Монах афанасий преподобный александр свирский


  • «Любящих и Бог любит»
  • МОУ Весьегонская СОШ Осипова Т.Н.
  • И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
  • Аврааму было 75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру, всё своё имение, которое они приобрели, всех слуг и отправился в страну, которую указал ему Господь
  • Переселение Авраама
  • Картина Йожефа Молнара 1850
  • Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась Ханаанскою. Жили там потомки Ханаана - хананеяне - один из самых нечестивых народов.
Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
  • Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
  • После этого земля Ханаанская стала называться Обетованной т.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Теперь эта земля называется Палестиной.
  • В земле Ханаанской Авраам поселился близ города Хеврон, у дубравы Мамре
  • Авраам с Сарою были уже очень стары, но детей у них так и не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Чтобы утешить Авраама, однажды Господь явился ему в видении и сказал: «… посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. … столько будет и у тебя потомков». Авраам поверил Господу и Бог вменил ему это в праведность».
  • Когда Аврааму было уже 99 лет, т.е. 24 года прошло с тех пор, как он, повинуясь Богу, покинул родную землю, и, веря слову Господа, ожидал рождения обещанного сына, произошло удивительное событие: Сам Господь явился ему в виде трёх Странников.
Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
  • Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.
  • Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.
Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
  • Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
  • Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, услышав эти слова, засмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь такое утешение, и господин мой стар».
  • Но Странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но Он сказал ей: «Нет, ты засмеялась».
И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним.
  • И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним.
  • Через год после явления Аврааму Бога в виде трёх странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сары родился долгожданный сын, которого они назвали Исааком.
  • Троица Ветхозаветная".
  • XVIв. Новгород
  • Чудесное явление Бога Аврааму в виде трёх Странников отображено в иконе святого иконописца Андрея Рублева «Троица», где Странники изображены в виде трёх Ангелов.
  • В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и живоначальной. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий?
  • Единосущность на иконе Рублева передана тем, что ангелы наделены равным достоинством.
  • Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах.
  • Каждый из ангелов держит в руке жезл - в ознаменование божественной власти.
  • Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.
  • На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом.
  • Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на то, что перед нами Сам Творец мира. И черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает - все говорит о Его отеческом достоинстве.
  • Второй Ангел помещен в средней части иконы. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Дуб является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и утраченном непрерывном общении с Богом. А в Новом Завете образ дерева получает смысл Искупления греха человека ради восстановления райского общения с Господом: дерево говорит о деревянном кресте, на котором состоялась Искупительная жертва Христа. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы.
  • Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. За третьим Мужем расположена гора. Гора -это символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы - Духа Святого.

Авраму дается новое имя: Авраам – отец великого множества. В Священном Писании несколько раз встречаются примеры того, как человеку меняют имя. Значение этого события, по крайней мере, тройственное: первое – кто-то хочет явить свою власть, как, например, фараон меняет имя Елиакима на Иоакима, второе – в указание некоторого предназначения, как, например, Господь Иисус Христос говорит Симону, «ты наречешься Кифа », и третье – в память о каком-либо событии, например, после некоторого таинственного поединка Иакову дается новое имя Израиль. Так и здесь: в знак покорности Авраама Богу и в память о заключении этого завета, и в знак предзнаменования будущей судьбы потомков Авраама, дается ему это новое имя. Сара становится Саррой, что значит «госпожа».

«Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него» (Быт. 17:16-19). В этих словах есть черты, напоминающие Благовещение. Прежде чудесного рождения сына уже дается имя и обещается поставление вечного завета.

2.8. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Святой Троицы

Шестое богоявление произошло у дубравы Мамре (т. е. принадлежавшей Мамре аморреянину, союзнику Авраама – Быт. 14:13), где поселился Авраам после разделения с Лотом.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Во время этого явления Авраам получает подтверждение того, что именно от Сарры, меньше чем через год, родится сын.

Святитель Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы, – кажется, это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин считал, что это были просто три ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это Иустин Философ, Ириней Лионский, Святитель Иоанн Златоуст - считали, что это было явление двух ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт. 18:22). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы – с лицом Сына в Писании и связывается имя ангела. Мы потом этому некоторое подтверждение увидим в последующих книгах.

Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, пелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» . Не случайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета.

2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры

В связи с историей гибели Содома и Гоморры хочется сделать следующие замечания. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Эти слова проливают свет на тайну пророческого служения. Почему бы и не утаить? Такова Его воля. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Итак, Авраам есть друг Божий.

Обратите внимание еще вот на какое обстоятельство. Когда Бог собирается поразить Содом и Гоморру, Он проявляет как бы некоторую нерешительность и незнание всех обстоятельств дела. Нас это уже не должно удивлять, поскольку подобная ситуация уже не в первый раз встречается на страницах книги Бытия. И каждый раз она связана с тем, что человеку тем самым дается какая-то новая возможность. В данном случае, благодаря этой «нерешительности» Авраам получает возможность выступить ходатаем к милосердию Божию. Он молит Господа пощадить город, и ради десяти праведников Господь согласен помиловать Содом и Гоморру, но даже и десяти там не находится, хотя города, казалось бы, были большие. Так что каждый из нас должен о своей праведности заботиться, вдруг он окажется тем самым десятым, которого не достанет.

В Содоме и Гоморре и десяти праведников не обрелось. Спасся оттуда только Лот с дочерьми, от которых берут начало Моавитяне и Аммонитяне.

