Как научиться искусству словесной импровизации? Как научиться импровизировать: освоение приемов импровизации Упражнения для импровизации в речи


Здравствуйте, друзья!

Как поживаете? Каких новых успехов добились за прошедшие дни? Как помогают Вам знания о правилах и секретах мастерства публичного выступления? Мои хорошие новости – в минувшую неделю провел два тренинга (которые анонсировал в рассылке). И на первой ступени («Словесная импровизация») в формате интенсивных выходных, и на второй («Видеотренинг. Работа в жанрах»), прошедшей традиционно в будние вечера, были прекрасные, очень творческие и активные участники! Все отлично поработали и успели подружиться – как обычно на наших занятиях. Отзывы участников — на странице «События». Сейчас вместе – и мы, и они (даже не знаю, кто больше J) – ждем 11 ноября , начала работы на тренинге 3 ступени, который называется «Эффективная презентация» .

Третья ступень посвящена работе над содержанием Вашего выступления. За пять вечеров мы подробно разберем добрый десяток главных блоков, из которых складывается структура презентации. Каждый элемент потренируем в отдельности. Соберем все элементы вместе в интегрирующих упражнениях.

Участники третьей ступени выбирают для работы реальные темы из собственной учебной, общественной или бизнес-практики. Соответственно, кроме прочих результатов, по окончании тренинга Вы имеете готовую блестяще отработанную презентацию для решения собственной реальной задачи!

Словом, приглашаю Вас на тренинг – чем сто раз читать, лучше один раз попробовать. Конечно, максимум эффекта третья ступень принесет, если Вы уже прошли первую и вторую. Однако, если есть большое желание и насущная потребность, можно прийти сразу на третью – в процессе заодно определите, насколько Вам нужны ступени 1 и 2, а также 4 и 5.

А сейчас перейдем к разговору об умении, которое смело можно назвать одним из наиболее важных и полезных для любого выступающего публично человека. Называется оно

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Как приятно слушать музыканта, вдохновенно и свободно импровизирующего на своем инструменте – он словно становится частью музыки, парит в ней, легко раскрывает новые и новые темы, зачаровывая восхищенных зрителей. Таким же магическим, завораживающим может стать и впечатление от импровизации профессионала публичного выступления.

«…Говорите, говорите, я молчу…
О полотнах и о моде,
о вещах и о погоде,
и вообще, о чем угодно —
Вы же знаете, я слушать Вас хочу.
Говорите, говорите, я молчу…»

(Александр Дольский)

Действительно, умение свободно импровизировать, легко подхватывать и развивать любую тему, словно бы она была известна и близка оратору сто лет, с давних времен придавало его счастливому обладателю прямо-таки мистический ореол, печать гениальности:

« - Что? - спросил импровизатор, - каково?

- Удивительно, - отвечал поэт. - Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно… Удивительно, удивительно!..

Импровизатор отвечал:

- Всякой талант неизъясним… никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить»

(А,С, Пушкин. «Египетские ночи»)

Пожалуй, когда речь идет о музыке и поэзии, я соглашусь – без высочайшего мастерства и крупицы гениальности тут не обойтись. Но что Вы думаете о мастерстве словесной импровизации в публичных выступлениях? Божий дар или техника? Непостижима или тренируема? И если тренируема – то почему у нас так много чудовищно унылых нудных неинтересных «пономарей»? Ведь стаж говорения каждого из нас практически равен возрасту, а результат – ну… Вы знаете…

Начнем с определения.

Словесная импровизация (для краткости пусть будет СИ) – так мы называем уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки, экспромтом . Кстати – если здесь поставить точку, мы получим определение ПАССИВНОЙ СИ .

АКТИВНАЯ СИ отличается от пассивной небольшим, но принципиальным дополнением: …и умение незаметно для собеседника перевести беседу на нужную оратору тему.

Теперь – об основном вопросе))

С удовольствием делюсь хорошей новостью – словесной импровизации можно научиться . Причем – довольно быстро. Познакомившись с приемами импровизации и постоянно практикуясь, участники наших тренингов уже после первой ступени уверенно показывают хороший уровень владения этой очень эффективной техникой.

Плюсы от владения таким полезным инструментом очевидны. Умение импровизировать в публичных выступлениях – это умение:

— излагать тему своими словами, не «выступая», а разговаривая с аудиторией;

— если мы неожиданно потеряем мысль, собьемся, не замолкать растерянно, а «обыграть» ситуацию. Это значительно укрепляет уверенность оратора в своих силах и, следовательно, помогает управлять волнением и выглядеть более профессионально.

— легко отвечать на любые вопросы из зала, а также спокойно реагировать на вопросы не по теме, неуместные или провокационные;

— спокойно реагировать на любую неожиданность, происходящую во время выступления – от звонка мобильного телефона до вышедшей на сцену кошки – и уметь обернуть ее (ситуацию, а не кошку) в свою пользу;

— изменять по необходимости энергетику выступления, «встряхивать» утомившихся от большого количества информации зрителей, разбавляя презентацию яркими рассказами, интересными примерами, смешными анекдотами;

— при подготовке выступления не зазубривать текст наизусть, а хорошо запомнить основные тезисы – и затем импровизировать, продвигаясь от одного к другому.

— если вдруг возникла необходимость, смело выступать без подготовки, использовать спонтанную аргументацию в подтверждение собственной позиции.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Успешного выступления без подготовки не бывает, это аксиома. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Обычно на тренингах мы проводим демонстрацию – тренер импровизирует на заданную слушателями тему, а слушатели потом называют приемы, с помощью которых создавалась импровизация. Иногда удается «вычислить» их практически сразу, иногда – с некоторыми задержками. Но, так или иначе, мы находим их довольно легко – потому что они просты и, в принципе, «лежат на поверхности». Прислушайтесь – и Вы обнаружите их в речи многих и многих людей вокруг себя в самых разных сферах общения. Мы интуитивно применяем их постоянно, но неосознанно и случайно. И поэтому сильные приемы с мощным потенциалом так малоэффективны – в нашем «любительском» исполнении.

Что же это за приемы? Сколько их? Как и когда их правильно применять?

Ответы на эти и другие важные вопросы о приемах словесной импровизации мы – в соответствии с классическими законами многосерийного жанра – получим в последующих выпусках рассылки

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о теме сегодняшней, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, спрашивайте.

Оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected]

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам, нам всегда приходится импровизировать.Роберт Макки

Даже во время произнесения заранее заготовленной и хорошо отрепетированной речи нередко случаются разные неожиданности. Из зала может прозвучать внезапный вопрос, который собьет оратора с толку, оратор может перепутать или начисто забыть фрагмент речи и впасть в ступор и т. п. О деловых переговорах или дружеской беседе тет-а-тет и говорить нечего – такое невозможно подготовить, придется научиться импровизировать в разговоре.

Человек, владеющий навыком импровизации, подвержен описанным выше рискам в той же степени, что и любой другой, но у него всегда есть соломинка, за которую можно ухватиться в трудную минуту. Импровизация дает возможность сгладить заминку, выиграть время, собраться с мыслями и незаметно вернуть себе контроль над ситуацией.

Чем конкретно поможет вам словесная импровизация:

  • вы больше не впадете в ступор, если вдруг потеряете мысль или забудете слова;
  • вы больше не будете зависеть от бумажки;
  • ваше выступление станет более живым и эмоциональным, т. к. оковы вызубренного неживого текста будут сброшены;
  • вы научитесь не теряться при интервьюировании, сможете мгновенно, емко и интересно отвечать даже на неожиданные и каверзные вопросы;
  • публичные выступления станут для вас легким и приятным занятием, соответственно, о связанных с ними страхах можно будет забыть навсегда;
  • поддержание беседы больше не будет для вас в тягость, вы научитесь непринужденно вести разговор на любую тему.

Речевая импровизация: задачи и преимущества


Под определение речевой импровизации, по большому счету, подходит вся устная речь, т. к. слова для выражения мыслей мы подбираем на ходу. Этот навык совершенствуется всю жизнь с раннего детства, но упражнения на импровизацию ускоряют процесс. Кроме того, львиная доля нашей спонтанной речи приходится на бытовое общение, первой и главной задачей которого является обмен информацией.

Все кардинальным образом меняется при выступлении на публике, как и при важном разговоре с малознакомым человеком. Добавляются новые задачи:

  • завладеть вниманием аудитории/собеседника и удержать его;
  • расположить к себе слушателей, вызвать доверие, симпатию, убедить в компетентности и т. д. в зависимости от ситуации;
  • понятно изложить и донести мысль до аудитории.

Завладеть вниманием

Когда вы делаете шаг на сцену, останавливаетесь у микрофона и бросаете взгляд на зрителей, вы полностью владеете их вниманием, они ждут. Первое же слово, реплика или даже жест либо заинтригуют их, либо разочаруют. В последнем случае даже не ушедший из зала слушатель будет заниматься чем угодно, только не прослушиванием вашей речи. То же самое касается встречи с малознакомым человеком, например, первого свидания. Ваша собеседница (или собеседник) искренне интересуется вами до того, как вы открыли рот. Сохранится ли этот интерес после, зависит только от вас. Соответственно, чтобы завладеть драгоценным вниманием своей аудитории, речь должна быть живой, эмоциональной и непринужденной, а сказанное – емким и интересным.

Расположить

Расположить собеседника к себе – значит вызвать у него положительные эмоции. Это достигается разными способами. Например:

#1

юмором – хорошая шутка всегда в цене;

#2

общностью взглядов, интересов, положения, опыта и т. п. – вы можете рассказать историю из своей жизни, в которой слушатель узнает себя, можете высказать мнение, совпадающее с мнением слушателя, в конце концов, вы со слушателем можете оказаться родом из одной деревни; то или иное общее располагает и способствует пониманию;

#3

профессионализмом – настоящий мастер своего дела всегда будет пользоваться авторитетом среди коллег.

В бытовом разговоре со знакомым человеком нет необходимости завоевывать его симпатию: она либо уже завоевана, либо уже потеряна, ведь у вас было время друг друга узнать. Слушатели же видят и слышат вас впервые, их недостаток знаний о вас будет компенсироваться впечатлением, которое вы производите. Вот почему умелая речь жизненно необходима любому оратору.

Донести мысль

Тема публичного выступления, как правило, сложнее и обширнее предмета бытового разговора. Речь оратора должна быть четко структурирована, иначе он будет путаться, терять мысль и забегать вперед, как бывает, когда хочется сказать все и сразу. Неправильная подача обширного материала приводит к потере внимания публики: слушателю сложно вслед за оратором перескакивать с одной мысли на другую, сбиваться и повторяться, он быстро устанет и найдет способ отвлечься или же стоически все выслушает, но ничего не поймет. Правильная подача, наоборот, будет вести слушателя от события к событию: каждая новая мысль будет вытекать из предыдущей и, развиваясь, перетекать в следующую. Речь хорошего оратора, словно лестница из мыслей, –слушателю на ней комфортно и легко, а значит, пониманию ничто не препятствует.

Приемы и упражнения на импровизацию


Эти простые упражнения для развития импровизации речи – хитрости умелых ораторов – проверены поколениями. Они помогут вам не ударить в грязь лицом в сложной ситуации и выиграть время, чтобы навести порядок в мыслях. Сразу овладеть ими не получится, нужны постоянные тренировки. Чтобы развить импровизацию в речи, упражнениям желательно уделять не менее часа в день.

Используйте ассоциации

Как прием

Если вы забыли слова или потеряли мысль, вам нужно выиграть время и не допустить неловкой паузы. Для этого переключите разговор на что-то, что ассоциируется у вас с основной темой. Ассоциация, разумеется, должна быть как можно ближе к предмету: это может быть случай из жизни, анекдот, новость или интересный факт. Главное – увлечь слушателей, пока вы собираетесь с мыслями.

Как упражнение

  • В «Ассоциации» можно играть с друзьями так же, как в «Города».
  • Можно придумывать для этой игры свои правила: ассоциации на последнюю букву предыдущего слова, ассоциации только на одно слово, и т. д.
  • Можно тренироваться самостоятельно, выбирая слово и подбирая к нему ассоциации. Устанавливайте рекорды, стремитесь подобрать определенное число ассоциаций к слову за определенное время и т. д.

Задавайте вопросы

Как прием

Аудиторию всегда можно отвлечь риторическим вопросом или даже серией вопросов. Такое отступление предполагает паузы, ожидание ответов из зала, реакцию на эти ответы и т. п. За это время вы успеете вернуть себе контроль над ситуацией: вспомнить текст или поймать ускользнувшую мысль.

Как упражнение

Попросите кого-нибудь из знакомых или близких помочь вам отрепетировать речь. Пусть этот человек слушает вас и задает вам вопросы, намереваясь застать врасплох и сбить с мысли. Ваша цель – не растеряться и найти ответ на каждый вопрос, плавно и органично вписав его в общий процесс выступления.

Меняйте тему по последнему слову

Как прием

Если необходимо сменить тему, используйте последнее сказанное вами слово как отправную точку: для слушателя такой переход будет выглядеть оправданно. Последнее слово и есть ваша новая тема: раскрывайте ее, подбирайте к ней ассоциации, пользуйтесь вопросами. Нужно вернуться в прежнее русло? Вы можете выйти так же, как вошли, – с помощью слова.

Как упражнение

Возьмите случайную статью или газетную заметку и представьте, что это отрывок вашей речи. С последнего слова начинайте импровизировать: развивайте тему некоторое время, а потом плавно и органично вернитесь к теме заметки.

На просторах интернета можно найти для тех, кто способен на самообразование и кто объективно может оценить свои недостатки как оратора. Готовый тренинг также поможет понять вам как они проходят в актерской школе.

3 выбрали

Вчера во всем мире отмечался Международный день джаза . Отличительная черта этого стиля – смелые импровизации. Джазовая музыка стимулирует отделы мозга, которые отвечают за творчество, и тормозит области, которые руководят самоцензурой. Так что, если хотите научиться импровизировать, – слушайте, а лучше играйте джаз. Но многим людям импровизация дается тяжело. Давайте разберемся, с чем это связано и можно ли это исправить.

Боязнь импровизации

Умение импровизировать необходимо человеку не только в творчестве, но и в обычной жизни. Импровизация спасает нас в любых неожиданных ситуациях: будь то сложные переговоры или путешествие, которое пошло не по плану. Что же мешает нам импровизировать?

  • Неуверенность в себе . Импровизация лучше всего дается смелым и уверенным в себе людям. А те, кто сомневаются в своих силах, боятся выглядеть глупо и из-за этого впадают в ступор.
  • Критичность . Еще одна проблема – привычка слишком критично себя оценивать и ругать за ошибки. Импровизация – это творчество, а в творчестве не бывает правильных и неправильных ответов.
  • Оценочная зависимость . Зависимость от оценки окружающих сковывает руки. Попробуйте ориентироваться на слова Пушкина: "Ты сам свой высший суд".
  • Привычка планировать . Есть люди, которые любят все планировать: день, месяц, год, целую жизнь. С одной стороны, это полезная привычка. С другой, такой человек испытывает панику, когда что-то идет не по плану. Например, при необходимости импровизировать.
  • Недостаток знаний . Впрочем, импровизация предполагает, что человек достаточно свободно ориентируется в материале. Музыкальная и танцевальная импровизации требуют определенного мастерства, словесная – общей эрудиции.

Без плана

Одним людям импровизация дается легко, другим – сложнее: многое зависит от характера и воспитания. Но развить способность импровизировать может каждый. В первую очередь психологи советуют доверять инстинктам: критичность живет на сознательном уровне нашей психики, а творчество – это голос подсознания.

От импровизации надо получать удовольствие. Вуди Аллен говорил: "Талант – это большое везение, но что действительно имеет значение – так это кураж". Кураж или "поток" – это именно то состояние, в котором лучше всего импровизировать.

Чтобы увереннее чувствовать себя в ситуации импровизации, надо потренироваться. Например, выключите звук у фильма и начинайте придумывать реплики за героев. Выберите первую попавшуюся на глаза вещь и порассуждайте о ней хотя бы минут пять. Придумайте логическую связь между двумя вещами, совершенно не связанными друг с другом. Развернуто ответьте на вопрос Шляпника: "Какая разница между вороном и письменным столом?" Играть в такие импровизационные игры можно как одному, так и в компании друзей.

Умение импровизировать нужно не только в творчестве. Оно очень помогает в работе, особенно, в публичных выступлениях. Да и в жизни, когда мы попадаем в незнакомые ситуации.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Порой, слушая опытного оратора, мы удивляемся, насколько легко и непринужденно у него получается складывать слова в пазлы.

Кажется, будто бы его не волнует в момент выступления, возможность запнуться, перенервничать или сбиться с правильной мысли.

Такое ощущение, что буквы, трансформируются в слова, а те, в свою очередь, образуют гармоничную, красивую сетку мыслей и образов мастера. В такой момент хочется и самому научиться на ходу придумывать шедевры, чувствуя себя уверенным в искусстве, что доступно каждому. Как научиться импровизировать?

Для начала, что такое словесная импровизация? Это уникальная способность легко, непринужденно и без предварительной подготовки, сражаться в разговорных «войнах».

Это может касаться любой темы: от пингвинов до терактов в Америке. Зашла речь о живописи, балете или космосе, человек тут же ориентируется и мастерски вникает в саму суть, разбавляя ее интересно подмеченными фразами.

Многие люди заблуждаются, думая, что импровизация - это пустой треп. Это целая наука, помогающая оратору не один раз в момент общения с публикой.

Конечно же, даже самый продвинутый мастер, может запнуться, забыть текст или неудачно сменить тему беседы. Только вот у опытных гуру, мы таких моментов не замечаем. Потому, как они владеют навыком словесной эквилибристики, а у неопытных - именно такие провалы и запоминаются.

Зачем это нужно?

Какие существуют приемы словесной импровизации?

1. Ассоциации

Суть такого приема, основывается на поиске в своем сознании, близкой ассоциации, напрямую связанной с темой выступления. Конечно же, вы понимаете, что не любую, пришедшую в голову мысль, стоит озвучивать.

Вот, допустим, вы общались с массами, на одну из выбранных тем. Если возникла запинка и вы затрудняетесь дальше что-либо сказать, вам нужно перейти на наиболее подходящую ассоциацию в контексте темы разговора.

Например, вам нужно в своем докладе симпровизировать на тему музыки. Как соорудить нечто стоящее за пару секунд? Подумайте над тем, с чем еще у вас ассоциируется слово музыка? Может быть, вы знаете интересную историю создания того или иного жанра?

А может, в вашей семье есть музыканты? В любом случае, просматривая в сознании пищу для построения мысли, вы с легкостью отыщите там «интересные факты», которые очень тесно связанны с основной темой вашего выступления.

К примеру, в разговоре с ребенком, очень ловко просматривается такой метод. Когда маленький человек, задает вам вопрос, вы же не вываливаете всю правду на неподготовленный разум?

Правильно, вы ищите варианты, нюансы, даже игровые способы донести свою мысль так, чтобы это было интересно, подходило по уровню развития и было наполнено пользой.

2. Вопросы, спасите!

Довольно-таки распространенная ситуация заключается в том, что вы говорите текст, как внезапно, все заготовленные фразы улетучиваются. Ощущение не из приятных и при этом, на помощь могут прийти верные, проверенные вопросы.

В таком случае, вы включаете коммуникацию с залом, проводите некий интерактив, а с другой стороны - позволяете себе прийти в чувства и заново поймать смысл происходящего.

Будьте осторожны с формулировкой сути вопроса. Слишком сложный - позволит кому-то из зала найти в себе силы для того что бы перехватить инициативу и начать отвечать на вопрос, который предназначался для вашего спасения, а не утопии. Слишком простой - может выглядеть туповато и слушатель, задастся вопросом: «Что происходит? Это же очевидно ».

Заранее подготавливайте цепочку вопросов, которые легко запоминаются. Они способны качественно переключать внимание и порой, даже расслаблять аудиторию. Но от того, каким способом вы его озвучите - зависит многое.

В юморе - есть один существенный аспект. Это непринужденное повествование. Если к постановке вопроса, подойти с улыбкой, то у вас может выйти прекрасный переход от состояния: «О, боги! Я все забыл », до этапа «Я - гений! ». Смело используйте шутки, байки, а так же короткие рассказы в пред-истории к вопросам и смело общайтесь с людьми с их помощью.

3. Последнее слово - решающее

Иногда, голова отказывается помогать своему владельцу и не хочет использовать ни ассоциации, ни вопросы! Ничего! В таком случае, есть еще один способ выкарабкаться.
Его суть заключается в аккуратном и ненавязчивом использовании последнего слова предложения в докладе.

Например вы зависли на фразе: «Музыка — это то, чем живут люди! ». Вам нужно сконцентрироваться и зацепиться за последнее слово. «Люди, существа издавна привыкшие к звуковому сопровождению: издревне они восхваляли священный инструмент, с помощью которого извлекался звук », — «А что такое звук? ».

Конечно же, это была моя импровизация на тему последних слов в предложении. Я думаю, вы уловили смысл такой игры, которая способна вовремя натолкнуть на правильную мысль и спасти ситуацию.

Какие упражнения могут повысить навык?

1. Книга

Для выполнения первого задания вам потребуется книга. Откройте ее на любой странице и посмотрите с какого слова она начинает свой рассказ.

Берите именно это слово, как тему своего выступления и смело копайтесь в памяти, для доставания оттуда интересных данных и фактов, для раскрытия сути.

Прорабатывайте игру с партнером - так уж точно будет веселее!

2. Пинг-понг

Для такой тренировки обязательно потребуется партнер. Совместно выберите одну из тем. Допустим, это фехтование. Начните говорить о первой ассоциации пришедшей вам в голову, оформив ее в предложение. Достаточно не более 30-40 сек. для ее качественного раскрытия.

Потом - замолкаете и черед напрягать извилины, занимает ваш партнер. С аналогичными заданиями по первой теме. В идеале - должно прозвучать около 5 тем от каждого участника мозгового штурма . Потом, смените задание.

3. Бесконечная импровизация

Суть такой встряски мозга, направленна на то, что бы подготовить вас к беспрерывным переходам от одной темы, к десятку схожих или кардинально отличающихся.

Выберите первую «жертву» и постарайтесь максимально эмоционально и живо подойти к игровому выступлению. Когда ваши знания и силы будут исчерпаны - переходите к другой теме.

Выступление, длительностью 1-4 минуты, должно смотреться органично и цельно. Вы можете попросить близких выступить в роли слушателей или приготовить ребенку увлекательную историю перед сном.

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вы относитесь к импровизации и пробовали ли вы овладеть таким искусством?

До встречи на блоге, пока-пока!

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Что важно для импровизации?

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в ) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).

Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.

Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Основные методы или приёмы импровизации

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.

Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • -ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и !

Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев – известный пианист импровизирует на тему песенки “В лесу родилась ёлочка”!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!