Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая хар-ка кооперации и конкуренции. Конкуренция как процесс взаимодействия Конкуренция и кооперация как основные виды взаимодействия


Наиболее распространен­ным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конку­ренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоци­ации и т.д. В первом случае анализируются та­кие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вто­рую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатываю­щие» совместную деятельность, представляющие собой определенно­го рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает коор­динацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их вклю­ченность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент со­вместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леон­тьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разде­ление единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологи­ческом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не со­впадают.

Важным показателем «тесноты» кооперативно­го взаимодействия является включенность в него всех участников про­цесса.

Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характе­ристики этого процесса. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наде­лить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, раз­личающихся мерой такого ее качества, как «мягкость/жесткость»: а) со­ревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге); б) соперничество, когда только побе­дитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказы­вается в абсолютном проигрыше (например, ситуация шахматного чемпионата мира), что означает нарушение партнерства, возникно­вение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны од­ного участника взаимодействия возникает намерение нанести друго­му ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя сте­пень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Тема: «перцептивная сторона общения»

Основные понятия и положения темы :

Процесс восприятия одним чело­веком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция» - процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе.

Типы взаимод:

кооперацию и конкуренцию, при этом конкуренцию в виде межличностного конфликта лучше, чем кооперацию. Шмелев вводит континуум форм взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК – кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по созданию единого объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу. Кооперация: 2 основные черт ы совм. деят. по Леонт: разделение единого проц. м. уч-ками и изменение деят. каждого (т. к. предмет и мотив не совпад). Конкуренция: Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия. Структуре конфликта: 1. стороны конфликта;2. конфликтную ситуацию – объективная ситуация этого противоречия;3. осознание конфликтной ситуации участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них);4. конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем только это; 5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия. Функциях конфликта: конструктивная и деструктивная . Уровни конфликта:1. внутриличностный;2. межличностный;3. внутригрупповой; 4. межгрупповой. Образ конфликтной ситуации (КС). 1. Если присутствует и реальная ситуация противоречия, и осознание – это – истинный конфликт. 2. КС есть, противоречие существует но не осознается участниками – латентный (потенциальный) конфликт 3. Объективного противоречия нет, а кому-то кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт (сражаются за ресурс, который не является единственным. 5. Неверно приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного начальника). 6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас): 1. собственные интересы противоборство, конкуренция и борьба. 2. Ориентация на интересы партнера и собственные – высоки –стратегия сотрудничества. 3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку партнера. 4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб собственным, 5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.

Доценко: Континуум типов отношений. На левом полюсе – Я-Ты, на втором – Я-Оно – как к объекту воздействия (в первом – как к партнеру.) Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование. Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов... Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление.

Типы взаимодействия: психологическая характеристика кооперации и конкуренции. Практические люди вступают в бесконечное кол-во разл. видов взаимодействия. Для обозначения основных типов взаимодействия в с.п. применяется наиболее распространенное дихотомическое деление всех возможных видов взаим-й на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. В первом случае анализируются взаим-я, которые способствуют организации совм. д-ти., являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаим-я, так или иначе «расшатывающие» совм.деят., представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Наиболее значимым типом взаимодействия явл-ся кооперация, при которой происходит суммирование, выравнивание и упорядочение многих сил, включенных в единую деятельность. При втором виде взаимодействия – конкуренции (или конфликте) можно найти как положит., так и отриц. стороны. Так, возникшая в условиях социалистического общества, совершенно новая форма активности – социалистическое соревнование, которое традиционно рассматривают как вид конкуренции, изменяет его качественную природу. Специфика соц. соревнования как особого типа взаим-я закл. в том, что его трудно однозначно отнести лишь к одной стороне дихотомии, т.к. при соц. сорев. происходит сложное соединение как моментов кооперативной деятельности взаимопомощь, сотрудничество), так и моментов, характеризующих конкуренции (соперничество, состязание).

Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же в том и другом случаях задается более широкой системой деятельности, куда кооперация и конкуренция включены. Их нельзя рассматривать вне социального контекста деятельности.

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки и др.

Отличительные черты:

· обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон;

· возможна направленность на достижение возникающей совместной цели;

· подкрепление сотрудничества такими средствами обмена как верность, признательность, уважение.

