Слитно и раздельно написание не с причастиями. Правило не с причастие примеры. Правописание НЕ с местоимениями


Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Причастие обозначает признак определенного предмета в зависимости от его действия.

Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

Не с причастиями пишется слитно

Частицу не следует писать слитно с причастиями в трех случаях:

Если причастие было образовано от глагола, который не употребляется в речи без частицы «не». Например: ненавидящий, недомогающий, негодующий. Пример предложения: Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе.

Если причастие образовалось от глаголов, которые имеют приставку недо- . Например: недосчитавшийся, недопонятый, недолюбленный. Пример предложения: Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору.

Если причастие является полным страдательным, либо же действительным и не имеет при этом зависимых слов. Например: невыполненное задание, невычитанная рукопись, непрочитанная книга, надвигающаяся гроза. Примеры предложений: Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду.

Не с причастиями пишется раздельно

Случаи, в которых не с причастиями следует писать раздельно:

Если причастие имеет зависимое слово. Например: не разобранные хозяйкой вещи, не напечатанная в срок книга, не возвращенный другу альбом. Примеры предложений: Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену.

Если к причастию можно применить противопоставление. Например: не напечатанная, но написанная книга, не продуманный, а опрометчивый шаг, не выдуманная, а действительная история. Пример предложения: Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой.

Если причастия краткие. Например: работа не сдана, экзамен не выучен, обувь не вымыта. Примеры предложений: Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.

Правописание не с причастиями

2 часа

7-й класс

ХОД УРОКА

I. Проверка теории при выполнении практических заданий.

У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.

Класс в это время пишет словарный диктант.

Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

Не с причастиями

Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.

(Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.

1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

II. Проверка и оценка работ у доски.

Выполненные работы оценивает и проверяет класс.

III. Работа в парах и группах.

Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.

Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.

Материал для учителя

А. Словарный диктант . Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.

Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.

Б. Пунктуационный диктант . Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)

1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)

(для сильных учащихся)

К-1. не с причастиями писалось раздельно.

1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.

К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.

(Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.

К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!

1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена - «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ

К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего - темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

К-3. Слитно или раздельно?

(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.

Внимание на форму причастия, противопоставление, зависимые слова

Пиши не раздельно

  • с краткими причастиями: обещание не выполнено,
  • с полными причастиями, если есть:
    • противопоставление: не опоздавший, а задержавшийся учитель; не задержавшийся, а опоздавший ученик;
    • зависимые слова: не замеченная мною ошибка.
  • «Не » пиши слитно, е сли:

  • причастие без не не употребляется: не навидимый всеми кот,
  • нет ни противопоставления, ни зависимых слов: не замеченная ошибка, не закончившееся собрание,
  • в качестве единственного зависимого слова выступает наречие меры и степени *: почти не замеченная ошибка.

    Наречия меры и степени:

    В высшей степени и очень, слишком и почти,
    совершенно, абсолютно, полностью, довольно,
    отчасти и гораздо,
    крайне, вполне, и весьма (в списке наиболее частотные слова).

    наречия меры и степени со словами: далеко, отнюдь, вовсе. С ними, как и с отрицательными наречиями и местоимениями: ничуть, нисколько, ни для кого, ни для чего и т.п., пиши не раздельно: далеко не вычищенные ботинки, вовсе не расстроившаяся девочка.

    Правописание не с причастиями

    Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Причастие обозначает признак определенного предмета в зависимости от его действия.

    Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

    Не с причастиями пишется слитно

    Частицу не следует писать слитно с причастиями в трех случаях:

    — если причастие было образовано от глагола, который не употребляется в речи без частицы «не». Например: ненавидящий, недомогающий, негодующий. Пример предложения: Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе.

    — если причастие образовалось от глаголов, которые имеют приставку недо- . Например: недосчитавшийся, недопонятый, недолюбленный. Пример предложения: Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору.

    — если причастие является полным страдательным, либо же действительным и не имеет при этом зависимых слов. Например: невыполненное задание, невычитанная рукопись, непрочитанная книга, надвигающаяся гроза. Примеры предложений: Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду.

    Не с причастиями пишется раздельно

    Случаи, в которых не с причастиями следует писать раздельно:

    — если причастие имеет зависимое слово. Например: не разобранные хозяйкой вещи, не напечатанная в срок книга, не возвращенный другу альбом. Примеры предложений: Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену.

    — если к причастию можно применить противопоставление. Например: не напечатанная, но написанная книга, не продуманный, а опрометчивый шаг, не выдуманная, а действительная история. Пример предложения: Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой.

