
Пояснение.

Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип
наследования (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) при­
знака, а также его моногенность или полигенность. На основе полученных сведений прогно­
зируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве.
От в е т: 2.
Какой уровень организации жизни отражён на данном
25.
рисунке?
1) молекулярно­генетический
2) органоидно­клеточный
3) организменный
4) биогеоценотический
Пояснение.
Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Популяции разных видов всегда образуют в
биосфере Земли сложные сообщества - биоценозы. Биоценоз - совокупность растений,
животных, грибов и прокариот, населяющих участок суши или водоема и находящихся в
определенных отношениях между собой.
От в е т: 4.
26. Каким методом воспользуется учёный­ботаник при установлении родства между расте­
ниями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?
1) абстрагирования
2) сравнения
3) моделирования
4) экспериментальным
Пояснение.
Наука систематика пользуется методом сравнения.
От в е т: 2.
27. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?
1) анатомия
2) физиология
3) гигиена

4) психология
Пояснение.
Психология (др.­греч.
ние) - наука, изучающая недоступные
для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека
и животных, а также психологических особенностей отдельных людей либо их групп.
От в е т: 4.
- душа;
ψυχή
λόγος
- зна
Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И.
28.
Шишкина «Ручей в лесу»?
1) биогеоценотический
2) популяционно­видовой
3) биосферный
4) органоидно­клеточный
Пояснение.
Так как на гравюре изображен элемент биогеоценоза (разнообразие видов растений и уча­
сток рельефа), то это биогеоценотический.
От в е т: 1.
29. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе мето­
дов
1) моделирования
2) измерения
3) наблюдения
4) экспериментальных
Пояснение.
Метод моделирования - исследование каких­либо явлений, процессов или систем объек­
тов путем построения и изучения моделей их функционирования. Образная модель может
переходить в знаковую, т. е. математическую.
От в е т: 1.
30. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья че­
ловека?
1) анатомия
2) антропология
3) ветеринария
4) гигиена
Пояснение.
Гигиена - наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с
целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
От в е т: 4.

31. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
1) цитолог
2) эмбриолог
3) анатом
4) селекционер
Пояснение.
Цитолог - специалист в области цитологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их
строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
От в е т: 1.
32. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь
знаниями, полученными из области
1) медицины
2) эволюционного учения
3) агротехники
4) молекулярной биологии
Пояснение.
Агротехника - технология земледелия, система приёмов возделывания сельскохозяй­
ственных культур.
От в е т: 3.
33. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) динамометр
2) спирометр
3) фонендоскоп
4) глюкометр
Пояснение.
Глюкометр - прибор для измерения уровня глюкозы в органических жидкостях (кровь и
т. п.).
Динамометр - прибор для измерения силы или момента силы.
Спирометр - медицинский прибор для измерения объёма воздуха, поступающего из
лёгких при наибольшем выдохе после наибольшего вдоха.
Фонендоскоп - медицинский прибор, применяемый для выслушивания тонов сердца, ды­
хательных шумов и др. звуков, возникающих в организме.

От в е т: 4.
34. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) биогеоценотический
2) популяционно­видовой
3) клеточный
4) биосферный
Пояснение.
Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых
организмов, обитающих на Земле, а цитология - раздел биологии, изучающий живые клет­
ки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, ста­
рения и смерти.
От в е т: 3.

35.
Применение какого научного мето­
да иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в
середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) наблюдение
Пояснение.
Он измеряет пульс.

От в е т: 2.
36. Задание 1 № 1350. Что из приведённого можно изучать с помощью палеонтологических
методов?

1) половое поведение земноводных
2) эволюцию млекопитающих
3) тонкую структуру органоидов клетки
4) зависимость скорости реакции от температуры
Пояснение.
1 - изучают с помощью наблюдения и описания;
3 - микроскопия;
4 - эксперимент.
2 - Палеонтологические методы: выявление ископаемых промежуточных форм, восста­

От в е т: 2.
37. Что из приведённого можно изучать с помощью наблюдения?
1) зависимость скорости реакции от температуры
2) тонкую структуру органоидов клетки
3) половое поведение земноводных
4) эволюцию млекопитающих
Пояснение.
1 - эксперимент
2 - микроскопия;
3 - изучают с помощью наблюдения и описания;
4 - палеонтологические методы: выявление ископаемых промежуточных форм, восста­
новление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм.

От в е т: 3.
38. Что из перечисленного изучает наука «физиология»?
1) строение клеток насекомых
2) систематику покрытосеменных растений
3) процессы внутриклеточного дыхания рыб
4) строение задних конечностей лягушек
Пояснение.
Физиология - наука, изучающая жизнедеятельность организма на различных уровнях орга­
низации (целого организма, его отдельных систем, отдельных органов и тканей, отдельных
клеток) и регуляцию его физиологических функций.
От в е т: 3
1 - цитология; 2 - систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие
живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства; 4
- анатомия.
39. Что из перечисленного изучает наука «цитология»?
1) систематику хордовых животных
2) строение клеток растений
3) химические реакции дыхания
4) морфологию передних конечностей животных
Пояснение.
Цитология - изучает строение и работу органоидов клетки.
40. Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?
1) микроскопия
2) гибридизация
3) вскрытие
4) наблюдение
Пояснение.
Метод наблюдения - это способ исследования в биологии, при котором анализируются и
описываются биологические явления. Метод наблюдения лежит в основе описательного
метода.

