Конспект занятия по чтению бажова серебряное копытце. Конспект оод по развитию речи "серебряное копытце". Чтение отрывков из сказа Бажова


Конспект урока литературного чтения.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.

Задачи:

    проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;

    совершенствовать навык беглого чтения;

    работа над жанром «сказ»;

    обогащать словарный запас;

    развивать внимание учащихся;

    учить составлению портретной характеристики героев;

    воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы: В.Ю.Свиридова), портрет П.П. Бажова, мобильный комплект, презентация.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3 Проверка домашнего задания

4. Словарная работа.

5. Чтение части.

6. Работа над содержанием.

7. Работа над портретной характеристикой.

8. Вывод.

9. Домашнее задание к следующему уроку.

10. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

2. Постановка цели урока

2-3 слайд

На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
-Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.

Д . Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.

У . Почему не сказку, а сказ?

Д. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.

3. Проверка домашнего задания

У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.

Выборочное чтение

4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».

5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».

6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».

7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».

8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».

4. Словарная работа

9 слайд

У. Прочитайте слова, написанные на доске.

Кто сможет объяснить смысл этих слов?

Солонина – солёное мясо

Ворочайся — возвращайся

Ложок – низина

Балаган – избушка в лесу

5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.

У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Д. Предположения детей.

У . Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.

Чтение текста стр.153 – 159.

У. Ваши предположения подтвердились?

6. Работа с текстом.

У. Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?

1. Сколько раз приходил козлик?

2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?

3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?

4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)

5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?

7. Работа над портретной характеристикой

У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.

Работа в парах

Эгоистичный, добрый , ласковый , вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый , сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый , честный, самолюбивый, справедливый, простой , внимательный , жадный.

Проверка

— Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

Опишите волшебных животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

8. Вывод

У. Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

— Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?

— Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

9. Домашнее задание

У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».

10. Рефлексия

У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

— Всем спасибо!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Асбестовского городского округа

Урок литературного чтения

(внеклассное чтение)

1 -в класс

Исполнитель:

Зубова Римма

Александровна

Должность:

учитель

начальных классов

Асбест

2014 г

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс: 1

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология : технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.

Цель: формирование у учащихся УУД.

Задачи:

Образовательные:

    прививать интерес школьников к книге, литературе;

    раскрыть понятие сказа как жанра литературы;

    познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;

Развивающие:

    развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

    расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;

    развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;

Воспитательные:

    способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.

Формирование УУД:

Предметные:

    воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

    самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

    участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

Личностные:

    мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

    эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

    принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

    слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

    принимать участие в обсуждении прочитанного;

    принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

    работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Познавательные УУД:

    определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.

Основные понятия: сказ

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа

Дидактический материал и оборудование:

    компьютер, проектор, экран;

    презентация;

    книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

    карточки для самостоятельной работы;

    коллекция уральских самоцветов.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Беседа о родном крае (работа с презентацией).

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове.

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

Y . Сообщение темы и цели урока.

YI . Словарная работа.

VII . Чтение сказа учителем .

YIII . Беседа по содержанию произведения.

IX . Физминутка.

    Выполнение заданий по прочитанному произведению.

а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;

б) Работа в парах: составление картинного плана;

в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.

XI . Итог урока.

XII . Рефлексия.

XIII . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент ( слайд 1).

Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живёт в горе. Вижу я Дарёнушку – сразу Ящерки мелькнули на заре… И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло… В дальний домик дедушки Бажова, На Урал меня перенесло!

II . Беседа о родном крае.

Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3).

Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове ( слайд 5).

В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому

его произведения называют сказами, а не сказками.

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки – 75 лет.

Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).

Y .Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).

YI . Словарная работа (слайд 8).

(слова записаны на доску). Артель – бригада, коллектив с одной целью работы. Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей. Приказчик – начальник. Козлик – молодой олень. Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу. Солонина – солёное мясо. Покосные ложки – место, где косят траву.

YII . Чтение сказа учителем

Цель перед чтением :

Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

(Чтение сопровождается показом иллюстраций).

YIII . Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).

Соберем свою коллекцию камней.

Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа?
(Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)

2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)

3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)

4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).

5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)

6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).

6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)

7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).

IX . Физминутка

Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так: - Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце .

X . Выполнение заданий по прочитанному произведению.

А) Работа в группах (под руководством учителя)

- Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9).

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.

1 группа (девочки) – составляют характеристику Дарёнке;

2 группа (мальчики) – составляют характеристику Коковане.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

- Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

Проверка задания (слайд 10 – 11).

Б) Работа в парах: составление картинного плана

Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.

Проверка задания (слайд 12).

В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.

1 М

2 Х

3 Д

4 С

5 К

6 Б

По горизонтали:

2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа?

По вертикали:

1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?

- Проверка задания

XI . Итог урока.

Наше сказочное путешествие заканчивается.

    Понравилось, ребята, вам произведение?

    Что в сказе было реально, а что вымысел?
    - Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
    Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).

XII . Рефлексия.

- Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке.

(На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета).

- Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию.

- Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек.

- Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый .

- Если испытывали трудности – приклейте красный камушек.

/ заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/

XIII . Домашнее задание.

- Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце.

Если хотите – нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок окончен.

Используемые ресурсы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №20 «Золотой ключик»

Конспект НОД по развитию речи

« Беседа по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Подготовили и провели

воспитатель старшей группы № 1

Косикова Татьяна Сергеевна

Пушкино, 2017

Задачи:

Образовательные . Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Расширять знания детей об особенностях зимней природы. Упражнять в умении выполнять знакомые физические упражнения под музыку.

Развивающие. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Развивать речевое дыхание.

Воспитательные. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Предварительная работа: чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Оборудование: книга П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Ход НОД

Организационный момент

    - Дети помните мы с вами ходили в гости к бабушке Арине. Что она нам подарила? (ответы детей)

- Мы с вами прочитали книгу П.П. Бажова «Серебряное копытце». В этой сказке много загадочного. Например, откуда появилась «драная тощая Мурёнка»? Ваши предположения (ответы детей).

Педагог следит за ответом детей, помогает им строить высказывания, чтобы получился логически связанный мини-рассказ, использовать в рассказе литературно грамотную речь.

-Как вы думаете, почему Мурёнка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Дарёнкой увязалась? (ответы детей)

- О чём Мурёнка с Серебряным копытцем беседовала? Что она козлику рассказала? (ответы детей)

- Почему кошка покинула Дарёнку? (ответы детей)

- Мне очень понравились ваши рассказы, о особенно… (отметить детей, которые старались говорить грамотно)

    - Какое время года было в сказке, когда Дарёнка встретилась с Серебряныи копытцем? (зима)

- А какое сейчас время года? (зима)

- А что бывает только зимой? (снег, мороз…).

- Вот представьте, что у нас здесь мороз. Что мы будем делать? (ответы детей)

Физкультминутка «Мороз»

Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней

Имитация: трут рукой нос

Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать.

Прыжки на месте, на двух ногах

Очень холодно стоять,

Ножки стали замерзать.

Прыжки ноги скрестно, ноги врозь

Крепче стал мороз никак,

Мёрзнем стоя так

Имитация: трут рукой уши

Нам пора бежать бегом,

Нам нельзя идти пешком.

Бег на месте

Чтобы руки согревать,

Будем мы махать

Руки вперёд, взмахи руками вверх-вниз

И в ладоши будем бить,

И локтями шевелить

Хлопки в ладоши

Мы на месте не стоим

Мы бежим, бежим

Бег на месте

Чтоб согреться поскорей

Надо нам бежать быстрей

Бег на месте

Дыхательная гимнастика.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Инструкция № 1. Зимой на улице завывает ветер. Вот сейчас мы с вами изобразим этот ветер. Ветер воет громко, а потом всё тише-тише. Послушайте, как это у меня получается.

- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает громко петь звук «У-у-у», постепенно делая голос тише, тише. Когда рука опускается, звук прекращается.

- Дети повторяют упражнение 2-3 раза.

    Игровое упражнение «Подбери похожие слова»

Кошка - это мама, а папа? (кот.) А если кот большой? (котище). А если он маленький? (котёнок, котик).

- Кошка, кот, котище, котёнок, котик – это родственные слова, звучат они похоже, и рассказывают про одно и то же, про кошек.

- Серебряное копытце очень любил прыгать. Прыгать можно по-разному. Я буду говорить похожие слова, а вы объясните, что это слово обозначает.

- допрыгнул (прыгнул до какого-то места, например до пня) ,

Перепрыгнул (прыгнул через какое-то препятствие) ,

- отпрыгнул (прыгнул от какого-то предмета, например, от огня) ,

- запрыгнул (прыгнул вверх, например, на крышу дома) ,

- выпрыгнул (прыгнул вверх, например, из ямы)

Итог. - Что нового, интересного мы с вами сегодня узнали? (ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Аутотренинг В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

  • Познакомить с содержанием произведения П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
  • Познакомить с богатствами Уральского края, с его традициях, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
  • Выполнить аппликацию к произведению

Оборудование, используемое на уроке:

