Сценарий школьного мероприятия ко дню русского языка и литературы. День русского языка: мероприятия, посвященные празднику Просмотр содержимого презентации «Шитикова В.А.»



Более 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.

Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, а также самым распространенным европейским языком в географическом смысле.Интересно, что разговорный русский язык в обязательном порядке изучают все космонавты, которым предстоит работать на Международной космической станции.

По последним данным, в мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком.
***

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анна Ахматова

***
Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов.

***
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
***
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.

Г. Державин

***
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

А. С. Пушкин

***
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин

***
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

А. С. Пушкин
***
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев
***
Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Лев Николаевич Толстой
***
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

***
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

Русский писатель Антон Павлович Чехов

***
Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны - и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

А. П. Чехов
***
Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.

П. А. Вяземский
***
Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.

Французский литератор Проспер Мериме
***
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн
***
Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

А. Куприн
***
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.

Н.А. Некрасов
***
Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.

М.Е. Салтыков-Щедрин
***
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.

А. С. Хомяков
***
Перед Вами громада — русский язык!

Николай Васильевич Гоголь
***
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константи Дмитриевич Бальмонт о Русском Языке
***
Пушкинский язык

Нам будет некого винить,
Когда не сможем сохранить,
К чему как к солнцу ты привык -
Великий Пушкинский язык!!!
В цене лишь деньги и товар,
И страшен лжи истошный крик…
И топчут с грязью дивный дар -
Бесценный Пушкинский язык!!!

Но это - страх временщика…
А жизни век в грядущем - миг!
Грядёт к народам на века

Бессмертный Пушкинский язык!!!



Великий и могучий, правдивый и свободный
НАШ РУССКИЙ замечательный ЯЗЫК! -
Веселый, искрометный, крутой, живой, народный,
ОН мысли выражает напрямик!
Во дни раздумий тяжких, во дни сомнений страшных,
Когда на наш порог ползет беда,
ЯЗЫК не умирает, он силу набирает
И остается РУССКИМ навсегда!
В НЕМ есть слова: «родная», «родимая», «святая»,
«Отеческая», «Русская Земля» -
От дома и до дома, от края и до края
Она для сердца русского - своя!
Английский и немецкий, китайский и турецкий
Хорошие, быть может, языки,
Но... РУССКИЙ - самый стройный, богатый, нежный, вольный
Временщикам и ворам вопреки!
От древних лет доныне исконный дух России
Ни смутой, ни войной не разложить…
Враги и их наймиты здесь снова будут биты,
А Русь была, и есть, и будет жить!
Мы думаем по-русски, мы молимся по-русски,
Мы в бой идем под русское «Вперед!»
ЯЗЫК - душа народа, он через все невзгоды
Потомкам слово пращуров несет!
ЯЗЫК - своим отрада, с НИМ брат находит брата,
ЕГО страшится властный лицедей.
ЯЗЫК ВЕЛИКОРУССКИЙ - подобие набата!..
ГЛАГОЛ, объединяющий людей!
ЯЗЫК народу нужен, ЯЗЫК народу служит,
ЯЗЫК с народом всюду и везде.
В НЕМ - смелый русский витязь, в НЕМ - Третий Рим и Китеж,
ОН - в нашей Вере, в Правде и в Судьбе!
ОН русских окрыляет, ОН к брани призывает
За русский дух, за торжество ума.
Да здравствуют Россия и НАШ ЯЗЫК красивый! -
ДА БУДЕТ СВЕТ! ДА РАСТОЧИТСЯ ТЬМА!


Русский бард
Александр ХАРЧИКОВ

Учитель в филиале МБОУ Инякинская сош, расположенного в селе Тырново

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 - 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

Стимулировать интерес к изучению русского языка;

Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук - то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом - пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь - и готово!

В памяти поройся - может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася: Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово - то для меня какое - то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь - это страна, где много рек, озёр, а русский - это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по - старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо - смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как - то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

Цветочек - то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл.

На русь? - ахнул я.

На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

Анна Ивановна, а что такое русь?

Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински - «ареопаг»). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

ЛЕКСИКА

Фразеология Пословицы Словари

ЭТИМОЛОГИЯ

МОРФЕМИКА

МОРФОЛОГИЯ

Часть речи Имена Тёмная комната

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

1 конкурс «Говорите правильно»

Задание: исправить ошибки в стихотворении

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время - 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. - 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. (Макс. - 3 балла).

ЛЕКСИКА

Лексика - раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух. (Быстро)

· Рукой подать. (Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ - 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2. ПОСЛОВИЦЫ.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

1 день – Открытие недели русского языка и литературного чтения. Посещение городской библиотеки.

2 день – Викторина “РОДНАЯ РЕЧЬ”. Подготовка к конкурсу “Есть в осени первоначальной…”.

3 день – Олимпиада знатоков русского языка и литературного чтения. Выступления приглашённых артистов, писателей или интересных людей – любителей литературы (по возможности).

4 день – Литературная встреча в библиотеке школы.

5 день – Минуты поэзии “Есть в осени первоначальной…”. Презентация иллюстраций поэтических произведений.

6 день – Закрытие недели русского языка и литературного чтения. Награждение победителей. В конце предметной недели подводятся итоги по всем мероприятиям и награждаются лучший класс и лучшие ученики.

Сценарий открытия недели русского языка и литературного чтения в школе.

В зале звучит музыка, вся школа собралась на открытие недели русского языка и литературного чтения.

В зал входят 5 чтецов, за ними – сказочник. В руках сказочник держит волшебный ларец.