1 - изучение с помощью микроскопа; 2 - метод скрещивания и получения гибридов; 3 -
основной метод анатомии.
41. Задание 1 № 1510. Какой метод Вы бы использовали для изучения строения клетки
растений?

1) гибридизация
2) вскрытие
3) микроскопия
4) эксперимент
Пояснение.
Один из основных методов, который используют в цитологии, - это метод световой мик­
роскопии - рассматривание под микроскопом.
42. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) систематика
3) антропология
4) биохимия
Пояснение.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и рас­
пределяет их по группам на основании эволюционного родства.

(искусственной) средах.
Биохимия - наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических про­
цессах, лежащих в основе их жизнедеятельности.
Это портрет члена Лондонского королевского общества, кото­
43.
рый первым увидел и описал микробов. Кто это?
1) Дж. Пристли
2) У. Гарвей
3) А. Везалий
4) А. Левенгук
Пояснение.
На портрете изображен Антони ван Левенгук - нидерландский натуралист, один из осно­
воположников научной микроскопии. Изготовив линзы с 150­300­кратным увеличением,
впервые наблюдал и зарисовал (публикации с 1673) ряд простейших, сперматозоиды, бак­
терии, эритроциты и их движение в капиллярах.
44. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) палеонтология
2) этимология
3) физиология
4) генетика
Пояснение.
Этимология - раздел лингвистики (конкретнее сравнительно­исторического языкознания),
изучающий происхождение слов.
45. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) антропология
2) зоология
3) криптология
4) ботаника
Пояснение.
Криптология - наука, занимающаяся методами шифрования и дешифрования.
46. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) антропология
2) зоология
3) криптология
4) ботаника

Пояснение.
Ответ: Криптология - наука, занимающаяся методами шифрования и дешифрования.
От в е т: 3
Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека,
его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной
(искусственной) средах.
Зоология - наука, изучающая представителей царства животных.
Ботаника - наука, о растениях.
47. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение клеток печени человека?
1) генетика
2) эмбриология
3) цитология
4) физиология
Пояснение.
Строение клеток печени человека изучает - цитология.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости.

его физиологических систем.
48. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение зародыша человека?
1) цитология
2) генетика
3) физиология
4) эмбриология
Пояснение.
Строение зародыша человека изучет - эмбриология.

Цитология - наука о строении, функциях и развитии клеток животных и растений, а
также одноклеточных организмов и бактерий.
Генетика - наука о наследственности и изменчивости.
Эмбриология - наука, изучающая развитие зародыша.
Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих
его физиологических систем.
49. Задание 1 № 1927. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить ре­
флекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение
2) моделирование
3) эксперимент
4) описание
Пояснение.
Чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока И.П. Павлов ис­
пользовал ­ эксперимент.
В научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно
эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы

50. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят
знания в области

1) анатомии
2) физиологии
3) генетики
4) гигиены
Пояснение.
Расшифровать её позволят знания в области физиологии. Т.к. физиология это наука о "ра­
боте" органа.
Физиология изучает основное качество живого - его жизнедеятельность, составляющие её
функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей.
51. Какая наука изучает строение и распространение древних папоротниковидных?
1) селекция
2) экология
3) физиология
4) палеонтология
Пояснение.
Палеонтология - наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся ре­
конструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, спо­
собы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход био­
логической эволюции.
52. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?
1) фенология
2) физиология
3) систематика
4) экология
Пояснение.
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с
окружающей средой.

Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как
жизнедеятельность целостного организма, так и отдельных физиологических систем и про­
цессов, органов, клеток, клеточных структур.
Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и
распределяет их по группам на основании эволюционного родства.
Фенология - раздел биологии, изучающий периодические явления в развитии живой при­
роды и их связь со сменой времён года и метеорологическими условиями.

Какой метод исследования применяет девушка, изоб­
53.
ражённая на картинке?
1) эксперимент
2) наблюдение
3) сравнение
4) анализ
Пояснение.
Наблюдение (2) - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с
целью их изучения в определённых условиях.
54. Каким методом воспользуется учёный­зоолог при установлении родства между озёрной
лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?

1) абстрагирования
2) экспериментальным
3) моделирования
4) сравнения
Пояснение.
Сравнительный – позволяет изучать путём сравнения сходства и различия живых организ­
мов, а также их частей. Полученные данные дают возможность объединять в группы расте­
ния и животные. Этот метод использовался при создании клеточной теории, систематики и
для подтверждения теории эволюции. В настоящее время он применяется практически во
всех направлениях данной науки.