  1. Коллекция уральских самоцветов.
  2. Фотографии изделий из самоцветов.
  3. Фотографии уральской природы.
  4. Портрет П.П.Бажова.
  5. Детали для аппликации (дом, деревья, девочка Дарёнка, олень Серебряное копытце, кошка Мурёнка).
  6. Иллюстрации к сказке.
  7. Рисунки Серебряного копытца на отдельном листке по количеству уч-ся.
  8. Книги П.П.Бажова для выставки.
  1. Орг. момент.
  2. Беседа о родном крае.
  3. Рассказ о П.П. Бажове.
  4. Выставка книг (краткий обзор по книгам). (Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Сами ученики кратко рассказывают об уже прочитанных произведениях, а учитель коротко делает аннотацию к другим произведениям, заинтересовывая тем самым детей узнать об этом сказе).
  5. Сообщение цели.
  6. Словарная работа. (Объясняются сложные слова, которые встречаются в тексте. Все слова печатаются на карточках, чтобы дети могли их зрительно воспринять. Хоть дети и читают по слогам, зрительное восприятие слов будет стимулом к быстрому чтению).
  7. Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие дети приходят в 1 класс не читающие, поэтому сказ читает учитель. Сказ довольно большой по объёму, поэтому заранее учитель продумывает, какие отрывки из произведения можно не читать, чтобы не потерялся смысл сказа, и была достигнута цель, поставленная на уроке.)
  8. Беседа по содержанию
  9. Творческая работа. (Для детей заранее заготовлены листы с фигуркой молодого оленя, и кусочки цветной бумаги, а их задача доделать работу до конца. Для закрепления понятия самоцветы используются элементы работы с бумагой. Дети из кусочков цветной бумаги вырезают цветные “камешки”. На этом этапе урока идёт закрепление навыка работы с ножницами, развивается мелкая моторика у учащихся и пополняется их словарный запас).
  10. Выставка работ.
  11. Итог урока.
  12. Дом.задание

Основные вопросы:

  • Что такое самоцветы?
  • Кто такой П.П.Бажов?
  • Кто главные герои этого сказа?
  • Что обозначают старорусские слова?
  • Как звали кошку девочки?
  • Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
  • Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
  • Где жили Кокованя и Дарёнка?
  • Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
  • Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника?
  • Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?

Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.

Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Беседа о родном крае.

– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)

Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (вывешиваются иллюстрации).

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы?

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показ камней из коллекции). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показ фотографий)

3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

Выставка книг (краткий обзор по книгам).

4. Сообщение цели

.

А мы сегодня познакомимся ещё с одним знаменитым произведением – “Серебряное копытце”.

5. Словарная работа

.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик – начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки – место, где косят траву.

Ф И З М И Н У Т К А.

6. Чтение сказа учителем в сокращении.

Цель перед чтением: Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

6. Беседа по содержанию.

(За правильный ответ ученик получает “самоцвет”, которые потом используют для аппликации). Соберем свою коллекцию камней.

  1. Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
  2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
  3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
  4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).
  5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
  6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
  7. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
  8. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).

Посмотрите, какая получилась картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику)

(По ходу ответов на доске появляется картина-аппликация, составленная из отдельных деталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, дети приклеивают под копытце козлика).

Ф И З М И Н У Т К А.

7. Творческая работа.

Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:

– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).

У вас на столе заготовлены кусочки цветной бумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Вы сейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.

(самостоятельная работа учащихся)

А учитель в это время помогает.

8.Выставка работ.

Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляется на доске)

9. Итог урока.

К какому сказу у нас иллюстрация на доске? Понравилась, ребята вам произведение? Кто его автор? А как называются драгоценные камни, которые добывают у нас в Уральских горах?

10. Дом.задание

А дома расскажите о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке и Серебряном копытце своим родителям.

Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)

Программное содержание.

1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой . Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.

2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.

Обогащение словаря : пожитки, балаган, душной.

3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки .

Методические приёмы.

1. Какие рассказы вы знаете ?

2. Какие сказки вы знаете ?

3. Чем отличается рассказ от сказки ?

Ход о. о. д.

Воспитатель : сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова «Серебряное копытце » , в которой рас-

сказывается о добром старике , который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце .

Словарная работа. (душной)

Воспитатель : Как у нас-то козёл

Что за умница был

Сам по воду ходил,

Сам и кашу варил

Деда с бабкой кормил…

Чтение сказки воспитателем .

Беседа по воспроизведению текста :

1. Расскажите, что увидел старик . (Кокованя в избе, где жила сиротка.)

2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье . (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)

3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем ) . Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный) . Если дети не ответят, зачитать.

4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце .

5. Какой был старик (старый , добрый, трудолюбивый) . В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?

6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?

7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной)

Закончить сказку тем , что надо рассказать о том , что эта сказка называется-бытовой , волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани , который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том , что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной .

Примечание :

К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.

Пожитки-одежда

Балаган-избушка.

Пособник-помощник.

Ворочайся-возвращайся.