Опыт и знания он создал. Знание и мудрость. Знания и информация


Н. Г. Озолин

Однажды провели сравнение эффективности двух различных методов обучения прыгунов в высоту. Оба тренера пользовались одинаковыми, хорошо разработанными подробными программами. Но один требовал слепого подчинения и бездумного выполнения заданий. «Не ваше дело рассуждать, что и как делать, за вас думаю я», - говорил он. Другой стремился к тому, чтобы «каждый солдат понимал свой маневр». Он учил занимающихся вникать в тонкости механики движений, анализировать их, определять свои и чужие ошибки, разбираться в средствах и методах тренировки. Как и следовало ожидать, вдумчивый, сознательный подход к обучению и тренировке дал более плодотворные результаты.

Этот опыт проводился много лет назад. Сегодня принцип сознательности является одним из важнейших в спортивной подготовке. Вы должны иметь хорошее представление о системе спортивной подготовки, понимать, из чего она состоит и как осуществляется. Вам нужно знать методы тренировки, ясно представлять себе, какие использовать специальные и общие физические упражнения, как распределять их в одном занятии и микроцикле, какую выбрать нагрузку. Хотите достигнуть многого в спорте - изучайте теорию и методику легкой атлетики и своей спортивной специализации.

Для овладения техникой вы должны отчетливо представлять, как совершается каждое отдельное движение и все движения в совокупности, и уметь мысленно воспроизвести их. Вот почему для овладения совершенной техникой надо знать ее биомеханические основы. И когда вы в беге используете силу тяжести и инерцию, когда учитесь эффективно переходить через планку в прыжках в высоту, поднимая над ней одни части тела за счет опускания других, когда стремитесь в разбеге или во вращении разогнать копье, диск или молот, вам всегда необходимо знание биомеханики.

Надо изучить и анатомию человека. Это поможет вам определить недостатки в вашем телосложении, решить, какие мышечные группы укрепить, а какие развить в наибольшей мере. В беге, прыжках и метаниях вы выполняете много физических упражнений и за счет все больших воздействий и нагрузок перестраиваете свое тело, совершенствуете органы и системы организма. Теперь вы, понимая, почему «работа строит орган», будете тренироваться с большой убежденностью в возможность достижения цели.

Вот вы бежите свой первый кросс. Стало тяжело дышать, наступило сильное утомление. Что делать? Сойти с дистанции? Но вы знаете, что скоро должно появиться «второе дыхание», и потому, чуть снизив темп, продолжаете бег. Вскоре вам становится легче, и вы продолжаете бег с прежней скоростью. Физиология, психология помогут вам лучше познать самого себя, яснее понимать происходящие в вашем организме процессы, субъективно и объективно оценивать и контролировать свои ощущения и работоспособность, чувствовать меру нагрузки и величину утомления.

Разумеется, знания приобретаются постепенно. С первых же шагов в легкой атлетике начинайте усваивать элементарные знания, а потом переходите к все более широкой программе теоретической подготовки. Но помните, что ваши теоретические знания всегда должны опережать практику.

Однако практический опыт тренировки и участия в состязаниях тоже имеет очень важное значение и тоже приобретается сознательно. В обучении и тренировке вы должны оценивать и анализировать результаты своих действий при выполнении упражнений, отдавать себе отчет в том, что и как вы сделали, уметь обнаружить ошибки и устранить их. Сопоставляя спортивные результаты со своими ощущениями (чувством скорости, ритма, расслабления, усталости и т. п.), вы научитесь определять недочеты в своей подготовленности, находить возможности для улучшения своих достижений.

Будьте внимательны к опыту других спортсменов. Наблюдайте за их техникой, следите за их поведением на тренировке и соревнованиях, расспрашивайте о том, что вас интересует. Но ничего не перенимайте бездумно. Что хорошо одному атлету, особенно более высокого класса, то не всегда подходит другому. Думайте, анализируйте, пробуйте, а потом берите на вооружение.

Ваш опыт и опыт других спортсменов - большая ценность. Но не надейтесь на свою память. Все интересное и нужное записывайте в дневник.

При сознательном, активном отношении к спортивной подготовке, при углубленном изучении теории и практики вы приобретаете знания и опыт, позволяющие вам эффективно тренироваться и успешно соревноваться.

Одной из основных задач в психотерапии является переход от поиска новых знаний к переживанию опыта. Это промежуточная задача, ведущая к конечной цели – изменениям в жизни человека, но без нее эта цель недостижима. И тогда может возникнуть нередко встречаемое противоречие: человек пришел к психологу за знаниями, а тот пытается развернуть его к переживаниям.

