Троепольский Гавриил Николаевич: биография, карьера, личная жизнь. Персоналии Г троепольский биография


Троепольский Г.Н. Троепольский Г.Н.

Троепольский Гавриил Николаевич (1905 - 1995)
Русский писатель. Афоризмы, цитаты - Троепольский Г.Н. Биография.
"Белый Бим Черное Ухо", 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. __________ *) Текст "Белый Бим Черное Ухо" - в Библиотеке Максима Мошкова Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле... Бим дрыхнет. И видит сон: подрыгивает ногами - бежит во сне. Этому подснежники "до лампочки": голубое он видит только серым (так уж устроено зрение у собаки). Природа создала как бы очернителя действительности. Поди убеди его, милого друга, чтобы он видел с точки зрения человека. Хоть голову отруби, а видеть будет по своему. Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом начиная с простейших и кончая высокоразвитой жизнью, везде - этот закон... Прошлое как сон... А не сон ли - настоящее? Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все - во времени и движении. А тот кто ищет только устойчивого покоя, тот весь уже в прошлом, будь он молодым радетелем о себе или престарелым - возраст не имеет значения. О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Не каждую собаку можно купить на приманку. На дурного жильца даже унитаз урчит. - (преддомкома Палтитыч) Бим давно заметил, что люди обмениваются какими-то бумажками, пахнущими не разберешь чем. Иные, правда, пока чистые, пахнут хлебом, колбасой, вообще магазином, но большинство - множеством рук. Люди их любят, эти бумажки, прячут в карман или в стол, как хозяин. Хотя в этих делах Бим ничего не понимал, однако же легко сообразил: как только хозяин дал шоферу бумажку, они стали друзьями. Какая разница - рубль я дал за малое "дело", или двадцать - за большое, или тысячу - за крупное? Все равно стыдно. Словно продаешь свою совесть по мелочам. Конечно, Бим стоит ниже человека, поэтому никогда и не догадается об этом. Не понять того Биму, что бумажки эти и совесть иногда находятся в прямой зависимости. Мне жаль стало убивать дичь. Это, наверное, старость. Так хорошо вокруг, и вдруг мертвая птица... Раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака. Была установка руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, и все охотники убивали сорок со спокойной совестью. Была такая установка и об ястребиных птицах. Их тоже убивали. И о волках. Этих уничтожили почти начисто. Но вдруг, в новой установке, коршун и сорока объявлены полезными птицами, не врагами птиц: уничтожать их запрещено. Строжайший приказ к уничтожению сменился строжайшим наказом к запрещению. Осталась теперь единственная птица, подлежащая уничтожению, объявленная вне закона, - серая ворона. Она якобы разоряет птичьи гнезда (в чем, впрочем, обвинялась безапелляционно и сорока). Зато никто не отвечает за отравление ядохимикатами птиц степных и лесостепных районов. Спасая леса и поля от вредителей, мы уничтожали птиц, а уничтожая их, губили... Леса. Неужели виноватой оказалась серая ворона, извечный санитар и спутник человеческого общества? Что поделаешь, если собаки понимают людей, а люди не всегда понимают собак и даже друг друга. Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это - не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди. Храбрость всегда совмещается с гордостью и чувством собственного достоинства - даже у хорька. Если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди умерли бы от отчаяния. Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча. Женщина гладила Бима по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути - провожать навсегда, это все равно что хоронить живого. Это были слезы надежды, счастливые слезы, скажу я вам, лучшие в мире слезы, не хуже, чем слезы радости встреч и счастья. Перестановка местами причины и следствия всегда очень выгодный прием доказательства Удивительно, как бывают правы обе стороны, когда один говорит полуправду, а другой не знает второй половины правды. У клеветы хоть и короткие, но зато прочные ноги. За деньги люди продали доброе имя Бима. Хорошо хоть, Бим не знал этого, как не знал и того, что за те бумажки иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого! Скоч-терьер, например, возьмите вы его: он делает вид, что его голова-кирпич набита разными идеями (борода! длинные усы и брови! философ!), а на деле - бестолковый, командует, ругается на хозяина день при дне, как нервнобольной, финтит беспрестанно. А толку? Да никакого! Одна внешность. А внутри пух либо вовсе пустота. О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Троепольский Г.Н." в других словарях:

    Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Гавриил Николаевич (1905 95), русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953), повесть В камышах (1963), в которой поэтизируются земледельческий труд, природа, предваряют деревенскую прозу. Драматическая повесть о… … Русская история

    Гавриил Николаевич [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических… … Большая советская энциклопедия

    ТРЕХДЕННОВ ТРЕХЛЕТОВ ТРИГОРЛОВ ТРИГОРОВ ТРИГОРЬЕВ ТРИПОЛЬСКИЙ ТРОЕКАШИН ТРОЕКУРОВ ТРОЕПОЛЬСКИЙ ТРОЯКОВ ТРИКУР Пушкин неслучайно наградил богатого, деспотичного помещика в Дубровском этой фамилией: существовал знатный род Троекуровых. Но… … Русские фамилии

    Гавриил Николаевич (1905, с. Новоспасовка ныне Воронежской обл. – 1995, Воронеж), русский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937 г., первое крупное выступление – цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953,… … Литературная энциклопедия

    Вместе с кн. M. M. Щербатовым исправил слог перевода "Жития и славные дела Гос. Имп. Петра Вел.", соч. Дмитрия Феодози; изд. в Венеции, напеч. в СПб. 1774 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Г. Н. - ТРОЕПÓЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич (1905–95), рус. писатель. Цикл сатирич. рассказов Из записок агронома (1953), пов. В камышах (1963), в к рой поэтизируются земледельч. труд, природа, предваряют деревенскую прозу. Драм. повесть о сострадании… … Биографический словарь

    Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Троепольский Гавриил Николаевич Дата рождения: 16 (29) ноября 1905(1905 11 29) Место рождения: с. Ново Спасское на елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния … Википедия

    - [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок… … Большая советская энциклопедия

    - (1905 95) русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953); в повести В камышах (1963) поэтизируется земледельческий труд, природа; проникновенная драматическая повесть о сострадании и жестокости в современной… … Большой Энциклопедический словарь

    Троепольский Гавриил Николаевич - (1905 1995), русский писатель. Цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953); в повести «В камышах» (1963) поэтизируются земледельческий труд, природа; в повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975) о… … Энциклопедический словарь

    ТРОЕПОЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич - (р. 1905), русский советский писатель. Ром. «Чернозем» (кн. 1—2, 1958—61). Пов. «Кандидат наук» (1958), «В камышах» (1963), «Белый Бим Черное ухо» (1971; Гос. пр. СССР, 1975). Цикл сатирич. рассказов «Из записок агронома» (1953). Пьесы … Литературный энциклопедический словарь

    Троепольский, Гавриил Николаевич - Род. 1905, ум. 1995. Писатель. Произведения: "Из записок агронома" (сатирические рассказы, 1953), "В камышах" (повесть, 1963), "Белый Бим Черное ухо" (1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1975) … Большая биографическая энциклопедия

    Троепольский Гавриил Николаевич - … Википедия

    Гавриил Николаевич Троепольский - … Википедия

    Троепольский - Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия

    Троепольский Г.Н. Биография. - Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… …

    Троепольский Г.Н. - Троепольский Г.Н. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Троепольский Г.Н. Биография. Белый Бим Черное Ухо, 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо оптимистической повести о собаке я иногда… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Белый Бим Черное Ухо , Троепольский Гавриил Николаевич. История преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту шотландских сеттеров, живёт в квартире вместе со своим… Купить за 364 руб
  • Белый Бим Черное Ухо , Троепольский Гавриил Николаевич. Повесть "Белый Бим Черное ухо" Гавриилы Николаевича Троепольского - драматическая, пронзительно-трогательная история об охотничьей собаке по имени Бим, оставшейся без хозяина. Судьба…

Троепольский Гаврил Николаевич; Российская империя, Воронеж; 16.11.1905 – 30.06.1995

Гаврил Николаевич Троепольский знаменитый советский прозаик, который одним из основных направлений своей деятельности выбрал публицистическую прозу сельского направления. Ведь тема ему была очень близка, что позволило ему максимально реалистично отображать реальные будни крестьян. В этом книги Троепольского часто сравнивают с книгами . В итоге книги Гаврила Николаевича переведены более чем на 50 языков мира и в жанре классика не раз были представлены, в том числе и на американском рынке. Но конечно наиболее популярным произведением автора является «Белый Бим черное ухо» книга. Эта повесть принесла автору известность и была не раз экранизирована в разных странах мира.

Биография Троепольского Г. Н.

Родился Гаврил Николаевич в 1905 году в большой семье священника. В доме было аж 6 детей. В 19 лет он окончил сельскохозяйственное училище, что позволило ему работать учителем в сельской школе. В 1931 году был принят работать на опытную станцию, и впоследствии становится начальником участка. Под его началом выводится несколько новых сортов проса, один из которых даже был принят в Центральной Черноземной зоне. Именно во время работы на опытной станции Троепольский делает свои первые шаги в литературе под псевдонимом Лирваг.

Во время Второй мировой войны Гаврила Николаевич попадает под оккупацию. Но он не сидит сложа руки, и активно помогает советской разведке. После освобождения продолжает работать в сельском хозяйстве, но все больше проявляется пристрастие к литературе. В 1953 году в журнале «Новый мир» издаются несколько рассказов Троепольского. Они достаточно успешны, что позволило автору целиком сосредоточиться на литературном творчестве.

