Военная история. Инженерные войска - история инженерных войск россии Инженерные войска история


(боевых) действий .

В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные , инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения , воинские части и подразделения .

В ВС различных государств могли именоваться (именуются) Корпус инженеров , Королевские инженеры , Военные инженеры , Инженерный корпус , Военно-строительные войска , Посоха , Пионерные войска , Балтаджи и так далее.

В войске Древнего Рима в - века для закрепления завоёванных территорий возводились оборонительные сооружения по государственной границе , получившие наименование римских валов. Первоначально римские валы строили сами войска , впоследствии значительную часть работ выполняли рабы.

В Древней Руси ИВ назывались Посошной ратью (Посохой). При Петре Великом названы Сапёрами при сформировании двух рот : инженерной и минёрной . В составе ВС России также были Конно-пионеры - инженерные войска конного строя.

ИВ ВС по странам

  • Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Инженерные войска Израиля (англ. )
  • Инженерные войска Канады (англ. )
  • Инженерные войска Австралии (англ. )
  • Инженерные войска Великобритании (англ. )
  • Инженерные войска Германии (англ. )

См. также

  • Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Напишите отзыв о статье "Инженерные войска"

Примечания

Литература

  • Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. - Эксмо Яуза, 2008. - 416 с. - (Великая Отечественная: Цена Победы). - ISBN 978-5-699-25628-0 .
  • на сайте Руниверс
  • на сайте Руниверс

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Инженерные войска

– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.

Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:

маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.



Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

В ходе первой мировой и Великой Отечественной войн инженерные войска получили богатый опыт и дальнейшее развитие. Значение инженерных войск возрастало по мере повышения их возможностей и расширения круга возлагавшихся на них задач.

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на територию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил в Чеченской Республике более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами. Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России. Это: генерал-майор Красников Александр Алексеевич; полковник Ростовщиков Валерий Александрович; подполковник Крюков Олег Васильевич; старший лейтенант Берсенев Роман Генрихович (посмертно); капитан Журавлев Александр Юрьевич (посмертно); подполковник Жуйков Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант Колгатин Александр Михайлович (посмертно); майор Кобин Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант Мариенко Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант Борисов Евгений Германович.

17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров.

Инженерные войска прошли долгий и славный путь служения Отечеству. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года №1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных Силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с «петровских времен» до наших дней.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами.

Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы того времени Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.

Петру I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали: маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен. Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов в письме императору Александру I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством. Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича Величко «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

В ходе первой мировой и Великой Отечественной войн инженерные войска получили богатый опыт и дальнейшее развитие. Значение инженерных войск возрастало по мере повышения их возможностей и расширения круга возлагавшихся на них задач.

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну. С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв.армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941 - 1942 годах.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты. Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил. Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на территорию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню" они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И.Кутузов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В.Огарков, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, а также маршалы инженерных войск М.П. Воробьев, А.И. Прошляков, В.К. Харченко, С.Х. Аганов, и многие другие.

Инженерные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь созданные в конце ХХ века, стали достойным правопреемниками трехсотлетнего исторического опыта военных инженеров России. В их состав вошли части и подразделения, проявившие себя неувядаемой силой на полях сражений: 188 гвардейская Новгородская, Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого инженерно-саперная бригада, 189 Слуцко-Варшавская орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского понтонно-мостовая бригада, 126 гвардейский ордена Красной Звезды отдельный инженерно-саперный батальон 120 гвардейской механизированной бригады и ряд других инженерных воинских частей.

Инженерные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь - специальный род войск, предназначенный для инженерного обеспечения боевых действий объединений, соединений и частей всех видов Вооруженных Сил. Они состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерно-саперных, заграждений и разграждений, инженерно-дорожных, мостостроительных, понтонно-мостовых, полевого водоснабжения, позиционных, водолазных и других. Организационно инженерные войска подразделяются на инженерные соединения и части центрального подчинения, части и подразделения входящие в состав объединений, соединений и частей видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск На инженерные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь возлагаются наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применение различной инженерной техники и боеприпасов. Их основными задачами являются:

Инженерная разведка противника, местности и объектов;

Фортификационное оборудование районов, рубежей и позиций, занимаемых войсками, и районов развертывания пунктов управления;

Устройство и содержание инженерных заграждений и производство разрушений;

Преодоление инженерных заграждений, в том числе установленных средствами дистанционного минирования;

Подготовка и содержание путей движения войск;

Оборудование и содержание переправ;

Выполнение инженерных мероприятий по маскировке войск;

Добыча и очистка воды и другие.

