Потешки и прибаутки определение для детей. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Игровые веселые потешки


Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки - тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

Когда ребёнок учится ходить:

Ножки, ножки,Куда вы бежите?
- В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
-Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
-Да бух!

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
-На головушки и сели.

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
-Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
-На головушку сели.

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят,
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

Во всем мире мамы, замирая от нежности к своему ребенку, начинают по-особому разговаривать, «гулить» с ним, утешать, потешать. Время пролетает быстро: кормление, сон, бодрствование... С первых дней счастливый младенец, благодаря мамам и бабушкам, встречается с замечательными колыбельными песнями.

Старшее поколение сохранило для нас Потешки знакомят ребенка с уникальным слогом наших бабушек. Владимир Даль слово «потешить» награждает синонимами: угождать, занимать, забавлять, веселить.

Так в современном мире? Это краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. Общение с маленькими детьми позволяет взрослым с помощью звуков, мелодичности голоса наладить контакт между самыми родными людьми.

Распевное звучание первых колыбельных шуточных песенок, затем прибауток и потешных маленьких стишков развивает внимание, обостряет слух. Это отвлекает младенца от его детских проблем, знакомит с природой, животным миром, игрушками, предметами быта.

Одновременное поглаживание и прикосновение к головке, ручкам, ножкам с упоминанием в стишках этих частей обучают младенца. Знакомить маленького человека с миром взрослые начинают с изучения лица, строения тела. Детские потешки приходят на помощь.

Фольклор, который передается от старшего поколения к младшему, настолько богат, что любая ситуация в жизни ребенка отражается в нем. Потешки, смысловые прибаутки для детей служат для этих целей и прекрасно справляются с обязанностями обучения. Движения и жесты помогают ребенку понять слово, его значение и применение.

Первые потешки врезаются в память на всю жизнь

Каждый человек даже в глубокой старости способен воспроизвести в памяти веселые потешки:

  • Водичка, водичка, умой мое личико.
  • С гуся вода, с тебя вся худоба.
  • Ой, качи-качи-качи, глянь - баранки, калачи.
  • Тушки, тутушки, на столе пампушки.

Первые строчки сразу подсказывают продолжение. Сколько же им веков, этим пестушкам, небылицам?

Печатная техника помогала сберечь эти шедевры, рассказать современным людям,что такое потешка. Память при рождении детей и внуков сама возвращает их, даже нет необходимости в книгу заглядывать. Уже к трем годам дети сами проигрывают и приговаривают шутейные стишки, радуя этим родителей, бабушек и самих себя.

С интересом слушают ребята колыбельные потешки. В умиротворенной обстановке, в тишине, где напевно звучит знакомый голос, малыш в своем воображении уходит с героями песенки в далекое придуманное им путешествие.

В моменты игры хорошо запоминаются считалочки. Проговаривая их, дети набираются опыта в произношении отдельных звуков, труднопроизносимых слов. Логопеды делают специальные подборки, которые предлагают детям и взрослым для занятий. Развитие речи дает обратную связь. Родные лучше понимают друг друга, обогащая словарный запас ребенка. Потешки и прибаутки легко запоминаются.

Любимые прибаутки, приговоры, заклички

Самые разнообразные потешки и прибаутки становятся любимыми, если родители применяют их к месту.

Играя с ребенком в ладушки - пожалуй, первую игру в его жизни, сопровождаем действия словами:

  • Ладушки-лады,
    Не поливаны сады.

Или другими:

  • Ладушки-ладушки,
    Где были? У бабушки!

Как все знакомо ребенку: ладушки - ладошки, которые в маминых или бабушкиных руках так уютно устроились. Он еще не знает, что такое потешка, но радуется, забавляется, тешится.

Развивая динамику сжатия пальчиков, играем в «Сороку». Рука ребенка уютно устроилась в маминой большой руке. Приговариваем, пальцем проводим по ладошке ребенка. Ему немного щекотно, но любопытно. Ребенок заглядывает в свою ладошку. Где там сорока и ее детки?

  • Сорока, сорока,
    Где жила? Далеко!
    Кашу варила, деток кормила.

    (Сгибая пальчики к ладошке, мама продолжает. )

    Этому дала. Этому дала...

    (И т. д. Постепенно все пальчики согнуты, остался только один. )

    А этому не досталось!

    (Большой пальчик удерживается прямо. )

    Он воду не носил,
    Дрова не рубил,
    Печку не топил.

Короткая небылица. Пальчик не мог ничего делать, но маленький человечек воображает, что это один из деток за столом, который накрыла «Сорока» для обеда. А между тем потешка непроста, она уже несет воспитательный уклон: не сделал дела - не получишь и еды.

Пробуждение ребенка в ранние часы самое приятное. Эти минуты важны для общения со старшими. Здоровый малыш просыпается радостный, играет охотно. Какие-то изменения в состоянии ребенка произошли, ненастное утро испортило ему настроение - тогда его развеселит такой сюжет:

  • Петушок, петушок,
    Золотой гребешок!
    Выгляни в окошко -
    Дам тебе горошка!

Или такой:

  • Солнышко, выгляни,
    красное, высвети…

Ребенку постарше процитируйте:

  • Стучит, бренчит на улице,
    Фома едет на курице,
    Тимошка на кошке…

Фольклор в помощь

Подрастает девочка, косы заплести нужно, а ей не нравится. Мама успокаивает, поглаживает по голове да потешку приговаривает:

  • Уж я косу заплету…
    Приговариваю:
    - Ты расти, расти коса,
    всему городу краса.

Нужно сесть позавтракать, молочком попоить, а малыш отворачивается, выкручивается?

Отвлекаем прибаутками:

  • Травка-муравка со сна поднялась,
    Птичка-синичка за зерно взялась,
    Зайки - за капусту,
    Мышки - за корку,
    Детки - за молоко.

Нужен массаж - погладим, приговаривая:

  • Тяги-потягушеньки,
    На... (им я) порастушеньки,
    В ручки - хватушечки,
    В роток - говорок,
    А в головку - разумок!

Умываемся с присказками, веселим ребенка, представляем водичку доброй феей. Во время купания тоже не забываем, что такое потешка, и используем различные варианты для веселого и познавательного времяпрепровождения.

Игровые веселые потешки

Многим деткам нравится такие игры, которые тормошат их, веселят. Взрослые указательным и средним пальцами передвигаются от носочка ноги, поднимаясь потихоньку вверх, и произносят:

  • Пошла мышка за водой,
    За холодной, ключевой.
    Тут колодец, тут колодец,
    А тут горячая вода!

Колодец - это места под коленкой, подмышкой, а горячая вода в области шеи. Интонация шуточная, передвигаются пальцы сначала медленно, заканчивают, чуть щекоча ребенка. Веселью нет конца. К трем годам ребенок сам будет искать ту самую горячую воду у вас под щекой.

Потешка развивает

Начинаем знакомить ребенка с животным миром, а прибаутки тут как тут:

  • - Гуси, гуси!
    - Га, га, га.
    - Есть хотите?
    - Да, да, да!
    - Ну, летите домой!
    - Серый волк за горой,
    Не пускает нас домой.

Они же послужат потом детям при игре в прятки, салки. С удовольствием выкрикивая их, будут ребята играть со взрослыми и ровесниками.

А сколько разных потешек о растениях, овощах, цветах.

  • ягодку,
    Черную смородинку,
    Маменьке в лукошко,
    А себе в ладошку.

Потешка-воспитатель

С детства приучая детей к труду, высмеивайте ленивых лежебок. Народное творчество потешки-насмешки использовало точно по назначению. В целях воспитания на помощь взрослым в таком деле приходили прибаутки. Например, приговор:

  • - Где ты, брат Иван?
    - В горнице.
    - А что делаешь?
    - Помогаю Петру!
    - А Петр что делает?
    - Да на печи лежит!

Дети - чуткие натуры, они прочувствуют шутку, даже насмешку. Без лишних объяснений пойдут делать то, что вы просили сделать, а они забыли, проигнорировали просьбу или просто поленились.

Потешка не только утешает, но и потешается, если применить ее в таком варианте.

Потешки угощают

Прививали с давних времен детям любовь и уважение к продуктам, которые насыщали. Любовь к животным, дающим молоко, яйца. Заботу о растениях, которые одаривали плодами.

  • Матушка-репка,
    Люблю тебя крепко!
    Будет ложка не пуста
    До Великого Поста!

О капусте приговаривали:

  • Капуста вилкаста,
    Не будь голенаста,
    Расти сладка,
    Не будь горька.
    Расти велика,
    Не будь мала.

Считалочка в игре

Маленькие стишки-считалочки задают ритм, создают веселое настроение в игре ребят. Устраняют споры и неприязни - им некого винить, так считалка распорядилась, кому водить.

  • - Заяц серый,
    Что ты делал?
    - Лыко драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
    - Родион!
    - Выйди вон!

Знакомимся с природой

Сколько прекрасных коротеньких потешных стихов о смене времен года досталось в наследство! Они объясняют, что ждать от сезона: тепло, холод, жаркую погоду или дождь. Они зазывают лето в радостном ожидании, словно дразнятся:

  • Дождик, дождик, пуще!
    Дам тебе гущи.

Родились детские потешки-зазывалы в годы, когда гуща (густая еда), в отличие от жидкой похлебки, была на столе только в сытное осеннее и зимнее время. Весна вселяла надежду на тепло, а дождь давал гарантию хорошего урожая.

Народное творчество для развития доброты

  • Жаворонки, прилетите,
    Весну красну принесите!
    Как зима нам надоела!
    Уж весь хлебушек доела,
    Все дрова у нас пожгла,
    Молоко все унесла.

Потешка знакомит с животным миром

Прибаутка - это тоже яркая потешка. Определение ее можно дать как одно из направлений устного народного творчества, которое было утехой для старого и малого. Родители, увлекаясь не меньше, чем их дети, увидев улитку, уговаривают ее:

  • Улитка, улитка,
    Высунь рожки!
    Дадим каши горшок
    Да хлеба ворошок!

А разве не увлекает всех маленькая, пятнистая букашечка, которую нельзя отпускать, пока не попросишь:

  • Божья коровка,
    Улети не небко.
    Там твои детки
    Кушают котлетки.

В такие минуты мы становимся чистыми сердцем. Надеемся, что божья коровка улетит к своим деткам. Мысленно утешая это насекомое, что ее дети сыты, понимаем, что любые дети более счастливы, если их мама будет с ними рядом.

Простые и знакомые нам незамысловатые детские потешки, оказывается, способны заставить маленького и большого человека быть внимательным, добрым, сердечным, справедливым.

ПОТЕШКИ

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.

ПРИБАУТКИ

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОТЕШКИ

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, равные ритмические единицы убаюкивают, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т.д.

Об умелом использовании потешек для педагогических целей оставила свидетельство в своих записях виднейшая сибирская собирательница М.В. Красноженова. Она написала, что А.Н. Широкова пестует свою дочь, приучая знать названия частей лица и головы:

Нос лепешкой! Нос лепешкой!/Щечки - булочки у нас.

Ай, люленьки, люли, /Щечки-булочки у нас!

Зубки, словно миндалинки,/А глазки - коринки... и т. д.

Привнесение новой информации в сознание ребенка подобным методом всегда оказывается плодотворным, ибо окрашивается эстетическим чувством ребенка.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая" и некоторых других.

ПРИБАУТКИ

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром - общением с родными и близкими, пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир "жизни-игры", внешние впечатления его предельно ограничены. Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу "колыбельного" периода (2-5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом. Потешки не только приготовили ребенка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре и игрой. Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было таким образом предопределено во всех своих параметрах. Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в "разомкнутый" и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

В первые годы жизни ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора — прибаутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания.

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

"Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!"

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

Куд-куда, куд-куда,

Кричат курочки: "Беда!

Петушок упал,

Ножку-крылышко сломал!

Помогите, помогите,

Больно Пете, полечите!"

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Небылицы - перевертыши

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский. Приемы народной небылицы перешли и в авторскую детскую литературу: в изобилии мы встретим перевертыши в сказках К. Чуковского, в стихах С. Маршака, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова, из перевертыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия XX века.

Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь - укусит!

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело -

Лето красное пришло!

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

Две заботливые ламы -

Лама-папа, лама-мама, -

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

Баюкает деточек!

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

  • Потешка — жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» — положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

    Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:

    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька.
    Пройди, Катя, горенкой,
    Топни, Катя, ноженькой.

    А вот малыш уже и ходить научился, подрос. Пора приучать его к труду, воспитывать трудолюбие:

    Тра-та-та, тра-та-то,
    Пожалуйте, решето:
    Мучки просейте,
    Пироги затейте
    С гречневой кашей,
    Пироги для Маши!

    А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Кстати сказать, в глубокой древности слова потешки не столько «потешали», сколько «заклинали»; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово-заклинание может повлиять на природу, заставить расти волосы…

    Но потешка не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что такое хорошо» и «что такое плохо»: «Маму, дочка, слушайся», «Мал, мал, не хорош! Ты водички не принес».

    Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка — это веселая народная школа для самых маленьких.

    Народные потешки

    — Ладушки, ладушки!
    Где были?
    — У бабушки!
    — Что ели?
    — Кашку!
    — Что пили?
    — Бражку.
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Шу, полетели!
    На головку сели!
    Сели, посидели,
    Прочь улетели!

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
    Иван, Иван, вырывай бурьян,
    Чтоб росла морковка,
    Большая, как мутовка,
    Чтоб росла репка,
    Сладкая да крепкая,
    Чтобы вырос огурец,
    Длинноусый молодец.

    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    Деток кормила,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    «Мал, мал, не хорош!
    Ты водички не принес.
    Кыш, пошел!»

    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая —
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ.
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодает,
    Забодает, забодает!

    Лепим, лепим пирожки,
    Замесили из муки,
    Сели мы на лавочку,
    Угостили бабушку,
    Побежали в огород,
    Там собрался весь народ,
    Вот котёнку пирожок,
    Вот утёнку пирожок,
    И Серёжке на зубок.

    Аристархов Сережа

    Мышка наша маленька,
    Маленька, удаленька.
    Она в поле побежала,
    Колосков насобирала.
    Не страшна теперь зима, —
    Будут полны закрома.

    Безуглый Женя

    Мышки, мышки побежали,
    Сорок кошек напугали,
    Кошки заревели
    И мышат всех съели.

    Сорокина Ася

    Собачка, собачка,
    Ты беги, беги.
    Маленького мальчика
    Ты учи, учи.
    Бегать, прыгать и скакать,
    Будет мальчик повторять.

    Жигунов Алёша

    Стало солнце подниматься,
    Стал и Ваня просыпаться,
    А потом и умываться.
    И быстрей пошёл гулять,
    И снежком в ребят бросать
    Ай-яй-яй
    Ты быстрей вставай.

    Лавров Матвей

    Ходила Маша в лесок,
    Не теряла носок.
    Ходила Маша на речку,
    Видела овечку.
    Любит Маша ходить
    И собачку гулять водить.

    Фрейшист Наташа

    Бежали мы по дорожке,
    А навстречу красные сапожки,
    Сапожки, сапожки!
    Обуйте наши ножки,
    Чтобы ножки не устали,
    Чтобы ножки не хромали.

    Середкин Олег

    Скачет зайчик по дорожке,
    Скок, скок.
    Правой ножкой, левой ножкой,
    Скок, скок.
    Прыгай, прыгай, вместе ножки,
    Скок, скок.
    И похлопаем в ладошки,
    Скок, скок.

    Лобова Наташа

    Повар, повар, поварёнок!
    Молодёнок, удалёнок!
    Повар скалкою стучал,
    Повар миской громыхал,
    Ложки, вилки разбирал
    Да кастрюли наполнял.
    Повар ноченьку не спал —
    Званный ужин накрывал,
    Всех гостей он созывал,
    Вкусным блюдом угощал.
    Гости ели, пили,
    Повара хвалили,
    Котлы опустошили,
    Домой укатили.
    А повару оставили
    Лишь посуду разбирать-
    Ложись, бедняжка-кулинар,
    Не кушавши в кровать!

    Печинина Вика

    Ванечка, Ванюша,
    Кашку всю ты скушай.
    Стукни ложкой,
    Топни ножкой.
    Хлопни ты в ладоши,
    И погладь ты кошку.

    Гудзюк Аня

    Аня бежит по дорожке,
    Где же Сашины ножки?
    Мы за ручки Сашеньку возьмём,
    И за Анечкой пойдем.
    Топ, топ, топоты,
    Это Сашины следы.

    Филинкова Аня

    Утром солнышко проснулось.
    Деткам в окна улыбнулось.
    Ты, Юрасенька, вставай,
    И кроватку заправляй.

    Филинков Юра

    Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
    Вас положим на подушки.
    Полежите, полежите,
    Отдохните и поспите.

    Киреев Петя

    Бегемотик к нам идёт,
    Он подарки нам несёт,
    А когда он их раздаст,
    То тогда пойдем мы в пляс.