Соперничествокак тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (авторитет, территория, властные права, полномочия, голоса избирателей и др.). Основа соперничества:

1. стремление отстранить, подчинить, уничтожить соперника;

2. отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя, властью и др.;

3. подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность), сила проявления которых зависит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

Конкуренция – соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим, например, конкуренция претендентов на должность, политических партий на власть в государстве). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (конкурс при приеме в вуз).

Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции – добиться признания третьими своих усилий, т.е. добиться предпочтения.Однако, некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, гражданская война, физическое устранение противника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт.



Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны:

· знание соперника;

· знание причин конфликта;

· ожидание ответных действий, противоборства

К. Маркс считал конфликты локомотивами истории, «повивальной бабкой истории», решительно разрешающей противоречия социальной жизни, осуществляющей коренные преобразования социальных связей и тем самым открывающей путь быстрому развитию производительных сил и общественных отношений. При этом, чем решительнее форма разрешения конфликта, порождением которого является социальная революция, в ходе которой конфликт достигает своего апогея, чем последовательнее уничтожаются старые традиции, тем быстрее идет общество вперед.

Другие мыслители, подводя итоги череды французских революций XVIII-XIX веков, русских революций XX в., анализируя более свежие события –социалистические революции в странах Восточной Европы после второй мировой войны, исламская революция в Иране и т.д. усматривают в любых революциях преимущественно деструктивное начало, что приводит к неправильной оценке конфликта вообще.

Утверждается, что история социальной эволюции свидетельствует о том, что все фундаментальные и прогрессивные процессы – результат развития знания, солидарности, а не ненависти и жестокости- неизбежных атрибутов любой революции.

«Революция есть худший способ улучшения политических и духовных условий жизни масс… Революции скорее… не увеличивают, а сокращают все базовые свободы, не улучшая, а скорее ухудшая экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»

(Питирим Сорокин).

Как уже отмечалось, любое сотрудничество может со временем не устроить одну из сторон и перерасти в конфликт. Следовательно, возникновение конфликта – это свидетельство не патологии той или иной системы социальных взаимодействий, а ее естественного развития, источник новых качественных изменений. Конфликты возникают неизбежно, являясь свидетельством роста социального организма. Именно конфликты несут в себе заряд обновления системы социальных взаимодействий- кредо конфликтологического направления современной социологической мысли (Р.Дарендорф, Л.Козер). Признавая неизбежность конфликта, Л.Козер сравнивает его со страховочным клапаном, который позволяет своевременно произвести необходимые реформы, преобразования, повышающие адаптационные способности социального организма к окружающей среде. Тем самым за счет определенных преобразований сохраняется целостность социальной системы. Но конфликт – это очень острое оружие. В умелых руках оно лечит, а в неумелых скорее разрушает, дезорганизует. Суть современного отношения к конфликтам высказал Р.Дарендорф, указывая, что конфликт является отцом всех вещей, т.е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной.В рациональном обуздании социальных конфликтов одна из центральных задач политики.

Исторический опыт свидетельствует:

1.если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, именно конфликт становится фактором, как правило, конструктивных изменений, способствует установлению новых норм, критериев взаимоотношений, которые устаивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий.

2. если конфликтующие стороны идут на обострение своих отношений, рассматривая друг друга как непримиримых антагонистов, то подобные конфликты имеют, как правило, огромные разрушительные последствия (разрушается семья, гражданские войны уничтожают накопленные обществом ресурсы, вымываются целые социальные слои и др.).

Правда, истории известны случаи, когда разрешение конфликта, приобретшего разрушительные формы, приводило к созданию благоприятных условий для быстрого развития всего общества (война между Севером и Югом в США). В данном случае созидательный потенциал конфликта, несмотря на жертвы, превысил его разрушительные последствия.

Но чаще гражданские войны, смуты отбрасывали общество назад.

3. Никто не может предсказать, что перевесит – созидательный импульс или разрушительное начало конфликта. Это обнаруживается, как правило, постфактум. Рационально просчитать все последствия конфликта и управлять им в соответствии со своими планами невозможно.

Для компромиссного разрешения конфликта необходимы две основные группыусловий:

1. ценностные условия (если конфликтующие стороны считают высшей ценностью, приоритетом избегание острых форм разрешения конфликта, неприемлемость гражданской войны, единство семьи и т.д., то каким бы острым не был конфликт, он, как правило, может избежать той формы, которая приводит к разрушительным последствиям); признание конфликта как такового, чтобы можно было вести переговоры;

2. работа в области предупреждения и разрешения конфликта. Конфликт- это часть социальной жизни, конфликты неизбежны.Необходима разработка процедур, которые помогают в их разрешении (например, в некоторых семьях не принято вмешивать детей в конфликт родителей, парламентская форма борьбы, институализация конфликтов между рабочими и предпринимателями – создание отраслевых профсоюзов).

Стадии конфликта:

1. предконфликтная – накопление и обострение противоречий, социальная напряженность (фрустрация), неудовлетворенность, нарастание угроз;

2. конфликтная– острые разногласия, открытое противоборство (забастовки, голодовки, саботаж);

3. послеконфликтная – тенденция к нормализации, компромисс, переговоры, полное разрешение конфликта.

По отношению к конфликту можно занимать позиции:

· игнорирования;

· силового решения (давление);

· продуктивного компромисса

Методы разрешения социального конфликта:

1. разрешение – заключительная стадия конфликтного процесса, осуществляется через изменение объективной ситуации, либо путем психологической перестройки субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Разрешение возможно:

· полное – прекращение конфликта на уровне внешнего противоборства, образ противника сменяется на образ партнера, установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество;

· частичное – исчезает открытое конфликтное поведение, но сохраняется внутренне побуждение к продолжению антагонизма, сдерживаемое либо волей, либо опасениями санкций третьей стороны;

2. компромисс – реализация интересов взаимных уступок;

3. переговоры – механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существуют взаимосвязь и расхождение интересов;

4. прямой диалог;

5. применение силы – власти, закона, традиции (когда стороны уверены в том, что способны навязать оппоненту свое решение);

6. отступление – умение своевременно отступить есть признак высокой культуры конфликтного поведения.

Отношения влияния и власти.

М. Вебер определил власть как способность субъекта навязывать свою волю другим даже в случае их сопротивления. Власть признается универсальным средством обмена: наделенный ею человек способен получить многие ценности.

Влияние предполагает учет одним человеком мнения другого при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, а значит, признание значимым для себя мнения этого человека, этой профессии. Влияние – переходная к власти форма взаимодействия.

Власть –такое взаимодействие, при котором один субъект способен тем или иным образом вызвать в поведении других изменения (уступки), желательные для него, даже в тех случаях, когда этого не желают те, кто должен изменить свое поведение. Власть является формой социальных взаимодействий и в то же время инструментом, обеспечивающим упорядоченный характер этих взаимодействий. Власть гарантирует соблюдение принятых правил игры, норм, упорядоченность действий отдельных индивидов. Власть – инструмент, препятствующий произволу и анархии. В этих целях она наделяется правом ограничения свободы действий отдельных индивидов, обладает силой принуждения. Социологов интересует проблема легитимности власти (признания ее законности), мотивы, которые заставляют одних людей подчиняться другим.

Главное не в том, почему люди борются за власть, упиваются ею, а в том, почему люди подчиняются. Власть есть всегда двустороннее, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, нет и власти. Подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от того, что ожидаемый положительный эффект услуги, которую оказывает властитель, превысит те издержки, которые он несет, подчиняясь распоряжениям властителя.

На чем основано доверие подчиненных к властителю, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь? Мотивация подчинения достаточно сложна. Здесь может быть и страх перед санкциями, долголетняя привычка к повиновению.

М.Вебер выделил три разновидности «легитимных оснований господства»:

1. харизматическое господство – подчинение (эмоциональное поклонение

личности, обладающей особым даром оказывать влияние на людей.

Харизмой обладают пророки, военные герои, вожди);

2. традиционное господство – подчинение, основанное на вере, что власть

священна. Но и властители должны заботиться о своих подчиненных

(традиционной является власть монархов в государстве, передающаяся по

наследству, власть старшего мужчины в патриархальной семье).

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому для с

стабильности демократии, считал М.Вебер полезно сохранение

многовековыми традициями почитания власти.

3. рационально-легальное господство – подчинение на основе признания

законности, обоснованности властных функций, их необходимости. Этот тип власти распространен в современном обществе: он лежит в основе государства, предприятий и организаций. Права и обязанности властителя и подчиненного при этом оговорены и защищены законами. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам. Данная легитимность характерна для демократических государств. Главный признак легальной легитимности – признание властных распоряжений разумными, обоснованными, так как они соответствуют законам, установленным правилам.

Таким образом, сущность общества предопределяется реализующимися в различных формах (сотрудничества и соперничества, господства и подчинения) социальными взаимодействиями, выступающими строительным материалом человеческой деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние на зарождение и развитие социальных отношений оказали природно-географические факторы?

2. Какие из биологических особенностей человека сыграли наиболее важную роль в его социальном становлении?

3. Что такое потребность? В чем сходство и отличие потребностей животных

и человека?

4. По каким принципам строится пирамида потребностей А. Маслоу? В чем

ее недостатки?

5. Почему социальное действие считается одной из важнейших категорий

социологии?

6. Как вы понимаете схему индивидуального действия Т. Парсонса?

7. Какую роль в социальном действии играет мотив?

8. Что характерно для сотрудничества и соперничества?

9. Чем конкуренция и конфликт отличаются друг от друга?

10. Каковы социальные последствия конфликта?

11. Почему власть считается универсальным средством обмена?

12. Что означает понятие «легитимация власти», и каковы ее типы?

Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

3. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

5. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

8. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

9. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Ключевые понятия:

a. социальное действие

b. социальное взаимодействие

c. социальная связь

d. социальный контакт

f. легитимность

g. легальность

h. сотрудничество

i. соперничество

j. социальный конфликт

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции.

Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат.

Типы взаимодействий между людьми в психологии

1) сотрудничество˸ оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство˸ оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия˸ оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие˸ когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие˸ один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие˸ один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в какой-либо форме);

7) компромиссное взаимодействие˸ оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия˸

2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Практические люди вступают в бесконечное кол-во разл. видов взаимодействия. Для обозначения основных типов взаимодействия в с.п. применяется наиболее распространенное дихотомическое деление всех возможных видов взаим-й на два противоположных вида˸ кооперация и конкуренция . В первом случае анализируются взаим-я, которые способствуют организации совм. д-ти., являются ʼʼпозитивнымиʼʼ с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаим-я, так или иначе ʼʼрасшатывающиеʼʼ совм.деят., представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции." 2015, 2017-2018.

Кооперация и конкуренция?

В современной глобальной экономике невозможно придавать значимость только конкуренции как главенствующему способу взаимоотношений между странами. Конкуренция и кооперация, сотрудничество и соперничество - это две стороны одной медали, поэтому если в какой-то области экономические субъекты конкурируют друг с другом, то найдется область, где они могут выступить в роли союзников. Без кооперации невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более. Долговременный успех страны обеспечивается сочетанием внутренней целостности и гармоничности взаимоотношений с внешней средой. Та страна является более конкурентоспособной, которая способна создавать ценности совместно с основными группами своих стейкхолдеров.

Рассмотрим основные теории, исследующие возможности кооперации для повышения конкурентоспособности.

В теории предпринимательских экосистем профессора Гарвардского университета Дж.Ф. Мура вводится понятие «коэволюции», означающее сочетание влияния на фирму внешней среды конкуренции и эволюции среды бизнеса. Дж.Ф. Мур соглашается с тем, что в современной экономике побеждают тс, кто быстрее конкурентов создаст инновационные товары и предлагает инновационные услуги. Но он указывает на важное обстоятельство, имеющее значение для того, чтобы инновационный продукт способствовал получению прибыли:

«Для осуществления любой... инновации необходимы партнеры- потребители и партнеры-поставщики. И чем радикальнее инновация, тем больше, глубже и шире должны быть задействованы другие игроки, особенно потребители. Награда за умение управлять - это весьма широкое сообщество или сеть организаций, в которых все игроки имеют общее видение того, как осуществлять инновацию. Большим препятствием распространению реализованной инновации является не недостаток хороших идей, технологий или капитала, а неспособность управлять сотрудничеством в широких масштабах, неумение дирижировать разнообразными группами игроков, которые должны стать неотъемлемыми элементами далеко идущего процесса».