В чем разница между знанием, переживанием и опытом?

Знание (в широком смысле) – это обладание информацией. Знание осознается, классифицируется, обобщается в терминах и понятиях (для лучшей упаковки). Отсюда следует еще вот такое определение знания: это субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. «Я знаю что-то» = «я обладаю информацией, которая дает мне ощущение понимания и контроля». Знание может быть истинным и ложным, критерием истинности или ложности выступают проверка знаний применительно к реальности (через практику, эксперимент или наблюдения).

Нередко к психологу приходят именно за знаниями: о том, почему это со мной происходит, и что сделать, чтобы этого не происходило, а было по-другому. Такой запрос на знания бывает явным, а бывает неосознанным: так или иначе, что бы ни делал психолог, клиент будет стремиться все превратить в конкретное знание, навесить бирку и удовлетвориться красивой и информативной интерпретацией, дающей ощущение того, что «теперь я знаю, что происходит со мной». Отметается все, кроме единиц информации. «Зачем мне это все чувствовать? Просо расскажите мне…». Опора на знание сопровождается идеей, что можно сделать какие-то конкретные манипуляции, и тогда произойдут желанные изменения. Кстати, так иногда и бывает – в случае довольно поверхностных искажений в отражении реальности. «Объясните, что со мной… Что я должен делать? Дайте мне рекомендации, я им буду следовать» - вот несколько привычных вопросов, ориентированных на поиск знания. Опора только на «знать» приводит к идее о том, что где-то есть совершенно точное и истинное знание, открывающее все закрытые двери. А этим знанием обладает конкретный человек, как его ни назови – психолог, гуру, учитель, наставник… При таком раскладе признание в том, что ты не знаешь пока, что можно в данной ситуации сделать, что важен совместный поиск, а не разговор в стиле «вопрос-ответ», приводит к разочарованию и поиску нового «знающего».

Психолог тоже может поддерживать опору на знание, изрекая истины и нагружая клиента все новыми и новыми знаниями, которые, однако, никак не сказываются на его состоянии. Как правило, это происходит из страха психолога разочаровать клиента, который жаждет истины…

Иное дело – переживание .

Переживание – непосредственный, осознанный и осмысленный чувственно-эмоциональный процесс контактирования с чем-либо. Например, переживание горя: это контакт с осознанием вечной утраты кого-то очень значимого, сопровождающие этот контакт эмоции и осмысление горевания как необходимой части прощания с человеком. Само по себе горе может и не быть пережито, остаться просто эмоциональной реакцией, если воспринимается как помеха на путискорейшего «возвращения к норме». Переживание любви: контакт с осознанием ценности другого во всей его полноте, сопровождающие этот контакт эмоции и состояния (радость, возбуждение, счастье) и осмысление любви как важного наполнения собственной жизни. И так далее: переживание одиночества, страха, бессилия, вины… А также общности, близости, безопасности в контакте с другим человеком и многое другое, относящееся к положительному полюсу.

Переживание как феномен не сводится к простым эмоциям. Эмоциональные люди – совсем не обязательно переживающие. Эмоции – особенно у людей, склонных к истерическим реакциям – могут захватывать все существо, делая невозможным осмысление и осознание – важные составляющие переживания. Эти истерические эмоции одинаковы, они повторяются из ситуации и ситуации, и поэтому не приводят к изменениям.Любое новое переживание оказывает трансформирующее влияние на личность. К искренней вере в Бога люди приходят не потому, что есть убедительные аргументы («знание») в пользу его существования, а потому, что есть переживание присутствия Бога в жизни человека. И осознанный атеизм – следствие переживания, если же он ограничивается знанием – у него нет корней и опоры (как и у веры). Это касается любых других изменений.

Соединив знание и переживание, мы получаем опыт. Это пережитое знание или знание, порожденное переживанием. Например, ребенок знает (от родителей), что огонь – это больно, но опыта такого у него нет. Прикоснулся к пламени свечи – больно! Знание получило непосредственное переживание, заключающееся и в физических ощущениях, и в эмоциях. Станет ли теперь знание опытом? Да, но при одном условии – ребенок больше не будет трогать пламя свечи. Если продолжит – то опыта он не получил, потому что опыт – это не то, что с нами происходит, а то, что нас меняет.