Сказочник:

– Добрый день и добрый час!

Я – весёлый сказочник.

Я из сказок к вам пришёл,

Я дорогу сам нашёл!

Я скажу немного позже.

Знаю только каждый час

Полон сказочных чудес.

В кабинетах, в вашей школе

Чудес будет и поболе!

Ученик: А что у тебя в руках, сказочник?

Сказочник: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.

Ученик: А можно мы заглянем в твой ларец?

Сказочник: Да, посмотрите.

Дети смотрят в ларец и достают карточку, на которой написано слово «Дождь». Далее ученики говорят по очереди.

– Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?

– Он может «капать» еле-еле.

– Он может «расходиться».

– «Сыпать, как из сита»,

– «Лить стеной».

– «Лить как из ведра».

– Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол. Главное – это научить их использовать.

Говорят хором: Русский язык – богат и могуч.

– На многие вопросы мы ответим на неделе русского языка и литературного чтения.

– На этой неделе мы побываем в библиотеке.

– Попробуем справиться с олимпиадными заданиями.

– Расскажем и послушаем произведения об осени.

– Побываем в осеннем поэтическом лесу.

– Всех приглашаем на неделю русского языка и литературного чтения.

Сценарий праздника «Минуты поэзии «Есть в осени первоначальной…» (закрытие недели)

Во время праздника звучит музыка на тему осени Свиридова, Чайковского и др..

Учитель: Сегодня последний день недели «Русского языка и литературного чтения » и наши минуты поэзии мы посвящаем осени. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

Учитель: Высоко над головой начинаеть желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний Иоан Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода.

Бестрепетно осень

Пустыми очами

Глядит меж стволами

Задумчивых сосен,

Прямых, тонколистных

Берёз золотистых…

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры- листопады, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Длиннее, чернее

Холодные ночи,

А дни всё короче,

И небо светлее…

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши:: «Скоро зима».

Выступления детей (материал подбирается учителем).

Учитель: Родители тоже решили принять участие в празднике поэзии.

Выступления родителей (материал подбирается учителем или родителями).

Учитель:

– Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,

И если твой талант – крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса.

для 1–2-го класса

1. Отгадайте загадки:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота. (Айболит)

Весел он, как балалайка,

А зовут его … (Незнайка)

В сумке у меня не киска,

В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)

2. Сказочный аттракцион.

Кому принадлежат сказочные вещи?

– Золотой ключик. (Буратино)

– Хрустальная туфелька. (Золушке)

– Цветик- семицветик. (Девочке Жене)

– Разбитое корыто. (Старухе)

Какие волшебные средства были у сказочных героев?

– У солдата из сказки Андерсена. (Огниво)

– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)

– У Бабы Яги. (Метла, ступа)

– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)

– У кота. (Сапоги)

Задания литературной викторины для 3-го класса

– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)

2. Сказочные объявления.

м, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)

Задания литературной викторины для 4-го класса

1. Интеллектуальная разминка.

– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)

– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)

– Назовите летательный аппарат у Бабы-Яги. (метла и ступа)

– Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)

– «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)

– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

– Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев?» (Подснежники)

– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)

– Кот в русских сказках. (Баюн)

– Кто назвал страну сказок «Лукоморье»? (А.С.Пушкин)

2. Сказочные объявления.

– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)

– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин)

– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… («Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин)

– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)

– Торговая фирма «Буян» предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане». А.С.Пушкин)

3. Задание на смекалку.

– По хамбер-джамбер я шагал,

По хамбер-джамбер-джони.

И вдруг увидел-риг-ма-ждиг

За нею тащит бони.

Ах, будь со мной хоб-ма-гог,

Мой хоб-ма-гог-ма-гони.

Я застрелил бы ниг-ма-джиг

За кражу бедной бони. («Лиса и курица»)

Ежегодно 6 июня мы празднуем День рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в России отмечается "Пушкинский день" (День русского языка).

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 85 .
Все разделы | Пушкинский день, День русского языка, 6 июня

Презентация «6 июня - День рождения А. С. Пушкина» Слайд № 1 6 июня . День рождения А . С. Пушкина . 1799 - 1837 Слайд № 2 Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть. Анна Ахматова Слайд № 3 Александр Сергеевич...

Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России для обучающихся 1 курса техникума Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России Викторина ко Дню для обучающихся 1 курса КГА ПОУ «КПТ» г. Краснокамска. Цель : расширить кругозор обучащихся. Оборудование : проектор, компьютер, презентация. Ведущий. Добрый день , дорогие ребята. Мы собрались...

Пушкинский день, День русского языка, 6 июня - Оформление стены к проекту «Читаем вместе», посвященному Дню рождения А. С. Пушкина

Публикация «Оформление стены к проекту «Читаем вместе», посвященному Дню рождения...» На форо изображение оформленная стена по произведениям А.С. Пушкина. А так же сделанная руками (папы) печка символ русской сказки. Цель: Расширить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина Задачи: Познакомить с творчеством А.С.Пушкина. Формировать заинтересованность...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А...


Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А Музыкальный руководитель – Жанакулов Ж.О. Хореограф – Битенова А. Ш. Проводится...

Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А...

Пушкинский день, День русского языка, 6 июня - «Пушкину посвящается…» Праздник для учащихся 2 и 3 классов к Дню рождения А. С. Пушкина

ПУШКИНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ… Ведущая. Друзья, сегодня мы собрались с вами здесь поговорить о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Мы все любим его стихи. Помните вот эти: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет, То заплачет как дитя… Или еще: Под...

День Пушкина У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта...