Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома. «Благоустраиваем» налоги после благоустройства территории Уличное освещение придомовой территории многоквартирного дома


Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

Свет / Тарифы на электроэнергию

За свет в квартире и подъезде платит собственник, на улице и во дворах – муниципалитет. Так в теории. А на практике в Мурманске есть примеры, где на собственников перекладываются расходы по наружному освещению улиц, дворов, а то и магазина внутри дома. Есть даже факты, что к общедомовому счетчику подключают даже светофоры и рекламные щиты.

Как сделать так, чтобы не платить за « того парня», в минувшую среду обсуждали на расширенном заседании межведомственной комиссии в ЦНТИ. На заседание приехали главы и замы муниципальных образований области, руководители управляющих компаний, представители прокуратуры, Госжилинспекции, Роспотребнадзора.

Платить за свет должна мэрия?

16 марта вышел приказ регионального министерства энергетики и ЖКХ о создании межведомственной комиссии, задача которой — решение проблемных ситуаций, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном жилом доме. Было проведено 7 заседаний. На них приглашались представители администрации Мурманска, директора УК, представители КРЭС-Альянса и Мурмангорэлектросети. Работа межведомственной комиссии привела к тому, что мэрия сейчас выполняет проект по переводу освещения дворовых территорий на систему“Каскад», к которой подключено все наружное освещение города.

« Две трети дворового освещения города относится к системе „Каскад“. С 1 января 2011 года оплата за наружное освещение осуществляется за счет местного бюджета. Правда, у нас была проблема с одной третью домов. Но с 11 августа – именно с этого дня подключилось дворовое освещение в Мурманске — оплата таких расходов идет за счет местного бюджета. Никто из жильцов сейчас не оплачивает дворовое освещение!» — заверила собравшихся зам. главы администрации Мурманска Валентина Доцник.

« А прокуратура говорит, что собственники продолжают его оплачивать», — тут же вступил в полемику представитель управляющей компании « МУ „ЖСК“.

« Приведу пример — дом на Героев Рыбачьего, 9. Там более 15 светильников подключены к зданию. Есть масса других объектов. Странная позиция комитета по развитию городского хозяйства: говорят, мол, освещайте, мы будем это оплачивать. А на практике – кукиш. В ведомостях, что пришли за август, где-то были сняты объемы электроэнергии, а в сентябре уже от этого и следов не осталось. Когда же будет заключен договор электроснабжения между мэрией и ресурсником по вопросу наружного освещения всех дворов? Мы неоднократно обращались в КРГХ».

Впрочем, администрацию наезд не смутил.

« Договор с ресурсником заключен, все объекты наружного освещения в него включены. Если вы в расчетных документах увидели несоответствие тому, что, на ваш взгляд, должно быть, так и работайте с ресурсоснабжающей организацией. Она, получив от вас замечания, передаст их в КРГХ. Будем разбираться. А вы получили и выставили счет жильцам», — парировала замглавы КРГХ.

Кто же должен платить за наружное освещение?

Как заявил зам. министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Софьин, расходы за содержание, эксплуатацию объектов наружного освещения, оплата труда работников, которые заняты в обслуживании сетей, должны возмещаться за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на эти цели, независимо от того, на чьем балансе находится данный объект.

Управляющая компания при этом должна исключать причины, влияющие на величину объемов электропотребления, выявлять несанкционированное подключение к электрическим сетям, а также следить за состоянием приборов учета.

Новость о том, что теперь обеспечивать работу уличных фонарей во дворах домов должны сами жильцы, а не городские власти, вызвала вопросы у активных жителей города.

Как сообщает «Вологда-Портал», фонари во многих дворах города все еще подключены к городскому уличному освещению, и оплата идет из бюджета Вологды. При этом в 2010 году после межевания дворовые территории стали частью общедомового имущества, а их освещение – обязанностью жителей. Заместитель начальника департамента градостроительства и инфраструктуры Александр Федюнин предупредил, что это продлится недолго:

Более мы оплачивать не можем эти затраты, потому что это нецелевое использование бюджетных средств, в соответствии с бюджетным кодексом. Эти дворовые территории будут отключены, и собственники должны сами принять решение, как они будут освещать свою придомовую территорию.

Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Т. е. фонари во дворе не относятся к общедомовому имуществу.

Председатель Вологодской ассоциации ТСЖ Николай Иванов , что перекладывание обязанности оплачивать уличные фонари на жильцов можно оспорить в суде:

Опоры наружного освещения - это элемент городских электрических сетей, городской инфраструктуры. Мы же не относим к общедомовому имуществу водопроводные сети и колодцы, даже если они находятся на придомовой территории. Уличное освещение должно противопоставляться не внутридворовому, а внутридомовому освещению. Не зря слова «уличное» и «наружное» освещение являются в данных нормативных документах синонимами. Не может наружное освещение противопоставляться дворовому. А вот внутридомовому – вполне. Под «улицей» же по смыслу понимается пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом.

Правоту жильцов подтверждает и судебная практика. Так, Красноярский краевой суд постановил, что отказ администрации города Заозерного оплачивать уличное освещение во дворах многоквартирных домов незаконен . Решение основывается на положениях ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым организация уличного освещения дворов многоквартирных домов относится к компетенции органов местного самоуправления.

Судом признаны несостоятельными доводы ответчика об отнесении уличного освещения к расходам собственников общего имущества многоквартирных домов, поскольку в соответствии с «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 401, перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории.

Добавим,что сегодня эту тему будут обсуждать на радио "Премьер" в . Начало программы в 17.00.

Не знаете, где можно выгодно купить качественные и надёжные входные двери по разумной цене? Предлагаем вам посетить сайт http://xn--b1ae1a4a4fc.s-dveri.com.ua и именно тут перед вами откроется каталог с лучшими входными дверьми по очень привлекательным ценам!

В законодательстве отсутствует четкое определение придомовой территории рядом с частными жилыми домами, но обычно каждому владельцу такого строения приходится сталкиваться с этим понятием.

Невозможно построить дом на земле, которая не . Участок и строение – это два различных объекта, причем каждый обладает своим кадастровым номером, но при этом они неразрывно связаны друг с другом.

Придомовая территория считается важным участком, так как именно она применяется для проведения инженерных коммуникаций, создания подходов и подъездов, а также для возведения различных небольших построек, необходимых для жизни.

Земля может находиться не только в личной собственности владельцев дома, но и может оформляться в .

Законодательное регулирование

Использование придомовой территории частных строений должно основываться на тех же нормативных актах, которые применяются для .

К этим актам относится:

  • ЖК, в котором сдержится информация об определении придомовой территории, а также сюда входят основные принципы, на которых можно ею пользоваться;
  • ЗК описывает правила определения размера участка;
  • ФЗ «О землеустройстве» позволяет определить, как правильно выполняется ;
  • НК дает информацию о том, как правильно рассчитывать размер , которая входит в собственность владельца дома;
  • ФЗ №214 указывает на то, как правильно распределять права по отношению к общей земле.

Только при точном знании всех правил в отношении использования и разграничения придомовой территории можно быть уверенным в отсутствии нарушения законодательства.

Определение понятий

В законе нет точного понятия того, что является придомовой территорией для жилого частного строения.

Поэтому обычно сюда относится небольшой земельный участок, который находится непосредственно рядом с домом, и необходим для жизни и обслуживания здания.

Участок может:

  • находиться в личной собственности;
  • арендоваться у муниципалитета;
  • передаваться в безвозмездное пользование.

На границах данного участка можно ставить заборы, после чего земля может использоваться для любых целей владельцев дома.

Владельцы и ответственные лица

Принадлежность земли зависит от того, как она оформлена.

Если она принадлежит на праве собственности владельцу дома, то он может полностью распоряжаться ею по усмотрению. Если же она передается на праве , то учитываются основные правила ее применения.

К нюансам определения принадлежности территории относится:

  • земля, которая располагается за забором, считается ничейной, поэтому принадлежит обычно муниципалитету;
  • пользоваться прилагающим к забору участком могут только люди, у которых имеется на владение и использование его, например, владелец частного участка обязан использовать его для выезда из гаража;
  • допускается, что право владение землей имеется у нескольких лиц, например, у владельцев соседних домов, у которых заборы примыкают к одной территории, поэтому они оба могут беспрепятственно пользоваться этой землей.

Перегораживание участка, которым необходимо пользоваться сразу нескольким владельцам домов, является нарушением прав граждан, поэтому они могут обращаться в правоохранительные органы для устранения незаконных ограждений.

Определить размер придомовой территории достаточно просто, так как для этого используется стандартная формула, предполагающая умножение площади дома на удельный коэффициент части земли, который определяется СниПом.

Правила использования

Отсутствуют в законодательстве какие-либо отдельные и точные данные о том, как должен применяться участок, находящийся рядом с частным домом, поэтому обычно используются правила, имеющие отношение к многоэтажкам.

Поэтому непременно выполняются работы :

  • уборка участка от различного мусора или снега;
  • размещение контейнеров для мусора;
  • озеленение и благоустройство;
  • украшение земли и установка на ней разных предметов и конструкций, необходимых для жизни владельцев частных домов.

Допускается собственникам строения самостоятельно определять, какие именно работы будут выполняться на этой территории.

Уборка

Сами владельцы дома и участка должны заботиться об уборке территории, поэтому с нее своевременно устраняется мусор.

Уборка снега зависит от того, кому принадлежит земля, так как если она находится в частном владении , то убираются сами собственниками.

Если земля принадлежит муниципалитету , то обычно назначается определенная УК, которая занимается расчисткой земли, за что владельцы домов, к которым примыкает территория, уплачивают определенные средства.

Если соседи пользуются одним участком, они могут сами установить график уборки снега.

Озеленение

Оно не является обязательным, но за счет него обеспечивается привлекательный внешний вид участка.

Обычно работы включают :

  • выкорчевывание деревьев, если они мешают проезду или проходу, а также создают опасность для жизни людей;
  • высадка привлекательных клумб или газонов;
  • использование удобрений для декоративных растений;
  • создание живой изгороди.

Обычно этому процессу уделяется мало внимания, но от него зависит, насколько привлекательной будет территория.

Освещение

Если земля относится к муниципалитету, то можно потребовать установки осветительных приборов работниками коммунальных служб.

Собственники придомовой территории должны самостоятельно заботиться о монтаже этих конструкций. Особенно это актуально весной и зимой. Освещение может быть декоративным или функциональным .

Если одним участком пользуется несколько владельцев домов, то они могут договориться между собой об установке осветительных приборов, для чего все затраты по установке и обслуживанию делятся между ними.

Асфальтирование

Данный процесс так же выполняется только самими владельцами жилых домов. Они принимаются решение относительно создания бетонного или асфальтного покрытия. Деньги на это должны выделяться из личных средств.

Обычно участники одного жилищного кооператива на собрании принимают решение относительно необходимости асфальтирования территории за заборами. В этом случае собираются деньги с каждого владельца дома и нанимаются специалисты для создания покрытия.

Территория непосредственно рядом с домами, которая используется только владельцами строений, асфальтируется за счет их личных сбережений.

Благоустройство

Оно включает в себе разные работы, связанные с украшением территории, с ее уборкой и установкой различных функциональных элементов, значительно упрощающих процесс ее использования.

Непременно устраняются аварийные живые насаждения. Также не допускается создавать препятствия для использования общего участка другим владельцам домов.

Сдача в аренду

Допускается сдавать эту землю в аренду, для чего надо первоначально п одать заявление в администрацию . При передаче надела в аренду устанавливается определенная плата за использование земли.

Если земля оформлена в собственность, то для сдачи ее в аренду не требуется получать разрешение от администрации.

Администрация может отказать в возможности сдавать землю в аренду, так как на ней могут находиться важные коммуникации или имеется узкая дорога, поэтому не допускается перегораживать территорию.

Ответственность за нарушение правил

Территория может оформляться в аренду или на нее может регистрироваться право собственности. Если не будут при этом соблюдаться требования к использованию или содержанию территории, то объект может изыматься местными властями. Поэтому не допускается, чтобы создавались препятствия для соседей или находилось на участке много мусора.

Если работники администрации обнаруживают нецелевое использование земли или на ней скапливается много мусора, то может выписываться штраф.

Таким образом, придомовая территория рядом с частными домами может принадлежать самим гражданам или муниципалитету. Возможность ее использования определяется необходимостью в этом, а также имеющимися регистрационными документами. Важно пользоваться землей по назначению с учетом многих правил, а также заботиться о ее благоустройстве.

Примеры обустройства придомовой территории жилых домов представлены в следующем видеосюжете:

Минстрой РФ дал разъяснения по поводу того, кто же должен нести расходы на организацию освещения во дворах жилых домов. Ранее в Екатеринбурге была проведена ревизия фонарей на столбах освещения. Те, что находятся во дворах многоквартирников, отключили от электроснабжения, погрузив площадки во тьму.

В администрации Екатеринбурга объяснили тогда, что дворовые опоры освещения находятся не на балансе Горсвета, поэтому больше поставлять эту электроэнергию за муниципальный счет не будут. «Предупредили все управляющие компании, что это нецелевое использование средств, поэтому электроэнергия будет отключена. Электроэнергия, с помощью которой освещается двор, будет оплачиваться собственниками. Это входит в общедомовое потребление», – говорил в эфире радио «Город.фм» и.о. начальника управления ЖКХ администрации Екатеринбурга Александр Брагин.

Между тем в ведомстве Михаила Меня уверены, что сети наружного освещения в состав общего имущества в многоквартирном доме не входят, поэтому платить за это собственники жилья не должны. Разъяснения об этом в министерстве дали в ответе одному из депутатов Госдумы РФ. «Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ни Жилищный кодекс, ни правила содержания общего имущества не содержат. В соответствии с законом об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории городского округа (в частности, освещение улиц). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Минстрой РФ полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления», – говорится в письме за подписью замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса.