Доктор философии. Дойти до степеней известных


Система образования англоязычных стран коренным образом отличается от русской. Поэтому при переводе научных статусов часто возникает путаница. В данной статье мы опишем русско-английские соответствия в данной области.

Одним из важнейших показателей научной квалификации является степень degree . В англоязычных странах успешное окончание трех-, четырехлетнего курса обучения в высшем учебном заведении, как правило, приводит к получению степени бакалавра Bachelor’s degree :
Bachelor of Science, сокр. B.Sc./B.S. (естественные науки)
Bachelor of Arts, сокр. A.B./B.A. (гуманитарные науки)
Bachelor of Fine Arts, сокр. B.F.A. (искусство)
Bachelor of Business Administration, сокр. B.B.A. (управление)

Степень бакалавра часто называется в англоязычных странах первой степенью first degree . Например, ученый, получивший новую специализацию, может сказать так:
I got my first degree in physics and then I switched over to the field of chemistry.

В российских вузах степень бакалавра присуждается выпускнику с четырехлетним циклом обучения (бакалавра), сдавшего государственные экзамены.
Студенты, продолжающие обучение после получения первой степени (graduate/postgraduate students ), могут претендовать на степень магистра master’s degree :
Master of Science, сокр. M.S.
Master of Arts, сокр. M.A.
Master of Fine Arts, сокр. M.F.A.

Для получения этой степени студент должен в течение года или двух посещать лекционные занятия и участвовать в исследовательской работе, после чего сдать еще ряд экзаменов и, как правило, представить диссертацию thesis .

В российских вузах степень магистра присуждается выпускнику с пяти-, шестилетним циклом обучения, выполнившего и защитившего дипломный проект. Следует иметь в виду, что слово использование слова diploma по аналогии с русским словом диплом (документ об окончании вуза) некорректно и может привести к неточному пониманию собеседником вашей мысли, так как в англоязычных странах завершение курса с получением diploma обычно менее почетно , чем получение degree . Говоря о высшем образовании , следует употреблять degree . Например, обладатель диплома инженера-физика может сказать:
I have a master’s degree in physics.

Следующая степень в англоязычных странах – это степень доктора философии Doctor of Philosophy, сокр. Ph.D . Она присуждается как в области естественных, так и гуманитарных наук. Слово Philosophy не должно смущать русскоговорящего, поскольку изначально оно имело более общее значение в английском языке «наука вообще», которое в данном случае и сохранилось до настоящего времени. Обладателем этой степени может быть, например, математик:
I left England to go to the USA to be a student of advanced mathematics. In the USA I earned the degree of Master of Science and also Doctor of Philosophy.

Часто степень доктора философии называют doctoral degree/doctor’s degree/doctorate :
I studied at a college in California for my bachelor’s degree and my master’s degree. Then I got my doctoral degree at the University.

Претендент на эту степень проводит оригинальное научное исследование, как правило, в рамках специальной учебной программы Ph. D. program/studies , сдает экзамены и представляет диссертационную работу doctoral thesis/dissertation . Как правило, к работе над докторской диссертацией исследователь приступает после получения степени магистра:
I am twenty-six years old and have just completed my master’s degree in science. And I’m going to begin my Ph. D. program next September in the USA.

Ученые нередко называют степени магистра и доктора advanced/graduate/higher degree :
After graduation from the University I received a higher degree in mathematics at Florida University.

Ученый может обладать несколькими степенями в разных областях и от разных учебных заведений:
I have graduate degrees from the American University and the University of Miami in Florida.

Принято считать, что степень доктора философии соответствует русской ученой степени кандидата наук . Понятие ученая степень кандидата наук может быть выражено, например, словом doctorate :
I got my doctorate in economics two years ago.
Сочетания типа candidate’s degree/candidate of sciences или candidate of chemistry/candidate of chemical science(s) и т.п. могут быть не поняты, так как это дословный перевод с русского. Их употребление приемлемо только с указанием пояснений.

Не в пользу дословного перевода русского словосочетания кандидат наук как candidate of science(s) без соответствующих разъяснений говорят два обстоятельства.

Во-первых , оно может быть интерпретировано носителем английского языка по аналогии со словосочетаниями bachelor of science, master of science и тем самым создаст впечатление, что вы работаете в области естественных наук, а это может не соответствовать действительности.

Во-вторых , необходимо учитывать, что слово candidate часто используется в сочетаниях Ph.D. doctoral candidate, где оно указывает, что данный исследователь работает над диссертацией на получение научной степени доктора наук, т.е. самой степени доктора еще не получил. Сочетание doctoral candidate может быть удачным эквивалентом русскому понятию соискатель (на ученую степень доктора наук).
Сейчас я являюсь соискателем степени доктора математических наук. – Now I am a doctoral candidate in mathematics.

Соответственно для обозначения понятия аспирант наряду со словосочетаниями graduate/postgraduate student можно использовать и сочетание doctoral student особенно, если учесть, что оно точнее передает позицию аспиранта как исследователя, работающего над диссертацией, соответствующей докторской диссертации в англоязычных странах. Дело в том, что сочетания graduate student (амер.) и postgraduate student (брит.) употребляются для обозначения студентов, которые могут работать по программам, ведущим к получению степени, как доктора философии, так и магистра. Наряду со степенью доктора философии в англоязычных странах есть ряд почетных докторских степеней honorary/higher/senior doctorates, Honor Doctor, Honor degree или Doctor honoris causa , присуждаемых за долголетнюю и плодотворную научную деятельность. Среди них степени: Doctor of Science, сокр. D.Sc. (естественные науки); Doctor of Letters, сокр. Lett.D. (гуманитарные науки); Doctor of Laws, сокр. L.L.D. (юриспруденция). Они не требуют проведения специальных исследований или написания диссертации и присуждаются по совокупности заслуг известным деятелям науки.

Ученый может обладать несколькими или даже многими почетными докторскими степенями. Сочетание senior doctorate может передавать русское понятие степени доктора наук .

Однако следует понимать, что для получения степени доктора наук в России необходимо написание диссертации, а также монографии . При использовании сочетаний типа Doctor of Science / Doctor of the Sciences / Doctor of History / Doctor of Technical science (s) для передачи степени доктора наук следует также давать разъяснения. В частности, можно подчеркнуть, что степень доктора наук является высшей ученой степенью в нашей стране, а многие из ее обладателей имеют звание профессора:
The Russian Doctor of Science degree is the highest research degree in this country. Many scientists having that degree are professors.

Кроме исследовательских степеней research degrees в англоязычных странах имеются также профессиональные докторские степени professional degrees , которые присваиваются специалистам определенной квалификации в ряде областей:
Doctor of Medicine, сокр. M.D. (медицина)
Juris Doctor, сокр. J.D. (юриспруденция).

В англоязычных странах обладатель профессиональной степени обязательно имеет квалификацию, отвечающую требованиям, выдвигаемым к специалистам этого плана соответствующей профессиональной ассоциацией. Например, для получения степени Juris Doctor в США необходимо, как правило, сначала получить степень бакалавра, а затем успешно закончить трехлетнюю юридическую школу law school ; для получения степени Doctor of Medicine – степень бакалавра и закончить четырехлетнюю медицинскую школу medical school и интернатуру internship . Таким образом, можно сказать, что профессиональные степени в англоязычных странах соответствуют русским дипломам врачей и юристов, хотя и требуют большего времени для их получения, и не могут использоваться в качестве эквивалентов русским ученым степеням кандидатов и докторов медицинских и юридических наук. Обладатели этих степеней должны учитывать это обстоятельство и в случае необходимости дать, например, такое пояснение:
I have a degree which we call Doctor of Medical Science degree. It is our senior research doctoral degree in this field.

Реализовать карьерные амбиции и добиться зарплаты, измеряемой числом с пятью нулями, можно не только с дипломом MBA. Степень PhD гарантирует не меньший успех.

Западная степень PhD (Doctor of Philosophy) не распространена у нас, за рубежом же ее обладатели считаются интеллектуальной элитой. Наш аналог PhD - это степень кандидата наук. На Западе для получения нужно закончить докторскую программу в университете или бизнес-школе и защитить диссертацию. Получить степень PhD можно в различных науках или сферах бизнеса: к примеру, в математике, финансах, маркетинге и проч. Но нас сейчас интересюут "бизнесовые" и "экономические" PhD.

До конца доходят не все

Программы PhD есть почти в каждом университете мира. Котируются программы при ведущих американских университетах и бизнес-школах: Harvard, Stanford, Columbia, Rochester, Carnegie Mellon и др. За пределами США сильные программы PhD в London Business School, INSEAD, IMD и ряде других школ.

Докторская программа длится в среднем четыре-шесть лет. Первые год-два докторанты изучают 10-20 курсов, а потом сдают квалификационный экзамен. Затем начинается научная работа над конкретной темой под "надзором" профессора; подготовка к диссертации, включающая в себя написание научных статей; самообразование и преподавательская деятельность. И, наконец, нужно еще защитить диссертацию.

Но до защиты доходят далеко не все. В среднем с потока выпускаются только 20-40% от всех поступивших. Больше половины докторантов прерывают учебу примерно на середине. Почти в каждом университете студент, проучившийся два года в докторантуре, автоматически получает степень магистра - так называемую Master of Science (MS) или Master of Art (MA). Поэтому многие, посчитав эту степень достаточной, уходят с PhD досрочно. Олег Замулин , обладатель PhD в Michigan, профессор Российской экономической школы (РЭШ): До конца выдерживают только те, кто действительно создан для науки. PhD - это специфическая среда, которая не подходит для тех, кто ищет быстрых и легких путей, чтобы урвать большой куш.

Не все и поступают

Поступить на PhD можно сразу после университета - достаточно иметь степень бакалавра (ей соответствует российский диплом о высшем образовании). Возраст докторантов -- от 23 лет. Обычно они моложе магистров в бизнес-школах, поскольку для поступления на MBA, в отличие от PhD, требуется опыт работы. Впрочем, многие поступают на PhD, уже имея и опыт работы, и даже магистерскую степень MBA.

Поступающий на PhD должен сдать те же экзамены, что и на MBA (TOEFL, GMAT или GRE), представить две-три рекомендации и нотариально заверенную копию диплома. Желательно также иметь несколько публикаций или опыт академической работы. Последние два условия, как правило, не обязательны, но шансов поступить у их обладателей больше. Подавать документы на поступление надо почти за год до начала учебы.

В зависимости от размера факультета набор в докторантуру составляет от 20 до 60 человек. Средний конкурс - 10-30 человек на место. К примеру, в этом году в Harvard было принято 22 человека при 700 претендентах, а в Wharton на 80 мест было подано 795 заявлений.


Ph.D доступнее, чем MBA

Как правило, программы PhD ничего не стоят студентам. Причем университет оплачивает учебу независимо от того, сколь долго она продолжается. Сергей Нетессин , получивший PhD в области операционного менеджмента в университете Rochester, профессор бизнес-школы Wharton: Можно учиться четыре года, а потом еще столько же работать над диссертацией. Один мой сокурсник получал PhD около десяти лет. Кроме того, университеты часто выделяют стипендии.

Академики...

Если выпускники MBA идут только в бизнес, то у обладателя PhD есть три варианта на выбор: заняться преподавательской деятельностью, посвятить себя исследованиям либо тоже уйти в бизнес (как правило, в исследовательские или аналитические отделы различных компаний). Многие умудряются совмещать две из этих трех сфер деятельности. Примерно 70-80% выпускников PhD выбирают академическую карьеру, то есть становятся преподавателями в университетах и бизнес-школах. Так что среднестатистический управляющий в западной компании - это скорее выпускник MBA, а не PhD. Сергей Гуриев , профессор экономики РЭШ: Топ-менеджерами после PhD обычно не становятся. Не потому, что не могут, а потому что не хотят. PhD - это стиль жизни людей, рожденных для глубокого аналитического анализа и разработки теорий. По мнению Олега Замулина, MBA учит заниматься бизнесом, то есть имеет практическую направленность, а PhD разрабатывает интеллектуальный потенциал и способность к мышлению.

Выпускники, выбравшие академическую карьеру, сразу после учебы начинают преподавать в университетах. В бизнес-школах платят больше, но приходится учить очень своенравных студентов MBA. Но зарплаты профессоров в области бизнеса и экономики сравнимы с доходами выпускников MBA. Например, средний "ассистент профессора" (стартовая должность после PhD) получает либо столько же, либо чуть больше выпускника MBA. Сергей Нетессин: Дальше доходы, например, американской профессуры варьируются от $150 тыс. до $400 тыс. в год. Так, младшим профессорам платят по $200 тыс., профессора и заслуженные профессора получают $250-400 тыс. в год. В США есть и так называемые профессора tenure. Этот статус может быть присужден спустя шесть-девять лет после начала преподавательской деятельности. Профессоров аттестуют, и тем, кто показал самые хорошие результаты, присуждают статус tenure, что гарантирует пожизненный контракт с университетом или бизнес-школой -- расторгнуть его может лишь сам преподаватель.

Очень часто обладатели PhD преподают не в том университете, который заканчивали

Сергей Гуриев: "Считается, что если университет нанял своего же выпускника, это значит, что от него отказались другие. Поэтому обычно PhD уходят к конкурентам из числа "топовых" университетов."

Ирина Денисова , PhD экономики Manchester University: "В Европе профессора получают меньше, чем в Америке, но зато и система контрактов у них менее жесткая. Да и получить работу в Европе гораздо проще, чем в США. Впрочем, PhD гарантирует 100-процентное трудоустройство по обе стороны Атлантики. По словам Сергея Нетессина, спрос на PhD превышает предложение почти в два-три раза: так, в США на 20-30 вакансий претендует около десяти человек. Но устроиться в Америке после окончания европейского университета очень сложно. Поэтому те, кто планирует работать в США, поступают в американские университеты. Кстати, по американскому законодательству эмигранты со степенью PhD рассматриваются на получение гражданства в первую очередь."

Как уже было сказано, академическая карьера - не единственный вариант для обладателей PhD. Некоторые уходят в бизнес -- например, разрабатывают методики для решения проблем управления, придумывают всевозможные бизнес-схемы и кейсы, которые затем используются в программах MBA и в реальном бизнесе.


Многие Ph.D работают в сфере бизнеса

По словам Станислава С. , прослушавшего учебный курс PhD в LBS, в бизнес уходит 25% русских докторантов. В таких специалистах западные компании ценят их головы, а не практические навыки. И ценят высоко. Так, в инвестиционных банках сотрудникам-PhD платят не меньше, чем свежеиспеченным MBA - по $120-150 тыс. в год. В консалтинговых компаниях PhD обычно предлагают $60-100 тыс. в год, но через три-четыре года они могут рассчитывать на более высокие доходы.

В Россию после получения западных PhD возвращаются единицы

Сергей Гуриев: "Таких десятки из нескольких сотен. Во-первых, на Западе выше зарплата, а во-вторых, на родине им недостает общения с коллегами. Как правило, обладатели PhD не занимаются в России преподавательской деятельностью -- наши вузы не в состоянии оплачивать их услуги. Поэтому докторантов гораздо чаще можно встретить в практическом бизнесе. Так, российское представительство компании McKinsey в последний рекрутинг наняло около 40% новых сотрудников со степенью PhD. Впрочем, по количеству предложений пока выигрывают обладатели MBA."

Игорь Гончаров , финансовый аналитик компании Business Consulting Group: "80% персонала в консалтинге, инвестиционных банках и индустрии дают все же MBA. В нашей компании много людей с MBA и единицы с PhD. Считается, что у обладателей PhD широкий интеллектуальный потенциал, но бизнес-смекалки все-таки больше у обладателей MBA."

"Мы учились по журналам"

В этом году Светлана Кириллова получила степень PhD в бизнес-школе LBS. Сейчас она работает консультантом в лондонском офисе консалтинговой компании McKinsey. Вот что она рассказала о своей учебе и опыте трудоустройства.

"Я закончила факультет психологии МГУ, два года училась в аспирантуре, где занималась исследованиями в области поведения потребителей. Потом несколько лет училась в Academy for Educataional Development в Вашингтоне и параллельно работала. А в 1997 году поступила на программу PhD в LBS -- там интересные проекты по маркетингу. Стипендия у меня была более $11 тыс. в год. Правда, для Лондона это немного.

Почему я выбрала PhD, а не MBA? Мне хотелось стать квалифицированным специалистом в какой-то одной области, а MBA дает слишком широкое образование. Первые полтора года мы проходили около десятка обязательных предметов, а также специализированные курсы по различным аспектам маркетинга. Писали статьи для подготовки к диссертации. Например, результаты исследования, проведенного совместно с профессором Кентом Грейсоном, были опубликованы в Financial Times.

Учились мы не по учебникам, а по журналам -- в них самый актуальный материал. Студент PhD должен не просто уметь делать выводы, как студенты MBA, но и знать аргументы, которые к этим выводам привели. Обучение в LBS почти индивидуальное -- с двумя студентами работает один преподаватель.

Потом ты пишешь исследование, и через год-полтора проходит предзащита. Диссертацию обычно защищают к концу четвертого--началу пятого курса. Моя была посвящена развитию торговых марок.В основном студентов PhD ориентируют на преподавание в бизнес-школах. Но мне было интересно применить свои наработки на практике. Три года назад специалисты McKinsey опубликовали статью о том, что нужно делать фирмам для усиления своих брэндов. Я предложила продолжить это исследование. И оказалось, что наши цели совпали. Сейчас я работаю в McKinsey консультантом отдела маркетинга, занимаюсь исследованиями в области развития маркетинговой стратегии."

В американских вузах после получения диплома бакалавра можно поступить на магистратуру или аспирантуру. Магистратура даёт степень магистра, а из аспирантуры выпускаются PhD, что значит Doctor of Philosophy и сравнимо с нашим кандидатом наук. Это последняя степень, если речь не идет о врачах, которые могут стать ещё докторами медицины. Некоторые университеты присваивают вместо PhD степень Doctor of Science (доктор наук), по уровню знаний она совпадает с PhD.

Зачем учиться на PhD в США?

1. Чтобы получить интересную работу в сфере науки (не путать с преподаванием) и в перспективе вид на жительство в США.

2. Чтобы вернуться домой с практическим образованием и опытом работы с передовыми исследовательскими технологиями.

3. Чтобы перезнакомиться со всемирно известными учеными, корпорациями и влиять на судьбу мира.

А может, сначала получить бакалавра в США?

Это тоже вариант, и неплохой, однако бакалаврат в США лишен одной очень важной штуки, которая есть в университетах СНГ - даже не самых лучших. В США мало теории. Всё образование строится на практическом опыте, решении узких задач. Вы учитесь, исследуя конкретные проблемы, но не получаете ту самую знаменитую базу знаний, которой мы так гордились во времена СССР. К тому же, бесплатного образования в США нет, и бакалаврат возьмёт много ваших денег. Поэтому субъективно лучший вариант - получить бакалавра дома, попутно изучая английский язык, а на аспирантуру, которая длится 4–5 лет, приехать в США.

Как поступить в аспирантуру в США?

Для поступления вам нужно собрать пакет документов, который включает следующее:

1. Сертификаты о сдаче экзаменов TOEFL и GRE (GMAT)

TOEFL определяет ваш уровень разговорного американского английского. GRE и GMAT - это адаптивные тесты, которые проверяют ваши способности к анализу. Они включают математику, говорение и аналитическое эссе. Грубо говоря, GRE - для гуманитариев, а GMAT - для технарей. В первом большую роль играет словарный запас, а математика простая. Во втором много сложной математики, а вербальная часть гораздо проще.

  • TOEFL стоит около $200
  • GRE стоит около $190
  • GMAT стоит около $250

Не во все университеты нужно сдавать GRE (GMAT), некоторые принимают с TOEFL от 72 из 120.

2. Примеры публикаций

Предполагается, что вы живёте насыщенной научной жизнью и к моменту окончания бакалаврата уже сделали несколько публикаций о собственных исследованиях в научных журналах. Публикации надо приложить в оригинале и перевести. Чем выше уровень изданий, тем лучше.

Предположим, что вы поступаете не совсем на ту специальность, по которой учились. Это ничего, но общий профиль должен совпадать. Например, филолог вполне может поступать на аспирантуру по социальным наукам, например, политологии. И тогда вам нужны публикации, хотя бы частично связанные с политологией.

Три авторитетных человека должны порекомендовать вас по вашему профилю и раскрыть разные качества вас как ученого в своих рекомендациях. Это могут быть профессоры из вашего университета, но только если они наблюдали за вашей работой по тематике аспирантуры, или если вы были в их исследовательской команде. Это могут быть практики, с которыми вы работали над тематическими проектами, директора фирм, где вы успели применить свои знания по теме. Конечно, содержание писем не должно повторяться. Подойти к этому надо серьезно - рекомендации важнее даже оценок.

4. Эссе (Statement of Purpose)

Это ваше сочинение, в котором вы рассказываете, почему решили поступить в этот университет, почему им стоит вас учить, как вы используете полученные знания.

Оно пишется по шаблону: вы рассказываете о своих интересах, опыте, объясняете, почему выбрали этот университет, над чем хотите работать на его базе, какую пользу принесёте ему и стране (миру) в целом потом. В сочинении должна быть правда, и если ваша правда в том, что вы просто хотите в США - это зря, поищите другой способ получить визу.

Эти документы со своим дипломом и переведенным вкладышем с оценками вы отправляете в выбранные университеты. Их может быть сколько угодно, на за каждое рассмотрение документов надо платить по 50–100 долларов.

На самом деле, по-настоящему важно еще до поступления познакомиться и завязать диалог с одним или несколькими профессорами из вашего будущего университета, чтобы они уже знали, куда вас деть, и хотели вас взять.

Если университет одобряет вашу кандидатуру, вам присылают пакет документов с формой I-20 на студенческую визу F1, которая позволяет вам учиться в США до 7 лет и работать только в университете. Там же будет документ о том, что вас приглашают на полставки работать ассистентом на своём факультете, и для консульского офицера это значит, что у вас есть деньги на существование в США.

Вы покупаете билеты и подаёте заявку на собеседование. Билеты можно купить, если вы уже получили визу, но тогда будет дороже. Можно купить сразу, но не факт, что дадут визу. Если университет не предоставляет место в общежитии для аспиранта, в пакете документов на визу вам нужен будет еще документ об арендованном хотя бы на первое время жилье.

Как выбрать университет для получения степени PhD в США?

Если вам нужно на вершину научного прогресса, ваш выбор - престижные вузы типа Колумбийского, Стэнфорда, Йеля, Гарварда, Массачусетского технологического, Калифорнийского и Принстонского. Поступить в них - очень сложно, но теоретически шанс есть.

Если вам нужно толковое образование, можно выбирать любой университет, сориентировавшись по этому обзору .

Стипендия в университетах США

Почти все студенты аспирантуры получают стипендию от университета или спонсоров. Дополнительные деньги можно получить, работая в кампусе. Стипендия традиционно выше у студентов естественных наук, чем у гуманитариев. Медики и юристы стипендию не получают.

Чтобы вам платили стипендию, надо соответствовать разным нормам, например, учиться на B+/A- или набирать достаточно предметов за год. Иногда в стипендию входит общая медицинская страховка и другие преимущества. Однако вы должны платить налоги: федеральный, за обучение, налог штата. Поблажки, типичные для резидентов США, вам за эти налоги не положены.

Как оплачивать учебу на PhD

В США за высшее образование надо платить в среднем 35–60 тысяч долларов в год. Аспиранты обычно учатся за деньги спонсоров или оплачивая учебу своей стипендией и зарплатой в том же университете. Работать за пределами кампуса вам категорически нельзя, и нарушение этого правила - отличная причина для депортации. У вас есть три варианта.

1. Teaching Assistantship. Работа TA - это традиционная работа для первого-второго курса PhD. Вы проводите лабораторные со студентами, носите бумажки, помогаете преподавателю проверять работы и всё в таком духе.

2. Research Assistantship. Это помощь в лаборатории, вся черная работа, но академической нагрузки меньше, и можно получать удовольствие от постоянной практики на новейшем оборудовании.

3. Спонсорство корпораций - это когда вам платят компании за то, что вы исследуете технологии для них. Дело в том, что платить старшим учёным значительно дороже, а вы уже достаточно компетентны, чтобы дать нужный результат за меньшие деньги.

В хороших университетах вы безбедно существуете и платите за учебу по первым двум вариантам, плюс ещё имеете стипендию, которая у технарей всегда выше, чем у гуманитариев. Однако ваша зарплата не позволит копить деньги и отсылать их домой, как многие планируют изначально, поэтому надеяться заработать во время учёбы не стоит.

Несмотря на норму работы в кампусе по 20 часов в неделю, TA и RA отнимают гораздо больше вашего времени. Будьте готовы трудиться сутками и часто без выходных. Поэтому о дополнительном нелегальном заработке вообще забудьте.

Что нужно для получения степени PhD

Вы должны набрать нужное количество курсов из обязательных и выборных. В первый год вы должны понравиться профессору, с которым будете работать дальше, и он же может перевести вас в должности с TA на RA и за грантовые деньги взять к себе в проект.

После первого года учёбы надо сдать квалификационные экзамены. В некоторых университетах после этих экзаменов вы получаете степень магистра и можете быть свободны, если не хотите идти дальше.

Во второй год надо найти куратора, с которым вы будете писать диссертацию, то есть вы пишете, а он держит это на контроле. Кроме того, вам нужно хотя бы два года заниматься исследованиями и наконец защитить диссертацию.

Требования усложняются, если университет выше в рейтинге.

Что после получения степени PhD?

Уже в последние два года учебы на степень PhD в США вы должны присмотреть себе работу и активно налаживать контакты с потенциальными работодателями. Можно отправиться в индустрию или остаться в школе. В первом случае вы устаиваетесь в корпорацию, которая проводит исследования для себя. Во втором - остаётесь исследовать и преподавать в университете. В школе также нужно постоянно публиковаться, зато при достаточном опыте и стаже вы получаете работу, с которой вас по закону невозможно выгнать.

Как ни странно, чем выше степень, тем сложнее найти работу, потому что титулованные ученые стоят дороже, и часто проще нанять бакалавра, который сможет выполнять те же задачи за меньше денег. Так что искать работу надо сразу, знакомиться с большим количеством людей из вашей индустрии и поддерживать связь с профессорами, чтобы о вас вспомнили, когда начнут собирать команду для нового исследования.

Есть вариант взять за основу собственную разработку и создать бизнес, но тут риск провалиться гораздо выше, чем вероятность преуспеть, потому что только 2% разработок в науке становятся успешными коммерческими проектами.

Специалистов с ученой степенью в украинском IT не так много. Мы расспросили кандидатов наук, которые работают в IT-компаниях, почему они решили поступать в аспирантуру, с чем пришлось столкнуться, какой опыт и навыки получили, где пригодилась ученая степень.

Артем Чернодуб , Chief Scientist в Clikque Technology, приглашенный лектор в УКУ, 10 лет в IT

Кандидат технических наук по специальности «Системы и средства искусственного интеллекта», ИПММС НАНУ.

Тема диссертации: «Обучение динамических нейронных сетей на задачах долгосрочного прогнозирования», 2016 г.

В школе я точно знал, что хочу стать программистом, поступил на профильный факультет МФТИ. Но во время подготовки бакалаврского диплома на базовой кафедре увидел, как работает самообучающаяся система управления спутником на нейронных сетях - и был поражен! Решил, что отныне хочу заниматься только этим: нейронными сетями, машинным обучением, распознаванием образов. Поступление в аспирантуру было естественным дальнейшим шагом, другого способа заниматься нейронными сетями в 2007 году не было. Нужно заметить, что сейчас, 10 лет спустя, ситуация сильно изменилась: появилось и быстро растет индустриальное коммьюнити направления искусственного интеллекта, неакадемические IT-конференции по теме AI (AI Ukraine, Data Science Lab и др.), AI-хакатоны и появились возможности для онлайн-обучения: Coursera/Udacity/Udemy/Prometheus. Да и просто появляются Junior позиции по направлению DS/ML, раньше это была большая редкость.

Ученая степень - это вещь, необходимая для занятия научной и преподавательской деятельностью. В IT-индустрии же наличие Ph.D. по теме вакансии обычно «is a plus», то есть хорошо, но необязательно. Что касается моего личного опыта, из позитивных историй, которые со мной случились после получения научной степени в прошлом году, - меня пригласили читать лекции на курс «Introduction to Deep Learning» в Украинский Католический Университет. Также я выиграл краткосрочный научный грант DAAD на стажировку в Германии - я бы не смог на него податься без Ph.D. Для моей текущей позиции (Chief Scientist) научная степень - это тоже был сильный аргумент «за».

Навыки и опыт тут делятся на два класса: непосредственные скиллы по специальности и практика занятия научной работой, написание диссертации в целом. По первой части, я считаю, мне очень повезло: нейронные сети и машинное обучение, которые 10 лет назад были предметом внимания разве что для группы фанатов ИИ вроде меня, сейчас стали очень востребованы в IT и с каждым днем становятся все популярнее.

По второй части, нужно сказать, что учеба в аспирантуре и написание диссертации - это шанс сосредоточиться на какой-то глубокой проблеме, изучить ее со всех сторон, узнать все существующие известные решения и предложить новое. Нужно доказать, что предложенное решение более эффективно и объяснить, за счет чего. Кроме того, нужно развернуто и структурированно изложить все это в трактате объемом в сотню страниц. Если это делать нехалтурно, то это сложная задача на несколько лет. Её решение изменяет сам стиль мышления и дисциплинирует в целом и это, по-моему, и есть главная польза от аспирантуры. Причем эта часть является более-менее инвариантной к специальности и даже, иногда, к виду науки. Я знаю несколько очень сильных специалистов в машинном обучении, которые до этого работали и защитились как физики, а потом смогли быстро переориентироваться.

Срок актуальности конкретной диссертации напрямую зависит от глубины фундаментальности проблем, рассмотренных в ней. Если диссертация посвящена, например, каким-то программным продуктам, то срок актуальности может быть несколько лет, а если это решение задачи упаковки шаров в 8-мерном пространстве, за что недавно украинский математик Марина Вязовская получила престижную международную премию - то это и несколько сотен лет. Правда, в украинских IT-диссертациях чаще бывает, что они полностью высосаны из пальца только для того, чтобы получить научную степень - и тогда смысла говорить о сроках актуальности нет, поскольку самой актуальности нет и не предполагалось изначально.

Работать 40 часов в неделю и полноценно учиться в аспирантуре, по-моему, абсолютно невозможно. У меня был жесткий принцип: я работал только в IT-проектах с задачами, близкими к теме моей научной работы. Обычно в стартапах, которые использовали технологии искусственного интеллекта, распознавание образов и так далее. Поскольку специалистов, которые умеют такое делать, найти трудно, мне удавалось договориться о свободном графике и неполной рабочей неделе - 2-3 дня в неделю. И все равно, это очень замедлило весь процесс. Периодически стартапы «умирали» - и тогда я занимался несколько месяцев только наукой. С другой стороны, работа в реальных проектах позволила получить практический опыт применения ИИ-технологий, пользу которого сейчас трудно переоценить.

Поэтому если вы решили поступать в аспирантуру - я крайне советую сдавать IELTS/TOEFL и поступать в западный университет, там у вас будет намного больше шансов заниматься действительно наукой, а не непонятно чем. Конечно, у нас тоже бывают хорошие профессора и научные сотрудники, фанаты своего дела с зарубежными связями, но их очень мало.

Я надеюсь продолжить преподавать в УКУ. Также осенью по гранту DAAD поеду в Германию в Гамбургский университет заниматься научной работой. Но вообще академическая наука (например, в плане написания научных статей) для меня это уже скорее хобби. Вместе с тем, разумеется, я буду продолжать активно заниматься R&D деятельностью, содержащей большую долю науки, - прежде всего, применением машинного обучения для практических задач.

Валерия Третьяк , Java Developer в Innovation Development Hub, доцент КПИ, 10 лет в IT

Кандидат технических наук по специальности «Математическое моделирование и вычислительные методы», НТУУ «КПИ».

Тема диссертации: «Методы и средства математического моделирования процессов теплообмена в двухфазной среде (на примере лазерно-дуговой наплавки)», 2014 г.

Мое поступление в аспирантуру было обусловлено рядом событий. Я участвовала в научно-исследовательской работе кафедры ещё при написании бакалаврской работы. Моя магистерская диссертация, по мнению научного руководителя, уже наполовину была кандидатской. Решила продолжить обучение в аспирантуре, исходя из принципа «кто, если не я». Но главное, что мне это было интересно, и я не нуждалась в деньгах.

С тех пор моя карьера состоит из двух параллельных потоков: разработка ПО и научно-образовательная деятельность.

К совмещению работы и учебы я привыкла ещё со второго курса. Поначалу было несложно. На шестом курсе получилось, что я учусь в магистратуре и в группе академического резерва (то, что люди обычно делают в аспирантуре), плюс работаю разработчиком и еще на кафедре принимаю участие в хозтеме, тогда стало очень тяжело, спасибо, муж мне помогал. Потом нагрянул кризис, и компания по разработке закрылась, т. к. она выпускала продукт, ориентированный на строителей, которые тогда сразу же потеряли покупательную способность. Я же пошла в аспирантуру, а по правилам нашей кафедры все аспиранты должны работать преподавателями, так началась моя карьера в образовании. Вернулась к промышленному программированию уже после защиты, когда начала понимать, что прогресс идет и нужно за ним поспешить. К тому же на летних каникулах, становилось невероятно скучно. Теперь совмещаю разработку и преподавание.

В образовательной сфере степень очень нужна, она позволяет получать более высокие должности. Однако в карьере разработчика лично мне она не помогла, на текущий момент. Это связано с тем, что я работаю в украинской компании, а у нас ни образование, ни степень особенно не ценится. С другой стороны, в более развитых странах ситуация совершенно иная. Например, для посещения некоторых семинаров или конференций, нужных для работы, допускаются лишь магистры или доктора философии. Таким образом, твой уровень образования может ограничивать тебя в получении дополнительных знаний и, следовательно, в продвижении по карьерной лестнице. Но их система образования тоже очень отличается от нашей: основной акцент там ставится на изучение фундаментальных наук. Под конец бакалаврата их студенты успевают прослушать лишь пару курсов по программированию, зато глубоко изучали математику, физику, химию и даже биологию (зачем?). Наших выпускников ценит зарубежный бизнес как хороших программистов, но их университеты ставят нам в укор недостаток фундаментальных знаний. Это привело к тому, что срок обучения в аспирантуре был увеличен до четырех лет и теперь там будет много обязательных предметов, с целью привести наших Ph.D. к тому же уровню фундаментальных знаний.

В мое время в аспирантуре можно было по желанию пройти несколько дисциплин, я выбрала педагогику и риторику, так как это важно для преподавания. Все равно при работе над диссертацией многому учишься, например, последовательно излагать свои мысли, проводить анализ, строить предположения, проверять их, делать выводы. В голове кристаллизуется алгоритм, как вести себя в условиях полной неопределенности, чтобы достичь цели. Защита очень сильно прокачивает целеустремленность. Иногда в научных поисках чувствуешь себя заблудившимся в лесу ребенком, никогда даже не видевшим растений, но берешь себя в руки и прокладываешь путь к цели. Из soft skills выделяю суперспособность продуктивного общения с людьми. У них может быть другая точка зрения, система ценностей и даже мировоззрение, но приходится находить общий язык.

Конечно, каждый соискатель проходит разный путь, но, думаю, наличие степени должно сказать работодателю, что человек умеет самостоятельно решать нетривиальные задачи, обладает достаточным упорством для достижения цели, и, как правило, это ответственный человек.

Хотелось бы, чтобы у нас образование больше значило при приеме на работу. Но уровень выпускников сильно разнится, и работодатели не могут доверять диплому. Я сейчас исполняю роль методиста (это тот человек, который придумывает, какие предметы и в каком порядке нужно давать студентам) и могу уверить, что у нас очень мощная программа подготовки, и с каждым годом она становится все лучше. Однако все сложнее найти достойных преподавателей, так как зарплата даже в КПИ и в Шевченко в разы меньше зарплаты разработчиков. Дело усугубляется падением курса гривны. Мало кто может работать за идею, тем более в университетах от тебя требуют научную степень, ученое звание и ещё много всего. Слабый уровень преподавателей ведет к снижению общего качества выпускников. А к увеличению разницы в уровне выпускников ведет один очень неприятный замкнутый круг в самой системе высшей школы: количество выпущенных студентов влияет на количество выделенных денег. Выходит, что вуз, выгоняя слабых студентов, урезает свое финансирование. Для достижения престижа образования нужно, чтобы качество ценилось больше количества. Это может быть достигнуто, если в дело вступит бизнес, осуществляя материальную поддержку вуза только за качественные кадры. Некоторая работа в этом направлении ведется, но пока кроме ЕPAM, никто не предлагает реальной помощи, насколько мне известно.

В общем, есть немало проблем в науке и образовании, нужно их решать. Даже сейчас, если честно учиться и серьезно работать, можно кроме диплома получить также знания. Можно защитить диссертацию и при наличии опыта в IT получить хорошую должность в зарубежной компании. Можно двигать науку и обеспечить этим лучшее будущее. Что касается меня: пока ставлю свою научную деятельность в режим гибернации, устала очень. Основные усилия направляю на разработку, это весело. Очень много всего сейчас - только успевай осваивать новые технологии. Преподавание не хочу бросать: считаю это своим долгом обществу.

, Senior Software Developer в Lohika, 12 лет в IT

Кандидат технических наук по специальности «Процессы механической обработки, верстаты и инструменты», ОНПУ.

Тема диссертации: «Диагностика состояния режущего инструмента для финишной обработки методом многопараметрического прогнозирования», 2015 г.

Решил учиться в аспирантуре по двум причинам: логическое продолжение высшего образования и интересные научно-исследовательские задачи - я занимался обработкой изображений и распознаванием образов. Считаю, что это было верное решение.

Научная степень никак не влияет на построение карьеры в украинском IT, по моим наблюдениям, для работодателей (как местных, так и зарубежных) неважно наличие/отсутствие научной степени. Научная деятельность и деятельность, типичная для украинского IT, - весьма дистанцированы, хоть каждая и ценна сама по себе. С таким же успехом можно выяснять, к примеру, как увлечение шахматами помогает в построении карьеры в IT.

Пригодились разве что софт-скилы, приобретенные во время работы над диссертацией, как то способность делать доклады, налаживать коммуникации, вести переговоры, писать статьи, заниматься исследовательской работой. Совмещать работу с учебой в аспирантуре - да, признаться было довольно сложно. Насчет проблем в украинском образовании - тут я соглашусь с общим мнением - недофинансирование научно-исследовательских программ, оторванность от бизнеса, рынка труда. В планах у меня развитие профессиональной карьеры с использованием навыков, полученных в годы занятия научной деятельностью.

Андрей Гахов , Senior Software Engineer в ferret go GmbH (Берлин), 13 лет в IT

Кандидат физико-математических наук по специальности «Математическое моделирование и вычислительные методы», ХНУ им. В. Н. Каразина.

Тема диссертации: «Метод дискретных особенностей и компьютерный инструментарий для моделирования дифракции акустических волн на трехмерных плоскопараллельных структурах», 2009 г.

Во время учебы в университете я не работал (не учитывая разного рода подработок), считая фундаментальные знания своим конкурентным преимуществом в будущем, поэтому поступление в аспирантуру стало естественным продолжением обучения. Основной целью было повысить свой профессиональный уровень, попробовать себя в роли исследователя. Считаю решение правильным, хотя и было достаточно непросто.

Мне ученая степень в жизни только помогает. Например, моей первой fulltime-работой в качестве программиста был университетский проект в Португалии, в который я смог попасть именно благодаря ученой степени. Если брать, например, самое обывательское понимание ученой степени, то она как минимум говорит о том, что ее обладатель смог довести некое исследование до финала, сформулировать его на бумаге и доказать некоторому количеству человек, что оно того стоит - для меня это важнее в резюме общих фраз типа «целеустремленный, ответственный и т. п.».

Конкретно во время учебы в аспирантуре мне больше всего запомнилась философия науки, которая не только помогла понять развитие современного знания, но и его роль в мире. Считаю данный предмет очень важным для будущего ученого и вообще образованного человека. Кстати, это не раз помогало мне не упасть в грязь лицом в неожиданных философских дискуссиях с менеджментом (причем сразу в нескольких компаниях, где я работал). Из практической пользы (под которой на DOU понимают почему-то только разработку кода) могу отметить, что в те времена доступ к параллельному программированию и вычислительному кластеру был только в больших организациях и университетах, а работа со студентами неплохо прокачала умение быстро читать и находить проблемы в коде и т. п. Но главной пользой аспирантуры и последующей защиты диссертации считаю умение излагать свои мысли на бумаге, финализировать исследования, формулировать и проверять гипотезы, работать с дедлайнами. Относительно знаний, полученных во время учебы в аспирантуре, то что-то пригодилось, а что-то нет, тут зависит от конкретных задач.

Разные диссертации имеют разное отношение к практике. Я считаю, что практическое применение непосредственно самой диссертации встречается очень редко, а вот идеи, развиваемые в ней, вполне могут пригодиться и часто используются. Актуальность диссертации измеряется актуальностью ее предмета исследования, а также использованными методами и полученными результатами. Тут как повезет. Но цель кандидатской диссертации - сформировать самостоятельного ученого, а самые интересные результаты он, как правило, получает значительно позже.

Совмещать работу и учебу для меня было несложно. Учебы в аспирантуре как таковой нет, кроме нескольких часов лекций в неделю в первые годы. Основная загруженность идет от плана исследования, написания статей и преподавательской нагрузки. Во времена аспирантуры я работал как фрилансер с США, т. е. в основном ночное/утреннее время, поэтому работа сильно не мешала, а здоровье позволяло. В то же время у меня были хорошие отношения как с научным руководителем, так и с руководством факультета, которые всегда видели во мне коллегу, а не рабскую силу.

В аспирантуре основной проблемой для меня было отсутствие информации, доступа к передовым публикациям, ограниченность имеющейся вычислительной техники. Сейчас эти вопросы решаются намного проще. Может, я один из немногих или просто мне повезло, но я до сих пор считаю, что программа мехмата тех лет была конкурентоспособная, и особых изъянов для меня как студента не было, разве только забюрократизированность. Как аспирант - сталкивался с совершенно непонятными требованиями законодательства и различного рода инструкциями, но я всегда относился к этому просто, как к квесту, который надо пройти, и как естественной части опыта, получаемого в аспирантуре. Уже работая преподавателем, а позже - доцентом кафедры, часто отмечал инерционность, отсутствие гибкости, формальность подходов у руководства многих образовательных учреждений, но эти особенности присущи многим университетам и за рубежом. Для себя всегда отмечаю, что многие абитуриенты и студенты не понимают разницу между фундаментальным и профессиональным образованием, считая это недостатком всей системы образования - отсюда и дискуссии о нужности или ненужности поступления в университет, слабости программ обучения и т. п.

Фактически я преподавал или участвовал в подготовке курсов с 5 курса университета, что в итоге вылилось в 10 лет преподавательского стажа. Мне повезло принять участие в формировании факультета компьютерных наук в университете, и, уже работая программистом за границей, я иногда готовил и приезжал читать семинары и курсы лекций, пытаясь осовременить существующие программы обучения. На будущее планирую больше сконцентрироваться на образовательных аспектах, но иногда хочется вернуться в активную исследовательскую деятельность.

Елена Вербицкая (Ткаченко) , Project Manager в DataArt, доцент в НУ ОМА, 12 лет в IT

Кандидат технических наук по специальности «Системы и средства искусственного интеллекта», ОНПУ.

Тема диссертации: «Методы адаптивно-структурной локализации символьной информации при формировании образов в системах искусственного интеллекта», 2009 г.

В аспирантуре ОНПУ я стала учиться по приглашению будущего научного руководителя, а также потому что жалко было прощаться с учебой / родными стенами.

Пригодилась ученая степень только в НУ ОМА для должности доцента и возможности читать свой курс по искусственному интеллекту. В IT-компаниях в нашей стране ученая степень не играет никакой роли. Полагаю, немногие знают, что я кандидат наук. Позитивные знания в аспирантуре - исследовательские возможности в науке, стрессоустойчивость и закалка нервов. Больше ничего:) К сожалению, даже поездки на научные конференции в большинстве случаев были за личные средства, поэтому приходилось работать. Молчу про саму защиту, поездки к оппонентам, оплачивание им гостиниц, гонорары, банкет и т. д. Университетскую зарплату сложно назвать заработком в принципе.

Знания опять-таки пока пригодились только для преподавательской деятельности. Это такое мое хобби, плюс жаль совсем расставаться с Machine Learning. Студентам очень нравится курс искусственного интеллекта, особенно если включать в него все современные разработки и достижения. В IT пока знания не пригодились, но у меня есть надежда, что когда-нибудь мне посчастливится работать проекте, в котором будет задействовано машинное обучение.

Совмещать учебу и работы - да, было нелегко. Работала на 4-х работах + диссертация. Но так как на тот момент не было семьи, можно было утилизировать себя 24×7:) Преподаю и сейчас. Не бросала ни работу, ни преподавание. Муж считает преподавание чудачеством, которое надо скорее завершить. Но мне жаль потраченного времени и здоровья, да и очень хочется, чтоб хоть некоторые предметы разжигали в студентах интерес к науке и новым современным знаниям. Поэтому пока уходить из университета не планирую.

Система образования и подготовки специалистов в Украине - на нуле. Современные знания по IT-технологиям в университетах не преподают. Старому штату слишком сложно перестроиться, а молодежи вы в университетах не найдете. Практически все ребята со светлой головой на плечах вынуждены были оставить обучение в аспирантуре/преподавание и идти зарабатывать деньги. Многие перешли в IT. К сожалению, почти все упирается именно в материальный аспект.

Молодежи (студентам) не на кого равняться, так как молодых преподавателей, работающих на энтузиазме, становится с каждым годом все меньше. Толковые студенты с 1-3 курса уже стараются пристроиться на работу, поэтому образование для них всего лишь корочка, но не знания.

Андрій Маленко , Machine Learning Specialist в VideoGorillas LLC, старший науковий співробітник Інституту кібернетики ім. В. М. Глушкова НАН України, 11 років в IT

Кандидат фізико-математичних наук за спеціальністю «Теорія ймовірностей і математична статистика», КНУ ім. Т. Шевченка.

Тема дисертації: «Порівняння ефективності оцінок у загальній нелінійній моделі регресії з похибками у змінних», 2009 р.

Після закінчення магістратури хотілось спробувати свої сили у науці. Моїм науковим керівником став професор Олександр Кукуш, справжній Вчитель з великої літери. Великою мірою він був причиною того, що я вступив до аспірантури та подолав весь шлях до захисту. Ще жодного разу не довелось пожалкувати про своє рішення, навпаки, особисто для мене це був позитивний досвід. Звісно, були локальні труднощі, як технічні, так і бюрократичні, але, оглядаючись назад, я пам’ятаю своє спілкування з науковим керівником, стажування у Німеччині, участь в конференціях та остаточне задоволення від того, що подолав чотириглавого дракона (власну дисертацію).

Не можна сказати, що науковий ступінь - це універсальний інструмент для кар’єри, ключ до усіх дверей. Але, тим не менш, це актив, який допомагає, викликає повагу під час співбесіди та подальшої роботи. Я не стикався з негативним ставленням до себе з боку українських чи закордонних роботодавців на тій підставі, що я певний час займався наукою чи викладанням.

Коли я працював в Інституті кібернетики, знання з математичної статистики знадобились при аналізі результатів роботи суперкомп’ютера СКІТ, розробкою якого ми займались у 2012-2013 роках. Наступного року наш колектив був відзначений премією Президента України для молодих учених. Найбільш корисні навички з аспірантури - це уміння структурувати знання та викладати результати своєї діяльності у письмовому вигляді. Поки люди не навчились читати думки інших людей, такі уміння завжди будуть актуальними.

Моя дисертація - теоретична робота з теорії ймовірностей та математичної статистики, власне, набір формул та теорем, які закривають невелику білу пляму в окремій гілці спеціалізованої науки. Має пройти кілька рівнів використання наслідків цих теорем, щоб результати такої дисертації змогла відчути пересічна людина. Так, зокрема, співавтори наших статей з Німеччини та Індії співпрацюють з лікарями, які вивчають вплив радіації на живих істот. І тут висновки з моїх досліджень мають опосередкований вплив на вибір математичних методів обробки статистичних даних експериментів.

Застосувати результати дисертації напряму мені не вдалось, більшість проектів, пов’язаних зі статистикою, обробкою даних, machine learning тощо вимагали інших підходів, ніж моделі, описані у дисертації. Тим не менш, загальні знання з математичної статистики та й просто ґрунтовна математична підготовка допомагали у більшості проектів, де я брав участь.

Чи складно було поєднувати роботу з навчанням? Однозначно так. На початку аспірантури я працював неповний день і не міг зосередитись на роботі та аспірантурі одночасно. Певною мірою винна моя неорганізованість. Коли я звільнився через півтора року заради дисертації, стало значно легше завершити почате.

Я закінчив університет більше 10 років тому й досі вдячний викладачам мехмату за те, що вони вивчили такого бовдура, як я. Основною проблемою як вищої освіти, так і науки, я вважаю забюрократизованість та недофінансування. Дуже важко переконати здібного студента йти до аспірантури та продовжувати наукову кар’єру при зарплаті/стипендії 100-200 доларів, коли ІТ-компанії пропонують фахівцям у 30-50 разів більше. Щоб робити системну науку, зараз не досить однієї самопожертви ученого, рано чи пізно молода людина задумується про свій рівень життя, квартиру, сім’ю та або йде з науки, або продовжує займатись нею за кордоном. Більшість «реформ» у науці зводяться до мавпування додаткових вимог, прийнятих у інших країнах, та створення ученим перешкод, у той час коли, наприклад, Академія наук Китаю, не соромлячись, купує українських вчених оптом та вроздріб.

Я далі планую поступово переходити до більш практичної діяльності, час від часу писати статті з результатами та виступати на конференціях, щоб не втрачати форму.

, Development Manager в Dreamscape Networks, 13 лет в IT

Кандидат технических наук по специальности «Медицинская и биологическая информатика и кибернетика», Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем НАН и МОН Украины.

Тема диссертации: «Информационная технология исследования интернет-зависимости у пользователей социальных сетей», 2012 г.

В аспирантуре я учился с целью получения новых знаний и однозначно считаю это решение правильным для себя. Сама ученая степень пригодилась в общении с западными компаниями. Запад в ней действительно видит ценность. Про украинских работодателей такого не особо скажешь, поскольку многие к ученой степени относятся, как к бантику. В целом ученая степень не особо повлияла на карьеру, поскольку в первую очередь любого работодателя, партнера по бизнесу интересует качество и сроки выполнения работы.

Один из основных полезных навыков, полученных в аспирантуре, - это умение смотреть на системы и процессы извне, чтобы исследовать их. Второй полезный навык - умение доводить дело до конца. Написать диссертацию - это треть дела. Вторая треть - защитить ее, при этом учишься отстаивать свою точку зрения. Еще один навык - это работа с документами: по окончании аспирантуры, особенно после защиты, начинается путешествие по кругам ада Данте, когда количество бумаг, сопровождающих диссертацию, соизмеримо с самой диссертацией, и вся эта беготня учит маневрам и коммуникации.

Практическая польза диссертаций, особенно в области информационных технологий, в Украине всегда упирается в госструктуры, и пока принимается какое-либо решение о внедрении результатов, то эти результаты уже не всегда актуальны. Да и во многих случаях работы идут просто в архив. Так что, по моему мнению, практическая ценность диссертаций в области информационных технологий минимальна в Украине.

Совмещать работу и учебу было несложно, но при условии четкого планирования времени. Сама работа над диссертацией занимала у меня порядка 10-15 % времени. А вот защитный период отнимал все время, где-то на протяжении 6 месяцев.

В украинской системе образования и науки в нашем секторе нет проблем только с фундаментальными направлениями. На специальностях по информационным технологиям программы обучения устаревшие, и даже при всем желании кафедр их усовершенствовать, многое упирается в министерство образования и затягивается на годы, и тогда программы снова становятся неактуальными. Максимум, что можно получить в нашей системе образования, - это фундаментальные инженерные и математические знания. Все остальное приходится получать самостоятельно.

Теперь я занимаюсь наукой исключительно в свободное время и довольно мало, когда друзья и коллеги обращаются с интересными исследованиями в области систем оценок здоровья, анализа контента и highload-систем. Периодически выступаю в роли главы экзаменационной комиссии по информатике в разных вузах. Честно, хотел бы продолжать как научную, так и преподавательскую деятельность, но, к сожалению, на данный момент на это просто нет времени.

, CTO, co-founder в SapientPro, Senior Software Developer в Networktables.com , 6 років в IT

Кандидат технічних наук зі спеціальності «Автоматизація процесів керування», НТУ «ХПІ».

Тема дисертації: «Синтез анізотропійних регуляторів багатомасових електромеханічних систем з параметричною невизначеністю», 2015 р.

Вступав до аспірантури спочатку з цікавості, хотілося спробувати себе в науці. Але згодом стикнувся з реаліями, які сильно демотивували, та вже було шкода витраченого часу, тому довів справу до кінця. Чи було це вірним рішенням? Важко сказати, але другий раз, мабуть, я на це би не пішов.

В українському ІТ мало дивляться на диплом, всіх цікавлять лише реальні навички і знання. Закордонні роботодавці та замовники позитивно дивляться на наявність Ph.D. в CV та LinkedIn, бувало, саме через це зверталися до мене. Також науковий ступінь має переваги при еміграції, але поки мене не цікавить це питання. Із корисного досвіду залишилися терпіння, вміння довгий час робити нецікаву роботу та досвід спілкування з бюрократами. Напряму знання в роботі не знадобилися, тема досить вузька, але багато де допомагають підходи та методи організації процесу та часу.

Щодо практичної користі дисертацій - важко відповісти, з однієї сторони, розроблений метод був дійсно переданий у виробниче підприємство, з іншої, радикального покращення існуючих методів не відбулося. В даній області є багато розробок, тому цілком можливо, що буде розроблений кращий метод, так що, сумніваюся, що актуальність буде довготривалою.

Поєднувати роботу з навчанням було досить легко, я працював під час всього періоду навчання в аспірантурі. Компанія була досить лояльна, а погодинний принцип оплати та можливість працювати віддалено дозволили гнучко організовувати робочий процес. Проблеми української освіти широко відомі: недостатнє фінансування, низький рівень оплати праці та стипендії, високобюрократичні процедури. Після закінчення аспірантури я пішов з науки та освіти. Зараз працюю у власній компанії, яку ми заснували разом з друзями і колегами, і повністю приділяю час її розвитку. Навряд я буду займатися наукою, а в освіту повернуся хіба тоді, коли буде налагоджено всі процеси в компанії і я зможу дозволити собі таке хобі.

Максим Почебут , Senior Resource Development Manager в EPAM Украина, 10 лет в IT

Кандидат технических наук по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации», Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.

Тема диссертации: «Дискретная адаптивно-робастная система фазового управления», 2011 г.

Решение о продолжении обучения в аспирантуре большинство принимает для себя на старших курсах. Но многие из будущих аспирантов еще на младших курсах начинают заниматься научной работой, участвовать в профильных конференциях, семинарах и симпозиумах, т. е. аспирантура - это то, к чему, как правило, идут непрерывно, и это часто осознанный шаг. К своим потенциальным аспирантам будущие научные руководители также присматриваются довольно долго.

Моя ученая степень и звание, потому как я еще и доцент, мне очень помогли строить карьеру и выстраивать коммуникацию с аудиторией и внешним миром, образовательным и не только. Потому как уже был сформирован определенный стиль мышления к моменту окончания обучения в аспирантуре.

Что касается украинского работодателя в IT-сфере - наличие ученой степени, к сожалению, большой роли не играет, потому как все требования наших проектов и тех технологий, с которыми мы работаем, в большинстве своем основываются на наших знаниях и опыте. Ученая степень или же звание не дадут дополнительного заработка, бонусов или продвижения по карьерной лестнице - все зависит исключительно от человека и его потенциала в плане саморазвития и обучения. Полагаю, ситуация с заграничными работодателями, работающими в Украине, такая же, и для них не имеет большого значения наличие ученой степени, по крайней мере я таких случаев не встречал. Другое дело, я знаю много примеров в нашем бизнесе, где необходимы научно обоснованные решения, но и для их реализации наличие ученой степени не обязательно.

Самое важное, что я получил за время обучения в аспирантуре - это общение с людьми, которые умеют правильно ставить задачи и которые учат тебя анализировать ситуации, делать выводы и находить правильные сценарии при работе не только с инженерными системами, но и людьми. Потому что кандидатская диссертация - это исследовательская работа, а учебы в аспирантуре в классическом понимании немного. Именно та научная работа, которую ты ведешь, и помогает структурировать мысли и находить конкретные технические решения. Возможно, где-то эта работа носит исключительно теоретический характер, в ней мало прикладного, но этот опыт лично мне очень пригодился в работе: мысли и выводы становятся более структурированными, ты учишься отделять «зерна от плевел» и находить важные вещи в огромном потоке аналитической и технической информации и, конечно же, в литературе.

Моя диссертация была связана с теоретическими расчетами по системам управления - я не считаю, что решил какую-то сверх сложную научную задачу. Но в то же время кандидатская диссертация - это определенные инженерные решения, которые могут быть в конкретной области применимы. Где-то она может оставаться довольно долго актуальной и стать основой для докторских исследований, а где-то может, конечно, потерять актуальность довольно быстро, потому как в IT-сфере все меняется довольно быстро. Но все-таки это поиск, и нельзя ко всему относиться критически.

Я защищал диссертацию в белорусском университете, но проблемы белорусского и украинского образования очень схожи, обе имеют оттенок постсоветского образования. Я бы ответил только в разрезе поднимаемого нами вопроса: проблема украинской системы не только образования, но и украинской бизнес-системы заключается в том, что у нас до сих пор нет четкого понимания того, как диссертации по IT-тематике, или шире - по тематике software engineering, могут быть применены в условиях современного украинского бизнеса. Это значит, что бизнес не готов предоставить площадки и экосистему для научных исследований, а система образования и аспирантуры построена таким образом, что она не готова учитывать задачи современного бизнеса. Из-за этой пропасти существует ситуация, при которой научные диссертации остаются условными, теоретическими или практическими разработками, очень часто без прикладного применения. Бизнесу они не нужны, потому как он считает, что эти вещи никак не могут монетизироваться. Готовы ли мы устранить этот дисбаланс - пока неизвестно.

Преподавание я никогда не бросал. Все 11 лет после окончания университета и во время обучения в аспирантуре я преподавал, и на данный момент активно занимаюсь тренерской и преподавательской работой. Помимо этого я руковожу образовательной программой компании EPAM в Украине, и моя работа непосредственно связана с образованием и инженерией.

Аспирантура без защиты

Также мы расспросили IT-специалистов, которые учились в аспирантуре, но по разным причинам не получили степень. Об их опыте - ниже.

, Senior Backend Developer в MyHeritage, 5 лет в IT

4 года аспирантуры в Приднепровской госакадемии строительства и архитектуры, специальность «Строительная механика».

Тема диссертации: «Развитие метода двухволнового представления колебаний в задачах строительной механики упругих систем с подвижной нагрузкой», 2011 г.

Диссертацию я закончил, но не стал защищать по причине ненадобности. Считаю, что даже степень магистра - это лишнее. Я бы посоветовал идти работать сразу после получения бакалавра.

Я допускаю, что в украинском IT есть проекты, требующие более высокого уровня образования. Например, разработка и имплементация сложных алгоритмов в различных областях. В таком случае можно поставить себе цель получить следующую степень, когда накоплен определенный практический опыт. Мой личный опыт получения всех трех степеней подряд я считаю неправильным. Знаний много, а навыков никаких.

Изначально поступал в аспирантуру с целью откосить от армии, но потом стало интересно и тема пошла (тема по строительной механике, но бОльшая часть работы была по программированию определенного метода расчета). Из полезного опыта, который для себя вынес, - избегать любых контактов с государством и бюрократической системой и предпочитать развиваться профессионально в практическом направлении, а не научном.

Денис Еременко , COO/Product Manager в MyroTech, 14 лет в IT

3 года аспирантуры в ЗГИА, специальность «Автоматизация процессов управления».

Тема диссертации: «Повышение эффективности автоматизированных систем управления потоками сыпучих материалов в условиях их нестабильности», 2004 г.

Поступил в аспирантуру, потому что нравилось заниматься наукой, ездить на конференции с коллегами, проводить исследования. Степень не получил, потому что совет, в котором должна была проходить защита, к сожалению, был закрыт на проверку, а проходить заново все не захотел. Но аспирантуру закончил и предзащиту прошел в НУХТ (Киев) на кафедре автоматизации и интеллектуальных систем управления.

Аспирантура дала многое: искать варианты решения нестандартных задач, работать в условиях минимального финансирования, работать ради результата, а не за деньги. У нас был классный коллектив. И, конечно же, у меня был отличный руководитель профессор, д.т.н. Пазюк Михаил Юрьевич . У него я научился многому: и работать в жестком режиме, под давлением обстоятельств, выживать, так сказать, если нужно, и искать пути решения нерешаемых задач. Плюс много знакомых коллег по аспирантуре, нетворкинг - полезно оказалось в жизни.

Знания тоже пригодились - позволяют всесторонне исследовать задачу и применять различные методы решения. Еще важно, что у нас был полный доступ к вычислительному центру кафедры автоматизированного управления технологическими процессами ЗГИА, а это давало возможность проводить полнофакторные эксперименты и заниматься математическим моделированием. Плюс полный доступ в интернет и самым современным данным других университетов за границей. Тогда (1999-2003 гг.) эта возможность была у избранных - только аспиранты могли иметь такие доступы. Сейчас уже море информации в сети, универы открыли свои библиотеки, и можно найти все. У тех, кто решит сейчас заниматься научными исследованиями, есть все возможности.

Если вы тоже учились в аспирантуре и вам есть, что рассказать, поделитесь своим опытом в комментариях.

Доктор наук за рубежом – величина не маленькая. Получить докторскую степень сложно, а дает она много. Степень PhD доступна и нашим выпускникам. Тем более что западные университеты охотно берут иностранцев в аспирантуру. А особо умным и везучим еще и предлагают стипендии.

Что такое PhD?

В России с советских времен сохранилась система государственной аттестации, согласно которой после защиты диссертации степень окончательно присуждает Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

В Западной Европе, США, Канаде и других странах действует иная система присвоения ученой степени. Доктором философии (Doctor of Philosophy, или PhD) становится каждый, кто защитился. Так, защитившийся по математике становится доктором философии по математике, тот, чья диссертация посвящена экономике, – доктором философии по экономике. Требования к содержанию и объему диссертации PhD примерно те же, что и в России к кандидатской.

На Западе, в отличие от России, нет единой государственной аттестации ученого звания. Университеты сами вправе устанавливать правила написания диссертаций и засчитывать результаты работ. Комиссия из 3-5 человек (чаще это преподаватели этого же университета, иногда приглашают профессоров из других вузов) рассматривает исследование и решает, достоин его автор ученого звания или нет.

Звания, присвоенные в России, по идее, должны признаваться на Западе. Но… часто не признаются. От наших кандидатов и докторов требуют переаттестации.

Страны, где не требуется переаттестация для обладателей российской ученой степени.

Алжир, Ангола, Аргентина, Афганистан, Бангладеш, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Гвинея, Гвинея -Бисау, Греция, Дания, Египет, Индия, Иордания, Ирак, Йемен, Камбоджа, Камерун, Кения, КНДР, Колумбия, Коморские острова, Конго, КНР, Коста-Рика, Куба, Лаос, Ливан, Ливия, Мадагаскар, Мали, Мальта, Марокко, Мексика, Монголия, Непал, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Палестина, Перу, Польша, Сирия, Сомали, Судан, Таиланд, Танзания, Того, Тунис, Турция, Уганда, Чад, Чехия, Шри-Ланка, Эквадор, Эфиопия, Югославия, ЮАР.

Выше высшего

Чтобы поступить на докторскую программу зарубежного университета, нужно иметь диплом магистра (или наше высшее пятилетнее образование, тогда магистерскую степень придется защищать перед выходом на защиту докторской диссертации), присвоенный российским или зарубежным вузом. Поступить на программу PhD, имея только степень бакалавра (четыре года обучения в вузе), трудно, если этому не предшествовало обучение в зарубежном вузе. Лучшие перспективы – у кандидатов наук в возрасте до 35 лет. Очень неплохие шансы у аспирантов.

Возраст докторантов – от 23 лет (от претендентов не требуют, в отличие от программ МВА, опыта работы по специальности в течение нескольких лет). Хотя случается, что в докторантуру поступают имеющие за плечами не только опыт работы, но и диплом МВА.

Экзамены для зачисления на докторскую программы примерно те же, что и для МВА: TOEFL, GMAT или GRE. Нужно прекрасно владеть иностранным языком. Также необходимы 2-3 рекомендации и заверенная у нотариуса копия диплома. Подача документов на обучение – примерно за год до начала учебы.

Лучше всего предварительно договориться с университетом, в котором вы планируете писать диссертацию, и даже с конкретным профессором, под руководством которого вы собираетесь работать.

Опыт преподавания для поступления в западную докторантуру не обязателен, но желателен. Приемная комиссия обращает особое внимание на публикации абитуриента в специальных изданиях, они могут стать серьезным аргументом для принятия положительного решения о вашем зачислении на программу PhD. Однако к публикациям не все относятся положительно. В Великобритании, чтобы докторская диссертация являлась оригинальной, ее результаты или тезисы не должны быть нигде опубликованы.

Если вы поступили в аспирантуру западного университета на одну специальность, а потом передумали и решили перевестись на другую, не надейтесь, что вам что-то зачтется. Придется полностью преодолеть процесс поступления заново. И о своей “переквалификации” лучше никому ни под каким видом не говорить: могут расценить как знак недостаточных серьезности и увлеченности делом (весьма существенный недостаток).

Докторские программы есть в подавляющем большинстве университетов. Конечно, выше всех ценятся выпускники таких программ при ведущих университетах мира (Harvard, Stanford, Columbia, Rochester, Carnegie Mellon, London Business School, INSEAD, IMD и других).

Поступить в докторантуру нелегко. Обычно требуется преодолеть нешуточный конкурс: 10, а где и 30 человек на место. Так, в этом году из 700 абитуриентов в Harvard приняли 22, а из 795 в Wharton – 80.

В зависимости от университета, на получение докторской степени уходит от 4 до 7 лет упорного труда. Настолько упорного, что, по статистике, лишь 20-50\\% из тех, кто начинает учиться, в итоге получает степень.

В течение первого года или двух докторанты слушают от 10 до 20 курсов, потом сдают квалификационный экзамен. Только после этого начинается работа над диссертацией под руководством профессора. В ходе работы необходимо писать научные статьи и преподавать. Итогом докторской программы является защита диссертации.

Студенты-бакалавры, проучившиеся два года в докторантуре, получают степень магистра (Master of Science (MS) или Master of Art (MA)). После этого многие считают свое образование завершенным и покидают аlma mater.

Финансирование и фонды

Немецкая служба академических обменов (DAAD) и Фонд Готлиба Даймлера и Карла Бенца предоставляют стипендии аспирантам для проведения исследований почти по любым направлениям.

Фонды Англии, США, Италии, Франции выделяют примерно 5-10 стипендий в год на научные исследования. Тем не менее возможность их получить есть. Информацией об этих фондах располагает МАПДО. Британский Фонд Михаэля Пикока предоставляет стипендии для обучения в Лондонской школе экономики и политики (LSE) аспирантам из Восточной Европы. Французский Фонд Фиссена поощряет исследования познавательных механизмов у людей и животных. В итальянской Межуниверситетской школе математики читаются курсы для недавних выпускников вузов, желающих начать самостоятельные исследования, стипендии выделяет Национальный исследовательский совет. Американский фонд Сэмюэла Кресса субсидирует историков искусства и музееведов.

Канадский Фонд Арманд-Фрапьер предлагает россиянам стипендии для последиссертационных исследований в одноименном институте по специальностям “Микробиология и биотехника”, “Медицина”.

Помимо стипендий, покрывающих все расходы, фонды предлагают российским молодым ученым и неполные стипендии, покрывающие от трети до половины всех расходов. Однако такие стипендии не пользуются у нас популярностью, поскольку мало кто в состоянии оплатить оставшуюся половину.

Статистика Международной ассоциации последипломного образования (МАПДО) говорит, что в последние годы количество обращающихся за финансовой помощью не только снизилось, но и качественно изменилось: если еще 5-10 лет назад западные университеты зазывали физиков, математиков и специалистов по IT, которым на Западе создавали особые условия учебы и дальнейшего трудоустройства, то сегодня зарубежные фонды охотнее предлагают субсидирование тем, кто занимается международными отношениями, государственным администрированием, социологией, маркетингом, управлением. Наиболее активно действуют в этом направлении Франция и Великобритания.

Обычно докторские программы бесплатны. Университет будет оплачивать вашу учебу даже в том случае, если она продлиться больше отведенного срока. Стипендий, выделяемых университетами лучшим, хватает на жизнь. Кроме того, в процессе учебы можно заработать преподаванием или консалтингом от $5 до $10 тыс. в год.

Как хорошо быть генералом!

Докторская степень не очень известна нашим искателям зарубежного счастья. При этом на Западе она считается элитной. Вообще, слухи о том, что на Западе добиться головокружительных карьерных высот и не менее головокружительных заработков можно, только окончив бизнес-школу и получив диплом МВА, мягко говоря, сильно преувеличены.

Профессиональная деятельность докторов философии не так ограничена, как обладателей диплома МВА: последние могут работать только в бизнесе, а PhD – преподавать, заниматься научными изысканиями или тоже работать в бизнесе (консультировать или сотрудничать в аналитических отделах компаний).

В бизнесе PhD разрабатывают пути решения управленческих проблем, пишут кейсы и бизнес-схемы. Одной из областей применения знаний и интеллектуального потенциала PhD являются, конечно, исследования в самых разных областях. Заработки консультантов со степенью нельзя назвать маленькими – они уж точно не меньше (а то и больше) доходов МВА.

В Швейцарии на многие позиции в банках приглашают именно обладателей PhD (в отличие от Великобритании). В США на эти же позиции приглашают обладателей диплома магистра. В банках PhD получают по $120 – 150 тыс. в год, в консалтинге – от $60 до $100 тыс. в год.

Большинство (приблизительно 70-80\\%) обладателей PhD выбирает академическую карьеру, занимаясь преподаванием в университетах и бизнес-школах (в последних заработки выше). Стартовая должность выпускника докторской программы – ассистент профессора, заработок которого либо равен, либо немного превышает заработок выпускника МВА. В США младшим профессорам платят от $150 до $200 тыс. в год, профессора и заслуженные профессора получают $250-400 тыс. в год. Высшая каста – профессора tenure. Этот статус присуждается через 6-9 лет преподавания после аттестации. Тем, кто в процессе аттестации показал отличные результаты, присваивается статус tenure. Профессор tenure получает пожизненный контракт с университетом, расторгнуть который может только он сам. Заработки tenure доходят до $400 тыс. в год.

Чаще всего PhD преподают не в родном университете. Если выпускник остается в стенах alma mater, считается, что его не принял никакой другой вуз.

В США заработки профессоров самые высокие, и на работу в Штатах устроиться очень трудно, особенно если вы окончили европейский университет. В Европе условия контрактов не такие жесткие, заработки поменьше. С другой стороны, степень PhD гарантирует трудоустройство в любом случае. Ведь спрос на PhD растет, превышая предложение вдвое даже в США.

По законам США эмигранты со степенью PhD имеют преимущества в получении гражданства. Оформление Green Card (permanent residency) займет всего несколько месяцев (а не несколько лет). При этом вы попадаете в специальную категорию так называемых “иностранных исследователей, ученых, университетских преподавателей”.

Журнал “Обучение за рубежом”