Тренинговые занятия по профилактике спида в школе. Тренинг по профилактике спида «мы себя защитили! а вы? Возможные вопросы интервью


Тренинг по профилактике СПИДа

«Мы себя защитили! А вы?»

Педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

Комсомольского района, Чувашской Республики

Мельникова Надежда Александровна

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом.

Оборудование:

Доска; - ватман;

Скотч; - ножницы;

Маркеры двух цветов;

Колечко, спички, и слоник для игры.

- надписи «высокий риск», «низкий риск», «риска нет»

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я рада видеть вас. Сегодня мы с вами проведем тренинг о СПИДе. Сегодня вы узнаете, как защитить себя от страшной болезни, будут проводиться интересные игры.

Для успешной работы нам с вами надо познакомиться. А проделаем мы это с помощью упражнения «Я делюсь…»

Упражнение «Я делюсь…»

Задача : познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

2. Принятие правил.

Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.

Мини - лекция

Задача : ввести в тему занятия.

А теперь немного информации о СПИДе. Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие – что его искусственно создали люди.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД – смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины . Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек .

Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ- инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.

80% ВИЧ- инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

    В Чувашии ВИЧ- инфицированных 312 человек

Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ- инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

Итак, мы узнали не очень приятную правду. А теперь давайте с вами выясни степень вашей информированности. Упражнение называется «Живая диаграмма»

Упражнение «Живая диаграмма»

Задачи: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Инструкция:

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

По внешнему виду человека, возможно, определить, есть ли у него ВИЧ.

Употребление инъекционных наркотиков – единственный путь заражения ВИЧ.

ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

ВИЧ поддается полному излечению.

Если бы вы точно знали информацию, соответствующую утверждениям, вы остались бы в прямой линии. Но, как мы видим, все оказались в разных местах. А теперь следующее упражнение.

Упражнение «Тусовка»

Задача: дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ- инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Инструкция:

Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ. ВИЧ- инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

Ведущий просит поднять руку тех, кому не был передан секретный знак. Обычно таких людей в группе не оказывается.

«Сейчас мы наглядно увидели, как «ВИЧ-инфекция распространяется очень быстро. Сначала у нас было только два человека с ВИЧ, а теперь этим вирусом заражены практически все. Почему это произошло, и что мы могли сделать, чтобы избежать заражения?». (ответы учащихся )

Вывод: «Попав в рискованную ситуацию, мы можем вести себя по-разному: можем остановиться и избежать заражения, а можем идти дальше, руководствуясь принципом «нам уже все равно», «почему страдать должен только я один» или «авось пронесет».

Энергизатор – «Колечко» (10 мин)

Задача: снятие напряжения в группе .

Инструкция:

Каждому участнику раздается спичка. Ведущий надевает на свою спичку колечко и без помощи рук передает его стоящему рядом, тот должен так же без помощи рук передать колечко следующему и так продолжается до тех пор, пока колечко не дойдет до ведущего.

Упражнение «Жидкости организма»

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Инструкция:

Ведущий говорит участникам группы, что они уже видели, насколько быстро может распространяться ВИЧ-инфекция, и объясняет, что для защиты от инфицирования каждый должен знать, какими путями ВИЧ передается, а какими – нет. Группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ). После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, ведущий задает вопрос, в каких из них, по мнению участников, может содержаться ВИЧ. Сначала отмечаются жидкости, которые называют участники, затем – другим цветом – жидкости, в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости.

Упражнение «Оценка степени риска»

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.

Инструкция:

Ведущий говорит группе, что теперь, когда определены основные пути передачи ВИЧ, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с самими участниками.

Если человек правильно оценивает риск, ему легче защитить себя и своих близких. Всем участникам группы раздаются карточки, на каждой из которых описана какая- либо ситуация. Участникам дается время подумать над описанными ситуациями. Ведущий предлагает каждому участнику прикрепить доставшиеся ему карточки к соответствующему уровню на плакате. Прикрепляя карточку, каждый участник должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор. В случае необходимости ведущий поправляет участников.

Сексуальный контакт без презерватива

Высокий

Использование общего шприца для введения наркотика

Высокий

Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

Высокий

Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

Высокий

Использование общей бритвы

Высокий

Переливание крови:

С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови

- Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови

Низкий

Высокий

Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне

Низкий/Нет

Инъекции в лечебных учреждениях

Низкий/Нет

Укусы насекомых

Нет

Укусы животных

Нет

Использование чужой зубной щетки

Нет

Использование общей посуды для приготовления пищи

Нет

Уход за больным СПИДом

Нет

Объятия с ВИЧ- инфицированным человеком

Нет

Дружеский поцелуй («в щечку»)

Нет

Любовный поцелуй

Нет

Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Нет

Посещение школы вместе с ВИЧ - инфицированным учеником

Нет

Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Нет

Массаж

Нет

Касание одеждой

Нет

Рукопожатие

Нет

Использование общественных туалетных комнат

Нет

Питье из общественных питьевых источников

Нет

Энергизатор – «Слоник»

Задача: снятие напряжения в группе .

Инструкция:

Ведущий берет мягкую игрушку, зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Теперь мы знаем, как можно заразиться ВИЧ и мы должны научиться защитить себя и близких от этого заболевания. А в этом нам поможет следующее упражнение. Упражнение называется «Помоги принять решение»

Упражнение «Помоги принять решение»

Задача: анализируя ситуации, связанные с воздержанием, подумать о том, как принимаются решения самими участниками группы.