Поэтому человек, который говорит, что он имеет десятилетний опыт работы, не обязательно обладает действительно десятилетним опытом. Он может иметь опыт одного года, повторенный девять раз. Вроде учителя или преподавателя, который, потратив время на разработку урока/занятия, потом из года в год воспроизводит его без каких-либо изменений или с косметическими «поправками». Новый опыт в определенном смысле всегда разрушителен – если он действительно новый, потому что противоречит тому, что уже есть.

Нередко длительные разговоры с психологом – это постепенный, шаг за шагом, путь к новому опыту, который, однако, возможен, только если разрешаешь себе те переживания, которые ранее были недоступны. Это сложно. Тяжело переживать бессилие и отчаяние, признавая невозможность чего-либо. Тяжело горевать, принимая факт того, что близкого человека больше не будет никогда… Для кого-то невыносимым переживанием будет страх отвержения со стороны другого человека, и это делает невозможным близость. А кого-то и сама близость пугает тем, что в ней ты уязвим, а опыта уязвимости нет, или он отрицательный.

В общем, новое знание может стать опытом, меняющим личность, только через непосредственное переживание. Никакие книги, статьи, советы или упражнения – даже самые хорошие – не помогут избавиться, например, от созависимости или алкоголизма. Для этого нужно проживание отчаяния и бессилия – осознанного и полного. А какой «нормальный человек» хочет получить такой опыт?!

Я долго искала ответы на бесчисленные свои вопросы. Пожалуй, на это ушло около 30 лет сознательной жизни. Это были отдельные ответы, как кусочки мозаики. Они радовали, но не приносили удовлетворения. Поиск продолжался.

Когда я познакомилась с «Системой Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П.Троян», меня захлестнуло чувство эйфории, сродни влюблённости. Я была счастлива тем, что нашла эти Знания. Счастье меня переполняло и выплёскивалось через край. При этом часто доставалось моего счастья тем, кто оказывался рядом, хотя они об этом не просили и в моём счастье не нуждались.

Потом это счастье успокоилось, улеглось внутри, перестало бить через край. Наступил период осознавания. Полученные знания пропускались через собственный опыт, раскладывались по полочкам, выстраивались в собственную целостную картину мира.

Если в ней были пробелы, пустые места, я искала ответы, и заполняла эту пустоту. Мудрый Мир ни один наш внутренний вопрос не оставляет без ответа. Через 3 года все паззлы сложились в целостную картинку, наступило время, когда возникло тихое счастье от мысли, что я понимаю мир. Произошли значительные изменения в моей жизни во всех сферах: здоровье, материальное благополучие, отношения.

Вот этой тихой радостью захотелось делиться. Тогда и возник первый курс, который захотелось провести. Я открыто делилась своим опытом, своими наблюдениями, озарениями, своим пониманием. Первый курс был благотворительный. Сложно вначале брать ответственность за результат, недостаточно уверенности. Курс прошёл замечательно. Я получила 14 благодарных отзывов, определённую степень уверенности в себе и желание продолжать.

Каждый новый курс дарит новый опыт, новые ответы, новые возможности, увеличивает профессионализм. Идёт совместное развитие. И процесс этот бесконечен. Это напоминает некий поток людей, которые увлечённые своим интересом, сначала объединяются, потом к ним присоединяются ещё и ещё, за каждым человеком идёт ещё несколько человек.

Когда человек вовремя не передаёт знание, этот поток прерывается. Те уходят вперёд, а новые не появляются. Кто-то, кто чувствует интуитивно свою потребность, может увидеть далеко «хвост» этих людей и не захотеть догонять. Знания – это беспрерывный поток.

Не желая передавать знания и опыт, человек сам прерывает этот поток, лишая других возможности, кто мог бы получить эти знания именно от него, тем самым лишая себя благодарности и чувства удовлетворения. Прервав цепочку передачи знаний, человек переходит в стадию, когда уходит новизна полученных знаний. Они приватизируются, возникает ощущение, что это знают все, что нечего сказать.

Эти люди сами лишают себя радости быть нужными и полезными другим, потому что в какой-то момент слишком думали о себе и забыли о других. Обычно это мысли: «А что я могу», «Я ещё ничего не знаю», «Я мало знаю», «Мне нечего сказать» и другие. Такое состояние называется гордыня.

В Знаниях и опыте нет конечного пункта, дойдя до которого, можно остановиться. Напротив, чем больше открывается информации, тем более приходит понимание, как много ещё предстоит узнать. Наша картина мира может расширяться до бесконечности.

