Зачеты и контрольные работы. Что наиболее важно в последних политических событиях для России? Теория и практика общественного развития


ЗАЧЕТ №1

Темы зачета

Всемирная история ХХ века.

Основные цели:

Контроль усвоения знаний по всемирной истории ХХ века.

Конкретизация и усвоение знаний по всемирной истории XX века.

Даты основных событий;

Результаты и итоги событий;

Системы ценностей;

Дискуссировать;

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Используемый учебник

1. Научно-технический прогресс. Основные направления.

  • Истоки ускорения развития науки и революция в естествознании.
  • Технический прогресс и новые этапы индустриального развития.

2. Мир на рубеже XIX -ХХ вв.

  • Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.
  • Обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.
  • Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Державное соперничество и Первая мировая война.

3. Теория и практика общественного развития.

  • Марксизм, ревизионизм и социал-демократия.
  • Социальные отношения и рабочее движение.
  • Реформы и революции в общественно-политическом развитии 1900-1945 гг.

4. Политическое развитие индустриальных стран.

· Эволюция либеральной демократии.

· Тоталитаризм как феномен ХХ в.

· Фашизм в Италии и Германии.

· Советская модель тоталитаризма.

Загладин Н.В. Всемирная история ХХ в.

Параграфы 1-49.

5. Мировое развитие и международные отношения 1900-1945 гг.

  • Проблемы войны и мира в 1920е гг. Милитаризм и пацифизм.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения в 1920х гг.
  • На путях ко Второй мировой войне.
  • От европейской к Мировой войне: 1939-1941 гг.
  • Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны.

6. Духовная жизнь и развитие мировой культуры.

  • Тенденции духовной жизни.
  • Изобразительное искусство и архитектура.
  • Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.

7. Технологии новой эпохи.

  • Информационное общество: основные черты.
  • Транснационализация мировой экономики и ее последствия.

8. Социальные процессы в информационном обществе.

  • Наемные работники: служащие и средний класс.
  • Новые маргинальные слои.
  • Буржуазия: современный облик.

9. Этносоциальные проблемы в современном мире.

  • Модернизация, миграция населения и этносоциальные отношения.
  • Этносоциальные проблемы и опыт их решения.

10. Международные отношения после Второй мировой войны.

  • Начало Холодной войны и становление двухполюсного мира.
  • Холодная война: от Берлинского до Карибского кризиса.
  • Период «партнерства и соперничества».

11. Евро-атлантическая цивилизация - от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции.

  • Общество всеобщего благоденствия: основные параметры.
  • Кризис модели развития: 1970е гг.
  • Неоконсервативная революция 1980х гг. и ее итоги.
  • Социал-демократия и неолиберализм в 1990е гг.
  • Интеграция развитых стран и ее последствия.

12. СССР и страны Восточной Европы после Второй мировой войны.

  • Восточная Европа во второй половине ХХ в.
  • Причины кризиса тоталитарного социализма в СССР.
  • СССР и Восточная Европа: опыт демократической революции.
  • Российская Федерация: поиск пути развития.

13. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.

  • Освобождение и проблемы развития.
  • Модели социально-экономического развития стран Азии и Африки.
  • Латинская Америка между авторитаризмом и демократией.

14. Духовная жизнь после Второй мировой войны.

  • Наука, идеология и массовая культура.
  • Тенденция развития искусства и художественной литературы.

15. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.

  • Военная и экологическая угрозы человечеству.
  • Устойчивое безопасное развитие: достижение и проблемы.
  • Международная безопасность: Россия и политические вызовы современности.

ИСТОРИЯ, 11 класс.

ЗАЧЕТ № 1

1. Что такое научно-технический прогресс? Какие направления НТП были в начале ХХ в.?

2. Что такое модернизация? По каким признакам различают страны первого и второго эшелонов модернизации?

3. Объясните причины обострения неравномерности развития стран мира. Назовите основные группы противоречий мирового развития в начале ХХ века.

4. Какие изменения принес колониализм (позитивные или негативные) странам Азии и Африки?

5. Назовите районы мира, где происходило обострение противоречий между странами.

6. Почему Россия оказалась в одном блоке со странами демократии?

7. Кого из полководцев Первой мировой войны вы можете перечислить? Как вы оцениваете их роль в войне?

8. Почему теория К. Маркса нашла широкое распространение в мире в начале ХХ в.

9. Какую роль сыграла ленинская теория империализма в международном рабочем движении?

10. Назовите имена наиболее известных вам революционных деятелей мира, и определите свое отношение к ним; оцените значение их деятельности.

11. Приведите примеры политических режимов индустриальных стран в первые десятилетия ХХ века.

12. Какова сущность тоталитарных режимов? Какова идеология тоталитаризма?

13. Почему родиной фашизма является Италия? Что общего и различного в идеологии фашизма Италии и Германии?

14. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему.

15. С какой целью была создана Лига Наций?

16. Каковы причины Второй мировой войны?

17. Почему был заключен Советско-германский пакт о ненападении?

18. Как складывалась антигитлеровская коалиция?

19. Каковы итоги Второй мировой войны?

20. Когда и с какой целью создана ООН?

21. Дайте определение понятию «информационное общество». Почему его называют постиндустриальным?

22. Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов роста ТНК и ТНБ в информационном обществе?

23. Каковы причины изменения характера взаимоотношений между развитыми государствами в информационную эру?

24. Какие причины порождают этнические конфликты в постиндустриальном обществе? Назовите очаги межэтнических конфликтов в современном мире.

25. Какие основные изменения произошли в системе международных отношений после Второй мировой войны? Назовите причины Холодной войны.

26. Какими факторами определяется отношение к плану Маршалла в странах Западной и Восточной Европы? Как они сказались на развитии Европы и мира?

27. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям; значение разрядки в Европе.

28. Объясните смысл концепции «нового политического мышления». Каково ее значение в преодолении противостояния СССР - США?

29. Когда и каким образом завершилась Холодная война?

30. Какие страны входят в НАТО? Почему их союз называют Евро-атлантической цивилизации?

31. Что такое социально-ориентированная рыночная экономика? Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

32. В чем особенности неоконсерватизма, неолиберализма, радикализма?

33. Какие социал-демократические партии вы знаете? Что такое социалистический интернационал?

34. Какие события показали неустойчивость политических режимов восточно-европейских государств в 40-80е гг.?

35. В чем причины и цели реформирования СССР сверху? В чем была суть концепции Перестройки?

36. Назовите причины распада СССР.

37. Когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости?

38. Каковы причины политической нестабильности стран Латинской Америки?

39. Какую из глобальных проблем человечества вы считаете самой важной? Каковы пути решения глобальных проблем?

40. Какова роль США, России и других государств мира в становлении системы нового миропорядка? Почему современное состояние мира называют новым мировым беспорядком?

ИСТОРИЯ, 11 класс

ЗАЧЕТ №2

Темы зачета

Российская империя накануне Первой мировой войны.

Россия в годы революций и гражданской войны.

Советское государство и общество в 1920-1930е гг.

Советский Союз в годы Вов и первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг.

СССР в годы «коллективного руководства».

Перестройка и распад СССР.

Россия на рубеже ХХ - XXI вв.

Основные цели:

Контроль усвоения знаний по истории России ХХ века;

Конкретизация и усвоение знаний по истории России XX века.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Даты основных событий;

Термины и понятия значимых процессов и основных событий, их участников;

Результаты и итоги событий;

Важнейшие достижения культуры;

Системы ценностей;

Изученные виды исторических источников.

Сравнивать исторические явления и события;

Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

Дискуссировать;

Анализировать исторический источник;

Самостоятельно давать оценку историческим явлениям;

Высказывать собственные суждения;

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  • Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
  • Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
  • Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
  • Культура России в конце XIX-начале ХХ вв.
  • 2. Россия в годы революции и гражданской войны.

    • Россия в Первой мировой войне: конец империи.
    • Февральская революция 1917 г.
    • Переход власти к партии большевиков.
    • Гражданская война и интервенция. Политика военного коммунизма.

    Загладин Н.В., История России ХХ-начало ХI вв.

    11 класс. М.: Русское слово, 2008.

    Параграфы 1-49.

    3. Советское государство и общество в 1920-1930е гг.

    • Новая экономическая политика.
    • Образование СССР и его международное признание.
    • Культура и искусство после октября 1917 г.
    • Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930е гг. Культурная революция.
    • Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии и политическая система СССР.
    • Культура и искусства СССР в предвоенные десятилетия.
    • Международные отношения и внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.

    4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

    • Начальный период ВОВ (июнь 1941-ноябрб 1942).
    • Коренной перелом в ВОВ.
    • Наступление Красной армии на заключительном этапе ВОВ.
    • Причины, цели и значение Великой победы.

    5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг.

    • Внешняя политика СССР и начало Холодной войны.
    • Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина.
    • Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.
    • Изменения во внешней политике СССР.
    • Советское общество конца 1950-начала 1960 гг.
    • Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.

    6. СССР в годы «коллективного руководства».

    • Политика и экономика – от реформ к «застою».
    • СССР на международной арене в 1960-70е гг.
    • Формирование духовной оппозиции в СССР середины 60-середины 80-х гг.
    • Углубление кризисных явлений в СССР.
    • Наука, литература и искусство. Спорт 19960-1980е гг.

    7. Перестройка и распад СССР.

    • Политика перестройки в сфере экономики.
    • Развитие гласности и демократии в СССР.
    • Новое политическое мышление: достижения и проблемы.
    • Кризис и распад советского общества.

    8. Россия на рубеже ХХ- XXI вв.

    • Курс реформ и политический кризис 1993 г.
    • Общественно-политические проблемы России во второй половине 90х гг.
    • Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.
    • Новый этап в развитии РФ.
    • Внешняя политика РФ.
    • Духовная жизнь России к началу ХХI века.

    ИСТОРИЯ, 11 класс

    ЗАЧЕТ № 2

    1. Каковы особенности территории и населения Российской империи в начале ХХ века?

    2. Каковы основные черты государственной политики России в области промышленности? Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте.

    3. Назовите особенности развития аграрного сектора экономики. Какие проблемы деревни того времени вы знаете?

    4. Какие новые явления в рабочем движении появились в начале ХХ века?

    5. Каковы причины и итоги русско-японской войне 1903-1905 гг.?

    6. Каковы причины, этапы, итоги революции 1905-1907 гг.? Каково ее значение?

    7. Назовите политические партии России начала ХХ века.

    9. Охарактеризуйте место России в мире в начале ХХ века.

    10. Каковы этапы, итоги и значение Первой мировой войны?

    11. Каковы предпосылки и причины февральской революции 1917 г.?

    12. Каковы причины, цели и последствия «корниловского мятежа»?

    13. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.?

    14. Какое значение имел роспуск Учредительного собрания?

    15. Назовите причины победы красных и поражения белых в гражданской войне?

    16. Каковы причины, противоречия, итоги и значение НЭПа?

    17. Каковы предпосылки образования СССР?

    18. Почему отношения СССР со странами Запада носили сложный характер? В чем это проявлялось?

    19. Какой вклад в развитие советской культуры внесли деятели искусства, науки и спорта 20-30х годов?

    20. Чем вызвана коллективизация сельского хозяйства и как она осуществлялась?

    21. Дайте оценку Мюнхенскому договору. Каковы его последствия?

    22. Укажите причины подписания СССР пакта Молотова - Риббентропа. Каково его значение?

    23. Охарактеризуйте план Барбаросса.

    24. Что такое антигитлеровская коалиция, и когда она возникла?

    25. Каково значение битвы под Москвой, Сталинградом и на Орлово -Курской дуге?

    26. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

    27. Каково значение Ялтинской конференции?

    28. Назовите важнейшие решения Потсдамской конференции. Сравните их с решениями Ялтинской конференции.

    29. Назовите важнейшие причины победы СССР в ВОв.

    30. Какова цена Великой победы?

    31. Какова роль великих советских полководцев в победе над фашизмом? Кого из великих полководцев вы знаете?

    32. Каковы причины Холодной войны. Можно ли было ее избежать?

    33. Почему советское руководство отрицательно относилось к плану Маршалла?

    34. В чем особенности массовых репрессий 40-50х гг. по сравнению с репрессиями 30х гг.?

    35. Какое значение имел ХХ съезд КПСС?

    36. Каковы успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева?

    37. Что такое «оттепель» в области духовной жизни?

    38. Каковы причины застоя в экономике страны в 70е гг.?

    39. Каково влияние событий 1968 г. в Чехословакии на политику советского руководства?

    40. Определите причины перехода к политике разрядки. В чем ее суть? Чем был вызван провал политики разрядки?

    41. Какое влияние на внешнее и внутреннее положение СССР оказали события в Афганистане?

    42. Чем объяснить рост насыщенности духовной жизни СССР в 1960-80е гг.?

    43. Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке.

    44. Сравните политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева.

    45. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачева? Почему оно не принесло ожидаемого результата?

    46. Что общего у оттепели хрущевского времени и политики гласности М.С. Горбачева? Чем они отличаются?

    47. В чем состояли идеи демократической трансформации общества эпохи М.С. Горбачева?

    48. Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачевым КПСС и Советским государством?

    49. В чем состояли основные идеи нового политического мышления? Какие внешнеполитические события этого периода вы считаете наиболее значимыми?

    50. Каковы причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР к началу 1990х гг.?

    52. В чем состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990х гг.?

    53. В чем суть чеченской проблемы? Какие противоречия развития РФ она отражает?

    54. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 года? Какими были последствия дефолта 1998 года?

    55. Какое значение для новой России имело утверждение ее государственной символики?

    56. Чем определялась необходимость укрепления В.В. Путиным вертикали власти? В чем это выражалось?

    57. Назовите позитивные изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии страны за последние годы.

    58. Расскажите о национальных проектах. Какое значение они имеют для граждан РФ?

    Год назад мы слушали новогодний бой курантов с ощущением, что живем в совершенно новой стране, однако 2015-й по насыщенности даст фору даже бурному 2014-му. После осенних терактов, начала операции в Сирии, кризиса в отношениях с Турцией российская новостная повестка сливается с глобальной геополитической. А события начала года на этом фоне кажутся случившимися давным-давно. «Лента.ру» вспоминает важные вехи уходящего года.

    Минские соглашения 12 февраля

    Бурная осень 2015-го несколько заслонила события начала года, но не будем забывать, что переговоры в Минске стали одним из самых масштабных дипломатических «слетов» за последние годы. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд перед Минском посетили Киев и Москву, а глава немецкого государства - еще и Вашингтон, для консультаций с президентом США Бараком Обамой. Лидеры «нормандской четверки» - президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, Меркель и Олланд - непрерывно совещались в минском Дворце независимости в течение 16 часов.

    К концу года можно констатировать, что выработанное с таким трудом соглашение де-факто не работает. Режим прекращения огня постоянно нарушается с обеих сторон, обмен пленными на основе принципа «всех на всех» так и не проведен, а местные выборы на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР отодвинуты на февраль 2016 года.

    Убийство Бориса Немцова

    Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

    Политических лидеров такого уровня в России не убивали, пожалуй, вообще никогда. Бывший вице-премьер в правительстве Сергея Кириенко, один из самых медийных персонажей оппозиционного лагеря, вызывавший симпатию не только соратников, но и противников, был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту. Убийцы до сих пор не установлены. После этой трагедии оппозиционный марш «Весна», запланированный на 1 марта, превратился в марш памяти Немцова - самое массовое в минувшем году «уличное» мероприятие в Москве.

    Невосполнимая потеря для РПР-ПАРНАС: Немцов был самым известным среди сопредседателей партии, именно благодаря ему парнасовцы прошли в 2013 году в Ярославскую областную думу, и именно депутатский мандат Немцова обеспечит партии право выдвигать кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. Так что на парламентских выборах-2016 оппозиции без харизмы и популярности Немцова придется туго.