Инструкция:

Ведущий перечисляет три способа защиты от ВИЧ - инфекции во время сексуальных контактов (воздержание, верность, использование презерватива) и говорит группе, что хочет обсудить с ней тему воздержания. Ведущий спрашивает участников, как они понимают слово «воздержание». Анализируя и обобщая ответы ребят, ведущий подводит группу к тому, что под воздержанием понимается отсрочка вступления в первый сексуальный контакт или временный отказ от сексуальных контактов. Ведущий предлагает ребятам разобраться в том, что человек приобретает, а что теряет во время воздержания. Он просит участников взять карточки с записанными ситуациями.

Ведущий разбивает большую группу на мини-группы и предлагает им обсудить каждую из ситуаций. Ситуации выносятся на общее обсуждение. В заключение ведущему нужно постараться вместе с группой перечислить признаки, свидетельствующие о том, что человек готов вступить в сексуальные отношения, принять осознанное решение и защититься от возможных негативных последствий.

Против воздержания

За воздержание

Можно потерять близкого друга/подругу.

Не надо бояться возможного заражения ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Надо мной будут смеяться, я окажусь самым отсталым.

Позволяет избежать нежелательной беременности; решение о рождении ребенка будет принято осознанно, когда придет время.

Это вредно для здоровья.

Любовь основана не только на сексе.

Это противоестественно.

Не надо бояться, что тебя осудят «за распутность

Возможные ситуации для обсуждения:

А. Витя и Алёна познакомились на дискотеке и начали встречаться. Через некоторое время они пошли на дискотеку вместе, танцевали все медленные танцы, а потом Витя проводил Алену домой и поцеловал. У Вити и раньше были девочки, но для Алены этот поцелуй оказался первым в жизни. Когда Алёна рассказала о Вите подругам, те спросили, собирается ли она заниматься с ним сексом. Алёна не знала, что ответить, потому что у большинства ее подруг уже были сексуальные отношения с парнями. Она раздумывает: если Витя предложит ей начать сексуальные отношения, согласиться на это или подождать. Что вы посоветуете Алёне?

Б. Антон попросил у своего друга Миши совета. Он уже несколько месяцев встречается с девушкой по имени Нина. Она ему нравится, и они много времени проводят вместе. Но когда Антон завёл с Ниной разговор о сексе, она сказала, что любит его, но к сексу пока не готова. Антон не знает, почему Нина отказывается заниматься с ним сексом, и не понимает, что должен делать. Как вы думаете, что может Миша посоветовать Антону?

В. Маша и Игорь уже давно любят друг друга. Они часто видятся и мечтают о совместном будущем. У них еще не было сексуальных отношений, и они даже не говорили об этом друг с другом, но, наконец, настал момент откровенно обсудить этот вопрос. Как вы думаете, что они должны сказать друг другу?

4.Заключительная часть

Упражнение «Интересное – полезное»

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Инструкция:

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

Занятие с элементами тренинга. Тема: «ВИЧ/СПИД – остановим счётчик».

Описание: Предлагаю сценарий занятия с элементами тренинга по профилактике возникновения ВИЧ-инфекции. Данный материал будет полезен педагогам, классным руководителям, психологам, социальным педагогам и родителям. Направлен на возрастную категорию от 14 лет.
Цель: информирование о способах распространения и профилактики ВИЧ/СПИДа.
Задачи:
- сформировать представления о ВИЧ/СПИД;
- проинформировать о способах распространения и профилактики ВИЧ/СПИДа;
- научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Участники: учащиеся и студенты образовательных учреждений.
Время проведения: 60 минут.
Оборудование: карточки с ситуациями, карточки для сбора подписей, карточки для игры «Цепная реакция», стикеры, таблички степени риска, скотч, макет счётчика.
План занятия:
1. Приветствие.
2. Показ видеоролика.
3. Информационный блок.
4. Упражнения «5 секунд».
5. Информационный блок.
6. Упражнение «Опасная ситуация»
7. Упражнение «Степной огонь».
8. Упражнение «Цепная реакция».
9. Рефлексия.
10. Просмотр фильма.

(На протяжении всего занятия специальный счётчик будет считать количество людей, которые могли заразиться ВИЧ-инфекцией за это время. После каждого упражнения, в результате получения новых знаний, счётчик будет замедлять темпы. По окончанию занятия счётчик остановится, что будет означать остановку распространения ВИЧ-инфекции в результате информированности и безопасного поведения людей.)

Ход занятия:
(Счётчик начинает отсчитывать количество заражённых, за счётчиком следит волонтёр, который меняет цифры на нём каждые 10 секунд. На экране слайд с названием темы.)
1. Приветствие
- Добрый день! Я очень рада всех вас здесь видеть, меня зовут Безрукова Елена Александровна - педагог – организатор направления по профилактике асоциальных явлений Центра «Социальная адаптация молодёжи». Тема нашего занятия сегодня «ВИЧ/СПИД – остановим счётчик». И для начала я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
2. Показ видеоролика.
(Показ видеоролика о том, что к проблеме ВИЧ/СПИДа нельзя относиться безразлично,
так как это может коснуться каждого)
- Обратите внимание на ВИЧ-счётчик, чуть позже я вам объясню, что означают постоянно меняющиеся на нём цифры.
3. Информационный блок.
- Проблема, которую мы сегодня затрагиваем, не нова. Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с Вирусом Иммунодефицита человека, который является возбудителем СПИДа!
- Что же такое ВИЧ и СПИД?
(ответы участников)
- Более 20 лет назад в мире началась эпидемия самого страшного и непонятного вирусного заболевания современности – СПИДа.
- СПИД – расшифровывается как синдром приобретенного иммунодефицита и является смертельной болезнью, средств, для лечения которой в настоящее время не существует. СПИД является конечной стадией развития ВИЧ-инфекции, то есть вируса иммунодефицита человека.
- Откуда же взялся этот вирус?
(ответы участников)
- Существуют две версии: по первой – вирус всегда жил в крови коренных жителей Африки, но, попав в кровь белых людей, изменился и стал смертельно опасен. По второй – был создан в секретной лаборатории.
- Некоторые ученые считают, что вирус ВИЧ был передан от обезьян к человеку примерно в 1926 году. Впервые врачи обнаружили людей с симптомами ВИЧ в 1980 году. А уже в 1981 году более 20 государств сообщили о наличии в их странах эпидемии СПИД. Поэтому 1981 принято считать годом открытия этого заболевания. А сам вирус иммунодефицита человека был выделен из лимфатического узла больного СПИДом в 1983 году.
- ВИЧ поражает клетки иммунной системы человека, делая их неспособными защищать организм от заболеваний. Сейчас попробуем разобраться, как это происходит.
(Слайд со схемой проникновения ВИЧ в клетку)
- Клетка вируса «обманным» путём проникает в клетку крови человека, переписывает информацию, завладевает клеткой и уничтожает её. После этого происходит размножение клеток вируса, и он начинает поражать другие клетки иммунной системы.
- Заражение клетки происходит в течение 12 часов. То есть после контакта с ВИЧ-инфицированным, человек через 12 часов может заражать других людей. Заражая других, он не подозревая о наличии у себя вируса.
- Если вдруг произошла ситуация, в которой был риск заражения ВИЧ-инфекцией, необходимо в течение 3-х суток после этого, желательно раньше, обратиться в СПИД-центр, где специалист выяснит, насколько велика вероятность инфицирования, и при необходимости назначит курс препаратов, рассчитанный на месяц. Эта процедура снижает шансы передачи вируса.
- Продолжительность течения ВИЧ-инфекции с момента заражения до развития заключительной стадии (собственно СПИДа) составляет до 10-12 лет. Само заболевание СПИДом длится от 6 месяцев до 3-х лет. Для того, чтобы продлить годы жизни ВИЧ-инфицированным предлагается антиретровирусная терапия, благодаря которой, он может поддерживать свой организм и прожить долгую и счастливую жизнь.
4.Упражнение «5 секунд»
- Предлагаю вам упражнение, которое называется «5 секунд». Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает).
(Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.)
Вопрос для обсуждения:
- Как вы считаете, каким образом данное упражнение связано с темой занятия?
Вывод:
-Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.
- В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать.

Вначале нашего занятия, я обращала ваше внимание на ВИЧ-счётчик. Меняющиеся цифры на нём обозначают количество заразившихся в мире людей за то время, пока идёт занятие. Конечно же, это приблизительные цифры. Каждый раз, когда вы будете получать какую-либо информацию, счётчик будет отсчитывать всё медленнее.
5. Информационный блок.
Вся информация по статистике изображается на слайде.
- В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных. В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году. Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 ноября 2015 г., составило 986 657 человек. В Российской Федерации в 2015 г. среди ВИЧ-инфицированных по-прежнему преобладали мужчины (63,0%), большая часть из них заразились при употреблении наркотиков. К 1 ноября 2015 г. в России было зарегистрировано более 364 тысяч инфицированных ВИЧ женщин, которые преимущественно инфицировались при половых контактах с мужчинами. Но это лишь официальная статистика, которую, по мнению вирусологов, можно смело умножать на два, поскольку большинство носителей возбудителя болезни даже не подозревают о своей зараженности.
- По данным Воронежского Областного Клинического Центра Профилактики и Борьбы со СПИДом на 1.12.2015 г. число живущих с ВИЧ/СПИД на территории Воронежской области - 1853.Количество новых случаев ВИЧ-инфекции в 2015 году у жителей Воронежской области –499.В Борисоглебском городском округе по официальным данным на учёте состоят 50 человек.
- Вирус не знает географических ограничений: нет ни одной страны в мире, в которой не было бы больных СПИДом людей.
- Заразиться ВИЧ можно тремя путями:
(Слайд: пути заражения ВИЧ)
1. Через кровь (включая все случаи контакта крови ВИЧ инфицированного и здорового человека).
2. Половым путем. Есть пары, в которых один из партнеров ВИЧ-положительный, а другой - ВИЧ-отрицательный, их называют дискордантными.
3. От матери к ребенку (при развитии плода, рождении, грудном вскармливании).На сегодняшний день медицина знает достаточно много о том, как предотвратить передачу ВИЧ от матери ребенку. ВИЧ-инфицированные женщины могут рожать здоровых, не инфицированных детей.
- Вирус ВИЧ не может жить вне организма человека. Поэтому погибает:
1. При попадании на кожу через 20 минут (его убивают бактерии);
2. При попадании в пищеварительную систему, погибает от соляной кислоты и ферментов;
3. 50-70-ти процентный спиртовой раствор убивает через несколько секунд;
4. Кипячение убивает мгновенно;
5. Дезинфицирующие вещества (хлорка) – мгновенно;
6. При нагревании до 56°С гибнет через 30 минут.
- Таким образом, ВИЧ не передается:
(Слайд: как ВИЧ не передаётся)
при рукопожатии или объятии с ВИЧ инфицированным;
при кашле и чихании, поцелуях;
при использовании бытовых предметов, общих с ВИЧ инфицированным (посуды, постельного белья, ванны);
в общественном транспорте;
через животных, при укусе насекомых (комаров, блох, клещей и вшей).
Не может передаваться через воздух или воду.
Поэтому общение, проживание, дружба с ВИЧ-инфицированным человеком совершенно безопасны, если соблюдать все правила гигиены.
6. Упражнение «Опасная ситуация»
(На стенде расположен ватман с надписями: высокий риск и безопасные ситуации.)
- Сейчас я предлагаю вам разбиться на три группы. Для этого мы сейчас рассчитаемся на 1-2-3.
(Деление на группы)
- Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска заражения и безопасные ситуации, объясняя свой выбор.
- Вы можете посовещаться в течение 3-х минут, затем выходит по одному представителю от группы по очереди, зачитывает ситуацию и крепит к соответствующей степени риска.
(После того, как группа посовещается, выходят по одному представителю, который зачитывает ситуацию и отвечает, к какой степени риска они отнесли её)
Список ситуаций:
Жизненная ситуация
(каждую ситуацию распечатать на отдельной карточке)
Сексуальный контакт без презерватива Высокий
Использование общего шприца для введения наркотика Высокий
Посещение бани с человеком, живущим с ВИЧ Нет
Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок Высокий
Использование общей бритвы Высокий
Переливание крови с соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови Нет
Переливание крови без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови Высокий
Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне Нет
Инъекции в лечебных учреждениях при соблюдении правил Нет
Сдача крови при соблюдении правил Нет
Укусы насекомых Нет
Укусы животных Нет
Использование общей посуды для приготовления пищи Нет
Уход за больным СПИДом
(ВИЧ не может передаваться через вещи, прикосновения, проживание с ВИЧ-инфицированный безопасно при соблюдении правил личной гигиены) Нет
Объятия с ВИЧ-инфицированным человеком, прикосновения Нет
Поцелуй
(в слюне слишком маленькое содержание клеток вируса, для заражения через слюну необходимо обменяться 3 литрами слюны за раз) Нет
Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ-инфицированным человеком Нет
Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным учеником Нет
Посещение бассейна вместе с ВИЧ-инфицированным человеком
(ВИЧ не передаётся через воду) Нет
Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении Высокий
Рукопожатие
(безопасно при отсутствии открытых ран у здорово и инфицированного человека) Нет
Использование общественных туалетных комнат
(ВИЧ не может жить вне организма человека) Нет
Питье из общественных питьевых источников Нет
Вопросы для обсуждения:
- После того, как мы разобрали ситуации возможного риска заражения ВИЧ инфекцией, изменилось ли ваше мнение по поводу отношения к ВИЧ-инфицированным? Каким образом?
- Прекратили бы вы общение со своими знакомыми, узнав, что они являются носителями вируса? Почему?
8. Упражнение «Степной огонь»
В повседневной жизни мы, обычно, не задумываемся над тем, что может произойти с нами в тех или иных ситуациях, насколько опасными могут быть, казалось бы, действия, которые совершают окружающие. Проверим это на примере следующего упражнения.
- Прослушайте внимательно инструкцию. Сейчас каждому из вас я раздам карточки. То, что там написано на карточке, нужно держать в секрете. Каждому нужно собрать три подписи на свою карточку (на той стороне, где нет надписи).
(Раздаются карточки по количеству участников: 3-м участникам красные карточки, 3-м участникам зелёные карточки с надписью: «Не участвуй в игре. Ни с кем не разговаривай. Не подписывай ничьи карточек и не давай другим подписывать свою карточку»; остальным выдаются жёлтые карточки.)
После выполнения:
- Встаньте те, у кого были красные карточки. (Встает) Извините, но твои анализы показали наличие у тебя ВИЧ-инфекции.
- Встаньте те, у кого на карточке есть подписи этих участников. (Встают) Вы подвержены риску заражения и теперь должны сдать анализы.
- Встаньте те, у кого есть подписи участников, которые уже стоят (Встают) Вы тоже подвержены риску заражения.
- Теперь вставьте те, кто собрал подписи тех, кто уже стоит. Продолжать процесс до тех пор, пока все участники встанут, кроме тех, кто не участвует в игре.
- Посмотрите теперь, у кого были зелёные карточки. Это означает, что вам удалось избежать заражения. Анализы показали, что у вас нет ВИЧ-инфекции. Вы можете сесть.
Вопросы для обсуждения:
- Что чувствуют теперь те, у кого были красные карточки?
- Что группа чувствует по отношению к ним?
- Что все участники думали о тех, кто не принимал участие в игре?
- Что вы думаете о них теперь?
- Что чувствуют люди, которые узнали, что воздержание от контакта защитило их от ВИЧ-инфекции?
- Что чувствуют те участники, которые подписали или дали подписать ВИЧ-инфицированным?
Вывод:
- Это всего лишь игра. Конечно, все участники группы здоровы. Но теперь вы понимаете, как незаметно для себя вы можете попасть в ситуацию, когда ВИЧ-инфицирование может оказаться почти неизбежным. Может быть, этот опыт поможет вам в сложных ситуациях, когда вам придется отказаться от того, что делают все ваши знакомые.
9. Игра «Цепная реакция»
- Для следующего упражнения я раздам вам карточки, вы никому не должны показывать то, что написано на обратной стороне.
(Каждый ученик вытягивает карточку, 2 из них «вирус», (с надписью: «пожимай руки игрокам, а жертве после рукопожатия хлопни по плечу 2 раза») и «защита» (с надписью: «пожимай руки игрокам, а тому, кого желаешь спасти при рукопожатии покажи «класс»), а остальные –
«мирные жители» (с надписью: «пожимай руку остальным игрокам»).
- На двух карточках написано «вирус» и «защита», остальные «мирные жители».
- «Вы – мирные жители города N. Днём все жители города работают и учатся, а с наступлением вечера все отправляются на тусовку, где контактируют друг с другом. Вы можете ходить и пожимать друг другу руку.
(Участники двигаются под музыку и пожимают друг другу руки в течение минуты)
Тусовка закончилась. Сегодня в нашем городе «вирус» заразил человека во время драки с ВИЧ- инфицированным через рану.
(Если одного и того же человека выбрали «вирус» и «защита», то ведущий говорит о том, что «вирус» пытался заразить мирных жителей, но защита спасла 1 (2 - х) человек.
По такому принципу игра проводится дальше, но причиной заражения будут другие. Когда будет «заражена» половина города игру можно закончить.)
Варианты причин: заражение в результате незащищённого полового акта; в результате использования одной игры для введения инъекций; в результате нанесении татуировки не стерильными инструментами; от матери к ребёнку при кормлении грудью; переливание заражённой крови; при пирсинге в неспециализированных салонах; при порезе через бритвенные приборы, в результате употребления наркотических средств.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, может ли проблема ВИЧ/СПИДа коснуться любого человека? Почему?
- Стоит ли к этой проблеме относиться безразлично?
Вывод:
- Неправы те люди, которые думают, что не может случиться со мной. К проблеме ВИЧ нельзя относиться безразлично.
10. Рефлексия
- Мы сегодня с вами поговорили о проблеме ВИЧ/СПИДа, пополнили свои знания об этом заболевании и я предлагаю вам написать на стикерах и прикрепить на ватман то, что дало нам занятие, что нового мы узнали.
- Давайте теперь посмотрим, что вы написали.
(Ведущий читает кто, что написал)
- Анализируя то, что вы написали, можно сделать вывод: вам удалось усвоить правила безопасного поведения, а значит, вы сможете избежать заражения ВИЧ-инфекцией. Поэтому наш ВИЧ-счётчик можно остановить! И теперь давайте сделаем вывод, каким же образом можно остановить этот «счётчик» ВИЧ-инфицированных людей?
(Необходимо вести правильный образ жизни и придерживаться рекомендаций врачей; знать о том, какими путями передаётся ВИЧ; избегать половых контактов с малоизвестными людьми, а так же с людьми из группы риска; не пользоваться чужими предметами личной гигиены.)
(Слайд с лозунгом)
- Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!
- А сейчас предлагаем вам к просмотру ещё один видеоролик.