Это как подъём в гору: чем выше поднимаешься, тем больше обзор. Очень важно не прерывать цепочку передачи знаний. Ведь, поднимаясь в гору, мы поддерживаем друг друга, иногда меняясь местами. Самое ценное качество – отдающая позиция на благо для других, когда в твоём поле зрения есть другие люди, можно видеть их потребности и свои возможности им помочь. Такое качество помогает быть нужным, востребованным, получать удовлетворение в жизни.

Много лет я наблюдала интересную закономерность. Обращаешься к профессионалу в какой-то области. Он начинает говорить со мной на своём профессиональном языке, которого я не понимаю. Если б я понимала этот язык, я бы не нуждалась в его помощи.

Своими простыми вопросами я старалась вернуть человека в то начальное состояние, когда он ещё не владел этими знаниями, и просто и доступно объяснить мне то, что мне нужно. Не каждому это удавалось. Обычно неуверенность в своих знаниях, своём профессионализме заставляла людей одевать маску профессионала, не желая помнить своё состояние неуверенности в начале профессионального пути. И в этом большая ошибка.

Человек, помнящий оба состояния: когда у него не было знаний и опыта, и когда они есть, сможет всегда просто и доступно донести информацию, удовлетворить потребность обратившегося максимально. Такой человек всегда будет иметь много благодарных клиентов в любой сфере деятельности. Такой человек и сам будет легко обучаем.

Передача знаний не делает нас беднее, напротив, постоянно приходят новые знания взамен переданных. Ничто не стоит на месте. Потребность получать знания открывает возможности. Человек всегда найдёт свои ответы: может через вас, а может через другие источники.

Тот, кто не готов отдавать свои знания, нарушает Закон благодарения и разрушает своё здоровье.

Всё знать в этом мире невозможно. Каждый может выбрать ту область деятельности, где сможет достигнуть максимума своих возможностей, а в остальных сферах он будет готов обращаться к профессионалам своего дела с благодарностью. Такая позиция делает нас уверенными в себе и благодарными людьми.

Теперь мне стала понятна фраза моего Учителя: «Рассказывайте о Знаниях». Делитесь своими знаниями и опытом, не ожидая мифического совершенства, и вы будете востребованными и удовлетворёнными людьми, будете двигаться по жизни в потоке знаний и единомышленников, не прерывая цепочки взаимосвязи.

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока. Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым. Д. Аддисон

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом. Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают. Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. П. Бошен

Источник истинного знания - в фактах! П. Буаст

Образование - клад, труд - ключ к нему. П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон

Знание есть сила, сила есть знание. Ф. Бэкон

Знание и могущество - одно и то же. Ф. Бэкон

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда. П. Валери

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения. Л. Вовенарг

Дух подвластен тому же закону, что и тело - невозможности существования без постоянного питания. Л. Вовенарг

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. Л. Вовенарг

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь. П. Гассенди

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. К. Геббель

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Г. Гегель

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций

Всезнайство уму не научит. Гераклит

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте

Опыт - вот учитель жизни вечной. И. Гёте

Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте

Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте

Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого - не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим. М. Горький

Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький

Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Знание - спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. В. Гюго

Истинное лекарство от всех страданий - это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо

После хлеба самое важное для народа - школа. Ж. Дантон

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт

Многие многознайки не имеют ума. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер

Образование - лицо разума. Кабус

Социализм - это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин

Ложная ученость хуже невежества. Невежество - это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость - это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту

Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль

Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан

Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила! В. И. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт

Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание - сила! Сила - знание! В. Либкнехт

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением. Н. И. Лобачевский

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. Д. Локк

Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко

Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников

Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье

Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев

Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев

Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев

Круглое невежество - не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон

Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев

К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан

Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек - это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин

Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин

Знания - броня от всех бед. А. Рудаки

Талант и знанья - яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки

Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.

Если опыта и знаний слишком много…

Дата публикации 15.02.2011 Москва

Работодателям нужны опытные специалисты и уживчивые сотрудники. Но иногда в ходе собеседования может возникнуть такая ситуация, когда опыт и знания соискателя окажутся намного выше ожиданий работодателя и специалиста кадровой службы. Тогда работодатель задает себе вопрос: а нужен ли мне слишком умный работник? Почему таким специалистам отказывают в приеме на работу? На этот вопрос отвечают руководители и эксперты кадровых служб Москвы.

Алексей Захаров,
президент рекрутингового портала Superjob.ru

Обычно опыт и знания не могут быть помехой трудоустройству. Но, если потенциальный работодатель, отказывая вам, указывает на «чересчур большой опыт», значит, это просто не ваша вакансия, вы переросли ее. Довольно часто при поиске работы «горе» может быть не от ума, а от излишнего умничанья на собеседовании.