    Перенос выборов в Госдуму

    Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

    «Час икс» для российского политического истеблишмента в одночасье сместился с декабря 2016 года на 18 сентября. Идею предложила в мае ЛДПР, после непродолжительных межфракционных консультаций она была оформлена в виде законопроекта, внесена в Госдуму и принята большинством голосов. Дольше всего уговаривали КПРФ, но так и не уговорили: лидер компартии Геннадий Зюганов был согласен на компромиссный вариант - октябрь-ноябрь, с тем чтобы агитационный период и дебаты приходились на осень, а не на период отпусков и «бархатный сезон». В конце концов законопроект приняли без участия коммунистов, которые, в свою очередь, пожаловались на него в Конституционный суд, но безуспешно.

    Федеральных выборов в сентябре в России до сих пор не было, поэтому какой эффект окажет перенос даты на расклад сил в новом парламенте - никто не знает. Совсем недавно считалось, что оппозиция может недобрать голосов: электорат коммунистов уедет на дачи копать картошку, электорат либералов еще не вернется с заграничных морей. Однако после запрета на полеты в Египет и Турцию версия с морями трещит по швам.

    Сыроцид от Минсельхоза

    Фото: Управление Россельхознадзора по Белгородской области / РИА Новости

    Зрелище, достойное пера сюрреалиста: под бульдозеры полетели деликатесные «санкционные» сыры, помидоры, персики и даже гуси - все те продукты, которые с августа 2014 года запрещено ввозить в Россию и которые тем не менее тонким ручейком продолжали течь через границу в холодильники доморощенных гурманов.

    Грандиозная утилизация началась 6 августа, ее предложил глава Минсельхоза Александр Ткачев, а соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Давка сыров не раз вызывала протесты политиков и общественников, уж слишком гротескно выглядит уничтожение продуктов в России.

    Победа КПРФ на выборах губернатора Иркутской области

    Коммунист Сергей Левченко, уже претендовавший на пост главы региона в 1997-м и 2001 годах, минувшей осенью разбил шаблон «управляемости выборов». Мало того что 13 сентября он вышел с единороссом вице-губернатором Иркутской области во второй тур, чего в России ни разу не случалось с момента восстановления выборов глав регионов в 2012 году, - Левченко еще и выиграл этот второй тур, набрав 56,4 процента голосов избирателей. После этого про заранее предрешенные результаты выборов говорить стало как-то даже неудобно.

    Военная операция в Сирии

    Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ

    О том, что Россия будет разыгрывать сирийскую карту, шептались давно, но окончательное решение было принято только 30 сентября: в этот день Совет Федерации официально одобрил начало операции. Сомнений в важности этого события быть не может: по данным ФОМ, 23 процента россиян считают войну в Сирии и бомбардировки баз террористов организации «Исламское государство» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России решением суда) главным событием 2015 года не только в общероссийском, но и в мировом масштабе.

    А вот как эта военная операция отразится на российской внутренней политике, судить пока трудно. Ждут ли президента Путина новые лавры главного борца с терроризмом? Заявка на это была сделана еще во время выступления на Генассамблее ООН, когда Путин призывал сформировать глобальную антитеррористическую коалицию. Ответы на эти вопросы мы получим уже в новом году.

    Теракт на борту А321

    Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

    Следовавший из Египта в Санкт-Петербург самолет компании «Когалымавиа» упал на Синайском полуострове на севере Египта 31 октября. На его борту находились семь членов экипажа и 217 пассажиров, в том числе маленькие дети. Самому младшему пассажиру, Дарине Громовой, было всего десять месяцев. В первые дни после трагедии высказывалось огромное количество версий произошедшего, однако подтвердилась самая страшная - теракт. Сейчас уже известно, что самолет был взорван бомбой небольшой мощности, которую террористы заложили под одно из кресел в конце салона по правому борту. Египет к концу декабря стал отрицать версию о теракте, однако было уже поздно: полеты в страну с 6 ноября приостановлены, российские туристы из региона оперативно вывезены, а традиционно популярные среди россиян курорты опустели.

    Прощайте, курорты!

    Катастрофа российского бомбардировщика Су-24 на границе Сирии повлекла за собой целую цепь событий: отношения с Турцией моментально испортились, были введены санкции, в том числе продуктовое эмбарго, закрыты российско-турецкие культурные центры. Но самым, пожалуй, серьезным для внутренней российской жизни станет остановка туристических поездок в Турцию. Недорогие курортные туры по системе «все включено» в страну с хорошим сервисом и гарантированно теплым климатом стали за последние десять лет обязательным элементом «потребительской корзины» среднего класса. И самыми хитовыми направлениями были как раз Турция и Египет. Теперь их больше не будет, и далеко не все россияне смогут их заменить турами в стремительно дорожающую по мере проседания курса рубля Европу.

    Энергоблокада Крыма

    Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

    Попытка продуктовой блокады полуострова, предпринятая осенью крымско-татарскими националистами, оказалась детскими игрушками по сравнению с попыткой вырубить в Крыму свет. Полуостров остался без электричества в ночь на 22 ноября в результате подрыва опор ЛЭП, по которым электроэнергия поставлялась с Украины. До этого, в ночь на 20 ноября, таким же образом были разрушены опоры двух других ЛЭП. Ответственность за подрывы никто на себя не взял, однако подходы к разрушенным конструкциям были блокированы представителями запрещенного в России «Правого сектора» и непризнанного меджлиса крымско-татарского народа.

    Оказалось, что энергоблокада - это серьезное оружие зимой даже в таком мягком, почти средиземноморском климате, как крымский. Однако российские власти отреагировали почти молниеносно: уже 2 декабря на полуострове был запущен энергомост, первая нитка которого начала поставлять электроэнергию из Краснодарского края. А в ночь на 8 декабря были восстановлены поставки энергии с Украины через Херсонскую область. Тем не менее кадры живущего при свечах Крыма останутся одними из самых ярких в уходящем году.

    Возвращение «фактора Ходорковского»

    Фото: imago stock&people / Global Look

    Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, освобождаясь два года назад из колонии после помилования президентом Путиным, обещал политикой не заниматься. Однако не удержался. 9 декабря на пресс-конференции бывший олигарх заявил, что после смерти матери (Марина Филипповна скончалась в августе 2014 года) не считает себя связанным «аполитичными» обязательствами. До этого Ходорковский уже предлагал себя в качестве «президента переходного периода». Спустя некоторое время против него возбудили дело по подозрению в причастности к убийству мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в 1998 году.

    Это не единственное в прошедшем году упоминание «фактора Ходорковского» в российской политике. Еще в 2014 году по искам бывших акционеров ЮКОСа были вынесены решения о компенсациях, которые должна выплатить Россия: 1,86 миллиарда евро по решению ЕСПЧ и неслыханная сумма в 50 миллиардов долларов по решению Гаагского арбитража.

    В июне судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии российского госимущества для выплаты этих компенсаций. Аресты удалось снять, но осадок остался. В России на всякий случай приняли в связи с этим закон, согласно которому решения международных судов можно не выполнять, если они противоречат Конституции.

    • Вспомните: Основные сферы жизни общества.
    • Надумайте: Как вы понимаете значение слова «политика»? Почему общество не может нормально жить без власти?

    Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политическая информация и т. п. Газеты, радио, телевидение рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «аполитический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

    Что такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политикам стало более широким по своему значению. В предшествующих темах курса (8 класс) отмечалось, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношений. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и зависимым от него безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, если сила государства используется для сохранения или, напротив, для изменения этих отношений, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства {определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

    В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. (Вспомните отношение различных социальных групп российского общества к правительству во время событий 1905 г.) Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

    Политическая власть. Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязан этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

    Политическая власть распространяется на все общество , ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица (монархи, президенты, главы правительств, наместники и т. д.) или группы, которые властвуют (какие-либо классы, сословия, «знать», организации и т. д.), имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

    Кот что писал о силе власти русский философ И. А. Ильин (1883-1954):

    «Сила власти есть прежде всего се духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет не значит быть сильным. Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ей способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе…»

    Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношении. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем.

    Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясении, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

    В своем Послания Федеральному Собранию о ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д. Л. Медведев отмстил: «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждане.

    Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики.

    Роль политики в жизни общества. Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, станут ли им доступны достижения культуры, увеличится ли степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

    В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

    От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры но различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

    В одном из исследований общественного мнения россиян по вопросам политики и власти выяснилось, что 66% разделяют следующую точку зрения: «Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». 53% поддержали такое мнение:

    «Президент должен стать полновластным хозяином страны, Только тогда мы прорвемся». 51% опрошенных согласились с утверждением: «В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать». 49% склонны к такой формулировке: «Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа».

    А как вы относитесь к таким мнениям?

    В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни: общества, последовательности преобразовании. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач. которые бы, по и у: мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целен; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию ля них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; выражают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы,

    В процессе этой деятельности возникают всевозможные формы взаимодействия социальных групп, политических партий, государства, отдельных лип, связанные с борьбой а а власть, с выработкой, принятием и реализацией решении государственной власти. В этом взаимодействии проявляется политическая жизнь общества.

    Политическая жизнь и средства массовой информации. В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми ее участниками, т. с. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях,

    заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Это социальные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации. Само название «средства массовой информации» (СМИ) говорит о том, что передаваемые ими сообщения адресованы неограниченному кругу лиц, социальных групп, организаций. Поскольку значительная часть населения пользуется общественно-политической информацией, распространяемой СМИ, особенно по каналам телевидения, она оказывает влияние на политическую жизнь общества.

    Факты. Исследование, проведенное в России в 2004 г., показало, что выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы по телевизору смотрят регулярно (каждый день) 31% опрошенных, иногда (несколько раз в неделю) - 32%, довольно редко (от случая к случаю) - 23%, практически не смотрят - 11%.

    Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе. Под их влиянием возникает чувство причастности к происходящим событиям, многие вовлекаются в те или иные формы политической активности. В различных материалах СМИ находят отражение общественные интересы.

    Технический прогресс позволил не только быстро информировать о произошедшем, но и делать людей «очевидцами» событий, происходящих далеко от них. Сообщение о событии, дополняемое изображением на телевизионном экране, нередко оставляет у зрителя-слушателя сильное впечатление. Вместе с тем следует помнить, что при передаче информации осуществляется отбор материала: тот, кто передает информацию, решает, о чем сообщать, а о чем умалчивать, что показывать, а что в передачу не включать. Информация может стать неполной, односторонней. Сообщение зачастую сопровождается комментариями, которые отражают позицию их автора. Все это позволяет воздействовать в том или ином направлении на взгляды людей, на их отношение к различным явлениям политической жизни. В свою очередь, взгляды и настроения людей влияют на их политическое поведение. Во второй половине прошлого века влияние СМИ на политическую жизнь настолько возросло, что СМИ стали называть «четвертой властью».

    СМИ воздействуют не только на взгляды и поведение больших масс людей, но и на власть. Они способны поднимать серьезные вопросы общественной жизни, обсуждать с позиций тех или иных социальных групп актуальные политические проблемы, в них могут быть высказаны различные суждения о деятельности политиков. Все это может влиять на решения властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

    Проверьте себя

    1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
    2. Что входит в сферу политики?
    3. В чем сущность любой власти?
    4. В чем главные особенности политической власти?
    5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

    В классе и дома

    1. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Объясните почему.
    2. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства. Свой ответ поясните.
    3. Вспомните из курса истории время Петра 1, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
    4. Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему.
    • «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз навсегда данных правил…»
    • Г. В. Плеханов (1856 -1918), русский политический деятель, философ «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу».
    • Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), римский политический деятель, философ

    1. Украина.

    Крым воссоединен с Россией и это историческая и высшая человеческая справедливость, несмотря на противоречия вокруг процесса и текущего положения в Крыму. Несмотря на то, что таких планов, намерений и целей у России не было, все было сделано в режиме импровизации и это чудо, что такой подарок состоялся, свалился с неба в руки. Несмотря на то, что цена подарка высока и будет расти во всех смыслах. За него нужно платить.

    Развитие событий показывает, что Россия совершила тяжелейшие геополитические и геоэкономические ошибки на украинском направлении. Десять лет сводила политику в отношении Украины к вопросам цены за газ, в то время как США и ЕС завоевывали ее общественное массовое сознание, выдвигали ценности и цели Запада. А Россия выдвигала цены на газ. У России нет идеологии, нет стратегии, нет ценностной платформы и чего ради она сломала последовательную 20-летнюю политику растворения в западном мире остается необъяснимым. Политическая непродуманная импровизация как следствие сверхконцентрации власти совершенно несоединима с представлениями о последовательной стратегии в управлении страной.

    Властная трансформация на Украине означает совсем не «Запад нагадил, а нам предлагают убирать за ними». Это ошибочное представление говорит о неточной интерпретации положения и событий. Запад не нагадил, а успешно реализует свои стратегии и цели. И он их добивается. А Россия импровизирует, не просчитывая последствий и удивляясь их наступлению. Цели России не достигаются, а ее радикальные непредсказуемые и непоследовательные действия способствуют достижению целей Запада.

    Трехмесячное отношение к Киеву как к «жуликам», «самозванцам» и «хунте», а к сбежавшему Януковичу как к легитимному президенту способствовало гражданским столкновениям на Украине, жертвам и эскалации силового варианта подавления пророссийских настроений на Юго-Востоке. Пророссийская часть населения Юго-Востока поднялась на борьбу с Киевом следуя российской риторике, фактически призыву и обещанию в виде готовности ввести войска, сама взяла в руки оружие, а Россия предпочла остаться в стороне, удовлетворившись Крымом, ограниченностью санкций и «успехом» в Китае. Результат: пророссийские люди на Украине «кинуты» не только морально политически, но в прямом смысле кинуты под пули, снаряды и репрессии. Их арестовывают, убивают, преследуют их семьи и лишают будущего. Перспективы и шансов самостоятельно отстоять свои новые республики у них практически нет. Кто-нибудь собирается ответить за их обман?

    Прошли три месяца и на высшем уровне обещано уважительно отнестись к выбору украинского народа Порошенко президентом Украины. Т.е. «жулики», «самозванцы» и «хунта», объявившие три месяца назад выборы президента Украины теперь не являются препятствием для отношений с Киевом? А что изменилось, кроме персонального отношения к проблеме? Добавилось легитимности? Но ведь выборы назначали те же «жулики», а результат выборов тем не менее признается?

    Парадоксально и печально, но импровизации официальной России реально вызвали рост антироссийских, антирусских настроений даже в русской части населения Украины. Сплотили вокруг украинской идеи население страны. Такого успеха «западенской идеи» на Украине без российской «помощи» не могло быть.

    Провал прозападнической собственной 20-летней политики России без предложения иной состоятельной идеологии, ценностной целевой платформы требует расценивать западные санкции, изоляцию и экономический ущерб, наносимый России как неоправданный риск и ущерб.

    Шанс на стимулирование обновленческих процессов внутри России ввиду эффекта давления, шантажа со стороны Запада, шанс на уход от оголтелого либерализма, несуверенности, космопополитизма, политической деформации системы в России после Петербургского форума, китайского «успеха» исчезает на глазах. Ведь политическое руководство России вновь уверено в своей непогрешимости, безошибочности и победительности. Целые эшелоны придворных песнопевцев и нелинейных латентных западных психологов-пропагандистов манипуляторов убеждают его в этом, укрепляя на пути тяжких ошибок. Так в такой ситуации подобные и еще более тяжкие ошибки неизбежно будут приумножаться.

    Откровенность ситуации, честно говоря, требует задать вопрос об ответственности за столь значительный геополитический ущерб России и провальную внешнюю политику.

    2. Китайский «триумф».

    Но речь должна идти еще и о масштабном экономическом ущербе России. Исторический газовый договор Россия-Китай подается даже как уже состоявшийся поворот от однополярного к двуполярному миру. Нетрудно понять, что добавка 2% мирового ВВП (российских) к балансу противостояния мировых экономик Америки и Китая мало, что меняет. Китай никогда не будет стратегическим партнером России ввиду его мегаинтереса к ресурсам Сибири и Дальнего Востока и исключительной ориентации на собственное первенство. Все, на что он идет – это роль для России младшего брата. Подносчика сырья и пока еще не полностью исчерпанных и устаревших советских технологий. Тактическая коллаборация с сырьевой Россией это текущий и не очень долговременный прагматический интерес Китая.

    Главный мой довод вновь состоит в том, что у России нет идеологии, нет собственной стратегии, нет ценностной базы ни для конфликта с Западом, ни для альянса с Китаем. Есть озабоченность ценой на газ, самодеятельные импровизации и больше ничего. Уж если даже поднятых по призыву России русских на Украине она фактически бросает.

    10 лет Россия держала в переговорах с Китаем позицию собственного, хотя бы экономического интереса, не сдаваясь по цене. Китай требовал минимальной, Россия торговалась. Сейчас же, когда она подписала цену на газ в размере меньше себестоимости его производства и транспортировки – это означает сдачу и этой позиции. Что может доказать этот довод в условиях «засекреченной» цены на газ? Во-первых, сама засекреченность. Европейские, украинские цены обсуждаются публично. Во-вторых, факт отмены НДПИ на этот проект. Это фактически субсидирование проекта за счет бюджета. Зачем? Для обеспечения хотя бы безубыточности. Бюджетные деньги могли бы пойти на развитие страны, а идут на сырьевой проект. 4-6 лет не будет даже и самих продаж газа, хотя бы покрывающих российские затраты. А в Петербурге объявлено (почему-то рассекречена разоблачительная цифра), что Россия вложит собственных средств 55 млрд долл. (Китай всего 22 млрд. долл). Мистическое значение! Недавно почти столько же - 50 млрд. долл. было фактически отнято от возможности инвестирования развития страны, высоких технологий, создания и обновления основных фондов страны, создания национально значимых инфраструктур и новых рабочих мест и направлено на оплату гастарбайтеров, иностранные заказы и импорт оборудования и «энтертэймент», международные обязательства профинансировать Олимпийские игры, на двухнедельный праздник спорта. А затем на необходимость нести издержки по содержанию избыточных спортивных мощностей.

    Сейчас точно так же от ресурсов развития страны отнимается 55 млрд. долл. на сырьевой проект, который кроме того не обещает стране длительное время доходов, пока будут погашаться затраты. Наоборот, обещает бюджетные расходы.

    Зачем это сделано так скоропалительно и так проигрышно? Объяснение исключительно украинское. Политическое. Психологическое. Запад грозит России не покупать газ? Ну, так найдем другого покупателя. Вот и все, если говорить о главных компонентах причин, объяснение. Конечно в позитиве, что политико-психологически руководство страны обретает уверенность, которая в отношениях с Западом нужна в любом случае. Ведь за 15 лет зависимость российской экономики и государственного бюджета доведена до более чем 60% сырьевого дохода в бюджете страны! У СССР была всего 10%. Сброс цен на нефть привел в итоге к коллапсу бюджета, экономики и самого СССР. России нужно избавиться от такого смертельно опасного фактора несуверенности. И что же она делает?

    Может быть восстанавливает монетизацию экономики? Ведь искусственный финансовый дефицит из-за соответствующей диверсионной политики Центробанка России 3,5 трилл. долл. Нет, наоборот, Улюкаев (один из идеологов еще с гайдаровских времен) объявляется в Петербурге всему миру как выдающийся экономический ум и руководитель в России (да еще и сносно по английски разговаривает). М.б. восстанавливается неотъемлемая роль государства в инвестировании и управлении развитием? Нет. М.б. прекращается безумная политика Центробанка в рефинансировании банковской системы, установление ставки рефинансирования «от инфляции»? Нет. Наоборот, в Петербурге подтверждено, что инвестиционный кредит так и будет производен от инфляции по схеме «инфляция+1%». Иными словами, при обретении уверенности, что Китай нам поможет против Запада, негодная финансовая экономическая политика внутри России только укрепляется и уже ясно, что будет продолжена. Так это прямая угроза российскому развитию. Вместо избавления от факторов несуверенности через внутреннюю санацию негодной экономической и финансовой модели западную долларовую зависимость заменяют на восточную юаневую.

    Укрепляется в результате «китайского успеха» и режим личной сверхконцентрированной власти, вероятность последующих импровизаций и их новых последствий вроде уже наступивших. Необходимо видеть прогноз новых ловушек для России, в которые она вновь попадет, если не будет перемен внутри страны.

    Без идеологии, без национальной идентичности и ценностей, не отходя от прежней 20-летней либеральной космополитической линии у России шансы на успешное развитие только снижаются.

    Вместе с тем, что-то должно начать меняться. И этот шанс в принципе также растет.

    Ответил: Гендиректор Центра, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Степан Сулакшин

    Цитата из высказываний высшего политического руководства России

    • Политика - это благородное занятие или «грязное дело»?
    • Почему общество не может нормально жить без власти?
    • Есть ли польза от политических партий?
    • Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

    Сфера политики . Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политклуб. Газеты и радио рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

    Что же такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политика» стало более широким по своему значению. В предшествующих темах говорилось о том, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношения. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и эксплуатируемым безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства: определение формы государства, задач, содержания его деятельности. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

    Вспомните, как возникли государства в Древнем мире (Египет, Индия, Китай, Греция, Рим) и в Средневековье. Государственная власть позволяла рабовладельцам и феодалам подчинять своей воле массы рабов и крестьян.

    В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Отсюда и борьба за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

    Политическая власть . Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязаны этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (т. е. наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

    Политическая власть распространяется на все общество, ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица или группы, которые властвуют, имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

    Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношений. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем. Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясений, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

    Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики .

    Политические организации . В своем стремлении воздействовать на государственную власть каждая социальная группа исходит из своих интересов. Конечно, у каждого человека есть личные интересы, но у больших групп возникают общие, групповые интересы. Вспомним о противоречиях, которые еще на заре своего развития породил капитализм. Если рабочие вынуждены продавать свою рабочую силу, то все они заинтересованы продать ее дороже, т. е. получить большую заработную плату. Капиталисты, напротив, стремились получить большие прибыли и, следовательно, платить рабочим поменьше. В этом случае борьба рабочих и капиталистов является экономической. Но когда интересы рабочих или капиталистов хотят провести, воплотить в жизнь через государственную власть, тогда борьба между ними переходит в область политики. Политика - это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь через государство интересов больших групп людей.

    Кто же выражает интересы той или иной общественной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Или все капиталисты? Очевидно, что это невозможно. Да и не все хотят этим заниматься.

    Активные представители различных общественных групп объединяются в политические организации, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни. Различные общественные объединения, клубы, союзы, массовые движения ставят перед собой определенные цели и стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Некоторые из таких движений решают ограниченные задачи и существуют недолго. Наибольшую роль в политической борьбе играют политические партии. Чем они отличаются от других организаций?

    Во-первых , политическая партия стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в осуществлении власти, чтобы, используя возможности власти, добиваться достижения поставленных целей.

    Во-вторых , политическая партия, в отличие от временных объединений, ставит перед собой долговременные задачи и существует достаточно протяженный период времени.

    В-третьих , политическая партия имеет не только центральные, но и местные организации, т. е., как правило, четкую организационную структуру, закрепленную партийным уставом.

    В-четвертых , политическая партия, в отличие от политических клубов и кружков, стремится создать для себя массовую опору, т. е. распространить свое влияние на большое число людей, и добиться, как правило, поддержки избирателей на выборах в представительные органы власти.

    В-пятых , политическая партия объединяет людей, имеющих близкие взгляды на социальные проблемы, объединенных единой мыслью о государственном и общественном устройстве; общие для членов партии идеи обычно излагаются в партийной программе.

    Партии обосновывают политические цели, разрабатывают способы борьбы за власть, стремятся завоевать поддержку больших масс людей.

    Поскольку социальные группы многообразны, то многообразны и их интересы. В тех странах, где имеются условия для выражениях этих интересов (т. е. в демократических странах), существует не одна, а несколько различных политических партий. При этом они конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на избирателей.

    Когда у власти одна партия, которая проводит определенную политику (или, как еще говорят, политическую линию), то другие партии, несогласные с этой политикой, критикуют правящую партию, находясь к ней в оппозиции. Они разрабатывают собственную политическую линию как возможный вариант вместо той, которую проводит власть. Критикуя политику партии власти и предлагая избирателям свой вариант политики, оппозиция рассчитывает прийти к власти на очередных выборах.

    Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей, называется многопартийностью.

    В современном мире в различных странах существует большое количество политических партий. Среди партий в США особенно влиятельны две - республиканская и демократическая; также две ведущие партии и в Великобритании: консервативная и лейбористская - наиболее крупная рабочая партия страны.

    В нашей стране в начале XX в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия - коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти.

    Роль политики в жизни общества . Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступны ли станут им достижения культуры, увеличится степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

    В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

    От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

    В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы, по их мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы.

    Политика - дело каждого? Что же необходимо для успешной политической деятельности? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему заниматься политической деятельностью,- знание политической жизни: общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Когда человек вступает в политическую организацию, ее цели становятся его личными целями. Невозможно заниматься общественно-политической деятельностью, не будучи убежденным, что она принесет людям добро, что она нужна обществу. Убежденный человек вызывает доверие к себе со стороны других людей.

    Необходимо также выработать в себе умение политического действия, которое включает в себя: а) умение ясно и убедительно изложить свои взгляды другим людям, выслушать и понять иную точку зрения, разобраться в сути спора, защитить свои убеждения; б) умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его; в) организаторские умения, способности правильно распределить поручения, проверить их выполнение. Все эти умения могут быть выработаны в практической деятельности, при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру. Политическими деятелями должны становиться люди высокой общей и политической культуры, целеустремленные и волевые, с организаторскими способностями, а главное - искренне стремящиеся к общественному благу, страстно желающие другим людям добра.

      Основные понятия

    • Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность.

      Термины

    • Политическая организация, оппозиция.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
    2. Что входит в сферу политики?
    3. Каковы признаки любой власти?
    4. В чем главные особенности политической власти?
    5. Почему в обществе возникают политические организации?
    6. Что такое политическая партия? Зачем создаются политические партии?
    7. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

    Задания

    1. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства.

      Объясните свой ответ.

    2. Вспомним время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
    3. В дискуссии высказаны две точки зрения: политикой может заниматься каждый человек; политикой не может заниматься любой человек, а лишь тот, который обладает качествами политического деятеля.

      А какова ваша точка зрения? Аргументируйте ее.

    4. Перечислите политические партии, которые вам известны. Укажите, какие политические цели они ставят перед собой и каково ваше отношение к этим целям. Объясните свою позицию.
    5. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Почему?
    6. Иногда человек заявляет: «Я вне политики! Я политикой не интересуюсь!» Выскажите ваше отношение к такой позиции.
    7. Соберите материалы газет о политической деятельности высших органов нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным. Почему?