Создание школьной. Проект "создание школьной газеты". элементов «конструктора» онлайн-школы


Онлайн-образование - одна из самых прибыльных ниш и быстрорастущий рынок. При этом мало кто знает, что создание онлайн-школы - это процесс, подобный сбору конструктора LEGO. Он легко шаблонизируется.

Процесс создания онлайн-школы нам и нашим партнёрам удалось повторить 36 раз в разных нишах. Это значит, что и вы можете создать свою высокодоходную онлайн-школу без опыта и инвестиций, используя наши знания и шаблоны.

Осталось ещё 1-2 года, чтобы войти в рынок онлайн-образования легко и быстро. По нашим прогнозам, уже в 2018 году конкуренция возрастет в большинстве ниш. На рынок выйдут более зрелые игроки, которые сейчас только стартуют или даже ещё только думают выйти на поле.

У вас есть шанс воспользоваться преимуществом первопроходца и стать первым в своей нише.

Этот Пошаговый план расскажет основные этапы создания и развития онлайн-школы.

Кроме того, для желающих создать онлайн-школу мы регулярно проводим вебинар, где рассказываем о своём опыте, о рынке в целом и о моделях вывода онлайн-школы на миллионные обороты. На вебинаре мы более подробно разбираем каждый пункт этого плана.

Регистрация на вебинар

8 элементов «конструктора» онлайн-школы

Как собирать блоки и в каком порядке - вы узнаете из этого Пошагового плана. А все подробности услышите на (не пропустите!)

Общий план действий

12 шагов к созданию собственной онлайн-школы

Шаг №0 — понять основы предпринимательства и выучить термины

Вы уже на правильном пути, так как изучаете этот Пошаговый план и собираетесь узнать особенности онлайн-образования. Однако вот какая штука: если у вас нет предпринимательского опыта, то перед тем как идти дальше, нужно хотя бы выучить язык, на котором мы будем говорить.

Если вам нужен словарь и основы предпринимательства в сжатом виде, напишите мне на Facebook (ко мне в друзья уже добавиться невозможно, но вы подписывайтесь и пишите — все сообщения я получаю и вижу). Если таких запросов будет много, сделаем бесплатный видео-инструктаж и дадим удобное руководство, чтобы не строить Вавилонскую башню.

Шаг №1 — заложить фундамент

Это означает, что нам надо уяснить специфику онлайн-образования в сравнении с традиционным бизнесом и сформировать общий план действий.

Для этого сначала создаем шорт-лист предпочтительных ниш и выбираем ТОП-1 приоритет для детальной проработки. После составляем план развития проекта на ближайшие 90 дней. Предпочтительно с использованием Диаграммы Ганта.

На этом шаге уже подготавливаем юридическую инфраструктуру (открываем юр. лицо, заводим счет в банке, включаем эквайринг для приёма платежей).

Важным «кирпичиком» в шаге Фундамент является выбор правильной ниши, которая подходит именно вам. На бесплатном вебинаре мы рассказываем о том, как не допустить ошибку на этом этапе, и о том, какие ниши самые прибыльные, где наивысшая конкуренция, и даём ссылку на интеллект-карту выбора ниш.

Шаг №2 — найти партнёра

История человечества показывает, что люди становятся более эффективным, когда они объединяются. Мы верим в формулу 1+1=11. Мы за партнёрскую модель развития. Одна из распространённых ошибок, когда эксперт пытается быть сам себе продюсером или наоборот, когда продюсер пытается продюсировать свою экспертность. В итоге у него не хватает времени ни на развитие экспертности, ни на продюсирование.

Поэтому мы рекомендуем эксперту заниматься любимым делом, то есть тем, что у него получается лучше всего. А для развития бизнеса и масштабирования найти себе продюсера или нанять проджект-менеджера. Если вы, наоборот, продюсер - вам нужно найти себе эксперта, которого будете продвигать.

На этом шаге очень важно определиться, в каких отношениях вы будете находиться с экспертом, и как хотите упаковывать школу.

Существующие модели:

  • Эксперт — партнер
  • Эксперт — сотрудник
  • Эксперт — фрилансер с единоразовой оплатой

90% ошибок при создании онлайн-школы совершается на этом этапе. Если вы неправильно выберете модель отношений, то при достижении Прибыли 500 тыс. — 1 млн. руб. в месяц с вероятностью 99% эксперт выкинет продюсера из проекта или продюсер решит найти эксперта подешевле.

Очень важно закрепить отношения правильным договором и чётко зафиксировать финансовые взаимоотношения.

Шаг №3 — формируем бизнес-модель

На этапе, когда ясна ниша, есть инфраструктура и четко оформленные договоренности с экспертом, необходимо верхнеуровнево описать продукт и в крупную клетку прорисовать бизнес-модель: кто ваш клиент, что он покупает, зачем ему это, каков объем рынка, какова
модель продаж.

Постройте финансовую модель для трех сценариев развития: амбициозный, оптимистичный, консервативный. Перед этим сделайте аудит имеющихся и недостающих ресурсов - что поможет вам достичь амбициозного результата, а что сдерживает и чего не
достает.

На этом этапе пусть все оценки будут очень приблизительными. Не бойтесь, что пока не знаете точных цифр. Если что-то непонятно, нужно прорисовать развилки и определить вопросы, ответы на которые выясните позже. Все еще может много раз измениться. Рассматривайте этот шаг как первую примерку перед пошивом костюма.

Шаг №4 — создаём архитектуру продукта

Целевая аудитория. Важно понимать, что клиенты покупают любой продукт чтобы закрыть текущую неудовлетворенность или решить свою проблему.

Ваш продукт купят, только если вы сумеете нащупать эту боль и неудовлетворенность и сумеете убедить покупателя, что ваш продукт сделает его счастливее.

Это значит, что нужно продавать не матрас и его технические характеристики, а хороший сон, классный секс и благодарность жены (за секс! А не за матрас конечно же). Нужно продавать не курс по английскому языку, а возможность повысить доход благодаря знанию
английского или возможность познакомиться с американским бойфрендом и гордость родителей за ребенка, который умеет говорить на заморском языке.

Для того чтобы построить хороший продукт, сначала нужно хорошо понимать свою аудиторию — это база, фундамент, на котором потом нужно строить продукт. Аватары клиентов и понимание своей ЦА — самое меньшее, что нужно продумать. Важно чувствовать ее и научиться думать, как она, говорить на ее языке. В этом залог успеха.

Модули программы вашего первого онлайн-курса:

Если вы хорошо проработали портреты ЦА, ее боли и желания, вам будет легче сконструировать продукт. Держите у себя в фокусе, что продукт должен вести клиента к желаемому результату. Какие этапы клиент должен пройти на этом пути? Что должен узнать? Что попробовать? Что начать, а что перестать делать? Как вы ему можете помочь в этом?

Сформируйте списки того, что клиент узнает и что он получит. Объедините информацию в логические блоки-модули.

УТП и обещания:

Когда вы определили ЦА и сформировали модули программы обучения, будет легче сделать УТП - уникальное торговое преимущество.

Когда вы будете делать УТП продукта, помните два правила:

Первое: сообщение должно быть уникальным

Ваше предложение должно говорить об уникальной выгоде. Выгода должна быть единственной в своем роде и не встречаться у конкурентов

Правило второе: выгода должна быть важна

Чем сильнее выгода для вашей ЦА, тем больше новых клиентов придут к вам с рекламного сообщения.

Формируя заголовки своего УТП, воспользуйтесь методикой 4U:

1. Usefulness (полезность). Покупатель должен увидеть очевидный ответ на вопросы: какую пользу несет ваш продукт? Какую проблему решает? Что получит клиент в итоге? Т.е. вы продаете не продукт, не дрель, а дырку в стене. Решайте проблему потребителя!

2. Ultra specificity (ультраспецифичность). Конкретизируйте полезность. Сколько денег клиент заработает при помощи вашего курса? Сколько килограмм набирает? Сколько оргазмов испытывает? Добавьте количественный показатель.

3. Urgency (срочность). Когда клиент получит заявленный эффект? Сегодня, завтра, через две недели? Мозг лучше визуализирует картинку, если вы добавите конкретный срок. Ещё часто «срочно» используется в формате, что это предложение действует только 2 часа - это действительно ускоряет принятие решение о покупке и снижает риск того, что покупатель после вашего вебинара зайдет в торговый центр и не устоял перед набросившейся на него сумочкой, после чего денег на курс не осталось.

4. Uniqueness (уникальность). Все это хорошо, но если посетитель в заголовке видит одну «карамельку» без понимания того, за счет чего она достигается, внутренний голос разумно посоветует: не верю. Главный вопрос здесь — за счет чего, каких механизмов, инструментов, технологий будет достигнут результат, решена проблема. В чем уникальность вашего курса и методики?

Мысли в слух…

Друзья, я уже описал 4 шага из 12. Это 1/3. Вот пишу я и думаю, будет ли это полезно вам, дочитаете ли вы до конца? И, если честно, я не уверен. Ведь читать скучно, а может быть, вы еще до конца не определились, стоит ли вам начинать онлайн-школу или нет…

Вот и думаю, как быть дальше. Продолжить писать? Ну, это самое простое решение. Или записать все то же самое, только в видео-формате? Ведь многим смотреть видео проще. Или все же читать удобнее? Но актуален ли этот вопрос, если вы вообще не дочитали до этого места.

В общем, на этом я остановлюсь, чтобы замерить ваш интерес и понять, что делать дальше. Продолжить писать, записать видео или остановиться прямо сейчас, потому что мое сообщение оказалось нерелевантно моей ЦА.

Пишите, пожалуйста, вашу обратную связь здесь в комментариях. Мне действительно важно, какой % дочитает План до конца и напишет мне.

Кроме того, вы уже сейчас можете записаться на вебинар, где мы будем подробно разбирать Пошаговый план. Запись на вебинар .

Увидимся или услышимся,

Шаги

Часть 2

Создание корпорации

    Подготовьте бизнес-план. Включите в него цели создания школы, опишите факторы, благодаря которым их можно достичь, а также какие финансовые ресурсы нужны для этого. Бизнес план необходим для кампании по сбору средств и выполнения процедуры регистрации учебного учреждения.

    • Проведите «анализ осуществимости», чтобы определить жизнеспособность будущей школы. Чтобы определить, насколько вероятен успех, уже на ранних этапах планирования нужно пристально рассмотреть свою концепцию и пути ее реализации. Вам нужно определиться, сколько студентов вы планируете зачислить, какова сметная стоимость, текущие расходы, эксплуатационные расходы, и все остальные аспекты жизнедеятельности школы.
  1. Создайте совет директоров. Самостоятельно управлять учебным заведением невозможно, поэтому в числе первых шагов должен быть поиск единомышленников и администраторов, чтобы создать совет директоров. Совместными усилиями гораздо легче принимать финансовые и управленческие решения, нанимать профессорско-преподавательский состав, а также контролировать деятельность школы.

    • В основном школы не управляются единоличным «вождем». Хотя в учебном заведении необходима четкая иерархия, чтобы сплотить группу, но школа остается скорее «корпорацией», нежели «диктатурой». Чтобы собрать хороший совет директоров, подумайте, кого из местных авторитетов в сфере образования не устраивает их нынешнее положение, и предложите им пути для самореализации в перспективной и прогрессивно мыслящей школе, создаваемой вами.
  2. Подайте документы на государственную регистрацию. Совет директоров должен тщательно подготовить все бумаги, необходимые для создания юридического лица. Документы нужно подавать в соответствии с требованиями законодательства, действующими в вашем регионе. В большинстве регионов существуют юридические компании и службы, которые оказывают поддержку в подаче документов для получения статуса некоммерческого образовательного учреждения.

    Зарегистрируйтесь как негосударственное образовательное учреждение. Согласно российскому законодательству, НОУ являются некоммерческими организациями. Они имеют доступ к грантам, дотациям и подобным источникам финансирования. Школа как некоммерческая организация должна создаваться и действовать сугубо для реализации научных, просветительных, воспитательных и других направленных на благо общества целей. Также должны выполняться следующие требования:

    • Чистая прибыль не может направляться в пользу какого-то частного лица или акционера.
    • В основе деятельности школы не должно быть попыток повлиять на законодательство или вмешиваться в политические кампании.
    • Деятельность и задачи учреждения должны быть законными и не должны противоречить официальной государственной политике (по крайней мере, ее основным положениям).
  3. Получите идентификационный код. ИНН - это индивидуальный налоговый номер, который выдается как частным лицам, так и организациям, которые выплачивают зарплату своим сотрудникам. Посетите сайт налоговой службы или зайдите в ближайший офис.

Часть 3

Открытие школы
  1. Обеспечьте финансирование вашей школы. Финансирование зависит от выбранной концепции. Вы можете взимать плату за обучение, работать на грантах, получать государственное финансирование или использовать другие способы для привлечения средств. В любом случае, сначала нужно собрать максимально возможные средства, чтобы этого хватило для открытия и финансирования первого года работы вашего амбициозного проекта.

    • Подайте заявки на получение грантов на реализацию своей концепции.

Cегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления (курение и т.п.).
Исходя из этой необходимости - включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, - мы решили выпускать газету.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Идея создания газеты в школе не нова. Во многих образовательных учреждениях существуют и собственные периодические издания, и радиоточки. Особенностью нашей работы является то, что она построена на концепции подростковой школы, автором которой является экспериментальная площадка Московской ассоциации развивающего обучения (МАРО) под руководством Б.Д. Эльконина.
Это обстоятельство не просто делает нашу работу теоретически обоснованной, а наполняет ее особым содержанием, позволяющим обыкновенное дело (давно известное, может быть даже традиционное) сделать адаптационным пространством для перехода в мир взрослых.
В основу своего проекта мы положили рамочный подход в постановке цели, предложенный Б.Д. Элькониным. Суть его заключается в том, что каждая цель имеет горизонт действия и является определенным этапом в достижении одной общей цели - предельной рамки.
Всего представлено шесть областей.
Первая (это и есть предельная рамка) - антропологическая. Предполагает развитие определенного типа человека.
Вторая - культурно-возрастная - связана с решением проблемы личного действия подростка, такого действия, которое позволило бы выпускнику найти свое место уже во взрослом мире.
Третья - рамка приобретения инструментальных знаний, с помощью которых можно проектировать нечто новое.
Четвертая - конкретное действие подростка, связанное с выражением собственной точки зрения.
Пятая - область деятельности учащихся, связанная с исследованием, решением задач, сочинительством.
Шестая - просто участие школьников в практической деятельности.
Рамочный подход в постановке цели дает возможность, с одной стороны, видеть перспективу своей деятельности, а с другой - действовать в тех пределах, которые на сегодняшний день доступны. Это удерживает от надрыва в работе, ненужного стремления к достижению тех высот, которые еще чужды самим подросткам, но желаемы для взрослых.
Структура работы позволяет сохранить спонтанность деятельности учащихся, благодаря которой любое дело становится живым.
Наличие большого количества функциональных сторон, динамичность и разноплановость проекта позволяют включить в него неограниченный круг участников.
Принимаются и индивидуальные, и коллективные труды.
За четыре выпуска газеты в проекте участвовало 25 школьников в качестве журналистов, верстальщиков, разносчиков газет.
Данная деятельность позволяет решить как межличностные проблемы учащихся, так и внутриличностные конкретного подростка. Мы уже являлись свидетелями подобных изменений и готовы признать, что гипотеза о развивающем характере подростковой школы действительно имеет практическое подтверждение.
И еще очень важный момент. Данная деятельность меняет характер взаимоотношений между взрослыми и подростками (учителями и учащимися, родителями и детьми). Уже сейчас мы видим зарождение основ сотрудничества. Мы надеемся, что нам хватит сил вырастить их до атмосферы сотрудничества во всей школе, основанной на взаимоуважении и взаимной ответственности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим цели подростковой школы и соотнесем их с концепцией школьной газеты.

1-я область - антропологическая (предельная) рамка.

Конечно, участие в издании газеты само по себе не развивает определенный человеческий тип. Тем не менее концепция практической деятельности предполагает предельную образовательную цель.
Предельной рамкой нашей работы является развитие крепкой духовной личности. Личность, которая владеет способностью восхищаться, может видеть чудо каждый день.
Такой фундамент развивает у ребенка следующие способности:

  • умение делать выбор и принимать решения;
  • умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • умение быть автономным.

Последнее умение особенно важно, так как для большинства российских людей характерно стремление к противоположному полюсу шкалы - к глубинному душевному контакту с другим человеком. Но из-за отсутствия культуры автономии любая потеря партнера оборачивается для человека трагедией.
Кроме того, предельной целью является формирование такой мотивации, когда человек, выходя из стен школы, осознает свое место в жизни.

2-я область - культурно-возрастная рамка

Эта цель, согласно концепции подростковой школы, опирается на работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о «культурном возрасте».
Культурно-историческое содержание подросткового кризиса отражает существенные черты и вызовы времени.
Основное психологическое новообразование, согласно концепции подростковой школы, основано на появлении «Другого как Другого».
В связи с этим возникает проблема самоопределения - проблема личного (уместного) действия.
Работа по созданию школьной газеты, на наш взгляд, находится в пределах данной рамки. Эта работа связана с соотнесением собственного замысла, творческого азарта с восприятием этого замысла другими, которыми являются и сверстники, и старшеклассники, и взрослые (учителя, родители). Реализация каждого замысла связана с исследованием и принятием решения.
Например, в первом номере нашей газеты «Переменка» есть рубрика «Игры нашего класса».
Поначалу была игра в классе, нечаянно обнаруженная учителем. «Оригинал» включал и оскорбительные выражения, и нецензурные слова. Позже, в День самоуправления, когда «учителями» были школьники, эту игру уже предложил учитель, являющийся в тот момент «учеником». В ней та же идея была отражена другим языком и в другой форме (этот вариант и представлен в газете).
Тогда подростки, будучи учащимися 9-го класса, данную интерпретацию не приняли, она оставила их равнодушными.
В 10-м классе, когда обсуждался вопрос, что напечатать в газете, игра уже вызвала бурную реакцию, смех, и было принято решение опубликовать ее. Причем учащиеся не возражали указать и свои фамилии.
Ребячья игра послужила муляжом, пробным шаром. Будь она напечатана в первоначальном виде, она была бы негативно воспринята и сверстниками, и взрослыми. Она вызывала смех только у узкой группы людей.
Второй пробный шар был создан учителем. Возможно, поэтому он и не вызвал интереса, так как был воспринят как «чужое».
На следующий год игра уже вызвала интерес не только по содержанию, но и как возможный вариант рубрики.
Выходом за пределы является другой этап работы - реализация издания. Газету нужно продать. Причем желательно не только внутри школы, но и вне ее. Более того, газета должна быть достаточно интересной, чтобы привлечь внимание спонсоров. Именно спонсорские взносы позволяют сделать игру завершенной, так как из них работникам газеты будет выдаваться зарплата.
Работа в пределах данной рамки является нашей целью.

3-я область - логико-эпистемологическая рамка (приобретение инструментальных знаний)

Подростковое знание - это активное знание, то есть знание-средство. С помощью знакомого понятия подросток пытается опробовать нечто новое.
Моделирование должно стать основным действием в обучении подростка (Давыдов В.В., Репкин В.В.), а модель - основным предметом и несущей конструкцией обучения. Согласно идее подростковой школы, превращение объектного знания в инструментальное составляет нерв обучения.
Практически все элементы работы по созданию очередного номера газеты связаны с подобным превращением. Например, подготовка материала для печатания.
Сочинение стихов требует более глубоких знаний по литературе, и учащиеся 6–7-х классов (именно они больше всего сочиняют стихов) начинают консультироваться у учителей по поводу ритма, правильного подбора слов и т.д.
Им приходится обращаться к литературным источникам, произведениям классиков и уже там находить образцы стихосложения.
Учащиеся старших классов в своих статьях, исследуя определенный вопрос, используют знания по истории, экологии и другим предметам.
Компьютерная верстка позволяет не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их.
Необходимость добиться окупаемости издания, да еще и заработать, заставляет задуматься о тематике статей, форме их изложения, чтобы на газету был спрос. В данном случае используются знания по экономике. Именно детям принадлежит идея привлечения спонсоров и размещения их рекламы.

4-я область - рамка способа действия

Деятельность по созданию газеты является той ситуацией, благодаря которой опробуются выстроенные ранее схемы. Это может быть схема по созданию своего дела, взаимодействия с внешним миром и т.д.
В целом данная практическая деятельность является моделированием ситуаций взрослой жизни, позволяющих преобразовывать свои знания, наблюдения, точку зрения в некое произведение, печатный материал, отражающий мнение определенной возрастной группы.

5-я область - типы работ в подростковой школе

В подростковой школе выделяется четыре основных типа работ.
1-й тип - изучение, исследование;
2-й тип - продуктивные формы (сочинительство, живопись);
3-й тип - решение задач;
4-й тип - доказательства и техники рассуждения.

В нашей практической деятельности используются типы 1, 2 и 4. На сегодняшний день наша работа находится в пределах данной рамки.
Отдельным учащимся удается отразить с помощью статьи свою точку зрения, позицию. Под позицией понимается не просто мнение учащегося, о котором он заявляет, а творчество, в котором отражается определенное видение жизни.