Арина Ильина,
специалист отдела кадров ОАО «НПК «НИИДАР»

Многим соискателям, ищущим работу, и специалистам по персоналу могут вспомниться такие случаи. Устраиваться на работу приходит специалист с высоким уровнем образования и высокой квалификации, причем его уровень намного превосходит требования работодателя. В ходе собеседования соискателю кажется, что его обязательно примут, но зачастую он получает отказ. Почему это происходит?

Один из вариантов ответа на вопрос, почему опыт и знания могут помешать трудоустройству, на мой взгляд, 301 год назад дал Петр I. В своем указе от 9 декабря 1709 года он написал: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». В наше время бытует другой, немного грубоватый, но тоже точный афоризм: «Я – начальник, ты – дурак. Ты – начальник, я – дурак». Сейчас благодаря Интернету слова из Указа Петра I знают многие, причем чаще всего их распространению способствуют сами начальники. И такую реакцию значительной части руководителей на появление умного работника надо считать естественной, потому что конкуренция есть везде.

Еще одно объяснение отказу по причине «большого ума» – боязнь нелояльности высококвалифицированного сотрудника. К примеру, грамотный принципиальный юрист может создать на предприятии сильный профсоюз и серьезно осложнить жизнь работодателя, нарушающего Трудовой кодекс.

Но бывает и так, что соискателю недостаточно просто иметь опыт и хороший запас знаний для конкретной вакансии. Если работодатель задумал модернизацию производства и в ходе собеседования почувствует, что у соискателя негибкость мышления, то тоже может последовать отказ. И объяснить это можно тем, что, невзирая на значительный опыт, новый сотрудник будет использовать известные подходы и клише там, где нужны новые идеи и новаторский подход.

«Чересчур умный» соискатель может получить отказ и в том случае, если руководитель почувствует, что сотрудник быстро заскучает и начнет поиск нового места работы с лучшими условиями труда. В этом случае работодатель скорее выберет такого сотрудника, которому интересен будет карьерный рост и который будет привносить в работу новшества, дающие предприятию прибыль.

Есть и еще одна причина. В современных условиях очень важны навыки работы в команде. Зачастую команда молодых программистов, например, работая вместе, привносит в производственный процесс много новаторских идей, нежели один сотрудник с наработанными навыками по своей специальности (если только он не является наставником данной команды).

Лусине Абгарян,
HR-директор Kelly Services

Тех соискателей рабочих мест, чьи профессиональные знания и навыки намного шире того функционала, который требуется исполнять на предполагаемой работе, специалисты по подбору персонала называют словом overqualified. Так говорят, когда кандидат уже перерос предлагаемую вакансию. Часто работодатели настороженно относятся к таким кандидатам, и соответственно возникают проблемы в трудоустройстве. Почему это происходит?

Существуют разные причины, почему случаются подобные ситуации. Самое очевидное сомнение работодателя: отчего способный и опытный специалист хочет работать на должности, которая явно не соответствует его потенциальным возможностям? Естественно, что работодатель настороженно отнесется к кандидату, который соглашается на должность, требующей меньших навыков, знаний и опыта, чем у него есть. Другое дело, что иногда работодатель сознательно договаривается с сотрудником, предлагая ему должность ниже его компетенции, но она рассматривается как стартовая площадка. И в дальнейшем, при наличии хороших результатов, развитие карьеры сотрудника идет быстро.

Другой трудный момент для кандидата с избыточной квалификацией – сомнения работодателя в мотивации соискателя. Возможно, человек хочет получить эту работу временно, переждать какое-то время, а затем искать новую работу. В этом случае сотрудник никак не связывает себя с компанией и не сможет принести ей пользу. Сотрудник, способности которого значительно превосходят требования должности, будет слабо мотивирован на развитие. Он уже и так достаточно квалифицирован, ему не нужно стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. А раз компания не сможет внести какой-то вклад в профессиональный рост этого сотрудника, то и особой лояльности от этого работника ждать не приходится. Наверное, также нужно сказать и об адаптации слишком квалифицированного сотрудника в коллективе. Конечно, шансы легко влиться в команду у него такие же, как и у любого другого нового человека в компании. Однако нельзя исключать, что могут возникнуть и проблемы. Например, в отношениях с непосредственным руководителем, уровень квалификации которого может оказаться ниже, чем у подчиненного.