Симеон полоцкий сообщение. Симеон полоцкий история кратко. "Симеон Гаврилов сын"


(настоящее имя - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович)

(1629-1680) русский поэт, переводчик и просветитель

Симеон Полоцкий жил и работал в такую эпоху, которую называли «переходной». XVII век стал своеобразным рубежом в развитии русской культуры. За этот небольшой промежуток времени вся жизнь русских людей во многом переменилась. Россия пережила сильные общественные потрясения и соединилась наконец с многообразной европейской культурой. Существенное место в этом процессе занимает фигура Симеона, человека, благодаря творчеству которого русские люди познакомились с европейской культурой и литературой.

О детстве Симеона практически ничего не известно. По-видимому, местом его рождения был Полоцк. Получив начальное образование, в возрасте четырнадцати лет он становится студентом Киево-Могилянской академии. В ее стенах он не только изучил иностранные языки, в том числе латынь и греческий, но и познакомился со многими писателями и общественными деятелями. Известно, что о способностях Симеона высоко отзывался ректор академии Петр Могила.

В 1650 году Самуил Ситнианович получает звание «дидаскала». В числе лучших выпускников его направляют в Вильно, где он поступает в иезуитскую академию, чтобы продолжить свое образование. Для этого Самуилу пришлось вступить в католический орден базилиан. Однако доучиться в академии ему не удалось, поскольку в 1654 году Польша вступила в войну с Россией.

Вернувшись в Полоцк, Самуил принимает постриг в Богоявленском монастыре и получает новое имя Симеона. Через несколько месяцев после этого в Полоцк вошла русская армия во главе с царем Алексеем Михайловичем. Можно предположить, что, как один из самых образованных монахов, знавший несколько языков, Симеон был представлен царю, произвел на него благоприятное впечатление и получил приглашение приехать в Москву.

Симеон Полоцкий не сразу принял приглашение царя и провел в Полоцке целых восемь лет. Только весной 1664 года он становится постоянным жителем Москвы. Начало московской жизни было отмечено ответственным поручением. Симеону поручили организовать в Заиконоспасском монастыре латинскую школу. В ней получил начальное образование будущий великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов .

С этим сложным делом Симеон Полоцкий справился блестяще: уже первые выпускники, направленные с дипломатическими миссиями в разные страны, показали высокий уровень образованности. С этого времени у Симеона устанавливаются дружеские отношения с Алексеем Михайловичем, и он становится частым гостем в царском дворце. Царь нередко давал образованному монаху и другие поручения. Так, к каждому торжественному событию Полоцкий пишет пространное стихотворное поздравление.

Вскоре положение поэта становится еще более ответственным: его назначают воспитателем и учителем царских детей. Кроме того, Симеон выполняет и ответственные политические поручения. Он участвует в церковном соборе, на котором был осужден патриарх Никон, а также составляет ученые трактаты, направленные против старообрядцев.

Но наибольшую известность получает деятельность Полоцкого как переводчика. Он перевел на русский язык множество латинских сочинений, как церковных, так и светских. Для воспитания царевича Полоцкий составил целую библиотеку назидательных книг. Очевидно, что подобная работа должна была стать достоянием общества. И такая возможность вскоре представилась. Симеон Полоцкий получил разрешение царя на открытие первой в России неподцензурной типографии. Она была названа Верхней, поскольку находилась во дворце.

В ней были напечатаны подготовленные Полоцким переводы, а также целый ряд его собственных сочинений, прежде всего сборник стихотворений «Вертоград многоцветный» - настоящая энциклопедия в стихах, содержащая сведения по античной мифологии, истории, философии и христианской символике.

Другой крупный сборник Полоцкого - «Рифмологион» - содержит проповеди и торжественные стихотворения, а также драматические произведения. По инициативе Полоцкого был создан придворный театр, в котором шли написанные им пьесы.

Кроме того, Симеон предпринял титанический труд по подготовке полного стихотворного перевода Библии. Он считал, что, переложив Библию в стихах, сделает ее более доступной для русских людей. В этом труде Симеон Полоцкий впервые в русской литературе применил расположение стихотворных строк «лесенкой», позже использованное Владимиром Маяковским .