С 1967 года Троепольский становится одним из членов правления союза писателей СССР, что позволяет ему завести дружеские отношения с , и многими другими авторами. Возможно именно эта дружба дала толчок несколько отойти от сельскохозяйственной темы и написать «Белый Бим черное ухо» книгу в 1971 году. Она та и принесла автору сначала всероссийскую, а затем и всемирную славу. Это позволило Троепольскому в 1976 году войди в редакционную коллегию журнала «Наш современник», в котором писатель и проработал до 1987 года. Умер писатель в 1995 году в Воронеже.

Книги Троепольского на сайте Топ книг

Читать «Белый Бим черное ухо», несмотря на годы прошедшие с момента его написания, все также популярно. И хоть говорят, что нынешнее поколение черство – это не так. Книгу любят и читают, что и позволило «Белый Бим черное ухо» книге занять достойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к книге только растет, что позволяет надеяться на более высокие позиции книги в следующем рейтинге.

Все книги Троепольского Г. Н.

  1. Из записок агронома
  2. Земля и люди
  3. Кандидат наук
  4. Чернозём
  5. В камышах
  6. О реках, почвах и прочем
  7. Постояльцы
  8. Здравый смысл

Диалог с другом:
- А я недавно закончила о "Титанике" читать, и знаешь было такое, что прям глаза на мокром месте...
Друг даже не поднимая головы, спокойным таким голосом:
- Ой, то ты еще про Бима не читала
И я:
- На выходных читалааааааааааа......

Это я к чему? А к тому, что история Бима прошла как-то мимо меня. Я не читала книгу, не видела фильм, но этот день все таки настал.

Сказать, что меня тронуло, ничего не сказать. Я и правда плакала, сидела как дуреха и плакала. И при этом я понимаю, что подобные истории почти всегда вызывают подобные чувства и что многое утрировано, но ничего с собой поделать не смогла.

Это история об одном из вернейших спутников человека - собаке. Я соглашусь со многими, что вот коты это более независимые и несколько эгоистичные животные, а собаки - они преданные и очень жертвенные. Бим оказался именно таким. Интересно было читать, как они с хозяином притирались друг к другу, учились общаться и понимать друг друга, а главное, как они смогли стать семьей. Бим и Иван Иванович и правда были на равных. Казалось бы человек - хозяин, но нет, лично я считаю, что он был поводырем и подсказчиком. И это важно. Важно помнить, что мы разные, что мы говорим на разных языках, а от того, что нужно чувствовать, и пытаться понимать.

Эта история очень многому учит. Вроде бы все так просто, но на сколько же сильно! И кажется, что актуальность поднятых вопросов не пройдет никогда. Каждая новая глава - надрыв, каждый персонаж - личность. И здесь жизнь именно такая, какая она есть - с добрыми людьми и не очень, с честными и наоборот, с милосердными и озлобленными на весь мир...

Казалось бы, не отпусти Степановна Бима гулять, то ничего бы и не случилось. Или не встреть Бим того или иного персонажа.... Сколько всего могло быть иначе. Но жизнь такая, что в ней возможно все, и не всегда хорошее, как и не всегда и плохое.

Одно хочу сказать в конце - если есть желание завести животное, это нужно делать очень осознанно. Они не игрушки, которыми можно поиграться и запихнуть под диван. Милые щеночки и котеночки вырастают. Ласковые шиншиллки грызут провода. А щебечущие попугайчики просыпаются рано и не дают спать. Так бывает, но если человек решается, он должен учесть это все, а потом не бить зверя от того, что он натворил беды, а пытаться понять почему и как избежать подобного в будущем. С детьми проще, со временем они перестают злиться от того, что их речь не понимают, ведь они с нами начинают говорить на равных. Звери же всегда будут говорить на своем языке, и если мы ищем среди них друзей, то стоит перестать злиться от непонимания, а создать совместный язык.

, Российская империя

Гавриил Николаевич Троепо́льский (1905-1995) - русский советский писатель , драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР ().

Биография

Творчество

Во второй половине 50-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. В этом он следовал за Овечкиным , с которым у него были общими как знания о делах в деревне из собственного практического опыта, так и стремление к искренности при изображении отрицательных явлений действительности.

Среди произведений - рассказы, повести, пьесы , публицистика :

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим чёрное ухо» (1971)
  • литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981)
  • золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)
  • Почётный гражданин Воронежа (1993)

Напишите отзыв о статье "Троепольский, Гавриил Николаевич"

Примечания

Литература

  • Скобелев В. П. Гавриил Троепольский. - М., 1969.
  • Никитин В. Н. Необходимые истины // «Подъём». - № 11. - 2005.
  • Новичихин Е. Г. «Милость Божья, которая называется душой» // «Подъём». - № 2. - 2012.
  • Новичихин Е. Г. Малоизвестные страницы из жизни Троепольского // Новичихин Е. Г. Былого лики и черты: Воспоминания. Очерки и путевые заметки. Публицистика. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. - С. 9-17. - ISBN 978-5-91338-063-0 .
  • Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г. Н. Троепольском / Ред.-сост. Е. Г. Новичихин . - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2013. - 216 с. - ISBN 978-5-9273-2025-7 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Троепольский, Гавриил Николаевич

Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.