6-я область - рамка техник работы

Согласно идее подростковой школы - это включение своего действия в действия других. В данном случае - это само участие в практической деятельности, определение своей роли в ней.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов, «служб» школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска - подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Примерный перечень тем представлен в приложении.
Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.
Концепция издания предполагает работу в духе гуманистических традиций.
Любой материал, в котором представлена позиция автора, должен быть изложен в форме, близкой к «я-высказыванию»
Предполагается изначальное принятие «другого» как ценности. Критика допускается, но она не должна носить оскорбительного характера.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д.
Недопустимо использование ненормативной лексики. Отражение же неформального общения той или иной возрастной группы допускается.
Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Центральная проблема содержания обучения в подростковой школе заключается в поиске способа действия . Но в целом в содержании обучения выделяется 3 области:
1) предметно-понятийная структура учебного предмета;
2) логико-предметный и логико-психологический анализ способа действия (поиска) ученика;
3) методика обучения, связанная со стандартом постановки учебной задачи.
Первая область рассматривает категорию знания . По содержанию знание имеет понятийное устройство. По происхождению знание - это мысль, которая не отражает реальность, а преломляет ее, преобразовывает. Таким образом, во-первых, знание не отражение, а преобразование.
Во-вторых, преобразование воссоздается в особой знаковой форме, в пределе - это текст.
В-третьих, преобразование осуществляется с помощью понятия, которое само по себе является опосредованным видением реальности. Формой знания является предметное действие человека.
Работа по созданию газеты побуждает учащихся применять обобщенные знания, понятия для осмысления реальности. Необходимость отразить эту реальность в письменной форме и сделать ее интересной для восприятия других людей заставляет отражать с помощью понятий и бытийные представления, преобразовывать реальность в свою точку зрения, в позицию.
Вторая область рассматривает природу позиции ученика. Психологически позиция - это, с одной стороны, положение наблюдателя, а с другой - видение не «из себя», а «из другого».
Третья область связана с понятием пробного шара. На наш взгляд, газета таким пробным шаром и является.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно концепции подростковой школы, организационные формы должны побуждать развитие мышления. Это должны быть формы инициации мышления.
Для этого необходимо выстраивать ситуации, в которых возникает теоретическое мышление.
В результате создания таких ситуаций меняется способ существования ученика в школе, его способ работы; меняется пространственно-временная координация учебных предметов, обогащаются формы работы.
Согласно исследованиям Г.А. Цукерман и З.Н. Новлянской, основное направление детских инициатив и самодвижение развиваются в плане отношений, то есть в психолого-социальном плане. Соответственно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.
Определены два пути построения таких организационных форм.
Первый путь - это путь инициативы детей, возникающий из нужд интеллектуальной сферы. Примером такого пути является опыт З.Н. Новлянской и Г.Н. Кудиной, когда на уроке литературы возникла инициатива детей издавать некие периодические издания. Этот опыт длился в течение полутора лет. В классе появились три конкурирующие редколлегии, которые выпускали свои газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора.
Второй путь - это когда взрослый приносит в подростковую жизнь новые предметности, оформляющие запросы подростка на решение своих собственных социально-психологических проблем и задач своей собственной жизни. Примером является экспериментальный курс школьной психологии, созданный Г.А. Цукерман.
В нашем случае сама идея издания газеты исходит от взрослых. Но появилась она и приобрела форму как деловая игра на основе детских запросов.
В старших классах он прозвучал во время деловых игр на уроках обществознания, когда подростки с большим удовольствием на «выборах президента» задавали его команде каверзные вопросы, спорили относительно правильности политического курса.
Здесь проявилось желание учащихся интерпретировать определенные события, высказать свою точку зрения, быть участниками общественной жизни и влиять на общественное мнение.
В среднем звене учащиеся приносили свои стихи, с удовольствием рассказывали об увлечениях. Им больше хотелось быть услышанными, почувствовать заинтересованность взрослых в их жизни. Однако данные потребности проявлялись в литературной форме в основном у детей «благополучных», достаточно успешных в учебе. «Трудные» дети ее проявляли «показыванием себя». Причем они не боялись быть смешными, непонятными для взрослых. Это наблюдение тоже было заложено в основу деловой игры.
В среднем звене обнаружилась еще одна потребность учащихся, которая, как мы предполагаем, связана с чувством взрослости подростков, - это потребность зарабатывать деньги. Ее испытывали и те учащиеся, родители которых выдают им некоторую сумму на расходы, и ученики, в семьях которых есть денежные затруднения.
По-разному эта потребность и удовлетворялась: «благополучные» дети пытались собирать металл, или бутылки и таким образом заработать капитал, «трудные» - забирали деньги у сверстников. В таком поведении тоже отражаются противоречия взрослого мира.
Исходя их этих потребностей и наклонностей учащихся, мы предложили идею деловой игры. Она заключается в том, что ученики занимаются не только созданием газеты, воспроизводя работу настоящего, «взрослого» издания, но и распространяют ее, рекламируют, ищут спонсоров и таким образом зарабатывают деньги.
В таком полном варианте игры в ней могут участвовать и «благополучные» и «трудные» дети, и старшеклассники и учащиеся среднего звена, и экстраверты и интроверты. Последнее тоже очень важно, так как в активную школьную и внешкольную жизнь, как правило, вовлекаются экстраверты. В игре очень много профессиональных ролей: журналисты, распространители, специалисты по рекламе, компьютерной верстке и т.д.
Организационные формы игры переживают несколько этапов. Сначала дети проявляют себя в качестве журналистов. Взрослые задают тему номера, распределяют обязанности между учащимися, изначально предполагая их возможности, или создают номер на основе разрозненных детских статей.
Распространение газеты тоже осуществляется с помощью взрослых.
На этом этапе сложилась команда учителей, помогающих учащимся в работе.
Учитель русского языка (корректор), консультирует творческие работы, проверяет грамотность.
Учитель информатики, помогает осуществлять компьютерную верстку.
Завуч по внеклассной работе (директор), занимается финансовыми вопросами, отслеживает этапы работы газеты, координирует действия команды педагогов. Он отвечает за распространение газеты, привлекает к этой деятельности учащихся (впоследствии будет распределять заработную плату работников газеты).
Ответственным редактором является автор проекта. Он ответственен за содержание газеты, ее оформление. Ответственный редактор задает тематику каждого номера, распределяет обязанности между учащимися, создает макет будущего номера. Осуществляет непосредственную работу с детьми по подготовке каждого номера.
Задача каждого из команды педагогов - постепенно свои полномочия передавать детям так, чтобы качество практической деятельности не пострадало.
Следующие этапы могут разворачиваться как угодно, в зависимости от ситуации. Каждая новая ситуация определяет следующий шаг.
Наша практическая деятельность пока находится на начальном этапе.
Содержание практической деятельности представляет своего рода задачу, которая побуждает развитие таких качеств, как инициативность, активность. В то же время эти качества проявляются в рамках общечеловеческих ценностей, гуманистических традиций.
Организационная форма практической деятельности представляет собой деловую игру, моделирующую ситуацию взрослой жизни и позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению.

