Сказкотерапия для детей с овз содержание методики. Доклад "сказкотерапия как один из приёмов коррекционной работы с детьми овз. с ограниченными возможностями здоровья
О роли сказкотерапии для детей с ОВЗ
Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска. Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений, педагогов начальной школы.Цель: активизировать в ребенке творческое начало.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
2. Стимулировать творческое самовыражение.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Сказкотерапия
– это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка
– создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка
- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка
- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка
- помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка
- это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Остановимся на одном из методов работы с детьми с ОВЗ – сказкотерапии в сочетании с игрой.
Основной целью сказкотерапии является:
Снятие эмоционального напряжения;
Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».
Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.
При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.
И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.
Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.
Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо:
Выявить проблему ребенка (знать его диагноз);
Предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы (похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного подопечного);
Предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.
Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии.
Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец. Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи.
Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Дети не любят наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства, такие как: мимика движения, жесты, интонация, речевое дыхание. Развиваются личностные качества, систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).
ВЫВОД: Таким образом, можно сделать заключение, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессии. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть на лицах детей счастливую улыбку.
Литература.
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.
2. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.
3. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
5. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.,2000.
5. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.
6. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.
Педагог-дефектолог
А.В.Мишагина
Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школеВ сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.
Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений и х физического и психического развития.
Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна . Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы .
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес
, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении.
Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность
усвоения знаний.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.
Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами,что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.
Развитие связной речи посредством сказкотерапии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ОВЗ , является использование сказкотерапии
. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» (5, c.383).
Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте .
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян , Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.
Список используемой литературы
1. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240с.
2. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – СПб.: Специальная литература, 2005. – 256с.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.
5. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.
6. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.
7 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
8. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
Найди отличия (внимание)
Кого не хватает
Расскажи сказку по картинкам
Составь правильно сюжет сказки
Игра«Что сначала-что потом»
Игра «Собери картинку»
Ольга Балотникова
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ
В последние годы различные арт-терапевтические технологии : музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т . п. все больше привлекают к себе внимание значительными перспективами «социального врачевания» детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучив многие инновационные технологии , пришла к выводу,что сказкотерапия является действенным средством коррекции и воспитания детей с О . В. З
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками , которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса .
Сказкотерапия - это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач :
Развитие речи и корректировка эмоциональных , психических, волевых показателей,развитие крупной и мелкой моторик;
Умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций;
Определение необходимой модели поведения;
Развитие духовного мира.
Существуют определенные требования при организации сказкотерапии :
1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой , рассмотрит картинки).
2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).
3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей ).
4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).
В качестве терапевтического воспитательного материала для дошкольников мы выбрали :
1. Медиативные сказки , характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.
2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать , читать, правильно себя вести.
3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает .
4. Народные сказки , отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.
5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи .
В работе с детьми мы использовали следующие методы :
1. Рассказ о сказочных героях .
В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев , и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают , почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают , что в нем нравится и что у них общего.
2. Пересказ сказки .
Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок .
3. Рассказ сказки по кругу .
Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки .
4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.
Здесь нужно обращать внимание детей на чувства , которые испытывают герои в той или иной ситуации.
5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так , как пожелает он сам.
6. Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.
7. Инсценирование сказки - драматизация . Инсценирование может быть самым разнообразным : кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.
8. Иллюстрирование сказки , когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых .
9. Создание собственной сказки .
Пример построения сказки :
Начало. «Жили были…» , «В некотором царстве…» , - (в этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее.
Кульминационный момент. «И вдруг…» , «Однажды…» - (возникновение проблемы, препятствия перед героем) .
Развязка (главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества) . Сказка заканчивается на позитивной волне.
Мораль (персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается) .
В заключение отмечу,что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Публикации по теме:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.
Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.
ИКТ - педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.
Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.
Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.
18 ноября 2010 Просмотров: 3061"Сказка ложь - да в ней намек!" (из опыта работы по сопровождению детей с ОВЗ)
Федоричева Валентина Владимировна,социальный педагог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
За последние пять лет в школе снизился возраст детей, совершающих противоправные поступки насильственного характера (нанесение побоев, кража личных вещей). На учете в ОДН УВД помимо подростков, состоят учащиеся начальных классов. Социальная дезадаптация формируется в следствии цепи неудач, предшествующего периода пережитого опыта, что приводит к формированию аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия. Такие учащиеся своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих с помощью выкриков, беготни, агрессивности, драчливости.
Эмоции и чувства детей с задержкой психического развития, как правило, неадекватны, плохо дифференцированы по отношению к социальным объектам. Большинство таких детей не имеет положительного опыта эмоционально-эстетического познания окружающего мира, а также опыта активного восприятия художественных произведений.
Цепочка человеческого восприятия строится по схеме: увидел – почувствовал – подумал – сделал – почувствовал. Чувства это основной мотив наших действий. Важно научить ребенка осознавать мотивы своих действий и их последствия, контролировать происходящее, быть объективным и адекватным ситуации.