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р.п. Переяславка, Хабаровского края

Занятие с элементами тренинга

«Всё в твоих руках…»

Воспитатель группы 8 «а» класса:

Савочка Валентина Александровна,

I квалификационная категория

ноябрь 2013 г.

Методическая разработка воспитательного часа

Провела: Савочка Валентина Александровна, воспитатель I квалификационной категории

Дата проведения:

Тема: «Всё в твоих руках…» (профилактика заболевания ВИЧ/СПИДа). Слайд №1

Цель:

Воспитанники получат знания о способах передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи:

    Расширить знания о сущности заболевания, способах распространения и профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД;

    Развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группах;

    Воспитывать активную жизненную позицию, направленную на поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием;толерантность по отношению к ВИЧ - инфицированным.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Методы работы: словесный, практический.

Место проведения: учебный класс

Сроки проведения: 40 минут

Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, видео ролик, презентация.Карточки по количеству участников: «-»; «+»; таблица (Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»). Стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод («Игра с водой»).

Карточки с написанной ситуацией и фразами вежливого отказа (Ролевая игра «Вежливый отказ»)

Рабочие листы с образом человека по количеству участников для проведения рефлексии, буклеты-памятки о здоровом образе жизни. Выставка рисунков детей «Я выбираю жизнь!»

Ход занятия

I. Организационная часть.

Ребята садятся полукругом.

Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный разговор. Для кого он будет в новинку, а кто – то уже слышал о нем. Цель нашего занятия: информирование о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования. Итак, начнем.

II . Основная часть.

1.Что вы знаете о ВИЧ (СПИДе)? Слайд №2

2 Что происходит с человеком, больным СПИДом?

У человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем: могут развиться пневмония, рак, различные формы лихорадки и т.д. Слайд №3

В это время человек может резко потерять вес на 10% и более, иметь длительное время (более одного месяца) постоянно повышенную температуру тела, сильное ночное потоотделение, хроническую усталость, увеличение лимфатических узлов, постоянный кашель и длительный жидкий стул. После этого наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно потеряна, а болезни настолько обостряются, что человек погибает. Слайд №4

Воспитатель: А вам известно, чем вообще отличается СПИД от ВИЧ? Давайте расшифруем эти медицинские термины…

Так что же такое ВИЧ и СПИД? Слайд №5,6

    ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека

    Передаётся от человека к человеку.

    ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ-инфекции – СПИД. То есть, сама болезнь называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.)

    Можно ли вылечить СПИД? Слайд №7

    В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека полностью. Нет и вакцины, способной предотвратить заражение. Но существуют препараты, которые при правильном подборе и применении могут поддерживать здоровье и замедлить развитии СПИДа на длительное время. Благодаря этим лекарствам человек может вести полноценную жизнь.

    С момента заражения ВИЧ до стадии СПИДа может пройти от 5 до 15 лет.

    Как можно обнаружить ВИЧ? Слайд №8

    Узнать о том, что человек инфицирован, можно сдав анализ крови на наличие антител к ВИЧ.

    Чем отличается ВИЧ инфицированный от больного СПИДом? Слайд №9

    ВИЧ - инфицированный – практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.

    СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.

    Упражнение «Пять секунд»

    Цель : стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД

    Время : 5 минут

    Вид : метафора

    Материал : не требуется

    Инструкция:

    Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.

    Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.

Резюме информация Слайд №10

* В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать. Слайд №11

В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных

В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году (уже 26 лет как появились первые случаи заболевания). Слайд №12

Общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным около 2 млн. человек. Большая часть ВИЧ-инфицированных в России – мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70% ВИЧ-инфицированных – потребители внутривенных наркотических веществ. Но в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции. На начало 2013 года в Хабаровском крае - примерно 2216 чел., 319 детей.

    В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря.

Воспитатель: Сегодня мы откроем для себя мир с другой стороны… посмотрим на тех, кого уже не спасти, задумаемся о том, чем мы можем помочь и о том, как уберечь себя и своих друзей от СПИДа и ВИЧа… Очень часто мы из-за своего незнания, непонимания, отворачиваемся от тех, кому нужна наша поддержка… Очень часто мы совершаем такие поступки, о которых очень долго сожалеем…

Да мы наслышаны о СПИДе и ВИЧ, но между знанием и действительностью большая пропасть .

Слайд №13

    В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусом иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу. Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки. Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Её поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр. В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось долгое время…»

Слайд №14

    Как Вы думаете, правильно ли они поступили с ребёнком?

    Почему люди так поступили с ВИЧ-инфицированным ребенком?

….. и наверное еще бесчувственность!

    Как мы относимся к этим людям? К людям, будущее которых предопределено? (варианты). Некоторые - сочувствуют, некоторые – осуждают, некоторые – равнодушны…

    Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?

(заботится, не избегать и т.д.)

У таких людей есть Право на охрану здоровья.
Предусмотрена Уголовная ответственность за умышленное заражение.

    Ст. 122 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Тайна обследования, права человека. Личная ответственность за своё здоровье.

Слайд № 15

Давайте представим себе, что у вас в руках – вакцина от СПИДа, в единственном своем варианте, и вы можете спасти только одну жизнь… Жизнь младенца, жизнь молодой девушки – подростка, или же парня 20-25 лет? Поднимите руку те, кто бы помог ребенку? А кто бы спас девушку? А кто парня? (записываем в таблицу число голосов)

Но, вот вы узнаете, что у младенец заразился при родах, девушка - половым путем, она – проститутка, парень – через шприц, он - наркоман. Кому бы вы теперь отдали бы лекарство?

При более тщательном исследовании, оказалось, что младенец, в любом случае – обречен, у него отказывают почки и легкие…. У девушки умерли родители и она осталась сама с маленькой сестричкой, но узнав о своем горе, она навсегда покончила со своей профессией и теперь учится в техникуме при поддержке соц. Служб, а парень давно завязал со своим прошлым и теперь активно ведет всевозможные профилактические акции по распространению СПИДа среди молодежи, благодаря его трудам не заразятся сотни людей… Кому бы вы теперь отдали вакцину?

младенец

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Воспитатель: Посмотрите, как поменялось ваше мнение в зависимости от ситуации. А теперь подумайте, как можно помочь людям, которые больны, какую можно оказать им поддержку.

Ребята! Как же передается ВИЧ? Многие дети и даже взрослые, допускают ошибки в этом серьезном вопросе. Давайте вспомним.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА №8

Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД» Слайд №16-19

Цель: информирование о распространении ВИЧ/СПИД

Время: 10 мин.

Вид: упражнение - таблица

Материал: карточки «+» и «-«.

Инструкция:

Если вы считаете, что ситуация опасна, проголосуйте сигнальной карточкой«+» (Риск). Если не опасна - то «-».

Ситуации

Риск

Питье из общего стакана

Пользование общественным туалетом

Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ

Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении

Объятие человека, живущего с ВИЧ

Укусы насекомых

Касание одеждой

Использование нестерильных инструментов для татуировок

Уход за больным СПИДом

Использование общих шприцов для ведения наркотиков

Рукопожатие

Использование общей посуды для смешивания наркотиков

Использование общей бритвы

Сдача крови

Получение чужой крови при переливании

Обучение в одном классе (группе)

Использование общей посуды для еды

Сексуальные контакты без презерватива

Обсуждение: не требуется

Резюме-информация: Слайд №20

В настоящее время установлено, что ВИЧ передается только при определенных условиях.

*-через кровь:

*-совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;

*-нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;

*-чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;

*-через незащищенный половой контакт;

*-от матери к ребенку, передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

Работа по вопросам в группах? Слайд №21

    Где можно заразиться ВИЧ?

    Кто входит в группу риска по ВИЧ?

Можно заразиться ВИЧ: Слайд №22

    в больнице, в маникюрном и педикюрном кабинете,

    тату - салоне,

    в тюрьме,

    в местах, где собираются наркоманы,

    в армии,

    в местах скопления проституток.

Группа риска: Слайд №23

    наркоманы,

    проститутки,

    медработники,

    заключённые,

    солдаты.

Слайд №24

Слайд №25

«Игра с водой»

Дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

Объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Материалы:

Стаканчики с водой по количеству учащихся;

Крахмал; - йод.

Инструкция:

1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

3. Педагог раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

4. Педагог предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)».

5. Необходимо за три минуты вступить в «контакт» с как можно большим количеством людей.

6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

7. Через три минуты «тусовка» заканчивается.

8. После того как класс сел, педагог говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.

9. Педагог спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.

10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

11. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.

Болезнь не щадит никого, но есть поговорка "Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Игра "Вежливый отказ". Слайд №26

Цель: формирование навыков безопасного поведения.

Вид: ролевая игра

Материал: карточки с написанной ситуацией и фразами для вежливого отказа.

Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.

Ситуации:

Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.

Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.

Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.

На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.

В летнем лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.

На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.

Фразы для вежливого отказа:

Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.

Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.

Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.

Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).

Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).

Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.

Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.

Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.

Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.

Резюме-информация:

В отличии о других заболеваний ВИЧ/СПИД – заболевание, связанное с рискованным поведением людей. От того, насколько человек в состоянии контролировать свои поступки, зависят его здоровье и будущая жизнь.

Выводы: Слайд №27,28

СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита

СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения

Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!

III. Заключительная часть.

Рефлексия. Упражнение "Человек". Слайд №29

Каждой участнику выдается лист бумаги, на котором нарисован контур человека. В каждой части тела участник записывает свою оценку занятия, полученных знаний.

Голова - какие знания ты получил на занятии?

Руки - какие навыки ты приобрел на занятии?

Живот - какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?

Ноги - что осталось непонятным?

Воспитатель: Право выбора и ответственность за свою жизнь каждый несет сам, но хочется надеяться, что это разговор поможет вам отнестись к своему здоровью более сознательно…

Подарить учащимся буклеты, памятки "Профилактика ВИЧ-инфекции" в классный "Уголок здоровья".

Литература

1. 1.Чайка Н.А., Клевакин В.М. “СПИД – чума XX века” Лениздат, 1989.

2. Л.П. Анастасова и др. “Человек и окружающая среда” Москва “Просвещение”, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА!

Как происходит заражение?

Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель). СПИД передается только от человека к человеку: а) половым путем; б) через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; в)от матери к плоду и новорожденному.

ВИЧ не передается?

    ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты.

    Нет никакой опасности в ежедневных общениях на работе, школе или дома.

    Невозможно заразиться через рукопожатия, прикосновения или объятия.

    Нет никакой возможности заразиться в плавательном бассейне или туалете.

    Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых.

Меры профилактики

Основное условие быть здоровыми - Ваше поведение!

    Половые контакты - наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение - избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.

    Внутривенно употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.

    Использование любого инструментария (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях так и в быту при различных манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.д.), где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требуется их стерилизация.

Спирт не убивает ВИЧ .

    Проверка донорской крови обязательна.

Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.

Напоминание о СПИДе: "Не погибни из-за невежества!" - должно стать реальностью для каждого человека.

ПАМЯТКА

«Знать – чтобы жить».

1. Абсолютно безопасно прикасаться к больному СПИДом.

2. Заразиться вирусом ВИЧ через стульчак туалета нельзя.

3. Абсолютно безопасно находиться в классе с учителем, больным СПИДом.

4. СПИД угрожает не только гомосексуалистам.

5. Нельзя заразиться ВИЧ, если пить из одного стакана, либо доедать бутерброд ВИЧ - инфицированного.

6. Нецелесообразно останавливать кровотечение рукой, если в школе кто то поранился и нуждается в помощи.

7. Вирус ВИЧ вызывает болезнь - СПИД.

8. Три основных пути, которыми передается СПИД:
контакты через кровь (использование общей иглы), сексуальные контакты, от матери к ребенку во время родов.

9. Правильное и постоянное использование презерватива препятствует заражению вирусом ВИЧ.

10. Диапазон времени от заражения вирусом ВИЧ до проявления симптомов болезни СПИД несколько лет.

11. Симптомы СПИДа похожи на симптомы других болезней.

12. Инфицированные ВИЧ и больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Чтобы помочь такому человеку, нужно остаться его другом.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 8700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проверить уровень усвоения информации.

Материалы и оборудование: мел, ватман, разноцветные маркеры, фломастеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника; компьютер, проектор; видеопособие для подростков, педагогов, родителей «Наркозависимость» (центр практической психологии «Катарсис»), видеомагнитофон, телевизор; папки для участников с раздаточными материалами (анкеты, информационные листы, буклеты).

План занятия

№ этапа

Время

Продолжительность

Введение

Знакомство

Ожидания участников

Принятие правил работы группы

Оценка уровня информированности группы

Актуализация проблемы.
Игра «Листок с секретом»

Демонстрация видеофрагмента

Информационный блок (начало)

20-25 минут

Игра «Степень риска»»

Кофе-пауза

Информационный блок (продолжение)
Игра «Спорные утверждения»

Отработка практических навыков
Игра «Стул»

Понятие о групповом давлении

Игра «Ответственное решение»

Завершение работы

План-конспект

Введение (5 минут)

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если ведущий расскажет о своей профессиональной деятельности, личных ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. Не рекомендуется ограничиваться высказыванием типа: «Меня зовут…».

Знакомство (10 минут)

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там, на протяжении всего занятия.

Ожидания участников (10 минут)

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»).

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Для этой цели используется опросник, содержащий закрытые вопросы по теме «ВИЧ/СПИД» (Приложение 1).

Актуализация проблемы (15 минут)

Игра «Листок с секретом»

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю японский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.

3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».

5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

6. «Нолики» изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке которых оказались «минусы», переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

7. Групповая дискуссия по вопросам:

  • Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  • Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?
  • Как объяснить тот факт, что 80 – 90 % больных СПИДом являются наркоманами?
  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
  • Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Фильм – «Правда из первых рук». О связи наркомании с распространением ВИЧ-инфекции.

Информационный блок (20 – 25 минут)

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной доклад построен в виде лекции – компьютерной презентации (Приложение 2).

Игра «Степень риска» (10 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Игра «Спорные утверждения» (20 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Цель этого этапа – приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Игра «Стул» (10 минут)

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

Обсуждение:

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и давлению одного человека, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, принимать наркотики, курить или вступать в половую связь). Получается, что это не наше решение, на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей».

Демонстрируется и обсуждается слайд «Виды группового давления» (Приложение 3).

Игра «Ответственное решение» (20 минут)

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

Обсуждение:

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью анкеты (Приложение 1). Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами.

Литература

  1. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  2. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. – 206 с.

Прошла встреча с директором «Некоммерческого благотворительного фонда «Светланы Изамбаевой» и ее волонтерами. Основная тема данного мероприятия - «ВИЧ и СПИД. В чем разница? Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ».

Основной целью данной встречи была пропаганда здорового образа жизни, донесение информации о ВИЧ-инфекции и развеивании общественных стереотипов в отношении людей, живущих с ВИЧ.

ВИЧ-это сокращенное названии вируса иммунодефицита человека, т.е вируса поражающего иммунную систему. ВИЧ живет и размножается только в организме человека. Вирус постепенно разрушает иммунную систему. И иммунитет не может бороться с другими инфекциями, потому что постепенно сам поражается. СПИД - это стадия ВИЧ-инфекции, глубокое поражение иммунной системы.

Тренинг начался с упражнения на выявления стереотипов в отношении ВИЧ. Студентам задали 8 вопросов о ВИЧ, ответы позволяли выявить недостающую информацию и имеющиеся стереотипы. Затем студенты методом мозгового штурма ответили на вопрос «Что я чувствую, когда слышу слово ВИЧ?». В основном ответы последовали о страхе, смерти, негативных переживаниях. Далее упражнение «спорные утверждения» дали возможность обсудить, высказать свою точку зрения в отношении людей, живущих с ВИЧ. И в результате спора студенты узнавали достоверную информацию о ВИЧ и о людях, живущих с ВИЧ. В результате тренинга студенты узнали, что ВИЧ и СПИД это не одно и то же, что такое «период окна», «аварийная профилактика», что кровососущие насекомые не являются переносчиками ВИЧ-инфекции, как передается ВИЧ и в каких жидкостях человеческого организма его достаточно для инфицирования другого человека. В заключении студентам был задан тот же вопрос, что и вначале: «Что я чувствую, когда слышу слово ВИЧ?». Ответы последовали, что чувства о продолжение жизни, поддержка, надежда, жизнь, просто вирус.

Со слов студентов гр. 10.2-602:

На этой лекции мы узнали что, ВИЧ передается через жидкости в организме человека, а именно: кровь, семенную, вагинальную, спинномозговую жидкость и молоко мамы. Заразиться этой инфекцией можно при незащищённом половом контакте, при открытых ранах, когда происходит контакт «кровь в кровь» и от матери к ребенку если мама не соблюдала медицинские рекомендации. Через медицинские или любые другие инструменты, передать вирус ВИЧ практически невозможно, в связи с тем, что контакт происходит металл-кожа, а не кровь в кровь. Вне организма человека и высохшей капле крови вирус быстро погибает. Важно, чтобы медицинские манипуляции проводились одноразовым инструментарием (Ахметзянова Г.).

Женщина, живущая с ВИЧ может родить здорового ребёнка, при условии, что она проходит курс лечения и все медицинские рекомендации с вероятностью до 99%. Однако, если она не знает о своей болезни или не лечится эта вероятность равна 30% (Набиуллина А.).

Насекомые не являются переносчиками этой инфекции, что очень меня порадовало. В связи с тем, что вирус ВИЧ живет и размножается только в организме человека (Хамидуллина Г.).

Некоторые люди не идут в больницы только потому, что бояться признаться кому-либо о своей болезни или попросту теряют смысл жизни, и перестают бороться за него. Благодаря этой лекции мы узнали, что ВИЧ - это вовсе не приговор, можно лечиться и заводить семьи, рожать детей, заниматься любимым делом и жить спокойной жизнью при соблюдении постоянного лечения (Валиева Л.).

Студенты остались очень довольны встречей и сказали, что узнали много нового для себя.

Выражаем благодарность идейному вдохновителю данного мероприятия, доценту кафедры контрастивной лингвистики Биктагировой З.А.