Ф. ШВЕЦ,
педагог-психолог,
п. Лучегорск,
Приморский край

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство
- с начальными классами;
- с классами среднего звена;
- со старшими классами;
- с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.;
- с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости.
2. Летопись школы (история школы).
3. Мнение эксперта.
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
9. История нашего города.

Безусловно, лучший вариант, удовлетворяющий всем необходимым по условию задачи критериям. Самое важное – его можно использовать бесплатно, без ограничений в функциональности для создания именно образовательных сайтов. Прикрепить свой домен второго уровня, использовать хороший тематический шаблон (бесплатный или премиум из "Маркета"), полный набор модулей (форум, блог, справочник, опросы и т. д.), создать структуру любой сложности вложенности навигации, красиво оформлять и подавать контент, организовать "фейсконтроль" для доступа к разделам с рабочими материалами (по классам, например) и многое другое вы сможете с этим конструктором.

Использование uCoz полностью вписывается в требования законодательства по образовательным сайтам: сервера находятся на территории РФ (согласно закону “Об образовании в РФ” № 273 ФЗ), есть встроенная возможность активации версии сайта для слабовидящих людей. Вы сможете выкладывать любые файлы для загрузки и просмотра (документы, фото, видео), публиковать новости, расписания и анонсы всего и вся, запускать обсуждения и опросы, подключить каналы аккаунтов социальных сетей и ещё много чего полезного делать. Самое приятное, что компания uCoz бесплатно отключает рекламный баннер со всех образовательных и социальных сайтов. Для снятия рекламы просто отправьте соответствующее заявление (скачать образец бланка) на e-mail: [email protected].

Услуги пользователям uCoz предоставляются российским юрлицом ООО "Юкоз Медиа". Серверы uCoz физически находятся на территории Российской Федерации. Вы даже можете получить в онлайн режиме справку о местонахождении сервера и принадлежности домена.

Плюсы

  • Множество образовательных шаблонов с подогнанной под задачу структурой;
  • Соответствие требованиям законодательства;
  • Богатая функциональность;
  • Можно использовать бесплатно (домен тоже не обязательно покупать, по умолчанию конструктор даёт поддомен);
  • Доступ к сайту по FTP - удобно загружать массово материалы;
  • Универсальность: подходит для создания и визитки учителя, и общешкольного сайта со множеством разделов, типов материалов и прочим.

Минусы

  • Для красивого оформления страниц желательно владеть HTML/CSS, что значительно ускорит и упростит взаимодействие с конструктором. Без этого навыка полный потенциал системы не раскрыть.

Стоимость

0 бессрочно

для социальных, государственных и др. некоммерческих проектов

2. uKit – конструктор для создания образовательных сайтов

uKit - хороший вариант для создания личного сайта учителя (визитки) или репетитора. Также подходит для оформления презентационного сайта школы. Конструктор с визуальным редактором очень удобен для использования новичками. Структуру сайта можно собрать минут за 10-15, причём, это будет не простейшая визитка, а полноценный сайт со всем необходимым по контексту: новости, статьи по предметам, расписания мероприятий, контактная страница, формы необходимой структуры для приёма запросов посетителей, фото, видео, файлы для скачивания, таблицы, галереи и прочее.

Все готовые шаблоны адаптивные (более 400), среди них есть готовые варианты для образовательных сайтов различной структуры и направленности. Достаточно подправить один из них под свой вкус и цель, наполнить контентом, и сайт готов. Мобильный и десктопный вариант сайта редактор позволяет править раздельно. Можно выбрать шрифты, цветовую гамму, настроить структуру секций и формат материалов внутри них. Синхронизация с социальными сетями, всплывающие окна (подходят для важных объявлений), создание резервных копий в 1 клик, понятные SEO-настройки, сбор статистики, вставка кода - это и многое другое здесь доступно.

Плюсы

  • Предельные простота и удобство создания визитки образовательной направленности;
  • Легко править готовые либо создавать собственные адаптивные шаблоны;
  • Есть как виджеты, так и готовые контентные блоки в достаточном ассортименте;
  • Можно прикрепить свой домен, купив его прямо в панели управления;
  • Количество страниц, объём хранилища хостинга и трафик посетителей не ограничены;
  • Отзывчивая техподдержка с живым чатом.

Минусы

  • Конструктор хоть и доступный, но всё же платный.

Стоимость

$ 48 год

тариф «Премиум»

UGUIDE-25

промо-код –25% скидка

В цену входит:

  • Конструктор для самостоятельной сборки своего сайта;
  • Безлимитный хостинг, неограниченное количество страниц;
  • Набор адаптивных шаблонов количеством свыше 500 шт;
  • Удобный редактор со всеми необходимыми для создания визитки учителя либо сайта школы виджетами и настройками;
  • Прикрепление домена вида site.ru, подключение SSL-сертификата;
  • Бесплатные SMS-уведомления о событиях на сайте;
  • Круглосуточная техподдержка, помощь через соцсети, база знаний.

3. Конструктор сайтов E-Publish

E-Publish - образовательный проект одноименного общества, основанного в 2000 году. Предоставляет платный конструктор сайтов в виде десктопной программы, которая, похоже, была написана в тех же 2000-х. Дизайн напоминает Microsoft Word 98, только функциональность заточена под создание сайтов. Шаблонов около 200, но среди них нет таких, которые будут нормально смотреться в наше время. Всё безнадёжно устарело ещё лет 10 назад. Никакой адаптивности, бедный редактор конструктора (даже изображений при вставке на страницу не видно, только рамки от них) и, при этом, он довольно сложный, неудобный. Новичку вообще нет смысла разбираться в таком софте - это знание больше нигде не пригодится. Архаизм.

Конечно, вся эта система адаптирована под образовательную нишу РФ: есть лицензия, версия для слабовидящих, сервера находятся в России. Есть учебник в PDF, курсы, обучающие видео, но, повторимся, это всё в современных реалиях смотрится забавно, неконкурентоспособно. Есть тут варианты бесплатного использования, но они настолько бюрократически запутанны, что отпадает желание вникать (а налог там платить всё равно нужно). Платные тарифы имеют множество нелепых ограничений, их стоимость умеренная, хотя даже она не оправдывается качеством получаемого пакета услуг. Регистрация тоже нудная (написать заявление, стать членом общества). В общем, сервис выматывает уже на этапе знакомства и не стоит траты денег и усилий.

Плюсы

  • Адаптация конструктора конкретно под образовательную нишу;
  • Соблюдены все нормы законодательства: договора, функциональность и т. д.
  • Много обучающих материалов и мероприятий для повышения квалификации пользователей.

Минусы

  • Конструктор выглядит как привет из далёкого прошлого, функциональность на том же уровне, хотя всё базово необходимое есть;
  • Страшненькие шаблоны, хотя их много;
  • Муторный процесс регистрации ради получения доступа к этому «чуду»;
  • Совершенно не оправдывает стоимость.

Стоимость

2950 год

«Базовый пакет»

В цену входит:

  • Конструктор со всеми 180 шаблонами;
  • 5 Гб хостинга;
  • Поддомен вроде.edusite.ru или.schoolsite;
  • Средства обратной связи;
  • 30 почтовых ящиков.

Примеры

4. Конструктор сайтов LBIhost

LBIhost - хостинг для создания образовательных сайтов, запущенный в рамках проекта «Лига безопасного Интернета». Позволяет бесплатно разместить на мощностях хостера сайт школы, университета, техникума, детского сада, управления образования и т. д. Дают 500 Мб места на 1 проект. По сути, созданный сайт не принадлежит пользователю. Он получает в аренду готовую структуру, в рамках которой сможет публиковать свои материалы (статьи, фото, новости и т. д.). Можно даже свой домен подключить, но покупать и прикреплять его к сайту нужно отдельно. Кстати, воспользоваться услугами сервиса могут только граждане РФ, то есть казахам, украинцам, белорусам и другим национальностям он недоступен.

Сайты LBIhost работают на слегка модифицированной CMS WordPress . То есть для использования необходимо освоить эту систему. На выбор даётся всего 4 шаблона, причём, никаких других вы установить не можете (этот функционал выпилили, как и некоторые другие возможности). Самое главное неудобство - вы должны подать заявление «Лиге безопасного Интернета» на создание сайта, в котором подробно опишите, что собираетесь делать, предоставив немало личных данных. То есть в погоне за 500 Мб хостинга и доступом к бесплатной CMS с ограниченным функционалом вам придётся подать прошение, ощущать контроль и надеяться, что ваш сайт не однажды не исчезнет без предупреждения. Оно того явно не стоит, хоть и кое-как подогнано под образовательный профиль за счёт нескольких тематических шаблонов и введения ограничений.