Согласно Дж.Ф. Муру, отсутствие мощной поддержки для инновационного продукта гарантирует его неуспех. 11оддержка может создаться только за счет кооперации с другими участниками рынка. Старый тип конкуренции «мой продукт против вашего» уже не современен и, более того, неэффективен, потому что не учитывает контекст экономического взаимодействия. Этот контекст имеет критически важное значение, поскольку даже превосходные предприятия могут быть разрушены под неблагоприятным воздействием внешней среды: «Хороший ресторан, расположенный в приходящем в упадок районе, вероятно, погибнет. Отличный поставщик, работающий на разваливающуюся сеть розничной торговли... должен подыскивать новых партнеров».

Поэтому Дж.Ф. Мур предлагает не бороться за выживание, а совместно возделывать экологическую систему, в которой всем участникам будет комфортно существовать. Под экосистемой понимается все хозяйственное сообщество, с которыми предприятие взаимодействует: потребители, рыночные посредники, поставщики, само предприятие, собственники и другие заинтересованные лица, правительственные ведомства и регулирующие учреждения, ассоциации и организации, обеспечивающие соблюдение стандартов и представляющие потребителей и поставщиков и т.д. Дж.Ф. Мур указывает на то, что компания существует не сама но себе, а в экосистеме предпринимательства, что преуспевают такие компании, которые посредством проводимой ими стратегии формируют и реформируют эту экосистему. Вместо того чтобы концентрироваться на достижении победы в конкурентной борьбе, следует сосредоточиться на создании целостных новых экосистем, в которых именно основатели смогут диктовать свои условия.

Другая теория, теория «соконкуренции» профессора Гарвардского университета А.М. Бранденбургера и профессора экономики Йельской школы менеджмента Б.Дж. Нейлбаффа, подчеркивает необходимость как конкуренции, так и сотрудничества в зависимости от конкретной ситуации. В то время как модель М. Портера «Пять сил конкуренции» применяется в основном для анализа конкуренции между различными типами игроков в отрасли, А. Бранденбургер и Б. Нейлбафф вводят в нее шестую силу, называемую сателлитами.

В чем же заключаются особенности подхода А. Бранденбургера и Б. Нейлбаффа? По традиционному понятию, компания производит товар, используя материалы поставщиков, а затем конкурирует с другими производителями, чтобы привлечь потребителей. Ученые ввели в экономическую науку новое понятие - «компании-сателлиты». Это компании, предоставляющие дополняющие, а не конкурирующие товары и услуги.

Предположим, компания (поставщик № 1) производит некую продукцию, которую наряду с продукцией другой компании (поставщик № 2) используют в своей деятельности «третьи» компании. Если деятельность поставщика № 2 снижает ценность товаров или услуг для конечного потребителя, то поставщик № 1 и поставщик № 2 становятся конкурентами. Но если поставщик № 2 ведет свои дела таким образом, что ценность продукции поставщика № 1 повышается, то поставщик № 2 выступает сателлитом поставщика № 1.

Важно помнить, что потребитель, поставщик, конкурент, сателлит - это не более чем роли, которые играют компании, при этом одна и та же компания зачастую играет разные роли. В разных контекстах для разработки эффективной стратегии бизнеса компания должна понимать преимущества, которые будет иметь каждый из играющих эти четыре роли.

Общность моделей Дж.Ф. Мура и концепции А.М. Бранденбургера - Б.Дж. Нейлбаффа заключается в том, что, в отличие от классического подхода М. Портера, они направлены не на разделение общего «пирога» между компаниями-конкурентами, а на совместное создание общей ценности - «большого пирога». Деление «пирога» - это игра с нулевым итогом, в которой все определяет относительная сила игроков. 13 этом случае компании находятся в отношениях противоборства со своими потребителями, поставщиками, сателлитами и конкурентами с тем, чтобы захватить части «пирога» (тип отношений «победа - поражение»). В то же время они работают со своими потребителями, поставщиками и сателлитами для того, чтобы создавать ценность (тип отношений «победа - победа»). Совместная работа над созданием ценности позволяет конкуренции выполнять не деструктивную, а конструктивную функцию.