Поэтому работу по профилактике агрессивного поведения младших школьников лучше всего строить на процессе усвоения образцов поведения, желательных стереотипов реагирования на различные раздражители.
Эмоциональная деятельность ребенка формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности. Это характерно также и для детей с задержкой психического развития. Поэтому методы и приемы воспитательного воздействия должны быть ориентированы на положительные эмоциональные проявления.
По мнению психологов, педагогов, родителей сказка – это прекрасная возможность помочь ребенку адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Слушая сказки, он учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает школьнику информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Ребенок осознает, что, преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы. Учитывая эти особенности сказочных литературных произведений, я решила использовать в своей работе по сопровождению детей с ОВЗ элементы сказкотерапии. Такое решение было связано с тем, что сказкотерапия – это направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений).
Сказкотерапия – это еще и «открытие» тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Обсуждение прочитанных фрагментов сказки формирует умение видеть, чувствовать, анализировать сказочные ситуации, способствует осознанию нравственной стороны поступка, описанного в сюжете, учит выбору действий ребенка в жизненных ситуациях.
В процессе обсуждение поступков героев сказки происходит формирование первоначальных нравственных убеждений о добре и зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Для детей с ОВЗ значимыми являются особенности этих представлений, так как они отражают нравственные оценки, как взрослых, так и сверстников, неразрывно связаны с оценками отдельных поступков окружающих, а также проводят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.
Сказкотерапия наиболее глубоко позволяет мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания.
В своей работе по сопровождению детей с ОВЗ я использую составительскую программу «Сказка ложь – да в ней намек!», которая наилучшим образом подходит для детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. В ней используются элементы сказкотерапии, что в сочетании и с элементами арт-терапии является наиболее подходящими методом в процессе работы по профилактике агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением эмоционально-волевой сферы. Организация такой деятельности позволяет детям более глубоко понять смысл сказки, дать оценку, как отрицательных, так и положительных поступков сказочных героев.
Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения.
Задачи:
- ознакомление с нравственными нормами поведения;
- обучение выбору поступков в тех или иных ситуациях конфликтных.
Принципы работы по программе:
- Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу.
- Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
- Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок).
Программа «Сказка ложь – да в ней намек!» состоит из 10 занятий. Сказки, используемые в программе уже знакомы детям, это такие как «Царевна лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын».
В процессе проведения занятий стараюсь строить взаимодействие таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
В ходе обсуждения сказки «Иван - крестьянский сын», перед детьми раскрываю тему защиты слабых и обездоленных, провожу ориентирование мальчиков на будущую защиту Отечества. На занятиях по сказке «Сивка-бурка» знакомлю дети с новыми понятиями такими как: родительское благословение, т.е., одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-то доброе дело; смирение; милосердие; сострадание.
Во время занятий по программе перед ребятами я стараюсь открыть новый смысл уже известных им слов, таких как: «здравствуйте» - пожелание человеку здоровья; «спасибо» – спаси Бог тебя; «жить – поживать», т.е. хорошо жить, счастливо и т.д.
Опыт работы по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» показывает, что занятия лучше всего проводить следующим образом: педагог читает сказку, после прочитанного фрагмента следуют вопросы, отвечая на которые дети усваивают необходимые нравственные нормы и правила. Затем педагог просит детей раскрасить, подготовленный на листке бумаги сюжет или, если они пожелают, нарисовать свой собственный рисунок на тему обсуждаемой ситуации. Всегда большой интерес у детей вызывает чтение сказки по ролям. Как правило, дети стараются выбрать себе роли положительных героев, что подтверждает один из принципов реализуемой программы – опора на сохранную положительную нравственную основу.
На итоговом этапе занятий детям предлагается обсудить конфликтную ситуацию, произошедшую в реальной жизни, в ходе обсуждения которой происходит поиск положительного пути решения. В процессе реализации программы у учащихся происходит уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, стимулирование познавательной деятельности. Так у учащихся, посещающих занятия улучшилась успеваемость у 30 % детей, повысилась культура организации учебного процесса у 60 % человек, сформировались устойчивое негативное отношение к совершению правонарушений у 80 % человек.
Занятия по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» стараюсь организовать таким образом, чтобы они способствовали развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы учащихся, воспитанию у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению. У большинства детей происходит преодоление негативных проявлений в поведенческой сфере.
На итоговых занятиях программы уделяю основное внимание формированию смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, что, в свою очередь, позволяет более адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.
В заключение необходимо отметить, что у детей, с которыми была проведена работа по программе «Сказка ложь – да в ней намек!», стали формироваться навыки конструктивного общения с одноклассниками. Отмечено снижение агрессивных реакций на различные раздражители. Школьники стали более эмоционально-отзывчивыми. Ребята дают адекватную оценку собственным поступкам, высказывают свою точку зрения. Все это позволяет сделать вывод о положительной динамике личностного роста ребенка.
Литература
- Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» М. Академия. 2000.
- Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция» М. Академия. 2000.
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
- Коррекционная педагогика. М. изд-во «Коррекционная педагогика. 2004 г. № 3.
- Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения//(http://humanities/edu.ru).
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М. Творческий центр, 2001.
- Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
- Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.
Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!