Помимо этого, личный состав инженерных войск продолжает выполнять сложную и опасную работу по уничтожению взрывоопасных предметов, оставшихся со времен войны. За послевоенный период обезврежено и уничтожено более 27 миллионов различных типов боеприпасов.

В середине восьмидесятых годов были выполнены уникальные работы по разминированию склада в Барановичах, где извлечено, обезврежено и уничтожено 966 артиллерийских снарядов, начиненных отравляющими веществами, в девяностые годы были проведены уникальные работы по разминитованию территории хлебозавода в городе Гродно. В последние годы проведено сплошное разминирование участков территории Крупского района Минской области, Дубровинского района Витебской области, поселка Титовка под Бобруйском, где обезврежено и уничтожено около 84 тысяч взрывоопасных предметов. В течение 1998 года проводились большие работы по разминированию обводного канала мемориального комплекса "Брестская Крепость - герой". За 2003 год воинами инженерных войск обезврежено около 7000 тыс. боеприпасов.

За проявленное мужество и героизм при выполнении задач по обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов более 10 офицеров и прапорщиков инженерных войск награждены медалью "За отвагу" и более 100 офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат награждены знаком "За разминирование" I и II степени.

Учитывая свою специфику и возможности, инженерные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь оказывают большую помощь народному хозяйству. Ежегодно воины инженерных войск принимают участие в работе по защите мостов в период весеннего ледохода на всей территории республики, а в случае угрозы затопления оказывают помощь в эвакуации населения, ликвидации последствий стихийных бедствий.

На вооружении инженерных войск находится свыше 100 видов инженерной техники различного назначения и столько же типов инженерных боеприпасов.

История происхождения инженерных войск зарубежных стран

Royal Engineers ведут свое происхождение с военных инженеров принесли в Англию Вильгельма Завоевателя, в частности, епископ Gundulf из Рочестерский собор, талантливый военный инженер, и утверждают, более 900 лет непрерывной службы к короне. Инженеры всегда служили в армиях Короны, однако, истоки современного корпуса, наряду с таковыми из Королевской артиллерии, лежат в Совете боеприпасов создана в 15 веке. В 1717 году Совет учредил Инженерный корпус, состоящий полностью из офицеров. Ручная работа была проделана Механик компаний, состоящая из гражданских контракту ремесленников и рабочих. В 1782 году Компания Солдат Механик был создан для работы в Гибралтаре, и это был первый экземпляр унтер- военных инженеров. В 1787 году Инженерный корпус был предоставлен Royal префиксом и принял свое нынешнее название и в том же году корпус Королевской военной Ремесленники была сформирована, состоящая из унтер-офицеров и рядовых, быть офицерами по RE. Десять лет спустя компания Гибралтар, который оставался отдельным, и была поглощена в 1812 году название было изменено на корпус Royal Саперы и шахтеры.

В 1855 году Совет боеприпасов был упразднен, а власть над Королевских инженеров, Королевский саперов и минеров и Королевской артиллерии было передано в Верховный главнокомандующий Силами, тем самым объединяя их с остальной частью армии. В следующем году, Королевский Инженеры и Royal саперов и минеров стал единым корпусом как корпуса королевских инженеров. В 1862 году также поглощается корпусом британской солдат и офицеров инженерных войск из Ост-Индской компании.

В 1911 году корпус сформировал свой батальон воздуха, первые летающие единицы британских вооруженных сил. Воздух батальон был предшественником Королевских ВВС и ВВС.