Симеон Полоцкий начинает свою работу с переложения Псалтыри, а завершил невиданным для того времени изданием - Библией в картинах, к которым составил пространные стихотворные тексты.

Однако активная просветительская деятельность Полоцкого вызывала не только восхищение, но и зависть. Православному духовенству была непонятна его широкая образованность, и не случайно сам писатель постоянно чувствовал себя в Москве «странным пришельцем». Естественнно, что как монах он не имел семьи, но прожил всю жизнь вместе со своими братьями и сестрой, о которых не переставал заботиться.

Правда, выступить против него противники так и не решились. Только после скоропостижной смерти Симеона они осмелились выпустить обличительный трактат.

Всю жизнь Симеон Полоцкий собирал книги. Мечтая о том, чтобы и после его смерти они служили делу просвещения, он разделил свою библиотеку между четырьмя монастырями - московским Заиконоспасским, полоцким Богоявленским и киевскими - Печерским и Братским.

Нравоучительные стихи, книги, написанные Симеоном Полоцким, не были забыты. Они оказали влияние не только на русскую, но и на белорусскую и украинскую культуру. Кроме того, открытый им силлабический принцип стихосложения почти на целое столетие определил развитие русской поэзии.

Симеон Полоцкий - монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик.

В миру Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович, а прозвище Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых — в Полоцке).

С 1637 по 1651 гг. - учился в Киево-Могилянской коллегии.

В 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию.

В 1656 принял иночество и стал преподавателем (дидаскалом) в Полоцкой братской школе. При посещении Полоцка в 1656 г. Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные "Метры" своего сочинения.

В 1660 году впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята.

В 1663/1664 г. он перехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 г. Симеон поднес царю "благоприветствование о новодарованном сыне" и этим укрепил за собой благосклонность царя. В то же время Симеон с усердием выполнял некоторые поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера.

По уполномочию вост. патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, Симеон произнес пред царем орацию о необходимости "взыскати премудрости" (т. е. усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора 1666 г. он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием "Жезл правления на правительство мысленнаго стада православно-российския церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих". Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация — все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума "простецов", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на "сумнительства" свои. "Жезл" не только не оказал никакого влияния, но высокомерное отношение Симеона к противникам в связи с некоторыми резкими выражениями крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Симеона с высокой похвалой, признав "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Симеона, чудовским монахом Евфимием.

С 1667 г. на Симеона было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: "Вертоград Многоцветный" (сборник стихотворений, предназначенный служить "книгой для чтения"), "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Книга кратких вопросов и ответов катехизических". В "Венце веры кафолическия" Симеон сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу "Венца" положен апостольский символ (вместо никейского), причем Симеон пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаж. Иеронима и Августина). Несомненно, что в свое время "Венец" должен был привлекать внимание читателей занимательностью и новизною.

Своим независимым положением при дворе Симеон воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди Симеона (числом более 200) представляют собой образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворных результатов для церковной жизни. Проповеди Симеона изданы уже после его смерти, в 1681—83 гг., в двух сборниках: "Обед душевный" и "Вечеря душевная".

Стихотворческие опыты Симеона лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятою им на себя ролью придворного стихотворца. Кроме стихотворного переложения Псалтири (изд. в 1680 г.), Симеона написал множество стихотворений (составивших сборник "Рифмологион"), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в "Вертоград Многоцветный".

Симеон написал также две комедии для зарождавшегося театра: "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне"; особенным успехом пользовалась последняя.

Значение Симеона должно быть измеряемо не количеством написанного им; гораздо важне то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Симеон служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокоиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Симеона делало его неуязвимым.

В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь".

В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.

После его смерти были изданы его труды: "Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему Льву Философу" и "История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском". Сборники его стихотворений остались неизданными; впоследствии напечатаны из них лишь отрывки. Cbvtjy создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр (Медведев). Лучшее исследование о Симеоне — Л. Майкова, "Симеон Полоцкий" (в "Древн. и нов. России", 1875; в дополненном виде вошло в "Очерки из истории русской литер. XVII и XVIII ст.", СПб., 889).

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович вошел в историю как славный белорусский и российский писатель, просветитель и философ Симеон Полоцкий.

С.Полоцкий происходил из зажиточной дворянской семьи. Как пишет исследователь его жизни и творчества В.Орлов, науку маленький Самойла начал с братской «школки » полоцкого Богоявленского монастыря. Там обучали латыни, греческому и славянскому языкам, арифметике, риторике и пению.

Успехи мальчика были настолько впечатляющими, что родители отправили сына учиться дальше, на Украину в Киево-Могилянскую коллегию. Православные считали ее наилучшим заведением во всем государстве и поэтому называликиевскими Афинами . Там Самуил изучалсемь вольных искусств, богословие и языки . Затем, как и многие выпускники “Афин” поступил вВиленский университет . Среди наставников коллегии и университета были блестящие ученые, которые помогли в становлении взглядов юноши на природу, человека, искусство, поощряли его литературный дар, стремление к свету науки и знаний. Уже в то время Самуил, помимобелорусского, настолько совершенно овладел латынью, церковнославянским и польским языками , что свободно писал на них стихи.

Чувствуя в себе мощные силы, Самуил мечтал посвятить себя литературным и научным занятиям. Он принял постриг в Богоявленском монастыре в Полоцке и стал Симеоном. Монашество освобождало его от многих мирских забот и давало возможность заниматься наукой и искусством. В монастыре сложился кружок талантливых поэтов. В братской школе, где преподавали монахи, был создан театр, для которого Симеон писал пьесы. Стремясь к дальнейшему познанию мира, наук и искусств, он отважился ехатьв Москву.

«Что я стяжу в дому? Что изучуся?

Лучше в странствии умом обогачуся».

Симеон предполагал, что, как только позволят обстоятельства, вернется на родину. Судьба, однако, решила по-своему: он распрощался с родным городом навсегда.

В Москве знали Симеона Полоцкого как одного из самых образованных людей того времени, поэтому в 1667 году его назначили воспитателем и учителем царских детей . Он лично учил наследников трона царевичей Алексея и Федора и царевну Софью, а также наблюдал за воспитанием царевича Петра. Известно, чтодля восьмилетнего Петра Симеон Полоцкий издал букварь с личным стихотворным предисловием. По его совету были сделаны копии большой карты звездного неба, одна из которых служила учебным пособием юному царевичу.

Всю свою жизнь С.Полоцкий мужественно и преданно служил делу просвещения. Он стал первым в России профессиональным писателем, переводил с латинского и польского языков и литературно обрабатывал церковные и светские книги, участвовал в подготовке полного перевода российской библии. Симеон открыл свою, независимую от цензуры, типографию, первой книгой которой был “Букварь языка словенска”. Именно он разработал проект первого наивысшего учебного заведения, на основе которого потом создавалась московская Славяно-греко-латинская академия. Студент Михайло Ломоносов по произведениям Симеона впервые познакомился со стихосложением.

Жизнь Симеона Полоцкого целиком и безраздельно была посвящена главной цели - просвещению молодежи.

2. В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.-1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, цер­ковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.

С XIV века на территорию Беларуси проникает католиц изм, открываются католические храмы и школы. В католических на­чальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В го­родах (Вильно, .Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трех­классные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Большое влияние на развитие просвещения в Великом княжестве Литовском оказывал Краковский университет - общепризнанный центр науки и культуры.

Полоцкий Симеон родился в 1629 г. в городе Полоцке - писатель и переводчик, общественный и церковный деятель.

Белорус по происхождению.

Учился в Киево-Могилянской коллегии - крупнейшем центре высшего богословского и гуманитарного образования, потом в одной из польсколитовских иезуитских коллегий (вероятно, в Вильне).

В 1656 он Полоцком Богоявленском монастыре принимает монашество и получает новое имя - Симеон. В том же году он знакомится с царем Алексеем Михайловичем, который заехал в Полоцк по пути в Лифляндию.

В Полоцке он выполняет обязанности учителя в местной братской школе. К этому же периоду относится начало его литературной деятельности: он пишет стихи на польском и белорусско-украинском языках и очень распространенные в школьной практике того времени декламации, которые исполнялись на праздниках его учениками. В стихах автор приветствовал царя и выражал радость и благодарность за освобождение Полоцка от власти шляхетской Польши.

