Святая равноапостольная нина, просветительница грузии. Святыни православной грузии Собор грузинских святых


10(23) ноября Грузинская Церковь прославляет страдания святого великомученика и Победоносца Георгия. В этот день святой великомученик был подвергнут колесованию - пытке, не уступавшей по жестокости распятию на кресте. Пытки в языческом мире были не только средством устрашения народа, это было особым видом искусства. Его хранил, как сакральное предание, вскормленный молоком волчицы Рим, «Новый Вавилон», город, попиравший своим сапогом три части света: Европу, Азию и Африку. Римский Колизей, где гладиаторы бились со львами, где христиан бросали на съедение диким зверям, стал сердцем языческого мира. Там встречались вместе император, жрецы и простолюдины; их объединяло одно чувство - наслаждение страданиями, жажда крови. Арена цирка представляла собой «сад пыток», заботливо взращенный руками жрецов, магов и весталок - дев, посвященных демону. Умение пытать и убивать людей было доведено до степени артистического Мастерства.. Палачи были виртуозами своего дела. Новый вид мучения и смерти воспринимался толпой, как блестящее театральное представление, им восхищались, как изобретением государственной важности. Колизей- храм сатаны, обнажал демоническую сущность языческого мира. Сатана - великий артист, которого Христос назвал лжецом и человекоубийцей, открыл в «Новом Вавилоне» театр смерти, но кровь мучеников сделала Колизей святым местом для христианского мира. Кровь Христа искупила человечество; кровь мучеников, по словам Тертулиана, «явилась семенами будущего восхода Церкви».

Первое гонение на христиан началось во времена Нерона, последнее, десятое, - при Диоклетиане и его преемниках. Им окончился период истории Церкви, названный «эпохой гонений». Однако вся история Церкви - сплошной мартиролог, написанный кровью, каждая страница ее - перечень имен мучеников, ведомых и неведомых миру. В этой царственной, священной книге описаны подвиги и мучения Георгия Победоносца.

На некоторых иконах святой Георгий изображен поражающим копьем Диоклетиана. Этот гонитель христианства, сочетавший в себе необъятную власть императора и оккультные силы верховного жреца Рима, являлся олицетворением язычества. Перед смертью святой Георгий молился, чтобы на нем кончилось гонение, и, хотя оно продолжалось еще несколько лет, это было уже агонией языческого мира, предсмертными судорогами пораженного зверя.

Образ святого Георгия, умерщвляющего дракона, - символ победы святых христианской Церкви над злом и грехом.

Если в церковных песнопениях Христос называется Солнцем, то святые мученики - это Его лучи. Каждый святой - это победа над дьяволом, источником греха. Изображение святого Георгия, поражающего Диоклетиана. - символ победы Церкви над ее видимыми противниками, теми, кто боролся с христианством мечом н огнем, кто пытался железной рукой палача вырвать из груди, народа имя Христа.

Святой Георгий родился в Каппадокии, в горной стране, во многом похожей на Грузию. Через эту местность шли племена предков колхов, направлявшихся из своей прародины Двуречья - колыбели человечества - на север. Отец святого Георгия занимал высокий пост в римской армии. Он открыто исповедовал христианство и претерпел мученическую смерть. После смерти мужа мать святого Георгия удалилась в свое родовое имение, находившееся в Палестине, близ города Лидды. Многие вельможи домогались ее руки, но она оставалась верна своему супругу-мученику, подобно тому, как он был верен Христу.

Детство святого Георгия проходило под покровом молитв его матери. В ней он видел высокий пример христианки, от нее он слышал рассказы о своем отце, дух которого не сломили пытки и не устрашила смерть. Нежную любовь и глубокую привязанность к матери святой Георгий сохранил на всю жизнь. Перед смертью он завещал, чтобы его тело было перенесено на родину матери. В юношеском возрасте святой Георгий по примеру своего отца поступил в армию. Отважный и опытный воин в сражениях с врагами государства, он вскоре получил звание полководца и трибуна. Император Диоклетиан приблизил его к себе и полюбил, как сына. Есть сведения, что император хотел сделать Георгия своим преемником. Это вызывало зависть у царедворцев, которую они до времени скрывали. Они ненавидели Георгия, но не находили повода, чтобы обвинить его в чем-либо перед императором. Диоклетиан в начале своего царствования не преследовал христиан, он разрешил им строить храмы и проводить богослужения. В Никомедии, в резиденции императора, была воздвигнута огромная христианская базилика, вмещавшая до двадцати тысяч человек. Даже среди родственников Диоклетиана были христиане.