Пилотируемый опытные шахтеры со всей страны, они действовали с большим успехом до 1917 года, когда после фиксированных положений сломался, они построили глубокие землянки, таких как вампир землянки для защиты войск от массированных артобстрелов.

Корпус не имеет боевые награды. Его девизы, Ubique (всюду), и Quo Fas ET Глория Ducunt (где обязанности и слава свинца), были предоставлены короля Вильгельма IV в 1832 году, что означает, что корпус видел действие во всех крупных конфликтах британской армии и почти все несовершеннолетнего, а также. Музей Королевских инженеров военной техники находится в Гиллингем в графстве Кент.

Точке некоторой гордости для саперов, что их имя принимает форму Корпуса королевских инженеров, а не, например, Royal Инженерный корпус. Различие, говорят они, является то, что каждый сапер Королевская в своем праве, а не просто быть членом Королевского корпуса (например, Королевского корпуса сигналы или Королевский полк артиллерии).

Перед Второй мировой войной, Royal Engineers новобранцы должны были быть не менее 5 футов 4 дюймов (5 футов 2 дюйма для конной филиал). Сначала они зачислены в течение шести лет с цветами и еще шесть лет с запасом или четыре года и восемь лет. В отличие от большинства корпусов и полков, в которых предельный возраст было 25 лет, мужчины могли поступить на службу в инженерных войсках до 30 лет. Они обучали в депо Королевских инженеров в Chatham или RE конной склада в Олдершот.

Германия

Начальная поставка инженерного корпуса пришла в 1950-х, изначально производства США. Особенностью трубопроводов были пионеры, которые до сих пор имели не так в Германии. Главной их задачей было создание и эксплуатацию трубопровода НАТО, которая была основой последовательность подачи топлива,Westeuoropa НАТО сил, действующих в холодной войне. Основная же первопроходцев был цунами в 1962 году в Гамбурге. Ваша шторма и надувные лодки оказались особенно полезными. Помощь и стихийных бедствий, должны оставаться важной частью задачи спектр пионеров. Части инженерного корпуса были использованы для землетрясений, например, в 1976 году в Фриули и 1980 годах на юге Италии, в течение 1975 лесных пожаров катастрофы в Люнебурге Хит и 1979 годах, когда снег катастрофы в Шлезвиг-Гольштейн. После окончания холодной войны, территориальные задач из пионеров (см. Стена Чемпионов команды) была приостановлена, и поддержка немецких танковых сил, таких как установка замков, мостов и строительство быстро позиции поля, отошли на второй план. Пионеры позволить себе зарубежные миссии сегодня, особенно вклад в реконструкцию войны поврежденной инфраструктуры, расчистке участка бывших военных зонах, а также строительства и эксплуатации полевых лагерей в стране. Амфибия Pionierbrьcke автомобиля, EER металлургический завод Кайзерслаутерн В армиях 18 Века был шахтером и сапер Pioneer задачи увеличения. Предшественники прошли инженера или инженера корпуса, состоящие только легкое вооружение специальных мастеровых и рабочих Шанц (Schanz фермерских) . Кроме того, было пересечение вод в некоторых армиях также Pontoniere .

В качестве пехоты или кавалерии пионеров назвали его концу 19 Век команд пехоты и кавалерии, которые были обучены и оснащены для легкой деятельности пионером в своей команде. Они не принадлежат к технической команде. Использование в Первой мировой войне

Во время Первой мировой войны, важность инженерных войск, особенно на Западном фронте значительно вырос в результате войны позиции. Таким образом, возникла необходимость строительства блиндажей, траншей, туннелей, бункеров и укрепленных соки и защищенных позиций требует специальных знаний и навыков, которые не присутствовали в пехоте или артиллерии. Новые виды оружия, такие как минометы, огнеметы, гранаты поначалу тоже чаще используются в позиционной войне, были в основном используются Pioneer единиц. Это специальные формирования были построены, например, миномет компаний, фары поезда, парков и железнодорожных пионером пионеров. Пионеры в атаки сопровождали штурмовиков, чтобы возводить быстро и эффективно укрепления врага или переходы через естественные препятствия, такие как реки.

Использование в Второй мировой войне Во время Второй мировой войны важность пионеров продолжал увеличиваться в немецком вермахте. Это увеличило общую Pioniertruppe четко и поставить на специальные команды сил. К их числу относятся:

Железнодорожный пионеров для восстановления и ввода в эксплуатацию железнодорожного строительства в передней части рядом Sturmpioniere с особой миссией борьбу с вражеским укреплениям Парашют пионеров, которые были очень похожи на штурм инженерами, но принадлежали к ВВС.

В соответствии с принятой концепцией <Армия-21> командование сухопутных войск (СВ) США продолжает проводить широкий комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности войск, совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений, частей и соединений. При этом немаловажное место отводится инженерным войскам, которые, по взглядам командования, предназначены для обеспечения боевых действий основных родов войск.

Для решения задач инженерного обеспечения в составе СВ США развернуты инженерные войска (Corps of Engineers), руководство которыми возложено на инженерное командование (Engineer Command). Оно подчинено министру армии (Secretary of the Army), осуществляющему административное руководство СВ через начальника штаба сухопутных войск (Chief of the Army Staff).

На инженерное командование возложены следующие задачи:

  • - планирование и координация оперативной деятельности всех формирований, участвующих в выполнении задач инженерного обеспечения;
  • - планирование, координация и контроль за строительством и ремонтом, осуществляемыми вооруженными силами (ВС) и коммерческими организациями по контракту в интересах армии и других видов ВС, а также союзников в районах сосредоточения войск и на тыловых базах;
  • - планирование, координация и выполнение мероприятий по совершенствованию инфраструктуры в военное время в рамках программы комитета начальников штабов (КНШ);
  • - планирование, координация и руководство строительством или восстановлением объектов на театре военных действий (ТВД);
  • - проектирование размещения формирований инженерных войск, техники и оборудования, а также оказание технической помощи в реализации этих проектов;
  • - координация топографического обеспечения и военно-топографической разведки на ТВД;
  • - координация производства необходимых топографических документов и работы военно-картографической службы;
  • - руководство управлением недвижимостью в зоне боев при проведении операций по стабилизации обстановки;
  • - руководство управлением недвижимостью в зоне линий коммуникаций при проведении операций по переброске войск;
  • - осуществление контроля за проведением строительных работ, которые выполняются по контракту персоналом, нанимаемым из граждан как США, так и из других стран.

Основные положения о принципах действий инженерных войск изложены в полевом уставе FM 5-100 1996 года <Инженерное обеспечение>.

Главными задачами Инженерных войск при ведении боевых действий всех видов являются обеспечение мобильности, контрмобильности, живучести и выполнение общих инженерных задач.

Инженерные войска

Лев Киль. Русские офицеры Корпуса инженеров эпохи Наполеоновских войн

Входит в Тип

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном , постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск , Варшавская цитадель , Зегрис, Брест-Литовск , Осовец, Ковно, Ивангород , застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:

  • инженерную разведку противника, местности и объектов;
  • фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
  • устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
  • установка и содержание ядерных мин и фугасов ;
  • уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
  • проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
  • устройство проходов через препятствия;
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
  • оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
  • инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
  • инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
  • добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

1918-1945 года

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии . В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах - инженерно-сапёрную роту. В сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918-1921 - А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС РФ

Инженерная техника и вооружение

  • Тяжёлый механизированный мост «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3» и «ТММ-6»
  • Прицепный минный заградитель «ПМЗ»
  • Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
  • Вертолетный минный раскладчик «ВМР»

ИВ ВС по странам

  • Инженерные войска Израиля (англ. )
  • Инженерные войска Канады (англ. )
  • Инженерные войска Австралии (англ. )
  • Инженерные войска Великобритании (англ. )
  • Инженерные войска Германии (англ. )

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. - Эксмо Яуза, 2008. - 416 с. - (Великая Отечественная: Цена Победы). - ISBN 978-5-699-25628-0
  • Инженерные и Железнодорожные войска: В 2 т. - СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909-1911. на сайте Руниверс
  • Инженерные войска по 15 июля 1901 г. - СПб.: Тип. П. П. Сойкина- 48 с. на сайте Руниверс

Ссылки

  • О Инженерных войсках на офиц. сайте министерства обороны РФ
  • Инженерные войска в боях за Советскую Родину (Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. - М.: Воениздат, 1970.)
  • Sapper Museum - Инженерные войска: Эмблемы, знаки, униформа, фото персональных памятников военным инженерам
  • Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России

Создание инженерных войск было необходимо по той причине, что нужно было выполнять задачи, которые касались инженерного обеспечения во время боевых действий. Это войска специального назначения, которые прошли подготовку личного состава и наносили противнику удар при помощи инженерных боеприпасов.

История создания инженерных войск

Свое существование инженерные войска начали еще с Древней Греции, в те времена они назывались землекопными отрядами. Их задачей было возведение оборонительных сооружений по границе и обустройство лагерей.

В летописи 1016 года указывалось, что это были строители, которые находились на военной службе и хорошо владели боевым искусством. Свое законное существование инженерные войска получили с 1701 года. Чуть позже они уже стали самостоятельным войском, а к тому времени, когда началась русско-турецкая война, их количество составляло уже 2,8 % всей полевой армии. Они оправдали ожидание во время Отечественной войны и Бородинского сражения.

Когда настала Первая мировая война, русская армия под четким руководством инженерных войск возводила различные оборонительные сооружения, которые были длиною в тысячи километров. Одной из такой обороны был героический Осовец и Брусиловский прорыв.

К началу ХХ века инженерные войска имели в своем распоряжении очень много образованных военных строителей, численность их составляла до 6 % от численности всей армии.

Основные задачи военных инженеров

Инженерные войска РФ должны выполнять следующие важные задачи:

  • проведение инженерной разведки местности и объектов противника;
  • контроль за фортификационными сооружениями при возведении оборонительных позиций;
  • устройство заграждений;
  • создание различных объектов для переправы по воде;
  • подготовка путей, по которым будет происходить движение и маневр войск;
  • проведение всех мероприятий по маскировке армии;
  • проведение очистки воды и пунктов по водоснабжению армии;
  • непосредственное участие в зачистке территории, где проводилось применение оружия массового поражения ;
  • разрушение предприятий химической промышленности и много чего другого.

Празднование 21 января

День инженерных войск в России отмечается 21 января. Начался этот праздник отмечаться с того момента, как Президент Российской Федерации вынес указ в 1996 году. Глава страны выделил этот день за внесенный неоценимый вклад Российской армии в оборонный потенциал страны. В том же году Министр обороны страны вынес указ отмечать 21 января каждый год как день инженерных войск России.

Эта дата запомнится всем жителям благодаря тому, что по Указу Петра Великого в Москве была создана специальная школа 21 января 1701 года. Поначалу в школе готовили к службе военных инженеров, но уже через год все выпускники вошли в состав российской армии.

Инженерные войска: наши дни

Сегодня инженерные войска РФ состоят из частей, подразделений и соединений, каждая из которых имеет свое назначение. Войска делятся по своему назначению на:

  • инженеры штурмовых заграждений;
  • инженерно-саперные войска;
  • позиционные;
  • инженеры маскировочного назначения;
  • мостовые;
  • понтонные;
  • инженеры по очистке и добыче воды;
  • инженерно-строительные;
  • амфибийные.

Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, существуют в различных структурах: в Федеральной пограничной службе, в Министерстве обороны, во Внутренних войсках МВД. На эти войска возлагается 100 % надежда по решению самых сложных задач, что касается инженерного обеспечения. Эти решения подразумевают наличие современной техники и вооружения, а также хорошо подготовленного личного состава.

Одной из главных задач войска является полное противодействие минному террору. Это было обусловлено тем, что в последнее время резко возросла угроза мирового терроризма. Этот вопрос сегодня включен в задачу многих силовых структур и до сих пор ими решается.

Саперная армия вошла в одну из организаций инженерных войск в то время, когда началась Отечественная война. Их задача заключалась в том, чтобы своевременно проводить строительство тыловых рубежей для обороны, строить и ремонтировать автомобильные дороги, мосты, а также проводить подготовку инженерных частей для фронта.

Инженерно-саперные войска приглашались для проведения разминирования местности в районе действующего фронта. Эти войска принесли огромный вклад в инженерную подготовку обороны не только Москвы, но и других, не менее важных городов.

Первая и третья саперные армии вместе с жителями под Москвой соорудили следующее:

  • было возведено больше 3700 огневых сооружений;
  • были прорыты противотанковые рвы, которые простирались на 325 километров;
  • обустроено больше 1300 километров лесных завалов.

Саперная армия - это основная база, где происходит накапливание военных для прохождения подготовки в инженерную часть армейского и фронтового подчинения. Из этой базы более 150 000 человек пополнили фронтовые соединения, а также стрелковые.

Известные деятели инженерных войск

В инженерные войска России были включены многие известные деятели, композиторы, полководцы, ученые и изобретатели. В их число вошли фельдмаршал Кутузов, маршал Огарков, маршалы инженерных войск Шестипалов, Прошляков, Аганов, Воробьев, Харченко и много других. Героями России были названы очень многие инженерные военные, и этот показатель является очень высоким.

В 2002 году Даниил Московский был объявлен покровителем Небесных инженерных войск. Это событие говорило о том, что преданная работа инженерных войск нашла понимание и в православной церкви.

21 января, День инженерных войск, помимо Российской Федерации отмечается также и в Белоруссии.

Роль инженерных войск в мирное время

  • Поддерживать боевой потенциал военной армии к совершению боевой готовности по отражению удара.
  • Подготовка органов управления к ведению военных действий с их прямым назначением.
  • Накопление военной техники, вооружения и запасов, в том количестве, в котором оно необходимо для проведения военных действий.
  • Прием непосредственно участия в восстановлении мира и его поддержании.
  • Прием прямого участия в уничтожении последствий катастроф.
  • Проведение оперативного оборудования территории страны.

Роль инженерных войск в военное время

Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, в военное время выполняют следующую роль:

  • проводят выполнение всех задач, которые четко указаны в плане по стратегическому развертыванию;
  • максимально пресекают все военные конфликты;
  • проводят отражающие действия против агрессии противника готовыми к атаке военными войсками;
  • совместно с другими войсками проводят оборонительные и наступательные операции для уничтожения противника.

Бесценный вклад войск

Войска всегда принимали активную роль во всех сражениях по защите Отечества. Они провели успешное выполнение боевых действий во время Отечественной войны, при обороне Севастополя, в дни Первой мировой и русско-японской войны.

Особенное отличие они получили во время Отечественной войны. За свои подвиги и защиту Родины многие были награждены орденами, некоторые получили звание Героя, а некоторые стали кавалерами ордена Славы.

21 января, День инженерных войск России, знаменателен осадой Измаила, а также обеспечением военных действий в Афганистане, удачным разрешением дел в Абхазии, Герцеговине, Таджикистане и многих других странах.

На протяжении трехсот лет войска занимают одно из самых высоких мест в Российских Вооруженных Силах. Они оказывают неоценимый вклад в уничтожение последствий возникших аварий, катастроф, при разминировании местности от взрывоопасных объектов.

Одним из очень важных подвигов инженерных войск была ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС.

Сегодня самым признанным батальоном является инженерно-саперный, который занимается разведкой и разминированием местности. Их работа каждый день полна опасности, за это их уважает весь русский народ. Сегодня они осваивают совершенно новую технику - войсковые экскаваторы, различные средства для обнаружения взрывчатки и станции по комплексной очистке воды.

В Российских Вооруженных Силах инженерные войска имеют прекрасный показатель, что показывает их приверженность Родине, традициям и героизму военной инженерии.

В наши дни инженерные войска мужественно продолжают работу своих отцов и дедов. Помогают спасать тысячи человеческих жизней во время стихийных бедствий, несут опасную службу в самых горячих точках планеты и ликвидируют техногенные катастрофы и последствия аварий.