    — если причастия краткие. Например: работа не сдана, экзамен не выучен, обувь не вымыта. Примеры предложений: Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.

    Как пишется «не» с причастиями?

    «Не» с при­ча­сти­я­ми может писать­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му кон­тек­сту.

    Вначале выяс­ним фор­му при­ча­стия. Как извест­но, стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую фор­му, напри­мер:

    • посе­ян­ная тра­ва - тра­ва посе­я­на;
    • рас­сы­пан­ные листья - листья рас­сы­па­ны.
    • Правописание «не» с причастиями в полной форме

      Слитно напи­шем при­ча­стия, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не- , напри­мер:

    • нена­ви­деть - нена­ви­дя­щий ложь,
    • недо­уме­вать - недо­уме­ва­ю­щий пас­са­жир,
    • него­до­вать - него­до­вав­ший поку­па­тель,
    • неистов­ство­вать - вто­рые сут­ки неист­во­вав­шая сти­хия,
    • невзлю­бить - невзлю­бив­ший с пер­во­го взгля­да.
    • С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

    • постро­ен­ный дом - непо­стро­ен­ный дом;
    • засе­лен­ная квар­ти­ра - неза­се­лен­ная квар­ти­ра;
    • испор­чен­ный про­дукт - неис­пор­чен­ный про­дукт.
    • Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов. Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, напри­мер:

    • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газе­та;
    • еще не погас­ший костёр;
    • не боя­щий­ся высо­ты;
    • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
    • дав­но не бри­тый под­бо­ро­док.
    • В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наре­чия:

    • никем не заме­чен­ная пуб­ли­ка­ция;
    • нисколь­ко не усво­ен­ное пра­ви­ло;
    • ничем не оправ­дан­ный посту­пок;
    • ничуть не заме­чен­ный жест.
    • В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние . Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным при­ча­сти­ем:

      На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный жур­нал.

      В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птен­цы.

      В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

    • дале­ко не преду­смот­рен­ное обсто­я­тель­ство;
    • вовсе не иссле­до­ван­ный рай­он;
    • отнюдь не решён­ная зада­ча.
    • Если в при­ча­стии име­ет­ся при­став­ка недо- , сло­во пишет­ся слит­но, напри­мер:

      Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние при­ча­стий:

    • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми ост­ров;
    • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
    • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами реше­ние;
    • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортс­мен;
    • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.
    • Правописание «не» с причастиями в краткой форме

      Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не», срав­ним:

    • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
    • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завер­шён;
    • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.
    • Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый .

      Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, срав­ним:

      неви­ди­мые сле­зы, не види­мые мною сле­зы, нико­му не види­мые сле­зы, вовсе не види­мые сле­зы.

      Учтем, что без не- не упо­треб­ля­ют­ся сло­ва:

      непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

      Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли при­ла­га­тель­ны­ми.

      Таблица с примерами:


      Стишок для лучшего запоминания:

      Из тек­ста при­ча­стие мож­но убрать -

      Причастие с НЕ надо слит­но писать.

      Убрать невоз­мож­но – и ясно пре­дель­но:

      Причастие с НЕ напи­ши­те раз­дель­но.


      russkiiyazyk.ru

      Правописание НЕ с причастиями

      Причастия – особая форма глагола, выражающая значение признака по действию. Причастия имеют грамматические признаки глаголов и прилагательных, поэтому при их употреблении часто допускают ошибки. В русском языке выделяют слитное и раздельное написание не с причастиями. Особенности употребления частицы не определяются формой причастия и наличием у него зависимых слов.

      Правила правописания не с причастиями приведены в таблице.

      вопрос, не заданный учителем;

      фильм, не досмотренный зрителями

      овощи не отваренные, а запеченные;

      цветы не увядшие, а свежие

      книга не прочитана,

      свет не выключен

      Тест по теме

      Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

      • Что такое причастие в русском языке
      • Причастие и причастный оборот
      • Н и НН в причастиях
      • Причастие и деепричастие
      • Причастный и деепричастный оборот
      • Морфологический разбор причастия
      • Правописание суффиксов причастий
      • Правописание НЕ с причастиями
      • Действительные и страдательные причастия
      • Страдательные причастия
      • Вопросы причастия
      • Когда причастный оборот выделяется запятыми
      • Образование страдательных причастий
      • Краткое причастие
      • Н и НН в кратких причастиях
      • Причастие как часть речи
      • Неправильное построение предложения с причастным оборотом
      • Краткие и полные страдательные причастия
      • Морфологические признаки причастия
      • Страдательные причастия настоящего времени
      • Краткие страдательные причастия
      • Образование причастий
      • Действительные причастия
      • Окончания причастий
      • Причастие как особая форма глагола
      • Склонение и падежные окончания причастий
      • Обособление причастий
      • Как подчеркивать причастие
      • Совершенный и несовершенный вид причастия
      • Чем отличается причастие от прилагательного
      • Как обозначается причастный оборот
      • Образование действительных причастий
      • Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
      • Как выделяется причастный оборот на письме
      • Суффиксы страдательных причастий
      • Как определить причастие
      • Ошибки в причастиях
      • Виды причастий
      • Действительные причастия настоящего времени
      • Гласные в суффиксах причастий
      • Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
      • Гласные в причастиях перед НН
      • Знаки препинания при причастном обороте
      • Причастия настоящего и прошедшего времени
      • Признаки прилагательного у причастия
      • НН в полной форме причастий
      • Правописание е и в суффиксах причастий
      • Возвратность причастия
      • Определение, выраженное причастным оборотом
      • Как найти причастный оборот
      • Одиночное причастие
      • Суффиксы действительных причастий
      • Грамматические признаки причастия
      • Синтаксическая роль причастия
      • Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
      • Суффиксы ем, им в причастиях
      • Спряжение причастий
      • Как отличить причастие от деепричастия
      • Отличие причастного оборота от деепричастного
      • Написание не с глаголами и деепричастиями

    Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    НЕ с причастиями, слитно и раздельно. Объясняем на примерах!

    Разберемся, как пишется «не» с причастиями, слитно или раздельно , на множестве примеров, простых и понятных . Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало.

    Прежде чем разбираться со слитным и раздельным написанием не с причастиями, определимся с понятиями.
    Причастие – это часть речи, обозначающая признак предмета по действию. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом. Образуется причастие от глагола и отвечает на вопросы прилагательного.
    Несколько примеров образования причастий:

    • Делать > Делающий
    • Идти > Идущая
    • Прочитать > Прочитанное
    • То есть помимо вопроса: «какой?», можно задать к причастию вопрос: «что делающий?».
      Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса.
      Покажем на примере:
      Блестящее выступление. Блестящее оно потому, что великолепное, а оно не потому, что блестит. В данном случае, блестящее – это прилагательное.
      Блестящая на солнце монета. То есть монета блестит на солнце. Тут, блестящая – причастие.
      Очень важно понимать отличие причастий от отглагольных прилагательных, поскольку на прилагательные правила написания не с причастиями не распространяются.

      Итак, с понятиями разобрались, теперь перейдем непосредственно к слитному и раздельному написанию не с причастиями.

      Раздельное написание не с причастиями

      1) Всегда «не» пишется раздельно с краткими причастиями.

      2) «Не» пишется отдельно, когда есть противопоставление или явное отрицание.
      Примеры:

      • Эта работа не выполненная, а всего лишь сделанная наполовину. Такие союза, как «а», «но», «однако» явно указывают на противопоставление.
      • Это ничем не оправданное действие. Тут явное отрицание усилено наречием ничем.
      • Нет. Это не пересказанное произведение. Также имеем явное отрицание по смыслу.
      • 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия.
        Примеры:

        • Не сделанная мной домашняя работа. Не сделанная (кем?) мной. Мной – зависимое слово.
        • Совершенно не подготовленное к печати произведение. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати». Пишем раздельно, однако обратим внимание на то, что «совершенно» — это наречие степени и под правило оно не подпадает.
        • Слитное написание не с причастиями

          1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется.
          Примеры: негодующий, недоумевающий, ненавидимый
          2) Когда причастие используется в предложениях без противопоставления и явного отрицания, а также без зависимых слов, кроме наречий меры и степени.
          Примеры:

        • Совершенно неподготовленное произведение. Этот пример мы уже рассматривали выше, однако в данном примере второго зависимого слова «печати» уже нет, а первое зависимое слово «Совершенно» попадает в исключения.
        • Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале. Под непрочитанной подразумевает новая. Ты для меня, как новая книга.
        • Я читал непроверенные цитаты. Тут мы имеем действительно причастие без противопоставлений, отрицаний и зависимых слов.
        • Для того, чтобы закрепить изученный материал, обязательно придумайте свои примеры.
          Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно.

          Собственно по написанию не с причастиями сегодня у нас всё.
          Пишите не с причастиями правильно! Да пребудет с вами грамотность и чистописание!

          Если у вас появились какие-то вопросы, замечания или пожелания к статье, обязательно пишите их в комментариях.

    Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

    Дата проведения: 29. 10. 2015

    Предмет, класс : русский язык, 7 класс

    Цель урока: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями.

    Задачи урока:

      Образовательные:

    1) повторение и обобщение знаний учащихся о написании не с существительными, прилагательными, глаголами;

    2) отработка умения правильного написания не с причастиями;

    3) закрепление навыков правописания;

      обучение умению связно излагать свои мысли.

      Развивающие:

    1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

    2) развитие познавательной самостоятельности;

    3) овладение нормами литературного языка.

      Воспитательные:

      воспитание ответственности за качество своих знаний;

      воспитание любви к родному русскому языку

      формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения.

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, т ехнология здоровьесбережения.

    Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом.

    Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация

    Ход урока

      Организационный момент.

    Психологический настрой.

    Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

    Я рада приветствовать вас в классе нашем,

    Возможно, есть классы лучше и краше,

    Но пусть в нашем классе вам будет светло,

    Пусть будет уютно и очень легко.

    II. Введение в ситуацию урока. Пунктуационный диктант

    1)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

    2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

    3) Ошибка пилота была мною (не) замечена.

    4) Лежала (не) прочитанная, а просмотренная книга.

    5) Она посмотрела (не) годующим взглядом.

    Ученик выходит к доске, объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему, выделяет причастные обороты графически.

    III. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока .

    В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? (У причастиий)

    Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

    Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Слитное и раздельное написание не с причастиями). Запишите в тетрадях.

    IV. Мотивация, целеполагание:

    1. Частота слов на данную орфограмму

    Ребята, как вы думаете, часто ли встречаются в текстах слова на данную орфограмму? (Да. Поэтому мы должны знать слитное и раздельное написание не с причастиями)

    2. Степень новизны темы:

    Раньше мы когда-нибудь знакомились с правилом написания не с причастиями? (Нет)

    3. Целеполагание:

    Какую мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями)

    V. Изучение нового материала и повторение правописания не с другими частями речи. Заполнение таблицы.

    - Написание не с какими частями речи мы уже изучили? Вспомним.

    1.У доски и в тетрадях.

    Небрежный взгляд, наступило ненастье, мне нездоровится;

    Не добро, а зло, не правдивый, а лживый

    Вывод.

    2. Посмотрите на экран. Подберите к причастию зависимое слово

    Неотправленное письмо – не отправленное мною письмо

    Запишите словосочетания, определите главное слово и зависимое.

    Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

    Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

    Вывод.

    3. Посмотрите на экран

    Письмо не дописано, задача не решена.

    Какие это причастия? (Краткие)

    Вывод.

    Теперь сформулируем все правило полностью. Смотрим на экран.

    Раздать таблицы с правилом учащимся.

    Не с причастиями пишется

    Слитно:

    Раздельно:

    1. Если причастие без НЕ не употребляется:

    Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

    2. Если причастие не имеет зависимых слов:

    На столе лежала непрочитанная книга .

    На вершинах гор лежали нетающие снега.

    Кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

    Совершенно неподготовленный ответ , крайн е необоснованное заявление.

    1.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

    Это была не законченная, а только что начатая работа.

    2.Если причастие имеет зависимые слова:

    На столе лежала не прочитанная мною книга.

    На вершинах гор лежали никогда не тающие снега .

    3.Если это краткое причастие:

    Задача не решена.

    Задание не подготовлено.

    - Посмотрите внимательно. Что здесь появилось новое? (Есть наречия меры и степени: совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, которые не будут считаться зависимыми словами и их надо запомнить, причастия будут писаться слитно). Что поможет запомнить? (Вопрос наречия: как? в какой степени? в какой мере?)

    VI . Закрепление.

    1.Вернемся к нашим предложениям. Раскроем скобки. У доски и в тетрадях.

    1)Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.(Нет зависимого слова).

    2) Светлая полоса, еще не закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.(Есть зависимое слово еще) .

    3) Ошибка пилота была мною не замечена.(Краткое причастие).

    4) Лежала не прочитанная, а просмотренная книга.(Есть противопоставление).

    5) Она посмотрела негодующим взглядом. (Причастие без не не употребляется).

    Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.

    2. Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с причастиями.

    1) незамеченный - не замеченный

    2) непокрашенный – не покрашенный

    3) нерастаявший – не растаявший

    4) неизбалованный – не избалованный

    3. Физкультминутка.

    Руки перед собой. Учитель говорит начало предложения, если не слитно- руки вверх, если раздельно - руки в стороны.

    Если причастие без НЕ не употребляется, то оно пишется (руки вверх);

    Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то причастие пишется (руки в стороны);

    Краткое причастие пишется (руки в стороны);

    Если причастие не имеет зависимых слов, кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, то оно пишется (руки вверх);

    Если причастие имеет зависимые слова, то оно пишется (руки в стороны).

    4 . Задание с использованием регионального компонента

    А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Объясните написание.

    1.Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

    2.Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

    3.Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) скошенные луга.

    4.Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

    5. Игра "Дай задание", работа у доски.

    Учитель: Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, выделяет орфограмму, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).

    Пример: НЕ с одиночным причастием - Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением - Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ - негодующий человек, НЕ с кратким причастием - задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом - не растаявший от солнца снег и т.д.

    6. Занимательный материал. Г. Остер предлагает вашему вниманию детские приметы и суеверия.

    Прочитайте предложения. Объясните орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выпишите два – три понравившихся предложения, проверьте по образцу.

    Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас?

    Григорий Остер - русский писатель, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).

    Автор многих популярных произведений для детей, таких как: «Сказка с подробностями», «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее».

    Он так же является автором сценария мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки» и др., художественного фильма «До первой крови».

    Г.Остер «Детские приметы и суеверия». Прочитайте. Чем интересны эти «детские приметы»? (В юмористической форме говорит о правилах поведения, нормахжизни). Объясните написание. Спишите 2-3 понравившихся предложения.

    Проверим.

      Съевшего не мытые овощи постигнет тяжкая участь.

      Не стриженные ногти пр и водят к царапинам на друзьях.

      Не завязанные, а болтающиеся шнурки – предвес т ники разбитого носа.

      Не выученные уроки - к огорчению.

    5)Не сказанная тобой глупость не уронит тебя в глазах товарищей.

    7. Работа с текстом. Прочитайте. Определите стиль текста, тип речи.

    Спишите, раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

    Взаимопроверка.

    На берегу Лены

    Горы ещё (не) освещённые солнцем выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор покрытых (не) проходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли (не) проницаемые сумерки. Река Лена ещё (не) скованная льдом мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер (не) прогнавший остатки ночного тумана забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё (не) потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё (не) взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

    (По И. Соколову-Микитову)

    На берегу Лены

    Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё не потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

    (По И. Соколову-Микитову)

    Выполним морфологический разбор причастия прогнавший

    Прогнавший – причастие.

      Ветер (какой?) прогнавший.

      Н. ф. – прогнавший

    Пост. – дейст., прош. вр., сов. вид; непост. – в им. пад, ед. ч., м. р.

      Ветер (какой?) прогнавший.

    8. Контрольный тест. Самопроверка.

    А1. В каком примере НЕ пишется раздельно?

    А) (не)лепый поступок

    Б) (не)опасное существо

    В) (не) зависеть от родителей

    Г) (не)выполненное задание

    А 2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

    А) (не)замерзающий пруд

    Б) (не)изученный материал

    В) (не)годующий взгляд

    Г) ещё (не)изученный материал

    А 3. В каком примере НЕ пишется слитно?

    А) стены были (не)окрашены

    Б) (не)объяснимое явление

    В) ещё (не) просохшая земля

    Г) план до конца (не) продуман

    А4. В каком примере НЕ пишется слитно?

    А) (не)удачный день

    Б) (не) успевающий по математике

    В) давно (не)чищенные ботинки

    Г) птица (не) поймана

    А 5. В каком примере НЕ пишется раздельно?

    А) (не)убранные игрушки

    Б) (не) написанное письмо

    В) (не)написанное, а напечатанное письмо

    Г) (не)утихающий дождь

    В1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    1) М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (НЕ)МЕРКНУЩЕЙ с годами свежести, таинственности и величавости.
    2) Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.
    3) По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».
    4) (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ сильный восточный ветер поднял большие волны.

    5) Бунин рисует в рассказе(НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип.

    ___________________________

    Ответы. Оценки

    А1-В

    А 2-Г

    А3-Б

    А4-А

    А5-В

    В1 непрекращавшийся

    VII . Подведение итогов урока

    Достигли мы поставленной в начале урока цели?

    VIII . Дифференцированное домашнее задание.

      Упр. 155

      Выучить правило по таблице.

      Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ. (сильный уровень)

    Примеры карточки.

    Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания

    Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!

      Тест

    IX . Рефлексия.

    Учитель дает ученику лист с напечатанным текстом (лучше на цветном А-4). Нужно продолжить фразы.

    Сегодня на уроке мы изучили тему…….

    Я узнал(а)……….

    Я научился (ась)…………

    Для меня было сложным………

    Мне понравилось …………..

    Самоанализ открытого урока русского языка