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА. Когда почти все люди сделались идолопоклонниками, Бог для сохранения истинной веры на земле избрал одного благочестивого человека по имени Авраам, сына Фарры, из племени Сима. Авраам жил в земле Халдейской, был богат, имел много рабов и скота, но был бездетен и скорбел об этом. Однажды Бог явился к нему и сказал: оставь дом отца своего и иди в землю, которую Я тебе покажу; Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Повинуясь Богу, он взял с собою свою жену Сарру, племянника Лота, все имение и всех своих рабов и отправился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородна. Войдя в неё, Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЁХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трёх странников. Он тотчас пошёл им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть

Обетование Аврааму о рождении сына. Ю. фон Карольфельд

под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жаренного телёнка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год я буду опять у тебя; у Сарры, твоей жены, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала себе: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?

Явление Аврааму Троицы. Г. Доре

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошёл год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать Веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу (принесение в жертву Исаака было прообразом смерти и воскресения Иисуса Христа). Авраам повиновался. На другой день,рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принёс его в жертву.

Надо иметь твёрдую веру в Бога и совершенное послушание: без этого нельзя угодить Богу, быть счастливым и удостоится обетований Божиих. В испытаниях не нужно быть малодушным. Все, что делает Господь, делает для нашего благополучия.

Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.

Храм в честь Живоначальной Троицы

Христинство раскрывает нам учение о Святой Троице - Триедином Боге . Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Бог Отец - не сотворен, не создан, не рожден; Сын - предвечно (вне времени, бесконечно) рождается от Отца; Святой Дух - предвечно от Отца исходит.

Учение о Святой Троице является основой христианства. Это учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе). Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш - образ Бога Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа, - учит святитель Игнатий Брянчанинов. - Ум наш не перестает рождать мысль. При этом ум без мысли существовать не может, как и мысль - без ума. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякая книга имеет свой собственный дух. А в существовании мысли и духа перед нами раскрывается существование ума».

Бог сотворил весь мир и человека в нем, Он есть источник любой жизни, поэтому Троицу называют Живоначальной.

Явление Святой Троицы Аврааму

Откровение о том, что Бог есть Троица, во всей полноте принес людям Иисус Христос. Однако уже в Ветхом Завете даются указания на троичность Бога.

Праотец Авраам, которому Бог обещал, что его потомки станут великим народом, будучи в преклонном возрасте, все еще оставался бездетен. Однажды они с женой Сарой разбили шатер в дубраве Мамвре, и там их посетили Три Путника. Священное Писание однозначно говорит нам о том, что Авраам сразу узнал в Путниках Господа, так как обратился ко всем Троим: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Путники остановились у Авраама, и Один из Них сказал: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сары, жены твоей». И действительно, сказанное Господом исполнилось: у Авраама и Сары родился сын Исаак. Каждому из нас нужно всегда помнить, что Господь знает, что нам необходимо, и подает просимое, если это действительно нужно и полезно, насколько бы невероятным это всем ни казалось.

Икона Святой Троицы

Явление Святой Троицы Аврааму стало сюжетом для многих икон, изображавших Бога в виде трех Путников или трех Ангелов. Самая знаменитая из них, прославившая и художника, и его страну на весь мир, принадлежит кисти известного русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Образ был написан «В похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона во время строительства в Свято-Троицком монастыре каменного Троицкого собора.

Как сообщает предание, преподобный Андрей Рублев долго не мог решить, как изобразить Троицу. Традиционно Троицу писали в виде трех Ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба. Общепринятые сюжеты включали в себя множество сцен и действующих лиц: Авраама, его жену Сарру, слуг, угощение. Осознавая, что обилие деталей отвлекает молящегося от главного - от созерцания Бога, преподобный Андрей предпринял неслыханный для своего времени шаг. Он решил изобразить лишь самих трех Ангелов, безмолвно беседующих друг с другом.

Когда в монастыре узнали о такой неслыханной дерзости, то пригрозили художнику, что выгонят его из обители и не дадут закончить работу. Преподобный погрузился в тяжкие раздумья - с одной стороны, он был обязан следовать общепринятым нормам, чтобы не смущать насельников. Но с другой - был убежден, что Святая Троица является центром и смыслом православной веры и что нельзя на иконе главное - изображение Бога - смешивать с второстепенным. Погруженный в такие тяжелые думы преподобный Андрей молился всю ночь, чтобы ему открылась воля Божия. Внезапно художник ясно увидел, как стены его кельи исчезли, и он оказался охваченным неописуемым светом и несказанной благодатью. В вышине иконописец увидел Саму Троицу. Преподобный не смог долго созерцать это видение, так как исполнился чувством божественной любви и от избытка радости потерял сознание. Когда он очнулся, то принялся неустанно трудиться, воплощая в красках то, что явил ему благословивший его Господь.

Когда братия монастыря и сам игумен Никон увидели икону Святой Троицы, написанную преподобным, то не могли выразить словами своего восхищения. Все внимание на иконе было сосредоточено на трех Ангелах, изображавших Лица Пресвятой Троицы, и на их безмолвном общении. Преподобный Андрей изобразил Ангелов восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Христа. Левый и средний Ангелы на иконе как бы благословляют эту чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на крестную смерть во имя любви к людям, а Бог Дух Святой присутствует на иконе как Утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.

Слава этого великого произведения древнерусской иконописи распространилась по всему миру, и на сегодняшний день икона Андрея Рублева считается одним из самых известных произведений мирового искусства и символом русской культуры. Сейчас икона находится в собрании Государственной Третьяковской Галереи.

Троица в Новом Завете

Явление Пресвятой Троицы свершилось при Крещении Иисуса Христа в Иордане. Когда вышел Спаситель из воды, раздался голос Бога Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея). И Дух Святой сошел на Сына Божия в виде голубя.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Евангелие от Матфея).

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.