Полоцкий был одним из тех представителей украинской и белорусской интеллигенции, которые хорошо понимали необходимость присоединения Украины и Белоруссии к Русскому государству и старались активно этому содействовать.

Поэтому, когда в 1661 Полоцк опять был временно занят польскими войсками, Симеон переселился в Москву . Здесь он состоял переводчиком при митрополите Паисий Лигарид, обучал латинскому языку подьячих Приказа тайных дел.

В 1667, зная широкую образованность Полоцкого, царь Алексей Михайлович пригласил его в наставники к наследнику престола царевичу Алексею, а после его смерти - к царевичу Федору. Позднее Симеон стал учителем царевны Софьи и малолетнего Петра. Кроме занятий с учениками, ему приходилось выполнять самые разнообразные и нередко очень ответственные поручения. По указанию церковного собора, созванного для суда над патриархом Никоном, он составил обширный богословско-полемический трактат, который в 1667 был напечатан под заглавием «Жезл правления». Он три раза ездил на состязания с вождями старообрядчества, в частности с протопопом Аввакумом. Будучи горячим сторонником политики царя, Алексея Михайловича, Полоцкий охотно выполнял даваемые ему поручения и заслужил этим особое расположение царя. Подобного рода поручения ему приходилось выполнять и при царе Федоре Алексеевиче. Однако, занимая видное место при дворе, Симеон не стремился к тому, чтобы занять высокое положение в церковной иерархии. Просветитель по своему характеру и интересам, он не имел призвания к заботам и тревогам церковно-административной деятельности, и все свое свободное время отдавал чтению и литературной работе. Его библиотека была одной из лучших и богатейших в Москве . Хорошо понимая, что первоочередной задачей для Русского государства является широкое развитие школьного образования, постройка училищ, приглашение и подготовка учителей, Полоцкий в 1680 принимает участие в обсуждении плана организации в Москве первого в стране высшего учебного заведения - академии. Он составляет устав проектируемой академии, которая, по замыслу Полоцкого, должна быть организована по типу Киево-Могилянской коллегии, но с расширенной программой преподавания отдельных наук. В новую программу должны были войти науки, как духовные, так и светские - гражданские, обучаться в академии должны были люди всех сословий.

В конце 1678 учитывая, какую огромную роль в деле просвещения играет печатное слово, Симеон с разрешения царя Федора Алексеевича организует в Кремле типографию. Здесь он печатает книги, привлекая к работе выдающихся художников и мастеров гравюры.

В русскую литературу С. П. вошел как талантливый проповедник, поэт и драматург. Проповеди его собраны и изданы в двух сборниках: «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683). Оба сборника вышли после смерти автора.

Литературное наследство Симеона Полоцкого, кроме вышеупомянутых декламаций, составляют несколько рукописных сборников стихов и две драмы, написанные им для придворного театра царя Алексея Михайловича. Стихи он писал охотно, и, судя по его автографам и черновикам, они давались ему легко. Начав заниматься стихотворством в Полоцке, он систематически продолжал свои литературные занятия и в Москве . Здесь он пишет свои произведения на славяно-русском языке. Поэзия в его представлении не забава, не развлечение, а серьезное и важное дело, способствующее просвещению общества. Всем доступная, легко запоминающаяся форма поэзии должна была, по его мнению, способствовать ее распространению.

Представление о содержании и форме поэзии Полоцкого можно составить по первому сборнику его стихов, над которым он работал в 1677 - 78. Сборник носит название «Вертоград многоцветный». Автор поместил в него все то, что было им до этого написано, дополнив и упорядочив собранный материал. Сборник должен был служить не только книгой для чтения, но и своеобразной энциклопедией-справочником, в котором читатель мог найти ряд интересных и полезных сведений; поэтому стихи расположены здесь по алфавиту, в порядке заглавий. И по объему, и по жанрам стихи сборника очень разнообразны: рядом с короткими двустишиями встречаются целые поэмы в несколько сот стихов на темы, заимствованные из мировой истории; панегирические стихи чередуются с сатирическими, повествовательные стоят рядом с поучительными. Стихи сборника разнообразны и по своей тематике. Большое место занимают в нем стихотворения, посвященные общественно-политическим проблемам («Гражданство»).

Целый цикл произведений посвящен изображению идеального правителя государства, которому противопоставляется жестокий правитель-тиран. Эта тема разрабатывается автором не случайно: его сборник предназначался в первую очередь для царя и его семьи. Многие стихотворения сборника носят ярко выраженный сатирический характер и обличают недостатки различных слоев общества («Монах», «Купецтво»).

Рядом с ними стоят произведения, задача которых-познакомить читателя с фактами истории, дать ему сведения из географии, зоологии, минералогии и тому подобное.

Большое место в сборнике занимают «дидактические» стихотворения («Вдовство», «Женитьба», «Невежда», «Чародейство» и другие). Автор или непосредственно обращается к читателю, или рассказывает ему в поучение какой-нибудь случай-пример. Материал для этих примеров Полоцкий обычно черпал в латинских сборниках типа «Зерцала исторического» Викентия Цезаря из Бовэ, «Церковных летописей» Барония и «Великого Зерцала», несомненно, известного писателю в польском издании 1633. Он берет отсюда как исторические, так и легендарные сюжеты, широко известные в мировой литературе, повести на семейно-бытовые темы, а в ряде случаев и шуточные рассказы и излагает их в стихах в поучение любознательному читателю. Будучи первым сборником стихов в русской литературе, «Вертоград многоцветный» по своему содержанию представляет собой памятник уже новой эпохи.

Вторым большим трудом Полоцкого в области поэзии является его «рифмотворная» Псалтырь - переложение стихами псалмов, приписываемых библейскому царю Давиду. Создание писателем «рифмотворной» Псалтыри было тесно связано с польской литературной традицией.

В 1680, еще при жизни автора, книга была издана в основанной им типографии и получила широкое распространение, особенно после того как дьяк В. П. Титов - выдающийся русский композитор XVII века- положил ее на музыку. Псалтырь Симеона была первой книгой, по которой знакомился с русским стихотворством М. В. Ломоносов .

В 1679 писатель решил объединить в отдельный сборник панегирические и приветственные стихи, которые он писал по разным случаям царю и его близким. Эти стихи составили третий сборник, получивших название «Рифмологион». Сборник состоит из ряда «книжиц», каждая из которых роскошно оформлена в расчете на чисто зрительный эффект: Полоцкий в помощь к слову привлекает двухцветное письмо, графику и живопись. Центральная тема стихов «Рифмологиона» - Российское государство, его политическое могущество и слава.

Его стихи написаны силлабическим стихосложением, чаще всего одиннадцатисложной и тринадцатисложной строкой с цезурой после пятого или седьмого стиха, с парной женской рифмой. Симеон является основоположником «правильного» силлабического стиха в русской литературе.

Таким же стихом написаны и пьесы Полоцкого «Комедия о блудном сыне» - переложение известной евангельской притчи - и «трагедия» «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных». Особенно интересной является первая пьеса, состоящая из пролога, эпилога и шести действий - «частей». Написанная просто, доступным языком, «Комедия» Полоцкого нашла живой отклик у современников, тем более что в ней была поставлена злободневная проблема, волновавшая многих представителей общества,- проблема взаимоотношения отцов и детей. Пьеса оказалась уроком как для молодежи, увлекающейся внешними формами западной цивилизации, так и для старшего поколения, часто не желающего считаться с требованиями времени и не уделяющего должного внимания молодежи с ее еще не установившимися запросами и интересами.

Симеон Полоцкий вошел в историю русской литературы как основоположник поэзии и драматургии, которые до него были почти совершенно не разработаны. В этом заключается его большая и неоспоримая заслуга перед современниками и потомками.

Москва) - российский просветитель, писатель, поэт, учёный, астролог, богослов, монах и государственный деятель. Представлял западническое, латинское течение в русской культуре XVII века

Биография

Самуил Гаврилович Петровский–Ситнянович родился в Белоруссии в году. Историки предполагают, что он родился в городе Полоцке и от этого получил своё будущее прозвище, но иногда высказывают мнение, что прозвание Полоцкий дано ему было по первому месту службы. Иногда его называют Емельяновичем , и в связи с этим у исследователей имеется версия, что отцом его был Гавриил Ситнянович (или Ситнианович ), но вскоре отец умер и у будущего просветителя появился отчим Емельян Петровский (или Пиотровский ). То, что просветителя до принятия монашества звали Самуилом стало известно только в ХХ веке, а прежде его настоящее имя было неизвестно. Считающаяся настоящей фамилия Симеона Полоцкого имеет несколько вариантов написания: Петровский–Ситнянович , Петровский–Ситниянович , Петровский–Ситнианович , Ситнианович–Петровский .

Петровский–Ситнянович учился в Киевско–Могилёвской коллегии, а также, предположительно, - в Виленской иезуитской академии. По окончанию курса схоластических наук (тривиума и квадривиума) в году он принял монашеское пострижение под именем Симеона в православном Полоцком Богоявленском монастыре и с этого времени служил в монастыре учителем (дидаскалом).

Неортодоксальность Симеона Полоцкого , его очевидные латинско–иезуитские корни создали ему множество противников в среди православного духовенства и их иерархов, но противники Симеона Полоцкого не могли соперничать с ним по части ума и образованности, не могли подорвать его крепкие позиции при московском дворе.

Только после смерти Симеона при неизвестных обстоятельствах 25 августа года, патриарх Иоаким ( –) осудил Полоцкого за неправославие, запретил читать его сочинения. Рукописи Симеона Полоцкого , хранившиеся у его ученика Сильвестра (Симеона ) Медведева были конфискованы и спрятаны в патриаршьем архиве. Сохранившиеся остатки их открыли только в середине XIX века. Последователь Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев был казнён в году, оклеветанный грекофильской партией в государственной измене, а конкретно - в заговоре Ф. Шакловитого в пользу царицы Софьи .

Считается, что Симеон Полоцкий похоронен в ставропигиальном Заиконоспасском монастыре Китай–города Москвы, но иногда в качестве места захоронения указывают Чудов монастырь Кремля, разрушенный в году - на его месте было построено здание Президиума Верховного Совета СССР. Неизвестно - сохранилась ли могила Симеона Полоцкого в настоящее время.

Деяния

Поэтическое творчество Симеона Полоцкого , его риторические и богословские произведения невысоко оценивались официозом ещё в конце XIX веке,- в связи с этим можно упомянуть довольно пренебрежительную статью о нём в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона , написанную малоизвестный историком, журналистом и кандидатом богословия Санкт–Петербургской духовной академии Константином Иерофеевичем Храневичем . Это отношение, очевидно было связано с церковным осуждением просветительской деятельности Симеона Полоцкого . Тем не менее и тогда уже его считали основателем литературно–научной школы в Москве, а М.В. Ломоносов называл «Рифмотворная псалтирь» Симеона Полоцкого вратами своей учёности. В современное время Симеон Полоцкий почитается как «один из выдающихся деятелей восточно–славянской культуры XVII века» .

С новохронологической точки зрения Симеон Полоцкий интересен и тем, что известен своими нумерологическими и астрологическими познаниями и трудами. В «Венце веры кафолическия» 1670 года рядом с изложением православных догматов Полоцкий разместил апологию астрологической науки. Существует легенда, что Симеон Полоцкий поражённый появлением новой звезды в созвездии Лисички, предсказал рождение царя Петра Алексеевича , составил его гороскоп и выбрал ему имя из астрологических соображений. Впрочем появление этого сообщения связывают с публикацией П.Н. Крекшиным записки «О зачатии и о рождении Великого Государя Императора Петра Первого самодержца Всероссийского и о прочем» , которую Крекшин приписывал Симеону Полоцкому . Гороскоп Петра Первого в году восстановил академик Андрей Иванович Лексель по запросу Г.Ф. Миллера , в году этот гороскоп опубликовали М.П. Погодин и Н.А. Полевой . Эта история противоречит общепринятому в традиционной истории мнению, будто бы астрология считалась наукой только в Средневековье , и что астрологические и нумерологические гадания осуждались христианской церковью.

Труды

  • «Акафист Богородице» , 1648
  • «Жезл правления на правительство мысленного стада православно–российския церкви,– утверждения во утверждение колеблющихся во вере,– наказания в наказание непокоривых овец,– казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих» ,