Этот император - один из самых противоречивых и трагических персонажей в истории Рима. Он был сыном раба - вольноотпущенника. Нередко в истории Рима императорский трон становился эшафотом, на который возводили царей, словно для того, чтобы затем, как во время сатурналий, сбросить их вниз на копья воинов. Для римских патрициев Диоклетиан - сыр раба из Иллирики, казался Спартаком на престоле Юлиев и Антониев, потомков троянских царей. Диоклетиан показал себя искусным, правителем. Он провел важные реформы в армии и стране, отразил натиск врагов, грабивших провинции. Он сидел на троне Рима столь же твердо, как в седле боевого коня. Так продолжалось пятнадцать лёт. Но небо над империей стали заволакивать тучи. Одно бедствие следовало за другим: голод, эпидемии, восстания в провинциях, сотрясали огромное государство.

Жрецы говорили Диоклетиану, что это признаки гнева богов и скорой гибели империи. Они настойчиво убеждали его: умилостивить богов и спасти страну можно только ценой огромной гекатомбы - уничтожением всех христиан империи. Диоклетиан, будучи верховным жрецом, и сам считал величие и великолепие Рима неразрывно связанным с языческой религией. Римские цезари особенно ненавидели христиан за то, что они отказывались приносить им жертвы, как земным божествам. Диоклетиан созвал совет из своих приближенных, чтобы составить план гонения на христиан. Предполагалось начать гонение внезапно и одновременно во всех областях империи. В ночь на Рождество в Никомедии пролилась кровь первых мучеников, В эту ночь был сожжен столичный храм, переполненный людьми. На совещании во дворце выступил, император. Закончил речь он словами: «Христиан не должно быть». Затем вельможи и полководцы стали предлагать различные планы уничтожения христиан. Святой Георгий находился при царе. Зная о готовящемся гонении, он заранее распорядился отпустить рабов на свободу, продать имущество и раздать бедным. (Он снял с себя ношу мирских забот и почувствовал себя странником на земле).

Встав с места, Георгий обратился к императору со словами:
«Над царями должна царствовать справедливость, а ты замышляешь преступление, неслыханное даже среди варваров; вместо того, чтобы творить правосудие и защищать народ, ты хочешь идти войной против своих же подданных, которые не совершили преступления и не сделали тебе никакого зла».

Кто тебя научил сказать это? - спросил префект столицы.
- Истина, - ответил Георгий.
- А что такое истина? - повторил слова Пилата префект.
- Христос, которого вы собираетесь снова распять.

Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году. Это государство с богатейшей историей, уходящей корнями в сказание о Ноевом ковчеге, оставленном на горе Арарат. Армянское нагорье стало местом расположения и легендарного древнего государства Урарту, соперничавшего за право первенства в этом регионе с Вавилоном и Ассирией. Затем Армения попала под влияние Мидии, а вскоре стала частью Персидской империи Ахеменидов. Эта территория была завоевана Александром Македонским и вошла в состав обширного эллинистического мира. После смерти великого завоевателя армянское государство попало под протекторат сирийских Селевкидов.

Поводом для крещения Армении стала история о гибели святых Рипсимеянок

Христианское вероучение стало распространяться по территории Армении еще в I веке нашей эры, впрочем как и в соседней Колхиде (нынешней Грузии). Существует легенда, согласно которой армянский правитель Авгарь, узнав о появлении Спасителя на палестинской земле, отправил к нему своих послов с приглашением посетить столицу, Эдессу. В ответ на приглашение Спаситель отправил двух своих учеников Варфоломея и Фадея с благословением и Своим Нерукотворным Образом. Придя на армянскую землю из Ассирии и Каппадокии, они начали нести слово Божье в период с 60 по 68 годы нашей эры. В армянской традиции Фадей и Варфоломей стали известны как «Просветители армянского мира». Первые два века армянские христиане все еще притеснялись язычниками — их было большинство, а язычество оставалось государственной религией. Гонения на новую веру в Армении велись параллельно с гонениями в Риме. Оба тогдашних правителя Трдат III и римский император Диоклетиан считали первых христиан маргинальными элементами, разлагающими основы государственности. Однако, постепенно гнет на официальном уровне угасал и уже к началу IV века вовсе сошел на нет — в 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию в Римской империи. Намерения Трдата были еще более радикальными — он решил в одночасье искоренить язычество, а христианство сделать единой верой для всех армян.

Поводом такого поступка стала история о мученической гибели святых дев Рипсимеянок. Несколько христианских девушек — римлянок бежали от гонений на родине и, посетив Иерусалим, пришли в Армению, где и поселились неподалеку от города Вагаршапата. Трдат восхитился красотой одной из них, Рипсиме, однако не встретил взаимности, от чего пришел в бешенство и повелел казнить всех римлянок. Показательная казнь произошла в 300 году, а последствия ее тяжело сказались на душевном здоровье правителя: случившуюся с Трдатом болезнь часто называли «свиной», именно поэтому в изображении царя фигурировала свиная голова. А в это же самое время в заточении находился один из бывших сподвижников царя, христианин Григорий, которого Трдат обвинил в убийстве своего отца и посадил в яму со змеями и скорпионами. Проведя в нечеловеческих условиях 13 лет, Григорий чудом был освобожден, так как сестре царя приснился вещий сон, сообщающий, что только этот узник способен исцелить ее брата от душевного недуга. Освобожденный Григорий повелел предать земле со всеми христианскими почестями замученных рипсимеянок. И отслужив 66 дней проповеди, в конечном счете исцелил правителя. Восхищенный чудесами Григория, Трдат принял христианскую веру и сделал ее официальной религией Армении.


Древнее грузинское государство в том же IV веке приняло христианство благодаря Святой Нино, которая с этого момента считается покровительницей Грузии. Как и в случае с Арменией, поводом для принятия христианства стало чудо исцеления, а в 324 или 326 году грузинский царь Мириан утвердил новую официальную религию. Святая равноапостольная Нино родилась в Каппадокии около 280 года. Происходя из весьма знатного рода, юная девочка в 12-летнем возрасте оказалась в Иерусалиме, где ее родители приняли сан священнослужителей. Оказавшись на воспитании у старицы Нианфоры, Нино с восторгом внимала ее рассказам о далекой и сказочной стране Иверии (нынешняя Грузия). Вдохновленная рассказами, Нино захотела однажды посетить эту страну и вскоре ей представился такой случай: однажды во сне ей привиделась Дева Мария, которая вручила ей крест из виноградной лозы, сказав — «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Этот крест и поныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Нино обратилась за благословением к своему дяде Иерусалимскому патриарху, который отпустил ее в далекую страну.

Святая Нино, крестив Иверию, обратила в христианство соседнюю Кахетию

По пути в Иверию Нино едва не погибла от руки армянского правителя Трдата III, уже упоминавшегося выше в связи с крещением Армении. Чудом избежав смерти, Нино достигла Иверии в 319 году. Войдя в древнюю столицу Грузии, Мцхету, будущая покровительница всех грузин нашла приют в семье бездетного царского садовника. Молитвы святой Нино чудесным образом помогли жене садовника Анне, которая вскоре забеременела и после этой истории уверовала во Христа. Вскоре о чудодейственной Нино узнали сначала в ближайших окрестностях, а позже слухи дошли до грузинской царицы Наны, которая страдала от тяжелой болезни. Однако на царя Мириана чудесный случай с женой произвел обратный эффект — он возненавидел святую Нино и даже хотел убить ее.

Где находится Хитон Господень в Мцхете возвели храм в честь 12 Апостолов

Но после несчастного случая на охоте, царь, попав под грозу, ослеп и пообещал принять христианство в случае своего исцеления. Святая Нино вскоре исцелила Мириана и тот в благодарность уверовал в Бога и обратил в христианскую веру сначала всех своих подданных, а затем и весь иверийский народ. По преданию летописей святая Нино указала царю, где находится Хитон Господень и на том месте (в Мцхете) сначала возвели сначала деревянный, а затем каменный храм в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели. В 324 (или 326) году христианство стало официальной религией грузинского народа. После воцерковления Иверии, святая Нино отправилась в соседнюю Кахетию, где обратила в веру местную царицу Софию.


Свершив свою благую миссию, святой Нино вскоре привиделся сон, в котором она узнала о своей скорой смерти. Она попросила царя Мириана прислать епископа Иоанна, чтобы тот ей помог подготовиться к последнему пути. Вскоре святая Нино с епископом и иверийским царем отправились в Бодбе, где на смертном одре свершила свои последние исцеления и там же поведала о своем происхождении. Эти сведения нашли свое отражение в летописях, уцелевших до наших времен. 27 января 335 (или 347) году святую Нино захоронили в Бодбе, как она сама завещала. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата именовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислила к лику святых. В Грузии 27 января учредили праздник Нинооба — в этот день православная церковь поминает святую Нино. В честь нее по всей стране возвели множество храмов, в одном только Тбилиси их минимум пять. А в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.

СЕНТЯБРЬ

4 Симеон Гареджели, прп., игумен Давид-Гареджийской лавры, + 1773
8 Иоанн (Майсурадзе), + 1957, и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), + 1962, Бетанийские прпп.
12 Георгий Чкондидели, свт., еп. Чкондидский, мцигнобартухуцеси, + 1118
Досифей Тбилели, сщмч., митр. Тбилисский, + 1795
13 Кетеван, вмц., царица Кахетинская, + 1624
15 Иосиф Алавердели, свт., еп. Алавердский, + 570
16 Исаак и Иосиф, братья, мчч., + 808
18 Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч.,+ 1661
25 Арсений I Великий, свт., католикос Мцхетский (Картлийский), + 887
29 Онуфрий (Онисифор) Гареджели, прп., +1786

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели
Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в.
Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033
2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740
4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642
5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861
Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.)
7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763
13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп.
16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70
19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314
26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907
28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в.
29 Серапион Зарзмели, прп., + 900
30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465
31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

3 Николай Мнатоби, прп., +1308
4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846
10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303
Константи-Кахи, кн., вмч., + 852
17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г.
19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г.
23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г.
29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502
Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в.
Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в.

2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08
11 Собор святых ГПЦ
12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в.
19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. ХI в.
21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в.
27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в.
31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы

2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777
3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в.
Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953
4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в.
8 Або Тбилели, мч., VIII в.
14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335
15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в.
18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923
Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, ХI в.
19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в.
20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944
25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896
26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125
29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829
31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в.
6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127
7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815
10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., ХIII в.
12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их:
Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в.

Николай, Двали. мч., + 1314
14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864
17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-нач.XIX вв.
18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91
19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311)
22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз,

3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001
Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск, + 308
6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821
10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв.
12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289
16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927
ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в.
17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802
28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751

1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв.
2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв.
10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г.
14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887
15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока.
17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в.
18 Василий Ратишвили, прп. XIII в.
21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822
29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213
Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528
3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744
Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в.
7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв.
Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.).
9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в.
10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771
13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028
Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065
Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/ 76 или 1280
15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в.
18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693
19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335
20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в.
Празднование Манглисского Креста
22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308
23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157
27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700
2 Стефан Пиперский, прп., 1697
5 Празднование Мцхетского Джвари
8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609

9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в.
12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в.
13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716
16 Собор груз. афонских преподобных
Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612
17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227
18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в.
21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761
Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622
27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065
Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77
Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921
30 Динар, св. царица Грузии, X в.

2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы
3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068
8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379
12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в.
Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6

18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630
20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г.
Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907
24 Иларион Твалели, прп., XI в.
28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30
29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589
30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в.,
31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

3 Ражден, первомученик ГПЦ, + 457
Собор Марабдинских воинов-мучеников (9 или 10 тыс.), погибших в битве против иран. шаха Аббаса II, среди них: епископы Руставский и Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, их мать и сестра, 9 братьев Мачабели и 7 братьев Чолокашвили, +1625
8 Евфимий Многотрудный (Гареджели, Натлисмцемели; Мчеделашвили), прп., архим., настоятель Иоанно-Предтеченского мон-ря в Гареджи, гимнограф, + ок. 1804
12 Собор Давидгареджийских преподобномучеников: иером. Геронтий и Серапион, иеродиак. Отар и Симеон, мон. Виссарион и Герман, послешник Михаил Гареджели (Гареджийские), прмчч., убиенные племенами леков (лезгин), 1851
14 Собор новомучеников, пострадавших во время репрессий, среди них: священномученики митр. Кутаисско-Гаенатский Назарий (Лежава), священники Герман (Джаджанидзе) и Иерофей (Николадзе), архим. Симеон (Мчедлидзе), протодиак. Виссарион (Кухианидзе) (+1924).
16 Христофор Гуриели (Гурули), прп., XVI в.
17 Тбели Абусеридзе, прав., церк. деятель, гимнограф, агиограф, ХIII в.
18 Христодул Философ, прп., XII в.
21 Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцмидели, Самебели (Степанацминдский, Самебский), прп., один из Сирийских отцы, основателей монашества в Грузии, VI в.
Сармеан, свт., католикос Картли, + 779
24 Серапион Гареджели (Натлисмцемели), прп., + 1740
28 Шушаник, мц., + 475

Подготовлено Н.Т.-М.по Православному календарю Грузинской Православной Церкви за 2008 год (Тбилиси,2007)

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

Знамениты святые места в Грузии

Бодбийский монастырь

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Патриарший собор Светицховели

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

Монастырь Самтавро

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро , состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Собор Сиони

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

Монастырь Джвари

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Другие грузинские святыни

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

Гру́зия (груз. საქართველო , Сакартве́ло) - государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица - Тбилиси . Государственный язык - грузинский.

Крупнейшие города

  • Батуми
  • Кутаиси

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь , груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია ) - автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес - главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов. Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI-VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI-XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 - 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года - Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [- Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святые

Святыни

Храмы

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი - животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898-1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е - передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Монастыри

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь